Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо специальности





Скачать 203.16 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо специальности
Дата публикации11.03.2015
Размер203.16 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ /Волосникова Л.М./

__________ _____________ 2011г.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЗАПОВЕДНОГО ДЕЛА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов ОДО специальности 020804.65-Геоэкология




«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Попова Т.В./

«____»__________2011г.

Рассмотрено на заседании кафедры физической географии и экологии «____» ______________2011 г. протокол №

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем _________стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Хорошавин В.Ю./

«______»___________ 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ «_____» _______________2011. протокол №

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Столярова О.А./

«______»_____________2011 г.

Зав. методическим отделом УМУ_____________/Фёдорова С.А./

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра физической географии и экологии

Т.В.Попова

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЗАПОВЕДНОГО ДЕЛА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов ОДО специальности 020804 - Геоэкология









Тюменский государственный университет

2011

ПОПОВА Т.В. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЗАПОВЕДНОГО ДЕЛА

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов ОДО специальности 020804-Геоэкология
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО и с учетом ПрООП ВПО по специальности 020804-Геоэкология

Рабочая программа опубликован на сайте Тюменского государственного университета. [электронный ресурс] / Режим доступа: http// www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой физической географии и экологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:

заведующий кафедрой физической

географии и экологии

к.г.н, В.Ю.Хорошавин

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011

© Т.В.Попова, 2011

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Цель освоения дисциплины

Основной целью освоения дисциплины «Теория и практика заповедного дела» является знакомство студентов с принципами организации особо охраняемых природных территорий, их функционированием и их ролью в охране живой природы.

1.2.Место дисциплины в структуре ООП специальности «Геоэкология»

Дисциплина «Теория и практика заповедного дела» относится к блоку общепрофессиональных дисциплин. При изучении используются знания студентов по курсам «Биология», «Биогеография», «Климатология», «География почв с основами почвоведения», «Геоморфология», «Геология», «География».

Основная цель курса «Теория и практика заповедного дела»»

-дать представление о видах особо охраняемых природных территориях России, их организации, функционирования.

В задачи курса «Теория и практика заповедного дела» входит:

1. Познакомить студентов с принципами организации и формами ООПТ;

2. Дать представление о международных и национальных экологических сетях;

3. Познакомить с особенностями функционирования ООПТ.

2. Структура и трудоемкость дисциплины

Семестр 8.Форма промежуточной аттестации зачет.Общая трудоемкость дисциплины составляет 70 часов, из них лекций 17 часов, практических работ 17 часов, самостоятельная работа 36 часа.
Таблица 1.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Аудиторные занятия







Лекции

17

8

Практические работы

17

8

Самостоятельная работа

36

8

Всего

70




Вид промежуточной аттестации

зачет

7


3. Тематический план изучения дисциплины

Таблица 2




Наименование темы

Недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

9

8 семестр

1

История организации охраняемых территорий в России

1-3

2

-

4

6

0-5

2

Международная экологическая сеть ООПТ

5- 7

2

2

4

8

0-5

3

Заповедники России

8-9

2

2

6

10

0-10

4

Национальные парки, природные парки России

10-11

2

4

6

12

0-10

5

Заказники, памятники природы, санаторно-курортные местности, зоопарки, ботанические сады

12-13

2

2

6

10

0-5

6

Островная теория биогеографии в заповедном деле

14

1

1

2

4

0-5

7

Ландшафтное планирование при организации ООПТ


15

2

2

4

8

0-5

8

Рекреация и ООПТ

16

2

2

2

6

0-10

9

Экологическое образование и воспитание в ООПТ

17

2

2

2

6

0-6




ВСЕГО

17

17

17

36

70

0-61

Таблица 3.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля



Темы

Устный опрос

Письменные работы

Итого количество баллов

ответ на практич.

работах

практическая работа

контрольная работа, тест

реферат




7 семестр

Модуль 1

1.1

История организации охраняемых территорий в России

0-5










0-5

1.2

Международная экологическая сеть ООПТ







0-5




0-5

1.3

Заповедники России










0-10

0-10

Всего по модулю

0-5




0-5

0-10

0-20

Модуль 2

2.1

Национальные парки, природные парки России










0-10

0-10

2.2

Заказники, памятники природы, санаторно-курортные местности, зоопарки, ботанические сады




0-5







0-5

2.3

Островная теория биогеографии в заповедном деле




0-2

0-3




0-5

Всего по модулю




0-7

0-3

0-10

0-20

Модуль 3

3.1

Ландшафтное планирование при организации ООПТ





0-2

0-3




0-5

3.2

Рекреация и ООПТ




0-3




0-7

0-10

3.3

Экологическое образование и воспитание в ООПТ

0-2




0-4




0-6

Всего по модулю 3

0-2

0-5

0-7

0-7

0-21

Всего

0-7

0-12

0-15

0-27

0-61

Таблица 4.

Планирование самостоятельной работы студентов




Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1
















1.1.

История организации охраняемых территорий в России

конспектирование лекций, работа с источниками



1-3

4

0-5

1.2.

Международная экологическая сеть ООПТ

конспектирование лекций, работа с источниками, расчетно-графические работы по теме




5- 7

4

0-5

1.3.

Заповедники России

конспектирование лекций, работа с источниками, расчетно-графические работы по теме

рефераты

8-9

6

0-10




Всего по модулю 1




14

0-20

Модуль 2
















2.1.

Национальные парки, природные парки России

конспектирование лекций, работа с источниками, расчетно-графические работы по теме, подготовка к семинару

рефераты

10-11

6

0-10

2.2.

Заказники, памятники природы, санаторно-курортные местности, зоопарки, ботанические сады

конспектирование лекций, работа с источниками, расчетно-графические работы по теме, подготовка к семинару




12-13

6

0-5

2.3.

Островная теория биогеографии в заповедном деле

конспектирование лекций, работа с источниками, расчетно-графические работы по теме, подготовка к семинару




14

2

0-5




Всего по модулю 2




14

0-2

3 модуль

3.1.

Ландшафтное планирование при организации ООПТ


конспектирование лекций, работа с источниками, расчетно-графические работы по теме, подготовка к семинару




15

4

0-5

3.2.

Рекреация и ООПТ

конспектирование лекций, работа с источниками, расчетно-графические работы по теме, подготовка к семинару

рефераты

16

2

0-10

3.3.

Экологическое образование и воспитание в ООПТ

конспектирование лекций, работа с источниками, расчетно-графические работы по теме,

реферат

17

2

0-6




Всего по модулю 3:

8

0-21




Всего

36

0-61



3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ТЕМАМ

Тема 1 История организации охраняемых территорий в России

Изучаются этапы развития природоохранной деятельности в России. Анализируются разные аспекты и подходы к созданию охраняемых территорий. Детально рассматривается деятельность по созданию ООПТ в XX u XXI в.в.

Тема 2. Международная экологическая сеть ООПТ.

Изучается международная классификация охраняемых территорий, их цели и задачи. Анализируются системы: Всемирного Природного Наследия ЮНЕСКО, водно-болотные угодья, национальные парки, биосферные резерваты.

Тема 3. Заповедники России.

Рассматриваются положения Закона Российской Федерации об охраняемых природных территориях. Детально анализируется сеть заповедников России , их размещение по природным зонам, размеры, охраняемые объекты.

Тема 4. Национальные парки, природные парки России.

Рассматриваются положения Закона Российской Федерации о национальных и природных парках.. Детально анализируется их размещение по природным зонам, размеры, функциональные зоны..

Тема 5. Заказники, памятники природы, санаторно-курортные местности, зоопарки, ботанические сады.

Рассматриваются положения Закона Российской Федерации о заказниках, памятниках природы, санаторно-курортных местностях. Анализируется их размещение по природным зонам..

Тема 6. Островная теория биогеографии в заповедном деле .

Проводится сравнительный анализ возможностей применения основных положений островной биогеографии к процессу организации и функционирования ООПТ.

Тема 7 Ландшафтное планирование при организации ООПТ

Рассматриваются основные положения ландшафтного планирования в практике организации , зонирования ООПТ.

Тема 8. Рекреация и ООПТ.

Рассматривается существующая практика организации рекреации населения в национальных парках, природных парках, возможности проведения исследований по рекреационной динамике экосистем.

Тема 9. Экологическое образование и воспитание в ООПТ.

Анализируются практические возможности проведения мероприятий по экологическому воспитанию и образованию в условиях ООПТ.

4. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Текущий контроль знаний необходимо вести при приеме и проведении практических работ. Он включает оценку уровня выполнения работ, правильность и полноту теоретической подготовки по теме работы

Цели практических работ:

  1. Закрепление и более глубокое изучение лекционного материала на основе самостоятельного выполнения практических заданий;

  2. Усвоение основных понятий, проблематики и терминологии по заданным темам;

  3. Формирование умения работать с исследовательскими экологическими материалами, делать на их основе обоснованные обобщения и выводы

Перечень тем практических работ

Тема 1 История организации охраняемых территорий в России

Изучаются этапы развития природоохранной деятельности в России. Составляется таблица исторических этапов организации ООПТ России.

Тема 2. Международная экологическая сеть ООПТ.

Составляется таблица форм ООПТ международной классификации. Выполняются карты размещения основных ООПТ Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии.

Тема 3. Заповедники России.

Заслушиваются доклады по характеристике заповедников России.

Тема 4. Национальные парки, природные парки России.

Заслушиваются доклады по характеристике заповедников России.

Тема 5. Заказники, памятники природы, санаторно-курортные местности, зоопарки, ботанические сады.

Выполняется картографическая работа по размещению заказников, памятников природы Тюменской области.

Тема 6. Островная теория биогеографии в заповедном деле .

Составляется аналитическая таблица по основным положениям островной биогеографии и использованию их при организации и функционированию ООПТ.

Тема 7 Ландшафтное планирование при организации ООПТ

Проводится работа по анализу тематических карт по разным ООПТ Тюменской области с целью составления экологического каркаса.

Тема 8. Рекреация и ООПТ.

Анализируются литературные источники по рекреационному использованию территорий ООПТ, регрессивным сукцессиям.

Тема 9. Экологическое образование и воспитание в ООПТ.

Рассматриваются имеющиеся опубликованные результаты в научной печати и СМИ по работам ООПТ в деле экологического воспитания и образования.

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАЧЕТА

1.Религиозный аспект создания охраняемых участков в древности.

2.Принципы организации охраняемых территорий в России в 16 – 19 в.в.

3. Научные подходы организации ООПТ в России в 20 в.

4. Международная классификация ООПТ

5. Сеть ООПТ – Всемирное природное наследие (ЮНЕСКО)

6. Международные экологические сети ООПТ

7. Водно- болотные угодья

8.Закон РФ об особо охраняемых природных территориях

9.Заповедники России, их цели, задачи, размещение.

10.Национальные парки России, их цели, задачи, размещение.

11. Заказники, памятники природы, ботанические сады, дендропарки, санаторно-курортные местности.

12.Осоебнности современной сети ООПТ в России

13.Принципы островной биогеографии, используемые в природоохранной деятельности

14.Экологический каркас как средство эффективного управления ООПТ

15. Функциональное зонирование национальных и природных парков.

16. Особенности рекреационной деятельности в национальных и природных парках.

17.Основные направления научной деятельности в ООПТ

18. Изучение рекреационных сукцессий экосистем в ООПТ

19. Основные принципы экологического образования в ООПТ

20. Экологическое воспитание населения в условиях ООПТ

ЛИТЕРАТУРА


Основная:

  1. Еськов Е.К. Биологическая история Земли. М.: Высшая школа, 2009. – 462

  2. 2.Спасская Н.Н. Заповедное дело (Электронный ресурс):учебное пособие(Н.Н. Спасская.М.:Изд-во РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева, 2011.-217 с. -978-5-9675-0517-1.Режим доступа :http// biblioclub.ru

/index.php&page=book&id=200127(дата обращения 11.09.2011)

  1. Шимова О.С. Экономическая эффективность мероприятий по сохранению биологического разнообразия (Электронный ресурс) /О.С.Шимова. , В.М.Байчоров, О.Н.Лопачук.- Минск: Беларусская наука.2010 – 124 с. – 978-985-08-1135-6.Режим доступа: http// biblioclub.ru/index.php&page=book&id=142354(дата обращения 11.09.2011)

Дополнительная литература

    1. Заповедники СССР. Заповедники Дальнего Востока. М.: Мысль,

1985

    1. Заповедники СССР. Заповедники Европейской части. М.: Мысль, 1988

    2. Заповедники СССР. Заповедники Кавказа М. : Мысль., 1990

    3. Заповедники СССР. Национальные парки и заказники. М.,:Мысль, 1992, 356 с.

6.. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

  1. ecologysite.ru/catalogue

  2. www.ecoguild.ru/links.html

  3. www.tic-pr.com/zapros/экологические...

  4. www.chaltlib.ru/articles/resurs/eko...

  5. www.donlib-online.dspl.ru/Data/Ресу...

  6. ecokom.ru

  7. rgp.agava.ru/rgp_rus/regions.html

  8. www.centreco.ru/eco_inet.php

  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины

- презентации к лекционным занятиям с использованием мультимедийного оборудования;

- презентации докладов студентов

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо...
Б. 3 В. 3 Ермолаева В. А. История социально экономического развития Тюменского региона. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо специальности iconРабочая учебная программа для студентов одо специальности «Прикладная информатика в географии»
В. В. Новохатин. Основы землеустройства: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов именит, обучающихся на одо...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо специальности iconРабочая учебная программа для студентов одо специальности «Прикладная информатика в географии»
В. В. Новохатин Геоинформационные земельные кадастровые системы: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов именит,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Государственный кадастр земель населенных пунктов: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов эколого-географического...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
В. В. Иванова. Кадастр и оценка объектов недвижимости: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов эколого-географического...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо специальности iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо...
Б. 3 В. 3 Ермолаева В. А. Экономическая и социальная география Тюменской области. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо специальности iconРабочая учебная программа для студентов одо специальности «Прикладная информатика в географии»
В. В. Новохатин. Система государственного земельного кадастра: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов именит,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо специальности iconПрограмма для студентов одо специальности 050601. 65 «Музыкальное образование»
Голубева Н. В. «Элементарное музицирование на уроке музыки». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов одо специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо специальности iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рабочая программа предназначена для студентов 3, 4 курсов эколого-географического факультета, обучающихся на очном отделении по специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо специальности iconУчебно-методический комплекс для студентов одо рабочая программа...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменский государственный...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо специальности iconКнига в истории русской культуры учебно-методический комплекс рабочая...
Учебно-методический комплекс предназначен для обучения студентов одо и озо, обучающихся по специальности 030901. 65 «Издательское...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо специальности iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов одо специальности iconМинистерство образования и науки федеральное агентство по образованию
Трофимова О. В. Когнитивно-дискурсивный анализ сми. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 2 курса одо (4...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск