Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология»





Скачать 273.18 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология»
Дата публикации08.11.2014
Размер273.18 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Психология > Учебно-методический комплекс


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________/ Волосникова Л. М./

« ____» ____________ 2013 г.

ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Учебно-методический комплекс для студентов

Специальности 050715.00 –Логопедия

с дополнительной специальностью « Специальная психология»
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы __________________ / Дмитриева С. А./

«29» августа 2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры дефектологии 30.08.13 г., протокол № 1.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем______ стр.

Зав. кафедрой дефектологии ______________ / Дмитриев А. А./

«30» августа 2013 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института Психологии и Педагогики 17.09.13 г. протокол № 1.

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

Председатель УМК _______________________/ Арефьева А. В./

«17» сентября 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. отделом БПЛ _____________ / Локоман Л. И./

«___» ______________ 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ ______________/ Фарафонова И. Ю./

«____» ___________ 2013 г.


С.А. Дмитриева

«ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»

Учебно-методический комплекс

Методические указания и индивидуальные задания

для студентов очной формы обучения

Института психологии и педагогики


Подписано в печать_____г.Тираж______экз.

Объём______п.л. Формат 60 х 84/16 Заказ №_____

Издательство Тюменского университета

625003, г.Тюмень, Семакова, 10

УДК 004 (075.8)

ББК 3 973 я 73

С 445
С.А. Дмитриева. «ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С ЭМОЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ» Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения Института психологии, педагогики, социального управления г. Тюмень: Издательство Тюменского университета, 2009, 24 стр.

Методические указания и индивидуальные задания предназначены для самостоятельного изучения ряда разделов задания для самоконтроля и итоговую контрольную работу.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой специальной педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: А.А. Дмитриев

РЕЦЕНЗЕНТЫ:


ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университета, 2013.

  1. Пояснительная записка

В данном курсе («Психология детей с эмоциональными нарушениями») рассматриваются научно-теоретические сведения о принципах, методах, содержании и особенностях психологической коррекции в системе образования с детьми с нарушениями в развитии, способы и приемы психологической коррекции при различных неблагоприятных симптомокомплексах (повышенной тревожности, агрессивности, гиперактивности пр.).

Содержание элективного курса «Психология детей с эмоциональными нарушениями» и требования к уровню подготовки для его освоения дисциплины:

Увеличение числа детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения, рост количества учащихся с социальной девиацией и школьной дезадаптацией привели к необходимости открытия дополнительного числа специальных (коррекционных) образовательных учреждений, к созданию в общеобразовательных школах классов выравнивания компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения. Сложившиеся обстоятельства требуют внесения корректив в общепедагогическую и профессиональную подготовку студентов педагогических вузов, в проведение целенаправленной работы по подготовке психологов специального образования к работе с детьми и подростками, имеющими отклонения в развитии эмоционально-волевой сферы и поведении.

Данный курс читается в восьмом семестре. Содержание дисциплины является эксклюзивным, основано на современных подходах к решению проблем психологической коррекции нарушений развития детей с отклонениями в психофизическом статусе.

Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины:

Базой для усвоения курса «Психология детей с эмоциональными нарушениями» являются такие дисциплины как общая психология, общая педагогика, специальная психология, специальная педагогика, дисциплины медико-биологического цикла и др.

Студенты должны знать:

  • Этиологию и патогенез синдрома;

  • Психологическую классификацию синдрома детского аутизма;

  • Возрастные особенности психического развития при аутизме;

  • Основные трудности семьи;

  • Психологическую работу.

Обучающиеся должны уметь:

  • Оперировать специальной терминологией;

  • Эффективно работать с литературными источниками;

  • Выявлять особенности психологического состояния детей и подростков с нарушениями в развитии;

  • Проводить психологическую коррекцию различных симптомокомплексов эмоциональной сферы ребёнка или подростка.

Формы контроля:

  • текущий контроль осуществляется в процессе занятий с учетом посещаемости и успеваемости студентов;

  • промежуточный контроль реализуется в творческих работах по курсу, доклады, рефераты, тестирование студентов;

  • итоговый контроль – экзамен.

Требования к экзамену:

Курс «Психология детей с эмоциональными нарушениями» изучается на 9-м семестре. На экзамене студенты должны продемонстрировать уровень знаний и подготовку по вопросам, касающиеся психологическим нарушениям в эмоциональной сфере.

У будущего специалиста должны быть сформированы профессиональные знания и умения для работы с детьми, имеющими различные формы патологии – сенсорные, интеллектуальные, двигательные, эмоциональные, поведенческие и другие.

Целью настоящего курса является ознакомление студентов с теоретико – методологическими основами эмоциональных нарушений, современными методами, а также практическое овладение методами и приёмами психологической работы в психоэмоциональной сфере детей с проблемами в развитии.

Соответственно, основными задачами курса являются:

  1. Ознакомление студентов с детским аутизмом как области теоретического знания и практики и ее основными принципами;

  2. Изучение студентами основных понятий норм, эмоциональных нарушений, основных сфер отклонений психического развития и специфики работы с детьми;

  3. Овладение знаниями, умениями и навыками, а также приёмами работы с детьми на разных возрастных этапах.

  4. Изучение психокоррекционной работы с семьей.

Общая трудоемкость дисциплины – 120 часов, из них - аудиторных 56 часа, в том числе, 28 часов лекционных занятий и 28 часов лабораторных занятий. Отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы, проводится экзамен. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде текущего контроля, а также контрольной работы.


  1. Объем дисциплины и виды учебной работы




Виды учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

120

9

Аудиторные занятия

56

9

Лекции

28

9

Практические работы

28

9

Самостоятельная работа

64

9

Контрольные работы (рефераты)




9

Вид итогового контроля

экзамен

9


2.1.Тематический план изучения дисциплины.

Наименование темы

Всего

часов

Лекции (кол-во часов)

Практические работы (кол-во часов)

Индив.и самостоят, работа студ. (кол-во часов)

Формы контроля

ОДО

ОДО


ОДО

ОДО

1

Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития. Этиология и патогенез Детский аутизм как нарушение развития.

14

7

7

16

Реферат

2

Психологическая классификация синдрома детского аутизма. Возрастные особенности: ранний возраст и дошкольный.

14

7

7

16

Доклад

3

Школьное детство. Психолого-педагогическая помощь, основные условия обучения, помощь в обучении, в социальном и эмоциональном развитии

14

7

7

16

Реферат

4

Развитие отношений с детьми и взрослыми. Последствия детского аутизма. Проблемы семьи аутичного ребёнка в разных возрастах. Трудности семьи подростка и взрослого. Психологическая работа.

14

7

7

16

Доклад




ВСЕГО

56

28

28

64







  1. Содержание дисциплины


Тема 1 Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития. Этиология и патогенез. Детский аутизм как нарушение развития
Опорные слова: синдром, аутизм, клиническая единица, этиология, патогенез, психогенез, биогенез.


    1. Синдром детского аутизма как самостоятельная клиническая единица.

    2. Клинические критерии синдрома Л. Каннера.

    3. Этиология и патогенез синдрома в различных теориях психо- и биогенеза.

    4. Нарушение психического развития при детском аутизме как «первазивное» расстройство.


Литература:

  1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. – М., 1999.

  2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1993.

  3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М., 1994.

  4. Лубовский В.И. Специальная психология. – М., 2003.


Тема 2. Психологическая классификация синдрома детского аутизма. Возрастные особенности: ранний возраст и дошкольный
Опорные слова: дезадаптация, типы поведения, возраст, возрастной период


  1. Основные группы аутичных детей с разными типами поведения.

  2. Общая характеристика первой, второй, третьей и четвёртой групп аутизма.

  3. Характеристика раннего возрастного периода.

  4. Характеристика дошкольного возрастного периода.


Литература:

  1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1993.

  2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – М., 2003.

  3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., – 2001.

  4. Лубовский В.И. Специальная психология. – М., 2003.


Тема 3 Школьное детство. Психолого-педагогическая помощь, основные условия обучения, помощь в обучении, в социальном и эмоциональном развитии
Опорные слова: норма развития, отклонение в развитии, психическое развитие, задержка психического развития, коммуникативность


  1. Характеристика школьного возраста.

  2. Процесс организации коммуникативных действий педагогами.

  3. Коррекционная работа с детьми с синдромом аутизма.

  4. Основные условия обучения в школе. Организация обучения.

  5. Обучение детей в применении знаний и навыков.


Литература:

  1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000.

  2. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

  3. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М., 2003.

  4. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.



Тема 4. Развитие отношений с детьми и взрослыми. Последствия детского аутизма. Проблемы семьи аутичного ребёнка в разных возрастах. Трудности семьи подростка и взрослого. Психологическая работа
Опорные слова: психокоррекционная программа, профилактика, игротерапия, личностное изменение


  1. Отношение детей с синдромом аутизма с учителем.

  2. Развитие собственной картины мира, способы адаптации.

  3. Общая характеристика психического и социального развития.

  4. Межличностные связи и социальные взаимодействия.

  5. Научно-теоретические основы разработки программ психологической коррекции. Общее представление о психокоррекционной программе. Особенности формулирования целей психокоррекции и факторы, их определяющие.

  6. Основные требования к составлению коррекционных программ. Факторы, определяющие эффективность коррекционной работы.


Литература:

  1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1992.

  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1985.

  3. Еникеева Д.Д Популярные основы психиатрии. – Д., 1997.

  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993.

  5. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – М., 1988.

  6. Коррекционная педагогика. / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1997.

  7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973.

  8. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1998.




  1. Темы практических занятий:


Тема 1. Расстройства эмоционально-волевой сферы в детском возрасте

1. Характеристика расстройств эмоциональной сферы у детей.

2. Постановка клинической проблемы Л. Каннером.

3. Этиология и патогенез синдрома.

  1. Нарушение психического развития при детском аутизме.


Литература:

  1. Гонеев А.Д. и др. Основы коррекционной педагогики. – М., 1999.

  2. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1993.

  3. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков. – М., 1994.

  4. Лубовский В.И. Специальная психология. – М., 2003.


Тема 2. Классификация детского аутизма. Картины синдрома при раннем и дошкольном возрасте

    1. Общая характеристика групп аутизма.

    2. Характеристика возрастных периодов раннего и дошкольного возраста.

Литература:

  1. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М., 1993.

  2. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – М., 2003.

  3. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб., – 2001.

  4. Лубовский В.И. Специальная психология. – М., 2003.


Тема 3: Характерные особенности психического развития в школьный период. Основные условия обучения в школе. Помощь в обучении, в социальном и эмоциональном развитии. Проблематики адаптации в социуме

  1. Проблемы школьного возраста детей с аутизмом.

  2. Трудности процесса организации обучения.

  3. Психолого-коррекционная помощь детям с синдромом аутизма.

Литература:

    1. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М., 2000.

    2. Основы специальной психологии. / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

    3. Подласый И.П. Курс лекций по коррекционной педагогике. – М., 2003.

    4. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994.


Тема 4. Межличностные связи и социальные взаимодействия. Проблемы семьи аутичного ребёнка в разных возрастах. Психологическая помощь при аутизме

  1. Взаимодействие детей с синдромом аутизма с учителем.

  2. Составление собственной картины мира, способы адаптации.

  3. Общее представление о психокоррекционной программе.

  4. Основные требования к составлению коррекционных программ, определяющие эффективность коррекционной работы.



Литература:

  1. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М., 1992.

  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1985.

  3. Еникеева Д.Д Популярные основы психиатрии. – Д., 1997.

  4. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М. Если ваш ребенок отстает в развитии. – М., 1993.

  5. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – М., 1988.

  6. Коррекционная педагогика. / Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1997.

  7. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М., 1973.

  8. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика. – М., 1998.




  1. Лабораторные работы учебным планом не предусмотрены.

  2. Темы контрольных работ и рефератов по психологии детей с эмоциональными нарушениями (2 контрольные работы студентами выполняются в процессе изучения дисциплины)

Требование: 10-12 страниц, 14 - ый шрифт, 30 строк на странице. Реферат должен иметь: титульный лист, оглавление, план, список литературы (не менее 10 источников), страницы пронумерованы по центру сверху, параметры страницы: поле верхнее и нижнее 2 см, левое поле 3 см., правое 1 см. В плане отражаются введение, основная часть, заключение или выводы.


  1. Проблема нормы и отклонений в психической сфере человека.

  2. Основные подходы к представлению о норме развития: нейропсихологический, возрастно-психологический.

  3. Основные подходы к представлению о норме развития: общепсихологический.

  4. Основные подходы к представлению о норме развития, возрастно-психологический.

  5. Основные модели объяснения отклонений.

  6. Отклонения в развитии при раннем детском аутизме в саморегуляции: основы коррекционной работы в зависимости от возраста.

  7. Отклонения в развитии при аутизме в саморегуляции: индивидуальных особенностей у детей.

  8. Агрессивность и агрессивное поведение: основы коррекционной работы в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей страдающих синдромом детского аутизма.

  9. Основные принципы коррекционной работы в области поведенческих отклонений при аутизме в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.

  10. Место психологической коррекции в работе практического психолога при раннем детском аутизме.

  11. Принципы составления коррекционных программ и их типовая структура.

  12. Формулирование цели коррекционной работы, отбор средств и планирование: основные факторы, определяющие деятельность психолога в этих направлениях.

  13. Проблема определения эффективности коррекционной работы.

  14. Общее представление о раннем детском аутизме и коррекционной работе психолога.

  15. Проблема интеллектуального развития детей с аутизмом: основные подходы с точки зрения психологической коррекции.

  16. Страхи детей синдромом аутизма в разные возрастные периоды: функции и генез. Основы коррекционной работы со страхами с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.

  17. Основные подходы к личности и понимание синдрома аутизма.

  18. Групповая форма психологической коррекции при раннем детском аутизме.

  19. Виды психокоррекции по объекту коррекции (межличностных отношений);


Методические рекомендации.

  1. Реферат, контрольная работа должны иметь план, введение, основную часть и заключение.

  2. В реферате, контрольной работе должно быть использовано не менее 5 - 7 источников литературы.

  3. Объем не менее 10-12 страниц машинописного текста.


7. Курсовые работы учебным планом не предусмотрены.

8. Контрольные вопросы к экзамену:

  1. Расстройства эмоционально-волевой сферы в детском возрасте.

  2. Дисгармоничный вид психического дизонтогенеза.

  3. Этиология психопатий, их классификации.

  4. Диагностика и коррекция дисгармонического развития.

  5. Особенности познавательной сферы детей с дисгармонией.

  6. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития.

  7. Причины и механизмы возникновения РДА.

  8. Психологическая сущность РДА. Классификация состояний по степени тяжести.

  9. Особенности развития познавательной сферы при РДА.

  10. Особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы при РДА.

  11. Особенности деятельности при РДА.

  12. Особенности психического и социального развития при РДА.

  13. Проблемы дифференциальной диагностики РДА от сходных нарушений.

  14. Ранняя диагностика детского аутизма.

  15. РДА в структуре сложного (комбинированного) нарушения в развитии.

  16. Классификация расстройств эмоционально-волевой сферы и поведения.

  17. Полиморфность группы детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.

  18. Дисгармоничный вид психического дизонтогенеза.

  19. Клинический подходы к выделению групп психопатических расстройств (П.Б. Ганнушкин, О.В. Кербиков).

  20. Типология патологических характеров.

  21. Этиология психопатий, их классификации.

  22. Формы психопатий по этиологии возникновения.

  23. Акцентуации характера, сравнительный анализ имеющихся классификаций по К. Леонгарду и А.Е. Личко.

  24. Диагностика и коррекция дисгармонического развития.

  25. Основные подходы к выявлению акцентуаций характера и психопатий в детском возрасте.

  26. Особенности познавательной сферы детей с дисгармонией.

  27. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как специфическое нарушение развития.

  28. Причины и механизмы возникновения РДА.

  29. Психологическая сущность РДА. Классификация состояний по степени тяжести.

  30. Страхи в структуре нарушений при РДА

  31. РДА в структуре сложного (комбинированного) нарушения в развитии.

  32. Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, имеющими РДА и их семьями.

  33. Групповая форма психологической коррекции при раннем детском аутизме.

  34. Виды психокоррекции по объекту коррекции (межличностных отношений);

  35. Основные принципы коррекционной работы в области поведенческих отклонений при аутизме в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.

  36. Место психологической коррекции в работе практического психолога при раннем детском аутизме.

  37. Принципы составления коррекционных программ и их типовая структура.

  38. Взаимодействие детей с синдромом аутизма с учителем.

  39. Характеристика школьного возраста.

  40. Процесс организации коммуникативных действий педагогами.

  41. Коррекционная работа с детьми с синдромом аутизма.

  42. Основные условия обучения в школе. Организация обучения.

  43. Обучение детей в применении знаний и навыков.



  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Рекомендуемая литература:

Основная литература:

  1. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста : учебное пособие / Рос. акад. образования, Моск. псих.-соц. ин-т ; ред. Л. С. Цветкова . - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 320 с.

  2. Барабанщиков, Владимир Александрович. Экспрессии лица и их восприятие / В. А. Барабанщиков. - Москва : Ин-т психологии РАН, 2012. - 349 с.

  3. Питерс, Т.. Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию : кн. для пед. дефектологов : пер. с англ./ Т. Питерс. - Москва: Владос, 2003. - 240 с.

  4. Специальная психология: учеб. пособие/ З. В. Поливара; Тюм. гос. ун-т. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2011. - 256 с.


Дополнительная литература:

  1. Ильин, Евгений Павлович. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 576 с.

  2. Когнитивные исследования : сборник научных трудов / отв. ред.: А. А. Кибрик, Т. В. Черниговская, А. В. Дубасова. - Москва : Ин-т психологии РАН Вып. 5. - 2012. - 295 с.

  3. Одиночество как психический феномен и ресурс развития личности в юношеском возрасте: моногр./ Е. В. Неумоева-Колчеданцева. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2010. - 184 с.

  4. Семейное консультирование: учеб. для студ. вузов/ В. В. Гагай. - Санкт-Петербург: Речь, 2010. - 317 с.


9.2.Средства и материально-техническое обеспечение дисциплины:

Задания по данной дисциплине рекомендуется проводить в кабинете со следующем оборудованием:

  • Компьютер.

  • Магнитофон.

  • Телевизор.

  • Видеомагнитофон.

  • Шкаф для техники и пособий.

  • Металлический шкаф для хранения документации.

  • Набор методик и коррекционных программ.

  • Набор материала (пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, клей, бумага).

  • Раздаточный материал (бланки, анкеты, тесты и т.п.) для студентов.

  • Библиотека специального психолога (книги и журналы по психологии).


Методические рекомендации для преподавателя

Дисциплина «Психологии детей с эмоциональными нарушениями» является одним из курсов цикла общепрофессиональных дисциплин специальности Специальная психология, читается в девятом семестре, включает в себя лекционные (28 часов), практические занятия (28 часов) и самостоятельную работу студентов (64 часов). На начальном этапе чтения психологии детей с эмоциональными нарушениями преподаватель должен заострить внимание студентов на целевой установке дисциплины, поскольку она является одной из важных дисциплин в подготовке учителя-логопеда как профессионала в коррекционно-развивающей работе по сглаживанию и ликвидации недостатков развития ребенка, формированию его личности в целом. Представлена современная научно-методическая литература, вопросы к экзамену, темы рефератов и другие атрибуты, необходимые студенту и преподавателю для глубокого изучения, данного курса.

Преподаватель должен хорошо владеть различными технологиями проведения лекционных и семинарских занятий, и предлагать студентам различные виды самостоятельной работы (см. ниже), особенно давая студентам, возможность проявить себя при подготовке к занятиям, используя современные информационные технологии, где студент не только прорабатывает пройденный материал, но и совершенствует свою компетентность в использовании информационных технологий. Таким образом, дисциплина «Психологии детей с эмоциональными нарушениями» играет весьма важную роль в становлении профессиональных качеств будущих логопедов, позволяет им глубоко разобраться в системе психолого-педагогического сопровождения специального образования, понять и осмыслить возможности работы логопеда в различных видах специальных школ, детских садов, групп компенсирующего обучения.

Преподаватель на лекционных и семинарских занятиях также использует различные их виды и формы (проблемные, лекции-конференции), варианты тестирования, глоссарии и т.д. Использование представленного методического арсенала позволяет преподавателю основательно рассмотреть дисциплину «Психологии детей с эмоциональными нарушениями» с учетом современных профессиональных знаний в данной области. Преподаватель должен учитывать, что при подготовке к семинарским занятиям студент должен тратить количество времени равное лекционному времени в расписании, поскольку рабочая неделя студента в соответствии с существующим законодательством составляет 54 часа.
Таблица видов самостоятельной работы студентов.


Вид СРС

Определение и основные характеристики видов самостоятельной работы студентов

1. Доклад

Доклад – публичное выступление с сообщением по какой-либо теме, ограниченное по времени с наличием определённого алгоритма выступления: краткий анализ проблемы доклада, подходы к её решению, предлагаемые варианты решения, выводы. Стандартный объём доклада – 5-6 страниц машинописи, читаемый в пределах 10 минут.

2. Реферат

Реферат: 1) доклад на определённую тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников;

2) изложение содержания научной работы, статьи, книги.

3. Контрольная работа

Письменная (или устная) работа по какой-либо теме, либо по одной или нескольким дидактическим единицам дисциплины. Проводятся контрольные работы за период прохождения дисциплины. Обязательным атрибутом контрольной работы являются: план, логичное (в соответствии с планом) изложение материала, выводы, список проанализированной литературы (3-5 источников).

4. Составление таблиц

Таблица – какой-либо материал, сгруппированный в виде нескольких столбцов (граф), имеющих самостоятельные заголовки и отделенных друг от друга линиями (чертами). Составление таблиц – группировка материалов какой-либо лекции или её раздела в отдельную таблицу (таблицы), например: Нормативы возрастной периодизации; Динамика количества специальных школ в период с 1930 по 2005 г.г. и др.

5. Составление схем

Схема – абстрактное, упрощённое изображение чего-либо. Составление схем проводится по таким темам, как: Категории детей с различными формами и глубиной патологии; Система специального образования в России; Коррекционно-образовательные учреждения и др.

6. Составление тестов

Тест – задания стандартной формы, по результатам которого можно судить о знаниях, умениях, навыках испытуемых. Составление тестов осуществляется студентом по предыдущей лекции или её разделу с привлечением соответствующей литературы в количестве 15-20 единиц с тремя-четырьмя ответами, один из которых верный.

7. Составление кроссвордов

Кроссворд – игра-задача – заполнение буквами перекрещивающихся рядов клеточек так, чтобы по горизонтали и вертикали получились заданные по значениям слова. Составление кроссвордов может реализовываться по любой предыдущей лекции или её отдельным разделам. Количество значений в одном задании – от 10 до 20.

8.Проектирование

Проектирование – создание документа по реализации какой-либо проблемы, замысла, идеи, имеющего определенный алгоритм: анализ состояния проблемы, определение целевой установки, задач, способов их решения, возможности средств для выхода на конечный результат. Это может быть составление коррекционно-развивающих программ, простейших нормативно-правовых документов и др.

9.Мультимедийные материалы

Мультимедиа – комплекс современных информационно-коммуникационных технологий, используемых в иллюстративно-демонстрационных материалах наглядного характера. Подготовка мультимедийных материалов осуществляется одним или небольшой группой студентов (2-4 человека) по какой-либо теме, дидактической единице, либо по отдельному разделу предыдущей лекции. Либо мультимедийным материалом можно иллюстрировать какой-либо доклад, реферат, контрольную работу, курсовую, дипломную.

10. Опорное конспектирование

Опорный конспект – комплекс условных опорных сигналов, схем, знаков, обозначающих определенные единицы фразы, разделы лекционного или какого-либо научно-методического материала, представляющий отдельный фрагмент, раздел темы или содержание лекции. Представляется на бумажном или электронном носителях.

11. Круглый стол

Круглый стол – форма дискуссии по какой-либо проблеме, где каждый её участник имеет право на выступление в защиту своей точки зрения в пределах ранее оговоренного лимита времени. Преподаватель (или студенты) заранее определяют проблему «Круглого стола», затем каждый студент готовит собственное выступление. Круглый стол заканчивается подведением итогов преподавателей, студенты (3-4 человека) готовят итоговый документ – вариант решения проблемы.


Методические указания для студентов

Студенты обязаны присутствовать на лекционных, семинарских и практических занятиях, проводимых в различных коррекционно-образовательных учреждениях. Причинами отсутствия могут быть только уважительные, но в любом случае студент отрабатывает пропущенные занятия, отчитываясь при этом преподавателю за каждое пропущенное занятие. Мы приводим ту же таблицу основных видов самостоятельной работы студентов, что и в методических рекомендациях для преподавателя с тем, чтобы студент мог воспользоваться ею, исходя из рекомендаций преподавателя при подготовке к семинарским и практическим занятиям (см. ниже).

Исходя из табличных данных можно сказать, что большинство видов самостоятельной работы студенты уже изучили ранее, использовали наверняка на других дисциплинах, такие как доклад, реферат, контрольные работы, составление таблиц, схем, а вот с такими видами как составление кроссвордов, тестов, проектированием, опорным конспектированием, представлением мультимедийных материалов, проведением дискуссий на «Круглом столе», составление глоссариев могут встретиться впервые. В таблице дается общее представление о названных видах самостоятельной работы студентов, дается краткая характеристика каждого вида. Кроме этого преподаватель на лекциях и семинарах подробно объясняет содержание того или иного вида СРС.

За период прохождения дисциплины студенты успевают использовать в своей самостоятельной работе практически все эти виды, что опять же позволяет повысить их уровень компетентности в методическом плане, вооружить современными психолого-педагогическими технологиями для выполнения своей будущей профессиональной деятельности (см. – таблица).

Кроме использования вышеперечисленных видов СРС, непосредственно на семинарских занятиях студенты используют полученные знания, выходя к доске и демонстрируя их в ходе своеобразного брейн - ринга, что добавляет эмоциональности в занятия, способствует развитию их профессионального языка, овладению терминологией психокоррекции в дефектологии.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия Основная...
Программа предназначена для изучения студентами II курса (IV семестр) по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2...
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Программа курса предназначена для студентов 4 курса по специальности «Логопедия». Оценка речи, как высшей психической функции поможет...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050716. 65 «Специальная психология»
Специальность: 050716. 65 «Специальная психология», с дополнительной специальностью 050715. 65 «Логопедия»
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716....
Одобрено научно-методическим советом специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconРабочая программа составлена: к п. н., доцентом кафедры коррекционной педагогики Жуковиным И. Ю
Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Специальность...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины арттерапия 050706 Педагогика...
Автор: Сергеева А. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии мгпу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск