Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология»





Скачать 167.41 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология»
Дата публикации05.05.2015
Размер167.41 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________/ Волосникова Л. М./

« ____» ____________ 2013 г.

ОСНОВЫ СУРДОПЕДАГОГИКИ

Учебно-методический комплекс для студентов

Специальности 050715.00 –Логопедия

с дополнительной специальностью « Специальная психология»
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы __________________ / Дмитриев А. А./

«29» августа 2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры дефектологии 30.08.13 г., протокол № 1.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем______ стр.

Зав. кафедрой дефектологии ______________ / Дмитриев А. А./

«30» августа 2013 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института Психологии и Педагогики 17.09.13 г. протокол № 1.

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

Председатель УМК _______________________/ Арефьева А. В./

«17» сентября 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. отделом БПЛ _____________ / Локоман Л. И./

«___» ______________ 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ ______________/ Фарафонова И. Ю./

«____» ___________ 2013 г.

  1. Пояснительная записка

Требования ГОС: слух и его особенности (фонематический слух, звуков сотная чувствительность, чувствительность к шумам, локализация источника звука в пространстве). Глухие и слабослышащие. Основные причины нарушения слуха. Значение снижения слуха в зависимости от характера, глубины и времени возникновения дефекта. Сенсорная депривация и активность личности. Вторичные отклонения при нарушении слуха. Методики развития остаточного слуха. Специфика работы логопеда со слабослышащими детьми.
На лекциях студенты знакомятся с основными положениями теории сурдопедагогики, принципами, методами работы с глухими и слабослышащими детьми. Рассматриваются вопросы диагностики слуха, особенности психики детей с нарушением слуха. Отдельные вопросы дисциплины выносятся для самостоятельной работы. Изучение дисциплины завершается зачетом.

В процессе самостоятельной работы студентами изучается система дактилирования, анализируются документы подтверждающие нарушение слуха, в условиях проведения «деловой игры» отрабатываются методы исследования слуха глухих и слабослышащих детей, ана­лизируется специальная литература в области сурдопедагогики.

ПРЕДМЕТОМ исследования сурдопедагогики являются принципы и содержание обучения и воспитания детей с нарушенным слухом.

Дисциплина предназначена для студентов V курса и читается в 9 –м семестре.

ЦЕЛЬ дисциплины: расширение теоретических знаний учителей-логопедов в области сурдопедагогики, повышение уровня их про­фессиональной подготовки.

ЗАДАЧИ дисциплины:

  • создать у студентов целостное представление о сурдопеда­гогике как науке;

  • раскрыть методологические, научно-теоретические основы обучения и воспитания детей с недостатками слуха;

  • познакомить студентов с современной аудиолого-педагогической классификацией детей с недостатками слуха, с осо­бенностями развития глухих и слабослышащих детей, прин­ципами отбора детей в специальные учреждения, организа­цией и содержанием работы в специальных учреждениях.

Дисциплина ориентирует на диагностико-аналитический и коррекционно-развивающий виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности:

в области коррекционно-развивающей деятельности:

  • реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей;

  • работа по обучению и воспитанию детей с нарушениями слуха;

в области диагностиоко-аналитической деятельности:

- дифференциальная диагностика для определения типа нарушения.

Требования к уровню подготовки студентов:

Студент, изучающий дисциплину, должен знать:

  • основы сурдопедагогики как науки;

  • классификацию детей с нарушенным слухом;

  • различные методы исследования слуха;

  • характеристики современной системы специального образования;

  • принципы и методы специального обучения;

  • формы организации учебной деятельности;

  • роль и место слухового восприятия в обучении глухих и сла­бослышащих детей языку;

  • роль семьи в деле обучения и воспитания неслышащего ре­бенка;

  • особенности обучения и воспитания детей со сложной структурой дефекта (умственная отсталость и нарушения слуха);

  • правильно определять место обучения умственно отстало­го глухого ребенка;

Курс рассчитан на 16 часов лекционных занятий; отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы; проводится зачет. общая трудоемкость дисциплины – 36 часов.

Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Семестр

Общая трудоемкость

36

9

Аудиторные занятия

16

9

Лекции

16

9

Практические занятия







Семинарские занятия

20

9

Контрольная работа




9

Вид итогового контроля




Зачет (9)

2. Тематический план изучения дисциплины.


с

Наименование темы

Лекции (кол-во часов)

Индив. и самос­тоят, работа

Студ.(кол-во часов)

Формы контроля







ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

ОДО

ОЗО

1.

Предмет, задачи и методы ссурдопесурдопедагоги Сурдопедагогика как наука

2

1

2

2

Реферат

2.

Личность учащегося с нарушением слуха

2

2

2

4

Составление тестов

3.

Основные причины нарушений слуха. Психический онтогенез - глухих и слабослышащих.

2

2

4

2

Составление кроссвордов

4.

Речевое развитие и коррекция нарушений речи глухих и слабослышащих детей.

2

2

4

4

Доклад

5.

Слухоречевая реабилитация и коррекция лиц с нарушением слуха.

2

2

2

2

Составление кроссвордов

6.

Основные системы коммуникации лиц с нарушением слуха.

2

2

2

4

Составление тестов

7.

Системы обучения лиц с недостатками слуха.

2

2

2

2

Реферат

8.

Система работы по профилактике нарушений слуха.

2

1

2

4

Разработка лекционного материала по профилактике нарушений слуха.




Итого:

16

14

20

22





3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ СУРДОПЕДАГОГИКИ КАК НАУКИ

Опорные слова: сурдопедагогика, лица с недостатками слуха.

Сурдопедагогика как наука об изучении, воспитании, обуче­нии и путях адаптации лиц с недостатками слуха. Методологи­ческие основы и задачи сурдопедагогики. Связь сурдопедагогики с другими науками. Методы научно-педагогических исследований в сурдопедагогике.
2. ЛИЧНОСТЬ УЧАЩЕГОСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Опорные слова: глухие, слабослышащие, позднооглохшие.
Значение снижения слуха в зависимости от характера, глубины и времени возникновения дефекта. Сенсорная депривация и активность личности. Вторичные отклонения при нарушении слуха .Особенности психофизического развития глухих, слабослышащих и позднооглохших детей различного пола и возраста.
3.СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ШКОЛЕ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ
Опорные слова: специальные коррекционные школы для глухих и слабослышащих, наполняемось классов, дактильная речь.
Особенности обучения и воспитания глухих в дореволюционной России. Современная система специального образования.

Характеристика основных типов специальных учреждений для различных категорий лиц с нарушением слуха.

Методологические основы процесса обучения в школе глухих и слабослышащих. Особенности процесса обучения глухих и сла­бослышащих детей, усвоение знаний учащимися по отдельным предметам.

Характеристика содержания образования лиц с недостатками слуха. Содержание воспитания и обучения детей дошкольного воз­раста. Особенности школьной программы для глухих и слабослышащих детей, коррекционная направленность. Основные требования к учебникам для школ глухих и слабослышащих.
4. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
Опорные слова: речь, коррекция речи, развитие речи, формирование речи лиц с нарушением слуха.
Особенности речевого развития глухих и слабослышащих де­тей.

Система дидактических принципов обучения глухих и слабос­лышащих. Особенности реализации общих дидактических принципов обучения в специальных учреждениях для детей с недостат­ками слуха.

Специальные дидактические принципы. Единство процесса ов­ладения основами наук и словесной речи. Формирование речи как средства общения. Коррекционная направленность обучения. Индивидуальный и дифференцированный подходы к обучению.

Требования, предъявляемые к совершенствованию методов обучения с целью повышения качества учебного процесса.
5. СЛУХОРЕЧЕВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ И КОРРЕКЦИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Опорные слова: слухоречевая реабилитация, слухоречевая коррекция, урок в школе для глухих и слабослышащих.
Условия реализации слухоречевой реабилитации глу­хих и слабослышащих.

Формы организации учебной деятельности глухих и слабослы­шащих детей дошкольного и школьного возраста.

Задачи урока в специальной школе и педагогические требова­ния к нему. Основные типы уроков по общеобразовательным пред­метам в специальной школе для детей с недостатками слуха.

Уроки по специальным учебным предметам и особенности их структуры.

Индивидуальные и фронтальные занятия по развитию слухо­вого восприятия и формированию произношения с глухими и сла­бослышащими детьми.

Организация внеклассной работы с детьми. Работа с родителями.

Организация, содержание и методики развития остаточного слуха, проведения слуховой работы в детском саду и школе глухих и слабослышащих. Инди­видуальная работа по развитию слухового восприятия и формиро­ванию произношения у глухих и слабослышащих учащихся.
6. ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Опорные слова: коммуникации, коммуникабельность, виды и формы коммуникаций, жестовая речь.
Обучение дактильной форме речи. Владение глухими и слабос­лышащими детьми жестовой речью. Виды жестовой речи. Исполь­зование дактильной и жестовой речи в младших, средних и стар­ших классах на уроках и во внеклассное время.

  1. СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ЛИЦ С НЕДОСТАТКАМИ СЛУХА

Опорные слова: язык и речь глухих и слабослышащих, чтение с губ.
Общая характеристика истории сурдопедагогики (зарубежной и отечественной). Появление направлений в обучении глухих де­тей. Индивидуальное обучение. Возникновение специальных учи­лищ для глухих детей. Формирование системы обучения глухих детей.

Появление современной системы обучения и воспитания глу­хих и слабослышащих детей.

Характеристика современной системы обучения языку глухих и слабослышащих учащихся. Принципы обучения языку детей с недостатками слуха.

Основные этапы в развитии системы обучения глухих и слабослышащих детей языку. Особенности процесса обучения чтению с губ и про­изношению лиц с недостатками слуха различных возрастных ка­тегорий.


  1. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ СЛУХА


Опорные слова: патология слухового анализатора.
Значимость своевременного выявления нарушений слуха у ребен­ка для его развития. Роль семьи в раннем определении состояния слу­ха у ребенка. Характеристика особенностей развития ребенка с врож­денной и рано возникшей патологией слухового анализатора.

Задачи и особенности семейного воспитания детей с недостат­ками слуха. Рациональная организация жизни и деятельности ребенка с нарушением слуха в семье. Организация специальной педагогической работы родителей с глухим и слабослышащим ре­бенком. Подготовка ребенка к обучению в школе.

Задачи, содержание и формы работы специальной школы с се­мьей глухого и слабослышащего ребенка.

Достижения сурдопедагогики в решении актуальных проблем обучения и воспитания лиц с недостатками слуха. Задачи сурдо­педагогики на современном этапе и пути их реализации. Перспек­тивы развития сурдопедагогики как науки. Специфика работы логопеда со слабослышащими детьми.
4. ТЕМЫ СЕМИНАРОВ

Не предусмотрены.
5. ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

Не предусмотрены.

6. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Исторические аспекты обучения и воспитания глухих и слабослышащих детей.

  2. Принципы и содержание обучения неслышащих детей.

  3. Принципы и содержание воспитания глухих и слабослышащих детей.

  4. Методы и средства усиления слуха.

  5. Звуко – акустическая аппаратура.

  6. Верботональная методика обучения глухих детей.

  7. Кохлеарная имплантация.

  8. Воспитание личности глухого ребенка.

  9. Особенности образовательной деятельности в школах Ι и II видов.

  10. Сурдопедагогика в прошлом, настоящем и будущем.

  11. Учебные планы школ для глухих (слабослышащих),их отличие от учебных планов массовых школ и других специальных школ.

  12. Особенности программ школ 1-2 видов по каждому предмету, их отличительные характеристики ( м.б. около 20 рефератов).

Реферат должен представлять собой самостоятельное теоретическое исследование студентом какой-либо проблемы сурдопедагогики. Его объем должен составлять 10-12 стр. машинописи с четким планом, введением в проблему, ее описание и выводы. Используемая при этом литература должна состоять не менее, чем из 3-х источников. Автор может вложить свои мысли, идеи, подходы, новации в текст реферата.. Не исключается наличие инициативы студента в написании и раскрытии какой – либо оригинальной темы.

7. КУРСОВЫЕ РАБОТЫ

Не предусмотрены учебным планом.
8. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Медико-педагогическая классификация глухих детей.

  2. Медико-педагогическая классификация слабослышащих детей.

  3. Биологические и социальные факторы риска снижения слуха.

  4. Особенности исследования состояния слуховой функции у детей разного возраста.

  5. Педагогическое исследование слуха детей дошкольного возраста, владеющих речью.

  6. Система обучения детей с нарушениями слуха.

  7. Особенности обучения глухих детей в дошкольных и школьных учреждениях.

  8. Особенности обучения слабослышащих детей в дошколь­ных и школьных учреждениях.

  9. Роль и место дактилологии и жестовой речи в обучении и общении детей с нарушениями слуха.

  10. Основные типы специальных учреждений для лиц с нару­шениями слуха.

  11. Особенности процесса обучения глухих и слабослышащих детей.

  12. Содержание образования глухих и слабослышащих детей.

  13. Специфические методы обучения детей с нарушениями слуха.

  14. Основные этапы обучения глухих и слабослышащих детей языку.

  15. Особенности организации и содержания обучения умствен­но отсталых глухих и слабослышащих детей.

  16. Сурдопедагогика как наука.

  17. Аудиограммы и их характеристики.

  18. Верботональная технология диагностики и коррекции слуха и речи.

  19. Учебные программы школ Ι, II видов.

  20. Обучение глухих и слабослышащих детей разным формам речи.

  21. Современная аудиолого – педагогическая классификация детей с недостатками слуха.

  22. Кохлеарная имплантация.

  23. Формы организации обучения глухих и слабослышащих детей.

  24. Развитие слухового восприятия у детей.

  25. Глухой ребенок в семье.

  26. Возможности глухого ребенка в получении и продолжени цензового образования.

  27. Интегрированное обучение глухих и слабослышащих детей.

  28. Актуальные проблемы сурдопедагогики.

.


  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

9.1. Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

  1. Сурдопедагогика: учеб. для студ. пед. вузов, обуч. по спец. 031600 "Сурдопедагогика"/ ред. Е. Г. Речицкая. - Москва: Владос, 2004. - 655 с.

  2. Носкова, Л. П.. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студентов вузов, обуч. по спец. 032000 "Специальная дошкольная педагогика и психология", 031600 "Сурдопедагогика"/ Л. П. Носкова. - Москва: ВЛАДОС, 2004. - 344 с.

  3. Шипицына, Л. М.. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения: учеб. для студентов вузов, обуч. по спец. "Тифлопедагогика", "Сурдопедагогика", "Олигофренопедагогика", "Спец. психология"/ Л. М. Шипицына, И. А. Вартанян. - Москва: Академия, 2008. - 432 с.

  4. Красильникова, О. А..Обучение чтению школьников с нарушениями слуха: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031600 (050713) "Сурдопедагогика"/ О. А. Красильникова . - Москва: Академия, 2005. - 272 с.


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. 1. Нейман, Л. В.. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учеб. для вузов, изуч. анатомию, физиологию и патологию органов слуха и речи/ Л. В. Нейман, М. Р. Богомильский. - Москва: ВЛАДОС, 2001. - 224 с

  2. Речицкая, Е. Г.. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в школе: учеб. пособие для студентов вузов/ Е. Г. Речицкая, Е. В.

Пархалина. - Москва: ВЛАДОС, 2000. – 192с.

  1. Основы специальной педагогики и психологии: учеб. пособие для вузов по пед. спец./ Н. М. Трофимова [и др.]. - Санкт-Петербург: Питер, 2006. - 304 с.

  2. Смирнов, В. М.. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность: учеб. пособие для студентов мед. вузов/ В. М. Смирнов, М. М. Будылина. - 4-е изд., стер.. - Москва: Академия, 2009. - 336 с.

  3. Лаврова, Е. В..    Логопедия: основы фонопедии : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050715 (031800) "логопедия"/ Е. В. Лаврова. - Москва: Академия, 2007. - 144 с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия Основная...
Программа предназначена для изучения студентами II курса (IV семестр) по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2...
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Программа курса предназначена для студентов 4 курса по специальности «Логопедия». Оценка речи, как высшей психической функции поможет...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050716. 65 «Специальная психология»
Специальность: 050716. 65 «Специальная психология», с дополнительной специальностью 050715. 65 «Логопедия»
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716....
Одобрено научно-методическим советом специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconРабочая программа составлена: к п. н., доцентом кафедры коррекционной педагогики Жуковиным И. Ю
Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Специальность...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины арттерапия 050706 Педагогика...
Автор: Сергеева А. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии мгпу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск