Скачать 86.17 Kb.
|
Мардиросова Г.Б. Краснодар ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕЧЬ УЧИТЕЛЯ В СИСТЕМЕ ТРЕБОВАНИЙ К АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПУБЛИЧНОЙ РЕЧИ Сб. научных статей «Проблемы современного коммуникативного образования в вузе и школе», II Всероссийской научно–практической конференции с международным участием. Новокузнецк: КГПА, 2009. В академическом красноречии, которое в современной риторике выступает в качестве одной из сфер «повышенной речевой ответственности» [4, с. 40], рассматриваются особенности речи в сфере профессиональной деятельности ученого-лектора, преподавателя, учителя. Публичная речь каждого из них направлена, прежде всего, на изменение системы знаний адресата, иными словами «профессиональная речь ... выводит на первый план информативно-познавательную задачу» [2, с. 111]. Система взглядов на академическое красноречие в XIX веке была реализована в практической деятельности русских ученых-лекторов. Обращаясь к академическому красноречию, Л.К. Граудина отмечает, что «его принципы, его специфика ни теоретически, ни методически не были обобщены и описаны, но в реальной практической деятельности оно существовало и существует как особая форма ораторского искусства» [3, с. 182]. Специфика ораторского искусства в данном аспекте заключалась в том, что авторами научно-популярных лекций являлись непосредственно ученые-исследователи, в деятельности которых формировались принципы чтения академической научно-популярной лекции, как особого вида деятельности, когда лектор не читал, а «жил» за кафедрой. В частности, принцип популяризации знаний (под которой понимался и аспект научной деятельности, и особая форма изложения содержания), получил свое воплощение и в учебном общении. Чтобы овладеть мастерством оратора, учителю необходимо постоянно следить за своей речью, заниматься самоанализом и самооценкой, анализировать собственную речь с точки зрения требований, которым должен отвечать истинный мастер устного слова. Поскольку только через собственную речевую деятельность можно развить нужные навыки и умения. Обширные исследования (Ю.М. Жуков, О.В. Лунева, А.В. Мудрик, Л.А. Петровская, О.В. Филиппова и др.) показали, что наибольшей силой воздействия на аудиторию обладает та речь, которая, во-первых, доказательна (рассуждения оратора убеждают), во-вторых, информативна (содержит много нового и интересного материала), в-третьих, органически связывает теорию с жизнью (что позволяет слушателям лучше понять необходимость изучения проблемы) и, в-четвертых, логически стройна (изложение одного вопроса подводит мысль слушателей к восприятию следующего). В теоретическом исследовании нами были отмечены и другие важные качества академической речи. Перечень их (в порядке убывания значимости) выглядит следующим образом:
Речь учителя как разновидность публичной речи традиционно привлекает внимание методистов в наиболее определенной и структурированной жанровой разновидности – учебной лекции (М.Т. Баранов, А.В. Текучев, И.Р. Палей, Л.П. Федоренко и др.). Обращение к трудам по риторике, психологии общения, обобщающим учебную практику, позволяет расширить представления об особенностях речи в данной сфере общения. Как отмечается в одной из современных «Риторик», «если отвечать на вопрос, что готовит преподаватель-практик, то, прежде всего, можно сказать с полной уверенностью: он готовит свою речь, свое будущее общение с учащимися» [1, с. 66]. Существенным для успеха учебно-педагогического общения является и то, как учитель видит аудиторию – своих учеников. Только адекватное восприятие аудитории позволяет создать атмосферу интеллектуального партнерства. Ученик для учителя – и слушатель, и активный участник общения с определенной базой знаний, уровнем активности, способностями к интеллектуальному творческому труду. Понимание данных качеств личности учеников – одно из главных условий подготовки и продуцирования педагогической речи с точки зрения риторики. В.И. Аннушкин отмечает, что учителем «продумываются, прорабатываются и внутренне проигрываются содержание и формы предстоящей учебной речи» [1, с. 69] с учетом особенностей аудитории. Действенность речи педагога обеспечивается не только ее аргументативностью и содержательностью, но и способностью возбудить и поддержать интерес к интеллектуально-речевому общению. Категория интереса, традиционно актуальная в академической риторике, в частных методиках преподавания должна быть осмыслена с учетом таких понятий, как познавательный интерес, познавательная самостоятельность. Последнее характеризует аспект деятельности учеников, связанный с творческим умственным трудом, который сопровождается интересом, эмоциями (удивление, радость открытия) и напряжением воли, сосредоточенностью. Рассмотрение педагогической речи учителя с позиций академического красноречия обусловливает внимание к методически значимым параметрам ее эффективности. Важнейшим таким параметром представляется опора на реальное или прогнозируемое речевое поведение школьника, что связано: 1) с использованием приемов популяризации, обеспечивающим доступность материала всем учащимся, которые в педагогическом общении имеют свою специфику; 2) с демонстрацией диалогического стиля, увлеченности материалом, которые обеспечивают ощущение «подлинной познавательной ценности» содержания речи, поскольку учитель демонстрирует себя как представителя знания не только в дидактическом, но и в риторическом смысле слова; 3) с владением индивидуальным стилем общения, который обеспечивает интерес не только к предмету речи, но и к общению с учителем и т.д. Риторический подход активизирует позицию конкретного адресата, определяя научно-методические основы формирования педагогической речи учителя, данный аспект необходимо учитывать, прежде всего, при внимании к речевому взаимодействию участников общения. Рассмотрение педагогической речи учителя как разновидности академического красноречия требует внимания к особенностям реализации эффективной публичной речи на различных этапах ее подготовки и продуцирования. Важным условием реализации принципа соответствия содержания и структуры педагогической речи учителя, специфике речевого поведения ученика, как участника непосредственного учебного общения является, прежде всего, способность учителя вовлечь школьника в познавательно-речевой процесс с помощью не только дидактических, но и риторических средств. Это значит мотивировать педагогическое общение, раскрыть содержание обучения популярно (интересно и понятно), структурировать свое речевое поведение с целью создания индивидуального риторического образа. При этом важными компонентами образа учителя-оратора являются увлеченность предметом речи и общением с учениками как соучастниками познавательной деятельности, способность к установлению доверия и искренности в речевом общении. Таким образом, особенности педагогической речи учителя начальных классов определяются спецификой реализации коммуникативного намерения в учебной сфере общения:
Учет особенностей процесса обучения младших школьников требует ограничения познавательного поля как основы речи (ограничение содержания учебной парадигмой знания, ориентация на принципы обучения, цели обучения, этапы учебного процесса), а также отражения в речи способов организации учебной деятельности. Опора на данный принцип позволяет уточнить характеристики речевой ситуации в процессе обучения: соотнести цели и содержание учебной коммуникации с целями обучения, рассмотреть формы, методы и приемы, средства обучения как условия общения. Внимание к речевому поведению младшего школьника предполагает реализацию специфического речевого взаимодействия в учебном общении. Параметры такого взаимодействия достаточно широки: это и осуществление диалогового взаимодействия (на уроке в целом или в рамках диалогической речи на том или ином этапе урока), и освоение модели совместной учебной и речевой деятельности (в данной модели выделяются как обобщенные, так и индивидуальные характеристики, обусловленные спецификой индивидуального речевого стиля учителя), и организация соотносимых (предъявление языкового материала – его восприятие и т.д.) и совместных (формулировка определения и т.д.) учебных и речевых действий. Все означенные параметры связаны со способностью учителя активизировать речевую деятельность младшего школьника в процессе непосредственного общения, сделать свою учебную речь эффективной. В то же время в связи с тем, что в учебном общении на первый план выводится «информативно-познавательная задача» [2, с. 111], следует говорить о речевом взаимодействии в учебном общении в узком смысле слова – о таком аспекте речевой деятельности учителя, который связан с использованием средств непосредственного речевого реагирования на текущее информационное состояние учеников. Риторический подход активизирует позицию конкретного адресата, определяя научно-методические основы формирования педагогической речи учителя, данный аспект необходимо учитывать, прежде всего, при внимании к речевому взаимодействию участников общения. Рассмотрение педагогической речи учителя как разновидности академического красноречия требует внимания к особенностям реализации эффективной публичной речи на различных этапах ее подготовки и продуцирования. Таким образом, в качестве основных требований, предъявляемых к формированию педагогической речи будущего учителя начальных классов, мы выдвигает следующие:
Литература:
образец заявки Фамилия__Мардиросова _______________________________________________ Имя______Галина _____________________________________________________ Отчество__Борисовна__________________________________________________ Ученая степень_____________________________________________________ Ученое звание______________________________________________________ Должность___преподаватель_________________________________________________ Место работы / учебы (для аспирантов) (полностью)__Кубанский государственный университет_____________________ Форма участия: очная/заочная____заочная_________________________________ Потребность в демонстрационном оборудовании (указать)_______________________________________________ Нуждаетесь ли в гостинице: да / нет_____________________________________ Домашний адрес с почтовым индексом___________________________________ _____________________________________________________________________ Контактные телефоны_(861)232-50-91____________________________________ E-mail__mardirosovagb@mail.ru__________________________________________ Дата____06.12.2008__________ Подпись___Мардиросова Г.Б.___ |