РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт права, экономики и управления Кафедра уголовного процесса и криминалистики
Каземов Виктор Владимирович
СУДЕБНАЯ МЕДИЦИНА
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 030900.62 «Юриспруденция»
очной и заочной форм обучения
Тюменский государственный университет
2011
Каземов В.В. Судебная медицина. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 030900.62 направления «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 15 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Судебная медицина [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой уголовного процесса и криминалистики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Володина Л.М., заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики, д.ю.н., профессор © Тюменский государственный университет, 2011 © Каземов В.В., 2011 Пояснительная записка
1.1.Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины «Судебная медицина» является подготовка профессиональных юристов, формирование научного мировоззрения и практических навыков в правоприменительной деятельности по вопросам судебной медицины.
Задачами изучения дисциплины являются: усвоение студентами основных понятий и категорий, основных положений судебной медицины, приобретение навыков и умений, необходимых для решения юридических казусов, возникающих в практической деятельности профессионального юриста. По окончании изучения дисциплины студент должен уметь применять полученные знания, умения и навыки в конкретной практической ситуации, принимать правовые решения в соответствии с законом. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Судебная медицина входит в профессиональный цикл, дисциплины по выбору (Б.3).
Для глубокого усвоения материала данного спецкурса студентам необходимо иметь хорошие познания по следующим дисциплинам и темам:
- правоохранительные органы – темы: «Органы предварительного расследования», «Судебная власть в РФ»;
- уголовное право – темы: «Состав преступления», «Преступления против жизни и здоровья».
1.3.Компетенции выпускника бакалавриата ООП, формируемые в результате освоения ООП ВПО
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:
стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
способен юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);
способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
способен выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);
способен осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);
способен выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);
способен правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
основные положения судебной медицины, сущность и содержание основных понятий, категорий судебной медицины, правовой статус субъектов судебно-медицинской экспертизы;
экспертные возможности учреждений судебно-медицинской экспертизы, перспективные направления развития судебной медицины.
уметь:
анализировать юридические факты;
анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, регулирующие проведение судебно-медицинской экспертизы;
уметь произвести осмотр места происшествия и трупа на месте обнаружения, определить давность наступления смерти, описать повреждения и дать им оценку;
владеть:
юридической и медицинской терминологией;
навыками работы на месте происшествия и месте обнаружения трупа;
навыками анализа юридических и медицинских фактов.
Структура и трудоемкость дисциплины
Семестр – 7 (ОДО), 9 (ОЗО). Форма промежуточной аттестации: зачет, контрольная работа (ОДО); зачет (ОЗО). Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Тематический план
Таблица 1
Очная форма обучения
№
|
Тема
| Недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| Из них в интерактивной форме
| Итого количество баллов
| Лекции
| Семинарские (практические) занятия
| Самостоятельная работа
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
| Модуль 1
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в РФ
| 2
| 1
| 1
| 2
| 5
|
| 0-3
| 2.
| Умирание и смерть. Изменения трупа
| 4
|
| 2
| 2
| 4
| 2
| 0-5
| 3.
| Судебно-медицинская травматология
| 2
| 1
| 1
| 2
| 3
|
| 0-5
| 4.
| Повреждения и смерть от острого кислородного голодания и др. физических факторов
| 4/6
| 2
| 2
| 2
| 6
|
| 0-6
| 5.
| Судебно-медицинская токсикология
| 6
| 2
|
| 2
| 4
| 2
| 0-3
| 6.
| Осмотр места происшествия и трупа на месте обнаружения
| 8-10
| 4
| 4
| 6
| 14
| 2
| 0-9
|
| Всего
|
| 10
| 10
| 16
| 36
| 8
| 0-31
|
| Модуль 2
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Судебно-медицинская экспертиза трупа
| 12
| 2
| 2
| 6
| 10
| 2
| 0-8
| 8.
| Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и др. лиц
| 14
| 2
| 2
| 4
| 8
| 2
| 0-13
| 9.
| Экспертиза половых состояний при преступлениях против половой неприкосновенности
| 16
| 2
| 2
| 2
| 6
|
| 0-8
| 10.
| Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения
| 18
| 2
| 2
| 2
| 6
|
| 0-20
| 11.
| Перспективные направления развития судебной медицины
| 20
| 2
| 2
| 2
| 6
|
| 0-20
|
| Всего
|
| 10
| 10
| 16
| 36
| 8
| 0-69
|
| Итого (часов, баллов):
|
| 20
| 20
| 32
| 72
| 10
| 0-100
|
| Из них в интерактивной форме
|
| 0
| 10
| 0
| 10
| 10
|
|
Таблица 1.1
Заочная форма обучения
№
|
Тема
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| Лекции
| Семинарские (практические) занятия
| Самостоятельная работа
| 1
| 2
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1.
| Процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в РФ
| 1
|
| 6
| 7
| 2.
| Умирание и смерть. Изменения трупа
|
|
| 4
| 4
| 3.
| Судебно-медицинская травматология
|
|
| 6
| 6
| 4.
| Повреждения и смерть от острого кислородного голодания и др. физических факторов
| 1
|
| 6
| 7
| 5.
| Судебно-медицинская токсикология
|
|
| 6
| 6
| 6.
| Осмотр места происшествия и трупа на месте обнаружения
| 2
|
| 6
| 8
| 7.
| Судебно-медицинская экспертиза трупа
|
|
| 6
| 6
| 8.
| Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и др. лиц
| 2
|
| 6
| 8
| 9.
| Экспертиза половых состояний при преступлениях против половой неприкосновенности
| 2
|
| 6
| 8
| 10.
| Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения
|
|
| 6
| 6
| 11.
| Перспективные направления развития судебной медицины
|
|
| 6
| 6
|
| Итого (часов, баллов):
| 8
| 0
| 64
| 72
|
Таблица 2
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы
| Устный опрос
| Письменные работы
| Техни-ческие формы контро-ля
| Итого количество баллов
| ответ на семинаре
| собеседование
| обсуждение решения задачи
| презентация
доклада, сообщения
| проверка письменной самост. работы
| контрольная работа
| подготовка письменных документов для ролевой игры
| эссе
| тест
| компьютер. тестирование
| Модуль 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| 0-1
|
| 0-2
|
|
|
|
|
|
|
| 0-3
| 2.
|
|
|
|
|
|
| 0-5
|
|
|
| 0-5
| 3.
| 0-1
|
| 0-2
|
|
|
|
|
| 0-2
|
| 0-5
| 4.
|
| 0-1
|
|
|
| 0-5
|
|
|
|
| 0-6
| 5.
|
|
|
|
| 0-3
|
|
|
|
|
| 0-3
| 6.
|
|
| 0-2
|
|
|
| 0-5
|
| 0-2
|
| 0-9
| Всего
| 0-2
| 0-1
| 0-6
|
| 0-3
| 0-5
| 0-10
|
| 0-4
|
| 0-31
| Модуль 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| 0-1
|
|
| 0-5
|
|
|
|
| 0-2
|
| 0-8
| 8.
|
| 0-1
| 0-2
|
|
|
|
| 0-10
|
|
| 0-13
| 9.
| 0-1
|
|
|
|
|
| 0-5
|
| 0-2
|
| 0-8
| 10.
|
|
|
|
| 0-20
|
|
|
|
|
| 0-20
| 11.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0-20
| 0-20
| Всего
| 0-2
| 0-1
| 0-2
| 0-5
| 0-20
|
| 0-5
| 0-10
| 0-4
| 0-20
| 0-69
| Итого
| 0-4
| 0-2
| 0-8
| 0-5
| 0-23
| 0-5
| 0-15
| 0-10
| 0-8
| 0-20
| 0-100
|
Таблица 3
Планирование самостоятельной работы студентов очной формы обучения
№ темы
| Модули и темы
| Виды СРС
| Неделя семестра
| Объем часов
| Кол-во баллов
| обязательные
| дополнительные
|
| Модуль 1
| работа с литературой, источниками
|
| 1-10
|
|
| 1.
| Процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в РФ
| проработка лекций;
решение задач
|
| 2
| 2
| 0-3
| 2.
| Умирание и смерть. Изменения трупа
| самостоятельное изучение заданного материала
|
| 4
| 2
| 0-5
| 3.
| Судебно-медицинская травматология
| проработка лекций;
решение задач
|
| 2
| 2
| 0-5
| 4.
| Повреждения и смерть от острого кислородного голодания и др. физических факторов
| решение ситуативных задач в малых группах
|
| 4/6
| 2
| 0-6
| 5.
| Судебно-медицинская токсикология
| проработка лекций;
| составление
задачи по материалам судебной практики
| 6
| 2
| 0-3
| 6.
| Осмотр места происшествия и трупа на месте обнаружения
| проработка лекций;
решение задач; подготовка к
ролевой игре
|
| 8-10
| 6
| 0-9
|
| Всего
|
|
|
| 16
| 0-31
|
| Модуль2
| работа с литературой, источниками
|
|
|
|
| 7.
| Судебно-медицинская экспертиза трупа
| проработка лекций
| подготовка доклада
| 12
| 6
| 0-8
| 8.
| Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и др. лиц
| проработка лекций;
решение задач
| эссе
| 14
| 4
| 0-13
| 9.
| Экспертиза половых состояний при преступлениях против половой неприкосновенности
| подготовка к ролевой игре
|
| 16
| 2
| 0-8
| 10.
| Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения
| анализ судебно-арбитражной практики
|
| 18
| 2
| 0-20
| 11.
| Перспективные направления развития судебной медицины
| итоговое тестирование
|
| 20
| 2
| 0-20
|
| Всего
|
|
|
| 16
| 0-69
|
| Итого
|
|
|
| 32
| 0-100
| Таблица 3.1
Планирование самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
№ темы
| Модули и темы
| Виды СРС
| Объем часов
| обязательные
| дополнительные
| 1.
| Процессуальные и организационные основы судебно-медицинской экспертизы в РФ
| работа с литературой, источниками; проработка лекций;
решение задач
|
| 6
| 2.
| Умирание и смерть. Изменения трупа
| самостоятельное изучение заданного материала
|
| 4
| 3.
| Судебно-медицинская травматология
| самостоятельное изучение заданного материала
|
| 6
| 4.
| Повреждения и смерть от острого кислородного голодания и др. физических факторов
| работа с литературой, источниками; проработка лекций
|
| 6
| 5.
| Судебно-медицинская токсикология
| работа с литературой, источниками; самостоятельное изучение заданного материала
|
| 6
| 6.
| Осмотр места происшествия и трупа на месте обнаружения
| проработка лекций;
решение задач
|
| 6
| 7.
| Судебно-медицинская экспертиза трупа
| работа с литературой, источниками; самостоятельное изучение заданного материала
|
| 6
| 8.
| Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и др. лиц
| проработка лекций;
решение задач
|
| 6
| 9.
| Экспертиза половых состояний при преступлениях против половой неприкосновенности
| работа с литературой, источниками; самостоятельное изучение заданного материала
|
| 6
| 10.
| Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения
| работа с литературой, источниками; самостоятельное изучение заданного материала
|
| 6
| 11.
| Перспективные направления развития судебной медицины
| самостоятельное изучение заданного материала;
решение задач
|
| 6
|
| Итого
|
|
| 64
|
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 1
| Уголовный процесс
| х
|
|
|
|
| х
| х
| х
|
|
| х
| 2
| Криминалистика
|
| х
| х
| х
| х
| х
| х
| х
| х
| х
|
|
Содержание дисциплины
|