Скачать 402.95 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________/ Волосникова Л. М./ « ____» ____________ 2013 г. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.00 –Логопедия с дополнительной специальностью « Специальная психология» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы __________________ / Криницына Г. М./ «29» августа 2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры дефектологии 30.08.13 г., протокол № 1. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем______ стр. Зав. кафедрой дефектологии ______________ / Дмитриев А. А./ «30» августа 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института Психологии и Педагогики 17.09.13 г. протокол № 1. Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. Председатель УМК _______________________/ Арефьева А. В./ «17» сентября 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. отделом БПЛ _____________ / Локоман Л. И./ «___» ______________ 2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ ______________/ Фарафонова И. Ю./ «____» ___________ 2013 г. Г. М. Криницына ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ Учебно-методический комплекс Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения Института психологии и педагогики Подписано в печать __________ г. Тираж _______экз.Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № ________Издательство Тюменского государственного университета 625003, г. Тюмень, Семакова, 10 УДК:376.36(075.8) ББК:Ч437 я 73 Аз:Д 534 Г. М. Криницына. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебно-методический комплекс для студентов ОДО специальности 057715.00 – Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009, 31 стр. Учебно-методический комплекс, методические указания и индивидуальные задания предназначены для студентов ОДО Института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии» в данной образовательной программе читается в 9-м семестре и является одним из курсов цикла Дисциплин предметной подготовки. Учебно-методический комплекс опубликован на сайте ТюмГУ: Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии [электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www.umk. utmn. ru., свободный. Рекомендован к изданию кафедрой специальной педагогики, Учебно-методической комиссией Института психологии, педагогики, социального управления. Одобрен Учебно-методической секцией Ученого совета и утвержден проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. Ответственный редактор: Дмитриев А.А., д.п.н.,профессор. Рецензенты: Чайковская М.В., к.м.н., доцент ТМА. Поливара З.В., к.п.н., доцент ТюмГУ. ФГБОУ ВПО Тюменский государственный университет,2013.
Дисциплина «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии» предназначена для студентов Института, психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ, обучающихся по образовательной программе 057715.00 – Логопедия с дополнительной специальностью Специальная психология и является одним из курсов цикла Дисциплин предметной подготовки. В данной дисциплине рассматривается категория детей с отклонениями в развитии здоровья, имеющие особые образовательные потребности и являются субъектом изучения специальной педагогики. Проблема адаптации и социализации этой категории детей остается одной из наиболее сложных, требующей комплексного подхода к изучению необходимых условий, разработки новых медико-педагогических и социально-психологических направлений для дальнейшего развития и совершенствования методов и педагогических технологий их коррекционного обучения. Дисциплина занимает важное место в системе подготовки будущих специалистов. Овладение ею является необходимым условием становления молодого специалиста. Дисциплина относится к разделу педагогических дисциплин. Данный курс основывается на ряде ранее изученных дисциплин - с педагогикой, специальной педагогикой, специальной дошкольной педагогикой, логопедией, а также с дисциплинами психологического цикла: общей и возрастной, педагогической психологией. Подготовка специалиста осуществляется на основе анализа научных источников и знакомства с практикой работы специальных детских садов, специальных школ и психолого –медико - педагогических комиссий. Требования ГОС к освоению содержания дисциплины Выписка из Государственного образовательного стандарта. Ведущая роль обучения в развитии детей с отклонениями. Коррекционная направленность обучения. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Коррекционно-образовательные программы при разных типах нарушений психического развития: цели, задачи и содержание. Система социальных институтов для реализации специальных образовательных программ разного типа. Специфика обучения и воспитания детей с отклонениями в психическом развитии в младенчестве и раннем детстве, дошкольном возрасте, в школьном. Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, умственно отсталых детей, детей с нарушениями зрения, детей с нарушениями слуха, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, детей со сложными недостатками развития. Проблемы интегрированного обучения. Студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Студенты должны владеть практическими навыками:
Формы контроля: -текущий контроль: осуществлять в процессе занятий с учетом посещаемости и успеваемости студентов; - промежуточный контроль: сдача работ по курсу, доклад, реферат, контрольная работа и тестирование; - итоговый контроль (экзамен). Требования к экзамену: По окончанию курса данной учебной дисциплины студенты должны продемонстрировать уровень знаний и подготовку по вопросам, касающихся проблем системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины Организация изучения этой дисциплины предполагает использования аудиторного фонда и выходов в практические образовательные учреждения. Дисциплина ориентирует на диагностико - аналитический, консультативный, психопрофилактический, социально-педагогический, организационно-управленческий, коррекционно - развивающий, научно-методический, культурно - просветительный виды профессиональной деятельности специального психолога. Цель дисциплины: формирование у студентов представления о современных коррекционно-педагогических системах обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Задачи дисциплины: - сформировать профессиональное мировоззрение будущего специалиста в области специальной педагогики и психологии; - сформировать систему теоретических знаний, необходимых в профессиональной деятельности дефектолога, в учреждениях специального образования; - познакомить студентов с психолого-педагогическими технологиями обучения и воспитания детей с проблемами в развитии, принципами построения обобщенной модели коррекционно-развивающего обучения и его содержания. Изучение данной дисциплины способствует решению следующих типовых задач: в области диагностико - аналитической деятельности: - дифференциальная диагностика для определения типа нарушений; - формулирование психологического заключения; в области психопрофилактической деятельности: - проведение психолого-педагогического обследования с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам; - проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, психопрофилактическая работа с персоналом; - оказание психологической помощи семьям; - оказание психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения; в области коррекционно - развивающей деятельности: - психологическое сопровождение процесса обучения и воспитания детей с нарушениями развития; - использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов психолого-коррекционной работы; - использование технических средств обучения и диагностики, информационных и компьютерных технологий; - реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и развитию детей; - работа по диагностике и коррекции с учетом отклонений в развитии; - формирование у обучающихся духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений; - применение современных психологических и педагогических технологий; в области научно-методической деятельности: - систематическое повышение квалификации; - выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений; - анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации; - разработка и реализация коррекционно-образовательных программ; в области культурно-просветительной деятельности: - формирование общей и психологической культуры учащихся; в области социально-педагогической деятельности: - планирование и проведение мероприятий по социально - психологической профилактике в процессе обучения и воспитания; - установление контакта с родителями учащихся, оказание им специальной психологической помощи в семейном воспитании; - оказание помощи в социализации учащихся; в области консультативной деятельности: - консультирование детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения; в области организационно-управленческой деятельности: - укрепление и сохранение здоровья школьников, рациональная организация учебно-воспитательного процесса; - обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса; - организация контроля за результатами воспитания; - управление педагогическим коллективом в целях обучения реализации образовательных программ; - организация и проведение внеклассных мероприятии; - выполнение правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Общая трудоемкость дисциплины – 80 часов. Курс рассчитан на 42 часа, в том числе, 14 часов лекционных занятий и 28 часов семинарских занятий, отдельные вопросы выносятся для самостоятельной работы, проводится экзамен. Внутрисеместровая аттестация проводится в виде текущего контроля, а также контрольной работы. 3. Объем дисциплины и виды учебной работы.
2. Тематический план изучения дисциплины
3. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ |
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия Основная... Программа предназначена для изучения студентами II курса (IV семестр) по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 2... «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс дисциплины Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Программа курса предназначена для студентов 4 курса по специальности «Логопедия». Оценка речи, как высшей психической функции поможет... | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... | Учебно-методический комплекс для студентов Специальности 050715.... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов одо института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ. Дисциплина... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050716. 65 «Специальная психология» Специальность: 050716. 65 «Специальная психология», с дополнительной специальностью 050715. 65 «Логопедия» | Учебно-методический комплекс дисциплины направление подготовки: 050716.... Одобрено научно-методическим советом специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» | ||
Рабочая программа составлена: к п. н., доцентом кафедры коррекционной педагогики Жуковиным И. Ю Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Специальность: 050715. 65 Специальная психология с дополнительной специальностью 050715. 65 Логопедия | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальная психология Специальность... Специальность — 050715. 65 «Логопедия» Специализация — Логопедическая работа с детьми, имеющими сенсорные нарушения Квалификация... | Учебно-методический комплекс дисциплины арттерапия 050706 Педагогика... Автор: Сергеева А. А. кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии мгпу |