Скачать 246.06 Kb.
|
Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тверской государственный технический университет» СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ Система управления качеством подготовки специалистов МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА обучения и оценки успеваемости студентов СтП – ТГТУ – КПС – 09 - 09 Тверь 2009 ПРИНЯТО Ученым советом ТГТУ «_15_» _апреля_ 2009 г. Протокол №_8__ СТАНДАРТ ПРЕДПРИЯТИЯ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА обучения и оценки СтП – ТГТУ – КПС – 09 - 09 успеваемости студентов Срок введения установлен с даты утверждения Стандарт предприятия СтП – ТГТУ – КПС – 09 - 09 разработан в соответствии с законом РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 (ред. от 27.10.2008 г.) «Об образовании», Федеральным законом от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изменениями и дополнениями), приказом Министерства образования Российской Федерации от 11.07.2002 г. № 2654 «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов» и на основании Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 г. № 71, Устава Тверского государственного технического университета. Требования настоящего стандарта согласованы с требованиями стандартов: СтП – ТГТУ- КПС 05 - 05 «Учебно-методический комплекс. Общие требования» и СтП – ТГТУ – КПС – 07 – 08 «Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов». Настоящий стандарт устанавливает единые требования к организации и использованию модульно-рейтинговой системы обучения и оценки успеваемости студентов ТГТУ. Стандарт предназначен для профессорско-преподавательского состава и студентов ТГТУ, сотрудников деканатов, кафедр и других структурных подразделений университета, задействованных в организации и осуществлении учебного процесса и применяющих модульно-рейтинговую систему. Составители: Белов В.В., Петропавловская В.Б., Клингер А.В., Ковалева А.А. Под общей редакцией проректора по качеству образования профессора Белова В.В. Внесен Центром качества образования ТГТУ. Рассмотрен и рекомендован к введению в действие решением УСУ ТГТУ от 15.04.2009 г. протокол № 8. Введен впервые. 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1 Модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов – это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения основной образовательной программы по направлению (специальности) высшего профессионального образования с использованием модульного принципа построения учебного процесса. При этом осуществляется структурирование содержания каждой учебной дисциплины на дисциплинарные модули и проводится систематизированный текущий контроль успеваемости студентов по каждому дисциплинарному модулю и дисциплине в целом. 1.2 Целью внедрения модульно-рейтинговой системы является внедрение альтернативной формы контроля учебного процесса путем формирования системы внутреннего контроля успеваемости студентов и оценки уровня подготовки специалистов для интенсификации учебного процесса, активизации работы, развития самостоятельности и ответственности студентов при освоении образовательных программ. 1.3 Задачи модульно-рейтинговой системы: - повышение объективности оценивания знаний, умений и навыков студентов преподавателями за счет выработки четких параметров контроля выполнения студентами учебной работы; - создание информационного банка данных, отражающего в динамике успеваемость каждого студента; - повышение уровня организации образовательного процесса в университете и активизация учебной деятельности студентов; - повышение качества подготовки и развитие самостоятельности и ответственности будущих специалистов. 1.4 Основные принципы модульно-рейтинговой системы:
1.5 Основные понятия и термины. Дисциплинарный модуль (ДМ) – логически завершенная часть учебной дисциплины, по окончании изучения которой осуществляется контроль знаний студентов в виде рубежного рейтинг-контроля. Рубежный рейтинг-контроль (РРК) – оценка знаний, умений и навыков по результатам выполнения контрольно-тестовых (проверочных) заданий (тестирование, контрольная работа или коллоквиум) по освоенному материалу каждого дисциплинарного модуля. Текущий рейтинг-контроль (ТРК) – результаты оценивания всех обязательных видов аудиторной и внеаудиторной работы студентов, выраженные в баллах, по каждому дисциплинарному модулю. Рейтинг по дисциплинарному модулю (РДМ) – сумма баллов, полученных по результатам оценивания рубежного и текущего рейтинг-контроля по каждому дисциплинарному модулю. Суммарный рейтинг по дисциплине (СРД) – сумма баллов, которая складывается из результатов рейтингов по дисциплинарным модулям. Рейтинг-план дисциплины (РПД) – документ, определяющий количество баллов и формы работы в дисциплинарных модулях. 2 ТИПОВАЯ МОДЕЛЬ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ обучения и ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ 2.1 Рейтинговая технология оценивания результатов обучения студентов основана на суммировании и учете накапливаемых баллов за активность и качество при выполнении обязательных учебных поручений (текущий рейтинг-контроль) и степень усвоения пройденного материала по результатам сдачи контрольно-тестовых (проверочных) заданий (рубежный рейтинг-контроль) по каждому дисциплинарному модулю в период изучения дисциплины. 2.2 Количество дисциплинарных модулей в семестре по каждой дисциплине определяется ведущим преподавателем – лектором в зависимости от объема дисциплины в семестре и логики ее построения. Рекомендованное количество дисциплинарных модулей дисциплины в семестре для применения модульно-рейтинговой системы от двух до четырех. 2.3 Максимальное количество баллов, которое может набрать студент по данной дисциплине в семестре в сумме по всем дисциплинарным модулям и видам контроля, составляет 100. 2.4 Текущий рейтинг-контроль (ТРК) включает в себя два компонента: первый – качество выполнения обязательных учебных поручений (оценивается количеством баллов от минимального значения до 80 % от максимального значения, установленных за ТРК для данного дисциплинарного модуля (см. п. 2.8 и табл. 1, 2)) и второй компонент – активность студента, которая определяется своевременностью сдачи обязательных учебных поручений и посещаемостью занятий в период обучения по данному дисциплинарному модулю (до 20 % от максимального количества баллов за ТРК для данного дисциплинарного модуля). В случае добора баллов за не пройденный своевременно без уважительных причин ТРК для данного дисциплинарного модуля количество баллов по этому виду рейтинг-контроля не может превышать минимальное значение. 2.5 Студент для получения допуска к экзамену обязан набрать минимальное или большее количество баллов за ТРК по каждому дисциплинарному модулю, что соответствует выполнению обязательных поручений, а также получить положительную оценку по результатам защиты курсовых работ и проектов (если этот вид работы предусмотрен учебным планом). 2.6 Рубежный рейтинг-контроль (РРК) включает оценивание в баллах степени усвоения студентами пройденного материала в диапазоне от минимального до максимального значений, установленных за РРК для данного дисциплинарного модуля (см. п. 2.8 и табл. 1, 2). 2.7 Положительные результаты прохождения ТРК по данному дисциплинарному модулю являются, как правило (за исключением уважительных причин), основанием и допуском для РРК по этому модулю. 2.8 Рейтинговые баллы за ТРК и РРК распределяются по дисциплинарным модулям ведущим преподавателем – лектором в зависимости от объема и значимости модуля. Для того, чтобы учесть количество часов и значимость материала модуля в объеме всей дисциплины преподавателем-лектором может быть введен коэффициент веса (C1, С2, С3, С4) каждого дисциплинарного модуля, выраженный в долях от единицы. В таблице 1 приведен расчет минимального и максимального количества баллов за ТРК и РРК при неравноценных дисциплинарных модулях в семестре (при необходимости округление осуществляется до целого числа в соответствии с известными правилами). В качестве примера в таблице 2 приведены минимальное и максимальное количество баллов при равноценных дисциплинарных модулях в семестре. Если при очередном РРК студент не набрал минимального количества баллов, его результаты по данному рубежному рейтинг-контролю обнуляются. 2.9 При условии набора минимального или большего количества баллов за ТРК и РРК по каждому дисциплинарному модулю, а также получения положительной оценки по результатам защиты курсовых работ и проектов, если этот вид работы предусмотрен учебным планом, студент может получить итоговую оценку по дисциплине по суммарному рейтингу без сдачи экзамена. Полученная итоговая оценка выставляется в экзаменационную ведомость и зачетную книжку в день экзамена во время экзаменационной сессии. Таблица 1 – Распределение баллов по неравноценным дисциплинарным модулям дисциплины в семестре
Таблица 2 – Распределение баллов по равноценным дисциплинарным модулям дисциплины в семестре
2.10 В университете действует следующая шкала пересчета суммарного рейтинга по дисциплине в итоговую оценку по 4-х балльной шкале: от 50 до 75 – «удовлетворительно»; от 76 до 90 – «хорошо»; от 91 до 100 – «отлично». Минимальное количество баллов в каждом дисциплинарном модуле по каждому виду контроля, необходимое для получения итоговой оценки по дисциплине без сдачи экзамена, является обязательным и не может быть заменено набором баллов в других модулях и по другим видам контроля. 2.11 При несогласии студента с итоговой оценкой по дисциплине, определенной по суммарному рейтингу, он сдает экзамен во время экзаменационной сессии. Экзамен сдается в обязательном порядке при невыполнении условия, обозначенного в п. 2.9. При этом допуском к экзамену является выполнение всей текущей работы (обязательных учебных поручений), которое оценивается набором минимального или большего количества баллов при ТРК по каждому дисциплинарному модулю и получением положительной оценки по результатам защиты курсовых работ и проектов (если этот вид работы предусмотрен учебным планом). Итоговая оценка по дисциплине определяется по результатам сдачи экзамена с учетом суммарного рейтинга (таблица 3). Таблица 3 – Определение итоговой оценки по дисциплине по результатам сдачи экзамена с учетом суммарного рейтинга
2.12 Если дисциплина изучается в течение нескольких семестров, в последнем из которых учебным планом предусмотрен экзамен, то студент может получить итоговую оценку по дисциплине без сдачи экзамена при условии набора минимального или большего количества баллов за ТРК и РРК по каждому дисциплинарному модулю в каждом семестре, а также получения положительной оценки по результатам защиты курсовых работ и проектов, если этот вид работы предусмотрен учебным планом. При этом итоговая оценка по дисциплине определяется по среднему арифметическому суммарных рейтингов за все пройденные по данной дисциплине семестры в соответствии со шкалой, приведенной в п. 2.9. В противном случае итоговая оценка по дисциплине определяется по результатам сдачи экзамена с учетом среднего арифметического суммарных рейтингов за все пройденные по данной дисциплине семестры (таблица 3). 2.13 Академический зачет по итогам изучения дисциплины в семестре выставляется при условии набора минимального или большего количества баллов за ТРК и РРК по каждому дисциплинарному модулю, что в сумме (суммарный рейтинг по дисциплине) должно составить 50 баллов и более за семестр, а также получения положительной оценки по результатам защиты курсовых работ и проектов, если этот вид работы предусмотрен учебным планом. 2.14 Другие вопросы, связанные с промежуточной аттестацией студентов (ликвидация академических задолженностей и т.п.), решаются в соответствии с Уставом университета, СтП – ТГТУ – КПС – 07 – 08 «Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация студентов» и другими нормативными документами, регулирующими учебную деятельность. 3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ, УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ В ТЕЧЕНИЕ СЕМЕСТРА 3.1 Модульно-рейтинговая система обучения и оценки успеваемости студентов реализуется в соответствии с рейтинг-планом дисциплины (РПД), составляемой ведущим преподавателем-лектором отдельно на данную дисциплину для каждой специальности (приложение А), руководствуясь рабочей учебной программой, в которой в обязательном порядке должен быть отражен модульный принцип построения учебного процесса. Рейтинг-план дисциплины и тестовые задания для РРК являются неотъемлемой частью учебно-методического комплекса дисциплины. 3.2 При составлении РПД преподаватель определяет виды ТРК и формы проведения РРК, диапазоны рейтинговых баллов в ТРК с учетом количества практических (семинарских, лабораторных) занятий и степени сложности учебного материала и выделением баллов за активность студента и качество выполнения им обязательных учебных поручений, а также диапазоны рейтинговых баллов в РРК по каждому дисциплинарному модулю. 3.3 Рейтинг-план дисциплины рассматривается на заседании кафедры и утверждается заведующим кафедрой. 3.4 Рейтинг-план дисциплины остается неизменным в течение учебного года/семестра, но может быть модифицирован перед началом очередного учебного года/семестра с обязательным переутверждением заведующим кафедрой. 3.5 Рейтинг-план дисциплины доводится до сведения студентов на вводном занятии по данной дисциплине. 3.6 Текущий рейтинг-контроль осуществляется в процессе проведения занятий, предусмотренных расписанием (выполнение и защита лабораторных работ, оценка выступлений на семинарах и практических занятиях, оценка самостоятельных работ, письменных и устных домашний заданий и расчетно-графических работ). 3.7 Рубежный рейтинг-контроль представляет собой самостоятельную форму контроля в структуре дисциплинарного модуля, определяемую преподавателем в одной из трех форм: тестирование (компьютерное или письменное), контрольная работа или коллоквиум. РРК может проводиться во время очередного занятия в конце изучения дисциплинарного модуля, либо в специально отведенное время вне рамок расписания. 3.8 В процессе изучения дисциплины преподаватель с участием ведущего лектора по данной дисциплине выставляет в единую рейтинговую зачетно-экзаменационную ведомость (приложение Б) баллы за текущий и рубежный рейтинг-контроль по каждому дисциплинарному модулю (в случае добора баллов по не пройденному своевременно без уважительных причин ТРК количество баллов по этому виду рейтинг-контроля не может превышать минимальное значение, т.е. в соответствующей графе выставляется минимальное количество баллов по ТРК для данного дисциплинарного модуля), рейтинговые баллы по дисциплинарному модулю (РДМ), а в конце семестра – суммарный рейтинг по дисциплине (СРД). 3.9 Результаты рейтингового контроля своевременно доводятся до сведения студентов. В конце семестра по дисциплине, изучение которой заканчивается экзаменом, при выполнении условия, обозначенного в п. 2.9, студенту сообщается об итоговой оценке по дисциплине, определенной по суммарному рейтингу без сдачи экзамена. При согласии студента с итоговой оценкой по дисциплине, определенной по суммарному рейтингу, ведущий преподаватель-лектор проставляет эту оценку в соответствующую графу единой зачетно-экзаменационной рейтинговой ведомости и в зачетную книжку в день экзамена во время экзаменационной сессии. В этом случае графа «Экзамен» единой зачетно-экзаменационной рейтинговой ведомости остается незаполненной для данного студента. 3.10 При несогласии студента с итоговой оценкой по дисциплине, определенной по суммарному рейтингу, он сдает экзамен во время экзаменационной сессии. Экзамен также сдается в обязательном порядке при невыполнении условия, обозначенного в п. 2.9. При этом допуском к экзамену является выполнение всей текущей работы (обязательных учебных поручений), которое определяется набором минимального или большего количества баллов при ТРК по каждому дисциплинарному модулю и получением положительной оценки по результатам защиты курсовых работ и проектов (если этот вид работы предусмотрен учебным планом). Результат сдачи экзамена проставляется в соответствующую графу единой зачетно-экзаменационной рейтинговой ведомости, а итоговая оценка по дисциплине, определенная по результатам сдачи экзамена с учетом суммарного рейтинга (таблица 3), – в соответствующую графу единой зачетно-экзаменационной рейтинговой ведомости и в зачетную книжку. 4 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УЧАСТНИКОВ МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ОЦЕНКИ УСПЕВАЕМОСТИ СТУДЕНТОВ Участниками модульно-рейтинговой системы являются студенты, профессорско-преподавательский состав, кафедры, деканаты, центр качества образования. 4.1 Центр качества образования:
4.2 Деканаты факультетов:
4.3 Заведующие кафедрами:
4.4 Преподаватели:
4.5 Студенты:
ПРИЛОЖЕНИЕ А Тверской государственный технический университет Утверждаю Зав.кафедрой_______________________________ «_____» _______ 200_г. РЕЙТИНГ-ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ ___________________________________________________________ (Название дисциплины согласно учебному плану) ___________________________________________________________ (Название специальности, направления) Курс____, семестр________ Кафедра: ________________________________________________________________ Ведущий преподаватель: ____________________________________________________________ (Ф.И.О., ученая степень, ученое звание) Курс(ы), семестр(ы)/учебных недель: ___ Лекций: ___ часов Лабораторный практикум: ___ часов Практические занятия: ___ часов Расчетно-графические работы: _____ работ Курсовых проектов/работ: ___ проектов/работ … Промежуточная аттестация: _______(зачет/экзамен) Количество дисциплинарных модулей ___ Распределение баллов по дисциплинарным модулям дисциплины
Содержание 1-го дисциплинарного модуля (аналогично по следующим модулям). Дисциплинарный модуль 1 (название). Продолжительность изучения модуля ________ недель
Приложение Б ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ЕДИНАЯ РЕЙТИНГОВАЯ ЗАЧЕТНО-ЭКЗАМЕНАЦИОННАЯ ВЕДОМОСТЬ №_________ Факультет _________________ Специальность __________ Курс _____ Группа ____________ Семестр _______ Дисциплина _________________________________________________________ Кафедра _____________________________________ Количество дисциплинарных модулей _______________ Преподаватель ________________________________ Дата сдачи ведомости в деканат «____» _______ 200__ г.
Декан факультета ________________________________/________________________/ Итого: Отлично _____________________________ Хорошо ______________________________ Удовлетворительно ____________________ Неудовлетворительно __________________ Не аттестовано ________________________ |
Инструкция по заполнению сопроводительной документации на автомобили... Настоящий стандарт регламентирует деятельность Отдела технического контроля, осуществляемую им в соответствии и в рамках «Положения... | Стандарт предприятия Разработан Службой стандартизации и метрологического обеспечения учебного процесса и научных исследований | ||
Предпринимательская деятельность Руководитель предприятия. Отношения руководителя предприятия и собственников предприятия | Управление доходами и рентабельностью предприятия Доходы и расходы предприятия влияют на финансовый результат предприятия, целью же любого предприятия является получение прибыли.... | ||
Стандарт предприятия к омплексная система управления эффективностью... Разработан кафедрой «Инструментальные системы автоматизированного производства» | Государственная (итоговая) аттестация по обществознанию вариант 1125 Часть 1 Стп 01-97. Стандарт предприятия, курсовые и дипломные проекты (работы). Основные требования к объему и оформлению | ||
Реферат Основной целью дипломной работы, является применение процедуры... Ооо «Орион». В связи с поставленной целью проводится анализ показателей финансового состояния предприятия. Рассчитываются показатели... | Содержание Введение 3 Заключение 5 Список литературы 6 Эффективное управление оборотными средствами предприятия имеет огромное значение для достижения максимально возможного уровня прибыльности... | ||
Учебно-методическое пособие по немецкому языку для студентов экон... Стп 01-97. Стандарт предприятия, курсовые и дипломные проекты (работы). Основные требования к объему и оформлению | Образовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт Государственный образовательный стандарт по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», утвержденный 27 марта 2000... | ||
Рабочая программа дисциплины экономика предприятия квалификация (степень)... Дисциплина «Экономика предприятия» является теоретической учебной дисциплиной в системе инженерного образования | Образовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт Стандарт дисциплины разработан на основании фгос впо направления подготовки 080500 Бизнес-информатика (квалификация (степень) "бакалавр"),... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине учет и анализ: финансовый анализ Виды финансового анализа. Бухгалтерский баланс как объект финансового анализа. Анализ финансовой устойчивости, ликвидности и платежеспособности... | Программа курса Обществознание для 8 9, 10 11 классов общеобразовательных... Государственный образовательный стандарт. Стандарт основного общего образования по обществознанию. Стандарт среднего (полного) общего... | ||
Образовательный стандарт высшего профессионального образования Алтгту образовательный стандарт Стандарт дисциплины разработан на основании фгос впо по направлению подготовки (специальности) 080101 «Экономическая безопасность»,... | Учебное пособие экономика гостиничного, ресторанного и туристического... Тема Место и значение дисциплины «Экономика предприятия» в экономической науке 7 |