Доклад А. А. Недоступа проректора по информатизации и развитию фгбоу впо «Калининградский государственный технический университет»





Скачать 179.49 Kb.
НазваниеДоклад А. А. Недоступа проректора по информатизации и развитию фгбоу впо «Калининградский государственный технический университет»
Дата публикации21.04.2015
Размер179.49 Kb.
ТипДоклад
100-bal.ru > Право > Доклад
Доклад А.А. Недоступа

проректора по информатизации и развитию

ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет»

на VIII Международном конгрессе рыбаков

(г. Владивосток, Администрация Приморского края)

Согласование профессиональных стандартов в рыбохозяйственной отрасли Российской Федерации
В.А. Волкогон, А.А. Недоступ
ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет»

Сокращения:
ЕТКС - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих.

ОКПДТР - Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов.

КоАП РФ - Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации.

ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации.

ЕСКК - Единая система классификации и кодирования информации.

ФГОС ВПО - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования.

ФГОС ВО - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования.

ФГОС НПО - Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования.

ФГОС СПО - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.

Профстандарт - Профессиональный стандарт.

В настоящее время в Российской Федерации используются следующие квалификационные справочники:

1. Постановление Минтруда РФ от 21.08.98 №37 (ред. От 17.09.2007) «Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» [1].

2. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), первый выпуск которого утв. Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30 [2].

3. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) принят постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367 [3].

4. Приказ Минздравсоцразвития России от 25.10.2010 № 921н «О внесении изменения в порядок применения ЕТКС должностей руководителей, специалистов, служащих», который уточнил требование для занятия руководящей должности при отсутствии специальной подготовки, касающееся достаточного стажа практической деятельности [4].

Перечисленные документы постоянно обновляются, тем не менее по целому ряду направлений наблюдается несоответствие современным формам организации труда.

Если при работе в конкретной должности предусмотрены льготы или ограничения, то указание ее в трудовом договоре не в точном соответствии с квалификационным справочником будет нарушением законодательства о труде, которое может повлечь и административную ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ [5]. Основным негативным моментом несоблюдения указанного требования ст. 57 ТК РФ [6] является то, что работник может быть впоследствии лишен соответствующих льгот и компенсаций.

Кадровые службы используют в основном квалификационные справочники, разработанные в советский период, и необходимость разработки современных профессиональных стандартов в России представляется значимой и необходимой задачей.

В настоящее время Правительство Российской Федерации укрепляет позиции трудового законодательства.

С принятием Федерального закона от 24.10.2007 № 232-ФЗ, который установил двухуровневое высшее профессиональное образование (бакалавриат и магистратура) [7], Россия вплотную подошла к тому, чтобы включиться в так называемый Болонский процесс, основная цель которого - создание единого общеевропейского образовательного пространства. Страны- участницы (около 40) ставят перед собой следующие задачи:

  • введение общепринятых, сравнимых квалификаций в области высшего образования;

  • переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавр, магистр);

  • введение подготовки студентов и нагрузок в терминах зачетных единиц;

  • повышение мобильности студентов, преподавателей;

  • взаимное признание квалификаций и документов в области высшего образования;

  • развитие системы дополнительного образования с тем, чтобы профессиональное образование продолжалось в течение всей жизни.

Перестройка высшего образования в России связана с отходом от жесткой специализации обучающихся в вузах и получением базовых знаний за четыре года (бакалавриат), а в дальнейшем студенты должны будут самостоятельно выбрать специальность и адаптироваться к требованиям организаций, в которых будут работать.

По разработанным ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» ФГОС ВПО для рыбохозяйственной отрасли Российской Федерации и утвержденным Минобрнауки России в 2009 г. обучаются студенты высших учебных заведений с 2011 г., с этого же года внедрены ФГОС НПО и ФГОС СПО.

ФГОС НПО [8]:

111401.01 Рыбовод. Приказ Минобрнауки России от 22 октября 2009 г. N 456.

111402.01 Обработчик рыбы и морепродуктов. Приказ Минобрнауки России от 22 октября 2009 г. N 451.

111501.01 Рыбак прибрежного лова. Приказ Минобрнауки России от 28 октября 2009 г. N 469.

ФГОС СПО [9]:

111401 Ихтиология и рыбоводство. Приказ Минобрнауки России от 15 октября 2009 г. N 421.

111402 Обработка водных биоресурсов. Приказ Минобрнауки Россииот 07 октября 2009 г. N 377.

111501 Промышленное рыболовство. Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2009 г. N 403.
ФГОС ВПО [10,11,12]:

Бакалавриат:

111400 Водные биоресурсы и аквакультура. Приказ Минобрнауки России от 28 октября 2009 г. N 487.

111500 Промышленное рыболовство. Приказ Минобрнауки России от 28 октября 2009 г. N 485.

Магистратура:

111400 Водные биоресурсы и аквакультура. Приказ Минобрнауки России от 28 октября 2009 г. N 486.

111500 Промышленное рыболовство. Приказ Минобрнауки России от 28 октября 2009 г. N 484.

В понятие трудовой функции включается работа в соответствии с профессией, специальностью, квалификацией. Тем не менее признание бакалавра в рамках российских нормативных документов, регламентирующих трудовые отношения, пока не узаконено, и ни в ТК РФ, ни в типовых положениях и должностных инструкциях не предусматривается наличие работников с таким уровнем образования.

Отметим, что существование бакалавров не предусматривается и не учитывается в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) [13], который выступает составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации, подготовленном в рамках выполнения Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Классификатор предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, степени механизации, условиям труда и уровню квалификации.

Таким образом, после получения физическим лицом профессионального образования, удостоверенного соответствующим документом об образовании, данный субъект должен считаться обладающим необходимой квалификацией для выполнения работы по полученной специальности в определенной отрасли общественного производства. Переход на подготовку бакалавров в России фактически возлагает на профессиональные объединения дополнительные задачи и обязательства по доведению таких специалистов до уровня, необходимого для работы в определенном сегменте бизнеса, в конкретных производственных условиях и на соответствующем уровне управления, в рамках определенной отрасли.

До декабря 2012 г. в законодательстве Российской Федерации отсутствовали два важных понятия:

- профессиональный стандарт;

- квалификация.

Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-Ф3 «О внесении изменений в трудовой кодекс российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»» глава 31 ТК РФ была дополнена статьей 1951, в которой впервые в трудовом законодательстве появились нормативные определения понятий «квалификация» и «профессиональный стандарт», хотя сам термин «квалификация» достаточно активно используется в действующем ТК РФ [14].

Так, обеспечение равенства возможностей работников должно осуществляться без всякой дискриминации с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности (ст. 2 ТК РФ); трудовая функция работника определяется как работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации (ст. 15 и 57 ТК РФ); заработная плата работника напрямую определяется в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы (ст. 129 ТК РФ); при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией (ст. 179 ТК РФ) [6].

Одновременно Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (вступит в силу с 1 сентября 2013 г.) в ст. 2 (п. 5) определяет квалификацию как «уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного рода профессиональной деятельности», т.е. дает более детализированное и развернутое определение.

И так, квалификация, это:

  • во-первых, как владение комплексом компетентностей, связанных с деятельностью работника по реализации полученного обучения по профилю;

  • во-вторых, как описание соответствующей профессиональной деятельности, включая объективные характеристики труда и устойчивые индивидуальные личностные качества, которые являются для данной деятельности профессионально важными, обеспечивающими ее успешность.

Понятие «квалификация» обозначает степень годности к какому-нибудь виду труда, уровень подготовленности. Понятие «компетентный» обозначает «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области».

Первоначально квалификация работника приобретает ключевое значении на этапе заключения трудового договора - при определении трудовой функции работника [15].

Трудовая функция - это стержень трудового договора, на который опираются все прочие элементы трудовых связей, очерчивается круг непосредственных трудовых обязанностей. Определенность трудовой функции проявляется в том, что работодатель не вправе поручать работнику выполнение работы, выходящей за рамки трудовой функции, и работник, в свою очередь, не вправе требовать предоставления ему работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 60 ТК РФ).

Трудовая функция - это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 15 и 57 ТК РФ). Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 57 ТК РФ).

Профессиональный стандарт разрабатывается в целях:

- обеспечения взаимодействия сферы труда и системы образования; поддержки непрерывности профессионального развития работников в течение всей трудовой деятельности; учета требований рынка труда при разработке образовательных стандартов и программ обучения, в том числе модульных, экзаменационных требований;

- унификации, установления и поддержания единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, определения квалификационных требований к работникам; прозрачности подтверждения и оценке профессиональной квалификации  работников, выпускников учреждений профессионального образования;

- совершенствования деятельности по подбору подходящей работы, профессиональной ориентации населения;

- оценки качественных и количественных изменений на рынке труда, регулирования трудовых ресурсов, согласования требований рынка труда и развития сферы профессионального образования и обучения.

Стандарт -

это понятие, разработанное Международной организацией стандартизации (International Organization for Standardization (ISO), означает документ, доступный и опубликованный, коллективно разработанный или согласованный и общепринятый в интересах тех, кто им пользуется, основанный на интеграции результатов науки, технологии, опыта, способствующий повышению общественного блага и принятый организациями, полномочными на национальном, региональном и международном уровнях.

Профстандарт -

это нормативный документ в области конкретного вида экономической деятельности, где должны содержаться требования к выполнению работником трудовой функции и необходимые для этого компетенции.

В соответствии с Указом Президента РФ №597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить (пункты в и г) [16]:

в) утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов;

г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов.

Постановлением правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» установлено, что профессиональные стандарты применяются [17]:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

В соответствии с планом разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 2204-р утверждены сроки разработки профстандартов [18].

Предназначены стандарты профессиональной деятельности для развития конкретных профессий и профессионализма специалистов, установления критериев оценки результатов их труда, повышения качества труда, улучшения кадрового менеджмента в данной профессиональной сфере, создания механизмов стимулирования профессионального роста (сертифицированного обучения и сертификации), определения требований к исходящим компетенциям выпускников учебных заведений по направлениям подготовки подходящих профилей и пр.

После получения физическим лицом профессионального образования, удостоверенного соответствующим документом об образовании, данный субъект должен считаться обладающим необходимой квалификацией для выполнения работы по полученной специальности в рыбохозяйственной отрасли Российской Федерации. По российскому законодательству «профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности».

В России начался процесс разработки профстандартов, которые должны сформировать отраслевые рамочные структуры различных квалификаций работников по видам экономической деятельности, показывающие тесную взаимосвязь квалификаций, востребованных для выполнения должностных обязанностей профессиональной деятельности, и квалификаций выпускников образовательных учреждений. В целом анализ существующих появившихся в России стандартов профессиональной деятельности показывает, что они создавались на основе международных стандартов, существующих в международной профессиональной среде.

До 2015 г. в России должно быть разработано около 800 профессиональных стандартов. Они будут носить для работодателей в основном рекомендательный характер, за исключением, безусловно, профессиональных рисков, для которых профессиональный стандарт обязателен. Необходимость разработки профессиональных стандартов нашла свое отражение в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011-2013 гг., в котором предлагается осуществить в России разработку систем профессиональных стандартов, их дальнейшее совершенствование и сближение со стандартами Европейского Союза.

Утверждение профстандарта осуществляется Минтрудом России на основании заключения экспертного совета с рекомендациями о его утверждении. Сведения о профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которых также осуществляется Минтрудом России в установленном им порядке.

Профессиональный стандарт состоит из следующих необходимых структурных элементов:

  • наименование профессии;

  • код по классификатору;

  • квалификационный уровень работника;

  • наименование должностей и должностных обязанностей работников;

  • требуемый уровень их профессионального образования и обучения, практического опыта работы по профессии;

  • требования к сертификации и состоянию здоровья;

  • перечень умений и навыков, которыми должен обладать работник.

Возможные последствия процесса стандартизации для работников и работодателей:

- работникам предоставляется возможность определить свой профессиональный уровень, улучшить профессиональные знания, повысить при необходимости уровень квалификации и тем самым создать основу для дальнейшего профессионального роста;

- работодатели же получают более четкие критерии для оценки персонала с целью повышения профессионального уровня работников, улучшения мотивации трудовой деятельности и, как следствие, создание условий для повышения производительности труда;

- работодатели приобретают возможность контролировать профессионализм работников с учетом обновленных в обществе образовательных стандартов в различных областях и созданных систем сертификации персонала, являющихся дополнительной гарантией компетенции работника.

При разработке профстандартов необходимо использовать нормативно-правовые документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России):

- приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. № 565 «Об утверждении плана-графика подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах» [19];

- информация Минтруда России от 18 января 2013 г. «О разработке профессиональных стандартов» [20];

- проект приказа Минтруда России от 14 февраля 2013 г. «Об утверждении уровней квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов» [21];

- методические рекомендации по разработке профессионального стандарта [22];

- макет профстандарта [23];

- уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов [24];

- приказ Минтруда России №294 от 4 июля 2013 г. «О внесении изменений в приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 мая 2013 г. № 200 «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году за счет средств федерального бюджета» [25];

- перечень групп занятий (профессий), утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации;

- проект приказа Минтруда России от 11 марта 2013 г. «Об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» [26].

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский государственный технический университет» выиграло 10-ть открытых аукционов по разработке профстандартов, проводимых Минтрудом России [27]:

- инженер-рыбовод;

- ихтиолог;

- матрос на судах рыбопромыслового флота;

- гидробиолог;

- изготовитель орудий лова;

- инженер-конструктор орудий промышленного лова рыбы и морепродуктов;

- капитан судна рыбопромыслового флота;

- мастер по добыче рыбы;

- специалист по добыче рыбы;

- рыбовод.

Подготовка проектов данных профстандартов предполагает:

- формирование экспертной группы, в состав которой должны входить руководители и специалисты-эксперты, специалисты в области управления, обучения и развития персонала, нормирования и охраны труда, другие специалисты [27];

- проведение анализа состояния и перспектив развития вида профессиональной деятельности с учетом отечественных и международных тенденций;

- проведение анализа нормативной, методической, учебной, технологической документации в области темы лота и по отдельным трудовым функциям специалистов в этой области;

- формирование репрезентативной выборки организаций;

- проведение опроса работников организаций;

- подготовка проекта профессионального стандарта, включающего описание основных обобщенных трудовых функций, относящихся не менее чем к двум уровням (подуровням) квалификации и включающих описание деятельности (указывается наименование профстандарта) разных категорий;

- проведение профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта, предполагающего: размещение проекта профессионального стандарта на сайте разработчика [27]; проведение круглых столов для представителей профессионального сообщества, работодателей, их объединений, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- согласование проекта профессионального стандарта с ведущими профильными профессиональными ассоциациями и профессиональными союзами федерального уровня;

- представление проекта профессионального стандарта в Минтруд России.

В ходе разработки профстандартов Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский государственный технический университет» объединило экспертов из специалистов предприятий рыбохозяйственной отрасли Российской Федерации в группы разработчиков профстандартов [27].

Запланировано проведение профессионально-общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов на заседаниях круглых столов из числа представителей профессионального сообщества, работодателей, их объединений, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:




круглого стола

Наименование мероприятия, в рамках которого пройдет круглый стол

Место проведения

Дата

1

VIII Международный конгресс рыбаков

г. Владивосток

12-13 сентября 2013 г.

2

IX Международная научно-практическая конференция «Производство рыбной продукции: проблемы, новые технологии, качество»

г. Светлогорск Калининградской области

17-20 сентября 2013 г.

3

Совещание, организованное Агентством по рыболовству Правительства Калининградской области

г. Калининград

18-19 сентября

2013 г.

4

Пленум учебно-методического объединения по образованию в области рыбного хозяйства

г. Калининград

24 сентября

2013 г.

5

XI Международная научная конференция «Инновации в науке, образовании и бизнесе - 2013»

г. Калининград

25-27 сентября

2013 г.

6

Вторая всероссийская межвузовская научно-методическая конференция «Переход на федеральные государственные образовательные стандарты. Лучшие практики рыбохозяйственного образования»

г. Калининград

26 сентября

2013 г.

В настоящее время проводится экспертиза представленных проектов профессиональных стандартов: инженер-рыбовод, ихтиолог, матрос на судах рыбопромыслового флота, гидробиолог, изготовитель орудий лова, инженер-конструктор орудий промышленного лова рыбы и морепродуктов, капитан судна рыбопромыслового флота, мастер по добыче рыбы, специалист по добыче рыбы, рыбовод.

В ближайшее время необходимо провести анализ:

- российских и международных профессиональных стандартов по видам профессиональной деятельности в области обработки водных биоресурсов;

- состояния и перспектив развития соответствующего вида экономической деятельности, группы занятий, к которым относятся профессиональные стандарты по обработке водных биоресурсов;

- квалификационных характеристик, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих;

- нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, которыми определены требования к квалификации по профессиям, должностям, специальностям, соответствующим данному виду профессиональной деятельности - обработке водных биоресурсов.

В ноябре 2013 года необходимо направить в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации уведомление о разработке проектов профессиональных стандартов в области обработки водных биоресурсов.

Список использованных источников


  1. http://zakonprost.ru/content/base/54664/.

  2. http://www.etks.info/etks.

  3. http://professions.org.ru/.

  4. http://mzsrrf.consultant.ru/page.aspx?22156.

  5. http://www.consultant.ru/popular/koap/.

  6. http://kzotrf.ru/.

  7. http://www.rg.ru/2007/10/27/obrazovanie-dok.html

  8. http://минобрнауки.рф/документы/544.

  9. http://минобрнауки.рф/документы/923.

  10. http://минобрнауки.рф/документы/924.

  11. http://минобрнауки.рф/документы/926.

  12. http://www.klgtu.ru/education/fgosvpo.php.

  13. http://www.kadrovik.ru/docs/okpdtr.htm.

  14. http://www.rg.ru/2012/12/07/prof-dok.html.

  15. http://www.pro-personal.ru/journal/971/532791/.

  16. http://www.rosmintrud.ru/docs/president/ukaz/37.

  17. http://www.rosmintrud.ru/docs/government/103.

  18. http://www.rosmintrud.ru/docs/government/100.

  19. http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/2.

  20. http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/payment/12.

  21. http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/projects/225.

  22. http://www.klgtu.ru/methodicalwork/umo/profstandart/.

  23. http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/47.

  24. http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/48.

  25. http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/80.

  26. http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/projects/257.

  27. http://www.klgtu.ru/methodicalwork/umo/profstandart/.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад А. А. Недоступа проректора по информатизации и развитию фгбоу впо «Калининградский государственный технический университет» iconФгбоу впо «кгту» Издательство университета смк пэи -2011 Экземпляр 1 Выпуск 1 Изменения 0
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский государственный...
Доклад А. А. Недоступа проректора по информатизации и развитию фгбоу впо «Калининградский государственный технический университет» iconРектору фгбоу впо «Калининградский государственный технический университет» Волкогону В. А
О разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики...
Доклад А. А. Недоступа проректора по информатизации и развитию фгбоу впо «Калининградский государственный технический университет» iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по рыболовству Федеральное...
Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Шибаев С. В., Орлов Е. К., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Доклад А. А. Недоступа проректора по информатизации и развитию фгбоу впо «Калининградский государственный технический университет» iconРеализация интерактивности на интернет-сайтах экономических форумов...
Работа выполнена на кафедре иностранных языков в фгоу впо «Калининградский государственный технический университет»
Доклад А. А. Недоступа проректора по информатизации и развитию фгбоу впо «Калининградский государственный технический университет» iconАдаптационные возможности молоди стерляди (acipenser ruthenus linnaeus,
Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Калининградский...
Доклад А. А. Недоступа проректора по информатизации и развитию фгбоу впо «Калининградский государственный технический университет» iconФедеральное агентство по рыболовству
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный...
Доклад А. А. Недоступа проректора по информатизации и развитию фгбоу впо «Калининградский государственный технический университет» iconРоссийской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное...
М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное...
Доклад А. А. Недоступа проректора по информатизации и развитию фгбоу впо «Калининградский государственный технический университет» iconРабочая программа дисциплины
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский государственный...
Доклад А. А. Недоступа проректора по информатизации и развитию фгбоу впо «Калининградский государственный технический университет» iconПрименение ферментного стабилизатора «дорзин» в дорожном строительстве
Фгбоу впо «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А»
Доклад А. А. Недоступа проректора по информатизации и развитию фгбоу впо «Калининградский государственный технический университет» iconФгбоу впо «Брянский государственный технический университет» Факультет энергетики и электроники
Профиль (магистерская программа, специализация): «Промышленная электроника и микропроцессорная техника»
Доклад А. А. Недоступа проректора по информатизации и развитию фгбоу впо «Калининградский государственный технический университет» iconОбразовательный стандарт учебной дисциплины «Силовые агрегаты»
Разработан кафедрой «Автомобили и автомобильное хозяйство» фгбоу впо «Алтайский государственный технический университет им. И. И....
Доклад А. А. Недоступа проректора по информатизации и развитию фгбоу впо «Калининградский государственный технический университет» iconПрограмма профессиональной переподготовки разработана фгбоу впо «Новосибирский...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Доклад А. А. Недоступа проректора по информатизации и развитию фгбоу впо «Калининградский государственный технический университет» iconРеферат (в свободной форме), то доклад/реферат может быть официально...
Региональное отделение Международной Академии информатизации и фгбоу впо московский государственный университет технологий и управления...
Доклад А. А. Недоступа проректора по информатизации и развитию фгбоу впо «Калининградский государственный технический университет» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Работа выполнена в фгбоу впо «Уфимский государственный авиационный технический университет»
Доклад А. А. Недоступа проректора по информатизации и развитию фгбоу впо «Калининградский государственный технический университет» iconОсновная образовательная программа магистратуры, реализуемая фгбоу...
Фгбоу впо «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» по направлению подготовки 210700 Инфокоммуникационные технологии...
Доклад А. А. Недоступа проректора по информатизации и развитию фгбоу впо «Калининградский государственный технический университет» iconМорфофизиологическая оценка молоди русского осетра, выращенной на...
Работа выполнена в фгбоу впо «Астраханский государственный технический университет» (агту)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск