Скачать 309.18 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) ЮРИДИЧЕСКАЯ ШКОЛА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РПУД)СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕНаправление подготовки 030900.68 юриспруденцияФорма подготовки очнаяНазвание школы ДВФУ - Юридическая Название кафедры – теории и истории государства и права Курс 1 семестр 2 лекции 8 час. практические занятия 28 час. семинарские занятия час. лабораторные работы ___час. консультации всего часов аудиторной нагрузки 36 час. самостоятельная работа 72 час. зачет 2 семестр Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ от 14 декабря 2010 г. № 1763 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)). Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры теории и истории государства и права протокол № 8 от « 19» декабря 2012 г. Зав. кафедрой: Самусенко Т.М Составитель: А.М. Иванов I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20 г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) АННОТАЦИЯ Сравнительное правоведение – это зрелая мировоззренческая система, прочно закрепившаяся в исторических образах мировой юриспруденции. Ее прошлое – это мозаичное полотно из доктринальных опытов юристов разных эпох, судеб, гуманитарных направлений и школ. На современном этапе развития правовой науки сравнительное правоведение это также и научная дисциплина, преподавание которой ведется в ведущих юридических центрах России, а также ближнего и дальнего зарубежья. Интернационализация правового феномена с необходимостью требует от юридического сообщества решение проблем подготовки юридических кадров, чьи знания не ограничиваются рамками только лишь национальной правовой системы как таковой. Дисциплина формирует у обучающихся самостоятельное юридическое мышление с учетом устоявшихся традиций и современных тенденций развития правовой политики. Дисциплина охватывает следующий круг вопросов: юридическая карта мира, Российская правовая система на юридической карте мира, Правовые массивы исламского (мусульманского) правового сообщества: «право личного статуса» и «право властных норм», соотношение закона и прецедента в правовых системах Великобритании, Канады и США. Обычай как источник общего права. Особенности правовых обычаев. Правовая доктрина как источник общего права. Виды правовых доктрин. Курс «Сравнительное правоведение» логически и содержательно связан с такими курсами как «Философия права», «История и методология юридической науки», «История политических и правовых учений». Целью изучения дисциплины «Сравнительное правоведение» является овладение знаниями о сравнительно-правовом анализе (синхронном и диахронном приемах, способах, средствах и методах анализа различных правовых систем), а также формирование умений их использования в процессе создания (изложения), интерпретации и реализации правовых актов и проведения исследовательской и научной деятельности. Задачи курса «Сравнительное правоведение»: - изучение предмета и методологии сравнительно-правового анализа; - изучение приемов, способов, средств и методов сравнительного (синхронного и диахронного) анализа; - изучение современных проблем сравнительного правоведения; - формирование навыков систематизации нормативного материала, толкования норм национального и международного права и работы с законодательными актами различных стран; - формирование навыков анализа действующего законодательства различных стран на предмет присутствия в нем юридических конструкций, символов, презумпций, фикций и других приемов юридической техники, а также навыков разрешения правовых коллизий; - формирование навыков научной деятельности. Конечные результаты обучения по дисциплине знать: - исторические модули становления сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины; - методологический базис проведения компаративно-правовых исследований; - основные нормативные и ценностные источники правовых систем стран мира; - дифференциальные векторы структурирования юридической карты мира в прошлом и настоящем; - категориальный аппарат юридической компаративистики. ─ критерии оценки политико-правовых доктрин; ─ становление и развитие политико-правовой идеологии; ─ политические и правовые идеи в государствах Древнего мира и средних веков; ─ теории естественного права; ─ теорию разделения властей; ─ ранний социализм; ─ политические и правовые учения в России либеральные политико-правовые доктрины; ─ социалистические политико-правовые теории; ─ марксистские политико-правовые учения; ─ основные политические и правовые учения современности; ─ юридические типы научного познания; ─ понятие и принципы методологии юридической науки; ─ методологию юриспруденции как самостоятельной области юридического познания; ─ современные представления о научном познании; ─ юридическое познание как деятельность; ─ различные стили и образы юридического познания; ─ процессы формирования и развития идей сравнительного правоведения; ─ объект, предмет источники и принципы сравнительного правоведения; ─ место и роль сравнительного правоведения в обществе, в том числе в системе юридического образования; ─ взаимосвязь и взаимодействие международного и внутригосударственного права; ─ классификация правовых систем; уметь: - проводить самостоятельный мониторинг иностранных юридических актов, используя методологический базис, полученный в ходе обучения; - находить ретроспективные и перспективные закономерности развития правовых систем разной групповой направленности; - моделировать ход эволюционного роста правовых сообществ мира; - выявлять точки конвергенции правовых семей в условиях глобализации; - применять полученные теоретические знания при разрешении юридических казусов. ─ применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права; для использования в процессе правотворчества и научно-исследовательской работы; владеть: - методологической и категориальной базой для проведения компаративных исследований в рамках отраслевых юридических дисциплин; - навыками сравнения и оценки нормативных основ правовых систем иностранных государств; - доктринальными источниками по юридической компаративистике на русском и иностранных языках; - опытом предыдущих поколений компаративистов для формирования целостного знания о месте российской правовой системы на юридической карте мира. ─ методикой самостоятельного изучения и анализа политико-правовых доктрин, исторического процесса становления и развития политико-правовой идеологии, юридической науки, международного права и национальных правовых систем Дисциплина направлена на приобретение следующих компетенций: ОК-1 - осознанием социальной значимости своей будущей профессии, проявлением нетерпимости к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону, обладанием достаточным уровнем профессионального правосознания; ОК-2- способностью добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; ОК-3 - способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень; ОК-5 - компетентным использованием на практике приобретенных умений и навыков в организации исследовательских работ, в управлении коллективом; ПК-1 - способностью разрабатывать нормативные правовые акты; ПК-2 - способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности; в правоохранительной деятельности: ПК-3 - готовностью к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства; в экспертно-консультационной деятельности: ПК-7способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты; ПК-8 - способностью принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности; в организационно-управленческой деятельности: ПК-9 - способностью принимать оптимальные управленческие решения; ПК-10 - способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности; в научно-исследовательской деятельности: ПК-11 - способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права. ПК-12 - способностью преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне.
Раздел 1. Общая часть. (4 час.) Тема 1. Сравнительное правоведение как дисциплина. История формирования и развития сравнительного правоведения (2 ч.). 1. Этимологическое освоение понятия «Сравнительное правоведение». Понятие и определение предмета сравнительного правоведения. Содержание предмета сравнительного правоведения. Разнообразие взглядов и суждений о соотношении терминов «сравнительное правоведение» и «сравнительное право». Попытки сведения сравнительного правоведения к сравнительному методу исследования правовой материи. Периодизация истории сравнительного правоведения. 2. Формирование идеи сравнительного правоведения в Древние, Средние века, Новое и Новейшее время. Идеи сравнительного правоведения в Древней Греции и Древнем Риме. Факторы, способствующие усилению влияния римского права на развитие западноевропейского права. 3. Интенсификация развития сравнительного правоведения после Второй мировой войны. Сравнительное правоведение в советской и постсоветской России. Политизация и идеологизация сравнительного правоведения западными авторами и авторами социалистических стран. Состояние сравнительного правоведения в России и за рубежом в настоящее время. 4. Основные тенденции развития юридической компаративистики в 21 веке. Неразрывная связь сравнительного правоведения с национальными правовыми системами. Проведение сравнительно-правовых исследований на уровне национального и международного права. Основные пути и формы влияния международного права на национальное право. Характер взаимосвязи и взаимодействия современного международного права и российского внутригосударственного права. Тема 2. Методология сравнительно-правовых исследований(2 ч.). 1. Понятие методологии сравнительно-правовых исследований и ее структура. Понятие и значение сравнения. Основные методы сравнительно-правовых исследований. Полное и ограниченное сравнение. 2. Видовая оценка методов сравнительно-правового исследования. Нормативное сравнение – позитивистский подход к сравнению. Функциональное сравнение – социологический подход к сравнению. 3. Концептуальные подходы и основные принципы компаративно-правовых исследований. Их особенности и виды. Принципы сравнимости правовых явлений, институтов и учреждений. Проведение сравнительно-правовых исследований на макроуровне и микроуровне. 4. Диалектика, метафизика и синергетика как инструментарии сравнительного правоведения. Особенности «синхронного», «диахронного» и «бинарного» сравнительного анализа правовых явлений, институтов и учреждений. Раздел 2. Особенная часть.(4 час.) Тема 1. Теоретико-метотодологические основы современной юридической географии. Юридическая карта мира (2 ч.) 1. Этапы формирования юридической карты мира. Необходимость и важность классификации национальных правовых систем. Основания их классификации. Учет исторических, национальных и этнических традиций в процессе формирования правовых семей и его влияние на формирование юридической карты мира. 2. Комплексные и монистические модули классификации правовых сообществ. Монистический подход к изучению характера отношений международного и национального права. Суть дуалистической концепции определения статуса международного права. 3. Сближение национальных правовых систем. Использование в сравнительном правоведении понятийного аппарата национальных правовых систем. Относительно самостоятельный характер систем национального и международного права. Регулятивный характер систем международного права и национальных правовых систем. Государственно-волевой характер норм международного и национального права. Обратное воздействие национального права на международное право. 4. Развитие юридической географии в условиях глобализации. Проблема определения общего, «универсального» определения права. Обусловленность правовых категорий и понятий, сложившихся в рамках различных правовых семей и систем, представлением о праве. Тема 2. Особенности развития правовой системы в России. Российская правовая система на юридической карте мира (2 ч.). 1. Евразийский подход к проблеме идентификации отечественного правопорядка. 2. Общая характеристика социалистического этапа функционирования российской правовой системы. Проблемы типизации социалистических и постсоциалистических правовых систем. Основания выделения социалистической правовой семьи среди других правовых семей. Отличительные черты и особенности социалистической и пост-социалистической правовых систем. 3. Проблема идентификации российской правовой системы на современном этапе развития. Вопрос о принадлежности правовой системы России к романо-германской правовой семье. Общее и особенное у правовой системы России и правовой системы стран, принадлежащих к романо-германскому праву. 4. Основные характеристики нормативного, функционального, организационного и культурно-ценностного элементов отечественной правовой системы. Основные признаки переходности российской правовой системы. Особенности нормативно-правовых актов. Закон и другие источники социалистического и постсоциалистического права. Судебная практика как источник российского права. Расхождение между государственно-правовой теорией и государственно-правовой практикой в условиях социализма и постсоциализма. Факторы, способствующие прогрессивному развитию государственно-правовой системы современной России и препятствующие ее эволюции в интересах всего общества.
Занятие 1. История формирования и развития сравнительного правоведения (4 ч.). 1. Периодизация истории сравнительного правоведения. 2. Формирование идеи сравнительного правоведения в 19 – начале 20 века. 3. Интенсификация развития сравнительного правоведения после Второй мировой войны. 4. Основные тенденции развития юридической компаративистики в 21 веке. Занятие 2. Сравнительное правоведение как наука и учебная дисциплина (4 ч.). 1. Природа сравнительного правоведения. 2. Функции сравнительного правоведения. 3. Юридическая компаративистика в системе юридических наук. 4. Сравнительное правоведение как учебная дисциплина. Занятие3. Методология сравнительно-правовых исследований (4 ч.). 1. Понятие методологии сравнительно-правовых исследований и ее структура. 2. Видовая оценка методов сравнительно-правового исследования. 3. Концептуальные подходы и основные принципы компаративно-правовых исследований. 4. Диалектика, метафизика и синергетика как инструментарии сравнительного правоведения. Занятие 4. Объекты и уровни сравнительно-правовых исследований(4 ч.). 1. Дифференциальный анализ основных уровней компаративно-правовой оценки правового феномена. 2. Правовые сообщества и цивилизации как объект сравнительно-правовых исследований. 3. Правовая система как центральная категория сравнительного правоведения – понятийный, структурный и видовой анализ. Занятие 5. Юридическая карта мира (4 ч.). 1. Этапы формирования юридической карты мира. 2. Комплексные и монистические модули классификации правовых сообществ. 3. Сближение национальных правовых систем. 4. Развитие юридической географии в условиях глобализации. Занятие 6. Нормативные характеристики правовых сообществ: современное состояние (4 ч.). 1. Эволюция частного и публичного права в странах романо-германского юридического мира (на примере Германии и Франции). 2. CommonLaw и LawofEquity как структурные единицы английской правовой системы. 3. Правовые массивы исламского правового сообщества: «право личного статуса» и «право властных норм». 4. Дихотомия в нормативном элементе традиционных правовых систем. Занятие 7. Российская правовая система на юридической карте мира(4 ч.). 1. Евразийский подход к проблеме идентификации отечественного правопорядка. 2. Общая характеристика социалистического этапа функционирования российской правовой системы. 3. Проблема идентификации российской правовой системы на современном этапе развития. 4. Основные характеристики нормативного, функционального, организационного и культурно-ценностного элементов отечественной правовой системы.
Вопросы к зачету 1. Периодизация истории сравнительного правоведения. 2. Формирование идей сравнительного правоведения в 19 в. 3. Формирование и становление сравнительного правоведения (1900-1945 гг.). Международный конгресс сравнительного права и его значение в становлении сравнительного правоведения. 4. Интенсификация развития сравнительного правоведения после Второй мировой войны. 5. Основные направления развития сравнительного правоведения на современном этапе. 6. Немецкая и французская концепции сравнительного правоведения. 7. Эволюция идей сравнительного правоведения в 20 веке. 8. Развитие идей сравнительного правоведения на постсоветском пространстве. 9. Тенденции развития юридической компаративистики в 21 веке. 10. Понятие сравнительного правоведения. 11. Объекты и уровни проведения сравнительно-правовых исследований. 12. Предмет сравнительного правоведения. 13. Функции сравнительного правоведения. 14. Место сравнительного правоведения в системе гуманитарных наук. 15. Место сравнительного правоведения в системе юридических наук. 16. Структура сравнительного правоведения. 17. Понятийный аппарат сравнительного правоведения. 18. Сравнительное правоведение как учебная дисциплина. 19. Понятие методологии сравнительно-правовых исследований и ее структура. 20. Концептуальные подходы в методологии сравнительно-правовых исследований: понятие и основные виды. 21. Понятие методологических принципов сравнительно-правовых исследований и их разновидности. 22. Методы сравнительно-правовых исследований. 23. Международные центры сравнительно-правовых исследований. 24. Множественность и различие правовых систем. 25. Правовая система: понятие и компоненты. 26. Основные критерии классификации основных правовых систем. 27. Моноядерные и полиядерные правовые системы современности. 28. Характер правопонимания в разных национальных правовых системах. 29. Сближение правовых систем в свете сравнительного правоведения. 30. Значение доктрины в различных правовых семьях. 31. Правовая аккультурация и ее значение для сближения правовых систем. 32. Закономерности и формы сближения правовых систем. 33. Формирование и эволюция Африканского обычного права. 34. Африканское обычное право в колониальный период. 35. Пределы заимствования правовых положений у других правовых систем. 36. Понятие и особенности африканского обычного права. 37. Формирование современных правовых систем африканских государств. 38. Структура африканского обычного права. 39. Источники современного африканского права. 40. Африканское традиционное правосудие. 41. История формирования и развития исламского права. 42. Особенности исламского права. 43. Источники исламского права. 44. Структура исламского права. 45. Роль исламского права в формировании и функционировании правовых систем исламских государств. 46. Особенности исламского судопроизводства. 47. История формирования и развития романо-германского права. 48. Роль рецепции римского права в формировании романо-германского права. Особенности романо-германского права. 49. Романское право и германское право: понятие и соотношение. 50. Источники романо-германского права. 51. Структура романо-германского права. 52. Формирование и развитие английского общего права. 53. Специфика английского общего права. 54. Прецедент и другие источники английского общего права. 55. Структура английского общего права. 56. Доверительная собственность – центральный институт в структуре общего права. 57. Судебная система Англии. 58. История формирования и развития латиноамериканского права. 59. Латиноамериканское право как смешанный тип права. 60. Источники латиноамериканского права. 61. Структура латиноамериканского права. 62. Скандинавское право как разновидность смешанного права. 63. Формирование и становление скандинавского права. 64. Источники скандинавского права. 65. Социалистический модус правовых систем: историческое прошлое и современное состояние. 66. Классификация постсоветских правовых систем. 67. Российская правовая система на юридической карте мира. 68. Значение процессов глобализации для современной юридической географии.
Не предусмотрено
Основная литература
Дополнительная литература
Электронные ресурсы
|
Самостоятельная работа 72 час экзамен 2 семестр рабочая программа... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Самостоятельная работа 72 час зачет 2 семестр Учебно-методический... Сравнительное правоведение Направление подготовки 030900. 68 юриспруденция Форма подготовки очная | ||
Самостоятельная работа 170 час зачет 1,2,3 семестр экзамен 4 семестр... «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «религиоведение»... | Самостоятельная работа 72 (час.) контрольные работы 2 зачет экзамен... Об утверждении и введении в действие фгос впо по направлению 010400 Прикладная математика и информатика (квалификация магистр) | ||
Самостоятельная работа 72 (час.) контрольные работы зачет экзамен... Об утверждении и введении в действие фгос впо по направлению 010400 Прикладная математика и информатика (квалификация магистр) | Самостоятельная работа 72 (час.) контрольные работы зачет в 1 семестре... Об утверждении и введении в действие фгос впо по направлению 010400 Прикладная математика и информатика (квалификация магистр) | ||
Самостоятельная работа 72 (час.) контрольные работы 2 зачет экзамен... Об утверждении и введении в действие фгос впо по направлению 010400 Прикладная математика и информатика (квалификация магистр) | Самостоятельная работа 13 (час.) реферативные работы (0) контрольные... Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Самостоятельная работа 36 час. Всего 108 час. Экзамен X семестр Казань... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 040200 «Педиатрия» в соответствии... | ||
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с требованиями... Приказ от 22. 12. 2009 №784 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального... Приказ от 22. 12. 2009 №784 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего... | Школы Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «уголовная политика современной кореи» Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта... | Курсы: 1 семестр: 2 Лекции: 18 час Умкд составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ... |