Скачать 355.09 Kb.
|
Дисциплина «Профилактическая педиатрия» (ВОД) Специальность 060103.65-педиатрия Факультет педиатрический Форма обучения очная Курс VI Семестр ХI Лекции 18 часов Клинические практические занятия 54 часа Самостоятельная внеаудиторная работа 36 часов Зачет XI семестр Экзамен нет ВСЕГО: 108 часов (3 з.е.) Разработчик программы И.А. Федоров Зав. учебной частью кафедры О.Г. Степанов Рабочая программа рассмотрена и переутверждена на заседании кафедры: протокол № 1 от 30 августа 2013 года Зав. кафедрой И.А.Федоров СОГЛАСОВАНО Начальник методического отдела _______________________________ В.Б. Патрушева Начальник УМУ _______________________________ О.Е. Ильичева ОГЛАВЛЕНИЕ стр 1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПЕДИАТРИЯ, ЕЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ …………3 1.1 Цель преподавания дисциплины……………………………………………………………………3 1.2 Задачи изучения дисциплины………………………………………………………………………3 2 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………………………………………4 3 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ …………………………………………..8 4 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………………………………………..9 4.1 Наименование тем лекций их содержание, объем в часах………………………………………..9 4.2 Наименование практические занятия, их содержание, объем в часах………………………….10 4.3 Самостоятельная внеаудиторная работа, содержание, объем в часах…………………………..11 5 МАТРИЦА РАЗДЕЛОВ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ФОРМИРУЕМЫХ В НИХ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ…………………………..12 6 ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ………………………………………...13 7 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПЕДИАТРИЯ»…………………………………………13 7.1 Основная литература…………………………………………………………………………………………13 7.2 Дополнительная литература …14 7.3 Учебно-методическая литература ..15 7.4 Материально-техническое обеспечение ..16 1 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПЕДИАТРИЯ, ЕЕ МЕСТО В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1.1 Цель преподавания дисциплины «Профилактическая педиатрия» – система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение здоровья и предупреждения болезней у детей и подростков. Ведущая роль профилактики в общей системе здравоохранения отражена в Конституции РФ, в частности в отношении детей, представлена программа охраны материнства и детства в стране. Цель изучения: Профилактика (от греч. prophylaktikos – предохранительный, предупредительный) – система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение здоровья и предупреждение болезней у населения. Ведущая роль профилактики в общей системе здравоохранения отражена в Конституции РФ, в частности в отношении детей, представлена как программа охраны материнства и детства в стране. Традиционно в России выделяют первичную и вторичную профилактику. Первая направлена собственно на предупреждение болезни, вторая – на раннее выявление заболеваний, предупреждение рецидивов, осложнений. За рубежом профилактическую медицину подразделяют на первичную, вторичную и третичную. Суть первичной профилактики полностью совпадает с таковой в нашей стране. Вторичная профилактика заключается в распознавании предвестников заболеваний, использовании скринирующих программ, проведении медико-генетического консультирования и т.д. Третичная профилактика направлена на коррекцию и ликвидацию осложнений уже диагностированных заболеваний. Основой успешного проведения мероприятий, относящихся к первичной профилактике, является понимание этиологии и патогенеза болезни. Наоборот, для реализации программ вторичной и третичной профилактики необходимо знание клиники заболевания, методов его диагностики, лечения, медицинской и социальной реабилитации. Задачи профилактики постоянно меняются в зависимости от текущих проблем детского здравоохранения и социально-политической структуры общества. Так, улучшение социальных условий в нашей стране и ряд мер первичной профилактики привели к резкому снижению детской смертности от инфекций (с 60 до 10%). В результате этих изменений среди причин детской смертности особое значение приобрели другие патологические состояния: врожденные аномалии развития, опухоли и несчастные случаи. Среди факторов, влияющих на организацию мер профилактики в РФ, увеличение числа недоношенных детей и относительно высокий уровень заболеваний среди матерей и новорожденных детей. Применяется стандартная система обучения – чтение лекций, проведение семинарских и практических занятий. На практических занятиях – более подробно изучаются клинические проявления, диагностические алгоритмы, дифференциальную диагностику, вопросы лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий. При чтении лекций и проведении практических занятий с воспитательной и патриотической целями освещаются вопросы истории медицины, роли отечественных ученых, в том числе, ученых академии, отражается вклад сотрудников медицинских вузов в развитие медицинской науки и педиатрического образования. По окончании курса «Профилактическая педиатрия» (в XII семестре) студенты сдают зачет. В него входят тестовый контроль знаний, контроль практических навыков и собеседование (решение типовых ситуационных задач или ответы на вопросы билетов). 1.2 Задачи изучения дисциплины Основными задачами являются: 1 Добиться знания симптомов и синдромов основных заболеваний детского возраста, причин и основных этапов патогенеза заболеваний. Освоить методику обследования пациентов с определенной патологией, показания и противопоказания к использованию лабораторных, инструментальных и других методов исследования. Изучить алгоритмы проведения лечения, показания и противопоказания к применению основных групп лекарственных препаратов, разрешенных в педиатрии. Научить собирать анамнез жизни и заболевания ребенка, проводить осмотр и физикальное обследование различных возрастных групп от рождения до подросткового периода, назначить обследование больного. Научить анализировать и интерпретировать данные лабораторных и инструментальных исследований. Овладеть знаниями: по постановке диагноза, формулировке его в соответствии с общепринятыми классификациями, назначению питания, лечения, профилактических и реабилитационных мероприятий. 2 Дать представление об удельном весе практической и социальной значимости патологии периода новорожденности. Ознакомить студентов с физиологией новорожденных (доношенных и недоношенных), с этиологией, патогенезом, клиническими симптомами, классификациями основных нозологических форм. Обучить студентов алгоритму постановки диагноза и проведению дифференциального диагноза, лечению и профилактике заболеваний, диспансерному наблюдению за реконвалесцентами и детьми групп риска периода новорожденности, а также основам общей и частной физиотерапии в неонатологии. 3 Обучить студентов умению оценивать состояние новорожденного при рождении и в дальнейшем в течение периода новорожденности как в норме, так и при патологии. Привить навыки по оказанию неотложной помощи детям при изучаемой патологии. Обучить студентов практическим навыкам и врачебным умениям необходимым участковому врачу-педиатру при обслуживании новорожденных детей на участке с последующим закреплением полученных навыков в период прохождения врачебной производственной практики. 4 Задачей обучения студентов на VI курсе является углубление и интеграция знаний и навыков, полученных за время предшествующего обучения, развитие навыков самостоятельной работы. 5 По окончанию обучения на VI курсе студенты должны знать принципы профилактической работы с детьми различных возрастных групп, критерии выделения групп здоровья и риска, диспансерного наблюдения за здоровыми и больными детьми. Изучение каждого раздела дисциплины ставит задачи, предполагающие усвоение следующих вопросов:
2 КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Дисциплина «Профилактическая педиатрия» – относится к циклу клинических дисциплин. В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следующими компетенциями согласно ФГОС ВПО по специальности «Педиатрия» от 2010г: Общекультурные компетенции (ОК): способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); Профессиональные компетенции (ПК): способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, детьми и подростками, их родителями и родственниками (ПК-1); способностью и готовностью к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности (ПК-3); способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, морфологического анализа биопсийного, операционного и секционного материала у больных детей и подростков, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного ребенка и подростка (ПК-5); способностью и готовностью применять современные социально-гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья детского населения и подростков на уровне различных подразделений медицинских организаций (акушерско-гинекологический, педиатрический сельский врачебный участок) в целях разработки научно-обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья женщин, детей и подростков (ПК-10); способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у детей и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по гигиеническим вопросам (ПК-11); способностью и готовностью проводить с прикрепленным детским населением и подростками профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний; осуществлять общеоздоровительные мероприятия по воспитанию здорового образа жизни с учетом факторов риска, назначать питание здоровому ребенку, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными детьми и подростками (ПК-12); способностью и готовностью проводить противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях (ПК-14); способностью и готовностью к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей и с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом (ПК-15); способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов (ПК-16); способностью и готовностью выявлять у больных детей и подростков основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний (ПК-17); способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам детей и подростков с учетом их физиологических особенностей организма ребенка для успешной лечебно-профилактической деятельности (ПК-18); способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся заболеваниях и состояниях у детей и подростков, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, эндокринной, иммунной, сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеугрожающие состояния (острая кровопотеря, нарушение дыхания, остановка сердца, кома, шок), использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-19); способностью и готовностью назначать больным детям и подросткам адекватное (терапевтическое и хирургическое) лечение в соответствии с выставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии больным детям и подросткам с инфекционными и неинфекционными заболеваниями (ПК-20); способностью и готовностью осуществлять детям и подросткам первую врачебную помощь в случае возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях, проводить госпитализацию детей и подростков в плановом и экстренном порядке (ПК-21); способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные и профессиональные) среди детей и подростков при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма, определять показания к переводу детей и подростков в специализированные группы по занятиям физкультурой после перенесенных заболеваний (ПК-23); способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению средств лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии, гомеопатии и других средств немедикаментозной терапии, использовать основные курортные факторы при лечении детей и подростков (ПК-24); способностью и готовностью к обучению среднего и младшего медицинского персонала правилам санитарно-гигиенического режима пребывания детей, подростков и членов их семей в медицинских организациях (ПК-25); способностью и готовностью к обучению детей, подростков и их родителей правилам медицинского поведения; к проведению ими гигиенических процедур, к формированию навыков здорового образа жизни (ПК-26); способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, терминологию, международные системы единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ПК-27); способностью и готовностью использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи детям и подросткам, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг детям и подросткам (ПК-28); способностью и готовностью обеспечивать рациональную организацию труда среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций педиатрического профиля; их обучение основным манипуляциям и процедурам, проводимым в медицинских организациях педиатрического профиля (ПК-29); способностью и готовностью решать вопрос экспертизы трудоспособности (стойкой и временной) у детей и подростков, оформлять соответствующую документацию, определить необходимость направления больного ребенка и подростка на медико-социальную экспертизу, проводить профилактику инвалидизации среди детей и подростков (ПК-30). |
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса на 2012/2013 учебный... Рабочая программа предназначена для учащихся мбоу сош№1 и рассчитана на 2012/2013 учебный год | Рабочая программа по дисциплине на 2013/14 учебный год «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения | ||
Рабочая программа по дисциплине на 2013/14 учебный год «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения | Рабочая программа по дисциплине на 2013/14 учебный год «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения | ||
Рабочая программа по дисциплине на 2013-2014 учебный год Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа по дисциплине на 2013/14 учебный год «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации | ||
Рабочая программа по дисциплине на 2013/14 учебный год «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации | Рабочая программа «Истоки» 7класс на 2012-2013 учебный год Разработчик:... Учебный курс «Истоки», предлагаемый для учащихся 7 класса, является составной частью истоковедения целостного педагогического направления,... | ||
Рабочая программа по дисциплине на 2013 /2014 учебный год «Южно-Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации | План работы Гимназии на 2013-2014 учебный год Чишмы 2013 г I. Анализ научно-методической и учебно-воспитательной работы за прошедший год и основные задачи на новый учебный год | ||
Рабочая программа по физике 10 класса учитель Садыкова С. Д год составления... Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09. 03.... | План заседаний Научно-Технического Совета ано впо «су рао» на 2012-2013 учебный год Об итогах научно-исследовательской работы за 2011-2012 учебный год и задачах ппс смольного института рао на 2012-2013 учебный год.... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Анализ учебно-методической и воспитательной работы за 2012-2013 учебный год и задачи на новый 2013-2014 учебный год | Рабочая программа по химии 9 кл ас Липецкой области на 2013-2014 учебный год и учебного плана мбоусош села Конь-Колодезь на 2013-2014 учебный год (автор составитель... | ||
Рабочая программа по предмету «русский язык» для 9а класса на 2012/2013 учебный год Рабочая программа составлена для работы в 9 классе по учебнику М. М. Разумовской (М., Дрофа, 2005г.) и рассчитана на 2 часа в неделю,... | План график по созданию условий для достижения целей и задач на 2013-2014... Публичный доклад директора школы. Перспективные направления деятельности школы на 2013-2014 учебный год. Анализ гиа -2013 |