«Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании»





Скачать 290.32 Kb.
Название«Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании»
страница1/3
Дата публикации22.11.2017
Размер290.32 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Математика > Документы
  1   2   3
Сообщение по теме

«Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании».

подготовил учитель математики МОУ Итомлинской средней школы Орлова С.А.

2009 год.

Образование – вещь весьма склонная к традиционализму. Но время от времени школу захватывают волны новых модных течений. Что в настоящее время? Из самого модного: тестирование, интегрированные уроки, проектная деятельность. Надо сказать, что, как положено моде, она приходит, захватывает и… уходит. Иногда даже не оставляя следа. В редких случаях уходят ажиотаж и лихорадка, а зерно остаётся и даёт, как и положено зерну ростки, всходы, побеги, и развивающееся из него растение занимает определённую нишу. Похоже, что сейчас мы находимся на пике моды: проводится огромное количество ученических конференций, выставок и ярмарок проектов, защищаются диссертации, учителя обучаются основам проектной деятельности на курсах. Понятно, что метод проектов как один из методов обучения приживётся и на ниве российского образования. Есть в нём хорошо понятная педагогическая идея, содержательное методическое начало, есть привлекательные психологические моменты. Но, как часто бывает, когда осваиваешь, пробуешь что-то новое, не всегда сможешь сразу оценить, что полезно, что работает, а что целесообразнее сделать с помощью других методов. Можно выделить два «плюса» метода проектов. «Плюс» первый. Одна из причин внимания к новому методу – проблема повышения мотивации учащихся к изучению предмета. «Плюс» второй. В ходе проектной деятельности учащиеся не только приобретают знания, но и учатся тому, как самостоятельно приобретать эти знания.

Что же такое проект по математике? В чём его специфика, какова сфера применения? Чем отличается проектирование от более понятного и привычного для нас исследования? Проект – слово иноязычное, его буквальный перевод – «брошенный вперёд». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько близких по смыслу значений. Так назы­вают:

а) совокупность документов (расчетов, чер­тежей и др.), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия;

б) предварительный текст какого-либо доку­мента;

в) какой-либо замысел или план.

В свою очередь, проектирование в наиболее общем виде можно рассматривать как деятель­ность или процесс разработки и создания проек­та (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния). В настоя­щее время наряду с традиционными, веками ис­пользовавшимися видами проектирования (ар­хитектурно-строительное, машиностроительное, технологическое и пр.), существуют и другие, са­мостоятельные его виды. К ним можно отнести проектирование человеко-машинных систем, трудовых процессов, деятельности организаций, экологических систем, социальных явлений и процессов, существуют также инженерно-психо­логическое, генетическое и иные виды проекти­рования.

Любая деятельность человека порождает множество непредвиденных ситуаций, в хо­де нее возникает масса побочных продуктов (артефактов). Часто это запутывает, сбивает, уводит в сторону. Альтернативой этому стало проектирование, которое призвано оградить человека от непредсказуемости, возникающей в ходе деятельности. Проектировщик всегда ясно формулирует цели, тщательно подбирает способы реализации проекта и затем все по воз­можности точно воплощает.

Проектирование вооружает ребенка новыми, наиболее рациональными способами решения сложных жизненных про­блем, а потому проектное обучение должно не­пременно активно поддерживаться и распро­страняться.

Проектирование имеет и мотив, и цель, и все другие атрибуты деятельности. При этом хорошо известно, что творчество (в отличие от проекти­рования) — не деятельность (Я.А. Пономарев). Если основной признак деятельности — по­тенциальное соответствие цели деятельности ее результату, то для творческого акта наиболее характерно прямо противоположное — цель (замысел, программа и пр.) и результат рассо­гласованы.

Иначе говоря, творчество, в отличие от проек­тирования, — не деятельность, оно возникает лишь как ее побочный продукт. Таким образом, творчество может возникать в процессе любой деятельно­сти, но связано оно не с достижением намеченно­го, а со случайным порождением в ходе деятель­ности «побочного продукта». Этот «побочный продукт» и является настоящим результатом творчества.

Несложно заметить — когда современ­ный человек сознательно или интуитивно загоняет свою жизнь в жесткие рамки проек­тирования, он не только не ориентирован на пробуждение в себе сенситивности к побоч­ным продуктам своей деятельности, а как раз напротив — стремится застраховать себя от них. Его пугают эти непредвиденные, слу­чайные результаты, именно они и обознача­ются словом «риски». Все это призвано сде­лать его жизнь более понятной, спокойной и предсказуемой. Так человеком моделируется попытка управления собственной жизнью и создается иллюзия ее управляемости, что и дает пресловутую «уверенность в завтрашнем дне».

Таким образом, внедряя в современное обра­зование идеи «проектного обучения» нам бы сле­довало «поспешать не торопясь...». Ведь таким образом мы не творца развиваем, а банального деятеля, наивно верящего в то, что жизнь можно и нужно проектировать. Рассуждая об этом, мы должны задуматься и над тем, кто будет лучше адаптирован к задачам выживания в современ­ном динамичном мире. Проектировщик, стре­мящийся его оседлать и запрограммировать, за­гоняющий свою жизнь в прокрустово ложе про­ектирования. А может быть, тот, кого не пугают непредсказуемость и случайность, кто открыт новому, незапланированному, сенситивен к по­бочным продуктам своей деятельности и готов их увидеть, услышать, почувствовать и исполь­зовать.

Нельзя не заметить, что наше образование всегда стояло и стоит на том, что мы даем мно­го избыточных, «декоративных» (Р. Спенсер) знаний. Знаний, с обывательской точки зре­ния кажущихся ненужными, но именно эти кажущиеся лишними и избыточными знания делают человека ЧЕЛОВЕКОМ. Они указыва­ют на то, как мир сложен, многослоен и как мало нами изучен, на то, что человеку опасно пребывать в наивной уверенности, что он мо­жет проектировать жизнь, а следует быть го­товым к непредвиденному развитию событий или творчеству. Наша культура не настраива­ет людей прятаться от творчества в убежищах проектирования, она ориентирует человека не бояться нового и неожиданного.

А на вызов нашего динамичного времени при­звано ответить не «проектное обучение», а то, что сейчас именуют исследовательским обучением.

Обсуждение адекватного ответа образования вызовам времени следует вести не в терминах «проектного подхода», а в других терминах и понятиях — это, прежде всего, «исследователь­ское поведение», «иссле­довательское обучение» и «исследовательские методы обучения». К сожа­лению, значительная часть специалистов стран­ным образом не видит разницы между исследо­ванием и проектированием, а исследовательское обучение отождествляет с обучением по «методу проектов».

Чтобы в этих различиях разобраться, обра­тимся к общепринятой трактовке понятия «ис­следование». Исследование обычно понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятель­ности человека. И если проектирование — это решение практической задачи, способное при­нести какую-то пользу, то исследование — бес­корыстный поиск истины.

«Исследовательское обучение» — особый под­ход к обучению, построенный на основе естест­венного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследова­тельского обучения — формирование у учащего­ся готовности и способности самостоятельно, твор­чески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере культуры.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследова­ние не предполагает создания какого-либо за­ранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, процесс поиска неизвестного, поиска новых знаний. Это один из видов познавательной активности чело­века. Таким образом, проектирование и иссле­дование — изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.

В отличие от проектирования исследова­ние — всегда творчество. Если в итоге исследо­вания и удается решить какую-либо практиче­скую проблему, то это не более чем побочный эф­фект. Притом само новое знание, добытое в итоге исследования, может быть не только мало полез­но с точки зрения общества и самого исследова­теля, но даже вредно и опасно. Всем известно, что научные открытия несут не только радость и свет. Однако исследователь стремится к ново­му знанию инстинктивно, зачастую не зная, что принесет ему сделанное в итоге его исследований открытие, и как следствие — ему нередко быва­ет вовсе неизвестно, как можно на практике ис­пользовать добытые им сведения.

Совсем иначе обстоят дела в ситуации про­ектирования, когда человек решает реальную практическую задачу. Например, создает но­вый телевизор, мобильный телефон или кос­мический корабль. Конечно, воплощение пре­дусмотренной проектом практической задачи может потребовать не только опоры на передо­вые достижения науки, но также поиска и фор­мулирования принципиально новых идей и их технологического воплощения. Специалисты с полным основанием считают, что часто при проектировании автор вынужден проводить множество научных изысканий. Но домини­рующим здесь является то, что он с самого на­чала решает прикладную, практическую про­блему.

Исследование как бескорыстный поиск ис­тины чрезвычайно важно в деле развития твор­ческих способностей в обучении. Вряд ли кто-то станет оспаривать данное утверждение, но обра­зовательная практика показывает, что у многих из нас постоянно возникает соблазн трансформи­ровать предполагаемый или уже начатый иссле­довательский поиск в решение практической за­дачи — проектирование. Сделать это нетрудно, и первым шагом на этом пути обычно оказывается задание четко вербализовать проблему еще до начала исследовательского поиска.

В современной литературе по педагогике и педагогической психологии понятия «исследо­вательское обучение» и «проектное обучение», «исследовательские методы обучения» и «метод проектов» часто используются как синонимич­ные, хотя даже беглый взгляд позволяет увидеть существенную разницу между ними. Понимание их истинного смысла не просто абстрактная зада­ча для кабинетных теоретиков. Это очень важно, прежде всего, с точки зрения образовательной практики.

Типы проектов по математике.

Рассмотрим типы проектов по способу преоб­ладающей деятельности, используемые при обу­чении математике.

Исследовательский проект. Исследова­тельский проект (проект с элементами исследо­вательской деятельности) предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования. Этот тип проектов предполагает: обоснование актуальности взятой для исследо­вания темы, формулирование проблемы иссле­дования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования, определение методов ис­следования, источников информации, выбор ме­тодологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработка путей ее решения, обсуждение полученных ре­зультатов, формулирование выводов, оформле­ние результатов исследования, обозначение но­вых проблем для дальнейшего его развития. При этом могут использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирова­ние, социологический опрос и другие. Не надо забывать, что исследовательский проект от ис­следования отличает то, что в результате работы над проектом не предполагается открыть новое математическое знание, элемент новизны если и будет иметь место, то лишь для проектанта. В ка­ком-то смысле, это игра «в исследование» с це­лью приобщения учащихся к исследовательской деятельности, выявлению способностей к ней и интереса.

Темами проектов могут быть, например, «Секреты кривой линии», «Построение сечений многогранников», «Теорема Эйлера — первая теорема топологии», «Изгибаемость многогран­ников», «Логарифмы: прихоть математиков или жизненная необходимость», «Производная - это сложно, но прожить без нее невозможно».

Творческий проект. Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать твор­ческим. Но при определении типа проекта выде­ляется доминирующий аспект. Творческий про­ект предполагает свободную форму работы, ва­риативность представления результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально про­работанной структуры совместной деятельности участников, в начале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Результатом может быть: совместная газета, видеофильм, спектакль, игра, праздник, выставка и т.п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структу­ры в виде сценария видеофильма или спектак­ля, программы праздника, статьи, репортажа, оформления выставки и т.д., дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома.

Темами таких проектов при изучении гео­метрии в старших классах могут быть «Много­гранники в архитектуре и в живописи», «Гео­метрия кисти Леонардо», «Невозможный мир М. Эшера», «Золотое сечение», «Замечательное число е», «Гармония вокруг нас», «Загадки пира­мид» и т.п.

Практико-ориентированный (приклад­ной) проект. Результат выполнения такого про­екта может быть непосредственно использован в практике. Например, при изучении теории графов можно усовершенствовать схему автобус­ных маршрутов своего города. А при изучении изгибаемости многогранников можно построить физическую модель изгибаемого многогранни­ка Штерна, вычислить площадь поверхности и проанализировать величины объемов в разных состояниях многогранника, составить компью­терную программу, позволяющую выводить на экран изгибаемый многогранник, вращающийся в пространстве с заданным двугранным углом и меняющим свою форму в зависимости от его ве­личины.

Такие проекты нацелены на социальные инте­ресы самих участников проекта или внешнего за­казчика. Эти проекты отличает четко обозначен­ный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города. Такой про­ект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов и участия каждого в оформлении конеч­ного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возмож­ных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.

Ролевые (игровые) проекты. В таких про­ектах структура только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обуслов­ленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выду­манные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые ситуациями, придуманными участниками. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполне­ния, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но до­минирующим видом деятельности все-таки яв­ляется ролевая.

Примерами таких проектов могут быть: деловая игра «Как измерили Землю», «мозговой штурм» по теме «Площадь поверхности шара» и т.п.

Ознакомительно-ориентировочный (ин­формационный) проект. Такой тип проектов направлен на сбор информации о каком-то объ­екте, явлении. Предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее ана­лиз и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты часто ин­тегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем. Так же как и исследовательские, они требуют хо­рошо продуманной структуры, возможности сис­тематической коррекции по ходу работы. Струк­тура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его акту­альность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (ана­лиз, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), резуль­тат (статья, сборник задач, реферат, доклад, ви­део и пр.), презентация. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в том числе в Интернете. Результатом проекта может быть и создание информационной среды класса или школы. Основой для проекта может быть любая тема курса стереометрии. Например, по темам «Пирамида», «Цилиндр», «Конус», где необхо­димо изучить информацию по теме, можно про­извести ее анализ и систематизировать знания, показать применение теоретических знаний в практической деятельности.

Редакционно-издательский проект. Напри­мер, выпуск математической газеты, журнала, сборника и т.п. Данные проекты, как правило, выполняются после изучения темы.

Сценарный проект. Например, сценарий праздника «В математике есть своя красота, как в живописи и поэзии», «Земляки-математики».

Конечно, все вышеперечисленные целевые на­правления деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект - исследовательский, точно так же как любой - творческий, ролевой, прикладной или информационный. Поэтому подчеркнем: речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта. Например, в моей практике проект «Земляки-математики» изначально был задуман как исследовательский, но в процессе работы над проектом, когда был собран матери­ал, учащимися был написан сценарий сказки об ученых-математиках земли Владимирской, которые внесли вклад в развитие математики и математического образования.

В реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследователь­ских и творческих проектов, каждый тип про­екта имеет свои сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабаты­вая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании» iconИсследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна
Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран,...
«Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании» iconПроектная деятельность
Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, так как оно: личностно ориентированное
«Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании» iconЗона степей
В современной педагогике проектное обучение используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент...
«Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании» iconЗаместитель директора по увр мбоу «Средняя школа №16»
В настоящее время в современном образовании происходят глубокие перемены, связанные с переходом школ на обучение по новым Федеральным...
«Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании» iconМетод проектов на уроках географии
«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения,...
«Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании» iconКолачикова Ирина Владимировна Учитель географии моу сош №50 Использование
Огромную роль в развитии школьников играет проектное обучение, которое носит преимущественно исследовательский характер
«Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании» iconРеферат по дисциплине «Групповое проектное обучение»
В данной работе были изучены история, текущие проекты и перспективы развития квантовой электроники, общие принципы и закономерности,...
«Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании» iconКурсовая работа по дисциплине «Проектирование информационных систем в образовании»
I. Теоретические основы проектирования информационных систем в образовании. 7
«Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «проектирование информационных...
Программа соответствует требованиям гос впо от 23 декабря 2005 г по направлению подготовки 230200 – Информационные системы, специальности...
«Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании» iconТема: "Концептуальное и логическое проектирования баз данных"
Курсовой проект предназначен для практического освоения проектирования реляционных баз данных (БД). В работе используется трехуровневый...
«Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании» iconМеждународная Ассоциация «Развивающее обучение»
Проектирование модуля организации образовательного процесса в адаптационный период
«Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании» iconКурсовой проект проектирование и разработка программной системы ис «Магазин»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании» iconПроект в рамках программы Intel "Обучение для будущего"
Проект может быть использован как на уроках по предмету «Технология. Обслуживающий труд» при изучении раздела «Технология ведения...
«Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании» iconКурсовая работа по дисциплине «сети ЭВМ и средства телекоммуникаций»
Проектирование сети, логическое проектирование сети, физическое проектирование сети, нагрузка на сеть, пропускная способность сети,...
«Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании» iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Сети ЭВМ и средства телекоммуникаций»
Проектирование сети, логическое проектирование сети, физическое проектирование сети, нагрузка на сеть, пропускная способность сети,...
«Проект, проектирование и «проектное обучение» в современном образовании» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Нп «Телешкола». Смешанное обучение представляет собой сочетание очного и электронного обучения и позволяет реализовывать требования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск