Скачать 179.49 Kb.
|
Доклад А.А. Недоступа проректора по информатизации и развитию ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» на VIII Международном конгрессе рыбаков (г. Владивосток, Администрация Приморского края) Согласование профессиональных стандартов в рыбохозяйственной отрасли Российской Федерации В.А. Волкогон, А.А. Недоступ ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» Сокращения: ЕТКС - Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. ОКПДТР - Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов. КоАП РФ - Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. ТК РФ - Трудовой кодекс Российской Федерации. ЕСКК - Единая система классификации и кодирования информации. ФГОС ВПО - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. ФГОС ВО - Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. ФГОС НПО - Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования. ФГОС СПО - Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Профстандарт - Профессиональный стандарт. В настоящее время в Российской Федерации используются следующие квалификационные справочники: 1. Постановление Минтруда РФ от 21.08.98 №37 (ред. От 17.09.2007) «Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих» [1]. 2. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕТКС), первый выпуск которого утв. Постановлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 31.01.1985 № 31/3-30 [2]. 3. Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) принят постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367 [3]. 4. Приказ Минздравсоцразвития России от 25.10.2010 № 921н «О внесении изменения в порядок применения ЕТКС должностей руководителей, специалистов, служащих», который уточнил требование для занятия руководящей должности при отсутствии специальной подготовки, касающееся достаточного стажа практической деятельности [4]. Перечисленные документы постоянно обновляются, тем не менее по целому ряду направлений наблюдается несоответствие современным формам организации труда. Если при работе в конкретной должности предусмотрены льготы или ограничения, то указание ее в трудовом договоре не в точном соответствии с квалификационным справочником будет нарушением законодательства о труде, которое может повлечь и административную ответственность по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ [5]. Основным негативным моментом несоблюдения указанного требования ст. 57 ТК РФ [6] является то, что работник может быть впоследствии лишен соответствующих льгот и компенсаций. Кадровые службы используют в основном квалификационные справочники, разработанные в советский период, и необходимость разработки современных профессиональных стандартов в России представляется значимой и необходимой задачей. В настоящее время Правительство Российской Федерации укрепляет позиции трудового законодательства. С принятием Федерального закона от 24.10.2007 № 232-ФЗ, который установил двухуровневое высшее профессиональное образование (бакалавриат и магистратура) [7], Россия вплотную подошла к тому, чтобы включиться в так называемый Болонский процесс, основная цель которого - создание единого общеевропейского образовательного пространства. Страны- участницы (около 40) ставят перед собой следующие задачи:
Перестройка высшего образования в России связана с отходом от жесткой специализации обучающихся в вузах и получением базовых знаний за четыре года (бакалавриат), а в дальнейшем студенты должны будут самостоятельно выбрать специальность и адаптироваться к требованиям организаций, в которых будут работать. По разработанным ФГБОУ ВПО «Калининградский государственный технический университет» ФГОС ВПО для рыбохозяйственной отрасли Российской Федерации и утвержденным Минобрнауки России в 2009 г. обучаются студенты высших учебных заведений с 2011 г., с этого же года внедрены ФГОС НПО и ФГОС СПО. ФГОС НПО [8]: 111401.01 Рыбовод. Приказ Минобрнауки России от 22 октября 2009 г. N 456. 111402.01 Обработчик рыбы и морепродуктов. Приказ Минобрнауки России от 22 октября 2009 г. N 451. 111501.01 Рыбак прибрежного лова. Приказ Минобрнауки России от 28 октября 2009 г. N 469. ФГОС СПО [9]: 111401 Ихтиология и рыбоводство. Приказ Минобрнауки России от 15 октября 2009 г. N 421. 111402 Обработка водных биоресурсов. Приказ Минобрнауки Россииот 07 октября 2009 г. N 377. 111501 Промышленное рыболовство. Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2009 г. N 403. ФГОС ВПО [10,11,12]: Бакалавриат: 111400 Водные биоресурсы и аквакультура. Приказ Минобрнауки России от 28 октября 2009 г. N 487. 111500 Промышленное рыболовство. Приказ Минобрнауки России от 28 октября 2009 г. N 485. Магистратура: 111400 Водные биоресурсы и аквакультура. Приказ Минобрнауки России от 28 октября 2009 г. N 486. 111500 Промышленное рыболовство. Приказ Минобрнауки России от 28 октября 2009 г. N 484. В понятие трудовой функции включается работа в соответствии с профессией, специальностью, квалификацией. Тем не менее признание бакалавра в рамках российских нормативных документов, регламентирующих трудовые отношения, пока не узаконено, и ни в ТК РФ, ни в типовых положениях и должностных инструкциях не предусматривается наличие работников с таким уровнем образования. Отметим, что существование бакалавров не предусматривается и не учитывается в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) [13], который выступает составной частью Единой системы классификации и кодирования информации (ЕСКК) Российской Федерации, подготовленном в рамках выполнения Государственной программы перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. Классификатор предназначен для решения задач, связанных с оценкой численности рабочих и служащих, учетом состава и распределением кадров по категориям персонала, степени механизации, условиям труда и уровню квалификации. Таким образом, после получения физическим лицом профессионального образования, удостоверенного соответствующим документом об образовании, данный субъект должен считаться обладающим необходимой квалификацией для выполнения работы по полученной специальности в определенной отрасли общественного производства. Переход на подготовку бакалавров в России фактически возлагает на профессиональные объединения дополнительные задачи и обязательства по доведению таких специалистов до уровня, необходимого для работы в определенном сегменте бизнеса, в конкретных производственных условиях и на соответствующем уровне управления, в рамках определенной отрасли. До декабря 2012 г. в законодательстве Российской Федерации отсутствовали два важных понятия: - профессиональный стандарт; - квалификация. Федеральным законом от 03.12.2012 № 236-Ф3 «О внесении изменений в трудовой кодекс российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании»» глава 31 ТК РФ была дополнена статьей 1951, в которой впервые в трудовом законодательстве появились нормативные определения понятий «квалификация» и «профессиональный стандарт», хотя сам термин «квалификация» достаточно активно используется в действующем ТК РФ [14]. Так, обеспечение равенства возможностей работников должно осуществляться без всякой дискриминации с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности (ст. 2 ТК РФ); трудовая функция работника определяется как работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации (ст. 15 и 57 ТК РФ); заработная плата работника напрямую определяется в зависимости от квалификации работника, сложности, количества и условий выполняемой работы (ст. 129 ТК РФ); при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией (ст. 179 ТК РФ) [6]. Одновременно Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (вступит в силу с 1 сентября 2013 г.) в ст. 2 (п. 5) определяет квалификацию как «уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного рода профессиональной деятельности», т.е. дает более детализированное и развернутое определение. И так, квалификация, это:
Понятие «квалификация» обозначает степень годности к какому-нибудь виду труда, уровень подготовленности. Понятие «компетентный» обозначает «знающий, осведомленный, авторитетный в какой-нибудь области». Первоначально квалификация работника приобретает ключевое значении на этапе заключения трудового договора - при определении трудовой функции работника [15]. Трудовая функция - это стержень трудового договора, на который опираются все прочие элементы трудовых связей, очерчивается круг непосредственных трудовых обязанностей. Определенность трудовой функции проявляется в том, что работодатель не вправе поручать работнику выполнение работы, выходящей за рамки трудовой функции, и работник, в свою очередь, не вправе требовать предоставления ему работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 60 ТК РФ). Трудовая функция - это работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации или конкретный вид поручаемой работнику работы (ст. 15 и 57 ТК РФ). Если в соответствии с федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках, утверждаемых в порядке, устанавливаемом Правительством РФ (ст. 57 ТК РФ).
В соответствии с Указом Президента РФ №597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить (пункты в и г) [16]: в) утвердить до 1 декабря 2012 г. план разработки профессиональных стандартов; г) разработать к 2015 году и утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. Постановлением правительства РФ от 22.01.2013 № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» установлено, что профессиональные стандарты применяются [17]: а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. В соответствии с планом разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 2204-р утверждены сроки разработки профстандартов [18]. Предназначены стандарты профессиональной деятельности для развития конкретных профессий и профессионализма специалистов, установления критериев оценки результатов их труда, повышения качества труда, улучшения кадрового менеджмента в данной профессиональной сфере, создания механизмов стимулирования профессионального роста (сертифицированного обучения и сертификации), определения требований к исходящим компетенциям выпускников учебных заведений по направлениям подготовки подходящих профилей и пр. После получения физическим лицом профессионального образования, удостоверенного соответствующим документом об образовании, данный субъект должен считаться обладающим необходимой квалификацией для выполнения работы по полученной специальности в рыбохозяйственной отрасли Российской Федерации. По российскому законодательству «профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности». В России начался процесс разработки профстандартов, которые должны сформировать отраслевые рамочные структуры различных квалификаций работников по видам экономической деятельности, показывающие тесную взаимосвязь квалификаций, востребованных для выполнения должностных обязанностей профессиональной деятельности, и квалификаций выпускников образовательных учреждений. В целом анализ существующих появившихся в России стандартов профессиональной деятельности показывает, что они создавались на основе международных стандартов, существующих в международной профессиональной среде. До 2015 г. в России должно быть разработано около 800 профессиональных стандартов. Они будут носить для работодателей в основном рекомендательный характер, за исключением, безусловно, профессиональных рисков, для которых профессиональный стандарт обязателен. Необходимость разработки профессиональных стандартов нашла свое отражение в Генеральном соглашении между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством РФ на 2011-2013 гг., в котором предлагается осуществить в России разработку систем профессиональных стандартов, их дальнейшее совершенствование и сближение со стандартами Европейского Союза. Утверждение профстандарта осуществляется Минтрудом России на основании заключения экспертного совета с рекомендациями о его утверждении. Сведения о профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которых также осуществляется Минтрудом России в установленном им порядке. Профессиональный стандарт состоит из следующих необходимых структурных элементов:
Возможные последствия процесса стандартизации для работников и работодателей: - работникам предоставляется возможность определить свой профессиональный уровень, улучшить профессиональные знания, повысить при необходимости уровень квалификации и тем самым создать основу для дальнейшего профессионального роста; - работодатели же получают более четкие критерии для оценки персонала с целью повышения профессионального уровня работников, улучшения мотивации трудовой деятельности и, как следствие, создание условий для повышения производительности труда; - работодатели приобретают возможность контролировать профессионализм работников с учетом обновленных в обществе образовательных стандартов в различных областях и созданных систем сертификации персонала, являющихся дополнительной гарантией компетенции работника. При разработке профстандартов необходимо использовать нормативно-правовые документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России): - приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. № 565 «Об утверждении плана-графика подготовки профессиональных стандартов в 2013-2014 годах» [19]; - информация Минтруда России от 18 января 2013 г. «О разработке профессиональных стандартов» [20]; - проект приказа Минтруда России от 14 февраля 2013 г. «Об утверждении уровней квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов» [21]; - методические рекомендации по разработке профессионального стандарта [22]; - макет профстандарта [23]; - уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов [24]; - приказ Минтруда России №294 от 4 июля 2013 г. «О внесении изменений в приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 мая 2013 г. № 200 «Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 году за счет средств федерального бюджета» [25]; - перечень групп занятий (профессий), утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации; - проект приказа Минтруда России от 11 марта 2013 г. «Об Экспертном совете по профессиональным стандартам при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» [26]. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский государственный технический университет» выиграло 10-ть открытых аукционов по разработке профстандартов, проводимых Минтрудом России [27]: - инженер-рыбовод; - ихтиолог; - матрос на судах рыбопромыслового флота; - гидробиолог; - изготовитель орудий лова; - инженер-конструктор орудий промышленного лова рыбы и морепродуктов; - капитан судна рыбопромыслового флота; - мастер по добыче рыбы; - специалист по добыче рыбы; - рыбовод. Подготовка проектов данных профстандартов предполагает: - формирование экспертной группы, в состав которой должны входить руководители и специалисты-эксперты, специалисты в области управления, обучения и развития персонала, нормирования и охраны труда, другие специалисты [27]; - проведение анализа состояния и перспектив развития вида профессиональной деятельности с учетом отечественных и международных тенденций; - проведение анализа нормативной, методической, учебной, технологической документации в области темы лота и по отдельным трудовым функциям специалистов в этой области; - формирование репрезентативной выборки организаций; - проведение опроса работников организаций; - подготовка проекта профессионального стандарта, включающего описание основных обобщенных трудовых функций, относящихся не менее чем к двум уровням (подуровням) квалификации и включающих описание деятельности (указывается наименование профстандарта) разных категорий; - проведение профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта, предполагающего: размещение проекта профессионального стандарта на сайте разработчика [27]; проведение круглых столов для представителей профессионального сообщества, работодателей, их объединений, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; - согласование проекта профессионального стандарта с ведущими профильными профессиональными ассоциациями и профессиональными союзами федерального уровня; - представление проекта профессионального стандарта в Минтруд России. В ходе разработки профстандартов Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский государственный технический университет» объединило экспертов из специалистов предприятий рыбохозяйственной отрасли Российской Федерации в группы разработчиков профстандартов [27]. Запланировано проведение профессионально-общественного обсуждения проектов профессиональных стандартов на заседаниях круглых столов из числа представителей профессионального сообщества, работодателей, их объединений, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
В настоящее время проводится экспертиза представленных проектов профессиональных стандартов: инженер-рыбовод, ихтиолог, матрос на судах рыбопромыслового флота, гидробиолог, изготовитель орудий лова, инженер-конструктор орудий промышленного лова рыбы и морепродуктов, капитан судна рыбопромыслового флота, мастер по добыче рыбы, специалист по добыче рыбы, рыбовод. В ближайшее время необходимо провести анализ: - российских и международных профессиональных стандартов по видам профессиональной деятельности в области обработки водных биоресурсов; - состояния и перспектив развития соответствующего вида экономической деятельности, группы занятий, к которым относятся профессиональные стандарты по обработке водных биоресурсов; - квалификационных характеристик, содержащихся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих; - нормативных правовых актов, иных организационно-распорядительных документов, которыми определены требования к квалификации по профессиям, должностям, специальностям, соответствующим данному виду профессиональной деятельности - обработке водных биоресурсов. В ноябре 2013 года необходимо направить в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации уведомление о разработке проектов профессиональных стандартов в области обработки водных биоресурсов. Список использованных источников
|
Фгбоу впо «кгту» Издательство университета смк пэи -2011 Экземпляр 1 Выпуск 1 Изменения 0 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский государственный... | Ректору фгбоу впо «Калининградский государственный технический университет» Волкогону В. А О разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики... | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по рыболовству Федеральное... Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Шибаев С. В., Орлов Е. К., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное... | Реализация интерактивности на интернет-сайтах экономических форумов... Работа выполнена на кафедре иностранных языков в фгоу впо «Калининградский государственный технический университет» | ||
Адаптационные возможности молоди стерляди (acipenser ruthenus linnaeus, Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Калининградский... | Федеральное агентство по рыболовству Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Дальневосточный государственный... | ||
Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное... М., Розенштейн М. М., Серпунин Г. Г., Авдеева Е. В., Шеховцев Л. Н., Уманский С. А. Калининград: Федеральное государственное бюджетное... | Рабочая программа дисциплины Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Калининградский государственный... | ||
Применение ферментного стабилизатора «дорзин» в дорожном строительстве Фгбоу впо «Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю. А» | Фгбоу впо «Брянский государственный технический университет» Факультет энергетики и электроники Профиль (магистерская программа, специализация): «Промышленная электроника и микропроцессорная техника» | ||
Образовательный стандарт учебной дисциплины «Силовые агрегаты» Разработан кафедрой «Автомобили и автомобильное хозяйство» фгбоу впо «Алтайский государственный технический университет им. И. И.... | Программа профессиональной переподготовки разработана фгбоу впо «Новосибирский... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Реферат (в свободной форме), то доклад/реферат может быть официально... Региональное отделение Международной Академии информатизации и фгбоу впо московский государственный университет технологий и управления... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Работа выполнена в фгбоу впо «Уфимский государственный авиационный технический университет» | ||
Основная образовательная программа магистратуры, реализуемая фгбоу... Фгбоу впо «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова» по направлению подготовки 210700 Инфокоммуникационные технологии... | Морфофизиологическая оценка молоди русского осетра, выращенной на... Работа выполнена в фгбоу впо «Астраханский государственный технический университет» (агту) |