Скачать 194.76 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________/ Волосникова Л. М./ « ____» ____________ 2013 г. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПРИ РДА Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.00 –Логопедия с дополнительной специальностью « Специальная психология» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы __________________ / Криницына Г. М./ «29» августа 2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры дефектологии 30.08.13 г., протокол № 1. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем______ стр. Зав. кафедрой дефектологии ______________ / Дмитриев А. А./ «30» августа 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института Психологии и Педагогики 17.09.13 г. протокол № 1. Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. Председатель УМК _______________________/ Арефьева А. В./ «17» сентября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав.отделом БПЛ _____________ / Локоман Л. И./ «___» ______________ 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ ______________/ Фарафонова И. Ю./ «____» ___________ 2013 г. УДК:376.36(075.8) ББК:Ч437 я 73 Аз: Т 454 Г.М. Криницына. Логоработа при РДА: Учебно-методический комплекс для студентов ОДО специальности 050715.65 – Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология. Учебно-методический комплекс предназначен для студентов ОДО Института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина «Логоработа при РДА» в данной образовательной программе в 8-м семестре является обязательной для изучения дисциплиной. В УМК представлено содержание лекционного курса, семинарских занятий, представлены тематический план, темы рефератов и контрольных работ, вопросы к зачету, перечень основной и дополнительной литературы. Учебно-методический комплекс опубликован на сайте ТюмГУ: Логоработа при РДА [электронный ресурс]/ Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой специальной педагогики, учебно-методической комиссией Института психологии, педагогики, социального управления и утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. Ответственный редактор: Дмитриев А.А., д.п.н., профессор. Рецензенты: Милованова Н.Г., д.п.н., профессор, ТОГИРРО Поливара З.В., к.п.н., доцент, ТюмГУ ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2013.
Курс «Логоработа при РДА» предназначен для студентов ОДО Института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ, обучающихся по специальности 050715.65 – Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология, читается на 8-м семестре. Требования ГОС ВПО Основы логоработы с детьми, имеющими РДА и их семьями. Непатологические формы нарушения поведения. Дети с реактивными и конфликтными переживаниями. Синдром посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) в детском возрасте. Акцентуации характера. Организация и содержание психокоррекционной и социальной работы с детьми, имеющими нарушения поведения и их семьями. ЦЕЛЬ КУРСА – ознакомить студентов с психолого-педагогическими особенностями детей разного возраста, имеющих РДА, а так же принципами и методиками диагностической, психокоррекционной и логоработы с детьми данной категории. ЗАДАЧИ КУРСА
Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Трудоёмкость курса
2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3. Содержание дисциплины Тема 1. История изучения РДА. Современные представления об этиологии РДА Опорные слова: ранний детский аутизм (РДА), наследственные факторы, этиология, нозология, прогноз Проблема РДА в отечественной и зарубежной науке. Краткие сведения об истории изучения РДА (Л. Каннер, Г. Аспергер, С.С. Мнухин), представления о причинах РДА (теория психогенного происхождения РДА, нейро-биологические концепции). Роль наследственных факторов. Современные представления об этиологии РДА. Представления о нозологии РДА (особое болезненное состояние, вариант психической конституции, сборная группа различных состояний с проявлениями аутизма, нарушение психического развития). Оценка динамики и прогноза при РДА. Тема 2. Общая характеристика синдрома РДА Опорные слова: структура дефекта, первичные, вторичные нарушения, невротические реакции Структура дефекта. Компоненты РДА (по Л.Каннеру). Клинико-психологическая структура РДА в свете учения Л.С. Выготского о сложной структуре дефекта. Проблема первичного дефекта в структуре РДА. Вторичные нарушения (аутизм, тревожность, страхи, агрессии и др.). Третичные образования (невротические реакции). Общая характеристика нарушений деятельности и познавательной сферы (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи). Особенности развития личности, межличностных отношений. Тема 3. Клинико-психологические классификации РДА Опорные слова: классификации РДА, дифференциальная диагностика, дизонтогенез, развитие личности Клинико-психологические классификации РДА. Типы аутистического дизонтогенеза по О. С. Никольской, их связь с уровнем нарушений механизмов эмоциональной регуляции. Особенности раннего развития детей каждой групп, их познавательной сферы, личности. Специфика характера вторичных нарушений (страхом, ауто- и гетероагрессии, стереотипии и пр.) и третичных образований. Тема 4. Методы психолого-педагогического изучения детей с РДА Опорные слова: психолого-педагогическое изучение, психолого-педагогический подход, диагностические критерии, сходные состояния. Особенности психолого-педагогического подхода к данной группе. Специфика использования традиционных методов исследования (наблюдения, эксперимента). Значение ранней диагностики РДА для успешной коррекции. Основные диагностические критерии РДА. Отграничение РДА от сходных состояний (умственной отсталости, алалии, ЗПР, нарушений слуха и зрения, ДЦП, невропатии, гебоидной психопатии, шизофрении, микросоциальном депривации, психогений). Тема 5. Основные принципы и направления коррекционной работы Опорные слова: коррекционная работа, психоаналитический подход Основные принципы и направления коррекционной работы. Психоаналитический подход (Б. Беттельхейм, Э. Кланси). Повденческий подход (О.И. Ловаас, М.Ю. Веденина и др.). Холдинг терапия (М. Уэлш). Роль медикомекаментозной коррекции. Система комплексной медико-психолого-педагогической коррекции РДА (К.С. Лебединская, О.С. Никольская и др.). Установление эмоционального контакта с ребенком. Специфика коррекционной работы с аутичными детьми. Тема 6. Особенности логоработы при РДА Опорные слова: речевые нарушения, индивидуальные занятия, обучение Речевые нарушения при РДА, развитие познавательной и эмоциональной сферы, коррекция нарушений поведения, мележличностных отношений и отношения к миру в целом. Принципы разработки коррекционных программ с учетом типа аутистического дизонтогенеза. Некоторые особенности обучения бытовым навыкам. Обучение элементарным школьным навыкам. Тема 7. Работа с семьей аутичного ребенка Опорные слова: психологическая подготовка, профконсультирование подростков Работа с семьей аутичного ребенка. Необходимость психологической подготовки родителей и координации усилий различных специалистов в ходе коррекционной работы (психолога, психиатра, логопеда, педагога). Профконсультирование подростков с РДА. 4. Темы семинаров Тема 1. Дети с РДА 1. Причины нарушения РДА. 2. Группы детей с нарушениями РДА. 3. Основные закономерности психического развития детей с РДА. 4. Социальная ситуация развития детей с нарушениями РДА. Литература: основная - №№1, 2, дополнительная - №№1, 2. Тема 2. Системы обучения и воспитания детей и подростков с нарушениями РДА в РФ и за рубежом
Литература: основная - №№1, 3, 4, дополнительная - №№3, 4, 5. Тема 3. Особенности психологического изучения детей с РДА
Литература: основная - №№2, 3, дополнительная - №3. Тема 4. Реабилитация детей с РДА
Литература: основная - №№1, 3, 4, дополнительная - №№3, 4. Тема 5. Особенности формирования деятельности и личности детей с РДА
Литература: основная - №№1, 2, дополнительная - №№2, 3. Тема 6. Особенности семейного воспитания и психологической помощи семьям детей с РДА
Литература: основная - №№ 2, 4, дополнительная - №№ 1, 4. Тема 7. Особенности работы с детьми с РДА
Литература: основная - №2, дополнительная - №2. 5. Темы рефератов и контрольных работ
6. Контрольные вопросы к зачету
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины А) Основная литература
Б) Дополнительная литература
Методические рекомендации для преподавателя Таблица видов самостоятельной работы студентов
Методические указания для студентов Студенты обязаны присутствовать на лекционных, семинарских и практических занятиях, проводимых в различных коррекционно-образовательных учреждениях. Причинами отсутствия могут быть только уважительные, но в любом случае студент отрабатывает пропущенные занятия, отчитываясь при этом преподавателю за каждое пропущенное занятие. Мы приводим ту же таблицу основных видов самостоятельной работы студентов, что и в методических рекомендациях для преподавателя с тем, чтобы студент мог воспользоваться ею, исходя из рекомендаций преподавателя при подготовке к семинарским и практическим занятиям (см. ниже). Исходя из табличных данных можно сказать, что большинство видов самостоятельной работы студенты уже изучили ранее, использовали наверняка на других дисциплинах, такие как доклад, реферат, контрольные работы, составление таблиц, схем, а вот с такими видами как составление кроссвордов, тестов, проектированием, опорным конспектированием, представлением мультимедийных материалов, проведением дискуссий на «Круглом столе», составление глоссариев могут встретиться впервые. В таблице дается общее представление о названных видах самостоятельной работы студентов, дается краткая характеристика каждого вида. Кроме этого преподаватель на лекциях и семинарах подробно объясняет содержание того или иного вида СРС. За период прохождения дисциплины студенты успевают использовать в своей самостоятельной работе практически все эти виды, что опять же позволяет повысить их уровень компетентности в методическом плане, вооружить современными психолого-педагогическими технологиями для выполнения своей будущей профессиональной деятельности (см. – таблица). Кроме использования вышеперечисленных видов СРС, непосредственно на семинарских занятиях студенты используют полученные знания, выходя к доске и демонстрируя их в ходе своеобразного брейн - ринга, что добавляет эмоциональности в занятия, способствует развитию их профессионального языка, овладению терминологией специальной психологии. |
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия Основная... Программа предназначена для изучения студентами II курса (IV семестр) по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2... «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Программа курса предназначена для студентов 4 курса по специальности «Логопедия». Оценка речи, как высшей психической функции поможет... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050716. 65 «Специальная психология» Специальность: 050716. 65 «Специальная психология», с дополнительной специальностью 050715. 65 «Логопедия» | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Одобрено научно-методическим советом специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | ||
Рабочая программа составлена: к п. н., доцентом кафедры коррекционной педагогики Жуковиным И. Ю Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Специальность... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | Учебно-методический комплекс дисциплины арттерапия 050706 Педагогика... Автор: Сергеева А. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии мгпу |