Ермолаева Елена Алексеевна





Скачать 164.11 Kb.
НазваниеЕрмолаева Елена Алексеевна
Дата публикации20.03.2015
Размер164.11 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Ермолаева Елена Алексеевнаc:\documents and settings\администратор\рабочий стол\img_5932.jpg

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА



Преподаватель юридических дисциплин.

Педагогический стаж – 15 лет.
Основные принципы работы:
научность, справедливость, толерантность


Эпиграф педагогической деятельности:
Где господствует дух науки, там творится великое и малыми средствами
Николай Иванович Пирогов


Сфера деятельности:



  1. Создаю условия для непрерывного развития-саморазвития студентов на занятиях по дисциплинам: «Гражданское право», «Семейное право», «Гражданский процесс», «Обществознание».




  1. Исследую инновационный педагогический опыт преподавателей и внедряю в практику своей деятельности.




  1. Руковожу научно-исследовательской работой студентов.



Рефлексия:


  1. Стремлюсь воспитывать у студентов активную жизненную позицию, основанную не только на нормах права, но и нормах морали и нравственности.




  1. Стремлюсь к пониманию студентами принципа преемственности поколений.



БОУ Чувашской Республики СПО «Алатырский сельскохозяйственный техникум»

Минобразования Чувашии

Обобщение педагогического опыта

преподавателя Ермолаевой Елены Алексеевны
Тема: Проведение семинарских занятий как один из методов активизации самостоятельной деятельности студентов специальности 030912 Право и организация социального обеспечения

Алатырь, 2013 г.

Рассмотрено ПЦК юридических и социальных

дисциплин

Протокол

от «5» июня 2013г. № 13

Председатель комиссии: С.В. Владимирова

Актуальность. В соответствии с Концепцией модернизации российского образования основная цель профессионального образования подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня, конкурентоспособного на рынке труда компетентного, ответственного свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов. В связи с этим, серьёзной педагогической задачей является разработка и применение активных методов обучения студентов умению учиться, самостоятельной работе.

При традиционном подходе к обучению весьма затруднительно воспитать такую личность. В создавшихся условиях естественной стала активизация разнообразных эффективных технологий обучения, важное место в реализации которых занимает - семинар. Семинар — форма организации урока, в которой укрупненная или ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития. На семинарских занятиях студенты учатся находить общие и различные черты в разных правовых отношениях и ситуациях. Специальные задания позволяют учащимся хорошо ориентироваться в системе отраслей права, а межпредметные связи способствуют целостному восприятию учащимися учебного процесса. Кроме того, подобная форма организации учебного процесса позволяет повысить показатели качественной успеваемости студентов.

  • При использовании семинарских занятий сочетаются новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного

  • комбинированного урока;

  • Семинарские занятия предполагают такую организацию учебной деятельности, при которой учащийся сам оперирует учебным содержанием, что, безусловно, ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала;

  • Технология по применению семинарских занятий имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития, таким образом, в ней заложена энергия постоянно развивающейся системы. Опыт применения технологии постоянно приводит к росту компетентности и преподавателей, и студентов;

  • Использование эффективных педагогических технологий повышает эффективность современного занятия, в том числе и урока-семинара.

Основополагающими принципами данного опыта являются:

-научность;

-системность;

-эффективность;

-учет индивидуальных способностей и запросов учащихся;

-перспективность;

-технологичность.

Цель обобщения опыта - анализ особенностей использования эффективных педагогических технологий при подготовке и проведении семинарских занятий по правовым дисциплинам.

Новизна опыта. В отличие от традиционного подхода к преподаванию правовых дисциплин, применение эффективных педагогических технологий позволяет углублять и систематизировать знания студентов; создать условия для самостоятельной работы с текстом и с правовыми источниками; сформировать у студентов поисковые и исследовательские навыки; выработать активность в процессе овладения знаниями, научить самостоятельно мыслить, отстаивая собственные позиции, доказывать; подготовить к участию в профессиональной жизни и продолжению обучения.

Система работы преподавателя и ее результативность. Наряду с традиционными вопросами педагогики «Чему учить?», «Зачем учить?», «Как учить?», неизбежно возникает еще один: «Как учить результативно?». Обучение превращается в подобие некоего технологического процесса с заранее определенными целями и гарантированным результатом. Естественно, нельзя полностью уподоблять образование производству. Тем не менее, в педагогике появилось понятие педагогических технологий. Еще А.С. Макаренко называл педагогический процесс особым образом организованным «педагогическим производством», ставил проблемы разработки «педагогической техники». Традиционные технологии апробированы годами и позволяют решать многочисленные задачи, которые были поставлены индустриальным обществом конца XIX – середины ХХ века. В этот исторический период актуальными были задачи информирования, просвещения учащихся, организации их репродуктивных действий.

Это позволило за сравнительно короткий промежуток времени воспитать поколение грамотных людей, обладающих определенными знаниями и навыками, необходимыми для вовлечения каждого образованного индивида в процесс массового производства. Индустриальное общество нуждалось в огромном количестве квалифицированных рабочих и инженеров, владеющих современными технологиями. Естественно, что в этот период образование решало вполне определенные задачи (и решало их, надо заметить, весьма успешно). В настоящее время общество изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного), оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Именно поэтому в современном образовательном процессе возрастает роль уроков - семинаров с применением эффективных технологий обучения.

В системе уроков семинар позволяет включить весь коллектив в самостоятельную проработку материала, прежде всего, по учебнику. Работа осуществляется под непосредственным руководством преподавателя на основе тщательно разработанных им заданий, которые по своему содержанию носят дифференцированный характер.

Все семинарские занятия отличаются тем, что обеспечивают, с одной стороны, определённый уровень овладения знаниями, умениями и навыками от репродуктивного до творческого. С другой развивают определённую степень самостоятельности в учении, начиная от постоянной помощи преподавателя (работа по образцу, инструкции) до предоставления учащимся полной самостоятельности при подготовке семинара.

Существуют различные программы семинарских занятий. Например, программа «С» предназначена для того, чтобы работающий по ней ученик мог овладеть конкретным материалом по предмету на уровне его воспроизведения. Эта программа считается оптимальной для сегодняшних учащихся, которые не отличаются особым стремлением к знаниям, чтению дополнительной литературы и.т.д. Задания этого уровня сложности отличаются тем, что в задачах, которые предстоит решать студентам, уже заданы и цель и ситуация, в которой надо реализовать эту цель, и действия для решения задачи. Учебно-познавательная деятельность учащихся при работе по этой программе находится на уровне узнавания, причём она требует от студента многократного повторения усваиваемого учебного материала, умения выделять в нём главное, а также знания приёмов запоминания.

Это позволяет включить всех студентов группы в активную самостоятельную проработку учебного материала под руководством преподавателя. Причём, дифференцированные знания дают возможность каждому студенту полностью проявить себя в самостоятельной работе.

Программы «А» и «В» ориентируют учащегося на осознанное, творческое применение знаний в различных ситуациях. Они рассчитаны на то, что студент свободно владеет фактами, а также приёмами учебной работы, умственными действиями.

Урок-семинар в системе профессионального образования необычен по своей организации. Он, как правило, проводится так: вначале преподаватель на доске проецирует или пишет задания, либо готовит серию карточек-заданий, выставляет их на общее обозрение группы. Учащиеся знакомятся с содержанием заданий, добровольно выбирают их для себя; затем рассаживаются небольшими группами и начинают работать с учебником, кодексами и записями лекций, другой учебной литературой, советуются друг с другом, обсуждают интересующие их вопросы, задания и время от времени консультируются с преподавателем, который подходит к отдельным группам, помогает им и поощряет их.

Это позволяет учащимся вместе с педагогом осуществлять глубокий анализ изучаемого материала, делать соответствующие выводы, находить методы решения, обогащаться опытом самостоятельного познания.

В конце занятия в пределах 12-15 минут учащиеся самостоятельно, каждый в отдельности, в письменной форме выполняют выбранное им задание. Так проводятся семинары по отработке содержания учебного материала, первоначальное знакомство с которым произошло на лекциях.

Учебники и учебная литература, научная, справочная литература, а также лекционные конспекты, которые составляются учащимися в ходе объяснения преподавателем, являются источниками знаний по теме в целом. Планомерная, систематическая работа учащихся с источниками знания приучает студентов к самостоятельному добыванию необходимой информации, письменно оформлять свои мысли, суждения, развивать потребность в знаниях и самообразовании. Обязанность преподавателя в этих условиях заключается в том, чтобы так составить задания, ответы на которые в учебнике не содержатся в готовом виде. И в то же время именно в учебной литературе, которой преподаватель снабжает учащихся на уроке, должен полностью содержаться материал, осмысление которого позволяет студенту выполнять задания.

Но для такого выполнения требуется не только простое чтение учебника, а именно изучение его, свободная ориентировка студента в тексте учебника и учебной литературы, обобщение информации, которая содержится в них, сравнивать и выделять существенные признаки наблюдаемых и изучаемых явлений, процессов.

Ещё одна особенность любого семинарского занятия заключается в том, что на них отсутствует опрос учащихся как самостоятельная часть урока. Контроль на таких уроках сливается с обучением, пронизывает насквозь каждое занятие - семинар. И осуществляется этот контроль через систематическое наблюдение преподавателя за ходом работы студентов, постоянную корректировку их деятельности. В конце каждого урока учащиеся самостоятельно, уже не обращаясь к учебнику, письменно выполняют задания по выбранной программе. Работа проверяется преподавателем. Часть студентов при этом опрашиваются устно. И в этом, и в другом случае учащимся выставляются оценки. Это текущий контроль.

Тематический контроль, являющийся стержнем системы занятий по теме и нацеленный на проверку степени усвоения теоретического материала, уровня сформированности навыков и умений, приёмов, способов деятельности учащихся по теме в целом, а в конечном итоге по курсу в целом и циклу учебных дисциплин, наиболее рельефно проявляется и осуществляется на последующих уроках системы –практических, зачётных и уроках – защитах творческих заданий, курсовых и дипломных проектов.

По своей роли в формировании новых знаний семинары делятся на три вида:

-тематические семинары, целиком посвящённые изучению нового материала;

-семинары, сочетающие обобщение с изучением нового материала, которые уместны в конце тематического блока, при завершении знакомства с каким –либо правовым институтом или подотраслью права;

-семинары, посвящённые обобщению и систематизации знаний, проводятся на материалах больших тем и разделов.

А.В. Хуторской приводит примеры эвристических семинаров. Эвристический семинар – это форма занятий, которая обеспечивает создание учащимися личных образовательных продуктов. Эвристические семинары отличаются от других видов эвристических занятий технологическими условиями повышения активности и самостоятельности студентов, проявления их организационных качеств.

По дидактическим целям семинары делятся на занятия по введению в тему, планированию её изучения, исследованию фундаментальных образовательных объектов, представлению и защите образовательных результатов, углублению, обобщению и систематизации знаний, контрольные и зачётные семинары, аналитические семинары.

По способу и характеру проведения различают вводные, обзорные, самоорганизующиеся, поисковые, индивидуальные и групповые семинары, семинары-проекты, семинары по решению задач, «круглые столы», «мозговые атаки», семинары-деловые игры и др.

По доминирующим формам коммуникации студентов эвристические семинары строятся на следующих видах работы: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, индивидуально-коллективной.

При проведении и подготовке семинарских занятий необходимо учитывать некоторые особенности:

1. Более высокая роль преподавателя при подготовке семинара;

2. Помощь преподавателя в работе с литературой и консультации, промежуточный контроль;

3.Не все вопросы, выносимые на обсуждение, готовятся всей группой. В процессе подготовки она может быть разбита на группы, работающие только над одним вопросом;

4. Объём основной литературы сведён к минимуму, а в дополнительной литературе чётко указываются страницы к каждому вопросу;

5. Доступность источников информации (желательно, чтобы литература находилась в непосредственном доступе);

6. Коллективная работа при подготовке отдельного вопроса семинара;

7. Проблемы, выносимые на обсуждение должны быть ключевыми и понятными для студентов;

8. Необходимость навыков библиотечного дела, конспектирования, литературы, подготовки кратких сообщений, монологической речи, ведения записей, формулирования обобщений и выводов;

9. В течение месяца нельзя проводить более 2-х семинаров;

10. В дни семинарских занятий не рекомендуется проводить письменные и устные работы, зачёты по другим дисциплинам.

Таким образом, семинарские занятия в техникуме учат работать с разнообразными первоисточниками. В ходе подготовки формируется умение анализировать различные точки зрения. Осваиваются элементы исследовательской работы, умение самостоятельно обобщать, делать выводы, давать оценки, рецензии на выступления однокурсников, умение грамотно вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, уважать оппонента. Достаточное разнообразие семинарских занятий и способов их проведения позволяет сегодня рекомендовать преподавателям использовать их в обучении чаще, чем это предлагалось ранее.

Сегодня в обучении, воспитании учащихся предпочтение отдаётся тем современным технологиям, которые помогают оживить занятие, придают ему эмоциональную окраску, помогают воспитывать гражданственность, патриотизм, толерантность, следовательно, соединять теорию с практикой, необходимой для жизни в целом.

Для педагогической технологии последних десятилетий общепринятым становится термин «образовательная технология». Сегодня он выражается в признании характера образовательного процесса, внимание к субъективности студента и работах по проектированию личностно-ориентированных образовательных технологий.

Можно выделить четыре класса образовательных технологий:

1. “Традиционные методики” (ТМ): основной учебный период - урок; используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения - беседа и рассказ; основные средства диагностики - текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные контрольные работы по окончании изучения темы. Технологий этого класса довольно много.

2. Модульноблочные технологии (МБТ): основной учебный период - модуль или цикл (уроков); используемые метода обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный; преобладающие организационные формы обучения - беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные программированные контрольные работы или зачеты по окончании изучения темы.

З. Цельноблочные технологии (ЦБТ): основной учебный период - блок (уроков); используемые методы обучения - объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный и проблемный; преобладающие организационные формы обучения - лекция, беседа и практикум; основные средства диагностики - текущие устные вопросы или письменные контрольные работы без фиксации и обработки результатов и устные или письменные зачёты по окончании изучения темы. Типичные образцы цельноблочных технологий - лекционно-семинарские системы разных видов.

4. Интегральные технологии (ИТ): основной учебный период – блок (уроков); используемые методы обучения – обьяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный, проблемный и модельный с тенденцией к преобладанию последнего; преобладающие организационные формы обучения - семинар, практикум, самостоятельная работа и семинар-практикум; основные средства диагностики - текущие устные опросы или письменные контрольные работы с фиксацией и обработкой результатов и устные или письменные зачеты (тесты) по окончании изучения темы.

В области образовательной технологии – широкий спектр инновационных технологий:

  • Технология проблемного обучения.

  • Игровые технологии.

  • Групповые технологии и технологии КСО.

  • Технология опорных схем.

  • Технология творческого развития.

  • Модульная технология.

  • Технология Case Study.

  • Технология проектного обучения.

  • Технология развивающего обучения и.т.д.

Семинарские занятия дают возможность варьирования, применения элементов этих технологий.

Распространение и внедрение педагогического опыта осуществляется через систему открытых занятий, выступлений на заседаниях ПЦК, методических семинаров, заседаниях методических объединений. Результаты внедрения данного педагогического опыта прослеживаются в стабильных результатах и положительной динамике показателей качественной успеваемости студентов, увеличении числа участников конкурсов и научно-практических конференций.

Приложение

ПЛАН ЗАНЯТИЯ


Проведения семинара по дисциплине «Гражданское право»
Тема занятия: «Процедура наследования по закону и завещанию»

Цели занятия:

Дидактическая: обобщить и углубить полученные знания, осознать процедуру

наследования по закону и по завещанию.

Воспитательная: привить интерес к изучению юридических дисциплин, чувство

ответственности за выполняемую работу.

Развивающая: развивать творческое мышление при обсуждении вопросов и решении

ситуаций.

Форма обучения: урок

Тип урока: семинар

Обеспечение занятия: нормативно-правовые акты, словари, рефераты-доклады, компьютеры, СПС «Гарант».
Ход семинара

Организационный момент.

Вступительное слово преподавателя. Сообщение плана семинарского занятия.

Рассмотрение основных вопросов.


3.1. Открытие наследства.

  • порядок перехода прав и обязанностей умершего лица по праву наследования к одному или нескольким лицам,

  • наследство (наследственная масса),

  • открытие наследства

  • государственная регистрация смерти,

  • место и время открытия наследства.




- заслушивание доклада
-обсуждение вопросов связанных с открытием наследства.


3.2. Принятие наследства.

  1. совершение наследником определенных действий, свидетельствующих о его согласии вступить в права наследования.

  2. фактическое вступление во владение наследственным имуществом.

  3. заявление о принятии наследства.

- срок принятия наследства.


  1. заслушивание доклада



- обсуждение вопросов связанных с принятием наследства

3.3. Отказ наследника от наследства

  • отказ от наследства в пользу других лиц, в пользу государства;

  • оформление отказа от наследства;

  • срок отказа.




  1. заслушивание доклада


- обсуждение вопросов связанных с отказом от наследства.


3.4. Переход наследства к государству.

  • к наследованию по завещанию могут

призываться РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, иностранные государства и

международные организации.

  • выморочное имущество.

  • оформление перехода наследства к государству.



  • заслушивание доклада




  • обсуждение вопросов связанных с переходом наследства.




3.5. Наследование по закону

  • наследники по закону;

  • порядок очередности;

  • наследники по праву представления

- заслушивание доклада


Задача № 1

После смерти своей супруги гражданин Стародумов, постоянно проживающий в г. Наро-Фоминск Московской области, женился повторно. От первого брака имеются двое детей и внуки. После регистрации второго брака квартира, где проживал гражданин со своей второй супругой, была приватизирована. 17 февраля 2006 г. Стародумов умер.

Определите процедуру наследования?

Условие

  1. решение задачи


3.6. Наследование по завещанию

  • завещание как основание наследования;

  1. обязательная доля в наследстве;




  1. завещательный отказ как передача по завещанию;

  • виды завещаний;

  • способы оформления завещания

  1. заслушивание доклада



Задача № 2

После смерти своей супруги гражданин Стародумов,

постоянно проживающий в г. Наро-Фоминск

Московской области, женился повторно. От первого

брака имеются двое детей и внуки. После регистрации

Второго брака с гр. Мироновой - 55 лет, квартира, где

проживал гражданин со своей второй супругой, была

приватизирована. 17 февраля 2006 г. Стародумов умер,

завещав свое имущество старшему сыну Ивану.

Определите процедуру наследования?
Условие


-решение задачи



  1. Подведение итогов семинара, работа с карточками оценки выступлений.




  1. Заключительное слово преподавателя.




  1. Задания для самостоятельной работы студентов во внеаудиторное время.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Ермолаева Елена Алексеевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Преподаватели: Васина Елена Анатольевна, Мкртчян Людмила Алексеевна, Науменко Елена Сергеевна, Хлебникова Людмила Ильинична
Ермолаева Елена Алексеевна iconШестопалова Елена Алексеевна
Цель: подготовка будущих магистрантов специального дефектологического образования к осуществлению психолого-педагогического изучения...
Ермолаева Елена Алексеевна iconРеферат: «Пасхальные приметы и обычаи» Подготовила: Шулева Светлана...
Его жизненного подвига. Иного конца не могло быть, так как это прямое следствие нравственного смысла Христовой жизни. Спаситель принёс...
Ермолаева Елена Алексеевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Старченко Елена Алексеевна, учитель физики, гбоу школы №62 Выборгского района г. Санкт-Петербурга
Ермолаева Елена Алексеевна iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гольцова Елена Алексеевна, учитель русского языка и литературы мбоу «Средняя общеобразовательная школа №49» г. Рязани
Ермолаева Елена Алексеевна iconКонспект урока Предельные углеводороды Ермилова Елена Алексеевна...
Цельурока: Изучить особенности строения предельных углеводородов, их физические и химические свойства
Ермолаева Елена Алексеевна iconУрок подготовила Гудзенко Елена Алексеевна, учитель математики мбоу асош №2
Тип урока: Урок решения частных задач по применению открытого способа (урок закрепления и развития знаний, умений и навыков)
Ермолаева Елена Алексеевна iconЧеревко Елена Алексеевна, учитель биологии высшей категории Формирование...
Методическая разработка рекомендована для педагогов дополнительного образования детей
Ермолаева Елена Алексеевна iconКочеткова Елена Алексеевна Дата рождения
Европейский Университет в Санкт-Петербурге, факультет истории. Аспирантка. Научный к и н., директор Центра экологической и технологической...
Ермолаева Елена Алексеевна iconПрограмма учебной дисциплины Актуальные проблемы безопасности и разоружения...
Рецензенты: к полит наук Елена Борисовна Павлова, к полит наук Татьяна Алексеевна Романова
Ермолаева Елена Алексеевна iconКраткое содержание проекта Данный проект посвящен теме курса математики 6-го класса «Пропорции»
Вакалова Наталья Николаевна, Ильяшенко Татьяна Алексеевна, Лепяка Елена Николаевна, Перепелица Наталья Васильевна, Чикунова Татьяна...
Ермолаева Елена Алексеевна iconКраткое содержание проекта: проект состоит из 4 блоков: «Живая сила воды»
Самойлова Наталья Викторовна, Иванова Наталья Викторовна, Селиверстова Наталья Викторовна, Андоськина Светлана Валерьевна, Михайлова...
Ермолаева Елена Алексеевна iconУчителя биологии моу-лицей №10 г. Белгорода Андрейченко Светлана...
Зателепин Олег Кимович кандидат юридических наук, доцент, помощник заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации...
Ермолаева Елена Алексеевна iconКонспект урока класс: 2а Учитель: Смирнова Елена Алексеевна Предмет:...
Тема урока: Чтение буквы Uu в закрытом слоге, и гласной буквы Yy в конце слов в безударных слогах. Команды с глаголом must. (Соответствует...
Ермолаева Елена Алексеевна iconРазвитие интеллектуальной одаренности и творческих способностей учащихся...
Маслова Вера Алексеевна, учитель математики, руководитель методического объединения математиков моу сош №65, г. Воронеж
Ермолаева Елена Алексеевна icon3 декабря 2012 года я посетила открытый урок в 1 «Б» классе (классный...
«Б» классе (классный руководитель Петроченкова Екатерина Алексеевна), где учится моя внучка. Я полагала, что за 35 минут урока будет...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск