Скачать 0.56 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» Утверждена Учёным советом факультета экономики и управления, протокол №__ от ____ __________2009 г. Председатель Учёного совета факультета экономики и управления _____________________ О. В. Буреш ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ 080500 – МЕНЕДЖМЕНТ (Магистратура) Квалификация – Магистр менеджмента Вводится с момента утверждения Оренбург 2009 Содержание
Введение Итоговая государственная аттестация магистра предусматривает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации) и итоговый междисциплинарный экзамен, устанавливаемые в соответствии с предложениями УМО. Уровень требований, предъявляемых на государственных экзаменах, должен обеспечить возможность зачитывать их результаты в качестве вступительных экзаменов в аспирантуру по соответствующим научным направлениям. При выборе итоговых государственных испытаний выпускников кафедра менеджмента руководствовалась следующим: - основным обязательным видом государственной итоговой аттестации выпускников является защита выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации); - программа и порядок проведения государственных аттестационных испытаний принимаются Ученым советом вуза на основе примерных программ, разработанных УМО, в соответствии с Положением о государственной итоговой аттестации. Магистерская диссертация, являясь завершающим этапом высшего профессионального образования, обеспечивает не только закрепление академической культуры, но и необходимую совокупность методологических представлений и методических навыков в избранной области профессиональной деятельности. Итоговый междисциплинарный экзамен для получения степени (квалификации) магистра менеджмента состоит из двух частей, включающих следующие дисциплины: менеджмент (для всех магистерских программ); основные специальные дисциплины (по каждой магистерской программе). 1 Программа государственного экзамена 1.1 Характеристика государственного экзамена Государственный экзамен представляет собой итоговый междисциплинарный экзамен по направлению, который должен наряду с требованиями к содержанию отдельных дисциплин, перечень которых определяется ВУЗом, учитывает также общие требования к выпускнику, предусмотренные государственным образовательным стандартом по направлению. В соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по направлению 080500 – Менеджмент (магистратура) (методическими материалами, рекомендуемыми базовыми вузами родственного профиля) в состав итогового междисциплинарного экзамена включены: менеджмент (для всех магистерских программ), производственный менеджмент (магистерская программа 080500.68-28 «Производственный менеджмент», логистика (магистерская программа 080500.68-37 – Логистика предпринимательства в химической, нефтеперерабатывающей, нефтехимической и биохимической промышленности), управление персоналом, экономика и социология труда, организация труда, организация оплаты труда – магистерская программа 080500.68-14 - Управление человеческими ресурсами), система государственного и муниципального управления (магистерская программа 080500.68-20 - Государственное управление и местное самоуправление). Цель экзамена – выявить уровень теоретической и практической подготовки магистрантов в области менеджмента и основной специальной дисциплины программы. Итоговый междисциплинарный экзамен по направлению проводится членами ГЭК по экзаменационным билетам. 1.2 Требования к профессиональной подготовке выпускника Магистр менеджмента должен быть подготовлен к эффективной профессиональной научно-исследовательской, педагогической и аналитической деятельности в области управления организациями различной формы собственности и в функциональных областях менеджмента, таких как управление человеческими ресурсами, маркетинг, логистика и др. Основными видами его деятельности являются: проведение научных и прикладных исследований, преподавание дисциплин, относящихся к направлению «Менеджмент», ведение аналитической и консультационной работы в области менеджмента. Сферами профессиональной деятельности магистра менеджмента являются научно-исследовательские организации, консультационные фирмы, средние специальные и высшие учебные заведения, аналитические подразделения учреждений и организаций. Общепрофессиональная подготовка магистра менеджмента должна обеспечить ему возможность: - глубоко понимать сущность и социальную значимость менеджмента, основные проблемы области деятельности менеджера; - получить целостную систему профессиональных знаний; - переоценивать накопленный опыт в свете развития науки и изменяющейся социальной практики, эффективно использовать свой интеллектуальный потенциал; - менять направление профессиональной деятельности в рамках менеджмента как области знаний и практики. Профессиональная подготовка магистра менеджмента должна обеспечить: - овладение навыками самостоятельной аналитической, проектной, научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующих широкого образования в соответствующем направлении; - приобретение умений: - формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности, требующие углубленных профессиональных знаний; - выбрать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разработать новые методы, исходя из задач конкретного исследования; - обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; - вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; - представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати; - ставить и решать задачи в области своей профессиональной компетенции; - системно анализировать свои общие тенденции и конкретные ситуации в области общего, стратегического и функционального менеджмента; - владеть методическим аппаратом, позволяющим исследовать, анализировать и прогнозировать явления в области менеджмента; - разрабатывать и преподавать учебные курсы по дисциплинам, относящимся к направлению «Менеджмент»; - разрабатывать и реализовывать междисциплинарные проекты, связанные с задачами менеджмента. Гуманитарная компонента образования магистра менеджмента должна позволить ему: - отчетливо представлять структуру современного гуманитарного знания, уметь анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; - овладеть культурой мышления, знать его законы и использовать их в исследовательской, аналитической и педагогической деятельности; - владеть навыками устной и письменной речи на уровне, обеспечивающими высокое качество научно-исследовательской и педагогической деятельности; - уметь приобретать новые общие и профессиональные знания, используя современные технологии обучения. 1.3 Содержательная часть программы Раздел 1 Менеджмент 1.1 Общая теория управления. Закономерности управления различными системами. Управление социально-экономическими системами (организациями). Методологические основы менеджмента; инфраструктура менеджмента; социофакторы и этика менеджмента; интеграционные процессы в менеджменте; моделирование ситуаций и разработка решений; природа и состав функций менеджмента; стратегические и тактические планы в системе менеджмента; организационные отношения в системе менеджмента; формы организации системы менеджмента; мотивация деятельности в менеджменте; регулирование и контроль в системе менеджмента; динамика групп и лидерство в системе менеджмента; управление человеком и управление группой; руководство: власть и партнерство; стиль менеджмента и имидж (образ) менеджера; конфликтность в менеджменте; факторы эффективности менеджмента. 1.2 Природа управления и исторические тенденции его развития; условия и факторы возникновения и развития менеджмента; этапы и школы в истории менеджмента; разнообразие моделей менеджмента: американский, японский, европейский и др.; влияние национально-исторических факторов на развитие менеджмента; развитие управления в России; перспективы менеджмента: возможное и вероятное. Раздел 2 Производственный менеджмент (магистерская программа 080500.68-28 «Производственный менеджмент») 2.1 Сущность, содержание и объект производственного менеджмента 2.1.1 Предмет и задачи курса: сущность производственного менеджмента, взаимосвязь курса с другими дисциплинами экономического профиля. 2.1.2 Основные концепции управления промышленными предприятиями: производственный менеджмент, маркетинг, логистика. Комплексы управления предприятиями в рыночных условиях. 2.1.3 Производственный менеджмент как вид деятельности. Основные виды производственной деятельности промышленного предприятия. Иерархия основных видов деятельности субъекта производственных отношений. Функциональные области производственного менеджмента. Структура организации производства и ее место в системе производственного менеджмента. Структура и содержание производственной логистики. 2.1.4 Развитие производственного менеджмента: деятельность специалистов в сфере организации производства: Аркрайта, Р. Оуэна, Ф. Тэйлора, Ганта, Г. Форда, А. Файоля, Г. Эмерсона, Э.Мэйо, М. Фоллет, представителей социалистической системы хозяйствования; основные тенденции развития производственного менеджмента. 2.1.5 Промышленное предприятие как объект производственного менеджмента: предприятие и его цель, организационные формы промышленных предприятий, основные подразделения промышленного предприятия, Структурирование промышленного предприятия: переход (передел), цех, отделение, производственный участок, рабочее место. 2.1.6 Оценка эффективности деятельности предприятия: итог, результат, эффект, деструкция, результативность, эффективность, деструктивность, экономическая эффективность, эффективность менеджмента. Особенности определения эффективности предприятия. Виды эффективности предприятия. Методика определения эффективности промышленного предприятия. 2.2 Стратегический менеджмент на предприятии 2.2.1 Стратегические приоритеты управления предприятием: концептуальные виды деятельности промышленного предприятия, сущность и основные виды стратегических приоритетов управления предприятиями, эволюция стратегических приоритетов управления предприятиями в рыночных условиях. 2.2.2 Механизм адаптации предприятия к внешней среде: виды воздействий внешней среды на промышленное предприятие, варианты управленческих действий, приоритетные функции, выполняемые в рамках механизма адаптации промышленного предприятия к внешней среде, содержание механизма адаптации промышленного предприятия к внешней среде, как процесса и как системы, проектирование и формирование механизма адаптации промышленного предприятия к внешней среде. 2.2.3 Особенности трансформации промышленного предприятия в рыночных условиях: классификационные факторы и их иерархия при определении организационной формы предприятия, его состояния и моделей трансформации, концепции управления экономическими системами, состояния предприятия в процессе его развития, модели трансформации предприятия в процессе его развития, направления внешних и внутренних действий предприятия в процессе его трансформации, процесс перехода от существующего к будущему состоянию предприятия. 2.3 Организация производства на предприятии 2.3.1 Подготовка производства на предприятии: основные стадии подготовки производства (научно-исследовательские работы, опытно-конструкторские работы, технологическая подготовка производства, консалтинг, организационная культура). Научно-исследовательские работы: виды (поисковые, маркетинговые, фундаментальные, прикладные), стадии и этапы, организация изобретательства, рационализаторской и патентной работы, экономическая эффективность. Опытно-конструкторские работы: стадии и этапы, унификация и стандартизация изделий и их экономическая эффективность, технологичность изделий. Технологическая подготовка производства: стадии и этапы, технологическая унификация и стандартизация, сравнительный технико-экономический анализ с обоснованием выбора технологических процессов, организация перехода на выпуск новой продукции, кривая «опыт-обучение», экономическая эффективность ускорения освоения новой техники. Модель осуществления подготовки производства для любого типа предприятия, работающего на различных рынках. 2.3.2 Структура и классификация производственных систем: содержание производственной системы, классификация производственных систем, функциональные области производства (основное, вспомогательное производство, логистическое и обслуживающее обеспечение). 2.3.3 Производственный процесс и его формирование: классификация основных типов производства и их тяготение к основным концепциям управления предприятием, классификация производственных процессов, последовательность анализа факторов, влияющих на выбор производственной системы и производственного процесса, содержание основных фаз развития производственной системы и производственного процесса, последовательность организации и основные фазы производственных процессов на промышленном предприятии. 2.3.4 Производственная структура предприятия: варианты состояний производственной системы и производственного процесса и направления действий субъекта управления в конкретной ситуации, соответствие вариантов состояний производственной системы и производственного процесса и организационных структур управления, классификация организационных структур предприятия. 2.3.5 Организация движения ресурсов на предприятии: основные типы движения предметов труда по рабочим местам, производственным участкам и т.п., последовательное, параллельное, последовательно-параллельное движение предметов труда (графики и расчет основных параметров), расчет параметров сложного производственного процесса. Признаки, предпосылки и основные виды поточного производства. Последовательность расчета непрерывно-поточной линии. Схема расчета прерывно-поточной линии. Схема расчета параметров прерывно-поточного производства. Управление производством в условиях нестабильного спроса на продукцию и услуги. 2.3.6 Организация вспомогательного производства (инструментальное, ремонтное, энергетическое хозяйства, опытное производство, интеллектуальное обеспечение производства) и обслуживающего хозяйства (управление персоналом, контроль качества, бухгалтерия, финансы, библиотека, питание, отдых, безопасность, химчистка, уборка, охрана) на предприятии. 2.4 Основы производственной логистики 2.4.1 Логистические концепции управления предприятием: классификация логистических концепций управления предприятием, характеристика и закономерности развития логистических концепций управления предприятием. 2.4.2 Проектирование, формирование и оптимизация логистических производственных систем: задачи микрологистической производственной системы, проектирование и формирование логистических производственных систем; определение оптимальных в сложившихся производственных условиях логистических цепей и обеспечение их звеньев необходимыми видами ресурсов; оперативное управление потоками ресурсов с целью устранения возмущающих отклонений в производственных процессах. Классификация основных функциональных областей логистического обеспечения деятельности предприятия. Типовые методы воздействия на предметы труда на промышленном предприятии (правило Джонсона, метод назначений работ, установление приоритетов выполнения работ, сетевое планирование и управление разработками). Теория массового обслуживания на промышленном предприятии. 2.4.3 Сущность и содержание микрологистики движения ресурсов: транспортная логистика, складская логистика, логистика запасов, информационная логистика, финансовая логистика, сервисная логистика. 2.5 Управление персоналом промышленного предприятия 2.5.1 Основы управления трудовыми процессами на промышленном предприятии: основные подсистемы управления персоналом промышленного предприятия, научная организация труда, разделение и кооперация труда, построение и анализ графиков выхода на работу сменных бригад, техническое нормирование труда, основные формы и системы заработной платы. 2.5.2 Характеристика подсистем управления персоналом промышленного предприятия: подсистема планирования и прогнозирования потребности в персонале; подсистема мотивации персонала; подсистема развития персонала. |
Порядок проведения государственной аттестации в 9х классах Ответы на вопросы о порядке проведения государственной (итоговой) аттестации, единого государственного экзамена, новой формы государственной... | Программа итоговой государственной аттестации по специальности 030501 «юриспруденция» Общая характеристика итоговой государственной аттестации выпускников и видыаттестационных испытаний 3 | ||
Программа итоговой государственной аттестации выпускников гбоу спо... Программа итоговой государственной аттестации выпускников по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» разработана на основании... | Приказ №55- а, 20 марта 2006 г. Положение о государственной (итоговой)... Организация и порядок проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX | ||
Положение о государственной экзаменационной комиссии Ульяновской... Данный приказ до сведения всех участников государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы... | Взаимоотношений «Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской... | ||
Программа итоговой государственной аттестации по направлению подготовки Цель итоговой государственной аттестации – установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям федерального... | Пояснительная записка к образовательным программам «Об организации и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений Челябинской... | ||
Анализ результатов Государственной (итоговой) аттестации выпускников... Главной задачей в ходе работы по подготовке к государственной (итоговой) аттестации учащихся стало создание комплексной, эффективной... | План мероприятий по организации подготовки и проведению государственной... Проведение собрания с учащимися 9 классов для ознакомления с нормативно- правовой базой государственной (итоговой) аттестации | ||
Задачи итоговой государственной аттестации Цель итоговой государственной аттестации – установление уровня подготовки выпускников магистратуры для выполнения профессиональных... | Задачи итоговой государственной аттестации Цель итоговой государственной аттестации – установление уровня подготовки выпускников магистратуры для выполнения профессиональных... | ||
О рекомендациях по итоговой государственной аттестации Правительства Российской Федерации от 10. 03. 2000 №213 и приказом Минобразования России от 03. 04. 2000 №961 разработаны Рекомендации... | Программа государственной итоговой аттестации по специальности 060205.... Программа составлена с учетом квалификационной характеристики гигиениста профилактического, федерального государственного образовательного... | ||
План мероприятий по организации подготовки и проведения государственной... ... | Инструкция для участника экзамена государственной (итоговой) аттестации... Методические рекомендации предназначены для учителей географии и ориентированы на подготовку девятиклассников к государственной (итоговой)... |