Скачать 290.32 Kb.
|
Сообщение по теме «Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании». подготовил учитель математики МОУ Итомлинской средней школы Орлова С.А. 2009 год. Образование – вещь весьма склонная к традиционализму. Но время от времени школу захватывают волны новых модных течений. Что в настоящее время? Из самого модного: тестирование, интегрированные уроки, проектная деятельность. Надо сказать, что, как положено моде, она приходит, захватывает и… уходит. Иногда даже не оставляя следа. В редких случаях уходят ажиотаж и лихорадка, а зерно остаётся и даёт, как и положено зерну ростки, всходы, побеги, и развивающееся из него растение занимает определённую нишу. Похоже, что сейчас мы находимся на пике моды: проводится огромное количество ученических конференций, выставок и ярмарок проектов, защищаются диссертации, учителя обучаются основам проектной деятельности на курсах. Понятно, что метод проектов как один из методов обучения приживётся и на ниве российского образования. Есть в нём хорошо понятная педагогическая идея, содержательное методическое начало, есть привлекательные психологические моменты. Но, как часто бывает, когда осваиваешь, пробуешь что-то новое, не всегда сможешь сразу оценить, что полезно, что работает, а что целесообразнее сделать с помощью других методов. Можно выделить два «плюса» метода проектов. «Плюс» первый. Одна из причин внимания к новому методу – проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета. «Плюс» второй. В ходе проектной деятельности учащиеся не только приобретают знания, но и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания. Что же такое проект по математике? В чём его специфика, какова сфера применения? Чем отличается проектирование от более понятного и привычного для нас исследования? Проект – слово иноязычное, его буквальный перевод – «брошенный вперёд». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких по смыслу значений. Так называют: а) совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; б) предварительный текст какого-либо документа; в) какой-либо замысел или план. В свою очередь, проектирование в наиболее общем виде можно рассматривать как деятельность или процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). В настоящее время наряду с традиционными, веками использовавшимися видами проектирования (архитектурно-строительное, машиностроительное, технологическое и пр.), существуют и другие, самостоятельные его виды. К ним можно отнести проектирование человеко-машинных систем, трудовых процессов, деятельности организаций, экологических систем, социальных явлений и процессов, существуют также инженерно-психологическое, генетическое и иные виды проектирования. Любая деятельность человека порождает множество непредвиденных ситуаций, в ходе нее возникает масса побочных продуктов (артефактов). Часто это запутывает, сбивает, уводит в сторону. Альтернативой этому стало проектирование, которое призвано оградить человека от непредсказуемости, возникающей в ходе деятельности. Проектировщик всегда ясно формулирует цели, тщательно подбирает способы реализации проекта и затем все по возможности точно воплощает. Проектирование вооружает ребенка новыми, наиболее рациональными способами решения сложных жизненных проблем, а потому проектное обучение должно непременно активно поддерживаться и распространяться. Проектирование имеет и мотив, и цель, и все другие атрибуты деятельности. При этом хорошо известно, что творчество (в отличие от проектирования) — не деятельность (Я.А. Пономарев). Если основной признак деятельности — потенциальное соответствие цели деятельности ее результату, то для творческого акта наиболее характерно прямо противоположное — цель (замысел, программа и пр.) и результат рассогласованы. Иначе говоря, творчество, в отличие от проектирования, — не деятельность, оно возникает лишь как ее побочный продукт. Таким образом, творчество может возникать в процессе любой деятельности, но связано оно не с достижением намеченного, а со случайным порождением в ходе деятельности «побочного продукта». Этот «побочный продукт» и является настоящим результатом творчества. Несложно заметить — когда современный человек сознательно или интуитивно загоняет свою жизнь в жесткие рамки проектирования, он не только не ориентирован на пробуждение в себе сенситивности к побочным продуктам своей деятельности, а как раз напротив — стремится застраховать себя от них. Его пугают эти непредвиденные, случайные результаты, именно они и обозначаются словом «риски». Все это призвано сделать его жизнь более понятной, спокойной и предсказуемой. Так человеком моделируется попытка управления собственной жизнью и создается иллюзия ее управляемости, что и дает пресловутую «уверенность в завтрашнем дне». Таким образом, внедряя в современное образование идеи «проектного обучения» нам бы следовало «поспешать не торопясь...». Ведь таким образом мы не творца развиваем, а банального деятеля, наивно верящего в то, что жизнь можно и нужно проектировать. Рассуждая об этом, мы должны задуматься и над тем, кто будет лучше адаптирован к задачам выживания в современном динамичном мире. Проектировщик, стремящийся его оседлать и запрограммировать, загоняющий свою жизнь в прокрустово ложе проектирования. А может быть, тот, кого не пугают непредсказуемость и случайность, кто открыт новому, незапланированному, сенситивен к побочным продуктам своей деятельности и готов их увидеть, услышать, почувствовать и использовать. Нельзя не заметить, что наше образование всегда стояло и стоит на том, что мы даем много избыточных, «декоративных» (Р. Спенсер) знаний. Знаний, с обывательской точки зрения кажущихся ненужными, но именно эти кажущиеся лишними и избыточными знания делают человека ЧЕЛОВЕКОМ. Они указывают на то, как мир сложен, многослоен и как мало нами изучен, на то, что человеку опасно пребывать в наивной уверенности, что он может проектировать жизнь, а следует быть готовым к непредвиденному развитию событий или творчеству. Наша культура не настраивает людей прятаться от творчества в убежищах проектирования, она ориентирует человека не бояться нового и неожиданного. А на вызов нашего динамичного времени призвано ответить не «проектное обучение», а то, что сейчас именуют исследовательским обучением. Обсуждение адекватного ответа образования вызовам времени следует вести не в терминах «проектного подхода», а в других терминах и понятиях — это, прежде всего, «исследовательское поведение», «исследовательское обучение» и «исследовательские методы обучения». К сожалению, значительная часть специалистов странным образом не видит разницы между исследованием и проектированием, а исследовательское обучение отождествляет с обучением по «методу проектов». Чтобы в этих различиях разобраться, обратимся к общепринятой трактовке понятия «исследование». Исследование обычно понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. И если проектирование — это решение практической задачи, способное принести какую-то пользу, то исследование — бескорыстный поиск истины. «Исследовательское обучение» — особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере культуры. Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний. Это один из видов познавательной активности человека. Таким образом, проектирование и исследование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. В отличие от проектирования исследование — всегда творчество. Если в итоге исследования и удается решить какую-либо практическую проблему, то это не более чем побочный эффект. Притом само новое знание, добытое в итоге исследования, может быть не только мало полезно с точки зрения общества и самого исследователя, но даже вредно и опасно. Всем известно, что научные открытия несут не только радость и свет. Однако исследователь стремится к новому знанию инстинктивно, зачастую не зная, что принесет ему сделанное в итоге его исследований открытие, и как следствие — ему нередко бывает вовсе неизвестно, как можно на практике использовать добытые им сведения. Совсем иначе обстоят дела в ситуации проектирования, когда человек решает реальную практическую задачу. Например, создает новый телевизор, мобильный телефон или космический корабль. Конечно, воплощение предусмотренной проектом практической задачи может потребовать не только опоры на передовые достижения науки, но также поиска и формулирования принципиально новых идей и их технологического воплощения. Специалисты с полным основанием считают, что часто при проектировании автор вынужден проводить множество научных изысканий. Но доминирующим здесь является то, что он с самого начала решает прикладную, практическую проблему. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в деле развития творческих способностей в обучении. Вряд ли кто-то станет оспаривать данное утверждение, но образовательная практика показывает, что у многих из нас постоянно возникает соблазн трансформировать предполагаемый или уже начатый исследовательский поиск в решение практической задачи — проектирование. Сделать это нетрудно, и первым шагом на этом пути обычно оказывается задание четко вербализовать проблему еще до начала исследовательского поиска. В современной литературе по педагогике и педагогической психологии понятия «исследовательское обучение» и «проектное обучение», «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» часто используются как синонимичные, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними. Понимание их истинного смысла не просто абстрактная задача для кабинетных теоретиков. Это очень важно, прежде всего, с точки зрения образовательной практики. Типы проектов по математике. Рассмотрим типы проектов по способу преобладающей деятельности, используемые при обучении математике. Исследовательский проект. Исследовательский проект (проект с элементами исследовательской деятельности) предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Этот тип проектов предполагает: обоснование актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработка путей ее решения, обсуждение полученных результатов, формулирование выводов, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего его развития. При этом могут использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Не надо забывать, что исследовательский проект от исследования отличает то, что в результате работы над проектом не предполагается открыть новое математическое знание, элемент новизны если и будет иметь место, то лишь для проектанта. В каком-то смысле, это игра «в исследование» с целью приобщения учащихся к исследовательской деятельности, выявлению способностей к ней и интереса. Темами проектов могут быть, например, «Секреты кривой линии», «Построение сечений многогранников», «Теорема Эйлера — первая теорема топологии», «Изгибаемость многогранников», «Логарифмы: прихоть математиков или жизненная необходимость», «Производная - это сложно, но прожить без нее невозможно». Творческий проект. Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческий проект предполагает свободную форму работы, вариативность представления результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Результатом может быть: совместная газета, видеофильм, спектакль, игра, праздник, выставка и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, статьи, репортажа, оформления выставки и т.д., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома. Темами таких проектов при изучении геометрии в старших классах могут быть «Многогранники в архитектуре и в живописи», «Геометрия кисти Леонардо», «Невозможный мир М. Эшера», «Золотое сечение», «Замечательное число е», «Гармония вокруг нас», «Загадки пирамид» и т.п. Практико-ориентированный (прикладной) проект. Результат выполнения такого проекта может быть непосредственно использован в практике. Например, при изучении теории графов можно усовершенствовать схему автобусных маршрутов своего города. А при изучении изгибаемости многогранников можно построить физическую модель изгибаемого многогранника Штерна, вычислить площадь поверхности и проанализировать величины объемов в разных состояниях многогранника, составить компьютерную программу, позволяющую выводить на экран изгибаемый многогранник, вращающийся в пространстве с заданным двугранным углом и меняющим свою форму в зависимости от его величины. Такие проекты нацелены на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта. Ролевые (игровые) проекты. В таких проектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролевая. Примерами таких проектов могут быть: деловая игра «Как измерили Землю», «мозговой штурм» по теме «Площадь поверхности шара» и т.п. Ознакомительно-ориентировочный (информационный) проект. Такой тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем. Так же как и исследовательские, они требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, сборник задач, реферат, доклад, видео и пр.), презентация. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете. Результатом проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. Основой для проекта может быть любая тема курса стереометрии. Например, по темам «Пирамида», «Цилиндр», «Конус», где необходимо изучить информацию по теме, можно произвести ее анализ и систематизировать знания, показать применение теоретических знаний в практической деятельности. Редакционно-издательский проект. Например, выпуск математической газеты, журнала, сборника и т.п. Данные проекты, как правило, выполняются после изучения темы. Сценарный проект. Например, сценарий праздника «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии», «Земляки-математики». Конечно, все вышеперечисленные целевые направления деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект - исследовательский, точно так же как любой - творческий, ролевой, прикладной или информационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта. Например, в моей практике проект «Земляки-математики» изначально был задуман как исследовательский, но в процессе работы над проектом, когда был собран материал, учащимися был написан сценарий сказки об ученых-математиках земли Владимирской, которые внесли вклад в развитие математики и математического образования. В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских и творческих проектов, каждый тип проекта имеет свои сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них. |
Исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран,... | Проектная деятельность Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно ориентированное | ||
Зона степей В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент... | Заместитель директора по увр мбоу «Средняя школа №16» В настоящее время в современном образовании происходят глубокие перемены, связанные с переходом школ на обучение по новым Федеральным... | ||
Метод проектов на уроках географии «… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения,... | Колачикова Ирина Владимировна Учитель географии моу сош №50 Использование Огромную роль в развитии школьников играет проектное обучение, которое носит преимущественно исследовательский характер | ||
Реферат по дисциплине «Групповое проектное обучение» В данной работе были изучены история, текущие проекты и перспективы развития квантовой электроники, общие принципы и закономерности,... | Курсовая работа по дисциплине «Проектирование информационных систем в образовании» I. Теоретические основы проектирования информационных систем в образовании. 7 | ||
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «проектирование информационных... Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности... | Тема: "Концептуальное и логическое проектирования баз данных" Курсовой проект предназначен для практического освоения проектирования реляционных баз данных (БД). В работе используется трехуровневый... | ||
Международная Ассоциация «Развивающее обучение» Проектирование модуля организации образовательного процесса в адаптационный период | Курсовой проект проектирование и разработка программной системы ис «Магазин» Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Проект в рамках программы Intel "Обучение для будущего" Проект может быть использован как на уроках по предмету «Технология. Обслуживающий труд» при изучении раздела «Технология ведения... | Курсовая работа по дисциплине «сети ЭВМ и средства телекоммуникаций» Проектирование сети, логическое проектирование сети, физическое проектирование сети, нагрузка на сеть, пропускная способность сети,... | ||
Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Сети ЭВМ и средства телекоммуникаций» Проектирование сети, логическое проектирование сети, физическое проектирование сети, нагрузка на сеть, пропускная способность сети,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Нп «Телешкола». Смешанное обучение представляет собой сочетание очного и электронного обучения и позволяет реализовывать требования... |