Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 51.59 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации20.04.2014
Размер51.59 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Литература > Урок
Кашапова Эльмира Нахиповна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия № 4 имени братьев Каменских» города Перми
Применение технологии смешанного обучения на уроках литературы
«В 2012—2013 учебном году впервые в российском образовании был начат инновационный проект по апробации моделей смешанного обучения на основе ресурса НП «Телешкола». Смешанное обучение представляет собой сочетание очного и электронного обучения и позволяет реализовывать требования ФГОС на каждой ступени образования», - так комментируют проект «Смешанное обучение» его авторы.

В 2012 – 2013 учебном году наша гимназия стала участником данного направления деятельности. Мной был выбран ресурс, предназначенный для углублённого изучения литературы в 10 классе. Надо признаться, было нелегко. Сначала думала: что здесь сложного. Учащиеся профильной группы - дети мотивированные. Задаёшь им урок в интернете, они его изучают, выполняют задания, приходят на урок в школу, и я организую работу так, чтобы провести контроль. Но всё оказалось гораздо сложней и … интереснее. Конечно, хотелось бы познакомиться с опытом учителей, уже освоивших данную методику, воспользоваться уже опробованными формами работы, но от меня, как и от всех моих коллег, требовалось совершенно иное. А именно: создать свой арсенал приёмов работы, выработать систему оценивания деятельности наших учеников. В этой статье я хотела бы поделиться тем, что удалось создать, «наработать» на уроках, проведённых в рамках технологии смешанного обучения.

Присоединившись к данному проекту, начинаешь понимать, что от преподавателя требуется организация такой учебной деятельности школьников, при которой они не потеряли бы интерес к живому общению на занятии, стремились поделиться своими открытиями, тем, что их поразило, удивило, хотели просто поделиться новыми знаниями, своим пониманием литературного произведения и даже жизни. (Ведь ученики приобретают и жизненный опыт.) А для этого учитель должен быть готов создать такую атмосферу, чтобы ученик понял, что он свободен в выборе места, времени обучения в интернете, но одновременно, что он не находится в абсолютно «свободном плавании». От того, как подготовился каждый участник урока, зависит результат обучения.

Технологию смешанного обучения я применяла, как уже говорила, в профильной группе, поэтому, разумеется, требовался углублённый подход к изучению предмета, необходимо было подробно рассматривать и историю создания произведения, и особенности жанра, и систему персонажей, и художественные особенности, словом, постигать различные литературоведческие тонкости и нюансы. Поэтому на уроках систематически проводилась работа по теории литературы. Это и литературоведческие диктанты, кроссворды, тесты, викторины. Нередко я пользовалась материалами ЕГЭ по литературе разных лет. Учащиеся готовились к этому виду работы дома с помощью ресурса «Телешколы». В каждом виртуальном уроке присутствует рубрика, в которой даётся определённая теоретическая база, рассматриваются различные литературоведческие понятия: жанр произведения, изобразительно – выразительные средства, мотив, идея и т.п. Сначала вопросы в разных формах по данному разделу предлагались мной. Затем учащиеся стали сами придумывать подобные задания для всей группы.

Перед тем как приступить к детальному рассмотрению литературного произведения, всегда хотелось узнать, какое впечатление произвела книга на учеников, насколько хорошо они владеют текстом, насколько внимательно прочитали роман, повесть, поэму… Поэтому первые уроки в каждой большой теме начинала с так называемого «контроля чтения». Что из себя представляет такая форма работы? Это может быть просто набор вопросов по тексту (например, кому принадлежит данная фраза, о ком говорится, чей портрет дан и т.д). А может быть и игра наподобие лото. Учащимся раздаются карточки (назовём их «основные») с цитатами из изучаемой книги, а также маленькие карточки с именем героя, названием места события и т.п.

Учитель достаёт из конверта карточки, называет, то, что на ней написано (имя героя, место, время и т.п.), школьники находят у себя эти карточки и соотносят с «основными».

Я проводила эту игру в группах. Та группа, которая быстрее справилась и точно соотнесла карточки, разумеется, побеждала.

Интересным видом работы, по моим наблюдениям, была игра «Пазлы». Что это такое? Снова учащимся на уроке раздаются карточки с цитатами, выдержками, отдельными словосочетаниями или даже просто словами, относящимися к какому – либо герою, какой – то особенности художественного произведения. Необходимо подобрать и собрать эти карточки так, чтобы они касались одной темы. Мы выполняли эту работу в группах в целях экономии времени на уроке.

Конечно, самое основное в изучении литературного произведения – это постижение того, что и как автор хотел донести до читателя. Знакомясь с романом Ф.М.Достоевского, учащиеся с помощью ресурса, который предложил некоторые ориентиры в постижении идеи книги, составляли конспект по заданию. Каждая ученица рассматривала определённую тему, например: мотив креста, мотив книги, мотив числа, образ ребёнка в романе, судьбы Мармеладова, Сони, Лизаветы, роль определённого эпизода в романе. На уроке школьницы объединялись в группы по одному из направлений, составляли общий конспект и делали сообщение для всей группы. Затем мы объединили их исследования в одну таблицу «Библейские мотивы в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»», которая включала следующие разделы:

Деталь. Мотив

Герой

Эпизод

Взгляды писателя


На мой взгляд, составление таблицы позволяет учащимся систематизировать изучаемый материал, более лаконично и чётко сформулировать мысль. Не менее важным считаю и практическую пользу от таблицы: к ней можно обратиться при подготовке к контрольной работе, к экзамену, к олимпиаде по предмету. Мы применяли данный способ и при изучении романа Л.Н.Толстого «Война и мир», создавали таблицы о жизненном и духовном пути главных героев произведения. Разумеется, данный вид работы применялся и на традиционных уроках. Отличие заключается в том, что учащиеся профильной группы изучают урок сначала самостоятельно, и, когда они приходят на «реальный» урок с определённым багажом знаний после виртуального, им, так сказать, «есть о чём поговорить», есть что обсудить, о чём поспорить. Задача учителя - организовать так работу, чтобы ученики поделились тем, что и как поняли; придумать такие вопросы, чтобы обнаружился некий парадокс, выявилось некое расхождение в позициях.

Разумеется, вся работа учащихся оценивалась. Для каждого вида работы составлялся рубрикатор оценивания, например: рубрикатор оценивания таблицы, рубрикатор оценивания сочинения, рубрикатор оценивания викторин, кроссвордов, составленных учащимися, и т.д. Ученицы заранее знали требования, которые будут им предъявляться при выполнении работы, все рубрикаторы были открыты для них.

Я не могу сказать, что достигла идеальных результатов в освоении технологии «смешанного обучения». На первый взгляд, всё выглядело просто. Но есть опасность свести всё обучение к «репродукции», а хорошего результата можно добиться, когда учащиеся вовлекаются в творчество, когда им предлагается выполнять продуктивные задания. Это и сложно в модели «перевёрнутый класс». Однако понимаю и вижу преимущества такого метода обучения. Данная технология позволяет совершенствовать у учащихся универсальные учебные действия: и регулятивные, и познавательные, и коммуникативные; развивать самостоятельность, а кроме того, экономит время на уроке: ведь ученицы приходят на урок практически как собеседники, у которых есть не только знание текста, истории создания произведения, мнения о книге критиков, читателей, но и своё понимание идеи, своё видение проблемы, словом, свой взгляд на роман, повесть, поэму, стихотворение и т.п. Именно это и ценно!



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск