Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология»





Скачать 396.36 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология»
страница1/3
Дата публикации29.10.2014
Размер396.36 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________/ Волосникова Л. М./

« ____» ____________ 2013 г.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Учебно-методический комплекс для студентов

Специальности 050715.00 –Логопедия

с дополнительной специальностью « Специальная психология»
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы __________________ /Ганжала Г. П. /

«29» августа 2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры дефектологии 30.08.13 г., протокол № 1.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем______ стр.

Зав. кафедрой дефектологии ______________ / Дмитриев А. А./

«30» августа 2013 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института Психологии и Педагогики 17.09.13 г. протокол № 1.

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

Председатель УМК _______________________/ Арефьева А. В./

«17» сентября 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. отделом БПЛ _____________ / Локоман Л. И./

«___» ______________ 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ ______________/ Фарафонова И. Ю./

«____» ___________ 2013 г.


Г.П. Ганжала

«ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
Учебно-методический комплекс

Методические указания и индивидуальные задания

для студентов очной формы обучения

Института психологии и педагогики

Подписано в печать_____г.Тираж______экз.

Объём______п.л. Формат 60 х 84/16 Заказ №_____

Издательство Тюменского университета

625003, г.Тюмень, Семакова, 10

УДК: 376.36 (075.8)

ББК: Ч437 я 73

Аз: Т 454
Г.П. Ганжала. Психология детей с сенсорными нарушениями: Учебно-методический комплекс для студентов ОДО специальности 050715.00 – Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов ОДО Института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина «Психология детей с сенсорными нарушениями» в данной образовательной программе в 9-м и 10-м семестре является обязательной для изучения дисциплиной.

В УМК представлено содержание лекционного курса, семинарских занятий, представлены тематический план, темы рефератов и контрольных работ, вопросы к зачету и экзамену, перечень основной и дополнительной литературы.

Учебно-методический комплекс опубликован на сайте ТюмГУ: Психология детей с сенсорными нарушениями [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой специальной педагогики, учебно-методической комиссией Института психологии, педагогики, социального управления и утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

Ответственный редактор: Дмитриев А.А., д.п.н., профессор.

Рецензенты: Милованова Н.Г., д.п.н., профессор, ТОГИРРО

Поливара З.В., к.п.н., доцент, ТюмГУ
1. Пояснительная записка

Курс «Психология детей с сенсорными нарушениями» предназначен для студентов ОДО Института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ, обучающихся по специальности 050715.00 – «Логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология», читается на 9-м и 10-м семестре.

В программу включены основные разделы данной дисципли­ны, традиционно рассматриваемые в отечественной и зарубежной науке и практике.

Практические занятия направлены на углубление лекцион­ного курса в плане методической подготовки студентов. Некоторые занятия проводятся в форме семинаров (доклады студентов по теме с использованием дополнительной литературы).

Предусматривают проведение практических занятий студентов в группах для детей с нарушениями зрения и слуха для изучения ме­тодов обследования и наблюдения занятий по формированию речи у детей с сенсорными нарушениями.

Требования ГОС ВПО

Теоретические основы. Роль слуха и зрения в познании окружающего мира. Классификация нарушений слуха. Глухие, слабослышащие, позднооглохшие. Причины нарушений слуха. Специфика психического развития в зависимости от времени потери слуха. Вторичные отклонения при повреждении органов слуха. Своеобразие в развитии познавательных процессов, эмоциональной сферы в личности не слышащих людей. Диспропорции в развитии наглядных и понятийных форм мышления. Речевое развитие при нарушениях слуха. Разные виды речи и особенности их становления. Формирование учебной деятельности как условие успешной коррекции недостатков развития. Трудовая деятельность неслышащих, ее особенности и роль в социальной адаптации. Социально-психологические проблемы лиц с нарушенным слухом. Классификация нарушений зрительной функции. Слепые, слабовидящие, слепорожденные; рано и поздно ослепшие. Причины нарушений зрения. Психическое развитие ребенка с нарушенным зрением. Особенности познавательной сферы, эмоций и личности слепых и слабовидящих. Ориентировка в пространстве. Осязание. Словесная память и ее развитие при нарушениях зрения. Роль мышления в компенсации слепоты. Специфические особенности речевого развития слепых. Качественные различия в развитии общения, игры, предметной и учебной деятельности. Социально-психологические проблемы лиц с нарушенным зрением.

ЦЕЛЬ КУРСА - овладение студентами системой знаний по психологии лиц с сенсорными нарушениями, и подготовка будущего специалиста к практическому решению задач психологической диагностики и реабилитации лиц с недостатками зрительной или слуховой функции.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • рассмотреть особенности психосоциального развития лиц с недостатками зрительной или слуховой функции в рамках общих и специфических закономерностей отклоняющегося развития, а также с учетом общевозрастных тенденций психического развития;

  • познакомить студентов с возможностями комплексной диагностики и реабилитации лиц с сенсорными нарушениями;

  • выработать у них умения проводить психологическое обс­ледование детей и подростков с недостатками зрительной и слуховой функции;

- выработать у студентов первичные умения в организации и проведении психологической коррекции и профилакти­ки вторичных личностных и социальных нарушений у лиц с недостатками зрительной и слуховой функции.

Результаты освоения дисциплины востребованы в следующих видах профессиональной деятельности:

в области диагностико-аналитической деятельности:

  • дифференциальная диагностика для определения типа нарушений;

  • формулирование психологического заключения;

  • в области психопрофилактической деятельности:

  • проведение психолого-педагогического обследования с
    целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;

  • проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, психопрофилактическая работа с персоналом;

  • оказание психологической помощи семьям;

  • оказание психологической помощи в опасных и чрезвы­чайных ситуациях природного, техногенного и социально­го происхождения;

  • в области коррекционно-развивающей деятельности:

  • психологическое сопровождение процесса обучения и воспитания детей с нарушениями развития;

  • использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов психокоррекционной работы:

  • использование технических средств обучения и диагности­ки, информационных и компьютерных технологий;
    - реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей;

  • работа по диагностике и коррекции с учетом отклонений в развитии;

  • формирование у обучающихся духовных, нравственных
    ценностей и патриотических убеждений;

  • применение современных психологических и педагогических технологий;

  • в области научно-методической деятельности:

  • систематическое повышение квалификации;

  • выполнение научно-методической работы, участие в рабо­те научно-методических объединений;

  • анализ собственной деятельности с целью ее совершенство­вания и повышения своей квалификации;

  • разработка и реализация коррекционно-образовательных программ;

  • в области культурно-просветительной деятельности:

  • формирование общей и психологической культуры уча­щихся;

  • в области социально-педагогической деятельности: планирование и проведение мероприятий по социально-психологической профилактике в процессе обучения и вос­питания;

  • установление контакта с родителями учащихся, оказание им специальной психологической помощи в семейном вос­питании;

  • проведение профориентационной работы;

  • оказание помощи в социализации учащихся;

  • в области консультативной деятельности: консультирование детей и взрослых с отклонениями в раз­витии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределе­ния;

  • в области организационно-управленческой деятельности:

  • укрепление и сохранение здоровья школьников, рацио­нальная организация учебно-воспитательного процесса;

  • обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время
    образовательного процесса;

  • ведение школьной и классной документации;

- организация контроля за результатами воспитания;

- управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ;

- организация и проведение внеклассных мероприятий; выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

- общие и специфические закономерности психического развития при сенсорных нарушениях;

- этиологию и вариативность состояний при недостаточнос­ти зрительной и слуховой функции;

- причины, механизмы и виды нарушений зрительной и слуховой функции;

уметь:

- грамотно провести психологическое обследование с целью оценки актуального и зоны ближайшего психического раз­вития ребенка с сенсорным нарушением;

- разрабатывать и реализовывать коррекционно-развивающие программы;

- оказать консультативную помощь семьям и педагогам по вопросам учета психологических особенностей детей с не­достатками зрительной и слуховой функции в воспитании и обучении;

владеть:

- необходимыми знаниями и умениями для проведения квалифицированного диагностического обследования с целью выявления степени нарушения зрительной и слуховой функции;

- системой знаний о своеобразии психосоциального разви­тия лиц с нарушениями зрительной и слуховой функции разной сте­пени тяжести;

- необходимыми знаниями и умениями для обеспечения
психологического сопровождения детей и молодежи с сенсорными на­
рушениями в образовательном процессе;

- необходимыми знаниями и умениями по психологической
коррекции и профилактике вторичных личностно-социальных последствий недостаточности зрительной и слуховой функции;

- методами профессионального консультирования примени­тельно к задачам и возможностям профессионального самоопределения лиц с сенсорными нарушениями.
Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость

160

9

Аудиторные занятия

68

9

Лекции

34

9

Семинарские занятия

34

9

Самостоятельная работа

92

9

Вид итогового контроля

Зачет

Экзамен

9

10


2. Тематический план изучения дисциплины

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

Лекции (кол-во часов)

Практические и семинарские занятия (кол-во часов)

Индивидуальная и самостоятельная работа студентов (кол-во часов)

Формы контроля

1

Этиология сенсорных нарушений

14

2

2

10

Реферат

22.

Тифлопсихология как отрасль специальной психологии

9

2

2

5

Тестирование

3.3

Психическое развитие лиц, с нарушениями зрения

9

2

2

5

Глоссарий

4.4

Особенности различных форм деятельности детей с нарушениями

зрения

9

2

2

5

Реферат

55.

Пространственная ориентировка лиц со зрительной патологией

9

2

2

5

Кроссворд

6.6

Речевое развитие детей с нарушением зрения

14

4

4

6

Реферат

7.7

Компенсаторные процессы развития при зрительной патологии

9

2

2

5

Тестирование

8.8

Социально-психологическая реабилитация лиц со зрительной патологией

14

2

2

10

Проект

99.

Сурдопсихология как отрасль специальной психологии

9

2

2

5

Реферат

110.

Психическое развитие лиц, с нарушениями слуха

9

2

2

5

Реферат

111.

Особенности различных форм деятельности детей с нарушениями слуха

9

2

2

5

Кроссворд

112.

Развитие наглядных и понятийных форм мышления

9

2

2

5

Тестирование

113.

Речевое развитие детей с нарушением слуха

14

4

4

6

Реферат

114.

Компенсаторные процессы развития при патологии слуха

9

2

2

5

Реферат

115.

Социально-психологическая реабилитация лиц с нарушенным слухом

14

2

2

10

Проект




Итого

160

34

34

92





3. Содержание дисциплины

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия Основная...
Программа предназначена для изучения студентами II курса (IV семестр) по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2...
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Программа курса предназначена для студентов 4 курса по специальности «Логопедия». Оценка речи, как высшей психической функции поможет...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050716. 65 «Специальная психология»
Специальность: 050716. 65 «Специальная психология», с дополнительной специальностью 050715. 65 «Логопедия»
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716....
Одобрено научно-методическим советом специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconРабочая программа составлена: к п. н., доцентом кафедры коррекционной педагогики Жуковиным И. Ю
Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Специальность...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины арттерапия 050706 Педагогика...
Автор: Сергеева А. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии мгпу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск