Скачать 396.36 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________/ Волосникова Л. М./ « ____» ____________ 2013 г. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.00 –Логопедия с дополнительной специальностью « Специальная психология» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы __________________ /Ганжала Г. П. / «29» августа 2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры дефектологии 30.08.13 г., протокол № 1. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем______ стр. Зав. кафедрой дефектологии ______________ / Дмитриев А. А./ «30» августа 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института Психологии и Педагогики 17.09.13 г. протокол № 1. Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. Председатель УМК _______________________/ Арефьева А. В./ «17» сентября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. отделом БПЛ _____________ / Локоман Л. И./ «___» ______________ 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ ______________/ Фарафонова И. Ю./ «____» ___________ 2013 г. Г.П. Ганжала «ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ» Учебно-методический комплекс Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения Института психологии и педагогики Подписано в печать_____г.Тираж______экз. Объём______п.л. Формат 60 х 84/16 Заказ №_____ Издательство Тюменского университета 625003, г.Тюмень, Семакова, 10 УДК: 376.36 (075.8) ББК: Ч437 я 73 Аз: Т 454 Г.П. Ганжала. Психология детей с сенсорными нарушениями: Учебно-методический комплекс для студентов ОДО специальности 050715.00 – Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов ОДО Института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина «Психология детей с сенсорными нарушениями» в данной образовательной программе в 9-м и 10-м семестре является обязательной для изучения дисциплиной. В УМК представлено содержание лекционного курса, семинарских занятий, представлены тематический план, темы рефератов и контрольных работ, вопросы к зачету и экзамену, перечень основной и дополнительной литературы. Учебно-методический комплекс опубликован на сайте ТюмГУ: Психология детей с сенсорными нарушениями [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой специальной педагогики, учебно-методической комиссией Института психологии, педагогики, социального управления и утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. Ответственный редактор: Дмитриев А.А., д.п.н., профессор. Рецензенты: Милованова Н.Г., д.п.н., профессор, ТОГИРРО Поливара З.В., к.п.н., доцент, ТюмГУ 1. Пояснительная записка Курс «Психология детей с сенсорными нарушениями» предназначен для студентов ОДО Института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ, обучающихся по специальности 050715.00 – «Логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология», читается на 9-м и 10-м семестре. В программу включены основные разделы данной дисциплины, традиционно рассматриваемые в отечественной и зарубежной науке и практике. Практические занятия направлены на углубление лекционного курса в плане методической подготовки студентов. Некоторые занятия проводятся в форме семинаров (доклады студентов по теме с использованием дополнительной литературы). Предусматривают проведение практических занятий студентов в группах для детей с нарушениями зрения и слуха для изучения методов обследования и наблюдения занятий по формированию речи у детей с сенсорными нарушениями. Требования ГОС ВПО Теоретические основы. Роль слуха и зрения в познании окружающего мира. Классификация нарушений слуха. Глухие, слабослышащие, позднооглохшие. Причины нарушений слуха. Специфика психического развития в зависимости от времени потери слуха. Вторичные отклонения при повреждении органов слуха. Своеобразие в развитии познавательных процессов, эмоциональной сферы в личности не слышащих людей. Диспропорции в развитии наглядных и понятийных форм мышления. Речевое развитие при нарушениях слуха. Разные виды речи и особенности их становления. Формирование учебной деятельности как условие успешной коррекции недостатков развития. Трудовая деятельность неслышащих, ее особенности и роль в социальной адаптации. Социально-психологические проблемы лиц с нарушенным слухом. Классификация нарушений зрительной функции. Слепые, слабовидящие, слепорожденные; рано и поздно ослепшие. Причины нарушений зрения. Психическое развитие ребенка с нарушенным зрением. Особенности познавательной сферы, эмоций и личности слепых и слабовидящих. Ориентировка в пространстве. Осязание. Словесная память и ее развитие при нарушениях зрения. Роль мышления в компенсации слепоты. Специфические особенности речевого развития слепых. Качественные различия в развитии общения, игры, предметной и учебной деятельности. Социально-психологические проблемы лиц с нарушенным зрением. ЦЕЛЬ КУРСА - овладение студентами системой знаний по психологии лиц с сенсорными нарушениями, и подготовка будущего специалиста к практическому решению задач психологической диагностики и реабилитации лиц с недостатками зрительной или слуховой функции. ЗАДАЧИ КУРСА:
- выработать у студентов первичные умения в организации и проведении психологической коррекции и профилактики вторичных личностных и социальных нарушений у лиц с недостатками зрительной и слуховой функции. Результаты освоения дисциплины востребованы в следующих видах профессиональной деятельности: в области диагностико-аналитической деятельности:
- организация контроля за результатами воспитания; - управление педагогическим коллективом в целях обеспечения реализации образовательных программ; - организация и проведение внеклассных мероприятий; выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Требования к уровню освоения содержания дисциплины Студент, изучивший дисциплину, должен знать: - общие и специфические закономерности психического развития при сенсорных нарушениях; - этиологию и вариативность состояний при недостаточности зрительной и слуховой функции; - причины, механизмы и виды нарушений зрительной и слуховой функции; уметь: - грамотно провести психологическое обследование с целью оценки актуального и зоны ближайшего психического развития ребенка с сенсорным нарушением; - разрабатывать и реализовывать коррекционно-развивающие программы; - оказать консультативную помощь семьям и педагогам по вопросам учета психологических особенностей детей с недостатками зрительной и слуховой функции в воспитании и обучении; владеть: - необходимыми знаниями и умениями для проведения квалифицированного диагностического обследования с целью выявления степени нарушения зрительной и слуховой функции; - системой знаний о своеобразии психосоциального развития лиц с нарушениями зрительной и слуховой функции разной степени тяжести; - необходимыми знаниями и умениями для обеспечения психологического сопровождения детей и молодежи с сенсорными на рушениями в образовательном процессе; - необходимыми знаниями и умениями по психологической коррекции и профилактике вторичных личностно-социальных последствий недостаточности зрительной и слуховой функции; - методами профессионального консультирования применительно к задачам и возможностям профессионального самоопределения лиц с сенсорными нарушениями. Объем дисциплины и виды учебной работы
2. Тематический план изучения дисциплины
3. Содержание дисциплины |
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия Основная... Программа предназначена для изучения студентами II курса (IV семестр) по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2... «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Программа курса предназначена для студентов 4 курса по специальности «Логопедия». Оценка речи, как высшей психической функции поможет... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050716. 65 «Специальная психология» Специальность: 050716. 65 «Специальная психология», с дополнительной специальностью 050715. 65 «Логопедия» | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Одобрено научно-методическим советом специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | ||
Рабочая программа составлена: к п. н., доцентом кафедры коррекционной педагогики Жуковиным И. Ю Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Специальность... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | Учебно-методический комплекс дисциплины арттерапия 050706 Педагогика... Автор: Сергеева А. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии мгпу |