Скачать 62.13 Kb.
|
Описание опыта работы преподавателя изобразительного искусства Сагировой Э.А. Я, Сагирова Эллада Александровна, преподаватель высшей категории МБОУДОД Детской школы искусств №15 г.Казани отделения «Изобразительное искусство». В цикл «Изобразительное искусство» входят такие предметы как: «основы изобразительной грамоты», «лепка», «прикладное искусство» - в младших классах (6-9 лет); «рисунок», «дизайн», «живопись», «станковая композиция», «декоративная композиция» и «история изобразительного искусства». Изобразительное искусство играет важную роль в образовании и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, оно способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети с самого раннего возраста имеют возможность удовлетворить потребность в созидании, творческом самовыражении личности, реализовать желание создавать нечто новое своими силами. Систематические занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в современных условиях, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры. В своей работе использую: в младших классах (6-9 лет) рабочую программу «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанную под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО Б.Н.Неменского ( Москва, Просвещение, 2007г); в старших классах (10-14лет) использую «Базовую образовательную программу для детских художественных школ и школ искусств, разработанную и утвержденную центральным методическим кабинетом Министерства культуры Российской федерации (Казань, Министерство культуры Республики Татарстан, 2002 г.). Также, в своей педагогической практике активно использую разработанные мною образовательные программы:
Данные программы посвящены актуальной проблеме воспитания и обучения детей в системе дополнительного образования детских школ искусств, получения ими качественного образования, создания благоприятных условий пребывания в художественно-образовательной системе. Хотелось бы подробнее осветить программу по предмету «Декоративная композиция», т.к. с данной программой связан открытый показательный урок. Важной особенностью программы является:
Цель программы – приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося мира - социальное и профессиональное самоопределение. Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач: Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):
Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):
Воспитательные: формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество; развитием личностных качеств отношения к обществу, другим людям, самому себе:
Учебные задачи могут решаться разными формами занятий: коллективная, групповая, парная и индивидуальная:
Для повышения качества творческой деятельности юных художников программой предусмотрены следующие принципы: - Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем; - Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы всеми учащимися; - В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент; - Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия; - Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности; - Объекты творчества учающихся имеют значимость для них самих и для общества. В своей педагогической практике использую технологию проблемного обучения ( Дьюи - М.И.Махмутова) – как условие повышения качества образования, снижение нагрузки учащихся, и более эффективного использования учебного времени. Они формируют учебно-познавательные компетенции: целеполагание, сбор информации, анализ собранных данных, построение гипотез и обобщения. Это метод проектов (на основе технологии Паркхерста); обучение в сотрудничестве (технология И.П.Иванова); портфолио ученика; интерактивный метод обучения. Мною поощряется поисковая деятельность учащихся, например, сдачи выпускного экзамена в форме реферата, который позволяет соединить теоретические знания, практические навыки и умения с формированием активной жизненной позиции. Применение новейших методов с применением современных мультимедийных информационных технологий обучения доказывает свою актуальность:
и результативно:
Доказательной базой результативности программы в т.ч. являются многочисленные победы в конкурсах детских рисунков республиканского и международного уровней; поступление в профильные вузы и продолжение профессиональной деятельности. |