Компетенции обучающихся, формируемые в ходе обучения проектной деятельности «Обучение предпринимательству в средней школе»





Скачать 152.19 Kb.
НазваниеКомпетенции обучающихся, формируемые в ходе обучения проектной деятельности «Обучение предпринимательству в средней школе»
Дата публикации01.04.2015
Размер152.19 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
Социальная адаптация школьников в процессе обучения предпринимательству

В Национальной  доктрине  образования  до 2025 года  в  числе  главных  приоритетов  выделяется  потребность общества  в  воспитании  граждан  правового государства,  уважающих  права  и  свободы  личности,  являющихся  носителями  гуманистических  ценностных  ориентаций,  обладающих  высокой  социальной компетенцией.

Цель: создание и развитие системы непрерывного экономического образования в МОБУ « Волховская средняя общеобразовательная школа №1».

Задачи:

1. формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, экономического мышления;

2. формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

3.вырабатывать мотивацию     к  активному    участию  в  жизни  социума;

Категория участников: учащиеся 6-11 классов, их родители, социальные партнеры

( руководители предприятий и организаций города Волхова, Северо-западный учебно-производственный комбинат, туристическая фирма «Троеградие»).

Деятельность осуществляется в партнерстве со шведским фондом SEED- М.Йохансон ,Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования.

Компетенции обучающихся , формируемые в ходе обучения проектной деятельности «Обучение предпринимательству в средней школе»:

  • предметная компетенция , основанная на системно-личностном подходе и направленная на формирование способности критической оценки социально-экономических условий жизнедеятельности человека и их социальных, политических, правовых, технических, экологических и этических аспектов с точки зрения личности, предприятия, домохозяйства, государства, национальной экономики и мирового хозяйства;

  • коммуникативная компетенция ,формируемая путем обучения в группах с применением активных методов обучения и направленная на формирование умений работать в команде, реализовывать свои лидерские качества;

  • социальная компетенция ,формируемая путем обучения в группах с применением активных методов обучения и направленная на формирование чувства социальной ответственности как наличия собственной позиции гражданина и возможности активно участвовать в общественных процессах;

  • образовательная компетенция как способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, находить нужную информацию.


Формы и методы обучения предпринимательству включают в себя:

  • традиционные формы: лекции, семинары, практикумы,  консультации;

  • активные методы: имитационные игры (ролевые игры, деловые игры), проекты, изучение конкретного случая (кейс-метод), разработку бизнес-планов, создание проектов и презентаций, школьные научно-практические конференции, тренинги;

  • методы, ориентированные на практическую деятельность: исследования и практику на предприятии, знакомство школьников с работой предприятий, организаций, компаний малого и среднего бизнеса, первичное участие школьников  в различных формах предпринимательской деятельности, привлечение бизнес-сообщества к образовательному процессу в школе;

  • методы самообучения и самооценки: использование диагностических, профориентационных, обучающих и тренинговых программно-аппаратных комплексов, информационно-обучающих интернет-сайтов.

Реализация программы осуществляется через взаимосвязанную урочную и внеурочную деятельность. В рамках системы непрерывного образования и воспитания выделяется 2этапа - средний школьный возраст-8-9 класс, старший школьный возраст-10-11 класс.

Урочная деятельность обеспечивает определённый уровень знаний в области экономической теории, элективных курсов «Конституционная экономика», «Основы предпринимательства», «Правовой букварь», «Мой выбор».

Внеурочная деятельность

Проектная деятельность содействует получению практических  навыков социальной адаптации в рамках реализации российско-шведского проекта « Обучение предпринимательству в средней школе».

Тимошина Елена Юрьевна организует системную внеурочную деятельность, согласующуюся с целями и задачами образовательной программы.



Цели и задачи образовательной программы

Цели и задачи внеурочной деятельности

Цели:

- формирование основ экономического мышления и привитие навыков самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях ;
- социальная адаптация учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества;

- воспитание гражданственности и формирование гуманистических и демократических ценностей и убеждений школьников;

-профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и предпринимательства;

-развитие предпринимательской инициативы молодежи и ознакомление с предпринимательством и прикладными экономическими дисциплинами


Цели:

- дополнение и расширение необходимого набора экономических знаний, полученных при изучении учебной дисциплины «экономика» в школе;

-выработка функциональной экономической грамотности , необходимой для социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в российском обществе;

-расширение знаний учащихся о спектре профессий, связанных с экономикой и предпринимательством;

-воспитание инициативы и активности в ходе участия в викторинах, конкурсах, проектной деятельности.


Задачи:

- формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, закономерностях производства продуктов и услуг, финансах и их системе, внешнеэкономической деятельности;

-формирование экономических знаний прикладного характера;

-формирование способности к самообразованию и саморазвитию;

- формирование у школьников устойчивого интереса к предмету, развитие экономических способностей, ориентацию на профессии, связанные с данной сферой, подготовку к обучению в ВУЗе.

Задачи:

- подготовка учащихся к участию в различных конкурсах, соревнованиях и олимпиадах, формирование исследовательских навыков в процессе поиска решения олимпиадных задач;

- поддержка одаренных детей, развитие устойчивого интереса к предмету, мышления, интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования;

-знакомство с различными профильными специальностями в ходе экскурсий в ВУЗы, встреч с успешными представителями бизнеса.

таблица 1

Основные направления реализации внеурочной деятельности по социальной адаптации учащихся в процессе обучения предпринимательству в МОБУ «Волховская СОШ № 1»:

этап

Основные виды деятельности

Ожидаемый результат

Средний школьный возраст(8-9 классы)

Этико-правовые беседы, викторины, конкурсы, предметные недели

Повышение социально-экономической грамотности учащихся, повышение мотивации к изучение общественных дисциплин

Средний школьный возраст(8-9 классы)

лекторий «Клуб потребителей»

Повышение грамотности в области защиты прав потребителей, умение на практике защитить свои экономические права

Старший школьный возраст(10-11 класс)

Лекторий «Клуб потребителей»;

Практикумы «Школьная компания», «Обучение предпринимательству», экскурсии на предприятия и организации Волхова,

социальные проекты совместно Северо-западным учебно-производственным комбинатом, предпринимателями города, в частности с туристической фирмой «Троеградие»

повышение уровня социальной адаптации учащихся, воспитание активной жизненной позиции средствами проектной деятельности

таблица 2

Данные о различных формах внеурочной работы представлены в таблице:



п/п

Учебный

год

Формы внеурочной работы

1.
2



2008/2009

2009/2010

2010/2011


2011/2012

1. Факультатив «Основы предпринимательства» 11а класс

2. Элективный курс « Основы предпринимательской деятельности» 11б класс

3.Элективный курс «Конституционная экономика» 9кл.

4.Тьюторские занятия по подготовке к олимпиадам и конкурсам 9-11кл.

5.Подготовка ученических проектов в рамках программы

SEED (обучение предпринимательству в средней школе)
1.Подготовка ученических проектов в рамках программы

SEED (обучение предпринимательству в средней школе)

2. Курсы в центре довузовской подготовки МОУ «ВСОШ№1» по направлению «Экономика» для 11 класса

3.Элективный курс «Мой выбор»-9 класс

4.Элективный курс «Основы маркетинга» для 11 класса

5.Неделя правовых знаний для 6-11 классов

6.Неделя экономики для 6-11 классов

7.Профориентационные экскурсии в филиал РГПУ им. А.И.Герцена, ИВЭСЭП, СПГУЭФ («финэк»), ГИЭФПИ для 10-11 класса

1.Подготовка ученических проектов в рамках программы

SEED (обучение предпринимательству в средней школе)

2.Элективный курс « Реальный потребитель»-9 класс

3.Неделя правовых знаний для 6-11 классов

4.День защиты прав потребителя -деловая игра для 8-11 классов

5.Профориентационные экскурсии в филиал РГПУ им. А.И.Герцена, СПб филиал ГУ ВШЭ для 11 классов

6.Всероссийская олимпиада по обществознанию от «Центра поддержки талантливой молодежи» 8-11 классы

7.Научно-практическая конференция в филиале РГПУ им.А.И. Герцена «Ученик-Школа-ВУЗ»
1.Подготовка ученических проектов в рамках программы

SEED (обучение предпринимательству в средней школе), организация работы муниципального экономического клуба

2. Курсы в центре довузовской подготовки МОУ «ВСОШ№1» по направлению «Экономика» для 11 класса

3.Элективный курс «Мой выбор»-9 класс

4.Элективный курс «Я - гражданин России»-9 класс

5. Элективный курс «Организация и бизнес-планирование собственного дела»-10-11 класс

6. Элективный курс «Правовой букварь»-8 класс

7.Участие во всероссийских проектах компании «Сименс» «Технологии для модернизации России», фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» издательского дома «Первое сентября»

8. Всероссийский Молодежный чемпионат по обществознанию и экономике

таблица 3

Учитель Тимошина Е.Ю. проводит внеклассные мероприятия антикоррупционной направленности в форме игр, тематических классных часов, деловых игр, кейсовых заданий, предметных недель.

Результаты внеурочной деятельности зависят от системной работы по планированию, зависимости и соотношению форм внеурочной работы и мероприятий внеклассной работы.



Форма внеурочной работы

Мероприятие внеклассной работы

Результативность внеурочной деятельности

Профориентационная работа

Профориентационная экскурсия в филиал РГПУ им. Герцена, «финэк», ГУ ВШЭ, Горный институт

Высокий % поступления в социально-экономические ВУЗы на протяжении ряда лет(70-78%)

Элективный курс

Элективный курс «Я -гражданин России»

9 класс

Макаренков И. - призер муниципальной олимпиады по обществознанию 2010 г.;

Воспитание гражданской и правовой культуры учащихся

Тьюторские занятия в системе «Учитель-ученик»

Научно-практические конференции

Научно-практическая конференция «Школа-наука-ВУЗ» ДДЮТ - Шпак А.-3 место (март 2011г.);

Международная научно-практическая конференция в Петрозаводске (Щанова Е, Напсикова Е., Дюрина Ю.)-октябрь 2007 г.;

Межрегиональная олимпиада «Паруса науки» - Шпак А., Соколова М.(апрель 2010 г.-«Лучший реферат по избирательному праву»

Тьюторские занятия в системе «Учитель-ученик»

Муниципальный, региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников

Призовые места в муниципальном этапе по праву, экономике, основам предпринимательской деятельности, избирательному праву на протяжении 6 лет

Массовые воспитательные мероприятия

Деловая игра для старшеклассников «Защитим свои права»

2008,2009,2010 г.- учащиеся Прохорова В., Романенко М., Алексанлрова М. стали победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады по праву

Тематические классные часы

ФЗ «О противодействию коррупции» в 10-11 классах;

ФЗ «О защите прав потребителей» для 8-11 классов

Формирование антикоррупционного , правового сознания старшеклассников

2008 г.- Ефимова В.-1 место в олимпиаде школьников СПб по основам предпринимательской деятельности и защите прав потребителей;

2009,2010,2011 г.-Колесник А., Букреев Д.- призовые места на муниципальной олимпиаде по защите прав потребителей

Предметная неделя

Неделя правовых знаний для 6-11 классов (игры-викторины, конкурс кроссвордов, эссе, кейсовые задания, анализ правовых ситуаций)

повышение правового сознания, воспитание гражданственности;

2008,2009,2010 г.- учащиеся Прохорова В., Романенко М., Александрова М. стали победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады по праву

Проектная деятельность по проекту SEED «Обучение предпринимательству»

Школьная научно-практическая конференция «К вершинам науки»

Активная жизненная позиция

Раннее профопределение










таблица 4

В 2009 году Шпак Алина выиграла конкурс на право обучения в ГУ «Ленинградский областной центр досуговых, учебных и оздоровительных программ «Молодежный», получила сертификат ГУ «ЛОЦДУИОП «Молодежный» за обучение по программе «Фандрайзинг- технологии привлечения ресурсов для разработки и реализации социальных проектов и программ » и выиграла отборочный конкурс на участие в форуме «Селигер», принимала участие во встрече с В.В.Путиным.

В 2009/2010 году 2 ученицы Шпак А., Соколова М. получили диплом от председателя Избирательной комиссии Ленинградской области Журавлева В.П. за лучшую исследовательскую работу-реферат по избирательному праву.

В марте 2011 года Шпак А. заняла 3 место на научно-практической конференции « Школа-наука- ВУЗ» филиала РГПУ им.Герцена и МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества Волховского района).

На протяжении 6 лет Тимошина Е.Ю., работая в МОУ «Волховская городская гимназия», далее в МОУ «ВСОШ№1», привлекает старшеклассников к участию в проектах школы.

На постоянной основе в течении 6 лет Елена Юрьевна руководит работой по организации помощи воспитанникам детского дома «Родничок». Директор детского дома С.С. Семенова отмечает высокую активность, зрелую гражданскую позицию учащихся МОУ «ВСОШ№1» .Светлана Станиславовна Семенова отмечает, что методика Тимошиной Елены Юрьевны направлена на приобретение обучающимися позитивного социального опыта.

Учащаяся 10 класса Романенко Мария в рамках участия в муниципальном конкурсе «Ученик года» под руководством Елены Юрьевны разработала проект благоустройства территории санатория-профилактория «Волхов» силами учащихся школы при партнерстве с ООО «Санэко». Санаторий - профилакторий является социальным партнером школы, находится в близком территориальном расположении, его территория в настоящий момент находится , к сожалению, в запущенном состоянии. Данный проект находится на стадии реализации, летом 2011 года начинается основная практическая стадия реализации проекта.

Взаимодействие ученического сообщества с местными властными структурами с целью решения тех или иных проблем местного социума.

Учащиеся в рамках реализации работы по модели SEED (Шведский фонд обучения предпринимательству) с 2005 года систематически участвуют в создании бизнес-проектов , на практике изучают организацию работы на предприятиях малого и среднего бизнеса города Волхов и Волховского района , приносят пользу местному сообществу, участвуя в рекламных компаниях предприятий, опросах общественного мнения, анкетировании покупателей.

Вот некоторые темы проектных работ учащихся, созданных в сотрудничестве с предпринимателями Волховского района:

-«Финансово-экономический анализ деятельности ООО «Секунда»(Юрьева Т.);

-« Финансово-экономический анализ деятельности ООО ЦТО «Торгово-сервисный центр» (Евдокимова Т.);

-«Бизнес-план ООО «Синема» (Серова Е.);

-«Анализ работы с клиентами компании Mary Kay»(Львова К.);

-«Реклама и современный бизнес» (Ткаль А.);

-«Анализ деятельности ИП Сорокина Е.Н.» (Карташев В.);

-«Новые способы привлечения клиентов ИП Ефимова С.Б.)(Зоря Т).

Польза для местных структур- получение нового взгляда на развитие бизнеса, получение новых идей по развитию предприятия.

Результаты, полученные от организации процесса социальной адаптации школьников в процессе обучения предпринимательству:

-повышение уровня социальной адаптации учащихся, воспитание активной жизненной позиции средствами проектной деятельности, активного участия в жизни местного сообщества;

-ежегодные школьные научно-практические конференции старшеклассников «К вершинам науки» (секция «экономики);

-проведение районного фестиваля социальных проектов ;

-повышение мотивации к изучению социально-экономических дисциплин;

-систематическое проведение декад по экономическому просвещению, популяризации потребительских знаний среди учащихся и родителей;

-победы учащихся в олимпиадах по социально-общественным дисциплинам муниципального и областного уровня.

муниципальный этап-

в 2006-2007 учебном году - Дюрина Ю.-2 место (экономика), Дюрина Ю.-1 место (основы предпринимательской деятельности), Ефимова В.-2 место (избирательное право), Ковальчук А.- 1 место (избирательное право),Кудряшова Ю.- 2 место (право), Дубынина О.-1 место(обществознание), Гусев А.-1 место (обществознание);

в 2007- 2008 учебном году - Дюрина Ю. -2 место (экономика), Дюрина Ю.-1 место (основы предпринимательской деятельности), Дюрина Ю.-2 место (обществознание) , Гончаров М. -3 место (обществознание), Ефимова В.- 1 место (экономика), Александрова М.- 2 место (избирательное право), Ефимова В.- 2 место (избирательное право); 2008-2009 уч.год - Ефимова В.-1 м. (избирательное право, Александрова М.-1 м. (избирательное право), Васильева Т.-2 м. (право), Шабарова А. -2 м .(право); Шабарова А.-1 м.(экономика), Дахова Ю.-2 м.(экономика).

в 2009-2010 учебном году - Букреев Д.-1 место (экономика), 1 место (основы предпринимательской деятельности), Колесник А.-2 место (основы предпринимательской деятельности), Прохорова В.-2 место (право), Шпак А., Соколова М.-2 место (избирательное право).

в 2010-2011 учебном году - Прохорова В-1 место (право), Романенко М.-1 место (право), Букреев Д.-1 место (основы предпринимательской деятельности), Макаренков И.-2 место (основы предпринимательской деятельности).

В 2008-2009 годах 3 учащихся стали победителями региональных олимпиад школьников Санкт-Петербурга по основам предпринимательской деятельности и экономике (Островская П., Дюрина Ю., Ефимова В.).

Важным результатом внеурочной работы является участие Тимошиной Е.Ю. с учащимися Дюриной Ю., Напсиковой Ж., Щановой Е. в 2007 г. в Международной научно-практической конференции «Технологическое образование и вызовы современной экономики» в г. Петрозаводске;

Большая профориентационная работа со старшеклассниками (высокий процент поступления в ВУЗы юридического, политологического, экономического направления (ежегодно примерно 76 % ).

Итогом внеурочной деятельности по предмету экономика является ежегодная школьная научно-практическая конференция «К вершинам науки», в рамках которой работает социально-экономическая секция.

Работа социально-экономической секции школьной научно-практической конференции в 2010/2011 году посвящена городу Волхову. В этом году в конференции принимали участие не только учащиеся старшего звена, но и учащиеся начальной школы.

На школьной конференции учащиеся 2в класса Копеина Мария и Лебедева Анастасия, учащийся 4б класса Степанов Евгений рассказали об улицах родного города, а творческая группа 5б класса о памятных местах города Волхова.

Далее старшеклассники представили работу по российско-шведскому проекту «Обучение предпринимательству в средней школе».

Цель проекта- познакомить школьников с основами предпринимательства на примере изучения конкретных предприятий и организаций города Волхова.

Экспертную оценку бизнес-проектов учащихся 9-10 классов проводили

Волков Сергей Денисович ,декан факультета гуманитарного образования Ленинградского областного института развития образования, доктор экономических наук, Вандышев Валерий Александрович-заведующий кафедрой менеджмента филиала РГПУ им. А.И.Герцена , кандидат экономических наук.

Было заслушано 17 проектов, представляющих предприятия различных отраслей малого и среднего бизнеса Волхова. 1 место завоевала учащаяся 9а класса Лещенко Анастасия с проектом «Представление компании парикмахерская «Шарм».

Считаю, что данные практические рекомендации помогут организовать процесс социальной адаптации школьников в процессе обучения предпринимательству.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Компетенции обучающихся, формируемые в ходе обучения проектной деятельности «Обучение предпринимательству в средней школе» iconЭлективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы...
Курс «Основы проектной деятельности» изучается в старшей ступени обучения в средней школе
Компетенции обучающихся, формируемые в ходе обучения проектной деятельности «Обучение предпринимательству в средней школе» iconМетодические аспекты использования эор нового поколения в образовательной...
Модели организации обучения по предмету с использованием сетевых образовательных ресурсов: дистанционное обучение, организации проектной...
Компетенции обучающихся, формируемые в ходе обучения проектной деятельности «Обучение предпринимательству в средней школе» iconКонференция «Учебное проектирование как средство решения проблемы...
...
Компетенции обучающихся, формируемые в ходе обучения проектной деятельности «Обучение предпринимательству в средней школе» iconПояснительная записка Обучение французскому языку на завершающем...
Данная программа разработана на основе Примерной программы среднего (полного) образования по иностранному языку, которая составлена...
Компетенции обучающихся, формируемые в ходе обучения проектной деятельности «Обучение предпринимательству в средней школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В рамках семинара педагогами школы были даны открытые уроки в начальной, основной и средней школе, внеклассные мероприятия, презентация...
Компетенции обучающихся, формируемые в ходе обучения проектной деятельности «Обучение предпринимательству в средней школе» icon4. Программа итогового государственного экзамена
Компетенции, формируемые в результате освоения ооп впо (детализируются компетенции, имеющиеся во фгос)
Компетенции обучающихся, формируемые в ходе обучения проектной деятельности «Обучение предпринимательству в средней школе» icon«Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании»
«плюса» метода проектов. «Плюс» первый. Одна из причин внимания к новому методу – проблема повышения мотивации учащихся к изучению...
Компетенции обучающихся, формируемые в ходе обучения проектной деятельности «Обучение предпринимательству в средней школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Модели организации обучения по предмету с использованием сетевых образовательных ресурсов: дистанционное обучение, организации проектной...
Компетенции обучающихся, формируемые в ходе обучения проектной деятельности «Обучение предпринимательству в средней школе» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Основной целью обучения иностранного языка в школе является формирование и развитие коммуникативной компетенции, то есть обучение...
Компетенции обучающихся, формируемые в ходе обучения проектной деятельности «Обучение предпринимательству в средней школе» iconФормирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка в средней школе
Исходный уровень знаний и умений студента, приступающего к изучению данной дисциплины, должен соответствовать программе средней школы...
Компетенции обучающихся, формируемые в ходе обучения проектной деятельности «Обучение предпринимательству в средней школе» iconСтруктура образовательной программы Общие положения. Цель (миссия)...
Компетенции, формируемые в результате освоения оп во (детализируются компетенции, имеющиеся во фгос 3+)
Компетенции обучающихся, формируемые в ходе обучения проектной деятельности «Обучение предпринимательству в средней школе» iconРабочая программа учебной дисциплины
В ходе обучения у студента формируются следующие общекультурные компетенции: ок–1, ок–3, ок–5, ок–7, ок–9, ок–11, ок–13, ок–14, ок–15,...
Компетенции обучающихся, формируемые в ходе обучения проектной деятельности «Обучение предпринимательству в средней школе» iconО проведении областного конкурса на лучшую образовательную авторскую программу элективных
Липецкой области, осуществляющих допрофессиональное обучение по технологии и предпринимательству
Компетенции обучающихся, формируемые в ходе обучения проектной деятельности «Обучение предпринимательству в средней школе» iconРабочая программа по музыке для базового уровня изучения музыки в средней школе 7 класс
Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Компетенции обучающихся, формируемые в ходе обучения проектной деятельности «Обучение предпринимательству в средней школе» iconБ. 1Философия и методология научной и проектной деятельности
Овладение методами практической философии и методологии научной и проектной деятельности; общенаучными методами исследования; изучение...
Компетенции обучающихся, формируемые в ходе обучения проектной деятельности «Обучение предпринимательству в средней школе» iconРабочая программа по основам проектной деятельности 5 класс
Настоящая программа регионального компонента базисного учебного плана модульного курса «Основы проектной деятельности»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск