Скачать 346.98 Kb.
|
Преподаватель: Наталья Владимировна, декан. Конфликтология Теоретические и методологические основы конфликтологии. Конфликтология как наука и учебная дисциплина. План:
Литература:
Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а так же о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. Конфликтология исследует конфликты их природу причины в различных сферах жизни. Конфликт - столкновение несовместимых взглядов, позиций, интересов противоборство взаимосвязанных но преследующих свои цели двух или более сторон. Объектом конфликтологии являются социальные конфликты. Предметом являются общие закономерности возникновения развития завершения а также принципы способы и приемы управления ими. Субъектами являются личность, группы, институты общества и их поведение в конфликтной ситуации. Задачи конфликтологии:
Основные функции конфликтологии
Становление конфликтологии как науки. Среди первых ученых которые анализировали конфликты: Аристотель считал что люди по своей природе изначально не равны, в соответствии с этим конфликт - естественное состояние общества. Основные источники конфликта лежат в имущественном неравенстве. Гераклит ему принадлежит одна из первых попыток рационально обосновать позитивную роль борьбы в процессе общественного развития."Война - отец всего и царь всего." Его точку зрения поддерживал Эпикур, который считал:не зная зла не узнаешь добра. Платон сформулировал образ идеального государства. Он выступал за аристократическую форму рабовладельческого государства способного подавлять конфликты силой. Средние века христианская философия стремилась доказать преимущество мира согласия и братства между людьми. Крупным представителем данного направления был Фома Аквинский он высказывался о несовместимости войн с учением Христа. Считал войну грехом. Он также недопускал существования справедливой войны целями которой является защита отечества и возмездие агрессору со стороны государства ведущую справедливую войну. Эпоха возрождения. Было характерно резкое осуждение социальных столкновений и вооруженных конфликтов. Решающий фактор развития общества являлись мир, добро, согласие. Новое время в эпоху просвещения английские демократы и французские просветители выступали с резкой критикой вооруженных конфликтов, насилия. Признавалась решающая роль мира и согласия. Крупнейшими учеными были Жан-Жак Руссо Имануил Кант. XIX-XX века. Проявляется научный подход к изучению конфликтов и происходит становление конфликтологии как самостоятельной науки. Конфликты рассматриваются как неизбежное явление, появляются теории о наличии причин конфликтов и устранимости их последствий. Большое развитие для развития конфликтологии внесли социологи Чарльз Дарвин, Зигмунд Фрейд, Георг Зиммель (первый ввел понятие конфликтологии). Источник конфликта зиммель видел не в противоположности экономических интересов противоборствующих классов а в инстинкте враждебности. Основные моменты его теории:
Задание: Написать доклад в котором раскрывается взаимосвязь конфликтологии с другими науками. Объем 5-6 стр. Конфликт как социальное явление. План:
Литература: Александрова Е.В. "социально-трудовые конфликты: пути разрешения." Анцупов А.В, Баклановский "конфликтология" питер 2006. Ворожейкин И. Е. Кабанов А. Я. "конфликтология" москва 2004 Дмитриев А. В. "социальный конфликт: общее и особенное" москва 2002. Понятие конфликта. Классификации конфликтов В современном мире существует 2 подхода к определению конфликта: психологический и конфликтологический (обобщенный). Конфликтологический подход рассматривает конфликт как любое столкновение противоположных сторон сил взглядов и т.п. Психологический подход делает акцент на человеческую сущность взаимодействующих сторон. Основные черты конфликтов. Конфликт - социальное явление, которое порождается самой природы общественной жизни. Распространенное и повсеместное. Это взаимодействия котрые пртекают в форме противостоянии, столкновения, противоборства личностей или общественных сил. Существует разнообразные классификации конфликтов: Посмотреть в учебнике и записать. Структура конфликта. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе отличие от других явлений социальной жизни без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система. Структура конфликта входят основные элемента:
Причины возникновения конфликтов возникновение конфликтов обусловлено действием 4 групп факторов и причин: объективные причины, организационно-управленческие, социально-психологические, личностные. Объективные причины:
организационно-управленческие: обстоятельства связанные с созданием, развитием и функционированием групп, организаций и коллективов.
Социально-психологические: эти причины обусловлены непосредственным взаимодействием людей и фактором их включенности в социальные группы.
личностные: которые связаны с индивидуально психологическими особенностями его участников.
Динамика конфликта. Существуют 3 стадии: предконфликтная, конфликт, постконфликтная стадия. каждая из этих стадий деляться на фазы. Предконфликтная стадия:
Конфликтная стадия:
Послеконфликтная стадия:
Задание: определить в каждой ситуации предмет спора и выделить стороны конфликта и определить тип конфликта.
Вариант №1 Контрольной работы Вопрос №1. Какие основные идеи развития конфликтологии ХIХ века актуальны в настоящее время. Вопрос №2 Перечислить виды конфликтов. Раскройте особенности эмоционального конфликта. Стили конфликтного поведения План:
Литература: Громова "конфликтология" Козырев Г. И. "основы конфлитологии" Определение стиля поведения и его виды. Стиль поведения в конфликте - совокупность методов и способов действия в конфликте ориентированных на достижение определенных целей и реализацию интересов. Выделяют 5 стилей поведения в конфликте:
Выбор стиля поведения зависит от факторов:
Рассмотрим каждый стиль более подробно. 1. Соперничество. Соперничество - конфликтное общение, борьба за первенство. 2. Уклонение. Уклонение - такой стиль поведения в конфликте, когда участник стремиться выйти из конфликта. Тактика нежелания активно отстаивать чьи-либо интересы, в том числе и собственные. Этот стиль поведения выбирается при: участник не желает осложнять отношения с соперником; участник чувствует, что проигрывает, что неспособен соревноваться с оппоненто, который сильнее него по личностным качествам или по дожностному положению; предмет конфликта не является для участника значительным и цель не оправдывает средства; участник нашел другой способ достижения собственных интересов; участнику требуется отложить столкновение чтобы собраться с мыслями, силами, проанализировать сложившийся конфликт и выбрать определенную линию поведения; участник чувствует что его оппонент сознательно провоцирует конфликт и стремиться оградить себя от общения с конфликтной личностью. 3. Приспособление. Приспособление - стиль ориентированный на интересы соперника, стремление сгладить конфликт и восстановить гармонию в отношениях путем готовности поступиться своими интересами. Данный стиль используется в сиуациях, когда: для участника существует что-то приоритетней выигрыша в данном столкновении; проблема для участника не является существенной; разрешение конфликта зашло в тупик и не остается другого выхода, кроме как принять эту стратегию чтобы избежать конфронтации; . 4. Конфронтация Конфронтация - стиль поведения направленный на достижение собственных интересов без учета интересов оппонента или в ущерб им, основанный на стремлении во что бы то ни стало победить. Применяется: когда участник ни во что не ставит оппонента; когда стремление участника стоит выше интереса оппонента. 5. Сотрудничество Сотрудничество - стиль поведения ориентированный на совместный поиск участниками конструктивного, взаимовыгодного решения. Применяется: для достижения общих целей; проблема является важной для обоих участников конфликта и их желание разрешить конфликт является обоюдным; разница в служебном, социальном положении для участников не имеет значения или они равны по рангу или статусу; между сторонами существует доверие и уважение к интересам, желниям и потребностям оппонента; все участники желают обсудить существующую проблему и прийти к взаимовыгодному решению. 6. Компромисс Компромисс - стиль поведения ориентированный на урегулирование конфликта путем взаимных уступок и частичного удовлетворения своих интересов. Применяется: оппоненты равны по рангу и вынуждены смириться и принять временное, но по каким-то пунктам удовлетворяющее притязание обеих сторон решение сложившегося конфликта; участники не хотят портить отношения и пытаются выиграть время, собраться с силами; использование других стилей в данном конфликте не эффективно; в процессе развития конфликта участники корректируют свои цели под сложившуюся ситуацию. Правила безконфликтного поведения. Безконфликтное поведение характеризуется наличием у членов коллектива четкой психологической установки на уклонение от конфликтов и их предотвращение. Для достижения данной цели необходимы условия:
Цель указанных мер создать такую атмосферу в организации которая делала бы невыгодными конфликты и излишнее соперничество. Конфликты в различных сферах человеческого взаимодействия. Внутриличностные конфликты. |
Список основной учебной литературы Анцупов А. Я. Конфликтология:... Анцупов А. Я. Конфликтология: Учебник А. Я. Анцупов. 2-е издание перераб и доп. М: Юнити-дана,2002-591с | Вопросы итогового тестового контроля знаний Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. 3 е изд. Спб.: Питер, 2008. 496 с | ||
Учебник: В. П. Максаковский "Экономическая и социальная география... Планирование составлено на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования по географии (Приказ мо... | Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным компонентом... А. Г. Кутузова. Москва, «Дрофа», 2010г. Использованы рекомендации (составитель Н. В. Егорова). Курс «Литература». Москва. «Дрофа».... | ||
Учебник для вузов. 3 е изд. Спб.: Питер, 2008. 496 с. Курбатов В.... Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: учебник для вузов. 3 е изд. Спб.: Питер, 2008. 496 с | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А. Г. Кутузова (см сборник нормативных документов. Литература. Москва. «Дрофа», 2004, стр. 92-96, стр. 121-127). Изучение литературы... | ||
Литература Тема: Человек и история в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» Учебно-методическое обеспечение: учебник 10 класс литература Коровина В. И. Литература. 10 класс, Москва Просвещение. 1часть. 2012... | Пояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе... Москва, «Мнемозина», 2006 год, в соответствии с рекомендациями инструктивно-методического письма Департамента образования «О преподавании... | ||
Планирование составлено на основе: Программы под редакцией Перышкина... Планирование составлено на основе: Программы под редакцией Перышкина А. В., Допущено Департаментом общего среднего образования рф,... | Пояснительная записка рабочая программа «Музыкальная литература» «Музыкальная литература» и методическими пособиями, разработанными на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств... | ||
Экзаменационные вопросы по курсу «Конфликтология в социальной работе»... Конфликтология в социальной работе: Рабочая программа / составитель А. Н. Гончарова. Красноярск: Красноярский государственный университет,... | Рабочая программа по предмету «Музыкальная литература» образовательных... «Музыкальная литература», разработанной на базе Методического кабинета по учебным заведениям искусств и культуры Комитета по культуре... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конфликтология» Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Конфликтология» Конфликтология, ее предмет и задачи, история становления как науки. Формирование отечественной школы конфликтологии | ||
Рабочая программа по литературе для 8А класса составлена на основе... Российской академии образования. Москва, «Мнемозина», 2006 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет... | Рабочая программа по литературе для 8А класса составлена на основе... Российской академии образования. Москва, «Мнемозина»,2006 год. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет... |