Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42 «Теремок» Доклад на гмо «Глазничок» на тему: «Особенности развития психических процессов детей с овз»





Скачать 129.63 Kb.
НазваниеМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42 «Теремок» Доклад на гмо «Глазничок» на тему: «Особенности развития психических процессов детей с овз»
Дата публикации05.08.2013
Размер129.63 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Психология > Доклад
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 42 «Теремок»

Доклад на ГМО «Глазничок»

на тему: «Особенности развития психических процессов детей с ОВЗ»


Педагог-психолог Сидорова Т.В.

ноябрь 2012


Роль зрения в психическом развитии детей и последствия

его нарушения.

Зрение играет огромную роль в жизнедеятельности нормально развивающегося человека. Уже в самые первые дни после рождения ребенка зрительный анализатор вступает в тесное взаимодействие с другими анализаторами: слухом, тактильными ощущениями; при этом образуются межанализаторные связи, лежащие в основе формирования всех психических процессов.

Нарушение функций зрения наносит большой ущерб развитию ребенка. В дошкольном возрасте это усугубляется тем, что у детей анализаторы, имеющие компенсаторное значение, находятся еще в стадии созревания, что затрудняет развитие сенсорных функций и возникает целый ряд вторичных отклонений в психическом развитии детей.

Нарушение зрения связано с появлением отклонений во всех видах познавательной деятельности. Это проявляется в снижении количества получаемой информации и в изменении ее качества, ограничивает возможности формирования образов воображения и памяти.

Происходят качественные изменения в процессе формирования речи, в мыслительной деятельности, в ориентировке в пространстве и т.д.

Значительные изменения происходят в физическом развитии: в точности движений, их интенсивности, становится специфической ходьба и другие двигательные акты.

Таким образом, у ребенка формируется своеобразная психологическая

система, отличающаяся от нормально развивающегося ребенка.

Поэтому формирование и развитие психологической системы непосредственно связано с коррекционной работой, проводящейся с детьми, имеющими нарушения зрения и с формированием системы компенсаторных процессов.
Особенности развития психических процессов

при нарушениях зрения.

Мы рассмотрим психические процессы такие, как восприятие, внимание, память, мышление и воображение.

Особенности развития восприятия и его механизмы

при нарушениях функций зрения.

Восприятие – это психический процесс отражения предметов или явлений действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств, в совокупности их свойств и качеств, в результате чего возникает

целостный образ объекта.

Нарушения функций зрения приводят к сокращению и ослаблению зрительных ощущений.

При наиболее значительных снижениях остроты зрения, доминирующее положение занимают кожный и двигательный анализаторы. Однако зрительный анализатор, в зависимости от уровня остроты зрения продолжает в той или иной мере принимать участие в процессе восприятия.

Примерно 90% всей информации человек получает через зрение.

У детей с нарушениями зрения формируются обедненные, часто деформированные и неустойчивые зрительные образы.

Для зрительного восприятия, свойственна избирательность, т.е. выделение тех объектов, которые находятся в сфере интересов, деятельности и внимания ребенка. При нарушениях зрения, когда неточно отражаются объекты, у ребенка ослабляется интерес к окружающему, снижается

общая активность и, как результат, избирательность восприятия.

Ограниченность информации, получаемой слабовидящими детьми, обусловливает появление такой особенности их восприятия, как схематизм зрительного образа, его обедненность.

Нарушается целостность восприятия объекта, в образе объекта часто

отсутствуют не только второстепенные, но и определяющие детали, что ведет к фрагментарности и неточности отражения окружающего.

Для нормального функционирования зрительного восприятия характерна способность узнавать объект, вне зависимости от его положения, расстояния от глаз, освещенности и т.д. Для слабовидящих детей нужны определенные условия.

Нарушения зрения приводят к нарушению восприятия перспективы и глубины пространства, при этом образы восприятия искажаются и неадекватны действительности.

Таким образом, нарушение зрительной системы в разных отделах приводит к изменениям и специфичности образов восприятия.

Особенности развития памяти.

Запоминание в различных его видах является важнейшим процессом памяти, и от уровня его развития в прямой зависимости находится успешность деятельности человека. Физиологическим механизмом процесса запоминания является образование временных нервных связей. При нарушениях зрительных функций наблюдаются замедленные, по сравнению с нормой, образования временных связей и выработка дифференцировок, что выражается в необходимости большего количества подкреплений. Дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания.

Кроме уменьшения объема и скорости, можно отметить недостаточную осмысленность запоминаемого материала. Недостатки логической памяти связаны с дефектами восприятия.

У слабовидящих детей наиболее продуктивно происходит запоминание начала материала, что объясняется повышенной утомляемостью детей с дефектами зрения.

Характерным для слабовидящих является огромный размах индивидуальных колебаний в объеме памяти, скорости запоминания, что обусловлено многообразными причинам (типологические особенности, чувственный опыт, уровень интеллектуального развития и т.д.) и они не зависят от состояния зрительных функций.

Несмотря на наличие некоторых специфических особенностей процесс

запоминания у слабовидящих подчиняется тем же закономерностям, что и в норме, что подтверждается увеличением объема и скорости запоминания с возрастом.

Недостаточный объем, пониженная скорость и другие недостатки запоминания слабовидящих детей имеют «вторичный характер», т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии, которые можно предупредить путем развития у детей активности и самостоятельности при наблюдении предметов, явлений и процессов окружающей действительности.

Сохранение и забывание – процессы памяти, отражающие прочность и

динамичность временных нервных связей. Как и при запоминании, у слабовидящих наблюдается большая вариативность индивидуальных показателей и вместе с длительным сохранением у них можно наблюдать быстрое забывание. Образы памяти слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенденцию к распаду. Даже небольшие промежутки времени отрицательно сказываются на их представлениях.

Быстрое забывание усвоенного материала объясняется недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых слепые могут получить только вербальное знание.

Узнавание и воспроизведение – процессы памяти, также имеют у слепых и слабовидящих свои особенности. Узнавание как деятельность, в которой сопоставляется образ памяти с объектом восприятия, зависит от того,

насколько полно и точно было и есть восприятие, от того, какие существенные или несущественные – свойства и признаки были выделены и теперь сравниваются.

Фрагментарные образы и трудности, испытываемые при выделении наиболее существенных сторон и свойств предметов и явлений окружающего мира, проявляются впоследствии при узнавании объектов. Узнавание осуществляется замедленно и менее полно, нежели в норме, причем правильность узнавания находится в зависимости от остроты зрения.

Характерным для слабовидящих является неспецифическое узнавание - по второстепенным, несущественным признакам. Это объясняется недостаточным чувственным опытом обследования предмета. Ограниченность последнего при нарушениях функций зрительного анализатора замедляет развитие процесса узнавания.

Воспроизведение в отличие от узнавания требует более полного запечатления и сохранения ранее воспринятого. В ряде исследований памяти

слепых и слабовидящих отмечается недостаточно полное и замедленное

воспроизведение материала. На качестве этого процесса сказываются недостатки запоминания и сохранения. Замедленное воспроизведение объясняется еще и особенностями высшей нервной деятельности, а

именно, некоторым преобладанием тормозного процесса.

Исследование соотношения зрительной, слуховой и осязательной памяти

выявило слабую сохранность зрительных образов у слабовидящих.

Это свидетельствует об особенностях соотношения кратковременной и долговременной памяти при зрительной недостаточности, более быстром распаде зрительных образов и значительном снижении объема долговременной памяти. Объем кратковременной слуховой памяти у всех категорий детей с нарушением зрения достаточно высокий. Объем кратковременной и долговременной осязательной памяти оказывается высоким.

Систематизация, классификация, группировка материала, т.е. создание

условий его четкого восприятия нарушенным зрением, являются предпосылкой развития памяти при нарушенном зрении.

Особенности развития мышления.

Ученые отмечают три концепции развития мышления лиц с дефектами зрения:

  1. теория ускоренного развития мышления слабовидящих: потеря зрения способствует более раннему, быстрому, преимущественному развитию логического мышления;

  2. теория отрицательного влияния нарушения зрения: недостатки чувственного познания сказываются на мышлении и на образовании неточных обобщений и их формальных понятий;

  3. концепция независимости развития мышления от дефектов зрения: связывает уровень развития мыслительной деятельности слепых и слабовидящих с качеством программирования и управления процессом

его формирования.

Особенности мыслительных операций у детей с нарушениями зрения

Анализ и синтез. Глубокие нарушения функций зрения, влекущие за со-

бой затруднения в сфере восприятия, затрудняют операции анализа и синтеза отражаемых и являющихся объектом познания различных сторон действительности. Нарушенного зрительного восприятия препятствует формированию целостного образа, в результате чего страдают различение и дифференцировка.

В операции сравнения при наличии серьезных дефектов зрения также наблюдаются определенные затруднения, особенно на уровне чувственного познания, наблюдается недостаточная глубина сравнения.

Классификация. Выделение несущественных или чрезмерно общих признаков препятствует правильной классификации и систематизации. Классифицируя понятия, дети с нарушениями зрения часто не могут выделить родовые признаки и дают неверные ответы. Для них характерны трудности в образовании групп предметов, переход к объединению по функциональному или внешнему сходству предметов.

Таким образом, полная или частичная утрата зрения, сужая сенсорную

сферу, затрудняя и обедняя чувственное познание, отрицательно влияет на развитие аналитико-синтетической деятельности мышления.

Однако, мыслительная деятельность слабовидящих подчиняется в своем развитии тем же закономерностям, что и мышление нормально видящих. Хотя сокращение чувственного опыта вносит определенную специфику в этот психический процесс, замедляя интеллектуальное развитие и

изменяя содержание мышления, оно не может принципиально изменить

его сущности. Отмеченные отклонения в развитии мышления от нормы

могут быть в значительной степени преодолены в результате обучения, направленного на формирование полноценных знаний, в которых чувственное и понятийное представлены в единстве.

Особенности развития воображения детей с нарушениями зрения.

Воображение – своеобразная форма отражения действительности, в

которой на основе представлений конструируются образы объектов, до того

никогда не воспринимавшиеся. Воображение имеет для слепых такое же

значение, как и для нормально видящих: расширяет сферу познания, создает возможность предвидеть результаты деятельности, способствует развитию мышления, воли, эмоциональной сферы, оказывает существенное влияние на формирование личности. Чем шире, разнообразнее опыт человека, тем богаче будет и его воображение.

В тифлопсихологии конца 19 – начала 20 века существовали две диаметрально противоположные точки зрения на воображение слепых.

Одни утверждали, что сужение сферы чувственного познания ограничивает возможности комбинирования и создания новых образов, образов воображения, особенно творческого. Другие развивали концепцию преимущественного развития психики при слепоте, утверждая, что выпадение функции зрения способствует развитию и богатству внутренней жизни. Будучи отгорожен от внешнего мира, слепой, по их мнению, создает с помощью мышления и воображения свой внутренний мир, а это способствует развитию высших психических процессов. Воображение слепых характеризуется авторами как более живое, чем у зрячих. Слепым приписывается высокое развитие творчески-музыкального и математического воображения.

Приведенные взгляды, несмотря на их противоположность, имеют много общего: разрывается единство чувственного и логического.

Сужение сферы чувственного познания за счет полного или частично-

го выпадения функций зрения обедняет восприятие и представления, ограничивает возможности комбинирования и реконструкции образов воображения.

Несмотря на ограниченные возможности, воображение слепых широко используется в процессах деятельности и в ряде случаев восполняет недостатки восприятия и бедность чувственного опыта, выполняя компенсаторные функции.

Особо важная роль в компенсации дефектов зрения и обусловленных

ими пробелов в чувственном познании принадлежит воссоздающему воображению. При его помощи слепые на основе словесных описаний и имеющихся зрительных, осязательных, слуховых и других образов формируют образы объектов, недоступные для непосредственного отражения. Обследуя макеты, модели, рельефные изображения, недоступные для осязательного или нарушенного зрительного восприятия, они в своем воображении трансформируют возникающие образы, в результате чего адекватно представляют реально существующие, но не воспринимавшиеся ими непосредственно в натуральном виде предметы.

Развитие воссоздающего воображения у слепых является важной задачей педагога. Целенаправленное, управляемое педагогом развитие воображения необходимо не только потому, что оно заполняет пробелы в чувственных знаниях, но и потому, что воображение, опирающееся на недостаточные по полноте и осмысленности преставления, может уводить слепого в сторону от реальной жизни. Воображение, не регулируемое волей и сознанием, создает нереальные, фантастические образы.

Отход воображения слепых от действительности, возникновение желаемых, но нереальных образов отчетливо проявляется в мечте как особом виде воображения, создающем картины будущего. Подобный отрыв от реальности превращает мечту из стимула деятельности в пустую мечтательность и отрицательно влияет на развитие личности. Поэтому необходимо, чтобы человек с нарушением зрения глубоко осознал свой недостаток, оценил свои возможности и познакомился со сферой их применения.

Творческое воображение слепых из-за отсутствия или недостаточного

количества, а также неполноценности зрительных представлений страдает

значительнее, чем воссоздающее.

Но вместе с тем следует иметь в виду, что существует ряд таких видов

деятельности, участие в которых не требует обязательного зрительного контроля и объекты которой адекватно отражаются без участия зрения. Отсюда следует, что дефекты зрения ограничивают возможности развития

творческого воображения лишь в определенных сферах.

Внимание при нарушениях зрения.

В отечественной психологии внимание определяется как «направленность

и сосредоточенность психической деятельности человека, выражающая активность его личности в данный момент и при данных условиях» и как организация психической деятельности. Внимание не имеет своего собственного содержания и связано с характером активности и деятельности человека.

При глубоких нарушениях зрения наблюдается снижение активности, проявляющееся наиболее четко в ранние периоды развития, что связано с невозможностью воспринимать и реагировать на мощные раздражители, воспринимаемые нарушенным зрительным анализатором. Отсутствие зрительных впечатлений снижает уровень внешней стимуляции деятельности ребенка, что приводит к меньшей его активности по отношению к внешнему миру.

Целый ряд тифлопсихологов показывают значительное снижение общей

активности слепого ребенка в ранние периоды развития и меньшую его подвижность.

Практически все качества внимания, такие как: активность (произвольное и непроизвольное внимание), направленность (внешнее и внутреннее), широта (объем, распределение), переключение (трудное, легкое), интенсивность, сосредоточенность (высокая, низкая), устойчивость (устойчивое или неустойчивое) оказываются под влиянием нарушения зрения, но способны к высокому развитию, достигая, а порой и превышая уровень его развития у зрячих.

Сокращение количества и разнообразия внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование качеств внимания. Замедленность процесса восприятия как на основе осязания, так и на основе нарушенного зрительного анализатора отражается в низком темпе переключения внимания; неполноте и фрагментарности образов; снижении объема, устойчивости внимания.

Слабовидящему необходимо для компенсации зрительной недостаточности активно использовать информацию от всех сохранных и нарушенных анализаторов.

Воспитание внимания и формирование внимательности как свойства личности у детей с дефектами зрения осуществляется на той же основе и теми же способами, что и у зрячих, связано с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности в условиях активной деятельности.


Список литературы.

Земцова М.И. “Учителю о детях с нарушением зрения”, Москва, 1993г.

Зотов А.И. “Актуальные вопросы изучения личности слепых и слабовидящих детей”, Москва, 1997г.

Земцова М.И. “Особенности познавательной деятельности слепых”, Ленинград,2001г.

Зейгарник Б.В. “Патапсихология”, Москва, 1996г.

Коваленко Б.И., Коваленко Б.П. “Тифлопедагогика”, Москва, 2002г.

Литвак А.Г. “Очерки психологии слепых и слабовидящих”, Ленинград, 1992г.

Короленко Ц.П., Фролов Г.Ф. “Вселенная внутри тебя”, “Наука” сибирского отделения, Новосибирск, 1989г.

Литвак А.Г. “Тифлопсихология”, Москва, “Просвещение”, 2005г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42 «Теремок» Доклад на гмо «Глазничок» на тему: «Особенности развития психических процессов детей с овз» iconДоклад на гмо для педагогов, работающих с детьми с нарушением зрения...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42 «Теремок»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42 «Теремок» Доклад на гмо «Глазничок» на тему: «Особенности развития психических процессов детей с овз» icon1. Пояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности детей
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №6 города Липецка
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42 «Теремок» Доклад на гмо «Глазничок» на тему: «Особенности развития психических процессов детей с овз» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №29 «Детский сад комбинированного вида» (сокращённо – мбдоу №29 «Детский...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42 «Теремок» Доклад на гмо «Глазничок» на тему: «Особенности развития психических процессов детей с овз» iconМдоу детский сад общеразвивающего вида №10 с приоритетным осуществлением...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №104 комбинированного вида»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42 «Теремок» Доклад на гмо «Глазничок» на тему: «Особенности развития психических процессов детей с овз» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №15 «Теремок»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42 «Теремок» Доклад на гмо «Глазничок» на тему: «Особенности развития психических процессов детей с овз» iconМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 комбинированного вида»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42 «Теремок» Доклад на гмо «Глазничок» на тему: «Особенности развития психических процессов детей с овз» iconПлан работы муниципального автономного дошкольного образовательного...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №104 комбинированного вида»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42 «Теремок» Доклад на гмо «Глазничок» на тему: «Особенности развития психических процессов детей с овз» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Теремок», существует с 10 марта 1977 года...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42 «Теремок» Доклад на гмо «Глазничок» на тему: «Особенности развития психических процессов детей с овз» iconОтчет муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Курагинский детский сад №9 «Алёнушка» комбинированного вида
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42 «Теремок» Доклад на гмо «Глазничок» на тему: «Особенности развития психических процессов детей с овз» iconАналитическая справка воспитательно-образовательной деятельности...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №6 "Радуга"п г т. Кукмор» Кукморского...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42 «Теремок» Доклад на гмо «Глазничок» на тему: «Особенности развития психических процессов детей с овз» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №35 «Теремок» р п. Приютово муниципального...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42 «Теремок» Доклад на гмо «Глазничок» на тему: «Особенности развития психических процессов детей с овз» iconУрок развития речи в 9 классе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42 «Теремок» Доклад на гмо «Глазничок» на тему: «Особенности развития психических процессов детей с овз» iconНоминации
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №11 «Теремок»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42 «Теремок» Доклад на гмо «Глазничок» на тему: «Особенности развития психических процессов детей с овз» iconПубличный отчет муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №17 «Василёк»...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42 «Теремок» Доклад на гмо «Глазничок» на тему: «Особенности развития психических процессов детей с овз» iconМуниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №27

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №42 «Теремок» Доклад на гмо «Глазничок» на тему: «Особенности развития психических процессов детей с овз» iconДоклад муниципального дошкольного образовательного учреждения детский...
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №13 (детский сад №13) функционирует с 1987 года...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск