Социальная адаптация школьников в процессе обучения предпринимательству
В Национальной доктрине образования до 2025 года в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан правового государства, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой социальной компетенцией.
Цель: создание и развитие системы непрерывного экономического образования в МОБУ « Волховская средняя общеобразовательная школа №1».
Задачи:
1. формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, экономического мышления;
2. формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.
3.вырабатывать мотивацию к активному участию в жизни социума;
Категория участников: учащиеся 6-11 классов, их родители, социальные партнеры
( руководители предприятий и организаций города Волхова, Северо-западный учебно-производственный комбинат, туристическая фирма «Троеградие»).
Деятельность осуществляется в партнерстве со шведским фондом SEED- М.Йохансон ,Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования.
Компетенции обучающихся , формируемые в ходе обучения проектной деятельности «Обучение предпринимательству в средней школе»:
предметная компетенция , основанная на системно-личностном подходе и направленная на формирование способности критической оценки социально-экономических условий жизнедеятельности человека и их социальных, политических, правовых, технических, экологических и этических аспектов с точки зрения личности, предприятия, домохозяйства, государства, национальной экономики и мирового хозяйства;
коммуникативная компетенция ,формируемая путем обучения в группах с применением активных методов обучения и направленная на формирование умений работать в команде, реализовывать свои лидерские качества;
социальная компетенция ,формируемая путем обучения в группах с применением активных методов обучения и направленная на формирование чувства социальной ответственности как наличия собственной позиции гражданина и возможности активно участвовать в общественных процессах;
образовательная компетенция как способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, находить нужную информацию.
Формы и методы обучения предпринимательству включают в себя:
традиционные формы: лекции, семинары, практикумы, консультации;
активные методы: имитационные игры (ролевые игры, деловые игры), проекты, изучение конкретного случая (кейс-метод), разработку бизнес-планов, создание проектов и презентаций, школьные научно-практические конференции, тренинги;
методы, ориентированные на практическую деятельность: исследования и практику на предприятии, знакомство школьников с работой предприятий, организаций, компаний малого и среднего бизнеса, первичное участие школьников в различных формах предпринимательской деятельности, привлечение бизнес-сообщества к образовательному процессу в школе;
методы самообучения и самооценки: использование диагностических, профориентационных, обучающих и тренинговых программно-аппаратных комплексов, информационно-обучающих интернет-сайтов.
Реализация программы осуществляется через взаимосвязанную урочную и внеурочную деятельность. В рамках системы непрерывного образования и воспитания выделяется 2этапа - средний школьный возраст-8-9 класс, старший школьный возраст-10-11 класс.
Урочная деятельность обеспечивает определённый уровень знаний в области экономической теории, элективных курсов «Конституционная экономика», «Основы предпринимательства», «Правовой букварь», «Мой выбор».
Внеурочная деятельность
Проектная деятельность содействует получению практических навыков социальной адаптации в рамках реализации российско-шведского проекта « Обучение предпринимательству в средней школе».
Тимошина Елена Юрьевна организует системную внеурочную деятельность, согласующуюся с целями и задачами образовательной программы.
Цели и задачи образовательной программы
| Цели и задачи внеурочной деятельности
| Цели:
- формирование основ экономического мышления и привитие навыков самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях ; - социальная адаптация учащихся к происходящим изменениям в жизни российского общества;
- воспитание гражданственности и формирование гуманистических и демократических ценностей и убеждений школьников;
-профессиональная ориентация и развитие способностей школьников к деятельности в сфере экономики и предпринимательства;
-развитие предпринимательской инициативы молодежи и ознакомление с предпринимательством и прикладными экономическими дисциплинами
| Цели:
- дополнение и расширение необходимого набора экономических знаний, полученных при изучении учебной дисциплины «экономика» в школе;
-выработка функциональной экономической грамотности , необходимой для социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в российском обществе;
-расширение знаний учащихся о спектре профессий, связанных с экономикой и предпринимательством;
-воспитание инициативы и активности в ходе участия в викторинах, конкурсах, проектной деятельности.
| Задачи:
- формирование основ экономических знаний о народном хозяйстве, потребностях человека и общества, закономерностях производства продуктов и услуг, финансах и их системе, внешнеэкономической деятельности;
-формирование экономических знаний прикладного характера;
-формирование способности к самообразованию и саморазвитию;
- формирование у школьников устойчивого интереса к предмету, развитие экономических способностей, ориентацию на профессии, связанные с данной сферой, подготовку к обучению в ВУЗе.
| Задачи:
- подготовка учащихся к участию в различных конкурсах, соревнованиях и олимпиадах, формирование исследовательских навыков в процессе поиска решения олимпиадных задач;
- поддержка одаренных детей, развитие устойчивого интереса к предмету, мышления, интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования;
-знакомство с различными профильными специальностями в ходе экскурсий в ВУЗы, встреч с успешными представителями бизнеса.
| таблица 1
Основные направления реализации внеурочной деятельности по социальной адаптации учащихся в процессе обучения предпринимательству в МОБУ «Волховская СОШ № 1»:
этап
| Основные виды деятельности
| Ожидаемый результат
| Средний школьный возраст(8-9 классы)
| Этико-правовые беседы, викторины, конкурсы, предметные недели
| Повышение социально-экономической грамотности учащихся, повышение мотивации к изучение общественных дисциплин
| Средний школьный возраст(8-9 классы)
| лекторий «Клуб потребителей»
| Повышение грамотности в области защиты прав потребителей, умение на практике защитить свои экономические права
| Старший школьный возраст(10-11 класс)
| Лекторий «Клуб потребителей»;
Практикумы «Школьная компания», «Обучение предпринимательству», экскурсии на предприятия и организации Волхова,
социальные проекты совместно Северо-западным учебно-производственным комбинатом, предпринимателями города, в частности с туристической фирмой «Троеградие»
| повышение уровня социальной адаптации учащихся, воспитание активной жизненной позиции средствами проектной деятельности
| таблица 2
Данные о различных формах внеурочной работы представлены в таблице:
№
п/п
| Учебный
год
| Формы внеурочной работы
| 1. 2
| 2008/2009
2009/2010
2010/2011
2011/2012
| 1. Факультатив «Основы предпринимательства» 11а класс
2. Элективный курс « Основы предпринимательской деятельности» 11б класс
3.Элективный курс «Конституционная экономика» 9кл.
4.Тьюторские занятия по подготовке к олимпиадам и конкурсам 9-11кл.
5.Подготовка ученических проектов в рамках программы
SEED (обучение предпринимательству в средней школе) 1.Подготовка ученических проектов в рамках программы
SEED (обучение предпринимательству в средней школе)
2. Курсы в центре довузовской подготовки МОУ «ВСОШ№1» по направлению «Экономика» для 11 класса
3.Элективный курс «Мой выбор»-9 класс
4.Элективный курс «Основы маркетинга» для 11 класса
5.Неделя правовых знаний для 6-11 классов
6.Неделя экономики для 6-11 классов
7.Профориентационные экскурсии в филиал РГПУ им. А.И.Герцена, ИВЭСЭП, СПГУЭФ («финэк»), ГИЭФПИ для 10-11 класса
1.Подготовка ученических проектов в рамках программы
SEED (обучение предпринимательству в средней школе)
2.Элективный курс « Реальный потребитель»-9 класс
3.Неделя правовых знаний для 6-11 классов
4.День защиты прав потребителя -деловая игра для 8-11 классов
5.Профориентационные экскурсии в филиал РГПУ им. А.И.Герцена, СПб филиал ГУ ВШЭ для 11 классов
6.Всероссийская олимпиада по обществознанию от «Центра поддержки талантливой молодежи» 8-11 классы
7.Научно-практическая конференция в филиале РГПУ им.А.И. Герцена «Ученик-Школа-ВУЗ» 1.Подготовка ученических проектов в рамках программы
SEED (обучение предпринимательству в средней школе), организация работы муниципального экономического клуба
2. Курсы в центре довузовской подготовки МОУ «ВСОШ№1» по направлению «Экономика» для 11 класса
3.Элективный курс «Мой выбор»-9 класс
4.Элективный курс «Я - гражданин России»-9 класс
5. Элективный курс «Организация и бизнес-планирование собственного дела»-10-11 класс
6. Элективный курс «Правовой букварь»-8 класс
7.Участие во всероссийских проектах компании «Сименс» «Технологии для модернизации России», фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» издательского дома «Первое сентября»
8. Всероссийский Молодежный чемпионат по обществознанию и экономике
| таблица 3
Учитель Тимошина Е.Ю. проводит внеклассные мероприятия антикоррупционной направленности в форме игр, тематических классных часов, деловых игр, кейсовых заданий, предметных недель.
Результаты внеурочной деятельности зависят от системной работы по планированию, зависимости и соотношению форм внеурочной работы и мероприятий внеклассной работы.
Форма внеурочной работы
| Мероприятие внеклассной работы
| Результативность внеурочной деятельности
| Профориентационная работа
| Профориентационная экскурсия в филиал РГПУ им. Герцена, «финэк», ГУ ВШЭ, Горный институт
| Высокий % поступления в социально-экономические ВУЗы на протяжении ряда лет(70-78%)
| Элективный курс
| Элективный курс «Я -гражданин России»
9 класс
| Макаренков И. - призер муниципальной олимпиады по обществознанию 2010 г.;
Воспитание гражданской и правовой культуры учащихся
| Тьюторские занятия в системе «Учитель-ученик»
| Научно-практические конференции
| Научно-практическая конференция «Школа-наука-ВУЗ» ДДЮТ - Шпак А.-3 место (март 2011г.);
Международная научно-практическая конференция в Петрозаводске (Щанова Е, Напсикова Е., Дюрина Ю.)-октябрь 2007 г.;
Межрегиональная олимпиада «Паруса науки» - Шпак А., Соколова М.(апрель 2010 г.-«Лучший реферат по избирательному праву»
| Тьюторские занятия в системе «Учитель-ученик»
| Муниципальный, региональный этапы Всероссийской олимпиады школьников
| Призовые места в муниципальном этапе по праву, экономике, основам предпринимательской деятельности, избирательному праву на протяжении 6 лет
| Массовые воспитательные мероприятия
| Деловая игра для старшеклассников «Защитим свои права»
| 2008,2009,2010 г.- учащиеся Прохорова В., Романенко М., Алексанлрова М. стали победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады по праву
| Тематические классные часы
| ФЗ «О противодействию коррупции» в 10-11 классах;
ФЗ «О защите прав потребителей» для 8-11 классов
| Формирование антикоррупционного , правового сознания старшеклассников
2008 г.- Ефимова В.-1 место в олимпиаде школьников СПб по основам предпринимательской деятельности и защите прав потребителей;
2009,2010,2011 г.-Колесник А., Букреев Д.- призовые места на муниципальной олимпиаде по защите прав потребителей
| Предметная неделя
| Неделя правовых знаний для 6-11 классов (игры-викторины, конкурс кроссвордов, эссе, кейсовые задания, анализ правовых ситуаций)
| повышение правового сознания, воспитание гражданственности;
2008,2009,2010 г.- учащиеся Прохорова В., Романенко М., Александрова М. стали победителями муниципального этапа Всероссийской олимпиады по праву
| Проектная деятельность по проекту SEED «Обучение предпринимательству»
| Школьная научно-практическая конференция «К вершинам науки»
| Активная жизненная позиция
Раннее профопределение
|
|
|
| таблица 4
В 2009 году Шпак Алина выиграла конкурс на право обучения в ГУ «Ленинградский областной центр досуговых, учебных и оздоровительных программ «Молодежный», получила сертификат ГУ «ЛОЦДУИОП «Молодежный» за обучение по программе «Фандрайзинг- технологии привлечения ресурсов для разработки и реализации социальных проектов и программ » и выиграла отборочный конкурс на участие в форуме «Селигер», принимала участие во встрече с В.В.Путиным.
В 2009/2010 году 2 ученицы Шпак А., Соколова М. получили диплом от председателя Избирательной комиссии Ленинградской области Журавлева В.П. за лучшую исследовательскую работу-реферат по избирательному праву.
В марте 2011 года Шпак А. заняла 3 место на научно-практической конференции « Школа-наука- ВУЗ» филиала РГПУ им.Герцена и МОУ ДОД «Дворец детского (юношеского) творчества Волховского района).
На протяжении 6 лет Тимошина Е.Ю., работая в МОУ «Волховская городская гимназия», далее в МОУ «ВСОШ№1», привлекает старшеклассников к участию в проектах школы.
На постоянной основе в течении 6 лет Елена Юрьевна руководит работой по организации помощи воспитанникам детского дома «Родничок». Директор детского дома С.С. Семенова отмечает высокую активность, зрелую гражданскую позицию учащихся МОУ «ВСОШ№1» .Светлана Станиславовна Семенова отмечает, что методика Тимошиной Елены Юрьевны направлена на приобретение обучающимися позитивного социального опыта.
Учащаяся 10 класса Романенко Мария в рамках участия в муниципальном конкурсе «Ученик года» под руководством Елены Юрьевны разработала проект благоустройства территории санатория-профилактория «Волхов» силами учащихся школы при партнерстве с ООО «Санэко». Санаторий - профилакторий является социальным партнером школы, находится в близком территориальном расположении, его территория в настоящий момент находится , к сожалению, в запущенном состоянии. Данный проект находится на стадии реализации, летом 2011 года начинается основная практическая стадия реализации проекта.
Взаимодействие ученического сообщества с местными властными структурами с целью решения тех или иных проблем местного социума.
Учащиеся в рамках реализации работы по модели SEED (Шведский фонд обучения предпринимательству) с 2005 года систематически участвуют в создании бизнес-проектов , на практике изучают организацию работы на предприятиях малого и среднего бизнеса города Волхов и Волховского района , приносят пользу местному сообществу, участвуя в рекламных компаниях предприятий, опросах общественного мнения, анкетировании покупателей.
Вот некоторые темы проектных работ учащихся, созданных в сотрудничестве с предпринимателями Волховского района:
-«Финансово-экономический анализ деятельности ООО «Секунда»(Юрьева Т.);
-« Финансово-экономический анализ деятельности ООО ЦТО «Торгово-сервисный центр» (Евдокимова Т.);
-«Бизнес-план ООО «Синема» (Серова Е.);
-«Анализ работы с клиентами компании Mary Kay»(Львова К.);
-«Реклама и современный бизнес» (Ткаль А.);
-«Анализ деятельности ИП Сорокина Е.Н.» (Карташев В.);
-«Новые способы привлечения клиентов ИП Ефимова С.Б.)(Зоря Т).
Польза для местных структур- получение нового взгляда на развитие бизнеса, получение новых идей по развитию предприятия.
Результаты, полученные от организации процесса социальной адаптации школьников в процессе обучения предпринимательству:
-повышение уровня социальной адаптации учащихся, воспитание активной жизненной позиции средствами проектной деятельности, активного участия в жизни местного сообщества;
-ежегодные школьные научно-практические конференции старшеклассников «К вершинам науки» (секция «экономики);
-проведение районного фестиваля социальных проектов ;
-повышение мотивации к изучению социально-экономических дисциплин;
-систематическое проведение декад по экономическому просвещению, популяризации потребительских знаний среди учащихся и родителей;
-победы учащихся в олимпиадах по социально-общественным дисциплинам муниципального и областного уровня.
муниципальный этап-
в 2006-2007 учебном году - Дюрина Ю.-2 место (экономика), Дюрина Ю.-1 место (основы предпринимательской деятельности), Ефимова В.-2 место (избирательное право), Ковальчук А.- 1 место (избирательное право),Кудряшова Ю.- 2 место (право), Дубынина О.-1 место(обществознание), Гусев А.-1 место (обществознание);
в 2007- 2008 учебном году - Дюрина Ю. -2 место (экономика), Дюрина Ю.-1 место (основы предпринимательской деятельности), Дюрина Ю.-2 место (обществознание) , Гончаров М. -3 место (обществознание), Ефимова В.- 1 место (экономика), Александрова М.- 2 место (избирательное право), Ефимова В.- 2 место (избирательное право); 2008-2009 уч.год - Ефимова В.-1 м. (избирательное право, Александрова М.-1 м. (избирательное право), Васильева Т.-2 м. (право), Шабарова А. -2 м .(право); Шабарова А.-1 м.(экономика), Дахова Ю.-2 м.(экономика).
в 2009-2010 учебном году - Букреев Д.-1 место (экономика), 1 место (основы предпринимательской деятельности), Колесник А.-2 место (основы предпринимательской деятельности), Прохорова В.-2 место (право), Шпак А., Соколова М.-2 место (избирательное право).
в 2010-2011 учебном году - Прохорова В-1 место (право), Романенко М.-1 место (право), Букреев Д.-1 место (основы предпринимательской деятельности), Макаренков И.-2 место (основы предпринимательской деятельности).
В 2008-2009 годах 3 учащихся стали победителями региональных олимпиад школьников Санкт-Петербурга по основам предпринимательской деятельности и экономике (Островская П., Дюрина Ю., Ефимова В.).
Важным результатом внеурочной работы является участие Тимошиной Е.Ю. с учащимися Дюриной Ю., Напсиковой Ж., Щановой Е. в 2007 г. в Международной научно-практической конференции «Технологическое образование и вызовы современной экономики» в г. Петрозаводске;
Большая профориентационная работа со старшеклассниками (высокий процент поступления в ВУЗы юридического, политологического, экономического направления (ежегодно примерно 76 % ).
Итогом внеурочной деятельности по предмету экономика является ежегодная школьная научно-практическая конференция «К вершинам науки», в рамках которой работает социально-экономическая секция.
Работа социально-экономической секции школьной научно-практической конференции в 2010/2011 году посвящена городу Волхову. В этом году в конференции принимали участие не только учащиеся старшего звена, но и учащиеся начальной школы.
На школьной конференции учащиеся 2в класса Копеина Мария и Лебедева Анастасия, учащийся 4б класса Степанов Евгений рассказали об улицах родного города, а творческая группа 5б класса о памятных местах города Волхова.
Далее старшеклассники представили работу по российско-шведскому проекту «Обучение предпринимательству в средней школе».
Цель проекта- познакомить школьников с основами предпринимательства на примере изучения конкретных предприятий и организаций города Волхова.
Экспертную оценку бизнес-проектов учащихся 9-10 классов проводили
Волков Сергей Денисович ,декан факультета гуманитарного образования Ленинградского областного института развития образования, доктор экономических наук, Вандышев Валерий Александрович-заведующий кафедрой менеджмента филиала РГПУ им. А.И.Герцена , кандидат экономических наук.
Было заслушано 17 проектов, представляющих предприятия различных отраслей малого и среднего бизнеса Волхова. 1 место завоевала учащаяся 9а класса Лещенко Анастасия с проектом «Представление компании парикмахерская «Шарм».
Считаю, что данные практические рекомендации помогут организовать процесс социальной адаптации школьников в процессе обучения предпринимательству.
|