Проектная деятельность





Скачать 75.66 Kb.
НазваниеПроектная деятельность
Дата публикации02.12.2014
Размер75.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Информатика > Документы

Проектная деятельность


Проектное  обучение поощряет и усиливает истинное   учение   со   стороны    учеников, так  как оно:  личностно  -  ориентированное;
использует множество дидактических подходов - обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение; самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели на всех уровнях: от знания, применения до оценки; позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле; приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.

По определению, «проект» - это совокупность определенных действий,  документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проектное обучение – вид обучения, основанного на последовательном  выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3. приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
5. развивают системное мышление.
Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Основные требования к использованию проектной деятельности:
1.    Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
2.    Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
3.    В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
4.    Использование исследовательских методов.
5.    Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.
6.    Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).

Типы проектов в обучении химии

1.    По ведущему методу или виду деятельности (исследовательский, информационный, творческий, игровой, практико-ориентированный и т.д.).
2.    По предметно-содержательной области (монопроект, межпредметный проект).
3.    По характеру координации проекта (непосредственный, скрытый).
4.    По характеру контактов (внутриклассный, внутришкольный, городской, региональный, международный).
5.    По количеству участников проекта (личностные, парные, групповые).
6.    По продолжительности выполнения (краткосрочные – несколько уроков, среднесрочные – один - два месяца, долгосрочные – до года).
Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным и выдвигается учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету, профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. Тему проекта могут предлагать и сами учащиеся, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только познавательные, но и творческие, прикладные.
Тематика проектов может касаться  какого-либо теоретического вопроса школьной программы, если поставлена цель углубить знания учеников по конкретному вопросу.

Некоторые критерии оценивания работ учащихся

1.    Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.
2.    Степень включенности в групповую работу и четкость выполнения отведенной роли.
3.    Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН.
4.    Количество новой информации, использованной для выполнения проекта.
5.    Степень осмысления использованной информации.
6.    Уровень сложности и степень владения использованными методиками.
7.    Оригинальность идеи, способа решения проблемы.
8.    Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования.
9.    Уровень организации  и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчета, обеспечения объектами наглядности, использование информационных технологий.
10.    Владение рефлексией.
11.    Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации.
12.    Социальное и прикладное значение полученных результатов.

Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий. Особенно те знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными, образующими научную картину в сознании ребенка. (Верзилина, 1955. с.88)
Учебно-познавательная деятельность учащихся – это самостоятельный поиск, создание или конструирование нового, продукта деятельности на основе мысленного или практического преобразования существующего.
Рассматривая метод проектов как один из способов организации исследовательской деятельности, его можно определить  как целенаправленную учебную школьную или внешкольную деятельность с определенной целью, по определенной программе  для решения учебных, поисковых, исследовательских задач, практических задач на предметной, межпредметной, интегрированной основе.
При проведении исследовательской деятельности в школе исследования учащихся имеют единый контекст, а педагоги понимают единое звучание своих целей. Такое образование становится продуктивным, а продукт имеет не материальную, а интеллектуальную и личностную ценность. Знания и методы одной научной дисциплины переносятся в другую, происходит их взаимное обогащение и развитие. Исследовательская деятельность, которая реализуется не сразу, а поэтапно, приобретает характер интегрированности, что возможно при условии возбуждения эмоционального отношения, внутреннего стремления к осмыслению и освоению всех усваиваемых знаний.
Педагогическая поддержка в этом случае выражается в организации взаимодействия между учащимися и учителем. В организации и проведении исследования учащийся прикладывает усилия. Педагог со своей стороны должен заметить эти усилия, поддержать ученика, обеспечить ему условия для дальнейшего продвижения вперед и каждый раз делая «шаг навстречу», подниматься вместе с учеником на новую ступень знаний и отношений. В этом случае можно говорить о педагогике встречных усилий, то есть о ценностном отношении педагога и ученика к личности и деятельности друг друга, что отражается во взаимной доброжелательности, поддержке, в готовности к совместной деятельности, развития навыков сотрудничества, в определенных учебных достижениях.

В этом мне помогает метод проектов. Ученики воспринимают знания как действительно нужные, им необходимые, если они ставят перед собой и решают значимую для них проблему, взятую из жизни,  для решения которой надо применить определенные знания и умения,  и в итоге получить реальный, ощутимый результат. Благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы, стимулируется его учебно-познавательная деятельность, результатом которой станет приобретенный опыт, соединяющий знания и умения школьника.
В своей работе я использую индивидуальные  и групповые, практико-ориентированные и исследовательские, информационные, а также творческие и ролевые проекты, которые могут быть как монопроекты, так и межпредметные.  Естественно, что и формы продукта исследования различны. Это может быть Web-сайт, мультимедийный продукт, анализ данных, коллекция, учебное пособие, газета, модель, реферат, буклет.
Со всеми учащимися мы обязательно готовим минипроекты (1-2 урока), продуктами которых являются например: газета по теме исследований «Химия и криминалистика», «Витамины», «Домашняя аптечка» и т.д.

На  защиту таких проектов ребятам выделяется не более 3-4 минут. За это время они должны так построить свой рассказ, чтобы выделить главное в исследованиях и обратить внимание класса на особую «изюминку» в своей работе, т.е. что-то интересное, что побудило бы одноклассников самостоятельно ознакомиться с результатами всех исследований на стенде или на выставке. Особую ценность составляют  подготовленные по результатам исследований коллекции. Они могут быть использованы как наглядные пособия и как раздаточный материал при изучении определенных тем в последующие годы. Не беда, если в их оформлении закрадется ошибка. Это безусловно повлияет на оценку работы, но зато на следующий год поможет проверить как внимательны дети на уроке, насколько они поняли изучаемый материал, т.е. все зависит от учителя – насколько грамотно он сможет воспользоваться этой случайной ошибкой.
К краткосрочным проектам (4-6 уроков) отношу первые свои попытки проведения уроков, когда один и тот же новый материал, например «Металлы», учащиеся готовят непосредственно на уроке самостоятельно по группам, представляя его от лица научного химического общества, рекламодателей или штаба гражданской обороны. Такая творческая исследовательская работа (а осмысленная работа с текстом учебника, энциклопедии, персональным компьютером в классе -  это тоже исследование, только литературных, научных, электронных источников) с обработкой материалов и подготовкой продукта исследования очень понравилась ребятам.
На уроках в других классах я обязательно объявляю имена и фамилии авторов проектов. И очень приятно, когда в глазах уже других учеников, я вижу появившееся желание тоже что-то исследовать и творить. Значит, мы их смогли заинтересовать тем предметом, который они будут исследовать и изучать. А предмет этот – ХИМИЯ.



Дата

Название конкурса

Тема проекта

Степень участия

Апрель 2008г.

Областной конкурс интегрированных исследовательских проектов

«Водные ресурсы родного края»

1 место


Ноябрь 2009г.

Областной конкурс реализованных исследовательских проектов на тему: «Здоровье человека в XXI веке».

«Пища настоящего и будущего».


Участники

Февраль 2010г.

Конкурс VCT-проектов

«Реки и родники – природные святыни»

Лауреаты регионального этапа

Март 2010г.

Школьный конкурс «Вырасти свой кристалл»

«Через тернии к звёздам»

Победители





МОУ Пичаевская СОШ им. В.П.Беляева





Подготовила:

учитель химии

Костяева Е.В.


Август, 2010г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проектная деятельность iconПроектная деятельность в начальной школе
Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую...
Проектная деятельность iconПроектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания
Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время
Проектная деятельность icon«Проектная деятельность на уроках обществознания» Проектная деятельность...
Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило,...
Проектная деятельность iconПроектная деятельность младших школьников
Она дает возможность качественно поднять уровень знаний и умений учащихся через проникновение в закономерные связи природы и общества....
Проектная деятельность iconРазрешение этих проблем можно реализовать через совместную учебную...
Выступление Титовой Н. В. на заседании круглого стола «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»
Проектная деятельность iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...
«Проектная деятельность на уроках физики и астрономии с использованием сетевых компьютерных технологий»
Проектная деятельность iconТема: «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно...
Идея: организовать исследовательскую деятельность учащихся по биологии через использование краеведческого материала
Проектная деятельность iconМетодическое пособие» Тема : «Проектная деятельность как форма организации...
Тема : «Проектная деятельность как форма организации исследовательской работы учащихся»
Проектная деятельность iconПроекта
Всероссийская дистанционная конференция «Проектная деятельность в образовательном учреждении»
Проектная деятельность iconМаоу сош №7 г. Балаково исследовательская и проектная деятельность...
Исследовательская и проектная деятельность младших школьников как средство естественнонаучного образования при введении фгос ООО
Проектная деятельность iconПроектная деятельность как одно из направлений организации гражданско-патриотического...

Проектная деятельность icon«Проектная деятельность на уроках английского языка»
Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую...
Проектная деятельность iconКраткое содержание статьи
Черепанова Л. В., Проектная деятельность в обучении русскому языку // Русская словесность. – 2006. №5. – с. 46 50
Проектная деятельность iconРасписание занятий (звонков)
Кружковая работа, экскурсии, походы, проектная деятельность, праздники, спортивные соревнования и т д
Проектная деятельность iconРеализация программы “проектная деятельность детей в компьютерной...

Проектная деятельность iconРабочая программа по факультативному курсу «Проектная деятельность»
Островская средняя общеобразовательная школа Островского района Костромской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск