Скачать 224.75 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАМЫШИНСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Кафедра «Менеджмент и бизнес» Инновационный менеджмент Методические указания по написанию реферата РПК «Политехник» Волгоград2007ББК 65.291.551-21я7 И 66 Инновационный менеджмент: Методические указания по написа-нию реферата / Сост. Б. А. Карташов. В. А. Чеванин Т. А. Смелова, А. Е. Гаврилов; Волгоград. гос. техн. ун-т. – Волгоград, 2007. – 15 с. Даны методические рекомендации по написанию и оформлению реферата. Предназначены для студентов специальностей 061100 «Менеджмент организации» и 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» очной формы обучения. Рецензент М. А. Иванова Табл. 1. Печатается по решению редакционно-издательского совета Волгоградского государственного технического университета Волгоградский государственный технический университет, 2007 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Реферат – самостоятельная разработка конкретной темы небольшого объема с элементами научного анализа, отражающая приобретенные студентом теоретические знания и практические навыки, умение работать с литературой, анализировать источники, делать обстоятельные и обоснованные выводы. Реферат по дисциплинам учебного плана являются важным этапом обучения студентов, способствующим формированию навыков самостоя-тельного научного и практического подхода к освоению учебного материала. Рефераты являются обязательным видом учебных занятий и выпол-няются студентами по месту обучения. Тематика рефератов определяется преподавателем. Утвержденный список тем рефератов по дисциплине "Менеджмент и маркетинг" пред-ставляется в приложении методического пособия. Рефераты должны отвечать квалификационным требованиям по содержанию и оформлению. Студент лично отвечает за качество и оформление реферата. Качество реферата зависит не только от уровня знаний студента, но и от его активности в использовании современных технических средств. 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕФЕРАТА. ВЫБОР ТЕМЫ Процесс написания реферата включает в себя ряд взаимосвязанных этапов:
Выбор темы предполагает полную самостоятельность студента, исходя из его уровня понимания и осознания актуальности темы, оценки ее теоре-тического и практического значения. Единственным обязательным условием является соответствие темы реферата требованию государственных образова-тельных стандартов к содержанию учебной дисциплины. Студент, как правило, выбирает тему контрольной работы из предла-гаемого перечня, однако может предложить свою тему в пределах учеб-ного плана данного курса с обоснованием необходимости ее разработки и по согласованию с руководителем. Свобода выбора тем реферата позволяет реализовать индивидуальные научные интересы и своеобразие познавательных стилей студентов. Рационально первоначально выбранную тему для контрольного исследования развивать в последующих рефератах. Логическим заверше-нием развития выбранной темы может стать выпускная квалифика-ционная работа. 3. СБОР, АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ МАТЕРИАЛА С выбором темы неразрывно связано подбор и изучение студентом литературы. Сбор литературы по теме исследования (нормативной, первоисточ-ников, научной и учебной) начинается с подготовки библиографического списка. Источниками для формирования библиографического списка могут быть: список обязательной и рекомендованной литературы по изучению учебной дисциплины; библиографические списки в учебниках и монографиях; предметные каталоги библиотек, Интернет; рекомен-дации преподавателя. Библиографический список должен всесторонне охватывать иссле-дуемую тему. В контрольной работе этот список должен содержать 5-10 наименований. Процесс изучения учебной, научной и другой литература требует внимательного и обстоятельного осмысления и обязательного конспек-тирования. Конспекты бывают нескольких видов: плановые, свободные, тексту-альные и тематические. Примечания:
Работы, не требующие детального изучения, просматривают в тех случаях, когда мысли, идеи, высказывания автора могут быть исполь-зованы для раскрытия содержания исследуемой темы, и делают выписки. Выписки следует делать на отдельных листках со ссылками на статью или монографию, откуда взяты идея, факт или цитата. В ходе анализа собранного по теме исследования материала выбирают наиболее обоснованные и аргументированные конспективные записи, выписки, цитаты и затем систематизируют их по ключевым вопросам исследования. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система сведений по существу исследуемого вопроса. На ее основе уточняются структура исследования, его содержание и объем работы. Хотя структура реферата первоначально определяется на стадии планирования, в ходе написания могут возникнуть новые идеи и соображения, поэтому не рекомендуется окончательно структурировать работу сразу же после сбора и анализа материалов. 4. РАЗРАБОТКА РАБОЧЕГО ПЛАНА Для разработки рабочего плана реферата студент должен четко представлять структуру реферата. Содержательная часть реферата имеет следующую структуру: введение; основная часть; заключение; библиография; приложения. Разработка темы контрольной работы начинается с планирования. Правильно составленный план позволяет студенту продуктивно организовать исследовательскую работу по избранной теме и представить ее в установленные сроки. Рабочий план составляется студентом на основе предварительного ознакомления с литературой и другими источниками. Приступая к работе над планом, первоначально необходимо проанализировать вопросы темы по учебникам, в частности по рабочим учебникам, так как в них вопросы излагаются в наиболее доступной форме. Только после этого целесо-образно переходить к специальной литературе, изучению первоисточ-ников, нормативных документов. Такой способ, от простого к сложному, обеспечит возможность "не потеряться" в обилии фактов, идей, авторов. Рабочий план составляется в произвольной форме. В нем приводятся конкретные этапы по написанию реферата и сроки их реализации в соответствии с учебным планом. Согласование рабочего плана осущест-вляется на первом занятии с руководителем. Примерный план выполнения реферата приведен в таблице.
5. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РЕФЕРАТА Основными целями и задачами написания реферата является не только расширение и углубление знаний студента, но и формирование умения анализировать теоретический и практический материал логично, последовательно, ясно, кратко и в то же время емко излагать свои мысли в письменном виде. При написании реферата студенты становятся авторами, многие впервые. Но и к авторской работе предъявляются определенные требова-ния, как по содержанию, так и оформлению. В соответствии с целями и задачами реферата не должен быть пересказом изученного материала или простой компиляцией1, состав-ленной из фрагментов используемых статей и книг. Реферат также не является собственной интерпретацией проблемы, напоминающей школьное сочинение на свободную тему по литературе или публицистическую статью, так как контрольная работа должна основываться либо на научной проблеме, либо на учебной, и опираться на источники и вторичную научную литературу. Таким образом, реферат должен представлять собой целостную, однородную и завершенную студенческую учебно-научную работу, в которой должны быть четко сформулированы проблема и исследова-тельские вопросы, обоснована их актуальность, изложены степень изученности проблемы и состояние ее исследования. При написании текста реферата автору необходимо следить за тем, чтобы в ходе изложения не терялась основная мысль работы. Она должна быть видна специалисту в данной теме, но и читателю, не посвященному в данную проблемную область. Следует постоянно контролировать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. Если при написании текста мысль отклонилась от темы, ее следует вернуть в нужное русло, либо скорректировать структуру работы в соответствии с фактическим ходом изложения. Конец каждой главы, параграфа или абзаца должен иметь логический переход к следующему. Реферат должен быть написана хорошим научным языком, т.е. с соблюдением общих норм литературного языка, правил грамматики и с учетом особенностей научной речи – точности и однозначности терминологии и стиля. Каждая структурная часть реферат имеет свое значение. Оформляя реферат, автор должен помнить, что каждая структурная часть (введение, основная часть, заключение, библиография) начинается с новой страницы. Введение. Реферат следует начинать с введения, в котором осуществляется постановка конкретной проблемы - проблемы написания контрольной работы, откуда следует обоснование актуальности темы, краткого обзора литературы по теме. Затем формулируются вопросы, рассматриваемые в контрольной работе, и оговаривается, какие вопросы, имеющие непосредственное отношение к проблеме, не будут затронуты. Далее раскрывается струк-тура работы и дается сжатое изложение ее основных положений. Примечание. Обязательным атрибутом контрольного исследования является краткий обзор привлеченных источников и литературы. Обзор литературы может быть приведен во введении или в основной части исследования, где рассматриваются теоретические аспекты проблемы. Необходимо отметить важное правило - введение, как и заключение, рекомендуется писать после полного завершения основной части. До того, как будет создана основная часть работы, реально невозможно написать хорошее введение, так как автор еще не вполне овладел материалами по теме. Не рекомендуется делать введение объемом более 2-2,5 страниц. Основная часть. Содержанием основной части реферат является теоретическое осмысление проблемы и изложение эмпирического1, фактического материала. Последовательность изложения того и другого может быть различной. Все зависит от желаний и предпочтений автора. Чаще всего вначале излагаются основные теоретические положения по исследуемой теме, а затем конкретизируемый текстовой или эмпириический материал, который аргументировано подтверждает изложенную теорию. Заголовок основной части в работе не пишется. Как правило, основ-ная часть состоит из нескольких глав, как минимум из двух. В реферате достаточно разделить основную часть на 2-3 главы, не выделяя параг-рафы. Разделы должны быть соразмерны друг другу, как по структур-ному делению, так и по объему. Заключение. Заключение содержит краткую формулировку резуль-татов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор контрольного исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний. Необходимо иметь в виду, что введение и заключение никогда не делятся на части. Объем заключения примерно равен объему введения. Библиография. Библиография - это перечень книг, журналов, статей с указанием основных данных (место и год выхода, издательство и др.). Библиографический список1источников и литературы, использован-ных при разработке контрольной работы, является обязательным атрибутом2 любой научно-исследовательской работы, в том числе и контрольной. Библиографический список включает библиографические описания всех использованных, цитированных или упоминаемых в работе доку-ментов, а также прочитанную литературу по теме, которая оказала суще-ственное влияние на содержание работы. Приложения. Приложения являются обязательным компонентом контрольной работы. Приложения могут быть различными: таблицы, схемы, графики, диаграммы, данные социологических опросов, иллюстрации, копии дого-воров, постановлений, копии финансовых документов (хозяйственные договора, балансы) и т.д. Приложения оформляются после списка источников литературы и располагаются в порядке ссылок в тексте. Каждое приложение начи-нается с нового листа с обозначением в правом верхнем углу словом "Приложение". Приложения должны нумероваться последовательно, арабскими цифрами (например, "Приложение 10") и иметь заголовок. Если приложение одно, то оно не нумеруется. В приложении в левом углу должно быть указано, на основании каких источников оно составлено. Если приложение выполнено на листах иного формата, чем текстовая часть работы, то оно должно быть сложено по формату А-4. Приложения не засчитываются в заданный объем реферата. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ 5.1. Общие требования Реферат набирается на компьютере, либо печатается на пишущей машинке на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4. Объем контрольной работы (без приложений) составляет 15-30 страниц. Текст печатается через 2 интервала, 1800 знаков на странице, вклю-чая пробелы и знаки препинания. Размер левого поля 30 мм, правого -10 мм, верхнего и нижнего – по 20 мм. Абзац должен быть равен пяти зна-кам. Таким образом, на странице располагается от 28 до 30 строк. Каждая структурная часть реферата начинается с новой страницы. Расстояние между главой и следующим за ней текстом составляет три интервала. Такое же расстояние предусматривается между главой и параграфом. После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Также не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка. Страницы нумеруются в нарастающем порядке. Титульный лист и индивидуальное задание на реферате включаются в общую нумерацию, но номера страниц на них не проставляются, т.е. первый напечатанный номер будет на листе работы, на котором помещается содержание (оглавление). Номера страниц проставляются вверху в середине листа, между номером и текстом пропуск - строка. Примечание. В содержание не включаются титульный лист и индивидуальное задание. Оформленный реферат должен быть сброшюрован. На последней странице студент ставит свою подпись как автор работы. 5.2. Требования к оформлению научных работ Хотя реферат является учебной работой, но выполняется он с элементами научного исследования, поэтому к нему предъявляются требования по оформлению, как к научной работе. Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знания и регламентированы действующими государственными стандартами, в том числе и в упрощенном варианте. Поэтому их следует запомнить. Для реферата достаточно выполнения минимальных требований, к которым относится правильное оформление цитат, примечаний, ссылок и списка использованной литературы. 5.3. Правила цитирования Напомним, что цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст. Цитаты, как правило, приводятся только для подтверждения аргументов или описа-ний автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники. Вторичную литературу сле-дует цитировать как можно экономнее, например, для того, чтобы оспорить некоторые выводы авторов. Общий подход к цитированию сос-тоит в том, что цитаты могут быть в каждой главе и параграфе, за исключением тех мест, в которых автор развивает свою позицию или подытоживает результаты исследования. Реферат не должен быть переполнен цитатами, которые плохо связаны между собой. На одной странице текста не должно быть более трех цитат. Если же требуется большее количество цитат, то их лучше давать в пересказе с указанием на источник. При цитировании чужой текст заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в которой он дан в источнике. Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после открывающихся кавычек ставят отточие, и начинают ее со строчной буквы. Например, СИ. Вавилов требовал: "... всеми мерами избавлять человечество от чтения плохих, ненужных книг". Строчная буква ставится и в том случае, когда цитата органически входит в состав предложения, независимо от того, как она начиналась в источнике, например М. Горький писал, что "в простоте слова – самая великая мудрость". Внизу страницы под чертой делается точная ссылка на издание, из которого взята цитата. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается лишь тогда, когда это не искажает смысл всего фрагмента, и обозначается многоточием в местах пропуска. Если из цитируемого отрывка не ясно, о ком или о чем идет речь, в круглых скобках приводится пояснение автора с пометкой своих инициалов. Если в проводимой цитате выделяются какие-то слова, то сразу же в скобках пишется "курсив мой" или "выделено мной" и инициалы автора работы. 5.4. Ссылка является указанием источника, на который ссылаются Ссылка в тексте приводится в виде номера, соответствующего литературному источнику или нормативному документу, приведенному в библиографическом списке, и заключенного в скобки1. При оформлении сносок их помещают на той же странице под строками основного текста с отделением от него небольшой горизон-тальной линией. Примечание. Ссылки на использованную литературу обязательны, так как в этом проявляется культура отношения к чужой мысли, чужому тексту. 5.5. Основные элементы библиографического описания Библиографическое описание документов, включенных в библио-графический список, составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 "Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления". Последовательность формирования библиографического списка мо-жет быть различной:
Основные элементы библиографического описания приводятся в следующей последовательности (ГОСТ 7.0-84 "Библиографическая Дея-тельность. Термины и определения"):
номер (номера) страницы. Примеры библиографического описания: а) Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ "О бухгал-терском учете" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. 3 48. Ст.5369. б) Матвеев Ю.Г. Англо-американское деликтное право. М: Юрид. лит. 1973 г. в) Технология аудита: организация проверки, критерии провероч-ных процедур, рабочие документы / Составитель Е.В. Зубова. М., 1998. С. 5-8. г) Ремизов Н., Гутцайт Е., Островский О. Комментарии к правилам (стандартам) аудиторской деятельности // Финансовая газета. 1998. № 2, 4, 6. 5.6. Правила написания числительных в тексте Особое внимание автор должен обратить на написание числи-тельных, так как опыт аттестации студенческих письменных работ показал недостаточное знание студентами правил написания числитель-ных в тексте. Однозначные количественные числительные пишутся словами (например, "срок обучения шесть лет", "в пяти странах проводятся реформы"). Многозначные количественные числительные пишутся цифрами (например, "55 лет в строю", "115 штук различных изделий") за исключе-нием числительных, с которых начинается абзац. В этом случае они пишутся словами. Количественное числительное, записанное арабскими цифрами и названное вместе с существительным, не имеет падежного окончания (например, "в 10 рядах"). Однозначные и многозначные порядковые числительные, как правило, пишутся словами (например, "третий ряд", "пятнадцатый разряд"). Порядковые числительные, входящие в состав сложных слов, а также в научных текстах пишутся цифрами (например, "5-тонный грузовик"). Порядковые числительные, записанные арабскими цифрами, имеют падежные окончания. Если порядковые числительные оканчиваются на две гласные буквы, на букву "й" и на согласную букву, падежное окон-чание состоит из одной буквы (например, "9-я улица Соколиной горы", "50-й том ", "в 90-м году"). Если порядковые числительные оканчиваются на согласную и глас-ную буквы, падежное окончание состоит из двух букв (например, "сле-сарь 2-го разряда"). Порядковые числительные, записанные арабскими цифрами и расположенные после существительного, к которому они относятся, не имеют падежных окончаний (например, "абзац 3, гл. 1"). Порядковые числительные, записанные римскими цифрами, не имеют падежных окончаний (например, "XX век"). 5.7. Правила сокращения слов и словосочетаний Применение сокращенных словосочетаний регламентируется ГОСТ 7.12-93 "Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографи-ческом описании". Кроме того, имеются общепринятые правила сокра-щения слов и выражений, применяемые при написании контрольных ра-бот, рефератов, диссертаций, статей. При этом используются следующие способы:
Студенты должны также быть внимательны при использовании и таких трех видов сокращений, как буквенные аббревиатуры, сложно-сокращенные слова, условные географические сокращения по начальным буквам слов или по частям слов. Такими аббревиатурами удобно пользоваться, так как они состав-ляются из общеизвестных словообразований (например, "ВУЗ", "проф-союз"). Если необходимо обозначить свой сложный термин такой аббре-виатурой, то в этом случае ее следует указывать сразу же после данного сложного термина. Например, "средства массовой информации (СМИ)". Далее этой аббревиатурой можно пользоваться без расшифровки. При написании контрольной работы студент должен соблюдать общепринятый сокращения по начальным буквам слов или по частям таких слов: "и т.д." (и так далее), "и т.п." (и тому подобное), "и др." (и другое), "т.е." (то есть), "и пр." (и прочее), "вв." (века), "гг." (годы), "н.э." (нашей эры), "обл." (область), "гр." (гражданин), "доц." (доцент), "акад." (академик). При сносках и ссылках на источники употребляются такие сокращения, как "ст. ст." (статьи), "см." (смотри), "ср." (сравни), "напр." (например), "т. т." (тома). Следует иметь также ввиду, что внутри самих предложений такие слова, как "и другие", "и тому подобное", "и прочее" не принято сокра-щать. Не допускаются сокращения слов "так называемый" (т. н.), "так как" (т.к.), "например" (напр.), "около" (ок), "формула" (ф-ла). 6. ОФОРМЛЕНИЕ РЕФЕРАТА Этап оформления реферата является не менее важным, чем остальные, так как на этом этапе автор должен не только свести все материалы по реферату в единый документ, но и оформить в соответствии с требованиями. К оформлению чистового варианта реферата приступают после учета замечаний руководителя, внесения собственных дополнений и изменений. Структура реферата: Титульный лист, задание, содержание (оглавление) работы, введе-ние, основная часть, заключение, библиографический список, список сокращений, приложения. После подготовки чистового варианта необходимо еще раз отредактировать текст, устранить опечатки. Далее следует проверить ло-гику работы - насколько точен смысл абзацев и отдельных предложений, соответствует ли содержание глав их заголовкам. Затем следует проверить, нет ли в работе пробелов в изложении и аргументации, устранить стилистические погрешности, обязательно про-верить точность цитат и ссылок, правильность оформления, обратить внимание на написание числительных и т. д. Лишь после такой коррек-туры следует сделать окончательный вариант работы для представления ее руководителю. Целенаправленная завершающая работа с текстом характеризует ответственность автора за представляемый материал, его уважение к руководителю преподавателю, оценивающему работу. Подготовив чистовой вариант для передачи руководителю, студенту необходимо в целях дальнейшего использования накопленного в процессе подготовки контрольной работы материала внимательно просмотреть весь материал, систематизировать его, снабдив описанием. Если есть возмож-ность, такую систематизацию целесообразно провести с использованием компьютера. Собственная база данных по определенной тематике, попол-няясь в процессе подготовки других контрольных работ, отчетов по прак-тике, не только окажет огромную помощь студенту в подготовке выпускной квалификационной работы, но и повысит ее качество. 7. АТТЕСТАЦИЯ Аттестация письменного реферата осуществляется по 4-бальной шкале с обязательным оформлением рецензии. Критерии оценки реферата:
Критерии, при наличии хотя бы одного из которых работа оцени-вается только на "неудовлетворительно". К ним относятся: - тема и (или) содержание работы не относится к предмету дисци-плины;
При оценке письменных контрольных работ преподаватель-экзаме-натор обращает также внимание на следующие распространенные ошиб-ки в работах студентов:
Если при подготовке реферата студент воспользуется правилами и рекомендациями данного методического пособия и методических указаний по дисциплине "Инновационный менеджмент", то это обеспе-чит ему высокую и соответствующую оценку по контрольной работе. В заключение еще раз необходимо подчеркнуть, что смысл реферата состоит в приобретении навыков самостоятельного решения практи-ческих проблем с научных позиций и письменного изложения получен-ных результатов. Такие навыки являются необходимыми не только академическим ученым и исследователям, но и всем, кто желает посвя-тить себя любой интеллектуальной профессии. При обучении студент должен следовать девизу: "Делаю, учась, и учусь, делая", тогда ему всегда будут сопутствовать успех и удача. Составители: Борис Алексеевич Карташов Валерий Александрович Чеванин Татьяна Алексеевна Смелова Андрей Евгеньевич Гаврилов Инновационный менеджмент Методические указания по написанию реферата Под редакцией авторов Темплан 2007 г., поз. № 80. Подписано в печать 27. 09. 2007 г. Формат 60×84 1/16. Бумага листовая. Печать офсетная. Усл. печ. л. 0,94. Усл. авт. л. 0,75. Тираж 25 экз. Заказ № Волгоградский государственный технический университет 400131 Волгоград, просп. им. В. И. Ленина, 28. РПК «Политехник» Волгоградского государственного технического университета 400131 Волгоград, ул. Советская, 35. 1 Компиляция - несамостоятельное произведение, составленное путем заимствований, без собственных наблюдений и выводов. 1 Эмпиризм (от гр. empeiria) - опыт. 1 ГОСТ 7.0-84 "Библиографическая деятельность. Термины и определения". 2 Атрибут (научн.) – существенный признак, постоянное свойство чего-либо. 1 Сноска - это дополнительный текст, помещенный отдельно о основного внизу страницы или в конце всего текста, либо в основном тексте в скобках. |
Реферат по дисциплинам учебного плана являются важным этапом обучения... Планирование производственной деятельности: Методические указания по написанию реферата / Сост. В. А. Чеванин, Б. А. Карташов, Т.... | Пояснительная записка Школьные годы являются важным этапом в жизни... Программа предназначена для организации совместной работы психолога, классного руководителя на начальном этапе обучения в пятом классе.... | ||
Дисциплинам в соотвествии с требованиями государственного образовательного... В октябре – декабре 2012 года, в рамках подготовки университета к аккредитации, на кафедрах университета методическим и учебным управлениями... | Обучение младших щкольников разговорному якутскому языку Сложившаяся система общего образования не способствовала освоению национально-регионального своеобразия жизненного опыта поколений... | ||
Реферат По теме: «Химический состав продуктов и подготовка продуктов для приготовления теста» Все мучные изделия являются важным источником углеводов – крахмала, а некоторые из них – сахаров | Рабочая программа по химии 8 класс Настоящая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 8—9 классах общеобразовательных учреждений. Она рассчитана... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Основы безопасности... | Методические рекомендации по написанию и оформлению реферата по специальности Сдача кандидатского экзамена по специальной дисциплине является важным этапом обучения по программам послевузовского профессионального... | ||
ЕН. Ф. 1 Математика и информатика: математика Учебная дисциплина Математика и информатика: "Математика" введена в процесс обучения для бакалавров по направлению подготовки "Художественное... | Анализ реализации учебного плана за 2011-2012 учебный год В структуре учебного плана выделялись две части: инвариантная и вариативная, определяемая образовательным учреждением. Уровень обязательной... | ||
Содержание Введение Раздел Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности Достаточность и современность источников учебной информации по всем дисциплинам, профессиональным модулям учебного плана | Программа по педагогической практике 050400. 62 «C оциально-экономическое... Важным требованием при составлении рабочих программ является обеспечение логической взаимосвязи и преемственности всех дисциплин... | ||
Самостоятельная работа студентов Внеаудиторная работа студентов является исключительно важным методом активного и эффективного освоения учебного материала по дисциплине... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «в спортивная медицина» Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины вариативной части профессионального цикла студентам очной формы обучения... | Общими признаками диагностического обследования являются Данная программа разработана для студентов 1-5 курсов дневного отделения по специальности 022300 в соответствии с Государственным... |