Скачать 355.58 Kb.
|
На правах рукописи Музафарова Мингаян Гаязовна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ 13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования Автореферат диссертации на соискание ученой степеникандидата педагогических наук Казань – 2009 Работа выполнена в ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Защита состоится 11 марта 2009 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.078.01 при ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» по адресу: 420021, г. Казань, ул. Татарстан, 2. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет». Автореферат разослан 10 февраля 2009 г. Ученый секретарь диссертационного совета, доктор педагогических наук, профессор Маликов Р.Ш. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ Актуальность исследования. Процесс обучения и воспитания в современной общеобразовательной школе претерпевает существенные изменения, связанные с обновлением содержания образования, использованием инновационных образовательных технологий, направленных на создание необходимых условий для развития личности ученика, формирования его духовной культуры, ключевых компетенций и социализации. Очевидно, что в этих условиях результативность обучения целиком зависит от уровня профессионально-творческого развития учителя и его способности к объективному и всестороннему осмыслению учебно-воспитательного процесса, его самостоятельной критической оценке и творческому преобразованию. Опыт работы с учителями в системе повышения квалификации и многолетний анализ деятельности образовательных учреждений свидетельствуют о том, что профессионально-творческий уровень значительной части учителей не соответствует в полной мере современным требованиям модернизации школьного образования, потребностям общества и личности. Многие учителя не включаются в инновационный процесс, не овладевают современными технологиями и средствами обучения.Такая ситуация, безусловно, оказывает негативное влияние на результативность обучения и воспитания в общеобразовательной школе. Обеспечение целостности и эффективности процесса профессионально-творческого развития личности учителя возможно только в системе повышения квалификации на основе пространственного подхода, отражающего целостность (непрерывность и преемственность, гармонизацию и синхронизацию) курсового процесса повышения квалификации и межкурсового периода профессиональной жизнедеятельности, когда творческие цели развития личности гармонично сочетаются с ее профессиональными потребностями и интересами. Проблема формирования творческого учителя всегда находилась в центре внимания психологов, ученых-педагогов и практиков (В.И. Андреев, К.А. Абдульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Т.Г. Браже, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.А. Волович, Л.С. Выготский, А.А. Деркач, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В.Т. Кудрявцев, А.А. Кирсанов, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, И.Я. Лернер, А.Н. Леонтьев, В.В. Лихолетов, Ю.Л. Львова, А.К. Маркова, М.И. Махмутов, Г.В. Мухаметзянова, Н.Д. Никандров, Э.М. Никитин, Т.С. Панина, А.В Петровский, М.М. Поташник, Я.А. Пономарев, Н.Ю. Посталюк, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, Г.С. Сухобская, А.В. Хуторской, Р.Х. Шакуров, А.Т. Шумилин, Н.Роджерс, К.Роджерс и др.). В педагогической литературе изучение проблем творческого развития учителя активизировалось с середины 90-х гг. XX в., когда обозначились тенденции к внедрению в учебный процесс инновационных технологий. Этот процесс позволил предложить учителю большую свободу в выборе содержания уроков, обновлении содержательно-предметного и методического материала, что потребовало от педагога активной творческой деятельности по внедрению в учебный процесс инновационных технологий, интегративных уроков, регионального компонента, которые способствовали повышению значимости системы повышения квалификации, её актуализации и реализации в соответствующей подготовке учителя. На важность формирования творческой позиции учителя и особую роль методологического знания в этом процессе обратили внимание в своих исследованиях А.К. Маркова, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, А.З. Рахимов и др. Накоплен значительный, интересный и разнообразный опыт исследования различных аспектов развития педагогического творчества учителя, осмысленного как с методологических, так и научно-методических позиций. Следует отметить, что и категория «пространство» – “пространственный подход к образованию” является предметом анализа многих ученых (Е.В. Бондаревская, Н.В. Борытко, М.Я. Виленский, В.И. Гинецинский, А.Я. Данилюк, Л.И. Новикова, В.В. Сериков, Н.Л. Селиванова, Г.Н. Филонов и др.). Вместе с тем изучение результатов научных исследований и практики учебного процесса показало, что профессионально-творческое развитие учителя в системе повышения квалификации с позиций пространственного подхода не выступало предметом специального исследования. Теоретически не обоснованы возможности пространства профессионально-творческого развития учителя, отсутствует определение понятия «пространство профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации» и технология его формирования. Таким образом, к настоящему времени сложилось объективное противоречие между:
Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы научно-педагогические аспекты формирования пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации, обеспечивающие эффективность профессионального роста педагогов?. Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы, стремление способствовать ее решению определили выбор темы исследования: «Формирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации». Цель исследования: теоретически обосновать, методически разработать и экспериментально проверить модель пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации и педагогические условия ее эффективной реализации. Объект исследования: процесс профессионально-творческого развития учителя. Предмет исследования: формирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации. Цель исследования, объект и предмет позволили сформулировать гипотезу: профессионально-творческое развитие учителя в системе повышения квалификации будет успешным, если:
Достижение цели исследования сопряжено с решением комплекса взаимосвязанных задач: 1. Определить сущность профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации и принципы его организации. 2. Обосновать методологические подходы к формированию пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации. 3. Разработать модель пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации и определить педагогические условия ее реализации, осуществить опытно-экспериментальную проверку её эффективности. Теоретико-методологическую основу исследования составили: философские, психологические, педагогические концепции, раскрывающие возможности профессионально-творческого развития личности (Е.В. Бондаревская, М.Я. Виленский, Л.И. Новикова, В.В. Сериков и др.); важнейшие аспекты теории развития личности (Л.М. Аболин, Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.); идеи гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А. Амонашвили, Р.А. Валеева, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова и др.); идеи компетентности как систематизирующего фактора в построении модели пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации (Ж.Делор, А.Я. Данилюк, И.А. Зимняя, Н.Л. Селиванова, В.Д. Шадриков и др.); теории обучения и воспитания на основе этнопедагогики (К.Ш. Ахияров, Г.Н. Волков, Г.Ж. Даутова, В.Г. Закирова, З.Г. Нигматов, Я.И. Ханбиков, Д.С. Ягафарова и др.); концептуальные подходы, раскрывающие особенности образования взрослых (Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, Л.А. Волович, В.Ф. Габдулхаков, Р.Х. Гильмеева, Р.А. Исламшин, А.М. Новиков и др.; педагогику творческого развития (В.И. Андреев, А.А. Кирсанов, А.З. Рахимов и др.); интегрирующую оценку всесторонней подготовки и профессионального становления кадров (В.Ш. Масленникова, Г.В. Мухаметзянова, В.А. Сластенин и др.). Теоретическое обоснование модели пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации стало возможным благодаря изучению научных трудов отечественных ученых-педагогов, изучающих природу такого феномена, как педагогическое пространство. Среди которых Е.В. Бондаревская, Н.В. Борытко, М.Я. Виленский, А.Я. Данилюк, В.И. Гинецинский, Л.И. Новикова, В.В. Сериков, раскрывшие сущность образовательного пространства, дидактического пространства (Т.И. Белова), воспитательного пространства (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Г.Н. Филонов), информационного пространства (А.Н. Майоров, Е.Г. Торина). Технологические аспекты образовательного пространства исследовал Ю.С. Песоцкий, пространство дистанционного образования взрослых – С.А. Щенников, пространство повышения квалификации работников образования – Э.М. Никитин и др. В зависимости от характера и способов решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись соответствующие методы исследования.
Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось с 1999 по 2007 гг. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Институте непрерывного педагогического образования (ИНПО; г. Набережные Челны) и Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан (г. Казань; ныне (ИРО РТ) Институт развития образования Республики Татарстан), в районах Камского региона, в школах г. Набережные Челны Республики Татарстан. Основной экспериментальной базой выступали учителя в количестве 450 человек, слушатели курсов повышения квалификации. Исследование проводилось поэтапно. Основные этапы исследования: Подготовительный этап (1999-2000 гг.) – изучение и осмысление актуальных проблем и противоречий, способов и форм профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации, изучение данной проблемы в научной литературе. Формирование эмпирической базы исследования на курсах повышения квалификации. Первый этап (2000-2002 гг.) – формирование методологической и теоретической основы исследования, анализ современной философской, психологической и педагогической литературы. Концептуализация идеи о роли пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации. Формирование цели, задач, проблемы, рабочих гипотез, основных научных положений. Второй этап (2002-2006 гг.) – определение методов исследования, уточнение гипотезы исследования; разработка сущности, содержания и структурных компонентов педагогической модели пространства профессионально-творческого развития учителя на курсах повышения квалификации и в межкурсовой период. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы, апробация и сравнительный анализ эффективности результатов функционирования образовательного пространства. Третий этап (2006-2007 гг.) – анализ и теоретическая интерпретация результатов исследования на курсах повышения квалификации и педагогической помощи в межкурсовой период, оформление аналитического материала, его представления в форме статей, докладов, выступлений на научно-практических конференциях. Научная новизна исследования заключается в следующем:
|
Программа повышения квалификации «Методика производственного обучения» Одной из актуальных проблем современного профессионального образования, является подготовка, переподготовка и повышение квалификации... | Реферат слушателя курса повышения квалификации группы х-1 учителя... Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования | ||
Факультет повышения квалификации Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | Необходимо знать Составитель: А. Н. Неезжалова, методист центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации гоу дпо «Чукотский... | ||
Памятка для выпускника Составитель: А. Н. Неезжалова, методист центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации гоу дпо «Чукотский... | Отчет о работе предметной комиссии по географии Составитель: А. Н. Неезжалова, методист центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации гоу дпо «Чукотский... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Согласно плана-проспекта аоу рс(Я) дпо «Институт развития образования и повышения квалификации им. С. Н. Донского-ii» проводит следующие... | Развитие профессионального мастерства персонала образо- вательного... ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Составитель: Байбабаева Г. З., заместитель директора по вопросам оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Учитель года – 2013» (далее Конкурс) проводится в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, повышения открытости системы... | ||
Курсы по выбору предпрофильной подготовки профессии, требующие начального... Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов... | ПоложениЕ о республиканском конкурсе «Учитель года 2014» «Учитель года – 2014» (далее Конкурс) проводится в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, повышения открытости системы... | ||
Аналитические материалы по результатам государственной (итоговой)... Составитель: А. Н. Неезжалова, методист центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации гоу дпо «Чукотский... | Реферат Формирование универсальных учебных действий средствами предмета «Математика» Гбоу дпо «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» | ||
Образовательная программа повышения квалификации Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Актуальные проблемы развития профессиональной... |