Скачать 319.55 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ивановский государственный химико-технологический университет» Институт управления, финансов и информационных систем Кафедра социально-экономических теорий У Т В Е Р Ж Д А Ю: Проректор по учебной работе _________________ В. В. Рыбкин « » 20_____ г. РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ СОЦИОЛОГИЯ Направление подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника Профиль подготовки «Микроэлектроника и твердотельная электроника» Квалификация (степень) Бакалавр Форма обучения очная Иваново, 2010 1. Цель освоения дисциплины: сформировать у студентов представление о социологии как науке, социальных явлениях и процессах, их динамике в обществе, социальной регуляции личности, природе социальных общностей, а также социальное мышление, понимание социологических проблем, источников их возникновения и возможных путей разрешения. 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Дисциплина относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла данного профиля и является важной для будущего специалиста. Изучение дисциплины начинается в 4 семестре на 2 курсе, оно базируется в первую очередь на результатах изучения предметов школьной программы (обществознание) и раннее изученных на 1-м и 2-м курсах дисциплин, таких, как - культурология, история, философия, психология и педагогика, а также на «параллельном» преподавании правоведения. Для успешного усвоения дисциплины студент должен знать: – исторический процесс становления социологии как науки, теоретико-методологические основы социологии, направления и школы социологической науки, представителей научного знания, прикладной аспект науки социологии в современном российском обществе; – социальные, политические, правовые и духовные аспекты жизни общества; -основные понятия о социальной жизни общества; -критерии стратификации социальных групп; -понятия социальной динамики (социальный лифт, вертикальная и горизонтальная, восходящая и нисходящая мобильность, каналы социальной динамики); уметь: -работать в качестве пользователя персонального компьютера, использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии и архивы данных и программ, работать с программными средствами общего назначения; владеть:
Освоение данной дисциплины как предшествующей необходимо при изучении следующих дисциплин:
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины: общекультурные компетенции (ОК):
- использует основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы (ОК-9); - способен уважительно и бережно относится к историческому наследию культурным традициям, толерантно воспринимать социальные и культурные различия (ОК-17);
В результате освоения дисциплины, обучающийся должен: знать: - возможности социологии как науки, её историю и методы, важнейшие классические, современные и отраслевые социологические теории; - основные социологические подходы к определению понятий «общество», «личность»; - характеристику основных элементов общества (социальная связь, социальная группа и общность, социальный институт, социальная организация); - сущность процессов социализации, институционализации, стратификации и социальной мобильности; - основные закономерности и формы социального поведения; -типологию, источники возникновения и развития социальных движений, социальных конфликтов, факторы социального развития; - методологические основания социологического исследования, основные методы сбора и анализа социологической информации; - основные закономерности протекания комплексных социальных процессов и механизмы функционирования основных социальных общностей; - основные методы исследования, описывающие социальное действие, социальное восприятие, коммуникацию и взаимодействие на микро- и макроуровнях; уметь: -использовать полученные знания и практические навыки для решения актуальных социальных и профессиональных задач. - производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях; - применять соответствующие целям конкретного исследования методы сбора и анализа данных; - участвовать в проектных формах работы и реализовывать самостоятельные аналитические проекты; - представлять результаты исследовательской и аналитической работы перед аудиторией. владеть: - навыками социологического анализа, умением пользоваться социологическими понятиями, категориями при анализе социальных явлений, процессов. - основными навыками анализа социологических данных с использованием пакетов прикладных статистических программ; - навыками получения необходимой информации из различных типов источников, включая Интернет; 4. Структура дисциплины (модуля) Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 72 часа.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Социология как наука. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социология О. Конта и Г. Спенсера. Позитивизм в социологии. Творчество К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма и их вклад в становление социологии как науки. Социологическая мысль в России. Интегральная социология П.А. Сорокина. Школы и направления социологической теории в 20 веке. Объект и предмет науки. Категории, законы, метод и функции социологии. Структура социологического знания. Уровни теории: макро-, микро- и средний уровень. Специальные социологические теории. Место социологии в системе социальных наук. Тема 2. Общество как целостная социальная система и социальная реальность. Общество как научное социологическое понятие: содержание, признаки, первооснова его формирования. Основные подходы к определению социальной структуры общества: общество как система, функциональный подход и детерминистский подход. Характеристика основных элементов социальной структуры общества: социальные связи (социальный контакт, социальное взаимодействие и социальные отношения), социальное действие, социальные группы и общности, социальные институты, социальные организации. Стратификация и социальная мобильность. Типология общества. Теории развития общества. Тема 3. Социальная жизнь общества. Социальная жизнь: понятие, содержание и структура. Ценностно - нормативная регуляция и система социального контроля. Механизмы и структура социального контроля. Понятие санкций. Позитивные и негативные, формальные и неформальные санкции. Социологические трактовки девиантного поведения. Понятия социальной нормы и социального отклонения. Культурноодобряемые и культурноосуждаемые отклонения. Делинквентное и девиантное поведение. Социологические теории девиантного поведения. Концепция аномии Э.Дюркгейма и Р.Мертона. Теория стигматизации. Теория физических типов Ч.Ломбразо и Х.Шелдона. Концепция генетической предрасположенности к преступности П.Джекобса. Социологический анализ отдельных форм девиантного поведения. Природа социальных движений. Различия в понятиях "социальное движение" и" социальный институт", "социальное движение" и "социальная организация". Предпосылки возникновения социальных движений: культурные течения, социальная дезорганизация, социальная неудовлетворенность. Жизненные циклы социального движения. Типология социальных движений (политические движения, экспрессивные движения, революционные движения, реформистские движения, оппозиционные движения, экологические, молодежные, феминистские, национально - освободительные, движения в защиту мира). Современное состояние теорий социальных движений. Понятие "социальные изменения". Причины и факторы социальных изменений. Виды социальных изменений. Социальное развитие: прогрессивное и регрессивное. Виды социального прогресса (реформистский и революционный). Социальная эволюция и социальная революция. Типология социальных изменений. Социальное развитие как прогрессивно- поступательный тип изменений. Теории О. Конт, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма. Циклический тип социальных изменений. Ускоряющиеся и замедляющиеся циклы. Циклическая теория П.Сорокина. Нелинейный тип развития общества. Тема 4. Личность в социологии. Определение понятия "личность" в социологии. Личность как субъект и объект общественных отношений. Структура личности. Социализация личности. Механизм социализации. Агенты и институты социализации. Типы социализации (первичная и вторичная, ре). Процессы десоциализации и ресоциализации. Теория "социального зеркала" Ч. Кули. Концепция «обобщенного другого» Дж.Мида. Теория о «значимом другом» А.Халлера. Социализация и воспитание. Социальные функции, статус и роли личности. Понятие статусного и ролевого набора. Классификация статусов. Типология личности. Идеальный, нормативный, модальный тип личности. Типы личности по Р.Мертону. Модель современной личности. |
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая вузом... Нормативные документы для разработки ооп бакалавриата по направлению подготовки 210100 Электроника и наноэлектроника | 1 Общие положения Нормативные документы для разработки ооп впо по направлению подготовки 210100. 68 «Электроника и наноэлектроника»( магистерская программа... | ||
Программа дисциплины «Основы технологии электронной компонентной... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 210100 Электроника... | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... ... | ||
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину,... ... | Программа дисциплины «Методология инновационного инженерного проектирования»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра... | ||
Программа дисциплины «Методология инновационного инженерного проектирования»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки магистра... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «материалы и элементы электронной техники» Дисциплина «материалы и элементы электронной техники» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин направления 210100 «Электроника... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины м № Иностранный язык Код и название... ... | Программа дисциплины Вакуумная и криогенная техника для специальности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов специальности 210104. 65 «Микроэлектроника... | ||
Программа дисциплины «Оборудование для получения тонкопленочных структур»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 210100.... | Программа дисциплины «Физические основы микро- и наноэлектроники»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 210100... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» «Электроника и наноэлектроника», профилю подготовки: «Промышленная электроника» | Рабочая программа учебной дисциплины «физические основы электроники» Цель дисциплины «физические основы электроники» направления подготовки бакалавра 200100. 62 электроника и наноэлектроника профиль... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «введение в специальность» «введение в специальность» ознакомление студентов направлениея подготовки бакалавра 200100. 62 электроника и наноэлектроника профиль... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 210100. 62 «Электроника... |