Скачать 177.51 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова») Кафедра дошкольной педагогики УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе _______________ И.В. Столярова «_____» ________________ 2012 г. «Основы педагогического мастерства» Программа учебной дисциплины федерального компонента для специальности 050703.65. Дошкольная педагогика и психология (заочная форма 5-летнего обучения) Составители: Нагаткина Е.С., ассистент кафедры дошкольной педагогики, Захарова Л.М., К.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики. Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета факультета протокол от «____» ___________ 20___ г. № _____. Ульяновск, 2012 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа дисциплины «Основы педагогического мастерства» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования ФГОС ВПО для подготовки специалиста в области дошкольного образования и в соответствии с учебным планом. Выписка из федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Актуальность дисциплины обусловлена необходимостью подготовить конкурентно способного специалиста в области педагогической деятельности с высоким уровнем педагогической техники, творческой активности, развитым воображением. Современная социокультурная ситуация требует разносторонней эрудиции, поэтому изучение дисциплины предусматривает интеграцию и осмысление основ педагогического мастерства в связи с философией, эстетикой и этикой, психологией и педагогикой, историей и другими науками. Освоение данной дисциплины является базой для изучения в дальнейшем таких дисциплин, как «Педагогика среднего профессионального образования», «Технологии профессионально образования», и прохождения педагогической практики в колледже и школе. Освоение теоретического и практического материала позволит студентам глубже осмыслить понятие педагогической деятельности, её ценностных ориентаций, а также оценить свои профессиональные качества и ориентации. Выполнение творческих и индивидуальных самостоятельных заданий, участие в различных формах работы на учебном занятии позволит совершенствовать коммуникативные навыки, ораторское искусство, активизировать мышление и творчество, а так же научит использовать разнообразные ресурсы для личного и профессионального роста и развития. Все полученные в ходе изучения курса знания и навыки необходимы для успешной реализации студента в учебной и будущей профессиональной деятельности. Цель и задачи дисциплины: Цель дисциплины: способствовать осознанию студентами содержания и назначения профессиональной деятельности преподавателя и практическому овладению педагогической техникой. Задачи:
Требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
ОБЪЕМ И ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ Объем дисциплины и виды учебной работы
Тематический план дисциплины
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ Раздел 1. Специфика педагогической деятельности (3 ч). Тема. Специфика профессиональной педагогической деятельности. Специфика профессиональной деятельности педагога. Цель, мотивы, условия педагогической деятельности. Структура и основные компоненты педагогической деятельности. Содержание, формы и функции педагогической деятельности. Специфика педагогического труда, ее позитивные и негативные стороны. История развития педагогической профессии. Эргономика педагогического труда. Раздел 2. Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности педагога (7 ч). Тема 1. Педагогическая культура как часть общечеловеческой культуры. Понятие педагогической культуры, ее основы. Влияние современной социокультурной и педагогической ситуации на проявление педагогом его педагогической культуры. Базовые компоненты и уровни педагогической культуры. Компоненты педагогической культуры: педагогическая позиция, культура педагогического мышления, профессионально-личностные качества, педагогические знания, профессиональные умения педагога. Педагогический стиль и имидж как составляющие педагогический культуры. Уровни функционирования педагогической культуры. Тема 2. Педагогическая рефлексия, этика и эстетика педагога. Личностно-психологические качества педагога (экстравертность, искренность, способность к сопереживанию и самокоррекции, отчетливость нравственных установок) как составляющие педагогической рефлексии. Понятия педагогической этики и педагогического такта. Проявление педагогического такта на уроке; условия овладения педагогическим тактом. Педагогическая эстетика: понятие, сущностные характеристики. Педагогическая деятельность как область проявления эстетического. Эстетические стороны деятельности педагога, элементы эстетики в педагогическом процессе. Тема 3. Личностный и профессиональный рост, культура самосовершенствования педагога. Понятие личностного роста, его составляющие. Самообразование и самовоспитание как база личностного роста. Психотехника индивидуальности; индивидуальный стиль педагога. Система формирования индивидуального стиля (по В.А. Кан-Калику). Программа саморазвития педагога. Понятие программы саморазвития педагога. Самостоятельный подбор тестов и диагностических методик на выявление способности, направленности личности студента. Метод портфолио как способ развития мастерства. Раздел 3. Педагогическое мастерство (4 ч). Тема 1. Характеристика педагогического мастерства. Понятие, основные составляющие педагогического мастерства (В.А. Сластёнин, Н.А. Морева и др.). Пути формирования и реализации педагогического мастерства. Психолого-педагогическая и специальная подготовка будущих педагогов. Педагогическое творчество. Творчество как условие эффективной профессиональной деятельности преподавателя. Специфика педагогического творчества; признаки его наличия, условия развития творчества педагога. Тема 2. Педагогическая техника. Педагогическая техника как форма организации педагогического воздействия. Использование педагогом психофизиологического аппарата в качестве овладения инструмента овладения педагогической техникой. Составные элементы педагогической техники: речь, мимика, жесты, пластика, пантомимика, внешняя и эстетическая выразительность. Способы формирования и развития педагогической техники. Раздел 4. Педагогическая технология как составная часть педагогического мастерства преподавателя (4 ч). Тема 1. Мастерство педагога в управлении образовательно-воспитательным процессом. Ученик как субъект целостного педагогического процесса. Личностно-ориентированный подход в процессе обучения детей. Многоплановость задач обучения и разнообразие способов их реализации. Стимулирование активной познавательной деятельности учащихся в процессе учебных и внеучебных занятий. Мастерство применения наглядных пособий, ТСО в зависимости от обучающих целей. Создание эмоционально-положительного фона на занятиях – условия активной творческой работы детей. Создание ситуации успеха – залог творческой активности детей. Алгоритм создания ситуации успеха. Организация групповой деятельности. Определение цели деятельности, места, времени групповой деятельности, отбор оптимальных средств. Тема 2. Технология педагогического общения. Психолого-педагогические проблемы общения. Специфика педагогического общения, функции, цели, стили общения педагога с позиции трансактного анализа. Специфика взаимоотношений преподавателя среднего специального учебного заведения со студентами, стили общения педагога (по В.А. Кан-Калику). Технология аргументации и речевого информативного воздействия. Основы ораторского искусства. Публичная речь в технологии полемического мастерства педагога: постановка целей для слушателей, мотивировка подачи информации, логические средства публичной речи: факты, примеры, статистические данные, апелляция к опыту слушателей, роль паузы, наглядные пособия; психологические средства публичной речи: правила трех плюсов, шутка, улыбка и комплимент, правило, просьбы, апелляция к чувствам слушателей. Тема 3. Культура и режиссура современного занятия. Технология современного учебного занятия. Взаимосвязь и целостность структурных компонентов учебного занятия. Развивающее педагогическое воздействие на учебном занятии. Режиссура учебного занятия. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Методические рекомендации преподавателю Дисциплина «Основы педагогического мастерства» изучается на заочном отделении 5-ти летнего обучения в 7 и 8 семестрах. Организация образовательного процесса предусматривает проведение лекционных и семинарских занятий, с использованием комплекса педагогических методов: наглядных, словесных, практических. Так же педагог использует интерактивные методы и формы обучения, например, деловая игра, викторина, решение проблемных педагогических ситуаций и т.д. Они помогают студентам в практической деятельности продумать своё поведение в той или иной ситуации, рассмотреть более глубокие аспекты теоретических вопросов. Большую эффективность имеет применение разнообразных технических средств – телевизор, персональный компьютер, мультимедиа проектор – для просмотра видеофрагментов уроков, художественных фильмов. Так же преподаватель организует индивидуальную работу со студентами в виде консультаций, подготовки сообщений. Итог изучения дисциплины – экзамен. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов Дисциплина «Основы педагогического мастерства» является составляющей предметной подготовки преподавателя дошкольной педагогики и психологии. Содержание данной дисциплины полностью соответствует требованиям Государственного стандарта. Главная цель изучения дисциплины - способствовать осознанию студентами содержания и назначения профессиональной деятельности преподавателя и практическому овладению педагогической техникой. При подготовке к семинарским занятиям необходимо осмыслить содержание лекционного материала, познакомиться с дополнительными источниками. Семинары по данному курсу предполагают проведение их в форме практических занятий, на которых идёт обсуждение теоретических вопросов, анализ самостоятельных заданий студентов и выполнение разнообразных упражнений. Для развития творческой активности, воспитания коммуникативной педагогической культуры предполагается организация семинаров с использованием интерактивных форм обучения (в форме деловых игр, занятий с элементами тренинга). Приветствуется самостоятельность и активность студента при подборе примеров заданий, выборе тем творческих проектов. Итог изучения дисциплины – экзамен. СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ КОНТРОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Текущий контроль осуществляется на практических занятиях при обсуждении необходимых вопросов и при оценке выполнения практических заданий. Итоговый контроль осуществляется в ходе зачёта. Примерный перечень вопросов к зачёту по дисциплине «Основы педагогического мастерства».
Примерный перечень тем рефератов:
Критерии оценивания деятельности студентов. Оценку «зачтено» получает студент, выполнивший все указанные условия, показавший систематические и качественные знания по предмету, проявивший творческие способности на занятиях и при выполнении практических упражнений и решении педагогических задач. Оценку «незачтено» получает студент, чьи знания несистематические, неполные; отсутствует творческая составляющая при работе на занятиях и выполнении заданий; неумение применить на практике полученные знания. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Основная литература:
Дополнительная литература:
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Аудиторный фонд, компьютерный класс с необходимым оборудованием, наглядный материал учебные пособия и лекционно-методический материал. Рабочая программа учебной дисциплины (практики) «ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА» Составитель: Нагаткина Е.С., Захарова Л.М. Ульяновск: ФГБОУ ВПО УлГПУ, 2012 - 8 с. Программа составлена с учетом государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050703.65 «Дошкольная педагогика и психология», Положения о практике студентов в ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова» Составитель________________ Нагаткина Е.С., Захарова Л.М. (подпись) Рабочая программа учебной дисциплины (практики) одобрена на заседании кафедры дошкольной педагогики "___" __________ 20__г., протокол № ____ Заведующий кафедрой ____________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Рабочая программа учебной дисциплины (практики) согласована с библиотекой Сотрудник библиотеки ____________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа утверждена на заседании ученого совета _________ факультета "___" __________ 20__г., протокол № ____ Председатель ученого совета факультета ____________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа согласована с учебным управлением "___" __________ 20__г., протокол № ____ Начальник учебного управления. ____________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата Программа зарегистрирована в университетском редакционно-издательском секторе под учетным номером __________ на правах учебно-методического электронного издания. Начальник УРИС __________________________________________________________________ личная подпись расшифровка подписи дата |
Основы педагогического мастерства Учебное пособие Учебное пособие к п н. Якушевой С. Д. предназначено для преподавателей и студентов (обучающихся по педагогическим специальностям... | Рабочая программа учебной дисциплины «Основы педагогического мастерства» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины студентам очной и заочной формы обучения по направлению подготовки 05100.... | ||
Рабочая программа дисциплины: «основы педагогического мастерства» Рабочая программа предназначена для преподавания общепрофессиональной дисциплины студентам очной формы обучения в 5 семестре и заочной... | «Основы педагогического мастерства» ... | ||
«Основы педагогического мастерства» ... | «Основы педагогического мастерства» Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта от 10. 03. 2000 года №68 гум. Специальность... | ||
Об утверждении Положений Методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей. В 2009 – 2010 учебном году организация... | Положение о II межулусном профессиональном конкурсе педагогического... «Центр педагогического мастерства Урдэл» (далее – «Организатор») при поддержке Министерства образования рс (Я), гбоу рс(Я) «Верхневилюйская... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины основы производственного... Дисциплина Б. 2 В. 4 «Основы производственного мастерства» является вариативной общепрофессионального цикла ооп впо по направлению... | Татьяна Леонидовна Терёхина учитель начальных классов мбоу «сош №3» «Интегрированный урок Методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей. В 2009 – 2010 учебном году организация... | ||
Программа дисциплины "Основы производственного мастерства" для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 072500. 62 "Дизайн",... | Конкурс профессионального педагогического мастерства среди молодых педагогических работников Настоящий Порядок определяет цель, задачи, условия организации и проведения конкурса профессионального педагогического мастерства... | ||
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного... Методическая работа является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей. В 2009 – 2010 учебном году организация... | Программа дисциплины «Основы режиссуры и операторского мастерства»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки для... | ||
Современный учитель творец, создающий урок как произведение педагогического... Современный учитель – творец, создающий урок как произведение педагогического мастерства. А современный руководитель? Что создает... | Участие в конкурсах педагогического мастерства учителей моу гимназии... Участие в конкурсах педагогического мастерства учителей моу гимназии №8 г. Тихорецка |