Формирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации





Скачать 355.58 Kb.
НазваниеФормирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации
страница1/3
Дата публикации16.03.2015
Размер355.58 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3
На правах рукописи

Музафарова Мингаян Гаязовна

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования


Автореферат
диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Казань – 2009

Работа выполнена в ГОУ ВПО

«Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет»

Научный руководитель –


Официальные оппоненты:


Ведущая оранизация –

доктор педагогических наук, профессор

Харисов Фираз Фахразович

доктор педагогических наук, профессор

Ягафарова Дамира Садыковна,
доктор педагогических наук, профессор

Кондратьев Владимир Владимирович


ГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева»


Защита состоится 11 марта 2009 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.078.01 при ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет» по адресу: 420021, г. Казань, ул. Татарстан, 2.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет».

Автореферат разослан 10 февраля 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор Маликов Р.Ш.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Процесс обучения и воспитания в современной общеобразовательной школе претерпевает существенные изменения, связанные с обновлением содержания образования, использованием инновационных образовательных технологий, направленных на создание необходимых условий для развития личности ученика, формирования его духовной культуры, ключевых компетенций и социализации. Очевидно, что в этих условиях результативность обучения целиком зависит от уровня профессионально-творческого развития учителя и его способности к объективному и всестороннему осмыслению учебно-воспитательного процесса, его самостоятельной критической оценке и творческому преобразованию.

Опыт работы с учителями в системе повышения квалификации и многолетний анализ деятельности образовательных учреждений свидетельствуют о том, что профессионально-творческий уровень значительной части учителей не соответствует в полной мере современным требованиям модернизации школьного образования, потребностям общества и личности. Многие учителя не включаются в инновационный процесс, не овладевают современными технологиями и средствами обучения.Такая ситуация, безусловно, оказывает негативное влияние на результативность обучения и воспитания в общеобразовательной школе.

Обеспечение целостности и эффективности процесса профессионально-творческого развития личности учителя возможно только в системе повышения квалификации на основе пространственного подхода, отражающего целостность (непрерывность и преемственность, гармонизацию и синхронизацию) курсового процесса повышения квалификации и межкурсового периода профессиональной жизнедеятельности, когда творческие цели развития личности гармонично сочетаются с ее профессиональными потребностями и интересами.

Проблема формирования творческого учителя всегда находилась в центре внимания психологов, ученых-педагогов и практиков (В.И. Андреев, К.А. Абдульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, Т.Г. Браже, П.П. Блонский, Л.И. Божович, Л.А. Волович, Л.С. Выготский, А.А. Деркач, В.И. Загвязинский, В.А. Кан-Калик, В.Т. Кудрявцев, А.А. Кирсанов, Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, И.Я. Лернер, А.Н. Леонтьев, В.В. Лихолетов, Ю.Л. Львова, А.К. Маркова, М.И. Махмутов, Г.В. Мухаметзянова, Н.Д. Никандров, Э.М. Никитин, Т.С. Панина, А.В Петровский, М.М. Поташник, Я.А. Пономарев, Н.Ю. Посталюк, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, Г.С. Сухобская, А.В. Хуторской, Р.Х. Шакуров, А.Т. Шумилин, Н.Роджерс, К.Роджерс и др.).

В педагогической литературе изучение проблем творческого развития учителя активизировалось с середины 90-х гг. XX в., когда обозначились тенденции к внедрению в учебный процесс инновационных технологий. Этот процесс позволил предложить учителю большую свободу в выборе содержания уроков, обновлении содержательно-предметного и методического материала, что потребовало от педагога активной творческой деятельности по внедрению в учебный процесс инновационных технологий, интегративных уроков, регионального компонента, которые способствовали повышению значимости системы повышения квалификации, её актуализации и реализации в соответствующей подготовке учителя.

На важность формирования творческой позиции учителя и особую роль методологического знания в этом процессе обратили внимание в своих исследованиях А.К. Маркова, В.А. Сластенин, В.В. Сериков, А.З. Рахимов и др. Накоплен значительный, интересный и разнообразный опыт исследования различных аспектов развития педагогического творчества учителя, осмысленного как с методологических, так и научно-методических позиций.

Следует отметить, что и категория «пространство» – “пространственный подход к образованию” является предметом анализа многих ученых (Е.В. Бондаревская, Н.В. Борытко, М.Я. Виленский, В.И. Гинецинский, А.Я. Данилюк, Л.И. Новикова, В.В. Сериков, Н.Л. Селиванова, Г.Н. Филонов и др.).

Вместе с тем изучение результатов научных исследований и практики учебного процесса показало, что профессионально-творческое развитие учителя в системе повышения квалификации с позиций пространственного подхода не выступало предметом специального исследования. Теоретически не обоснованы возможности пространства профессионально-творческого развития учителя, отсутствует определение понятия «пространство профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации» и технология его формирования.

Таким образом, к настоящему времени сложилось объективное противоречие между:

  • потребностью современного общества в учителе с высоким уровнем профессионально-творческого развития и не достаточной готовностью системы повышения квалификации к формированию такого учителя;

  • сложившейся практикой повышения квалификации учителя, ориентированной на усвоения знаний, умений и навыков и отсутствием в системе повышения квалификации научно обоснованных подходов к реализации творческого потенциала педагога;

  • возможностями пространственного подхода к организации процесса повышения квалификации учителя как основы его непрерывного процесса профессионально-творческого развития и недостаточной научно-методической разработанностью модели пространтсва профессионально-творческого развития педагога.

Указанные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы научно-педагогические аспекты формирования пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации, обеспечивающие эффективность профессионального роста педагогов?.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы, стремление способствовать ее решению определили выбор темы исследования: «Формирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации».

Цель исследования: теоретически обосновать, методически разработать и экспериментально проверить модель пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации и педагогические условия ее эффективной реализации.

Объект исследования: процесс профессионально-творческого развития учителя.

Предмет исследования: формирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации.

Цель исследования, объект и предмет позволили сформулировать гипотезу: профессионально-творческое развитие учителя в системе повышения квалификации будет успешным, если:

  • профессионально-творческое развитие учителя осуществляется в образовательном пространстве, интегрирующем развивающие творческие возможности двух образовательных сред – курсового процесса повышения квалификации и межкурсового развития и саморазвития педагога;

  • формирование пространства профессионально-творческого развития учителя осуществляется на основе принципов и положений методологических подходов;

  • формой реализации пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации выступает модель пространства профессионально-творческого развития учителя;

  • в основу пространства положены модульная организация обучения, вариативность процесса повышения квалификации, ведущей целью образования является формирование у учителя способностей к самоорганизации, самопознанию, рефлексии своей деятельности.

Достижение цели исследования сопряжено с решением комплекса взаимосвязанных задач:

1. Определить сущность профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации и принципы его организации.

2. Обосновать методологические подходы к формированию пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации.

3. Разработать модель пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации и определить педагогические условия ее реализации, осуществить опытно-экспериментальную проверку её эффективности.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философские, психологические, педагогические концепции, раскрывающие возможности профессионально-творческого развития личности (Е.В. Бондаревская, М.Я. Виленский, Л.И. Новикова, В.В. Сериков и др.); важнейшие аспекты теории развития личности (Л.М. Аболин, Б.Г. Ананьев, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев и др.); идеи гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А. Амонашвили, Р.А. Валеева, Л.А. Волович, З.Г. Нигматов, Г.В. Мухаметзянова и др.); идеи компетентности как систематизирующего фактора в построении модели пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации (Ж.Делор, А.Я. Данилюк, И.А. Зимняя, Н.Л. Селиванова, В.Д. Шадриков и др.); теории обучения и воспитания на основе этнопедагогики (К.Ш. Ахияров, Г.Н. Волков, Г.Ж. Даутова, В.Г. Закирова, З.Г. Нигматов, Я.И. Ханбиков, Д.С. Ягафарова и др.); концептуальные подходы, раскрывающие особенности образования взрослых (Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, Л.А. Волович, В.Ф. Габдулхаков, Р.Х. Гильмеева, Р.А. Исламшин, А.М. Новиков и др.; педагогику творческого развития (В.И. Андреев, А.А. Кирсанов, А.З. Рахимов и др.); интегрирующую оценку всесторонней подготовки и профессионального становления кадров (В.Ш. Масленникова, Г.В. Мухаметзянова, В.А. Сластенин и др.).

Теоретическое обоснование модели пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации стало возможным благодаря изучению научных трудов отечественных ученых-педагогов, изучающих природу такого феномена, как педагогическое пространство. Среди которых Е.В. Бондаревская, Н.В. Борытко, М.Я. Виленский, А.Я. Данилюк, В.И. Гинецинский, Л.И. Новикова, В.В. Сериков, раскрывшие сущность образовательного пространства, дидактического пространства (Т.И. Белова), воспитательного пространства (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Г.Н. Филонов), информационного пространства (А.Н. Майоров, Е.Г. Торина). Технологические аспекты образовательного пространства исследовал Ю.С. Песоцкий, пространство дистанционного образования взрослых – С.А. Щенников, пространство повышения квалификации работников образования – Э.М. Никитин и др.

В зависимости от характера и способов решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись соответствующие методы исследования.

  • Теоретические: анализ, сравнение, сопоставление, обобщение при изучении педагогической, психологической, специальной литературы и нормативных документов об организации повышения квалификации; моделирование; изучение и обобщение педагогического опыта; изучение накопленного отечественного опыта профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации;

  • Эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент, опрос, интервью, диагностирование, анкетирование и компьютерная обработка данных исследования.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось с 1999 по 2007 гг. Опытно-экспериментальная работа проводилась в Институте непрерывного педагогического образования (ИНПО; г. Набережные Челны) и Институте повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан (г. Казань; ныне (ИРО РТ) Институт развития образования Республики Татарстан), в районах Камского региона, в школах г. Набережные Челны Республики Татарстан. Основной экспериментальной базой выступали учителя в количестве 450 человек, слушатели курсов повышения квалификации. Исследование проводилось поэтапно.

Основные этапы исследования:

Подготовительный этап (1999-2000 гг.) – изучение и осмысление актуальных проблем и противоречий, способов и форм профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации, изучение данной проблемы в научной литературе. Формирование эмпирической базы исследования на курсах повышения квалификации.

Первый этап (2000-2002 гг.) – формирование методологической и теоретической основы исследования, анализ современной философской, психологической и педагогической литературы. Концептуализация идеи о роли пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации. Формирование цели, задач, проблемы, рабочих гипотез, основных научных положений.

Второй этап (2002-2006 гг.) – определение методов исследования, уточнение гипотезы исследования; разработка сущности, содержания и структурных компонентов педагогической модели пространства профессионально-творческого развития учителя на курсах повышения квалификации и в межкурсовой период. Организация и проведение опытно-экспериментальной работы, апробация и сравнительный анализ эффективности результатов функционирования образовательного пространства.

Третий этап (2006-2007 гг.) – анализ и теоретическая интерпретация результатов исследования на курсах повышения квалификации и педагогической помощи в межкурсовой период, оформление аналитического материала, его представления в форме статей, докладов, выступлений на научно-практических конференциях.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • Уточнено понятие «профессионально-творческое развитие учителя» («профессиональное», «творческое», «развитие» – «профессиональное развитие» – «творческое развитие» – «профессионально-творческое развитие») применительно к системе повышения квалификации.

  • Выделены и обоснованы методологические подходы (синергетический, акмеологический, культурологический и личностно-деятельностный.) к формированию пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации.

  • Разработана модель пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации, включающая поэтапную образовательную деятельность в период курсовой и межкурсовой подготовки.

  • Выявлен комплекс педагогических (психолого-педагогических, дидактических и организационно-педагогических) условий, обеспечивающих эффективность реализации модели пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации и определены критерии и показатели профессионально-творческого развития учителя.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации iconПрограмма повышения квалификации «Методика производственного обучения»
Одной из актуальных проблем современного профессионального образования, является подготовка, переподготовка и повышение квалификации...
Формирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации iconРеферат слушателя курса повышения квалификации группы х-1 учителя...
Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Формирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации iconФакультет повышения квалификации
Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский...
Формирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации iconНеобходимо знать
Составитель: А. Н. Неезжалова, методист центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации гоу дпо «Чукотский...
Формирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации iconПамятка для выпускника
Составитель: А. Н. Неезжалова, методист центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации гоу дпо «Чукотский...
Формирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации iconОтчет о работе предметной комиссии по географии
Составитель: А. Н. Неезжалова, методист центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации гоу дпо «Чукотский...
Формирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Согласно плана-проспекта аоу рс(Я) дпо «Институт развития образования и повышения квалификации им. С. Н. Донского-ii» проводит следующие...
Формирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации iconРазвитие профессионального мастерства персонала образо- вательного...
...
Формирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Составитель: Байбабаева Г. З., заместитель директора по вопросам оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации...
Формирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Учитель года – 2013» (далее Конкурс) проводится в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, повышения открытости системы...
Формирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации iconКурсы по выбору предпрофильной подготовки профессии, требующие начального...
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов...
Формирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации iconПоложениЕ о республиканском конкурсе «Учитель года 2014»
«Учитель года – 2014» (далее Конкурс) проводится в целях повышения престижа и статуса учителя в обществе, повышения открытости системы...
Формирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации iconАналитические материалы по результатам государственной (итоговой)...
Составитель: А. Н. Неезжалова, методист центра оценки качества образования, аттестации и повышения квалификации гоу дпо «Чукотский...
Формирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации iconРеферат Формирование универсальных учебных действий средствами предмета «Математика»
Гбоу дпо «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования»
Формирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации iconОбразовательная программа повышения квалификации
Краевое государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)
Формирование пространства профессионально-творческого развития учителя в системе повышения квалификации iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Выпускная работа слушателя краткосрочных курсов повышения квалификации по проблеме: «Актуальные проблемы развития профессиональной...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск