Скачать 142.64 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе ______________ Л.М. Волосникова __________ _____________ 2013 г. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСИЙ ТРЕНИНГ Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050100.65 «Музыкальное образование» «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы ___________________ Е.А. Соловьева «____»___________2013 г. Рассмотрено на заседании кафедры возрастной и педагогической психологии, протокол №__ от ____ 2013 г. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 18 стр. Зав. кафедрой _______________ Г.В. Кухтерина «____»___________ 2013 г. Рассмотрено на заседании УМК Института психологии и педагогики, протокол №__ от______ 2013 г. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК _______________А.В. Арефьева «____»_____________2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав отделом БПЛ ____________ Л.И. Локоман «____»_____________2013 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ____________ И.Ю. Фарафонова «____»_____________2013 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ КАФЕДРА ВОЗРАСТНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ Е.А. Соловьева ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной и заочной форм обучения специальности 050100.65 «Музыкальное образование» Тюменский государственный университет 2013 Е.А. Соловьева. Психолого-педагогический тренинг: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной и заочной форм обучения Института психологии и педагогики. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013 г. – 18 с. Методические указания и индивидуальные задания предназначены для студентов, занимающихся по учебному плану специальности 050100.65 «Музыкальное образование». В них приведена тематика практических занятий по проблематике использования метода психологического тренинга в целях профессиональной подготовки педагогических кадров. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Психолого-педагогический тренинг [электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru свободный. Учебно-методический комплекс направлен на формирование профессиональной компетентности будущих педагогов в сфере психологии. Рекомендовано к изданию кафедрой возрастной и педагогической психологии. Утверждено проректором по учебной работе ТюмГУ. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Г.В. Кухтерина, к.пс.н., доцент РЕЦЕНЗЕНТЫ: © Тюменский государственный университет, 2013 © Соловьева Е.А., 2013 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс по курсу «Психолого-педагогический тренинг» предназначен для студентов, обучающихся по специальности 050601.65 «Музыкальное образование». Требования к уровню подготовки дисциплины Цель курса: формирование у студентов профессионального мышления в подходе к анализу межгруппового и межличностного взаимодействия, повышение уровня профессиональной подготовки студентов к психолого-педагогической деятельности. Задачи: 1. Обеспечение теоретико - практической и методической грамотности у студентов в развитии навыков межгруппового и межличностного взаимодействия. 2. Обучение студентов психолого-педагогическим основам тренинга, повышение их уровня психологической грамотности в сфере коммуникации и общения. 3. Развитие навыков межгруппового и межличностного взаимодействия в ходе тренинга. Программе предусматривает деление курса на 3 раздела. Целью первого раздела «Теоретические основы психолого-педагогического тренинга» является формирование общего представления о тренинге, исторических аспектах, структурных характеристиках тренинга. Во втором разделе «Методические основы психолого-педагогического тренинга, организация и проведение тренинга» рассматриваются основные требования к составлению тренинговых программ, организации и проведению тренинга, к его экспертизе. Третий раздел «Групповые методы и техники, используемые в тренинге» наиболее полно представляет методы, способы, и средства тренинга. Программа курса предусматривает усвоение учебного материала с использованием трех взаимодополняющих форм обучения: семинарской, практической и самостоятельной, необходимых для повышения общепрофессиональной компетентности студентов. Формы контроля:
Трудоемкость дисциплины: Курс рассчитан на 36 часов аудиторной работы (36 часов семинарско - практических занятий) и 27 часов на самостоятельное изучение. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел 1. Теоретические основы психолого-педагогического тренинга Тема 1.1 Введение в предмет, история психологического тренинга. Понятие «тренинг». Основные особенности тренинга. Сходство и различие тренинга от обучения и воспитания. Цели и задачи тренинга. Общие принципы тренинга. Функции тренинга. Специфика тренинговой формы работы. История психологического тренинга. Основные направления развития групповых методов психологической работы. Тема 1.2 Структурные характеристики социально-психологического тренинга. Групповая динамика в тренинговой группе. Понятие «тренинговая группа». Роль и функции ведущего в группе. Стиль ведения группы. Совместное проведение. Факторы, обеспечивающие возможность изменения участников в тренинговой группе. Фазы развития тренинговой группы. Сплоченность и напряженность в тренинговой группе. Проблема лидерства в тренинговой группе. Раздел 2. Методические основы психолого-педагогического тренинга, организация и проведение тренинга Тема 2.1 Тренинговые программы, основные требования к составлению тренинговых программ. Планирование программы тренинга. Тренинговые программы и требования к их составлению. Основные составляющие тренинговой программы (анализ потребностей в тренинге, подбор методов и техник, соответствующих целям тренинга, оценка тренинговой программы, измерение ее результативности). Тема 2.2 Организация и проведение психолого-педагогического тренинга. Основные этапы тренинга. Подготовка тренинга. Формы организации тренинговых занятий. Основные этапы тренинга. Проведение процедуры знакомства. Работа с ожиданиями. Формирование норм и правил в группе. Инструкции в упражнениях. Завершение процедур. Обсуждение. Проведение дебрифинга. Организация опроса группы. Проведение дискуссии в группе. Обратная связь в тренинговой группе. Ритуалы в группе. Завершение тренинга. Тема 2.3 Оценка эффективности тренинга (показатели и критерии оценки результативности). Оценка эффективности тренинга. Критерии оценки результативности тренинга. Внешние критерии. Внутренние критерии. Послетренинговая и долгосрочная оценки эффективности тренинговых программ, их особенности. Экспертиза тренинга. Раздел 3. Групповые методы и техники, используемые в тренинге Тема 3.1 Тренинговые методы и техники. Тренинговые техники, основные виды тренинговых техник: ннформационные техники, симуляционные (имитационные упражнения, упражнения по развитию профессиональных навыков, групподинамические упражнения). Характеристика тренинговых техник (достоинства и недостатки). Диагностические процедуры. Информирование. Психогимнастические упражнения. Ролевые игры. Психодраматические приемы. Метод фиксированных ролей. Дебрифинг. Групповая дискуссия. Мозговой штурм. Анализ ситуаций. Проективное рисование. Элементы музыкотерапии. Приемы активизации и управления вниманием. Обращение к актуальным проблемам и событиям. Обращение к авторитетным источникам. Использование юмора. Практика использования вопросов. Закрытые вопросы. Открытые вопросы. Наводящие вопросы. Двойные направляющие вопросы. Возвратные вопросы. Контрольные вопросы. Вопросы, направленные на проверку компетентности и демонстрацию своих знаний. Сбивающие вопросы. Провокационные вопросы. Техники активного слушания. Тема 3.2 Упражнения и игры в психолого-педагогическом тренинге. Упражнения, ориентированные на знакомство участников и создание работоспособности в группе («Самопрезентация», «Имена», «Автопортрет», «Представление партнера», «Презентация товарища», «Вам послание», «На льдине», «Ужасный секрет», «Луноход»). Упражнения, направленные на работу с самовосприятием и организацию личностной обратной связи («Кто я», «Какой я», «Каким меня видят», «Вы меня узнаете?», «Автопортрет», «Волшебная чайка»).Упражнения на развитие межличностной чувствительности и взаимопонимания («Описание – интерпретация», «Узнай по рукам», «Экскурсия», «Общее дыхание», «Слепые странники», «Слепые и поводырь», «Сиамские близнецы», «Танец с листком»). Упражнения, направленные на развитие внутригруппового взаимодействия («Синхронизация», «Взаимопонимание», «Шеренга», «Растяжка», Блиндаж». «Просьба», «Интонация»).Упражнения, направленные на развитие психических процессов. Упражнения для развития памяти и наблюдательности («Словесный ком», «Скульптура», «Фоторобот», «Опиши партнера», «Где я», «Ты его узнаешь?», «Признаки отличия», «Сыщики»). Упражнения для развития мышления («Ситуация», «Признаки», «Составь предложение»). Упражнения – головоломки («Адам и Ева», «Крепостные ворота», «Принцесса и крестьянин», «Командированный», «Человек и толпа»). Упражнения для развития внимания («Муха», «Считалки», «Чужие коленки»). Упражнения, направленные на организацию групповой дискуссии («Потерпевшие кораблекрушение», «Катастрофа в пустыне», «Полет на Луну», «Справедливость», «Собака Гарри», «Шериф и убийца»).Медитационно – релаксационные упражнения («Храм тишины», «Заросший сад», «Маяк». «Дом моей души», «В гостях у Морфея»). Процедуры (техники) для завершения занятия («Бюрократ», «Покажи пальцем», «Горячий стул», «Пожелание», «Подарок», «Аплодисменты»). 4. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ Самостоятельная работа студентов включает: - индивидуальные консультации студентов с преподавателем в течение семестра, собеседование по текущим практическим и реферативным работам; - подготовку к семинарским и практическим занятиям, выполнение тестовых заданий для самопроверки, углубленное изучение отдельных тем и вопросов курса, подготовку к семестровому контролю и зачету. Темы рефератов
5. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ПО КУРСУ «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ» Примерный перечень вопросов для зачета
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Рекомендуемая литература Основная
Дополнительная
Елена Анатольевна Соловьева ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной и заочной форм обучения специальности 050601.65 «Музыкальное образование» Подписано в печать ______________ г. Тираж _______ экз. Объем _______ п.л. Формат 60х84/16 Заказ № __________ Издательство Тюменского государственного университета 625003, г. Тюмень, ул. Семакова, 10 |
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | Программа для студентов одо специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» Голубева Н. В. «Элементарное музицирование на уроке музыки». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов одо специальности... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Данный учебно-методический комплекс (умк) разработан для студентов 3 курса очной формы обучения по специальности 030700 (050601.... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 050100. 62... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «История и культура Англии и сша» для студентов очной формы обучения... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Смирнова И. Р., Драчева С. О. Детская литература. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Селиванова О. А. Молодежное движение и развитие социальной активности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа для студентов очной формы обучения направление... Иванов Д. И. Дополнительные главы лгебры. Учебно-методический комплекс. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «Отечественная история» (специальность... «Отечественная история» разработан кандидатом исторических наук, старшим преподавателем кафедры истории и этноархеологии Каримовой... | Литература англии и США учебно-методический комплекс дисциплины специальность... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) Курс по выбору «Литература Англии и сша» для студентов очной формы обучения по специальности... | ||
Н. Н. Павлова. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной... Шармин Д. В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Трифонова И. А. Модуль «Сольное пение» дисциплины «Исполнительская подготовка». Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 Овсянникова О. А. Подготовка и защита выпускной квалификационной работы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Содержание: умк по дисциплине Философия для студентов направления подготовки 050100. 62 (44. 03. 01) Педагогическое образование профиля... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Содержание: умк по дисциплине б 2 Педагогика школы для студентов направления подготовки 050100. 62 Педагогическое образование профиля... |