Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
-
Оренбургский филиал РАНХиГС
|
|
| УТВЕРЖДАЮ Директор _______________
_________________________
_________________________
«___»__________20___г.
| Направление подготовки: 081100.62 – «Государственное и муниципальное управление»
Кафедра: «Теории и практики управления»
Рабочая программа УЧЕБНой дисциплины
Электронный документооборот в органах власти
(наименование дисциплины)
Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Форма обучения: заочная
Оренбург
2011 г. Автор-составитель: преподаватель Соколов А.В.
Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры Теории и практики управления Оренбургского филиала РАНХиГС «20» октября 2011 г., протокол № 3.
Рецензент: ФИО, ученое звание__________________________________________________
кафедра ____________________________________________________________ Согласовано: ФИО, ученое звание__________________________________________________
кафедра ____________________________________________________________
Заведующий кафедрой ТПУ,
к.полит.н. В.В. Наточий
© Соколов А.В., 2011
© ОФ РАНХ и ГС, 2011
АННОТАЦИЯ
к рабочей учебной программе
дисциплины
«Электронный документооборот в органах власти» 1. Цели и задачи освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Электронный документооборот в органах власти» являются изучение форм организации электронного делопроизводства в органах государственной власти и местного самоуправления и выявление основных направлений развития электронного документооборота в системе управления Российской Федерации. Задачи освоения дисциплины:
- дать характеристику понятия «электронный документооборот»;
- рассмотреть основные направления реализации Федеральных целевых программ «Электронное правительство» и «Электронная Россия»;
- изучить основные составляющие программного обеспечения электронного документооборота в органах управления;
- описать методику предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме;
- рассмотреть вопросы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с институтами гражданского общества с помощью электронного документооборота. 2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО Дисциплина относится к дисциплинам по выбору учебного цикла – Б.3 Профессиональный цикл – Б3.В.ДВ.5. 3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление»: ОК-8, ПК-14,26,27,45.
Компетенция
| Структурные элементы компетенции (знания, умения, навыки и опыт деятельности, получаемые в результате освоения дисциплины)
| Владение основными способами и средствами информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации, наличие навыков работы с информационно-коммуникационными технологиями; способность к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-8)
| 1. Знание основных способов и средств информационного взаимодействия, получения, хранения, переработки, интерпретации информации
| 2. Умение работать с информационно-коммуникационными технологиями
| 3. Владение способностью к восприятию и методическому обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения
| Наличие навыков составления, учета, хранения, защиты, передачи служебной документации в соответствии с требованиями документооборота (ПК-14)
| 1. Знание методов составления, учета, хранения, защиты, передачи служебной документации в соответствии с требованиями электронного документооборота
| 2. Умение правильно обращаться со служебной документацией в соответствии с требованиями электронного документооборота
| 3. Владение навыками составления, учета, хранения, защиты, передачи служебной документации в соответствии с требованиями электронного документооборота
| Способность применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования (ПК-26)
| 1. Знание методов применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности
| 2. Умение применять информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования
| 3. Владение навыками применения информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности с видением их взаимосвязей и перспектив использования
| Владение технологиями защиты информации (ПК-27)
| 1. Знание нормативно-правовых основ информационной безопасности в РФ
| 2. Умение применять технологии защиты информации органов государственной власти и местного самоуправления
| 3. Владение технологиями защиты информации
| Умение вести делопроизводство и участвовать в ведении документооборота в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях (ПК-45)
| 1. Знание основ ведения электронного документооборота в органах государственной власти, местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях
| 2. Умение вести делопроизводство и участвовать в ведении электронного документооборота в органах управления
| 3. Владение навыками ведения электронного документооборота в органах государственной власти, местного самоуправления
|
4. Общая трудоемкость дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа). 5. Образовательные технологии В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции (вводная, обучающая, обобщающая, проблемная, лекция-консультация, лекция-беседа), кейс-технологии, дидактический диктант, работа в парах, взаимоконтроль, интерактивные технологии.
При организации самостоятельной работы используются следующие образовательные технологии: конспектирования, реферирования, презентации, критического мышления при подготовке к занятиям, составление терминологического словаря, проектная технология. 6. Контроль успеваемости По данной дисциплине предусмотрена форма отчетности: экзамен.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление». Автор(ы) рабочей программы учебной дисциплины: преподаватель кафедры Теории и практики управления Соколов А.В.
Рецензент(ы) _________________________________________________
СОДЕРЖАНИЕ
| С.
| 1 Цели и задачи дисциплины…………………………………………..
| 6
| 2 Учебная программа……………………………………………………
| 8
| 2.1 Содержание и структура дисциплины………………………….
| 8
| 2.1.1 Содержание разделов дисциплины…………………………..
| 8
| 2.1.2 Структура дисциплины………………………………………..
| 11
| 2.1.3 Лекции……………………………………………………………..
| 11
| 2.1.4 Практические занятия (семинары)………………………….
| 12
| 2.1.5 Курсовые работы (курсовые проекты)……………………..
| 12
| 2.1.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины………..
| 12
| 3 Образовательные технологии……………………………………….
| 16
| 3.1 Образовательные технологии, используемые при реализации различных видов учебной работы………………………………………
|
16
| 3.2 Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях…………………………………………………..
|
17
| 4 Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций………………………………………………………………
|
18
| 4.1 Оценочные средства текущего контроля успеваемости……….
| 18
| 4.2 Оценочные средства промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций бакалавров………………….
|
19
| 4.3 Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций…
| 22
| 5 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………………….
|
22
| 5.1 Основная литература……………………………………………..
| 22
| 5.2 Дополнительная литература……………………………………..
| 23
| 5.3 Интернет-ресурсы…………………………………………………
| 25
| 6 Материально-техническое обеспечение дисциплины…………….
| 25
| Лист регистрации изменений и дополнений к рабочей программе учебной дисциплины……………………………………………………..
|
26
|
1 Цели и задачи дисциплины Основные принципы построения содержания дисциплины
Дисциплина «Электронный документооборот в органах власти» занимает достаточно важное место в структуре подготовки будущих государственных и муниципальных служащих. Ее предметом является использование возможностей электронного делопроизводства в органах государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации как элемента общего процесса информатизации деятельности органов управления.
Дисциплина «Электронный документооборот в органах власти» является одной из завершающих в ряду дисциплин профессионального цикла, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки 081100.62 «Государственное и муниципальное управление». Отбор содержания учебного материала и его организация обусловлены принципами развития высшего профессионального образования и задачами обучения бакалавра:
личностной ориентации образования (принцип предполагает выявление возможностей содержания для самовоспитания и самообразования);
гуманитаризации (принцип определяет тенденции интеграции знаний в сфере человекознания и обосновании ценностных основ теоретических построений, диалогичность учебного материала, ориентацию студентов на сопоставление различных точек зрения, позиций, концепций);
фундаментализации (принцип определяет концентрацию учебного материала вокруг «ядра» научной дисциплины как основы решения профессиональных задач и «задачное построение» содержания, предполагающего активизацию исследовательской деятельности);
практико-ориентированности (технологичности) (принцип направлен на реализацию методологической взаимосвязи науки и практики);
принципа дополнительности (принцип характеризует взаимодействие различных форм знания: обыденного, научного, вненаучного (литература, искусство);
вариативности (принцип ориентирует на максимальный учет индивидуальных особенностей профессионального становления и профессионально-личностной рефлексии, потребностей рынка труда);
историзма, который предполагает научную объективность в освещении исследуемых процессов; рассмотрение изучаемых явлений и фактов в контексте конкретно-исторического времени; сочетания ретроспективы с перспективой, что обусловливает определенную актуализацию прогностической функции и ориентацию на современные проблемы.
Целями освоения дисциплины «Электронный документооборот в органах власти» являются изучение форм организации электронного делопроизводства в органах государственной власти и местного самоуправления и выявление основных направлений развития электронного документооборота в системе управления Российской Федерации. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
иметь представление:
- о целях, задачах и основных направлениях административной реформы;
- о нормативно-правовых актах, регулирующих административную реформу;
- об основных принципах обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- о методах и формах электронного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления и граждан;
знать:
- способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- формы предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
- федеральные целевые программы в сфере внедрения ИКТ, их цели, задачи, основные направления и мероприятия;
- принципы формирования реестров предоставления государственных (муниципальных) услуг;
- правила предоставления государственных (муниципальных) услуг по принципу «одного окна» на базе МФЦ;
- правила предоставления государственных (муниципальных) услуг в электронной форме;
- принципы организации внутреннего электронного документооборота в органах государственной власти и местного самоуправления;
уметь:
- оперировать юридическими понятиями и категориями, применяемыми в сфере электронного документооборота в органах государственной власти и местного самоуправления;
- выделять основные этапы развития «электронного правительства» в Российской Федерации;
- сравнивать организацию электронного документооборота в РФ и ведущих зарубежных странах;
- определять степень достоверности и законности электронного документооборота;
- анализировать и толковать мероприятия, предпринимаемые органами управления в сфере организации электронного документооборота;
владеть:
- терминологией, применяемой в сфере организации электронного документооборота;
- навыками работы с официальными сайтами органов государственной власти и местного самоуправления РФ и Оренбургской области;
- навыками использования возможностей официальных порталов органов управления в сфере предоставления государственных (муниципальных) услуг;
иметь опыт:
- применения наиболее действенных способов повышения эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления за счет внедрения электронного документооборота. Изучение данной дисциплины способствует развитию у студентов следующих компетенций: ОК-8, ПК-14,26,27,45. 2 Учебная программа
2.1 Содержание и структура дисциплины
2.1.1 Содержание разделов дисциплины
№ раздела
| Наименование раздела
|
Содержание раздела
| Форма текущего контроля
| 1
| 2
| 3
| 4
| 1
| Административная реформа в контексте формирования электронного правительства
| Документационное обеспечение управления. Внутренний и внешний документооборот органов власти. Оптимизация деятельности органов государственной власти и местного самоуправления при помощи внедрения современных информационных коммуникационных технологий.
Предпосылки реформирования системы государственного управления Российской Федерации. Цели, задачи и основные этапы административной реформы в РФ. Нормативно-правовая база реализации административной реформы. Актуальные цели, задачи, направления и мероприятия административной реформы. Административная реформа и использование информационно-коммуникационных технологий в государственном (муниципальном) управлении.
Мероприятия, предусмотренные Концепцией снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011 - 2013 годы.
Государственные программы снижения административных барьеров в Оренбургской области – нормативно-правовая база, основные направления и мероприятия
| Домашнее задание (ДЗ)
| 2
| Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и формируемых ими информационных ресурсах
| Нормативно-правовое обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в РФ.
Основные принципы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Способы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Формы предоставления информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Электронное взаимодействие органов власти и граждан
| Домашнее задание (ДЗ)
| 3
| Развитие информационного общества в Российской Федерации
| История внедрения информационно-коммуникационных технологий в практику государственного и муниципального управления. Зарубежный опыт применения ИКТ органами управления.
Федеральные целевые программы в сфере внедрения ИКТ: цели, задачи, основные направления и мероприятия. Федеральная целевая программа «Электронное Правительство» (2002-2010 гг.) – цели, задачи, основные результаты.
Федеральная целевая программа «Информационное общество (2011-2020 годы)» – основные направления и ожидаемые результаты. Рейтинги открытости федеральных органов государственной власти РФ и органов власти субъектов РФ
| Реферат (Р)
| 4
| Организация предоставления государственных и муниципальных услуг. Предоставление услуг в электронной форме
| Формирование реестров государственных (муниципальных) услуг. Разработка и утверждение административных регламентов предоставления услуг. Переход на межведомственное электронное взаимодействие при оказании услуг.
Предоставление услуг по принципу «одного окна» на базе многофункциональных центров. Предоставление услуг в электронной форме. Мониторинг услуг, повышение качества их предоставления. Развитие системы МФЦ в Оренбургской области.
Нормативно-правовое обеспечение доступа к информации о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в Оренбургской области.
Перечни информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, размещаемой в сети Интернет. Запрос информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Официальные сайты органов государственной власти и органов местного самоуправления Оренбургской области. Портал органов местного самоуправления Оренбургской области
| Реферат (Р)
| 5
| Электронное правительство в Российской Федерации
| История появления понятия «Электронное правительство». Опыт зарубежных стран в области формирования Электронного правительства. Концепция развития Электронного правительства в РФ. Формирование электронного правительства на региональном уровне.
Обоснование выделения подпрограмм в составе государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)». Состав подпрограмм. Программа «Информационное государство».
Государственная программа «Информационное общество Оренбургской области» на 2014 - 2020 годы – основные направления и мероприятия
| Домашнее задание (ДЗ)
| 6
| Организация внутреннего электронного документооборота в органах государственной власти и местного самоуправления
| Системы электронного документооборота (СЭД). Автоматизация документооборота. Основные принципы электронного документооборота. Требования к системам электронного документооборота. Классификация и основные характеристики СЭД. Достоверность и законность электронного документооборота.
Понятие и примерная схема документооборота организации. Типовые задачи и цели автоматизации делопроизводства.
Основные характеристики СЭД: Lotus Notes, Канцлер, ДЕЛО, БОСС-Референт, DIRECTUM, DocsVision, ЕВФРАТ-Документооборот, Кодекс: Документооборот
| Домашнее задание (ДЗ)
|
2.1.2 Структура дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы (144 часа). Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ по семестрам Учебная дисциплина «Электронный документооборот в органах власти» изучается в 9 семестре.
Вид учебной работы
| Трудоемкость
| Зач.ед.
| час.
| семестр
| Общая трудоемкость по учебному плану
| 4
| 144
| 9
| Аудиторные занятия
| 0,44
| 16
| 9
| Лекции (Л)
| 0,22
| 8
| 9
| Семинары (С)
| 0,22
| 8
| 9
| Самостоятельная работа (СР)
| 3,31
| 119
| 9
| Подготовка к семинарским занятиям
| 1,09
| 39
| 9
| Реферат (Р)
| 1,11
| 40
| 9
| Индивидуальное домашнее задание (ДЗ)
| 1,11
| 40
| 9
| Подготовка к экзамену
| 0,25
| 9
| 9
| Вид контроля:
| экзамен
|
2.1.3 Лекции
№
Раздела
| Наименование темы
| Кол-во часов
| 1.
| Административная реформа в контексте формирования электронного правительства
| 2
| 2.
| Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления и формируемых ими информационных ресурсах
| 1
| 3.
| Развитие информационного общества в Российской Федерации
| 1
| 4.
| Организация предоставления государственных и муниципальных услуг. Предоставление услуг в электронной форме
| 2
| 5.
| Электронное правительство в Российской Федерации
| 1
| 6.
| Организация внутреннего электронного документооборота в органах государственной власти и местного самоуправления
| 1
|
2.1.4 Практические занятия (семинары)
№
Раздела
| Наименование
темы
| Кол-во часов
| 1.
| Административная реформа в контексте формирования электронного правительства. Административная реформа в Оренбургской области
| 2
| 2.
| Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Оренбургской области
| 1
| 3.
| Развитие информационного общества в Российской Федерации и Оренбургской области
| 1
| 4.
| Организация предоставления государственных и муниципальных услуг, предоставление услуг в электронном виде в Оренбургской области
| 2
| 5.
| Электронное правительство. Международный опыт. Электронное правительство в Оренбургской области
| 1
| 6.
| Системы электронного документооборота
| 1
|
2.1.5 Курсовые работы (курсовые проекты) Курсовые работы (курсовые проекты) не предусмотрены. 2.1.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины Подготовка к семинарским занятиям
Прежде всего, студентам необходимо обратиться к своим конспектам лекции и соответствующему разделу учебника или учебного пособия. После этого можно приступить к изучению руководящей и другой специальной литературы, нормативного материала. Изучение всех источников должно идти под углом зрения поиска ответов на вынесенные на семинар вопросы: нужно законспектировать первоисточники, выписать в словарик и выучить термины.
Завершающий этап подготовки к семинару состоит в составлении развернутых планов выступления по каждому вопросу семинара (конкретного задания). Студенты должны быть готовы к докладу по каждому вопросу плана семинара (8-10 минут) и к участию в обсуждении и дополнении докладов (3-5 минут).
К каждому семинарскому занятию в учебной группе необходимо подготовить научное сообщение или доклад по тематике, представленной в плане семинара. Докладчику необходимо заблаговременно согласовать с преподавателем план своего выступления и получить необходимые рекомендации по разработке научного сообщения или доклада. Темы семинарских занятий |