Виды научных и учебных изданий в вузе





НазваниеВиды научных и учебных изданий в вузе
страница1/6
Дата публикации05.05.2015
Размер0.76 Mb.
ТипМонография
100-bal.ru > Право > Монография
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГОУ ВПО УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ВЕТЕРИНАРНОЙ МЕДИЦИНЫ


ВИДЫ НАУЧНЫХ И УЧЕБНЫХ

ИЗДАНИЙ В ВУЗЕ

Методические рекомендации для преподавателей



Троицк - 2009
ББК 76.1

В 42

Утверждено

на заседании кафедры профессионального обучения, истории и философии

(протокол № __ от ________2009 г.)


Рекомендовано

к изданию Методическим советом УГАВМ (протокол № ___ от ________ 2009 г.)
Рецензенты:

Ю.А. Поляков, кандидат сельскохозяйственных наук, профессор кафедры кормления и гигиены животных УГАВМ

Н.Т. Мифтахутдинов, кандидат ветеринарных наук, доцент кафедры физиологии и фармакологии УГАВМ

Составитель: И.Х. Кутейникова, к.п.н., доцент кафедры профессионального обучения, истории и философии УГАВМ
Виды научных и учебных изданий в вузе: Методические рекомендации для преподавателей / сост. И.Х. Кутейникова. – Троицк, 2009. – 24 с.

Методические рекомендации содержат основные требования к содержанию и оформлению научных и учебных изданий. Приведена классификация учебных изданий в соответствии с современными требованиями. Рекомендации по оформлению структурных частей изданий приведены в соответствие с последними ГОСТ, другими нормативными документами. Предназначены для научно-педагогических работников учреждений высшего профессионального образования. Могут быть использованы преподавателями учреждений начального и среднего профессионального образования.

© ФГОУ ВПО «Уральская государственная академия ветеринарной медицины»
Содержание

Введение ………………………………………………………………………………………...4

  1. Классификация вузовских изданий…………………………………………………….5

  2. Монография как вид научного издания……………………………………………….10

  3. Общие требования, предъявляемые к учебной литературе…………………………12

  4. Характеристика основных элементов учебного издания…………………………….13

  5. Структура, содержание и оформление отдельных видов учебных изданий…………………………………………………………………………………..15

  • Учебно-теоретические издания (учебное пособие, лекция, курс лекций, конспект лекций)............15

  • Учебно-практические издания (рабочая тетрадь, практикум, хрестоматия)

  • Учебно-методические издания.…....………………………………...……………...21

  1. Библиографическое описание в вузовском издании…………………………………26

  2. Компьютерный набор текста вузовского издания, оформление..……………………30

  3. Рецензирование учебных изданий…………………………………………………….34

  4. Образцы оформления титульных листов различных видов изданий……………..…35

Список использованных источников…………..………………...…………………….....45

Приложение 1.Письмо Минобразования Российской Федерации от 23 сентября 2002 г.

№ 27-55-570/12 «Об определении терминов «учебник» и «учебное пособие»....................46

Приложение 2. Учебно-методические объединения по профильным специальностям.......47

Приложение 3.Рекомендации по объему научных и учебных изданий..................................48

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время вузовское образование направлено на формирование системы менеджмента качества профессиональной подготовки. Особенностью этой системы является унификация, стандартизация основных ключевых процессов и процедур. К числу таких процессов относится и процесс подготовки профессорско-преподавательским составом вуза различных научных и учебных изданий.

Активность преподавателей в разработке учебно-методических материалов является показателем продуктивности их профессиональной деятельности. Разрабатываемые учебно-методические материалы нацелены на повышение уровня методического обеспечения аудиторной и самостоятельной работы обучающихся в вузе по дисциплинам учебного (рабочего) плана, совершенствование образовательного процесса и, в конечном счете, на улучшение качества профессиональной подготовки.

На сегодняшний день отсутствуют единые стандарты вузовского книгоиздания, регламентирующие требования к оформлению отдельных элементов рукописей печатной продукции (текста, иллюстраций, таблиц). Современный преподаватель вуза нуждается в сведениях о технологии подготовки различных видов вузовских изданий, об отличительных особенностях видов изданий, о составе структурных элементов издания, их оформлении и представлении к рецензированию. Преподавателям также необходимо знать об изменениях в требованиях к оформлению результатов научной и методической работы, о последних Государственных образовательных стандартах в области издательской деятельности, библиографического описания и т.п.

Целью настоящих методических рекомендаций является формулировка единых требований к структуре, содержанию и оформлению вузовских научных и учебных изданий.

Данные методические рекомендации являются дополнением к учебно-методическому изданию Н.Т. Мифтахутдинова «Основные виды вузовских учебных изданий» (Троицк, УГАВМ, 2003) и включают в себя характеристику отдельных видов вузовских учебных изданий, рекомендации к библиографическому описанию источников, образцы оформления титульных листов и оглавлений различных видов изданий.
классификация вузовских изданий
Согласно ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения» все виды издаваемой продукции профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения можно представить в виде двух больших групп — научные издания и учебные издания.

Вообще, издание — это документ, предназначенный для распространения содержащейся в нем информации, прошедший редакционно-издательскую обработку, самостоятельно оформленный, имеющий выходные сведения .

В свою очередь документом называется информация, зафиксированная на материальном носителе, имеющая реквизиты, позволяющие ее идентифицировать.

1. Научные издания содержат результаты теоретических или экспериментальных исследований, а также подготовленные к публикации исторические документы. К этому виду изданий относятся монографии, сборники научных трудов, материалы конференций, съездов и симпозиумов, препринты, пролегомены, тезисы докладов, научных конференций, авторефераты диссертаций.
Виды научных изданий

Монография – это издание, посвященное всестороннему исследованию одной проблемы одним или несколькими авторами.

Сборник научных трудов содержит исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений или обществ.

Материалы конференций (съезда, симпозиума) — это непериодический сборник, содержащий итоги конференций в виде докладов, рекомендаций, решений.В зависимости от характера конференции различают материалы научной конференции, материалы научно-практической конференции и т.п.

Препринт — это научное издание, содержащее материалы предварительного характера, опубликованные до выхода в свет издания, в котором они могут быть помещены.

Пролегомены, введение — это научное или учебное издание, содержащее первичные сведения и основные принципы какой-либо науки.

Тезисы докладов научной конференции (съезда, симпозиума) представляют собой научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов или сообщений).

Автореферат диссертации – научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представляемого на соискание ученой степени. Учебное издание - издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и ступени обучения.


      1. Учебные издания содержат систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения. К учебным изданиям относятся буквари, учебники, учебные пособия, учебно-методические пособия, учебно-наглядные пособия, рабочие тетради, самоучители, хрестоматии, практикумы, задачники, учебные программы и учебные комплекты.

На схеме, представленной ниже, предлагается классификация вузовских учебных изданий, исходя из вышесказанного.

Система учебных изданий

Учебник– учебное издание, содержащие систематическое изложение учебной дисциплины (ее раздела, части), соответствующее учебной программе, и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебное пособие – учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебно-методическое пособие – учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания, изучения учебной дисциплины (ее раздела, части) или воспитания.

Учебное наглядное пособие – учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.

Рабочая тетрадь – учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

Самоучитель – учебное издание для самостоятельного изучения чего-либо без помощи руководителя.

Хрестоматия – учебное издание, содержащее литературно-художественные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

Практикум – учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного.

Задачник – практикум, содержащий учебные задачи.

Учебная программа – учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины (ее раздела, части).

Учебный комплект – набор учебных изданий, предназначенный для определенной ступени обучения и включающий учебник, учебное пособие, рабочую тетрадь, справочное издание и т.п.
3. Справочное издание – издание, содержащее краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке, удобном для их быстрого отыскания, не предназначенное для сплошного чтения.

Система справочных изданий

Энциклопедия – справочное издание, содержащее в обобщенном виде основные сведения по одной или всем отраслям знаний и практической деятельности, изложенные в виде статей, расположенных в алфавитном или систематическом порядке. В зависимости от круга включенных сведений различают универсальную (общую), специализированную (отраслевую), региональную (универсальную или специализированную) энциклопедии.

Словарь – справочное издание, содержащее упорядоченный перечень языковых единиц (слов, словосочетаний, фраз, терминов, имен, знаков), снабженных относящимися к ним справочными данными.

Энциклопедический словарь – энциклопедия, содержащая краткие статьи, расположенные в алфавитном порядке.

Языковой словарь – словарь, содержащий перечень языковых единиц с их характеристиками или переводом их на другой язык.

Толковый словарь – языковой словарь, разъясняющий значение слов какого-либо языка, дающий их грамматическую и стилистическую характеристики, примеры употребления и другие сведения.

Терминологический словарь – словарь, содержащий термины какой-либо области знания или темы и их определения (разъяснения).

Справочник – справочное издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построенное по алфавиту заглавий статей. По целевому назначению различают: научный, массово-политический, производственно-практический, учебный, популярный и бытовой справочники.

Биографический справочник/словарь – справочник, содержащий сведения о жизни и деятельности каких-либо лиц.

Биобиблиографический справочник/словарь – справочник, содержащий биографические сведения о каких-либо лицах, списки их трудов и литературы, освещающей их жизнь и деятельность.

Каталог – официальное, справочное и (или) рекламное издание, содержащее систематизированный перечень имеющихся в наличии предметов и услуг.
4. Электронное издание – это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-I, CD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети. (Инструкция о порядке рассмотрения и утверждения грифа Минобразования России на учебные электронные издания : Прил. № 2 к приказу № 1646 Минобразования России от 19 июня 1998 г. // Бюллетень Минобразования России. – 1998. – № 9. – С. 10-16.)

Система электронных изданий

К учебным электронным изданиям относятся издания, разработанные по заказу Минобразования России, заказам региональных органов управления образованием, а также в инициативном порядке с содержанием, соответствующим полному учебному курсу или отдельным его частям по различным видам учебных работ и учебных дисциплин (лекция, урок, семинар, лабораторные и практические занятия, самостоятельная, домашняя работа, контрольная, тест и др.).

Под электронным учебным курсом понимаются дисциплины вуза, включённые в утверждённый Минобразованием России Государственный образовательный стандарт, и примерный учебный план, а также дисциплины средней школы, соответствующие утверждённому Минобразованием России учебному плану. Официальный статус учебного электронного издания утверждается только федеральным органом управления образованием.

Электронный учебник – учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Электронный учебник – основное учебное электронное издание, созданное на высоком научном и методическом уровне, полностью соответствующее федеральной составляющей дисциплины Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, определяемой дидактическими единицами стандарта и программой.

Электронное учебное пособие – это издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Электронными учебными пособиями являются издания по отдельным наиболее важным разделам дисциплин Г, а также сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы конструкций, хрестоматии по дисциплинам примерного и рабочего учебного плана, указания по проведению учебного эксперимента, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектированию, справочники, энциклопедии, тренажеры и др.

Для электронных изданий утверждаются следующие грифы: «Рекомендовано в качестве учебника...», «Рекомендовано в качестве учебного пособия...», «Рекомендовано для использования в учебном процессе...», «Рекомендовано для использования при самостоятельном и дополнительном образовании».

МОНОГРАФИЯ КАК ВИД НАУЧНОГО ИЗДАНИЯ
Монография (от моно... и ...графия) - научный труд, в котором с наибольшей полнотой исследуется определённая тема. В монографии обобщается и анализируется литература по данному вопросу, выдвигаются новые гипотезы и решения, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями и т. д. (Большая советская энциклопедия)

Монография - сочинение по одному вопросу или отделу науки (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

Научные монографии – фундаментальный труд по конкретной теме, написанный одним автором или авторским коллективом. В нем всесторонне исследуется отдельно взятая тема.В ней обязательно отражена история вопроса, современное состояние проблемы, наличие перспектив развития отрасли или решения проблемы. Научная монография подводит итог развития научных направлений за конкретный период времени.

Внешне в тексте обязательно должны быть ссылки на использованные источники (оформленные по правилам).

У монографии должны быть рецензенты - лица, имеющие учёную степень по той научной специальности, в рамках которой пишется монография, или по смежной. Количество рецензентов определяется в соответствии с общими требованиями: у издания, представляемого к грифу УМО должно быть четыре рецензента: два внешних (представителей другого образовательного учреждения) и два внутренних (профессоров, преподавателей академии); если издание не претендует на гриф УМО, то количество рецензентов сокращается до двух. Следует отметить, что монография — это серьезный научный труд и утверждение его в качестве рекомендуемого к использованию в образовательном процессе – явление необходимое.

Объем монографии, как правило, должен быть не менее 8 п/л.

Существует понятие монографии как научного жанра и как научного издания. Структура монографии как жанра: состоит из введения, основной части, поделенной на главы, подглавы, разделы, подразделы, заключения, выводов, списка использованной литературы.

Структура научной монографии как издания включает 2 части:

1часть - научное произведение (собственно монография);

2 часть - аппарат научной монографии.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Виды научных и учебных изданий в вузе iconЗакон РФ «Об авторском праве и смежных правах»
...
Виды научных и учебных изданий в вузе iconСписок опубликованных учебных изданий и научных трудов Шухман Елены Владимировны
...
Виды научных и учебных изданий в вузе iconПодписки на периодические издания
Знаком «+» отмечены журналы, которые включены вак министерства образования и науки РФ в перечень рецензируемых научных журналов и...
Виды научных и учебных изданий в вузе iconИспользование электронных изданий
Вузе, что позволяет рассматривать формирование учебно-познавательной компетенции как приоритетную задачу современной школы
Виды научных и учебных изданий в вузе iconЖурналы 1 85141 Вопросы детской диетологии
Знаком «+» отмечены журналы, которые включены вак министерства образования и науки РФ в перечень рецензируемых научных журналов и...
Виды научных и учебных изданий в вузе iconБиблиотека
В списке представлены библиографические описания научных, учебных, учебно-методических с 1970 года и периодических с 2005 года изданий,...
Виды научных и учебных изданий в вузе iconПравила для авторов Приняты на заседании редакционной коллегии 22 декабря 2008 г
Вак для периодических изданий, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные...
Виды научных и учебных изданий в вузе iconО порядке подготовки и государственной регистрации электронных учебных и научных изданий
Федеральным законом от 29. 12. 1994 (в ред. 11. 07. 2011) №77-фз «Об обязательном экземпляре документов», регламентирующим порядок...
Виды научных и учебных изданий в вузе iconРоссии» включены в «Перечень ведущих научных журналов и изданий»,...
Российской Федерации «Научные Труды Вольного экономического общества России» включены в «Перечень ведущих научных журналов и изданий»,...
Виды научных и учебных изданий в вузе iconТулина Л. А. Использование аутентичных видеоматериалов в обучении...
Тулина Л. А. Использование аутентичных видеоматериалов в обучении страноведению в вузе//Российское предпринимательство: современное...
Виды научных и учебных изданий в вузе iconПубликуются основные научные результаты диссертаций на соискание
Журнал включен в перечень ведущих рецензируемых журналов и научных изданий, утвержденный президиумом вак министерства образования...
Виды научных и учебных изданий в вузе iconПубликуются основные научные результаты диссертаций на соискание
Журнал включен в перечень ведущих рецензируемых журналов и научных изданий, утвержденный президиумом вак министерства образования...
Виды научных и учебных изданий в вузе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Сб научных статей «Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе», II всероссийской научно–практической конференции...
Виды научных и учебных изданий в вузе iconРецензия на книгу Е. Н. Панова «Избранные труды по этологии и эволюционной...
Преподаватели семинара: Т. В. Абанкина, к э н; А. А. Вавилова, к ю н.; А. Б. Захаров, к п н.; Г. Н. Суханова; Н. Б. Филинов, к э...
Виды научных и учебных изданий в вузе iconПлан работы школьной библиотеки
Анализ использования и очистка учебного фонда от устаревших по содержанию учебных изданий
Виды научных и учебных изданий в вузе iconСоциальная работа в вузе
Социальная работа в вузе: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. С. А. Раицкий. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2010. 15 с


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск