Скачать 52.76 Kb.
|
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ “ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЕ ” В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ИНТЕЛЛЕТО» О.И. Устюжанина Филиал ФГАОУ ВПО КФУ в г. Елабуга Руководитель: к.п.н., доцент Ерёмина И.И. Совершенствование педагогического процесса в разных типах педагогических систем России, включая систему дошкольного и начального образования и воспитания, ориентировано на изменение его традиционных параметров: глубины и системности знаний, познавательной активности личности, развития ее творческих способностей, так как современному обществу необходима личность, способная к самосовершенствованию, саморазвитию, творческому преобразованию действительности. «В свете этих требований общества, тенденций развития культуры, науки и техники проблема самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения становится исключительно актуальной»1. Поэтому в настоящее время в педагогической теории и практике актуальной является проблема формирования творческих способностей личности. «Для успешного решения задачи подготовки творческой личности, - как указывает П.И. Пидкасистый, - это выявление диалектики единства общего и особенно в усвоении содержания материального и формального». Проблема развития творческих способностей многоаспектна и сложна. Творчество как предмет научного исследования обладает своеобразной спецификой: при попытках строгого научного описания зачастую исчезает сам предмет исследования - творческий процесс; с другой стороны, попытка приблизиться к сокровенной природе творчества может слишком далеко увести от принятых канонов научности. В связи с этим представленное авторами исследование являет собой пример, в котором органично отражаются и строгое научное описание, и фактическая реализация процесса формирования и развития творческих способностей учащихся. Сегодня значительно расширяется материально-техническая база средних общеобразовательных учреждений, а следовательно появляется возможность использования ИКТ как в учебной, так и во внеучебной творческой деятельности. В связи с появлением высокопроизводительных графических систем, сетевых технологий, а также технологий мультимедиа и гипермедиа, спектр задач развивающих творческие способности учеников средствами ИКТ существенно расширился. В связи с этим произошли изменения содержания и форм в том числе и внешкольных занятий. Появились факультативы и кружки, в которых учащиеся стали заниматься компьютерной графикой и мультипликацией, web-дизайном. Начали проводиться выставки компьютерных рисунков, фестивали компьютерного творчества и развиваться дистанционные формы внешкольной работы. Однако методических разработок для развития творческих способностей в настоящее время недостаточно. В некоторых методических материалах речь идет только о развитии отдельных способностей, стимулирующих творческие процессы, таких как ассоциативное мышление, фантазия и т.п. Но чаще всего при изучении пользовательских программ, таких как текстовые, графические, мультипликационные редакторы, основное внимание уделяется работе с инструментами, изучению возможных технических приемов, операций, последовательности действий, а не решению творческих задач. Таким образом, на сегодняшний день существует объективная потребность в методиках преподавания внешкольной информатики, способствующих развитию творческих способностей, что подтверждает актуальность и своевременность данного исследования. В филиале КФУ в г.Елабуга уже третий год работает детский интеллектуальный лагерь «ИнтеЛЛето». Программа лагеря строится с учетом возрастных и интеллектуальных особенностей детей. Так для ребят дошкольного и младшего школьного возраста организуются занятия по информатике, направленные на развитие творческих способностей. Программа “ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ В КОМПЬЮТЕРНОЙ СРЕДЕ ” для одаренных детей ставит своей целью создание необходимых условий для стимулирования развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей. Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Одаренный ребенок-это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Педагогу-воспитателю необходимо приложить усилия, чтобы дать ребёнку возможности проявить себя, заинтересовать, разжечь в нём искорку одарённости. Наилучшим образом способности ребят проявляются на занятиях кружков, при выполнении межпредметных проектных работ. Именно «кружковая» организация занятий и проектный подход положены в основу данной программы. В основе системы проектного обучения лежит творческое усвоение школьниками знаний в процессе самостоятельной поисковой деятельности, то есть проектирования. Продукт проектирования - учебный проект, в качестве которого могут выступать текст выступления, реферат, доклад и т.д. Важно, что проектное обучение по своей сути является личностно ориентированным, а значит, позволяет школьникам учиться на собственном опыте и опыте других. Это стимулирует познавательные интересы учащихся, дает возможность получить удовлетворение от результатов своего труда, осознать ситуацию успеха в обучении. Сфера внешкольной работы была выбрана потому, что она не ограничена жесткими рамками школьной программы, позволяет с большей легкостью внедрять новые подходы и методы обучения. Она непосредственно предназначена для развития интересов и способностей личности, удовлетворении ее потребности в познании, общении, практической деятельности. Развивающие компоненты творческой деятельности строятся на основе заданий, направленных на закрепление знаний, умений и навыков по информатике. Основу реализации программы составляет компьютерная творческая среда на основе технологий 1С. Она адресована в первую очередь дошкольникам и младшим школьникам, имеет много возможностей для формирования у детей начальной компьютерной грамотности, навыков работы с вычислительной техникой, развития алгоритмического и логического мышления, активной познавательной деятельности. Имеющийся встроенный графический редактор можно использовать как творческую среду для младших школьников. Набор команд создаёт очень лёгкую в использовании и наглядную среду для изучения тем, связанных с алгоритмами, их видами, способами представления и исполнителями. С этой точки зрения главные герои компьютерной среды являются идеальными исполнителями, которые наглядно, в доступной для детей форме иллюстрирует процесс выполнения команд, заданных пользователем. Среда предоставляет некоторые мультимедийные возможности. Так как процесс вставки и использования мультимедийных файлов упрощен, это позволяет ознакомить даже младших школьников с различными видами файлов и научить их использовать. Дополнительные возможности, связанные с графикой и звуком, делают процесс изучения увлекательным, стимулируют познавательный процесс. Актуальность данной программы и педагогическая целесообразность заключается в доступности и простоте, делает процесс изучения компьютерной среды интересным, творческим, позволяет создавать проекты по различным направлениям. При создании проектов дети работают группами, что приводит к ответственности за выполнение своей части работы. Литература
1 Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2005. |
Программа Всероссийского обучающего семинара «Организация деятельности... Министерства образования и науки Российской Федерации проводит с 14 по 17 марта 2011 года Всероссийский обучающий семинар для руководителей... | Проектная деятельность в начальной школе Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую... | ||
Проектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время | Пояснительная записка Предмет: обществознание Курс: «обществознание» Класс: 7 класс Реализация программы предполагает деятельностный подход как ведущий принцип организации урока и развития интеллектуального потенциала... | ||
Пояснительная записка Цель программы Задачи программы Принципы Основные... Организация взаимодействия летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» с социумом | Итар-Тасс 18: 54 20. 10. 2009 Ведущие всероссийские и зарубежные... Ведущие всероссийские и зарубежные детские лагеря создали Содружество организаторов детского отдыха. Об этом сообщил сегодня замминистра... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Проектная деятельность младших школьников в условиях внедрения фгос ноо | «Проектная деятельность на уроках обществознания» Проектная деятельность... Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило,... | ||
Проектная деятельность младших школьников Она дает возможность качественно поднять уровень знаний и умений учащихся через проникновение в закономерные связи природы и общества.... | Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых... Компете́нция— способность применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта | ||
План летней оздоровительной работы муниципального бюджетного дошкольного... Программа летнего оздоровительного лагеря для детей с дневным пребыванием направленная на профилактику правонарушений и преступлений... | Пояснительная записка ведущими целями Программы «Радуга: программа... Образовательное учреждение моу «Средняя общеобразовательная школа №3 п. Советский» | ||
Проектная деятельность в начальной школе Семенихина Т. И. – «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Сборник статей ирот. Москва 2008 г | Доклад по теме «Проектная деятельность младших школьников во внеурочной... Главное, что здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребёнка занятиями... | ||
Календарно-тематическое планирование по предмету «Технология». 3 класс «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии опенки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность... | Доклад из опыта работы на тему: «воспитание семьянина в условиях детского дома» Государственное образовательное учреждение для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом №8» |