Скачать 189.75 Kb.
|
Государственное управление образования Псковской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Псковской области «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» Рассмотрено на заседании кафедры УТВЕРЖДАЮ _______________________________ Заместитель директора по «____» ________________ учебной работе Протокол № ___________ Л.Е.Забейда Заведующая кафедрой «_____» _________ 20 _________ _____________ подпись ФИО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ВЧ 17. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ МУЗЫКОЙ профессионального цикла основной профессиональной образовательной программы по специальности 050146 Преподавание по программам начального общего образования Составитель: Ефимова Наталья Юрьевна, преподаватель ГБОУ СПО ПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» г. Опочка, 2013 г. Учебно-методический комплекс по УД Индивидуальные занятия музыкой составлен в соответствии с требованиями к минимуму результатов освоения дисциплины, изложенными в Федеральном государственном стандарте среднего профессионального образования по специальности СПО 050146 Преподавание в начальных классах, утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от «05» ноября 2009 г. № 535. Учебно-методический комплекс по дисциплине (далее УМКД) Индивидуальные занятия музыкой входит в Профессиональный цикл, ПМ.01. Преподавание по программам начального общего образования» и является вариативной частью основной профессиональной образовательной программы ГБОУ СПО «Опочецкий индустриально-педагогический колледж» по специальности СПО 050146 Преподавание в начальных классах, разработанной в соответствии с примерной программой и ФГОС СПО третьего поколения и на основании изучения мнения работодателей. Учебно-методический комплекс по дисциплине Индивидуальные занятия музыкой адресован студентам очной формы обучения. УМКД включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации. СОДЕРЖАНИЕ
Уважаемый студент! Учебно-методический комплекс по дисциплине Индивидуальные занятия музыкой создан Вам в помощь для работы на занятиях, при выполнении домашнего задания и подготовки к текущему и итоговому контролю по дисциплине. УМК по дисциплине включает теоретический блок, перечень практических занятий, задания для самостоятельного изучения тем дисциплины, вопросы для самоконтроля, перечень точек рубежного контроля, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации. Приступая к изучению новой учебной дисциплины, Вы должны внимательно изучить список рекомендованной основной и вспомогательной литературы. Из всего массива рекомендованной литературы следует опираться на литературу, указанную как основную. По каждой теме в УМК перечислены основные понятия и термины, вопросы, необходимые для изучения (план изучения темы), а также краткая информация по каждому вопросу из подлежащих изучению. Наличие тезисной информации по теме позволит Вам вспомнить ключевые моменты, рассмотренные преподавателем на занятии. Основные понятия, используемые при изучении содержания дисциплины, приведены в глоссарии. После изучения теоретического блока приведен перечень практических работ, выполнение которых обязательно. Наличие положительной оценки по практическим работам необходимо для получения зачета по дисциплине и допуска к экзамену, поэтому в случае отсутствия на уроке по уважительной или неуважительной причине Вам потребуется найти время и выполнить пропущенную работу. В процессе изучения дисциплины предусмотрена самостоятельная внеаудиторная работа, включающая составление бесед и презентаций о фортепиано, о творчестве композитора-классика и композитора-песенника; написание реферата о выдающихся музыкантах; изготовление пособия «Клавиатура»;составление репертуарного сборника песен и пьес для детей младшего школьного возраста. Содержание рубежного контроля разработано на основе вопросов самоконтроля, приведенных по каждой теме. По итогам изучения дисциплины проводится контрольная работа, включающая игру на музыкальном инструменте, дирижирование, игру в ансамбле на детских музыкальных инструментах. В зачетную книжку выставляется дифференцированная оценка. Отметка выставляется на основании оценок за практические и контрольные работы и точки рубежного контроля. В результате освоения дисциплины Вы должны уметь: выполнять правила посадки за инструментом; выполнять правила постановки рук; правильно извлекать различные штрихи; использовать правильную аппликатуру; исполнять на фортепиано разученный репертуар; исполнять на синтезаторе разученный репертуар; читать с листа нотную запись в скрипичном и басовом ключе; выполнять темповые и динамические обозначения; разбирать самостоятельно мелодию детской песни; петь под собственный аккомпанемент; играть ансамбли в четыре руки на фортепиано; играть в ансамбле с детскими музыкальными инструментами; дирижировать в размере 2/4, 3/4, 4/4; показывать вступление и окончание в произведении дисциплины/МДК Вы должны знать: историю возникновения фортепиано, его устройство; нотную музыкальную грамоту (ноты и их обозначение, ключи, октавы, знаки альтерации, длительности, паузы, размеры, темповые и динамические обозначения, мелизмы, знаки сокращенного письма); схему дирижирования в размере 2/4, 3/4, 4/4; репертуар для детей младшего школьного возраста. В результате освоения дисциплины у Вас должны формироваться общие компетенции (ОК):
Содержание дисциплины поможет Вам подготовиться к последующему освоению профессиональных компетенций в рамках профессионального модуля ПМ. 01. Преподавание по программам начального общего образования, МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом В таблице приведены профессиональные компетенции, к освоению которых готовит содержание дисциплины.
Внимание! Если в ходе изучения дисциплины у Вас возникают трудности или Вы пропустили занятия, то Вы всегда можете прийти на консультацию к преподавателю в часы дополнительных занятий.
Таблица 1
Желаем Вам удачи!
Дисциплина Индивидуальные занятия музыкой изучается в колледже для овладения навыками игры на музыкальном инструменте (фортепиано и синтезаторе). Этот предмет подготавливает Вас к изучению МДК 01.08. Теория и методика музыкального воспитания с практикумом. В дальнейшем изучение этой дисциплины в вашей профессиональной деятельности поможет вам умело включать музыку в проведение уроков, внеклассных занятий и школьных мероприятий. Изучение этого предмета будет способствовать развитию музыкальных способностей, музыкального вкуса. Каждая из тем дисциплины нацелена на изучение теоретического материала и овладение практическими навыками игры на фортепиано и других музыкальных инструментах, пения, дирижирования. В процессе изучения дисциплины Вы вспомните знакомый с детства музыкальный репертуар и познакомитесь новыми произведениями для начальной школы. Надеемся, что Вы станете музыкально грамотным человеком, который освоит нотную музыкальную грамоту и будет способен самостоятельно разобраться с нотной записью. Индивидуальные занятия музыкой проводятся индивидуально для каждого студента в течение двух лет по одному часу в неделю. На каждом уроке Вы будете изучать теоретический материал, овладевать практическими навыками исполнения, слушать музыкальные произведения. Для проверки усвоения теоретических знаний необходимо подготовиться к устным и письменным опросам, тестированию, для проверки развития навыков игры выполнить практические задания. После I и II курса обучения проводятся контрольные работы, которые включают публичное исполнение одного произведения на фортепиано или синтезаторе, дирижирование, игру на детских музыкальных инструментах. Тема 1 Фортепиано и его устройство. История возникновения инструмента, устройство, клавиатура. Тема 2. Навыки игры на фортепиано. Посадка за инструментом, постановка рук. Способы извлечения звуков (штрихи). Правила выбора аппликатуры. Тема 3. Нотная запись Свойства музыкального звука. Ключи, ноты. Октавы. Обозначение звуков по буквенной системе. Знаки изменения высоты звука. Ритм и метр. Обозначение длительностей. Паузы. Знаки увеличения длительности. Размеры 2/4,3/4,4/4. Основные темповые обозначения. Интервалы. Аккорды. Динамические оттенки. Мелизмы. Знаки сокращенного письма. Тема 4. Приемы дирижирования Дирижирование в размере 2/4, ¾, 4/4. Основная позиция дирижера. Дирижерская схема, фиксация точки. Прием вступления и окончания. Тема 5. Техника игры на фортепиано Гаммы и арпеджио. Упражнения и этюды. Несложные пьесы для фортепиано. Мелодия песни. Аккомпанемент песни. Ансамбли с детскими музыкальными инструментами. Тема 6. Музыкальный репертуар для детей младшего школьного возраста Песни, марши, танцы для 1-4 класса. Импровизация. Подбор по слуху.
Проверка в электронном или распечатанном виде беседы и презентации. Методические рекомендации: Найдите материал в литературе, Интернете. Составьте беседу, включающую следующие сведения: история создания инструмента, устройство, выдающиеся пианисты, композиторы, которые сочиняли музыку для фортепиано, выдающиеся музыкальные произведения для фортепиано. Беседа предназначена для детей младшего школьного возраста, ее объем 1-2 страницы. Текст должен быть составлен очень понятно, доступно, логично, последовательно. См. изложение материала в «Энциклопедическом словаре юного музыканта». К этой беседе подберите 8-10 слайдов и составьте из них презентацию. Презентация предназначена для детей начальной школы и не должна быть перенасыщена текстом. Включите в нее портреты композиторов, исполнителей, иллюстрации, текст, музыку, видеофрагменты.
Проверка в электронном или распечатанном виде беседы и презентации. Методические рекомендации: Найдите материал в литературе, Интернете. Составьте беседу, включающую следующие сведения: биографические сведения о композиторе, его выдающиеся произведения, история создания отдельных произведений. Беседа предназначена для детей младшего школьного возраста, ее объем 1-2 страницы. Текст должен быть составлен очень понятно, доступно, логично, последовательно. См. изложение материала в «Энциклопедическом словаре юного музыканта». К этой беседе подберите 8-10 слайдов и составьте из них презентацию. Презентация предназначена для детей начальной школы и не должна быть перенасыщена текстом. Включите в нее портреты композиторов, исполнителей, иллюстрации, текст, музыку, видеофрагменты. 3. Составление беседы и презентации о творчестве композитора-песенника. Проверка в электронном или распечатанном виде беседы и презентации. Методические рекомендации: Найдите материал в литературе, Интернете. Составьте беседу, включающую следующие сведения: биографические сведения о композиторе, его выдающиеся произведения, история создания отдельных произведений. Беседа предназначена для детей младшего школьного возраста, ее объем 1-2 страницы. Текст должен быть составлен очень понятно, доступно, логично, последовательно. См. изложение материала в «Энциклопедическом словаре юного музыканта». К этой беседе подберите 8-10 слайдов и составьте из них презентацию. Презентация предназначена для детей начальной школы и не должна быть перенасыщена текстом. Включите в нее портреты композиторов, исполнителей, иллюстрации, текст, музыку, видеофрагменты. 4. Написание реферата о выдающихся музыкантах. Проверка в распечатанном виде реферата. Методические рекомендации: Составляя реферат, включите в него несколько разделов:
Реферат – доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих источников. Основным отличием реферата является наличие мыслей самого автора, отражающих его отношение к идеям и выводам реферируемых работ. Реферат должен быть объемом 10-15 стр. Используйте разнообразную литературу, в том числе статьи из журналов «Музыка в школе», «Музыкальная жизнь», интернет-ресурсы. Учитывайте, что текст должен быть вами изложен грамотно, аргументировано, со ссылками на авторов. 5.Изготовление пособия «Клавиатура». Проверка пособия. Методические рекомендации: Из листа ватмана вырежьте полоску 14*84 см. Начертите на ней клавиши белые по 2 см. Разбейте на 4 октавы по 7 клавиш. В каждой октаве нарисуйте 5 черных клавиш 1*9 см. Это пособие пригодиться Вам для самостоятельных занятий, если у вас нет возможности подготовиться к индивидуальным занятиям музыкой на фортепиано. 6. Составление репертуарного сборника песен для детей младшего школьного возраста. Подумайте о теме и названии вашего сборника. В соответствии с его названием, например, «Колыбельные песни» подберите репертуар в нотных сборниках или Интернете. Оформите 1 страницу сборника иллюстрацией, в соответствии с названием сборника. На 2 странице в содержание включите все названия 5-10 песен, которые Вы выбрали для сборника. Укажите авторов музыки и слов. Найдите в библиотеке или Интернете нотный и поэтический текст выбранных песен. Проиллюстрируйте сборник вашими рисунками или картинками из Интернета. 7. Составление репертуарного сборника пьес для детей младшего школьного возраста. Проверка сборника в электронном или распечатанном виде. Методические рекомендации: Подумайте о теме и названии вашего сборника. В соответствии с его названием, например, «Детская музыка» подберите репертуар в нотных сборниках или Интернете. Оформите 1 страницу сборника иллюстрацией, в соответствии с названием сборника. На 2 странице в содержание включите все названия 5-10 произведений, которые Вы выбрали для сборника. Укажите авторов музыки. Найдите в библиотеке или Интернете нотный текст выбранных пьес. Проиллюстрируйте сборник вашими рисунками или картинками из Интернета. Форма контроля самостоятельной работы: Проверка бесед и презентаций. Защита реферата. Проверка сборников. Проверка пособия «Клавиатура».
Студент в процессе изучения дисциплины должен усвоить следующие основные понятия: фортепиано, клавиатура, legato, non legato, staccato, аппликатура, скрипичный ключ, басовый ключ, октава, диез, бемоль, бекар, ритм, метр, длительность звука, пауза, реприза, аllegro, moderato, andante, интервал, прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, аккорд, трезвучие, септаккорд, forte, piano, mezzo, diminuendo, crescendo, мелизм, трель, мордент, форшлаг, группетто, вольта, дирижирование, импровизация, мелодия, аккомпанемент, ансамбль, гамма, арпеджио, этюд, пьеса, песня, марш, танец.
УД
Вопросы и задания к контрольной работе.
Порядок и правила контроля: Проводится 1 урок (45 минут) в форме концерта, где по очереди выполняются специальные контрольные индивидуальные задания. Критерии оценки: Грамотность исполнения, ритмическая точность, эмоциональность и музыкальность в исполнении, согласованность действий при игре в ансамбле, уверенность, артистичность. Критерии оценки Исполнение обучающегося оценивается по пятибалльной шкале. Общая экзаменационная оценка выводится из оценок за выполнение каждого из заданий контрольной работы и является их средним арифметическим. Оценка обучающегося складывается из его знаний и умений выходить на различный уровень воспроизведения материала. Оценка «отлично» ставится, если обучающийся грамотно исполнил музыкальное произведение, без технических ошибок и остановок, ритмически точно, эмоционально, действовал согласованно при игре в ансамбле, точно показывал схему в дирижировании, правильно показал вступление и окончание в песне, чисто интонировал в пении, проявил артистичность. Оценка «хорошо» ставится, если обучающийся грамотно исполнил музыкальное произведение, но допустил ошибки, остановки; ритмически точно, эмоционально, действовал согласованно в ансамбле, но допускал ошибки и остановки; допустил ошибки в схеме дирижирования, правильно показал вступление и окончание в песне, чисто интонировал в пении. Оценка «удовлетворительно» ставится, если обучающийся грамотно исполнил музыкальное произведение, но допустил ошибки, остановки; ритмически неточно, неэмоционально, действовал несогласованно в ансамбле, допускал ошибки и остановки; допустил ошибки в схеме дирижирования, правильно показал вступление и окончание в песне, нечисто интонировал в пении. Оценка «неудовлетворительно» ставится, если обучающийся безграмотно исполнил музыкальное произведение, допустил ошибки, остановки; ритмически неточно, неэмоционально, действовал несогласованно в ансамбле, допускал ошибки и остановки; допустил ошибки в схеме дирижирования, неправильно показал вступление и окончание в песне, нечисто интонировал в пении.
Основные источники
Дополнительные источники
Интернет-ресурсы:
По состоянию на 01.05.2013г. |
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050100. 65 «Музыкальное образование» Е. А. Соловьева. Психолого-педагогический тренинг: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для... | Учебно-методический комплекс 1 1 1 14. Методические указания и индивидуальные... Е. Л. Хильчук. Трудовые споры: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной и... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050706. 65 «Педагогика и психология» Е. А. Соловьева. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Семеновских Т. В. Социальная психология. Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов направления 030300. 62 «Психология» Т. В. Сазанова. Концепции современного естествознания: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Семеновских Т. В. Методы коррекционно-развивающей работы психолога в образовании. Учебно-методический комплекс. Методические указания... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления... Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения направления 05. 07.... | Учебно-методический комплекс анатомия цнс учебно-методический комплекс... Анатомия центральной нервной системы: Учебно-методический комплекс / Автор-составитель: Романчук А. Ю., Калининград, 2010 | ||
Учебно-методический комплекс обсужден на заседании кафедры графического... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Инженерная геология ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Иностранные языки ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Компьютерная графика ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине Материаловедение ... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине Электроника ... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Деньги, кредит, банки» Учебно-методический комплекс рекомендован к изданию кафедрой «Банковское дело» и утвержден Учебно-методическим советом (протокол... |