Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология»





Скачать 402.95 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология»
страница1/3
Дата публикации29.10.2014
Размер402.95 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________/ Волосникова Л. М./

« ____» ____________ 2013 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Учебно-методический комплекс для студентов

Специальности 050715.00 –Логопедия

с дополнительной специальностью « Специальная психология»
«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы __________________ / Криницына Г. М./

«29» августа 2013 г.
Рассмотрено на заседании кафедры дефектологии 30.08.13 г., протокол № 1.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем______ стр.

Зав. кафедрой дефектологии ______________ / Дмитриев А. А./

«30» августа 2013 г.
Рассмотрено на заседании УМК Института Психологии и Педагогики 17.09.13 г. протокол № 1.

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

Председатель УМК _______________________/ Арефьева А. В./

«17» сентября 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. отделом БПЛ _____________ / Локоман Л. И./

«___» ______________ 2013 г.
«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ ______________/ Фарафонова И. Ю./

«____» ___________ 2013 г.

Г. М. Криницына

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

Учебно-методический комплекс

Методические указания и индивидуальные задания

для студентов очной формы обучения

Института психологии и педагогики

Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.

Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________


Издательство Тюменского государственного университета

625003, г. Тюмень, Семакова, 10

УДК:376.36(075.8)

ББК:Ч437 я 73

Аз:Д 534

Г. М. Криницына. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебно-методический комплекс для студентов ОДО специальности 057715.00 – Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009, 31 стр.

Учебно-методический комплекс, методические указания и индивидуальные задания предназначены для студентов ОДО Института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии» в данной образовательной программе читается в 9-м семестре и является одним из курсов цикла Дисциплин предметной подготовки.

Учебно-методический комплекс опубликован на сайте ТюмГУ: Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.umk. utmn. ru., свободный.

Рекомендован к изданию кафедрой специальной педагогики, Учебно-методической комиссией Института психологии, педагогики, социального управления. Одобрен Учебно-методической секцией Ученого совета и утвержден проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

Ответственный редактор: Дмитриев А.А., д.п.н.,профессор.

Рецензенты: Чайковская М.В., к.м.н., доцент ТМА.

Поливара З.В., к.п.н., доцент ТюмГУ.

ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет,2013.


  1. Пояснительная записка


Дисциплина «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии» предназначена для студентов Института, психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ, обучающихся по образовательной программе 057715.00 – Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология и является одним из курсов цикла Дисциплин предметной подготовки.

В данной дисциплине рассматривается категория детей с отклонениями в развитии здоровья, имеющие особые образовательные потребности и являются субъектом изучения специальной педагогики. Проблема адаптации и социализации этой категории детей остается одной из наиболее сложных, требующей комплексного подхода к изучению необходимых условий, разработки новых медико-педагогических и социально-психологических направлений для дальнейшего развития и совершенствования методов и педагогических технологий их коррекционного обучения. Дисциплина занимает важное место в системе подготовки будущих специалистов. Овладение ею является необходимым условием становления молодого специалиста. Дисциплина относится к разделу педагогических дисциплин. Данный курс основывается на ряде ранее изученных дисциплин - с педагогикой, специальной педагогикой, специальной дошкольной педагогикой, логопедией, а также с дисциплинами психологического цикла: общей и возрастной, педагогической психологией. Подготовка специалиста осуществляется на основе анализа научных источников и знакомства с практикой работы специальных детских садов, специальных школ и психолого –медико - педагогических комиссий.


Требования ГОС к освоению содержания дисциплины

Выписка из Государственного образовательного стандарта.

Ведущая роль обучения в развитии детей с отклонениями. Коррекционная направленность обучения. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Коррекционно-образовательные программы при разных типах нарушений психического развития: цели, задачи и содержание. Система социальных институтов для реализации специальных образовательных программ разного типа. Специфика обучения и воспитания детей с отклонениями в психическом развитии в младенчестве и раннем детстве, дошкольном возрасте, в школьном.

Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, умственно отсталых детей, детей с нарушениями зрения, детей с нарушениями слуха, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, детей со сложными недостатками развития. Проблемы интегрированного обучения.

Студенты должны знать:

  • о принципах построения и содержания деятельности коррекционных педагогических систем;

  • о содержании Госстандарта специального образовании других нормативных документов;

  • о методологических принципах, лежащих в основе построения педагогических систем;

  • о педагогических системах в специальном образовании.

Студенты должны уметь:

  • выполнять методические функции при организации педагогического процесса в специальном образовательном учреждении;

  • овладеть некоторыми коррекционно-развивающими педагогическими технологиями.

Студенты должны владеть практическими навыками:

  • организации коррекционно-педагогического процесса.


Формы контроля:

-текущий контроль: осуществлять в процессе занятий с учетом посещаемости и успеваемости студентов;

- промежуточный контроль: сдача работ по курсу, доклад, реферат, контрольная работа и тестирование;

- итоговый контроль (экзамен).

Требования к экзамену:

По окончанию курса данной учебной дисциплины студенты должны продемонстрировать уровень знаний и подготовку по вопросам, касающихся проблем системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины

Организация изучения этой дисциплины предполагает использования аудиторного фонда и выходов в практические образовательные учреждения.

Дисциплина ориентирует на диагностико - аналитический, консультативный, психопрофилактический, социально-педагогический, организационно-управленческий, коррекционно - развивающий, научно-методический, культурно - просветительный виды профессиональной деятельности специального психолога.

Цель дисциплины: формирование у студентов представления о современных коррекционно-педагогических системах обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

Задачи дисциплины:

- сформировать профессиональное мировоззрение будущего

специалиста в области специальной педагогики и психологии;

- сформировать систему теоретических знаний, необходимых в профессиональной деятельности дефектолога, в учреждениях специального образования;

- познакомить студентов с психолого-педагогическими технологиями обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, принципами построения обобщенной модели коррекционно-развивающего обучения и его содержания.

Изучение данной дисциплины способствует решению следующих типовых задач:

в области диагностико - аналитической деятельности:

- дифференциальная диагностика для определения типа нарушений;

- формулирование психологического заключения;

в области психопрофилактической деятельности:

- проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам;

- проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, психопрофилактическая работа с персоналом;

- оказание психологической помощи семьям;

- оказание психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения;

в области коррекционно - развивающей деятельности:

- психологическое сопровождение процесса обучения и воспитания детей с нарушениями развития;

- использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов психолого-коррекционной работы;

- использование технических средств обучения и диагностики, информационных и компьютерных технологий;

- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей;

- работа по диагностике и коррекции с учетом отклонений в развитии;

- формирование у обучающихся духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

- применение современных психологических и педагогических технологий;

в области научно-методической деятельности:

- систематическое повышение квалификации;

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

- анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

- разработка и реализация коррекционно-образовательных программ;

в области культурно-просветительной деятельности:

- формирование общей и психологической культуры учащихся;

в области социально-педагогической деятельности:

- планирование и проведение мероприятий по социально - психологической профилактике в процессе обучения и воспитания;

- установление контакта с родителями учащихся, оказание им специальной психологической помощи в семейном воспитании;

- оказание помощи в социализации учащихся;

в области консультативной деятельности:

- консультирование детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;

в области организационно-управленческой деятельности:

- укрепление и сохранение здоровья школьников, рациональная организация учебно-воспитательного процесса;

- обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

- организация контроля за результатами воспитания;

- управление педагогическим коллективом в целях обучения реализации образовательных программ;

- организация и проведение внеклассных мероприятии;

- выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

Общая трудоемкость дисциплины – 80 часов. Курс рассчитан на 42 часа, в том числе, 14 часов лекционных занятий и 28 часов семинарских занятий, отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы, проводится экзамен. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде текущего контроля, а также контрольной работы.
3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры.

Общая трудоемкость

80

9

Аудиторные занятия

42

9

Лекции

32

9

Практические занятия (семинары)

16

9

Лабораторные работы

-

-

Самостоятельная работа

38

9

Контрольные работы/ рефераты




9

Вид итогового контроля

экзамен

9


2. Тематический план изучения дисциплины



Наименование темы

Лекции

(кол-во

часов)

Практические и семинарские занятия (кол-во часов

Индивидуальная работа (кол-во часов)

Формы контроля




ОДО


ОДО


ОДО


ОДО


1. Ведущая роль обучения в развитии детей с отклонениями. Коррек-ционная направленность обучения. Общие аспекты деятельности педагогических систем обучения и воспитания детей с проблемами в развитии.

4

6


8

Реферат

2. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Коррекционно -образовательные программы при разных типах нарушений психического развития: цели, задачи и содержание. Современные педагогические системы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Государственный стандарт специального образовании

4

6

10

Реферат


3. Система социальных

Институтов для реализации специальных образовательных программ разного типа. Специфика обучения и воспитания детей с отклонениями в психическом развитии в младенчестве и раннем детстве, дошкольном возрасте, в школьном.


4

8

10

Реферат


4. Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, умственно отсталых детей, детей с нарушениями зрения, детей с нарушениями слуха, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, детей со сложными недостатками развития. Проблемы интегрированного обучения.

Особенности формирования ведущих видов деятельности у детей с проблемами в развитии. Задачи, содержание, формы работы с семьей условиях специального образовательного учреждения

4

8

10

Реферат


Итого

16

28









3. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия Основная...
Программа предназначена для изучения студентами II курса (IV семестр) по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2...
«Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Программа курса предназначена для студентов 4 курса по специальности «Логопедия». Оценка речи, как высшей психической функции поможет...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050716. 65 «Специальная психология»
Специальность: 050716. 65 «Специальная психология», с дополнительной специальностью 050715. 65 «Логопедия»
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716....
Одобрено научно-методическим советом специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconРабочая программа составлена: к п. н., доцентом кафедры коррекционной педагогики Жуковиным И. Ю
Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Специальность...
Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация...
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715. 00 -логопедия с дополнительной специальностью «Специальная психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины арттерапия 050706 Педагогика...
Автор: Сергеева А. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии мгпу


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск