Скачать 237.53 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________/ Волосникова Л. М./ « ____» ____________ 2013 г. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.65 –Логопедия с дополнительной специальностью « Специальная психология» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы __________________ /Дмитриев А. А./ «29» августа 2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры дефектологии 30.08.13 г., протокол № 1. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем______ стр. Зав. кафедрой дефектологии ______________ / Дмитриев А. А./ «30» августа 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института Психологии и Педагогики 17.09.13 г. протокол № 1. Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. Председатель УМК _______________________/ Арефьева А. В./ «17» сентября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. отделом БПЛ_____________ / Локоман Л. И./ «___»_____________2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ ______________/ Фарафонова И. Ю./ «____» ___________ 2013 г. А.А. Дмитриев ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИВ СПЕЦИАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИУчебно-методический комплекс Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения Института психологии и педагогики Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________Издательство Тюменского государственного университета 625003, г. Тюмень, Семакова, 10 УДК: 376.36 (075.8) ББК: Ч437 я 73 Аз: Д 534 А.А. Дмитриев. Здоровьесберегающие технологии в специальном образовании: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов для студентов очной формы обучения Института психологии, педагогики, социального управления. Тюмень: издательство Тюменского государственного университета, 2009, 24 стр. Методические указания и индивидуальные задания предназначены для самостоятельного изучения студентами предлагаемых разделов дисциплины. Издание содержит необходимые понятия терминологического аппарата данного курса, различные задания для самоконтроля, вопросы для зачетов, темы контрольных работ. Учебно-методический комплекс опубликован на сайте ТюмГУ: Здоровьесберегающие технологии в специальном образовании (электронный ресурс) / режим доступа: http://www.umk.utmn/ru., свободный. Рекомендован к изданию кафедрой специальной педагогики. Утвержден проректором по учебной работе Тюменского государственного университета Л.М. Волосниковой. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: А. А. Дмитриев, д.п.н., профессор РЕЦЕНЗЕНТЫ: Н.Г. Милованова, д.п.н., профессор, ТОГИРРО З.В. Поливара, к.п.н., доцент, ТюмГУ ã ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2013.
Курс «Здоровьесберегающие технологии в специальном образовании» предназначен для студентов Института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ, обучающихся по образовательной программе 050715.00 – Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология и является одним из курсов по выбору цикла ДПП и читается в восьмом семестре. Наличие данной дисциплины диктуется необходимостью наличия знаний студентов о системе здоровьесбережения в специальном образовании, поскольку автоматический перенос знаний об этом с массовой школы в специальную невозможен. В системе специального образования свои особые принципы, особые дети с различной структурой и глубиной дефекта, свои методы и содержание, поэтому будущий учитель-дефектолог, будь то учитель-логопед, олигофренопедагог или специальный психолог, должен хорошо ориентироваться в проблемах здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В УМК представлены теоретические и практические подходы к оздоровлению детей, наработанные в науке о специальном образовании, раскрыты принципы здоровьесбережения, основанные на разработках Л.С. Выготского, представлены различные научно обоснованные модели, методы и методические приемы, педагогические технологии, даны рекомендации по организации системного подхода к формированию здорового образа жизни аномальных детей. Данный курс основывается на ряде ранее изученных дисциплин: педагогике, психологии, медико-биологических дисциплинах, специальной педагогике и специальной психологии. Цель курса: ознакомить студентов с основами здоровьесбережения в системе специального образования, понятийным аппаратом, научными и методологическими положениями и дать представление о данном курсе как важном социокультурном феномене. Основными задачами курса являются: - сформировать целостное представление о здоровьесберегающих технологиях в системе специального образования; - раскрыть социокультурную сущность здоровьесбережения аномальных детей как важнейшую составляющую их культуры; - показать роль здоровьесберегающих технологий в повышении социализации аномального ребенка, дать представление о его психофизиологических возможностях; - ознакомить студентов с системой здоровьесбережения в специальных школах и детских садах; - сформировать профессиональное мировоззрение студентов-дефектологов о системе здоровьесбережения в специальном образовании.
Тема 1: Теоретико-методологические основы здоровьесбережения детей с проблемами в развитии Опорные слова: здоровьесбережение, принципы, коррекция, развитие Принципы Л.С. Выготского в диагностике и формировании здоровья аномальных детей. Принцип природосообразности. Влияние учебно-воспитательного процесса в специальных школах и ДОУ на состояние психического, физического и социального здоровья детей. Система оздоровления учащихся в Российской Федерации. Тема 2: Классификации нарушений двигательной сферы аномальных детей различных категорий Опорные слова: классификация, двигательные нарушения, двигательная сфера, абилитация, реабилитация, физическое развитие, физическая подготовленность Двигательная сфера человека как система взаимозависимостей и взаимосвязанности различных психофизиологических функций. Двигательные нарушения детей и необходимость их классификации. Теоретико-методологические подходы к коррекции, абилитации и реабилитации нарушений двигательной сферы. Моторно-висцеральная регуляция деятельности организма человека (М.Р. Могендович). Тема 3: Роль психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов в развитии и сохранении здоровья детей Опорные слова: психолого-медико-педагогическое обеспечение деятельности системы специального образования Общие вопросы психолого-медико-педагогического обеспечения деятельности системы специального образования. Психолого-медико-педагогический консилиум в специальной школе, ДОУ, его роль и значение в развитии и сохранении здоровья детей. Роль врача и учителя физической культуры в работе консилиума. Тема 4: Охранительные режимы в специальных школах как здоровьесберегающие технологии Опорные слова: охранительный режим, здоровьесберегающие технологии, режим дня Принципы охраны здоровья детей в специальных коррекционно-образовательных учреждениях. Охранительные режимы в специальных школах и ДОУ, их значение и содержание. Прогулки во второй половине дня, их цели, задачи, содержание и зачимость. Тема 5: Технология паспортизации состояния здоровья учащихся Опорные слова: паспорт здоровья, внедрение, показатели физического и соматического здоровья Программы здоровья в школе, классах, семье. Паспортизация состояния здоровья учащихся как уникальная технология их оздоровления. Выбор показателей Паспорта здоровья. Аналитическая работа по данным паспортов здоровья индивидуально, в классах, школах. Соревнования по состоянию здоровья. «Тропы здоровья» в школе и ДОУ. Дозирование оптимальных физических нагрузок. Тема 6: Организация и содержание занятий по лечебной физической культуре Опорные слова: лечебная физическая культура, грубые нарушения моторики, соматические нарушения здоровья, нарушения осанки Важность и необходимость занятий лечебной физической культурой детей с ослабленным здоровьем и грубыми нарушениями моторики и физического развития. Программно-методические требования к занятиям лечебной физической культурой в специальных коррекционно-образовательных учреждениях. Тема 7: Технологии оздоровления учащихся при зрительном и нервно-психическом утомлении Опорные слова: утомление, нервно-психическое утомление, зрительное утомление Технологии Б.В. Сермеева, В.Ф. Базарного, В.А. Ковалева. Работа в режиме дальнего зрения. Экологический букварь. Создание общешкольного режима оздоровления детей. Окраска стен, воздухообмен в классе, световой коэффициент и другие гигиенические показатели оздоровления учащихся. Тема 8: Двигательные оздоровительные технологии Опорные слова: биологическое и социальное в человеке, движение, здоровый образ жизни, физические качества Технология обучения грамоте детей средствами крупной и мелкой моторики. Двигательные режимы, направленные на развитие основных физических качеств человека. Их влияние на психосоматические функции ребенка. 4. Темы семинаров Тема 1: Здоровьесбережение детей с проблемами в развитии в системе специального образования: теория и практика
Литература: основная - №№ 1,4; дополнительная - № 1. Тема 2: Классификации нарушений двигательной сферы аномальных детей
Литература: основная - №№ 1, 6; дополнительная - №№1, 4. Тема 3: Роль психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов в сохранении здоровья детей
Литература: основная - №№ 2, 6; дополнительная - № 2, 3. Тема 4: Охранительный режим в специальных школах
Литература: основная - №№ 2, 3, 5; дополнительная - №№ 1, 2, 3. Тема 5. Технология паспортизации состояния здоровья учащихся
Литература: основная №№ 4, 5; дополнительная - № 4. Тема 6: Лечебная физическая культура
Литература: основная - №№ 2, 4, 6; дополнительная - №№ 1, 2. Тема 7: Двигательные оздоровительные технологии
Литература: основная - №№ 4, 5; дополнительная - №№ 1, 4. 5.Темы рефератов и контрольных работ Требования: 10 – 12 страниц, 14-ый шрифт, 30 строк на странице. Реферат или контрольная работа должны иметь: план, список литературы (не менее трех источников). В содержании работы отражаются введение, основная часть, выводы или заключение. В процессе обучения студент пишет три контрольных работы.
6. Контрольные вопросы к зачету
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины Основная литература
Дополнительная литература
8. Методические указания к самостоятельной работе студентов Виды самостоятельной работы студентов по углублению знаний, полученных на лекционных занятиях и при подготовке к семинарским занятиям могут быть самыми разными:
Кроме вышеперечисленного студентам рекомендуются следующие варианты самостоятельной работы. (Катя – здесь размести традиционные материалы Методических рекомендаций для студентов и для преподавателей). Методические рекомендации для преподавателя Таблица видов самостоятельной работы студентов
Методические указания для студентов Студенты обязаны присутствовать на лекционных, семинарских и практических занятиях, проводимых в различных коррекционно-образовательных учреждениях. Причинами отсутствия могут быть только уважительные, но в любом случае студент отрабатывает пропущенные занятия, отчитываясь при этом преподавателю за каждое пропущенное занятие. Мы приводим ту же таблицу основных видов самостоятельной работы студентов, что и в методических рекомендациях для преподавателя с тем, чтобы студент мог воспользоваться ею, исходя из рекомендаций преподавателя при подготовке к семинарским и практическим занятиям (см. ниже). Исходя из табличных данных можно сказать, что большинство видов самостоятельной работы студенты уже изучили ранее, использовали наверняка на других дисциплинах, такие как доклад, реферат, контрольные работы, составление таблиц, схем, а вот с такими видами как составление кроссвордов, тестов, проектированием, опорным конспектированием, представлением мультимедийных материалов, проведением дискуссий на «Круглом столе», составление глоссариев могут встретиться впервые. В таблице дается общее представление о названных видах самостоятельной работы студентов, дается краткая характеристика каждого вида. Кроме этого преподаватель на лекциях и семинарах подробно объясняет содержание того или иного вида СРС. За период прохождения дисциплины студенты успевают использовать в своей самостоятельной работе практически все эти виды, что опять же позволяет повысить их уровень компетентности в методическом плане, вооружить современными психолого-педагогическими технологиями для выполнения своей будущей профессиональной деятельности (см. – таблица). Кроме использования вышеперечисленных видов СРС, непосредственно на семинарских занятиях студенты используют полученные знания, выходя к доске и демонстрируя их в ходе своеобразного брейн - ринга, что добавляет эмоциональности в занятия, способствует развитию их профессионального языка, овладению терминологией специальной психологии. |
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия Основная... Программа предназначена для изучения студентами II курса (IV семестр) по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2... «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Программа курса предназначена для студентов 4 курса по специальности «Логопедия». Оценка речи, как высшей психической функции поможет... | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050716. 65 «Специальная психология» Специальность: 050716. 65 «Специальная психология», с дополнительной специальностью 050715. 65 «Логопедия» | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Одобрено научно-методическим советом специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | ||
Рабочая программа составлена: к п. н., доцентом кафедры коррекционной педагогики Жуковиным И. Ю Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Специальность... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | Учебно-методический комплекс дисциплины арттерапия 050706 Педагогика... Автор: Сергеева А. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии мгпу |