Скачать 273.18 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________/ Волосникова Л. М./ « ____» ____________ 2013 г. ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.00 –Логопедия с дополнительной специальностью « Специальная психология» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы __________________ / Дмитриева С. А./ «29» августа 2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры дефектологии 30.08.13 г., протокол № 1. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем______ стр. Зав. кафедрой дефектологии ______________ / Дмитриев А. А./ «30» августа 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института Психологии и Педагогики 17.09.13 г. протокол № 1. Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. Председатель УМК _______________________/ Арефьева А. В./ «17» сентября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. отделом БПЛ _____________ / Локоман Л. И./ «___» ______________ 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ ______________/ Фарафонова И. Ю./ «____» ___________ 2013 г. С.А. Дмитриева «ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ» Учебно-методический комплекс Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения Института психологии и педагогики Подписано в печать_____г.Тираж______экз. Объём______п.л. Формат 60 х 84/16 Заказ №_____ Издательство Тюменского университета 625003, г.Тюмень, Семакова, 10 УДК 004 (075.8) ББК 3 973 я 73 С 445 С.А. Дмитриева. «ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ» Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения Института психологии, педагогики, социального управления г. Тюмень: Издательство Тюменского университета, 2009, 24 стр. Методические указания и индивидуальные задания предназначены для самостоятельного изучения ряда разделов задания для самоконтроля и итоговую контрольную работу. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой специальной педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: А.А. Дмитриев РЕЦЕНЗЕНТЫ: ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университета, 2013.
В данном курсе («Психология детей с эмоциональными нарушениями») рассматриваются научно-теоретические сведения о принципах, методах, содержании и особенностях психологической коррекции в системе образования с детьми с нарушениями в развитии, способы и приемы психологической коррекции при различных неблагоприятных симптомокомплексах (повышенной тревожности, агрессивности, гиперактивности пр.). Содержание элективного курса «Психология детей с эмоциональными нарушениями» и требования к уровню подготовки для его освоения дисциплины: Увеличение числа детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, рост количества учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости открытия дополнительного числа специальных (коррекционных) образовательных учреждений, к созданию в общеобразовательных школах классов выравнивания компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. Сложившиеся обстоятельства требуют внесения корректив в общепедагогическую и профессиональную подготовку студентов педагогических вузов, в проведение целенаправленной работы по подготовке психологов специального образования к работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы и поведении. Данный курс читается в восьмом семестре. Содержание дисциплины является эксклюзивным, основано на современных подходах к решению проблем психологической коррекции нарушений развития детей с отклонениями в психофизическом статусе. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины: Базой для усвоения курса «Психология детей с эмоциональными нарушениями» являются такие дисциплины как общая психология, общая педагогика, специальная психология, специальная педагогика, дисциплины медико-биологического цикла и др. Студенты должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Формы контроля:
Требования к экзамену: Курс «Психология детей с эмоциональными нарушениями» изучается на 9-м семестре. На экзамене студенты должны продемонстрировать уровень знаний и подготовку по вопросам, касающиеся психологическим нарушениям в эмоциональной сфере. У будущего специалиста должны быть сформированы профессиональные знания и умения для работы с детьми, имеющими различные формы патологии – сенсорные, интеллектуальные, двигательные, эмоциональные, поведенческие и другие. Целью настоящего курса является ознакомление студентов с теоретико – методологическими основами эмоциональных нарушений, современными методами, а также практическое овладение методами и приёмами психологической работы в психоэмоциональной сфере детей с проблемами в развитии. Соответственно, основными задачами курса являются:
Общая трудоемкость дисциплины – 120 часов, из них - аудиторных 56 часа, в том числе, 28 часов лекционных занятий и 28 часов лабораторных занятий. Отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы, проводится экзамен. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде текущего контроля, а также контрольной работы.
2.1.Тематический план изучения дисциплины.
Тема 1 Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития. Этиология и патогенез. Детский аутизм как нарушение развития Опорные слова: синдром, аутизм, клиническая единица, этиология, патогенез, психогенез, биогенез.
Литература:
Тема 2. Психологическая классификация синдрома детского аутизма. Возрастные особенности: ранний возраст и дошкольный Опорные слова: дезадаптация, типы поведения, возраст, возрастной период
Литература:
Тема 3 Школьное детство. Психолого-педагогическая помощь, основные условия обучения, помощь в обучении, в социальном и эмоциональном развитии Опорные слова: норма развития, отклонение в развитии, психическое развитие, задержка психического развития, коммуникативность
Литература:
Тема 4. Развитие отношений с детьми и взрослыми. Последствия детского аутизма. Проблемы семьи аутичного ребёнка в разных возрастах. Трудности семьи подростка и взрослого. Психологическая работа Опорные слова: психокоррекционная программа, профилактика, игротерапия, личностное изменение
Литература:
Тема 1. Расстройства эмоционально-волевой сферы в детском возрасте 1. Характеристика расстройств эмоциональной сферы у детей. 2. Постановка клинической проблемы Л. Каннером. 3. Этиология и патогенез синдрома.
Литература:
Тема 2. Классификация детского аутизма. Картины синдрома при раннем и дошкольном возрасте
Литература:
Тема 3: Характерные особенности психического развития в школьный период. Основные условия обучения в школе. Помощь в обучении, в социальном и эмоциональном развитии. Проблематики адаптации в социуме
Литература:
Тема 4. Межличностные связи и социальные взаимодействия. Проблемы семьи аутичного ребёнка в разных возрастах. Психологическая помощь при аутизме
Литература:
Требование: 10-12 страниц, 14 - ый шрифт, 30 строк на странице. Реферат должен иметь: титульный лист, оглавление, план, список литературы (не менее 10 источников), страницы пронумерованы по центру сверху, параметры страницы: поле верхнее и нижнее 2 см, левое поле 3 см., правое 1 см. В плане отражаются введение, основная часть, заключение или выводы.
Методические рекомендации.
7. Курсовые работы учебным планом не предусмотрены. 8. Контрольные вопросы к экзамену:
9.1. Рекомендуемая литература: Основная литература:
Дополнительная литература:
9.2.Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины: Задания по данной дисциплине рекомендуется проводить в кабинете со следующем оборудованием:
Методические рекомендации для преподавателя Дисциплина «Психологии детей с эмоциональными нарушениями» является одним из курсов цикла общепрофессиональных дисциплин специальности Специальная психология, читается в девятом семестре, включает в себя лекционные (28 часов), практические занятия (28 часов) и самостоятельную работу студентов (64 часов). На начальном этапе чтения психологии детей с эмоциональными нарушениями преподаватель должен заострить внимание студентов на целевой установке дисциплины, поскольку она является одной из важных дисциплин в подготовке учителя-логопеда как профессионала в коррекционно-развивающей работе по сглаживанию и ликвидации недостатков развития ребенка, формированию его личности в целом. Представлена современная научно-методическая литература, вопросы к экзамену, темы рефератов и другие атрибуты, необходимые студенту и преподавателю для глубокого изучения, данного курса. Преподаватель должен хорошо владеть различными технологиями проведения лекционных и семинарских занятий, и предлагать студентам различные виды самостоятельной работы (см. ниже), особенно давая студентам, возможность проявить себя при подготовке к занятиям, используя современные информационные технологии, где студент не только прорабатывает пройденный материал, но и совершенствует свою компетентность в использовании информационных технологий. Таким образом, дисциплина «Психологии детей с эмоциональными нарушениями» играет весьма важную роль в становлении профессиональных качеств будущих логопедов, позволяет им глубоко разобраться в системе психолого-педагогического сопровождения специального образования, понять и осмыслить возможности работы логопеда в различных видах специальных школ, детских садов, групп компенсирующего обучения. Преподаватель на лекционных и семинарских занятиях также использует различные их виды и формы (проблемные, лекции-конференции), варианты тестирования, глоссарии и т.д. Использование представленного методического арсенала позволяет преподавателю основательно рассмотреть дисциплину «Психологии детей с эмоциональными нарушениями» с учетом современных профессиональных знаний в данной области. Преподаватель должен учитывать, что при подготовке к семинарским занятиям студент должен тратить количество времени равное лекционному времени в расписании, поскольку рабочая неделя студента в соответствии с существующим законодательством составляет 54 часа. Таблица видов самостоятельной работы студентов.
Методические указания для студентов Студенты обязаны присутствовать на лекционных, семинарских и практических занятиях, проводимых в различных коррекционно-образовательных учреждениях. Причинами отсутствия могут быть только уважительные, но в любом случае студент отрабатывает пропущенные занятия, отчитываясь при этом преподавателю за каждое пропущенное занятие. Мы приводим ту же таблицу основных видов самостоятельной работы студентов, что и в методических рекомендациях для преподавателя с тем, чтобы студент мог воспользоваться ею, исходя из рекомендаций преподавателя при подготовке к семинарским и практическим занятиям (см. ниже). Исходя из табличных данных можно сказать, что большинство видов самостоятельной работы студенты уже изучили ранее, использовали наверняка на других дисциплинах, такие как доклад, реферат, контрольные работы, составление таблиц, схем, а вот с такими видами как составление кроссвордов, тестов, проектированием, опорным конспектированием, представлением мультимедийных материалов, проведением дискуссий на «Круглом столе», составление глоссариев могут встретиться впервые. В таблице дается общее представление о названных видах самостоятельной работы студентов, дается краткая характеристика каждого вида. Кроме этого преподаватель на лекциях и семинарах подробно объясняет содержание того или иного вида СРС. За период прохождения дисциплины студенты успевают использовать в своей самостоятельной работе практически все эти виды, что опять же позволяет повысить их уровень компетентности в методическом плане, вооружить современными психолого-педагогическими технологиями для выполнения своей будущей профессиональной деятельности (см. – таблица). Кроме использования вышеперечисленных видов СРС, непосредственно на семинарских занятиях студенты используют полученные знания, выходя к доске и демонстрируя их в ходе своеобразного брейн - ринга, что добавляет эмоциональности в занятия, способствует развитию их профессионального языка, овладению терминологией психокоррекции в дефектологии. |
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия Основная... Программа предназначена для изучения студентами II курса (IV семестр) по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2... «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Программа курса предназначена для студентов 4 курса по специальности «Логопедия». Оценка речи, как высшей психической функции поможет... | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050716. 65 «Специальная психология» Специальность: 050716. 65 «Специальная психология», с дополнительной специальностью 050715. 65 «Логопедия» | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Одобрено научно-методическим советом специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | ||
Рабочая программа составлена: к п. н., доцентом кафедры коррекционной педагогики Жуковиным И. Ю Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Специальность... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | Учебно-методический комплекс дисциплины арттерапия 050706 Педагогика... Автор: Сергеева А. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии мгпу |