Скачать 230.42 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ ДЕПАРТАМЕНТ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» Утверждаю:____________________ Декан факультета ветеринарной медицины, и.о.профессора Цыремпилов П.Б. «____»__________________2010 г. ФАКУЛЬТЕТ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫРассмотрено и рекомендовано одобрен и рекомендован кафедрой нормальной,патологической методической комиссией ФВМ физиологии, фармакологии и Председатель метод.комиссии токсикологии __________________________ Протокол №________ «____»__________ 2010 г. «____»______________ 2010 г. Зав. кафедрой_____________ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС Учебной дисциплины «Этология» цикла ОПД.Р.1 по специальности 110501.65 – «Ветеринарно-санитарная экспертиза» Улан-Удэ 2010 ФГОУ ВПО «Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. В.Р. Филиппова» Утверждаю: Декан факультета ветеринарной медицины, ______________и.о.проф. Цыремпилов П.Б. «___»____________ 2010 г. Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А По дисциплине: «Этология» Для специальности: 110501.65 – Ветеринарно-санитарная экспертиза Преподаватель: Борисов Д.Р. __________________________________________________________ Факультет: факультиет ветеринарной медицины Кафедра: Нормальной, патологической физиологии, фармакологии и токсикологии Курс: 3 Семестр: 5 Лекции: 16 часов ЛПЗ: 16 часов СРС : 32 часов Экзамен, зачет Улан-Удэ 2010 Рабочая программа составлена в соответствии с государственными требованиями к обязательному минимуму основной образовательной программы. Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Протокол №________ от __________-2010 г. Зав. кафедрой, доцент_________Д.Р.Борисов Программа рассмотрена и одобрена методической комиссией факультета ветеринарной медицины Протокол №______ от _______________2010 г. Председатель методической комиссии ФВМ,, доцент ________________ Содномов В.Ч.
СОДЕРЖАНИЕ
7.1 Рекомендуемая литература 7.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины, перечень обучающих программ, диафильмов, видеофильмов, приборов, установок и других материальных средств.
Реализация в дисциплине «Этология» требований квалификационной характеристики, основных требований к профессиональной подготовленности выпускника и целей основной образовательной программы в соответствии с ГОС ВПО по специальности 110401 – зоотехния, должна учитывать следующее:
1.2. Выписка из ГОС ВПО «Требования к обязательному минимуму содержания по дисциплине «Этология» с основами зоопсихологии ОПД.Ф.04. «Поведение животных, рассматриваемое как динамическое единство моторных, психических и вегетативных компонентов, является отражением их морфофункционального статуса, состояния здоровья, приспособленности к условиям содержания». Учебная дисциплина «Этология» включает следующие аспекты: История развития этологии. Современные представления. Врожденные формы поведения. Приобретенные формы поведения. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Индивидуальные особенности поведения. Типы нервной системы. Потребности и мотивации. Эмоции. Сознание и мышление. Память. Сон и его механизмы. Физиологическая адаптация животных. Сложная поведенческая деятельность домашних, сельскохозяйственных и лабораторных животных. Биологические и морально-этические аспекты взаимоотношений человека и животных.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины: В процессе освоения дисциплины студенты должны изучить и знать: - современное состояние этологии, исторические корни дисциплины, междисциплинарный прикладной характер этологии; - организацию индивидуального поведенческого акт животного и закономерности его формирования; - неактивные формы поведения и видовые особенности животных; - групповое поведение животных; - половое поведение животных; - поведение животных в экстремальных условиях; - адаптация животных к условиям жизни при низких и высоких температурах среды; - влияние искусственной среды на поведение животных; - основы благополучия животных. Помимо получения теоретических знаний, студенты в процессе изучения этологии должны овладеть следующими практическими навыками и умениями работать с животными: - методами и приемами управления потенциально опасными животными (быки-производители, хряки, агрессивные собаки и др.) - умением выявлять врожденные и приобретенные патологические формы поведения животных и приемами купирования патологических поведенческих стереотипов; - умением выявлять и исправлять поведение животных, развивающиеся в результате технологических стрессов на почве неправильного содержания и кормления, неудовлетворительного микроклимата помещения; - умением принимать практические меры адаптации животных и технологиям их содержания, кормления, разведения и эксплуатации. 3. Акт согласования 3.1. К рабочей программе прилагается печень следующих дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения дисциплины «Этология» 3.1.1. Кафедра разведения, кормления и генетики Изучение этологии лошадей, особенности жизненных проявлений, их при содержании в конюшне и на пастбище. Согласовано __________________________ Матханова А.В. 3.1.2. Кафедра ТППиСХП Особенности поведения крупного рогатого скота при содержании на привязи, при беспривязном содержании, на пастбище Согласовано ____________________________ Дмитриева М.Н.
Изучить видовые особенности поведения у овец, свиней, птиц при разных условиях их содержания Согласовано _____________________________ Билтуев С.И.
Согласовано _________________________________ Тарнуев Д.В. 3. Входной контроль На основании материалов согласованных дисциплин в качестве входного контроля знаний студентов будут использованы билеты, включающие вопросы по ранее изученным общебиологическим дисциплинам, как зоология, морфология животных, физиология животных, биологическая химия, генетика животных и зоогигиена. Входной контроль
Промежуточная оценка знаний и умений студентов проводится с помощью контрольных работ и коллоквиумов. В конце курса заслушивается отчет студента по выполненной самостоятельной работе – реферативно-исследовательский отчет. Итоговый контроль знаний в форме зачета предусмотрен в конце 9 семестра.
Курс рассчитан на 16 часов лекции, 32 часов ЛПЗ и 32 часа самостоятельной работы студентов (таблица 1)
5.1.1. Тематический план лекционных занятий
5.1.2. Тематический план лабораторно-практических занятий
6.1. Темы курса, выносящиеся на самостоятельное изучение студентами во внеурочное время.
6.2. Примерные темы реферативно-экспериментальных работ 1. История развития науки о поведении животных. Современные представления от этологии. Прикладное значение этологии. 2. Методология этологических исследований 3. Поведение животных как механизм адаптации к среде обитания 4. Врожденное поведение животных. Роль среды в изложении врожденных поведенческих стереотипов в процессе онтогенеза. 5. Рефлекс и инстинкт – основа врожденного поведения. Роль ключевых раздражителей в формирований поведения. 6. Эволюция врожденных форм поведения животных (от простейших к позвоночным). 7. Научение как механизм индивидуальных адаптации 8. Видовые особенности научения животных 9. Развитие поведения в пренатальный период: сравнительный аспект. 10. Роль гормонов в регуляции поведения животных. 11. Роль сенсорных систем в поведении животных разных видов. 12. Потребность и мотивация как системообразующий фактор поведения животных. Механизмы образования эмоций (страх, гнев, радость, ревность) 13. Внутривидовая агрессия животных как фактор сохранения вида. 14. Голод и жажда: этологические особенности животных разных видов и возрастов. 15. Групповое поведение. Формы ассоциаций животных. Биологические преимущества группового образа жизни и механизмы поддержания ассоциаций. 16. Распознание особей в ассоциациях животных. 17. Половое поведение животных разных видов. Физиологические основы искусственного воспроизводства животных (искусственное осеменение, трансплантация эмбрионов, клонирование, искусственная инкубация икры и яиц у рыб и птиц, др). 18. Родительское поведение животных. 19. Неактивные формы поведения животных разных видов (отдых, дремота, сон) 20. Этологический аспект адаптации животных к экстремальным условиям ()заполярье), пустыня, водная среда, высокогорье) 21. особенности поведения животных в искусственных ассоциациях (КРС, свиньи, овцы, козы, собаки, и др) 22. Управление животными разных видов. (КРС, свиньи, овцы, козы, собаки, и др) 23. Особенности поведения крупного рогатого скота 24. особенности поведения лошадей 25. особенности поведения овец 26 Особенности поведения свиней 27. особенности поведения птиц 28. Особенности поведения рыб. Критерии оценки реферативно-экспериментальных работ: - глубина раскрытия темы; - использование собственного экспериментального материала; - оформление работы; - качество презентации при защите работы студентом
Основная:
7.2.1. Для организации учебного процесса необходимы следующие материально-технические средства: 1. Поголовье животных (крупный рогатый скот – 5 голов, лошади – 3 головы. Свиньи – 3 головы, овцы -3 головы, собаки, кролики, кошки). Занятия будут проводится в учхозе «Байкал», ветеринарных клиниках и в клинике мелких животных. 2. Секондомер – 2 ед 3. Комплект учебных видеофильмов по этологии – 1 ед. 4. Фотокамера цифровая – 1 ед Приложение к рабочей программе 2.1.1. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя а) деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения учебного материала Управление учебным процессом преподаваемой дисциплины основано на модульном принципе обучения и рейтинговой оценки знаний студентов. Система контроля включает в себе текущий и итоговый опрос, выполнение индивидуальных лабораторно-практических, реферативно-экспериментальных работ, прием модулей и зачета. б) научно-методические основы учебной дисциплины Методическая направленность преподавания дисциплины «Этология» основана на знании закономерностей взаимоотношения живых существ друг с другом и окружающей средой, биологии поведения здоровых животных, механизмах, лежащих в основе того или иного поведенческого акта отдельных индивидуумов. Поведение животных, рассматриваемое как динамическое единство моторных, психических и вегетативных компонентов, является отражением их морфофункционального статуса, состояния здоровья, приспособленности к условиям содержания. Учебная дисциплина «Этология» обеспечивает структурно-логическую связь между теоретическими дисциплинами (зоология, морфология, физиология, генетика и др) и технологическими специальными предметами (кормление, разведение животных, зоогигиена, ветеринария, птицеводство, коневодство, скотоводство, овцеводство и т.д.) Знание этологии позволяет специалисту более объективно оценивать потребность домашних животных в жизненном пространстве, в питательных веществах и кормовых средствах, а также социальные потребности животных. Этология предлагает специалисту научно обоснованные приемы управления (научения) животными разных категорий, включая потенциально опасных для человека (быки-производители, хряки, жеребцы, злобные собаки и др) и стадных животных 9овцы, козы, крупный рогатый скот). Преподавателем должны быть использованы все атрибуты научно-методического познания (анализ и синтез, аналогия, моделирование, абстрагирование и ограничение). Преподавателем должны быть использованы все атрибуты научно-методического познания (анализ и синтез, аналогия, моделирование, абстрагирование и ограничение). Изучение теоретических вопросов по данному курсу рассматривается на лекциях и дополняется и закрепляется работой студентов на лабораторно-практических занятиях, самостоятельной работой по изучению частной этологии животных на животноводческих объектах В лабораторный практикум необходимо вводить ситуационные технологические задания, деловые игры наиболее приближенные к конкретным условиям производства продукции животноводства. Являясь общепрофессиональной дисциплиной, курс «Этология» не должен быть оторван от других циклов дисциплин ГОС ВПО. Необходимо обращать внимание на наличие структурно-логической схемы межпредметных связей. в) Структурно-логическая схема межпредметных связей по курсу «Этология» для специальности «Ветеринарно-санитарная экспертиза» ЕН.Ф.03. – Физика и биофизика - термодинамика и биоэнергетика ЕН.Ф.04.02. – Органическая, биологическая и физколлоидная химия. - Метаболизм - Обмен веществ и энергии в организме. ОПД.Ф.03. – Физиология животных - Физиология центральной нервной и эндокринной систем - иммунная система - физиология дыхания и пищеварения Обмен веществ и энергии Физиология адаптации ОПД.Ф.05. – Разведение с основами частной зоотехнии - Рост, развитие и продуктивность с/х животных - Биотехнологические и хозяйственные особенности с/х животных. - Технология производства животноводческой продукции ОПД.Ф.06. – Кормление с/х животных - Система нормированного кормления животных - контроль полноценности кормления животных г) рекомендации по наиболее эффективным методам и средствам обучения Опыт показывает, что методологическая направленность лекций и других форм учетного процесса способствует более глубокому и сознательному пониманию студентами изучаемых положений и закономерностей, развивает у них мыслительный процесс, что позволяет более конкретно и правильно оценивать состояние и развитие научно-технического и технологического процесса в области животноводства. Лекция – занятие, где излагаются основные теоретические и проблемные положения дисциплины. Наибольший эффект дает проведение занятий с использованием современных технических средств обучения (оверхед, мультимедийный проектор, кино, видеофильмы и т.д.), которые позволяют закрепить полученные знания и теоретические основы. д) особенности преподавания теоретической и практической части дисциплины Лекционный материал должен быть связан с природно-климатическими условиями Забайкальского региона. Особое внимание необходимо уделять национально-региональному компоненту. В течение многих столетий по итогам народной селекции были сформированы особые виды аборигенных животных: бурятские лошади, овцы, местные яки и др. Сохранение и совершенствование данных видов в современных условиях позволяет решить вопросы производства экологически чистых продуктов, сохранения природного баланса на основе использования приспособленных к местным условиям технологий. Для подготовки специалиста с учетом национально-региональных особенностей предусмотрено: - изучение индивидуального поведенческого акта животных разводимых в Республике Бурятия; - биомеханику движения животных; - формы поведения внутренние побудительные мотивы поведения животных; - групповое поведение разных видов животных е) наиболее эффективные комбинации элементов учебно-методического обеспечения Учебно-методическое обеспечение дисциплины включает список основных и дополнительных литературных источников. Наряду с центральными изданиями в учебном процессе используются методические разработки кафедры: - рабочая тетрадь для выполнения лабораторно-практических занятий - методические указания и вопросы для самостоятельной работы студентов ж) диагностика учебного процесса Проверка знаний студентов осуществляется сочетанием таких способов контроля как: устное собеседование; устный и письменный опрос; компьютерное тестирование. Эти способы используются при проведении текущего, рубежного и итогового контролей, а также при сдаче модулей. 2.1.2. Методические указания для студентов а) планы лабораторно-практических занятий и методические рекомендации по их выполнению: 5 семестр - на лабораторно-практических занятиях будут изучены особенности поведения разных видов сельскохозяйственных животных (крупного рогатого скота, овец, птиц, свиней, лошадей) путем наблюдения и описания жизненных проявлений. При этом будут использованы устройство для измерения интенсивности движения (шагомер), измерительная и регистрационная аппаратура (часы, секундомер, фотоаппарат) Для выполнения каждого лабораторно-практического занятия имеются методические указания, наглядные пособия, экспонаты и лабораторные приборы и оборудование. В методических пособиях даны вопросы для самостоятельной работы студентов по каждой теме. Для выполнения реферативных работ имеется их список, состоящий из 28 различных тем, а также методические указания по их написанию. |
Рабочая программа по дисциплине в этология животных Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Зоология, морфология, анатомия, физиология, экология, палеонтология, этология, опылители, животноводство | ||
Рабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований... Рабочая программа по курсу «Этология» составлена на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа по дисциплине физиология и этология животных для специальностей Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности... | ||
Календарный план лабораторных занятий по дисциплине «физиология и... Ii: Общая физиология возбудимых систем и вегетативной нервной системы. 5 занятий | Примерная программа наименование дисциплины физиология и этология... Токсикология», «Кормление животных с основами кормопроизводства», «Безопасность жизнедеятельности», «Ветеринарная генетика», «Разведение... | ||
Д. Мак-Фарленд Поведение животных. Психобиология, этология и эволюция Охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира.... | Рабочая программа учебной дисциплины этология с основами зоопсихологии... «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)», «Кормление животных и технология кормов», «Разведение, генетика... |