Скачать 334.93 Kb.
|
ББК 65.050-2 Рабочая программа учебной дисциплины «Управление изменениями продвинутый курс» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО для магистерских программ: - 080400.68 (38.04.03) «Управление персоналом», профиль «Кадровый менеджмент»; - 081100.68 (38.04.04) «Государственное и муниципальное управление», профиль «Государственный и муниципальный аудит»; - 080200.68 (38.04.02) «Менеджмент», профили: «Инновационный менеджмент» ; «Менеджмент в образовании» ; «Финансовый менеджмент» Составитель: Черная Ирина Петровна, д-р экон. наук, профессор Высшей школы менеджмента Утверждена на заседании Высшей школы менеджмента 29 мая 2014 г., протокол № 10 Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института управления © Издательство ВГУЭС 2014 ВВЕДЕНИЕ Организационные изменения стали нормой сегодняшней жизни, и современному менеджменту необходимо научиться приспосабливаться к быстроменяющимся требованиям внешнего окружения. Различные школы менеджмента рассматривают разные аспекты организационных изменений, при этом в последнее время в западной науке выделилось особое направление – Change Management – как совокупность процессов, связанных с обеспечением защиты организации от возможного негативного влияния внешних и внутренних факторов, внесением необходимых скоординированных изменений и контролем за их эффективным осуществлением. Управление изменениями в качестве учебной дисциплины предусматривает изучение и решение организационно-управленческих задач, связанных с необходимостью трансформации организации в соответствии с требованиями и вызовами внешней среды. Предметом изучения указанной дисциплины являются принципы и методы управления процессом преобразования организаций. В рамках данного курса рассматриваются методологические подходы к разрешению специфических проблем, возникающих в процессе проведения изменений в современных организациях независимо от их сферы деятельности. Рабочая программа по дисциплине составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент, а также 081100 Государственное и муниципальное управление и 080400 Управление персоналом. 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ 1.1 Цели освоения учебной дисциплины Целями освоения учебной дисциплины «Управление изменениями продвинутый курс» являются: - в области обучения – формирование у студентов системы знаний о базовых положениях современной теории управления изменениями в организации и выработка у обучающихся навыков применения теорий и концепций управления изменениями в практической деятельности. - в области воспитания – развитие у магистрантов профессиональных качеств организованности и толерантности, повышения управленческой культуры обучающихся. в области развития – совершенствование навыков групповой работы, анализа ситуации, принятия решений в области преодоления индивидуального и организационного сопротивления изменениям 1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами) Дисциплина «Управление изменениями продвинутый курс» относится к Профессиональному циклу и включается в часть учебного плана подготовки магистра «Дисциплины по выбору». Данный учебный курс в совокупности с рядом дисциплин профессионального цикла образует основу фундаментальной теоретической подготовки магистров направлений 080200.68 (38.04.02) Менеджмент, 080400.68 (38.04.03) Управление персоналом и 081100.68 (38.04.04) Государственное и муниципальное управление. По направлению 080200.68 (38.04.02) Менеджмент. Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплин базовой части профессионального цикла: «Теория организаций и организационное поведение» (М.2.Б.03), а также дисциплины вариативной части профессионального цикла: «Управление человеческими ресурсами» (М.2.В.01). Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплин вариативной части профессионального цикла: «Стратегическое управление развитием образования» (М.2.В.06), «Кадровая политика и кадровый аудит организации» (М.2.ДВ.Д.02), а также для последующего прохождения производственной практики, подготовки к итоговой государственной аттестации. По направлению 080400.68 (38.04.03) Управление персоналом. Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплины базовой части общенаучного цикла «Теория организаций и организационного проектирования» (М.1.Б.02), а также дисциплины вариативной части профессионального цикла: «Современные проблемы управления персоналом» (М.2.Б.02). Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплины вариативной части профессионального цикла: «Управление развитием организации» (М.2.В.02), а также для последующего прохождения производственной практики, подготовки к итоговой государственной аттестации. По направлению 081100.68 (38.04.04) Государственное и муниципальное управление. Для освоения дисциплины обучающиеся используют знания, умения, сформированные в ходе изучения дисциплины вариативной части общенаучного цикла «Методология современного менеджмента» (М.1.В.01). Освоение данной дисциплины является основой для последующего изучения дисциплины вариативной части профессионального цикла: «Кадровая политика и кадровый аудит организации» (М.2.ДВ.А.01), а также для последующего прохождения производственной практики, подготовки к итоговой государственной аттестации. 1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Продолжительность изучения дисциплины – 1 семестр Учебный процесс в рамках данной дисциплины включает: - лекции (8 часов), в которых излагаются основополагающие, а также проблемные вопросы по темам данной программы; - практические занятия (16 часов), предусматривающие выработку навыков в решении практических вопросов реструктуризации организаций; - самостоятельную работу (48 часов), закрепляющую и дополняющую лекционный материал в процессе подготовки студента к практическим занятиям и семинарам, письменное контрольное задание (эссе), выполнение которого служит развитию навыков самостоятельной работы и детальному изучению вопросов и проблем по выбранной теме; - подготовку к экзамену (36 часов) 1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине Контроль знаний студентов осуществляется в ходе текущей и промежуточной аттестаций (в форме письменного экзамена). Обязательным условием допуска студентов к экзамену является выполнение самостоятельных практических заданий по рекомендации преподавателя и написание эссе. Итоговая оценка по дисциплине формируется на основе результатов текущей и промежуточной аттестаций и итогов самостоятельной работы. 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1 Темы лекций Раздел 1 Методологические и теоретические аспекты исследования и проектирования изменений Тема 1 Введение в менеджмент изменений Изменения как фактор развития организации. Проблемы управления изменениями в организации. При- чины роста изменений. Препятствия изменениям и системные трудности. Внешний и внутренний контексты изменений в организации. Виды изменений и их причины. Понятие методологии изменений. Эволюционизм, прагматизм, редукционизм, агностицизм, трансцендентализм и диалектика – методологическая основа изменений философского уровня. Особенности реализации процессного, системного, системно-процессного и процессно-системного подходов в управлении изменениями. Ведущие концепции менеджмента и их роль в планировании и реализации изменений. Континуум теорий в управлении изменениями. Роль и место теории монополистической конкуренции, теории «социального партнерства», теории сравнительных издержек, теории естественного отбора, теории операционных издержек, марксистской теории, теории рациональной случайности, институциональной теории и теории зависимости от ресурсов в управлении изменениями в организации. Препятствия изменениям и системные трудности. Внешний и внутренний контексты организационных перемен. Понятие о матрице основных изменений. Анализ системообразующих функций организации. Модель Г. Левита и идея волновых организационных эффектов. Концептуальная схема организации. Политики изменений: сущность, особенности реализации, назначение. Модели управления изменения- ми: модель переходного периода, модель постепенного наращивания, модель «EASIER», системно- процессная и процессно-системная модель управления изменениями. Особенности реализации моделей в управлении изменениями. Тема 2 Управление организационными изменениями в жизненном цикле организации Жизненный цикл организации и особенности проявления его стадий. Модель жизненного цикла организации И. Адизеса, модели организационного развития А.И. Пригожина и Л. Данко, модель развития и кризисов роста организации Л. Грейнера: содержание, роль и особенности использования в управлении изменениями. Технология определения стадии жизненного цикла организации. Критерии состояния жизненного цикла. Анализ организационных принципов управления как инструмент выявления состояния и направлений развития организации. Развитие организационных характеристик, снижение операционных (трансакционных) издержек, социальное развитие организации и устранение антагонистических противоречий, сближение коалиционных целей, развитие социального партнерства и внешних хозяйственных связей – ведущие направления организационных изменений преуспевающих на мировом рынке компаний. Механизмы и инструменты реализации этих направлений. Управление изменениями организационных структур по стадиям жизненного цикла организации. Роль и место в жизненном цикле организации неформальных, линейных, линейно-функциональных, дивизиональных и штабных структур, структур с централизацией экономических функций, плоских структур с предпринимательскими единицами и межфункциональными командами, проектных и матричных структур, создания сети альянсов, виртуальной организации и форм организационной интеграции. Условия рационального управления развитием организационных структур управления по стадиям жизненного цикла организации. Тема 3 Управление изменениями в организационном поведении Технологии мотивации и их реализация в управлении изменениями по стадиям жизненного цикла организации. Управление изменениями группового поведения. Особенности использования типов власти и стилей руководства в управлении организационным поведением по стадиям жизненного цикла организации. Методы повышения эмерджентности подсистемы «руководитель» и подсистемы «подчиненный» в управлении изменениями. Технологии управления изменениями, направленными на социальное партнерство, равенство в воз- можностях карьерного роста, единство индивидуальных и общих целей, укрепление имиджа организации и создание благоприятной социальной среды. Особенности изменений организационной культуры. Подходы к управлению оргкультурой и механиз- мы их реализации. Методика К. Камерона и Р. Куинна. Рамочная конструкция конкурирующих ценностей. Построение профиля организационной культуры. Использование рамочной конструкции для диагностики и изменения организационной культуры. Изменение личности – ключ к изменению организационной культуры. Роль руководства в изменении и формировании организационной культуры. Первичные механизмы внедрения культурных основ. Механизмы изменения в стадии формирования культуры. Методы преодоления барьеров по изменению оргкультуры. Раздел 2 Методические аспекты управления изменениями Тема 1 Технологии принятия решений в управлении изменениями и методы преодоления сопротивлений изменениям Общий механизм принятия решений в менеджменте изменений. Модели принятия управленческих решений: модель Карнеги, модель инкрементального процесса принятия решения, модель «мусорного ящика», процессно-системная модель. Особенности и условия рациональной реализации моделей в циклическом развитии организации. Формы сопротивления преобразованиям. Источники и причины сопротивления управлению изменениям по стадиям жизненного цикла организации. Модель анализа «силового поля» как механизма преодоления сопротивлений. Методы преодоления сопротивлений, их преимущества и недостатки, условия реализации. Уловки-манипуляции и технологии их реализации в управлении изменениями. Тема 2 Методики управления организационными изменениями Диагностика состояния жизненного цикла организации и определение направлений ее развития. Методика организационного проектирования в циклическом развитии организации. Современные подходы к проектированию организационных структур. Методы проектного управления. Сетевые организации. Сущность и эволюция сетевой формы. Понятие о стабильной, внутренней и динамичной сетях. Даунсайзинг – уменьшение размера организации для улучшения ее функционирования. Взгляд на построение компании как на инженерную деятельность. Менеджмент всеобъемлющего качества. (TQM). Реинжиниринг как фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес- процессов компании для достижения коренных улучшений ее деятельности. Реинжиниринг и инновационный подход к организации бизнес-процессов. Специфические условия компании, создающие благоприятные предпосылки для реинжиниринга. Факторы для успешной и неудачной реализации инжиниринга бизнес- процессов. Приверженность руководства компании идее реинжиниринга. Основные принципы реинжиниринга. Горизонтальное и вертикальное объединение рабочих процедур. Переход от функциональных под- разделений к процессным командам. Изменение традиционной роли менеджера, переход от роли менеджера – функционера к роли менеджера-тренера. Кадровые вопросы реинжиниринга. Замена бизнес-планирования бизнес-моделирование. Модель биореинжиниринга Гуийяра и Келли. Модель ключевых компетенций. Диагностика мотивации персонала и технологии его мотивации в менеджменте изменений по стадиям жизненного цикла организации. Возрастание роли управленческого консультирования и его причины. Сфера консалтинговых услуг и ее структура. Консультирование проекта, консультирование процесса, учебное привлечение внешних, а также внутренних консультантов. Совместная работа внешних и внутренних консультантов и ее эффективность. Факторы гласности о деятельности консультантов и прозрачности их позиций в отношении реорганизации. 2.2 Перечень тем практических занятий Тема 1 Введение в менеджмент изменений 1.1. Предмет и задачи управления организационными изменениями. Место в системе управленческих наук. 1.2. Природа и необходимость организационных изменений. 1.3.Области и сущность изменений в организации. 1.4. Характеристики организационно – управленческих нововведений. Тема 2 Управление организационными изменениями в жизненном цикле организации 2.1. Основные категории и понятия концепции жизненного цикла 2.2. Характеристика и классификация моделей жизненного цикла 2.3. Критерии организационной эффективности на стадиях жизненного цикла Тема 3 Методы преодоления сопротивлений изменениям 3.1. Подходы к реализации организационных изменений. 3.2. Источники, причины и формы сопротивления преобразованиям. 3.3. Методы преодоления сопротивлений, их преимущества и недостатки, условия реализации. Тема 4 Реинжиниринг как метод управления изменениями 4.1. Сущность и принципы реинжиниринга. 4.2. Кадровые вопросы реинжиниринга. 4.3. Модель биореинжиниринга Гуийяра и Келли. 2.3 Самостоятельная работа студентов В процессе изучения курса «Управление изменениями продвинутый курс» используются следующие виды самостоятельной работы: - работа с конспектом лекции (обработка текста); - выполнение тестовых заданий; - подготовка эссе по выбранной теме; - решение кейсов и защита решения (с компьютерной презентацией); - поиск информации в сети «Интернет» и опубликованной литературе; - подготовка к сдаче экзамена. Самостоятельная работа студентов подразумевает работу под руководством преподавателя (консультации по написанию эссе, решению кейсов, консультации при подготовке к экзамену) и индивидуальную работу студента по заданию преподавателя по следующим вопросам: |
«чёрная металлургия» учитель гущина светлана николаевна тула Черная металлургия охватывает весь процесс от добычи и подготовки сырья, топлива и вспомогательных материалов до выпуска готовой... | 1633-1673. Черная Грязь при Стрешневых Не позднее 1658 года на пустоши... Киселево («что была пустошь Киселева»), Шубино (позднее называемая Петровка «Хохловка тож») «на речке на Черногрязье», Орехово («что... | ||
Редактор П. Суворова Бредемайер К. Б87 Черная риторика: Власть и... Б87 Черная риторика: Власть и магия слова / Карстен Бредемайер; Пер с нем. — 2-е изд. — М.: Алытина Бизнес Букс, 2005. — 224 с. —... | Конспект игры «А ну-ка, мальчики!» Учитель называет утверждения по теме прошлого урока, а учащиеся поднимают одну из двух карточек («да» зеленая, «нет» черная). Обсуждение... | ||
Е. Г. Драгалина-Черная границы логики: онтологический поворот1 Владимир Иннокентьевич Коренев начальник департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, заместитель председателя... | "Черная метка" для Байкала: [зам дир. Ин-та географии со ран а. Антипов... Антипов, А. "Черная метка" для Байкала: [зам дир. Ин-та географии со ран а. Антипов о ситуации с охраной Байкала / записал С. Кез]... | ||
Черная Луна в Знаках: демоны внутри нас Астро-психологический триллер Цели: 1 продолжить знакомство с героями поэмы «Полтава»; познакомиться с изображением Полтавской битвы в поэме | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «А. Погорельский "Черная курица, или Подземные жители". Нравственные уроки сказки» | ||
Примеры библиографических записей Не верь, не бойся, не проси, или "Машина смерти" : [повести] / Сергей Устинов. Москва : эксмо, 1996. – 404, [2] с.; 22см. (Серия... | Конспект для учащихся Ход урока: Построение Учитель называет утверждения по теме прошлого урока, а учащиеся поднимают одну из двух карточек («да» зеленая, «нет» черная). Обсуждение... | ||
Тема урока: «Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях» Учитель называет утверждения по теме прошлого урока, а учащиеся поднимают одну из двух карточек («да» зеленая, «нет» черная). Обсуждение... | Сержант повесть Темный лес закрывал полное звезд небо над головой. Высокие сосны так плотно сводили свои вершины, что и так угольно-черная темень... | ||
Заседание цифр Числовые суеверия Меняется ли Ваша жизнь, если дорогу перебегает черная кошка? Верите ли Вы в удачу, если на экзамене попался билет под номером 13?... | Программа минимум кандидатского экзамена по специальности Меняется ли Ваша жизнь, если дорогу перебегает черная кошка? Верите ли Вы в удачу, если на экзамене попался билет под номером 13?... | ||
Франко-Российский институт делового администрирования Меняется ли Ваша жизнь, если дорогу перебегает черная кошка? Верите ли Вы в удачу, если на экзамене попался билет под номером 13?... | Маркс о соотношении научной философии и феноменологического сознания Меняется ли Ваша жизнь, если дорогу перебегает черная кошка? Верите ли Вы в удачу, если на экзамене попался билет под номером 13?... |