Скачать 167.41 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________/ Волосникова Л. М./ « ____» ____________ 2013 г. ОСНОВЫ СУРДОПЕДАГОГИКИ Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.00 –Логопедия с дополнительной специальностью « Специальная психология» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы __________________ / Дмитриев А. А./ «29» августа 2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры дефектологии 30.08.13 г., протокол № 1. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем______ стр. Зав. кафедрой дефектологии ______________ / Дмитриев А. А./ «30» августа 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института Психологии и Педагогики 17.09.13 г. протокол № 1. Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. Председатель УМК _______________________/ Арефьева А. В./ «17» сентября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. отделом БПЛ _____________ / Локоман Л. И./ «___» ______________ 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ ______________/ Фарафонова И. Ю./ «____» ___________ 2013 г.
Требования ГОС: слух и его особенности (фонематический слух, звуков сотная чувствительность, чувствительность к шумам, локализация источника звука в пространстве). Глухие и слабослышащие. Основные причины нарушения слуха. Значение снижения слуха в зависимости от характера, глубины и времени возникновения дефекта. Сенсорная депривация и активность личности. Вторичные отклонения при нарушении слуха. Методики развития остаточного слуха. Специфика работы логопеда со слабослышащими детьми. На лекциях студенты знакомятся с основными положениями теории сурдопедагогики, принципами, методами работы с глухими и слабослышащими детьми. Рассматриваются вопросы диагностики слуха, особенности психики детей с нарушением слуха. Отдельные вопросы дисциплины выносятся для самостоятельной работы. Изучение дисциплины завершается зачетом. В процессе самостоятельной работы студентами изучается система дактилирования, анализируются документы подтверждающие нарушение слуха, в условиях проведения «деловой игры» отрабатываются методы исследования слуха глухих и слабослышащих детей, анализируется специальная литература в области сурдопедагогики. ПРЕДМЕТОМ исследования сурдопедагогики являются принципы и содержание обучения и воспитания детей с нарушенным слухом. Дисциплина предназначена для студентов V курса и читается в 9 –м семестре. ЦЕЛЬ дисциплины: расширение теоретических знаний учителей-логопедов в области сурдопедагогики, повышение уровня их профессиональной подготовки. ЗАДАЧИ дисциплины:
Дисциплина ориентирует на диагностико-аналитический и коррекционно-развивающий виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности: в области коррекционно-развивающей деятельности:
в области диагностиоко-аналитической деятельности: - дифференциальная диагностика для определения типа нарушения. Требования к уровню подготовки студентов: Студент, изучающий дисциплину, должен знать:
Курс рассчитан на 16 часов лекционных занятий; отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы; проводится зачет. общая трудоемкость дисциплины – 36 часов. Объем дисциплины и виды учебной работы
2. Тематический план изучения дисциплины.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СУРДОПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ Опорные слова: сурдопедагогика, лица с недостатками слуха. Сурдопедагогика как наука об изучении, воспитании, обучении и путях адаптации лиц с недостатками слуха. Методологические основы и задачи сурдопедагогики. Связь сурдопедагогики с другими науками. Методы научно-педагогических исследований в сурдопедагогике. 2. ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Опорные слова: глухие, слабослышащие, позднооглохшие. Значение снижения слуха в зависимости от характера, глубины и времени возникновения дефекта. Сенсорная депривация и активность личности. Вторичные отклонения при нарушении слуха .Особенности психофизического развития глухих, слабослышащих и позднооглохших детей различного пола и возраста. 3.СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ Опорные слова: специальные коррекционные школы для глухих и слабослышащих, наполняемось классов, дактильная речь. Особенности обучения и воспитания глухих в дореволюционной России. Современная система специального образования. Характеристика основных типов специальных учреждений для различных категорий лиц с нарушением слуха. Методологические основы процесса обучения в школе глухих и слабослышащих. Особенности процесса обучения глухих и слабослышащих детей, усвоение знаний учащимися по отдельным предметам. Характеристика содержания образования лиц с недостатками слуха. Содержание воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Особенности школьной программы для глухих и слабослышащих детей, коррекционная направленность. Основные требования к учебникам для школ глухих и слабослышащих. 4. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ Опорные слова: речь, коррекция речи, развитие речи, формирование речи лиц с нарушением слуха. Особенности речевого развития глухих и слабослышащих детей. Система дидактических принципов обучения глухих и слабослышащих. Особенности реализации общих дидактических принципов обучения в специальных учреждениях для детей с недостатками слуха. Специальные дидактические принципы. Единство процесса овладения основами наук и словесной речи. Формирование речи как средства общения. Коррекционная направленность обучения. Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению. Требования, предъявляемые к совершенствованию методов обучения с целью повышения качества учебного процесса. 5. СЛУХОРЕЧЕВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И КОРРЕКЦИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Опорные слова: слухоречевая реабилитация, слухоречевая коррекция, урок в школе для глухих и слабослышащих. Условия реализации слухоречевой реабилитации глухих и слабослышащих. Формы организации учебной деятельности глухих и слабослышащих детей дошкольного и школьного возраста. Задачи урока в специальной школе и педагогические требования к нему. Основные типы уроков по общеобразовательным предметам в специальной школе для детей с недостатками слуха. Уроки по специальным учебным предметам и особенности их структуры. Индивидуальные и фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения с глухими и слабослышащими детьми. Организация внеклассной работы с детьми. Работа с родителями. Организация, содержание и методики развития остаточного слуха, проведения слуховой работы в детском саду и школе глухих и слабослышащих. Индивидуальная работа по развитию слухового восприятия и формированию произношения у глухих и слабослышащих учащихся. 6. ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА Опорные слова: коммуникации, коммуникабельность, виды и формы коммуникаций, жестовая речь. Обучение дактильной форме речи. Владение глухими и слабослышащими детьми жестовой речью. Виды жестовой речи. Использование дактильной и жестовой речи в младших, средних и старших классах на уроках и во внеклассное время.
Опорные слова: язык и речь глухих и слабослышащих, чтение с губ. Общая характеристика истории сурдопедагогики (зарубежной и отечественной). Появление направлений в обучении глухих детей. Индивидуальное обучение. Возникновение специальных училищ для глухих детей. Формирование системы обучения глухих детей. Появление современной системы обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей. Характеристика современной системы обучения языку глухих и слабослышащих учащихся. Принципы обучения языку детей с недостатками слуха. Основные этапы в развитии системы обучения глухих и слабослышащих детей языку. Особенности процесса обучения чтению с губ и произношению лиц с недостатками слуха различных возрастных категорий.
Опорные слова: патология слухового анализатора. Значимость своевременного выявления нарушений слуха у ребенка для его развития. Роль семьи в раннем определении состояния слуха у ребенка. Характеристика особенностей развития ребенка с врожденной и рано возникшей патологией слухового анализатора. Задачи и особенности семейного воспитания детей с недостатками слуха. Рациональная организация жизни и деятельности ребенка с нарушением слуха в семье. Организация специальной педагогической работы родителей с глухим и слабослышащим ребенком. Подготовка ребенка к обучению в школе. Задачи, содержание и формы работы специальной школы с семьей глухого и слабослышащего ребенка. Достижения сурдопедагогики в решении актуальных проблем обучения и воспитания лиц с недостатками слуха. Задачи сурдопедагогики на современном этапе и пути их реализации. Перспективы развития сурдопедагогики как науки. Специфика работы логопеда со слабослышащими детьми. 4. ТЕМЫ СЕМИНАРОВ Не предусмотрены. 5. ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ Не предусмотрены. 6. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
Реферат должен представлять собой самостоятельное теоретическое исследование студентом какой-либо проблемы сурдопедагогики. Его объем должен составлять 10-12 стр. машинописи с четким планом, введением в проблему, ее описание и выводы. Используемая при этом литература должна состоять не менее, чем из 3-х источников. Автор может вложить свои мысли, идеи, подходы, новации в текст реферата.. Не исключается наличие инициативы студента в написании и раскрытии какой – либо оригинальной темы. 7. КУРСОВЫЕ РАБОТЫ Не предусмотрены учебным планом. 8. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ
.
9.1. Рекомендуемая литература ОСНОВНАЯ:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
Пархалина. - Москва: ВЛАДОС, 2000. – 192с.
|
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия Основная... Программа предназначена для изучения студентами II курса (IV семестр) по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2... «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Программа курса предназначена для студентов 4 курса по специальности «Логопедия». Оценка речи, как высшей психической функции поможет... | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050716. 65 «Специальная психология» Специальность: 050716. 65 «Специальная психология», с дополнительной специальностью 050715. 65 «Логопедия» | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Одобрено научно-методическим советом специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | ||
Рабочая программа составлена: к п. н., доцентом кафедры коррекционной педагогики Жуковиным И. Ю Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Специальность... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | Учебно-методический комплекс дисциплины арттерапия 050706 Педагогика... Автор: Сергеева А. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии мгпу |