Русский колокол как музыкальный феномен





НазваниеРусский колокол как музыкальный феномен
страница1/4
Дата публикации23.03.2015
Размер0.52 Mb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Право > Автореферат
  1   2   3   4



На правах рукописи


ГУСЕВА Анна Николаевна

Русский колокол как музыкальный феномен
Специальность 17.00.02 – «Музыкальное искусство»


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора искусствоведения

Москва – 2011

Работа выполнена в Российской академии музыки им. Гнесиных

на кафедре истории музыки
Научный консультант:

доктор искусствоведения,

профессор Российской академии

музыки им. Гнесиных Н.В. ЗАБОЛОТНАЯ

Официальные оппоненты:
доктор искусствоведения,

профессор Российской академии

музыки им. Гнесиных М.И. ИМХАНИЦКИЙ
доктор искусствоведения,

ведущий научный сотрудник

Государственного института искусствознания М.П. РАХМАНОВА

доктор искусствоведения,

профессор Саратовской государственной

консерватории (академии) им. Л.В. Собинова А.С. ЯРЕШКО


Ведущая организация: Санкт-Петербургская государственная консерватория

им. Н.А. Римского-Корсакова
Защита состоится 15 ноября 2011 года в 15 час. 00 мин. на заседании Диссертационного совета Д 210.012.01 при Российской академии музыки им. Гнесиных по адресу: 121069, г.Москва, ул. Поварская, д. 30/36
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Российской академии музыки им. Гнесиных
Автореферат разослан « » ___________ 2011 г.
Ученый секретарь

Диссертационного совета

доктор искусствоведения И. П. Сусидко

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Искусство колокольного звона – признанное достояние отечественной культуры. Вместе с тем основной атрибут этой традиции, колокол как сигнальный и музыкальный инструмент, и особенности его создания, оказывающие решающее влияние на качество звучания, в музыкальной науке до сих пор не получили всестороннего освещения. Единственным, кто занимался исследованием музыкальных особенностей русских колоколов в эпоху, когда искусство звона полнокровно функционировало в российском обществе, был протоиерей Аристарх Израилев (1817-1901). Его труды, направленные на определение звуковысотности колоколов и их настройку, вызвали среди современников дискуссию о путях развития искусства отечественного звона, а также стали основой нового направления в российском колокололитейном производстве: колокола получили нотные характеристики (заводы Оловянишникова, Лаврова).

Возрождение искусства русского звона делает сегодня особенно актуальным обращение к изучению качества звучания отечественных колоколов. Отливаются новые колокола, новые звонницы формируются из сохранившихся раритетов в сочетании с новыми экземплярами, воссоздается древняя традиция звона в била. То, что мы наблюдаем, не просто точное копирование старинных колоколов: это новые варианты колокольных наборов, попытки переосмысления специфики звона в контексте современного музыкального мышления. В связи с этим очень остро ощущается нехватка специального исследования, направленного на рассмотрение звуковых особенностей колоколов во взаимосвязи с производственными и акустическими характеристиками.

Колокол обозначается в музыкальных энциклопедических изданиях в качестве идиофона – инструмента, источником звука в котором является само его тело. При этом специфика такого звука, получившего в русском языке определение «звон»1, до сих пор музыкальной наукой специально рассмотрена не была. Производство колоколов и вовсе не попадало в сферу интересов музыкознания. Между тем музыкально-акустические особенности звона колокола, во многом определяемые уже в процессе проектирования этого инструмента, представляют значительный интерес как для музыкантов, так и для акустиков, а также для мастеров-колокололитейщиков. Не имея в своем строении классического обертонового ряда, колокола обладают вполне определяемой на слух звуковысотностью, а также остальными свойствами музыкального звучания (тембром, длительностью, громкостью), которые не поддаются однозначной музыкально-теоретической характеристике. В наибольшей мере он присущ колоколу, а также характерен и для других традиционных инструментов, производящих звон (бил и клепал2). Предпринятое нами исследование этого свойства, основанное на изучении ряда технических и акустических закономерностей, приобретает особую актуальность в связи с необходимостью качественной оценки возрождаемых в России колоколен и звонниц. Отсюда вытекает проблема исследования – определить особенности колокола как традиционного сигнально-музыкального инструмента с помощью анализа основных технологических принципов, обеспечивающих его качественное звучание. При этом затрагивается комплекс музыкально-исторических, акустических, технологических и культурологических положений, рассматривающий особенности музыкальной характеристики звучания колокола в исторической ретроспективе.

Глубинные социально-политические катаклизмы, полностью изменившие многовековой уклад жизни Российского государства в первой трети XX века, привели к уничтожению в 1920-х – 1930-х годах нескольких десятков тысяч колоколов, составлявших богатейшее культурное наследие нашего Отечества. Были закрыты все специализированные заводы по производству колоколов; на отдельных литейных предприятиях отливалось только небольшое количество пожарных и корабельных сигнальных колоколов – рынд.

Сегодня уцелевшие древние колокола и била осознаются как драгоценное музыкальное наследие и основа совершенствования образцов, отливаемых современными колокололитейщиками, как необходимый фундамент для активного взращивания почти утраченной традиции. С 1990-х годов в России началось возрождение разрушенных храмов и строительство новых, требующих многих сотен колоколов, а также – опытных звонарей. В настоящее время активно развивающийся на современном техническом и научном уровне процесс возобновления колокололитейного ремесла ставит перед музыкознанием вопросы о музыкальных особенностях таких инструментов, имеющих определенную национальную специфику.

В отечественной научной литературе данная проблематика разработана весьма слабо. Несмотря на увеличение общего объема публикаций по колокольной тематике, начавшееся в последней четверти XX века3, звуковые особенности отечественных колоколов и бил относятся к одной из малоизученных областей русской музыкальной культуры. В качестве основной причины укажем на то, что в дореволюционной России не только звучание колоколов, но и искусство звона в целом не было осознано как возможный объект научного изучения. В 1907 году С.В. Смоленский отметил: «Есть у нас на Руси особое искусство, на которое мы почти не обращаем внимания, – это колокольный звон»4. В Западной Европе изучение звуковых особенностей колокола имеет давнюю традицию, что было вызвано необходимостью изготовления колоколов для карильонов5.

В связи с этим важно выявить качественную специфику звучания отечественных колоколов, связанную с особенностями их производства как в прошлом, так и в современной культурной ситуации. В подобном аспекте проблема изучения звона колокола до сих пор поставлена не была. Все вышеизложенное позволяет обосновать актуальность избранной темы.

Объектом исследования в нашей работе стали колокола старинного и современного литья, била и клепала; наборы колоколов, функционирующие на колокольнях и звонницах. Предмет исследования – звучание колоколов (а также бил и клепал), присущее историческим и современным образцам этих инструментов.

Цель настоящего исследования заключается в выявлении музыкальной специфики русского колокола, ее качественной характеристики в различные исторические периоды и существования преемственности в между старинными и современными образцами.

Для достижения обозначенной цели формулируется ряд взаимосвязанных задач:

- исследование понятия «звон» как основной характеристики звучания русского колокола;

- анализ музыкальных особенностей инструментов, производящих звон, с позиций звуковысотности, тембра, продолжительности и громкости звучания, особенностей пространственной локализации;

- определение зависимости между технологией изготовления и звуковым потенциалом колоколов, который определяет их музыкальное качество;

- изучение основных исторических этапов в развитии звукового компонента отечественных и зарубежных колоколов;

- сравнение музыкально-акустических характеристик колоколов отечественного и иностранного литья, размещенных на колокольнях России;

- определение влияния возраста колоколов на их музыкальные свойства;

- анализ звукового потенциала современных отечественных колоколов в соотношении с их историческими предшественниками.

В задачи исследования также входит разработка методики музыкально-акустического анализа с учетом статистических методов, позволяющих не только систематизировать большой объем звуковых данных, но и наглядно его представлять в интервальных формулах и музыкально-акустических таблицах, которые позволяют сравнивать звучание колоколов между собой.

В качестве методологии исследования для решения поставленных задач был избран комплексный подход к имеющимся данным, позволяющий рассматривать музыкальные особенности колоколов и бил с точки зрения формирования звуковой структуры этих инструментов. Для этого необходимым становится сочетание музыкально-аналитических, структурно-типологических, сравнительно-исторических, статистических методов и компьютерной методики спектральной обработки звука. Анализ записей звучания колоколов и бил подкрепляется результатами музыковедческих и культурологических исследований, исторических, архитектурно-искусствоведческих работ, а также – научных изысканий в области музыкальной психоакустики. Одним из важных стимулов для наших исследований послужили идеи голландского ученого А. Лера о статистическом изучении структуры тонов колокола, специфика которых проявляется в их музыкальных характеристиках.

Необходимой методологической опорой при изучении колокола и других традиционных сигнально-музыкальных инструментов в контексте православного богослужебного канона стало для нас обращение к литургической традиции Церкви и непосредственной практике современных церковных звонов.

Обнаружение данных о сохранившихся в настоящее время старинных колоколах и традиционных элементах культуры звонов осуществлялось на основе полевой этнографической работы, впервые использованной при изучении русских колокольных звонов А.С. Ярешко. Также нами использовался метод включенного наблюдения: изучение колоколов проводилось в тесном контакте со звонарями, священнослужителями и клириками, прихожанами храмов и насельниками монастырей.

Для воссоздания звукового облика погибших колоколов была разработана методика реконструкции, основанная на изучении разнообразных источников: практического опыта современных колокололитейщиков, иностранных исследований, архивных и рукописных материалов; определение возможного сходства музыкальных особенностей сохранившихся колоколов относительно утраченных.

Материалом для изучения были избраны аналоговые и цифровые аудиозаписи звучания колоколов и бил различного времени и производителей, а также – записи звонов и описания колокольных и смешанных наборов, функционирующих ныне на колокольнях и звонницах, которые находятся как в церковном, так и музейном использовании. Основной базой исследования послужили более двух тысяч расшифровок спектров звучания колоколов, а также фрагменты традиционных колокольных композиций, осуществленные на основе специальной компьютерной программы, разработанной специалистами Колокольного центра (г. Москва) под руководством автора настоящей диссертации. Полученные данные репрезентируют большинство колоколов и бил, ныне функционирующих на звонницах и колокольнях России, и позволяют представить современную практику их использования.

Учитывая, что многие образцы таких сигнально-музыкальных инструментов (главным образом исторические колокола) были безвозвратно утрачены, и их следы сохранились лишь в литературных и нотных описаниях, посвященные им материалы также вошли в круг источников нашего исследования.

Материалами, значительно дополнившими наше изучение, стало большое количество разнообразных записей звонов, выполненное на различных носителях (пластинки, аудиокассеты, видеокассеты, CD и DVD диски, мультимедиа-проекты). Помимо этого необходимым звеном нашего исследования стали многочисленные эксперименты с колоколами и билами, экспертное прослушивание звона группами музыкантов; полевые исследования, беседы со звонарями. Некоторый фактический материал был взят из сети Интернет: сайты производителей колоколов, колокольных обществ, школ звонарей, православных храмов и монастырей. Разнообразие и многоплановость источников, дающее всестороннее представление о различных сторонах музыкально-звуковой специфики колоколов и звонов, позволило предпринять комплексное исследование избранной темы.

Ограничение материала в первую очередь было связано со стремлением всесторонне исследовать отечественную традицию изготовления колоколов и специфику их звучания. Поэтому среди иностранных источников нами были избраны только необходимые работы, затрагивающие акустические и некоторые технологические аспекты, связанные со старинными и современными европейскими колоколами (тот круг вопросов, который практически не освоен отечественными учеными). Исследования, посвященные истории, звучанию и изготовлению колоколов, употребляемых в странах нехристианских конфессий, нами не рассматривались.

Научная новизна диссертации определяется самой постановкой проблемы взаимодействия музыкальных и технологических принципов: впервые в отечественном музыкознании проведен разносторонний анализ специфики традиционных сигнально-музыкальных инструментов, производящих звон. Предложена систематизация результатов акустических исследований колоколов на основе отечественных и зарубежных источников. Предметом исследования становится практически не освоенный материал – расшифровки звучания различных сигнально-музыкальных инструментов, традиционных для Православной Церкви.

Впервые применительно к колоколам, функционирующим на отечественных колокольнях, было выполнено комплексное исследование особенностей их тембра и звуковысотности: были рассмотрены интервальные соотношения между пятью основными частотами, присутствующими в звоне каждого колокола, и тонами, главенствующими в момент удара и в конце звучания. Для этой цели была разработана специальная компьютерная программа, позволяющая автоматически определять эти интервалы, а также интенсивность тонов по времени.

Данные, полученные автором настоящей диссертации в ходе экспериментов и исследований, позволяют выявить музыкальные особенности традиционных инструментов, производящих звон. В научный обиход вводится значительный объем информации о звуковых особенностях русских колоколов, а также старинных и современных бил и клепал, ряда колоколов иностранного производства, размещенных на отечественных колокольнях. Исследованы некоторые зависимости в звучании колокола (длительность, громкость) от объективных технологических параметров (сплав, качество литья).

В работе предпринят сравнительный анализ старинных и современных колоколов (как отечественных, так и иностранных), определены возможности их совместного использования на одной колокольне. Звучание русского колокола рассматривается как самостоятельное музыкальное явление и как структурный элемент, необходимый для построения традиционных колокольных композиций (благовеста, перезвона, трезвона). Исследованы особенности старения колокола, оказывающие существенное влияние на звуковые характеристики.

На защиту выносятся следующие положения:

- понятие звон основывается на музыкально-акустических закономерностях, проявляющихся в звучании как колоколов, так и других традиционных сигнальных инструментов, использующихся в практике церковного звона (бил и клепал);

- музыкальные характеристики колокола непосредственным образом связаны с технологическими закономерностями его производства и на стадии изготовления могут быть откорректированы в соответствии с требованиями, предъявляемыми к звучанию;

- музыкальные особенности европейских и отечественных колоколов имеют родственные признаки;

- характерные качества тембра отечественных колоколов связаны со способами их функционирования в традиционных композициях;

- современные колокола, изготавливаемые колокололитейными предприятиями России, по своим музыкальным свойствам сохраняют преемственность с историческими образцами.

Практическая значимость работы. Рассмотренная звуковая специфика традиционных сигнально-музыкальных инструментов, в первую очередь колоколов, тесно взаимосвязанная с особенностями их производства, способствует улучшению деятельности колокололитейных фирм, что обеспечивает повышение качества возрождаемых колоколен и звонниц нашего Отечества. Материалы, представленные в настоящем диссертационном исследовании, могут быть использованы при создании новых колоколов и формировании традиционных колокольных наборов. Основные положения и выводы работы значительно расширяют существующие представления о музыкальных особенностях традиционного русского звона, посредством их введения в учебный процесс ВУЗов при преподавании таких дисциплин, как история музыки, история мировой культуры и искусства, народное музыкальное творчество, история церковного искусства; при обучении церковных звонарей.

Апробация работы осуществлялась в рамках Второго Всероссийского семинара преподавателей курсов и школ подготовки церковных звонарей (Ростов Великий, май 2003г.), Ежегодной Богословской конференции Православного Свято–Тихоновского Богословского института (Москва, январь 2004г.), Чтениях памяти прот. Аристарха Израилева в ГМРК (Ростов Великий, июль 2004г.), Международной конференции РАМ им. Гнесиных «Музыкальное образование в контексте культуры» (Москва, октябрь 2004г.), конференции РАМ им. Гнесиных «Христианские образы в искусстве» (Москва, декабрь 2004г.), Пятой Международной инструментоведческой конференции «Благодатовские чтения» (Санкт-Петербург, декабрь 2004г.), III симпозиума по этнокампанологии (в рамках VI Конгресса этнографов и антропологов России) (Санкт-Петербург, июнь-июль 2005г.), Международной научно-практической конференции РАМ им. Гнесиных «Музыкальные учебные заведения Гнесиных от XIX к XXI веку: стратегия и перспективы музыкального образования» (Москва, октябрь 2005г.), Международной научно-практической конференции ГЦММК им. Глинки «Церковь и музеи: использование исторически ценных колоколов» (Москва, май 2006г.), Международной научной конференции РАМ им. Гнесиных «Традиционные музыкальные культуры на рубеже столетий: проблемы, методы, перспективы исследования» (Москва, октябрь-ноябрь 2008г.), VI Всероссийской научно-практической конференции ПГУ «Традиционное, современное и переходное в российском обществе» (Пенза, декабрь 2008г.), Международной инструментоведческой конференции РИИИ «Инструментальная музыка в межкультурном пространстве: проблемы артикуляции» (Санкт-Петербург, декабрь 2008г.), VI Всероссийской научно-практической конференции ПГПУ им. В.Г. Белинского «Культура и власть» (Пенза, декабрь 2008г.), V Международной научно-практической конференции МНЭПУ «Экологические проблемы современности» (Пенза, январь 2009г.), 2-ой международной научно-практической конференции ТГТУ «Современные проблемы науки» (Тамбов, март 2009г.), Всероссийской научной конференции РАМ им. Гнесиных «Проблемы художественной интерпретации» (Москва, апрель 2009г.), Международной научно-практической конференции ПГУ «Человек. Культура. Общество» (Пенза, май 2009г.), III Международной научно-практической конференции ПГУ «Социально-гуманитарное знание: поиск новых перспектив» (Пенза, ноябрь 2009г.), VII Всероссийской научно-практической конференции ПГПУ «Культура и власть» (Пенза, декабрь 2009г.), Международной научно-практической конференции «Колокольный звон – феномен славянской культуры: история и современность» (Минск, январь 2010г.), II Международной научно-практической конференции ПГУ «Человек. Культура. Общество» (Пенза, май 2010г.), Седьмого Международного инструментоведческого конгресса «Благодатовские чтения» (Санкт-Петербург, ноябрь 2010г.), Восьмой Всероссийской научно-практической конференции «Нравственность и религия» (Пенза, март 2011г.). Основные положения отражены в двух монографиях и ряде публикаций; подтверждены Авторским свидетельством на программу для ЭВМ и двумя Патентами на изобретение.

Диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры истории музыки и ПНИЛ по изучению традиционных культур РАМ им. Гнесиных. Материалы исследования используются в чтении лекционного курса древнерусского певческого искусства на историко-теоретико-композиторском факультете РАМ им. Гнесиных, в авторском курсе обучения церковных звонарей в учреждении «Колокольный центр» (Москва), разработке мультимедийного проекта «Благовест Православия».

Материалы диссертационного исследования применяются при проектировании и формировании наборов колоколов предприятия ЗАО «Пятков и К°», одной из крупнейших колокололитейных фирм РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из Введения, четырех глав, Заключения, Библиографического списка использованной литературы, Перечня изученных колоколов и Приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность избранной темы, определяется цель и намечаются основные задачи исследования, дается характеристика состояния научной разработанности обозначенной проблематики, определяются объект и предмет исследования, охарактеризована методологическая основа диссертации, представлена ее научная новизна. Анализируется круг основных научных и информационных источников – исторических и современных. При этом в центре внимания оказываются, главным образом, публикации исследовательского характера, имеющие музыковедческую направленность, в которых в той или иной степени затрагиваются музыкальные особенности колоколов и отечественной традиции искусства звона, а также литература, посвященная процессу изготовления колоколов.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Русский колокол как музыкальный феномен iconГюнай Видади кызы образ «джентльмен» как лингвокультурный феномен:...
Как лингвокультурный феномен: когнитивный и коммуникативно-прагматический аспекты
Русский колокол как музыкальный феномен iconЭкзаменационные вопросы по русскому языку к экзамену 2013 года (теоретическая...
Гоу спо «Нижегородский музыкальный колледж им. М. А. Балакирева» для обучения по специальностям
Русский колокол как музыкальный феномен icon1. Человек как уникальный феномен (4 ч) Проблема познания «Живого»...
М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н,М. Шанского (Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 класс/ Сост. Л. И. Рыбченкова....
Русский колокол как музыкальный феномен iconУрока 18. 12. 2013г Данные об учителе: Анохина Вера Алексеевна
Оборудование: компьютер, медиа проектор, музыкальный центр, музыкальный инструмент
Русский колокол как музыкальный феномен icon"религия как феномен культуры"
Целью работы является проанализировать, как, каким образом повлияло принятие христианства на культурную жизнь русского народа
Русский колокол как музыкальный феномен icon«Имена существительные собственные и нарицательные»
Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: Русский народ создал русский язык- яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий,...
Русский колокол как музыкальный феномен iconПрограмма по дисциплине «Русский язык» предназначена для
Гоу спо «Нижегородский музыкальный колледж им. М. А. Балакирева» для обучения по специальностям
Русский колокол как музыкальный феномен iconЮродство как феномен общественной жизни: подвижничество и подвиг
Введение 3-5
Русский колокол как музыкальный феномен iconЭлектронные деньги как феномен виртуальной экономики: функции и способы институционализации

Русский колокол как музыкальный феномен iconТемы для рефератов по философии науки Наука как социокультурный феномен

Русский колокол как музыкальный феномен iconКак акмеологический феномен а. С. Огнев, д психол н., профессор
Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е. Д. Фелицына
Русский колокол как музыкальный феномен iconФеномен путешествия в истории культуры: гносеологический аспект
Формирование системного подхода как самостоятельного метода научного познания происходило
Русский колокол как музыкальный феномен iconТематический план элективного курса «Феномен Смутного времени» 10...
Введение, цели и задачи курса. Определение понятия Смутного времени. В чем его феномен?
Русский колокол как музыкальный феномен icon1 Л. В. Сабинин,2
Культура как феномен направлена на поиск сакрального смысла бытия. Характеристика культурологии, культурной антропологии метафизическое...
Русский колокол как музыкальный феномен iconУчебное пособие по "Византологии" для III курса
Византология как историко-культорологическая дисциплина. Византинизм. Феномен византизма и его значение
Русский колокол как музыкальный феномен iconТворчества как особого рода деятельности и концепция поэта как особой...
Проблема «предромантизма» в литературоведении. Предромантизм как феномен культуры второй половины XVIII века. Полемика с позитивистскими...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск