К. Д. Гоосен, юрисконсульт Наша страна вступает в новый этап своего развития и берет курс на всеобъемлющую модернизацию, переход на инновационный путь развития





Скачать 366.6 Kb.
НазваниеК. Д. Гоосен, юрисконсульт Наша страна вступает в новый этап своего развития и берет курс на всеобъемлющую модернизацию, переход на инновационный путь развития
страница1/2
Дата публикации19.05.2015
Размер366.6 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2
РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИИ
С.М. Никитенко, д.э.н., профессор, ФГБОУ ВПО Кемеровский государственный университет

Е.В. Гоосен, к.э.н., доцент, ФГБОУ ВПО Кемеровский государственный университет

К.Д. Гоосен, юрисконсульт
Наша страна вступает в новый этап своего развития и берет курс на всеобъемлющую модернизацию, переход на инновационный путь развития. В ближайшие годы Россия должна будет создать механизм постоянного внутреннего обновления своего общества и динамичную экономическую модель, способную отвечать на новые вызовы и обеспечивать высокий уровень жизни граждан страны. Еще никогда Россия не ставила перед собой столь амбициозную и ответственную цель. В современных условиях обеспечение высоких и устойчивых темпов развития страны и региона, достижение стратегических целей государственной власти невозможно без тесного сотрудничества федеральных, региональных и муниципальных органов власти с представителями частного бизнеса. Государство по-прежнему будет играть ведущую роль в создании условий для развития России, но в этот раз, чтобы добиться успеха, оно должно будет тесно сотрудничать с бизнесом и институтами гражданского общества. Признанной во всем мире формой такого способа взаимодействия выступает государственно-частное партнерство.

На сегодняшний день, по данным федерального портала «ГЧП-инфо», в России реализуется более 300 проектов. Это очень небольшая цифра по масштабам России. По оценкам П. Селезнева председателя Комитета по частно-государственному партнерству Ассоциации менеджеров России потенциал российского рынка ГЧП составляет 8 трлн. руб. при этом число проектов в ближайшее время должно возрасти до 1600 проектов при средней стоимости проекта в 15 млрд. или 5 млрд1. руб. По мнению экспертов, основная причина небольшого количества проектов в России - несовершенство действующего российского законодательства ГЧП.

Действительно, Россия пока не может похвастаться идеально работающим институтом государственно-частного партнерства. В стране не сложилась наработанная практика реализации ГЧП проектов, отсутствует единая государственная политика в области государственно-частного партнерства, не существует адекватной законодательной базы, все это повышает риски инвесторов и делает такие проекты очень дорогими и рискованными. Серьезной проблемой является региональная дифференциация института ГЧП

Государственно-частные партнерства – это довольно новый институт. Он появился в начале 1990-х годов в Европе как новый инструмент участия государства в рыночной экономике и альтернатива приватизации. Новизна института объясняет отсутствие глубоко проработанной методологии его исследования и опору на сравнительный анализ правовых и конкретно-экономических особенностей механизмов ГЧП. Среди исследований посвященных ГЧП наиболее авторитетными являются работы C. Huxham, R.,J.Bennet and G. Krebs 1994, J. Sellgren 1990, E. Osborne 2003, S. Stern and D. Harding, 2005, J. Broadbent and J. Leaughlin 2003, E. Klijn and G. Teisman 2000 & 2005, G. Hodge and C. Greve 2007, E.R. Yescombe 2007 и др.

В рамках зарубежных исследований ГЧП можно выделить несколько концептуальных подходов. Они различаются пониманием роли и места ГЧП в современной рыночной экономике:

  • ГЧП в широком смысле слова, когда под государственно-частным партнерством понимаются любые формы сотрудничества бизнеса и государства, включая благотворительность, корпоративную социальную ответственность и т.д.

  • ГЧП как организационная структура и инструмент «нового государственного управления» (Y.Van Ham and H. Koppen-jan 2001, J. Broadbent and R. Leaughlin 2003). В рамках этого подхода ГЧП предстает как инструмент государственного регулирования и альтернатива приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности. В этих исследованиях основной акцент делается на поиск эффективных организационных схем и способов финансирования проектов, использующих механизмы ГЧП.

  • ГЧП как «игра слов» (E. S. Savas 2000, M. Gibelman and H. Delmone, 1983). Этот подход близок предыдущему, однако авторы подчеркивают не положительные, а отрицательные стороны и риски ГЧП. Они полагают, что ГЧП это просто завуалированная форма приватизации объектов публичного сектора со всеми ее недостатками и проблемами.

  • ГЧП как инструмент национального, международного, регионального, городского и муниципального экономического и социального развития, и преодоления экономического кризиса (World Bank 1999, S. Agere 2000).

Первые работы методологического плана, пытающиеся построить институциональные модели появились в 2009-2010 гг. Они используют агентские модели институционального анализа и опираются на подход О. Уильямсона (Williamson, 1975). Однако для анализа института ГЧП в данной работе мы будем опираться на подход Д. Норта, который понимает институт как правила игры, включающие в себя формальные нормы, неформальные правила и механизм правоприменения2.

В России первые модели ГЧП появились в начале 2000-х годов. Поэтому работ, посвященных анализу ГЧП не много. В первую очередь можно назвать исследования В.Г. Варнавского, М.А., Дерябиной, Н.Д. Холодной, А.Е. Чириковой, Н.Ю. Лапиной, Л.С. Шиловой, С.В. Шишкина, М.Я. Миркина и др.

Политико-правовые аспекты государственно-частного партнерства в России нашли свое освещение в работах М.В. Вилисова, С.С. Сулакшина, Е.А. Хрусталевой, В.И. Якунина. С некоторыми оговорками можно сказать, что российские исследования ГЧП ведутся с позиций подхода «нового государственного управления».

Основные направления исследования ГЧП в России представлены:

  • систематизацией опыта зарубежных стран (часто поверхностной и некритической);

  • аналитическими обзорами российской и зарубежной практики;

  • социологическими опросами, направленными на выявление преимуществ и недостатков практической реализации тех или иных моделей ГЧП, которые анализируют структуры мотиваций, которые позволят вовлечь бизнес в программы ГЧП и потенциальных рисков для реализации программ ГЧП, вытекающих из социального и институционального контекстов России;

  • разработкой методик заключения контрактов ГЧП в отдельных сферах и отраслях экономики, алгоритмов оценки эффективности отдельных проектов.

В 2007-2010 годах появились первые аналитические обзоры, пытающиеся выявить особенности реализации механизмов ГЧП на региональном уровне. Глубокие институциональные исследования региональных проектов ГЧП автору не известны.

Все, выше сказанное, позволяет сделать вывод, что изучение, анализ и региональных аспектов развития с использованием институционального подхода и экономико-правового анализа является новым и перспективным направлением изучения ГЧП как в России, так и за рубежом.

Цель данной статьи – изучение причин и факторов, вызывающих дифференциацию и института ГЧП России, анализ возможных последствий. Для реализации этой цели автором была проанализирована и обобщена информация об уровне развития ГЧП проектов и уровне развития института ГЧП в Сибирском федеральном округе, который одним из лидеров в этой области, наряду с Центральным, Приволжским и Уральским федеральными округами (см. таблицу 1). Также был проведен опрос юристов специалистов в области ГЧП и инвестиционной политики, а также представителей четырех субъектов федерации (Кемеровской, Новосибирской, Томской областей и Красноярского края).

Таблица 1 - Количество ГЧП проектов в федеральных округах России (сер 2012 г.)

 

ДФО

ПФО

СЗФО

СКФО

СФО

УФО

ЦФО

ЮФО

Всего

Всего проектов

19

36

46

9

103

25

62

14

314

из них:

ГЧП

13

25

36

7

41

19

46

10

197

Квази-ГЧП

6

11

10

2

62

6

16

4

117

Процент ГЧП проектов в округе от общего числа ГЧП проектов в РФ

66,1%

111,5%

114,6%

22,9%

332,8%

88,0%

119,7%

44,5%

100%

Источник: расчеты автора на основе данных сайта ГЧП-Инфо. [Электронный ресурс]– URL: http://www.pppi.ru. (дата обращения 20.12.2012).
Институт ГЧП - важнейший элемент институциональной среды современной рыночной экономики. Он включает в себя нормы права (законодательство о ГЧП всех уровней), определяющие перспективные направления, формы и механизмы реализации ГЧП, регулирующие права и обязанности государства, бизнеса и других участников проектов, правоприменительную практику, неформальные правила и процедуры, которые формируют ожидания у заинтересованных сторон, снижают риски, обеспечивают права, помогают их реализовать и защитить в ходе реализации проектов. Эффективное законодательство лежит в основе института ГЧП.

Проблемы эффективности института ГЧП анализируют в основном юристы. В экономической литературе с целью выделения наиболее существенных элементов института ГЧП, определяющих его эффективность используют такое понятие как институциональный потенциал ГЧП. Он включают в себя следующие элементы:

  • границы института ГЧП, включающее в себя его легитимное определение, круг субъектов и распределение между ними прав и рисков;

  • перечень допустимых форм взаимодействия бизнеса и власти в рамках проектов ГЧП;

  • механизмы разработки проектов и заключения соглашений;

  • способы разрешения конфликтов и механизмы защиты и обеспечения прав основных участников проектов;

  • способы государственной поддержки инвестиционных проектов в форме ГЧП.

Как правило, считается, что институциональный потенциал тем выше, чем лучше в законодательстве проработаны данные элементы3.

В России нет специального комплексного законодательства регулирующего отношения между властью и бизнесом в рамках ГЧП. Среди форм ГЧП законодательством Российской федерации определена концессия в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года №115-ФЗ «О концессионных соглашениях». Сейчас идет разработка федерального закона о ГЧП4.

По мнению специалистов отсутствие специального федерального законодательства о ГЧП в России определяется рядом факторов:

  • стремлением в рамках рыночных реформ максимально сузить сферу вмешательства государства в экономические процессы;

  • наличием серьезных социально-экономических институциональных и культурных различий между регионами;

  • стремлением развить рынок института ГЧП, способный с помощью предложения норм «снизу» обеспечить формирование института ГЧП максимально соответствующего потребностям регионов и отражающего пожеланиям региональных властей и бизнеса5.

На самом деле необходимость региональных различий в содержании институт ГЧП в России диктуется объективными причинами. Различия российских территорий по уровню экономического развития, разнообразию ресурсов и институтов (включая характер элит и традиции управления), социальным характеристикам и укладам жизни очень велики. Внутри одной страны сосуществуют столичные мегаполисы, слаборазвитые республики и «старопромышленные регионы» тщательно сохраняющие старые методы управления экономикой. Это неизбежно порождает различия в количестве ГЧП проектов в регионах и уровне развития института ГЧП, несовпадение в представлениях о месте и функциях ГЧП в региональной экономике, различия в степени востребованности форм ГЧП и несовпадения в ожиданиях участников от реализации ГЧП проектов.

Однако, отсутствие комплексного федерального законодательства, регулирующего отношения в рамках ГЧП, порождает массу вопросов. Серьезной проблемой является неопределенность понятия ГЧП и отсутствие сколько-нибудь достоверной информации о количестве и структуре ГЧП проектов в регионах6.

В настоящее время законы о ГЧП приняты в 63 из 83 трех субъектах федерации (см. таблицу 1).

Таблица 2- Уровень развития регионального законодательства о ГЧП в субъектах федерации (сер. 2012г)

Округ

Количество субъектов в округе

Количество субъектов, принявших закон о ГЧП

Доля субъектов, принявших закон о ГЧП

ЦФО

18

9

50%

СЗФО

11

11

100%

ЮФО

6

6

100%

СКФО

7

6

86%

ПФО

14

11

79%

УФО

6

5

83%

СФО

12

11

92%

ДВФО

9

4

44%

Всего в РФ

83

63

75,9%

Источник: расчеты автора на основе данных сайта ГЧП-Инфо. [Электронный ресурс]– URL: http://www.pppi.ru. (дата обращения 20.12.2012).

Так если за период 2006-2009 годы было принято всего 15 законов, то в 2010 году – 23, в 2011 году – 20, в первой половине 2012 – 6. Первые законы о ГЧП были приняты в Санкт-Петербурге (СЗФО) и Республике Мордовии (ПФО)в 2006 году. (Подробнее см. таблицу 1)

Специалисты в области ГЧП отмечают, что региональное законодательство имеет рад серьезных недостатков. Среди них:

  • не усматривается единое понимание государственно-частного партнерства,

  • не во всех законах предусмотрены конкретные формы ГЧП ,

  • нет механизма отграничения ГЧП-соглашений от других видов контрактов с участием государственного сектора (прежде всего, от государственных контрактов, заключаемых в рамках законодательства о государственных закупках).

  • нет механизмов поддержки инвестиционных проектов ГЧП

  • российские и зарубежные инвесторы не проявляют доверия к региональным нормативным актам, принятие которых прямо не предусмотрено федеральным законом7.

Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что региональное законодательство в отсутствие федерального регулирования не может являться институциональной основой ГЧП. С другой стороны при принятии федерального закона должны быть учтены все те достижения и проблемы, которые есть в современном региональном законодательстве о ГЧП. Также необходимо учесть различия и специфику российских регионов.

Анализ региональной практики показал, что ГЧП проекты крайне неравномерно развиваются в регионах, входящих в состав СФО. Если брать общее количество проектов, лидерами являются Кемеровская область (29 проектов), Иркутская область (16 проектов), Алтайский край (14 проектов). Цифры, показывающие активность регионов в реализации проектов с участием власти и бизнеса приведены в таблице 2.

Таблица 3 - Степень активности регионов в реализации проектов с участием власти и бизнеса в СФО

Регион

Всего проектов

Из них ГЧП

Доля ГЧП в общем числе проектов

Структура ГЧП проектов по степени реализации

Реализовано

Реализуемых

В стадии разработки

Алтайский край

14

9

64,3%

1

4

10

Забайкальский край

5

5

100%

0

5

0

Иркутская область

16

3

18,8%

0

11

6

Кемеровская область

29

1

3,4%

3

11

15

Красноярский край

4

4

100%

0

4

0

Новосибирская область

4

0

-

0

4

2

Омская область

8

3

37,5%

8

5

2

Республика Алтай

8

7

87,5%

1

4

3

Республика Бурятия

3

2

66,7%

1

1

1

Республика Тыва

4

2

50%

1

1

1

Республика Хакасия

0

0

-

0

0

0

Томская область

5

3

60,0%

1

2

2

Источник: расчеты автора на основе данных сайта ГЧП-Инфо. [Электронный ресурс]– URL: http://www.pppi.ru. (дата обращения 20.12.2012).

Однако если внимательно посмотреть на структуру проектов, можно увидеть, что не все они могут быть отнесены к ГЧП. Большая часть проектов – это инфраструктурные проекты, полностью финансируемые за счет федерального и регионального бюджета. В таблице 3 приведены данные на основе информации, предоставленной администрациями региона. Более детальный анализ проектов показывает, что доля ГЧП проектов еще ниже. Это связано с тем, что администрации регионов часто к ГЧП проектам относят инфраструктурные проекты, реализуемые на основе государственного заказа, в рамках социально-экономических соглашений, федеральные и целевые программы. Одни и те же проекты могут проходить и как отдельный проект и как проект ГЧП в рамках программ развития инновационных кластеров, особых экономических зон и т.д.

Для того, чтобы четко выделить ГЧП проекты среди множества других введем признаки государственно-частного партнерства. К государственно-частному партнерству мы будем относить те формы взаимодействия бизнеса и власти, которые имеют следующие признаки:

  • долгосрочный проект с четко определенными сроками,

  • добровольный взаимовыгодный характер сотрудничества;

  • формальный характер сотрудничества на основе контрактов и соглашений с четкой структурой взаимодействия и распределением рисков и выгод,

  • предполагающее совместное участие бизнеса и власти в финансировании и управлении и/или реализации проектом.

  • сотрудничество, действующее в сфере производства общественных или квазиобщественных благ, направленное на решение важнейших социально-экономических проблем8.

Проекты, которые не буду отвечать этим признакам, мы будем относить к квази-ГЧП проекты, если они будут выполнять те же функции, что и ГЧП проекты. Сравнение ГЧП и квази-ГЧП проектов приведено в таблице 4.

Таблица 4 – Признаки ГЧП и квази-ГЧП проектов

ГЧП

Квази-ГЧП

Производство общественных и квази общественных благ, решение важнейших социально-экономических проблем

Совместное финансирование, управлении и реализации проекта

Финансирование, управление или реализация проектов выполняется одной из сторон

Срочный проект (долгосрочные инвестиции)

Бессрочный или краткосрочные текущие инвестиции

Формальный характер в виде системы контрактов

Может быть неформальный характер

Соглашения о концессии, проекты строительства автодорог, аэропортов и т.д.

Государственный контракт, соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, федеральные и региональные целевые программы

Источник: составлено автором.
Структура проектов бизнеса и власти в СФО показана на рис. 1.

Рис. 1 - Структура совместных проектов бизнеса и власти в СФО

Источник: расчеты автора на основе данных сайта ГЧП-Инфо. [Электронный ресурс]– URL: http://www.pppi.ru. (дата обращения 20.12.2012).

Анализ структуры проектов показывает, что лидерами в развитии именно ГЧП проектов являются совсем другие регионы – Томская область и Красноярский край. И, наоборот, в регионах в которых преобладают квази-ГЧП проекты развитие полноценных ГЧП проектов тормозится.

Так одним из лидеров в сфере реализации квази-ГЧП проектов является Кемеровская область. По данным Администрации Кемеровской области в 2011 году было заключено 34 проекта о социально-экономическом сотрудничестве между Администрацией и крупными собственниками, работающими в базовых отраслях региона – угледобывающих9. В рамках данных соглашений администрация области берет на себя обязательства по развитию угольного бизнеса в Кузбассе, в пределах своих полномочий представлять и реализовывать интересы угольных компаний в федеральных органах государственной власти, обеспечивать всемерную поддержку инвестиционных программ собственников. Угольные компании, в свою очередь, обязуются развивать свой бизнес с учетом соблюдения всех социальных гарантий своих работников, их детей, пенсионеров – бывших работников угольных предприятий, принимать участие в социально-экономическом развитии Кузбасса10.

Эти квази-ГЧП проекты предполагают долевое участие в реализации государственных проектов и социальных программ на территории области; ремонт и модернизацию материально-технической базы учреждений образования, здравоохранения и культуры; участие в подготовке и проведении празднования Дня шахтера; благотворительное обеспечение малоимущих слоев населения углем; обеспечение социальной защищенности работников и пенсионеров угольных компаний и членов их семей; благоустройство городской территории, строительство и ремонт объектов инфраструктуры.

Ярким примером такого рода квази-ГЧП проектов является соглашение, подписанное между Администрацией Кемеровской области и ХК «Сибирский Деловой Союз» о социально-экономическом сотрудничестве на 2012 год. Соглашение между сторонами подписывается уже в восьмой раз.

Наличие в Кемеровской области практик «квази ГЧП» в форме соглашений о социально-экономическом сотрудничестве между органами власти и бизнес-группами оказывает противоречивое воздействие на развитие государственно-частного партнерства в региональной экономике. С одной стороны, их наличие свидетельствует о том, что тесное взаимодействие с региональными и местными органами власти давно стало нормой ведения предпринимательской деятельности в Кузбассе для собственников и менеджеров бизнес-групп. С другой стороны, возникает вопрос о том, на достижение каких целей ориентировано это сотрудничество. Содержание соглашений о социально-экономическом сотрудничестве показывает, что, несмотря на наличие в них инвестиционной составляющей, в целом они ориентированы на использование ресурсов бизнеса при реализации социальных проектов и поддержании социально-экономической стабильности территории. Таким образом, сложившиеся практики стимулируют вложение средств не в инвестиционные проекты, связанные с проведением НИОКР и интенсивным использованием технологических и организационных инноваций, а в установление и поддержание «особых» отношений с региональными и местными властными структурами посредством финансирования социальных проектов. В результате эти практики связывают ресурсы бизнеса и снижают их заинтересованность в проектах ГЧП, изначально ориентированных на реализацию инвестиционных проектов и стимулирование инновационной деятельности. Похожая практика сложилась в Иркутской области, Омской области, Алтайском крае.

Не равномерная активность регионов в развитии проектов ГЧП ведет и к серьезным различиям в уровне развития регионального законодательства в сфере ГЧП. Данные приведенные в таблице 4 показывают, что в двух регионах Иркутской области и Красноярском крае отсутствует специальное законодательство о ГЧП. Это не мешает Иркутской области быть в числе лидеров по реализации квази-ГЧП проектов, а Красноярскому краю регионам СФО, наиболее успешно развивающим ГЧП проекты.

Таблица 5 - Наличие законодательства о ГЧП в регионах СФО11

Регион

Наличие регионального закона о ГЧП

Год принятия

Наличие подзаконных актов

ИП

Всего

Что регулируется

Алтайский край

+

2011

1

Центр ГЧП и привлечения инвестиций

2

Забайкальский край

+

2011


2

Региональная комиссия

Комиссия по улучшению инвестиционного климата

1

Иркутская область

-

-

-

-

0

Кемеровская
область

+

2009

1

Порядок подготовки и заключения соглашений

1

Красноярский край

-

Разработан проект закона о ГЧП

Закон о государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае 2004г.

1

Группы по разработке концепций инвестиционных проектов

0

Новосибирская область

+

2012

1

Рабочие группы по совершенствованию законодательства

1

Омская область

+

2010

1

Взаимодействия органов исполнительной власти Омской области в рамках ГЧП

1

Республика Алтай

+

2008

4

Проблемы совершенствования законодательства ГЧП (несоответствие федеральному законодательству - 1)

Муниципально-частное партнерство

(МЧП) - Майминский район

2

Республика Бурятия

+

2012

1

Концепция развития ГЧП в Бурятии

3

Республика Тыва

+

2009

3

Соглашение с консультационной группой о создании условий для реализации ГЧП проектов

Типовое соглашение о ГЧП

Система госгарантий для проектов ГЧП

2

Республика Хакасия

+

2011

2

Координационный совет по ГЧП

Порядок разработки проектов

2

Томская область

+

2008




-

3

Источник: составлено автором на основе данных Министерства регионального развития, сайта ГЧП-инфо
Для того, чтобы разрешить указанное противоречие были проанализированы следующие показатели:

  • год принятия закона;

  • степень законодательной активности (в качестве показателя было выбрано количество принятых подзаконных актов);

  • институциональный потенциал (ИП).

  • сферы, в которых разрабатывались подзаконные акты и аспекты, которых они касались;

Анализ показал, что наиболее высоким институциональным потенциалом обладают законы, которые были приняты в 2011 и 2012 годах. Они разрабатывались с учетом опыта других регионов и с привлечением зарубежных специалистов и специалистов Внешэкономбанка (Республика Тыва).

Уровень законодательной активности (в среднем 1-2 подзаконных актов за период с 2006 по 2012 гг., максимум - 4) говорит о том, что законодательство о ГЧП не очень востребовано в регионах. Для сравнения в Санкт-Петербурге – регионе лидере развития ГЧП проектов за период с 2006 по 2012 год было принято более 30 подзаконных актов, затрагивающих те или иные сферы ГЧП.

Для оценки институционального потенциала законодательства о ГЧП, разработанного в СФО был проведен опрос юристов – экспертов, которым было предложено на основании понятия «институциональный потенциал» оценить и проранжировать уровень развития регионального законодательства в сфере ГЧП по пяти балльной шкале (5 – высокий, 4 выше среднего, 3 – средний, 2 – ниже среднего, 1 – низкий потенциал). Если специальное законодательство о ГЧП в регионе отсутствует ставилась оценка 0. (см. последний столбик таблицы 5).

Полученные данные позволили не только объяснить отсутствие связи между наличием/отсутствием регионального законодательства и количеством и качеством ГЧП проектов, но и показать неравномерность институционального потенциала регионального законодательства.

Так эксперты в целом дали не очень высокую оценку институционального потенциала регионального законодательства в сфере ГЧП в СФО. По их мнению, наименее проработанным в региональном законодательстве оказались:

  • границы института ГЧП, чрезвычайно широк перечень форм ГЧП и не все они относятся именно к ГЧП проектам; в законах отсутствуют механизмы заключения соглашений;

  • слабо представлены способы разрешения конфликтов и механизмы защиты и обеспечения прав основных участников проектов. Поэтому максимальная оценка институционального потенциала оказалась всего 3 балла из пяти возможных. Она досталась Томской области и республике Бурятия. Остальные регионы получили оценки 1 и 2.

Анализ региональных нормативных актов также показал, что не смотря на то, что они принимались в регионах, и по замыслу федерального центра, должны отражать потребности регионов в ГЧП проектах, на практике они во многих параметрах не совпадают с реальными запросами основных участников ГЧП. В таблице 6 приведено сравнение тех форм ГЧП, которые закреплены в региональных законах и тех форм ГЧП, которые реально востребованы в регионах. При этом среди форм ГЧП специально выделены три категории: ГЧП, квази-ГЧП проекты и формы государственной поддержки инвестиционных проектов которые законодатели (в законах) или предприниматели и представители власти часто относят к ГЧП, даже в рамках регионального законодательства.

Таблица 6 - Сравнение форм ГЧП закрепленных в региональном законодательстве и наиболее востребованных форм ГЧП

Регион

Формы ГЧП закрепленные в законодательстве

Наиболее востребованные формы ГЧП на практике

Алтайский край

ГЧП: концессионные соглашения; предоставление частному партнеру в аренду земельных участок и недвижимости

Квази-ГЧП не предусмотрены.

Формы государственной поддержки: предоставление региональных налоговых льгот; предоставление льгот по арендной плате; предоставление бюджетных инвестиций; предоставление государственных гарантий, в том числе в форме регулирования тарифов.

ГЧП: Особые экономические зоны

Квази-ГЧП: создание совместных предприятий; региональный инвестиционный фонд

Формы государственной поддержки: предоставление региональных налоговых льгот; субсидирование части процентной ставки по кредитам

Забайкальский край

ГЧП проект и квази-ГЧП проекты не предусмотрены.

Формы государственной поддержки: субсидирование части процентной ставки; предоставление региональных налоговых льгот; предоставление государственных гарантий по инвестиционным и инновационным проектам; поддержка малого бизнеса

ГЧП не востребованы

Квази-ГЧП проекты: реализация инвестиционных проектов; соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в сфере социально-экономического сотрудничества.

Формы государственной поддержки: субсидирование части процентной ставки; предоставление региональных налоговых льгот.

Иркутская область

Нет специального законодательства

ГЧП проекты: концессионные соглашения; Создание ОЭЗ

Квази-ГЧП проекты: соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в сфере социально-экономического сотрудничества

Формы государственной поддержки: предоставление региональных налоговых льгот

Кемеровская
область

ГЧП: концессионные соглашения

КвазиГЧП проекты: соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в сфере социально-экономического сотрудничества; софинансирование проектов из федерального бюджета и регионального бюджета; организации со смешанной формой собственности

Формы государственной поддержки: соглашения о подготовке и переподготовке кадров

ГЧП проекты не востребованы

КвазиГЧП проекты: соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в сфере социально-экономического сотрудничества; софинансирование проектов из федерального бюджета и регионального бюджета

Формы государственной поддержки: региональный заказ

Красноярский край

нет

КвазиГЧП проекты:

1. инвестиционные проекты


Омская область

ГЧП: концессионные соглашения

Квази- ГЧП проекты: организации со смешанной формой собственности (хозяйственные товарищества); инвестиционные проекты.

Формы государственной поддержки не предусмотрены

ГЧП : маловостребованы

КвазиГЧП проекты: инвестиционные проекты

Формы государственной поддержки: предварительное создание инженерной инфраструктуры и подведение инженерной коммуникации

Республика Алтай

ГЧП: 1. долгосрочная аренда; ОЭЗ; концессия

Квази- ГЧП проекты: организации со смешанной формой собственности (хозяйственные товарищества); инвестиционные проекты.

Формы государственной поддержки: субсидирование части процентной ставки; предоставление земельных участков, необходимых для реализации проектов; предварительное создание инженерной инфраструктуры и подведение инженерной коммуникации; предоставление региональных налоговых льгот; государственный заказ

ГЧП: маловостребованы

Квази-ГЧП: маловостребованы

Формы государственной поддержки: субсидирование части процентной ставки; предоставление земельных участков, необходимых для реализации проектов; предварительное создание инженерной инфраструктуры и подведение инженерной коммуникации; предоставление региональных налоговых льгот.

Республика Бурятия

ГЧП: концессионное соглашение; аренда с инвестиционными обязательства; кластеры; зоны экономического благоприятствования.

Квази-ГЧП и формы государственной поддержки в законодательстве не пердусмтрены.

ГЧП: концессионное соглашение; аренда с инвестиционными обязательства; кластеры; зоны экономического благоприятствования.

Квази-ГЧП: софинансирование проектов

Формы государственной поддержки: предоставление государственных гарантий.


Республика Тыва

ГЧП: аренда земли и имущества.

КвазиГЧП проекты: организации со смешанной формой собственности


ГЧП: не востребованы

КвазиГЧП проекты: соглашения о сотрудничестве и взаимодействии в сфере социально-экономического сотрудничества.

Формы государственной поддержки: предоставление государственных гарантий

Томская область

ГЧП проекты: концессионные соглашения; создание ОЭЗ; создание инвестиционных фондов, в том числе венчурных фондов и агентств по привлечению инвестиций; соглашения о ГЧП

Квази-ГЧП проекты: организации предприятий со смешанной формой собственности.

Формы государственной поддержки: не предусмотрены

ГЧП проекты: концессионные соглашения; создание ОЭЗ.

Квази-ГЧП проекты: .организации со смешанной формой собственности

Формы государственной поддержки: субсидии; предоставление региональных налоговых льгот


Данные таблицы показывают:

  • В рамках одного округа существуют серьезные различия в понимании ГЧП, границ, допустимых форм взаимодействия бизнеса и власти;

  • Не смотря на то, что регионы принимали законы о ГЧП исходя из понимания собственных потребностей в большинстве регионов наблюдается значительный разрыв между нормативно-закрепленными и реально востребованными формами ГЧП. Собранные данные показывают, что Томская область – единственный регион в котором наблюдается более-менее соответствие между законодательно-закрепленными формами ГЧП и спросом на них со стороны участников проектов.

  • В региональных законах не учитываются интересы муниципалитетов из 10 региональных законов только в 2-х (Республика Алтай и Республика Хакасия предусмотрено самостоятельное участие муниципалитетов в проектах ГЧП).

  • Регионы предъявляют большой спрос на различные формы квази-ГЧП проекты. При этом формы ГЧП являются мало востребованными, даже в тех регионах, где ГЧП все же успешно развивается.

  • Значительный объем квази-ГЧП проектов сдерживает и развитие ГЧП проектов и сдерживает развитие института ГЧП

  • Ряд регионов абсолютно не готов участвовать в проектах ГЧП даже на уровне квази-ГЧП проектов. Среди них Хакасия и Республика Алтай. Они больше нуждаются в увеличении федеральных инвестиций в развитие регионов в форме разного рода субсидий.

Подводя итог проведенному исследованию можно сделать следующие выводы. Российское региональное законодательство в сфере ГЧП отличается большой дифференциацией. Ему свойственна непроработанность, противоречивость и оторванность от практики. Оно не отвечает ожиданиям субъектов ГЧП. Регионы не заинтересованы в реализации проектов ГЧП, что заставляет власть и бизнес либо вообще отказываться от реализации проектов в форме ГЧП, либо обращаться к различным формам квази-ГЧП проектов.

Региональное законодательство в отсутствие федерального регулирования не может являться институциональной основой ГЧП.

В современных условиях в России требуется принятие специального федерального законодательства о ГЧП. Он должен дать легальное определение государственно-частного партнерства, определить его основные принципы, формы и механизмы, предусмотреть необходимые гарантии инвесторам, разработать формы дополнительной государственной поддержки ГЧП проектов. Все это создаст институциональную среду для комплексного развития ГЧП не только на федеральном, но и на региональном и местном уровнях. Это позволит применять современные положительно себя зарекомендовавшие в зарубежных странах формы партнерства, устранить большинство экономических и правовых рисков в сфере ГЧП.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

К. Д. Гоосен, юрисконсульт Наша страна вступает в новый этап своего развития и берет курс на всеобъемлющую модернизацию, переход на инновационный путь развития iconТема урока : Западная Европа: новый этап развития
Показать, что Европа к 15-16вв вступила в новый период развития, связанный с возникновением мануфактурного производства, изменением...
К. Д. Гоосен, юрисконсульт Наша страна вступает в новый этап своего развития и берет курс на всеобъемлющую модернизацию, переход на инновационный путь развития iconФизический взгляд на мир 42
Хх в и происходит с тех пор все с нарастающей скоростью. Мир вступает в постиндустриальный период своего развития. Постиндустриальное...
К. Д. Гоосен, юрисконсульт Наша страна вступает в новый этап своего развития и берет курс на всеобъемлющую модернизацию, переход на инновационный путь развития iconЗа 2011 2012 учебный год
Поскольку навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются...
К. Д. Гоосен, юрисконсульт Наша страна вступает в новый этап своего развития и берет курс на всеобъемлющую модернизацию, переход на инновационный путь развития iconКонкурс инновационных проектов «Каждому ученику школьный ноутбук»
Реализация модели «1 ученик: 1 компьютер» позволит нам преодолеть разрыв между существующим уровнем образования и потребностями страны,...
К. Д. Гоосен, юрисконсульт Наша страна вступает в новый этап своего развития и берет курс на всеобъемлющую модернизацию, переход на инновационный путь развития iconТема 1: передовые педагогические технологии и инновации в педагогике
Ключевые слова: педагогическая система(ПС), структура педагогической системы; инновации, педагогические инновации, технологичность,...
К. Д. Гоосен, юрисконсульт Наша страна вступает в новый этап своего развития и берет курс на всеобъемлющую модернизацию, переход на инновационный путь развития iconРеферат Нанотехнология. Перспективы развития
Поэтому переход от "микро" к "нано" это качественный переход от манипуляции веществом к манипуляции отдельными атомами
К. Д. Гоосен, юрисконсульт Наша страна вступает в новый этап своего развития и берет курс на всеобъемлющую модернизацию, переход на инновационный путь развития iconРеферат по теории систем и системному анализу на тему: «Кибернетика»
Запуском первого искусственного спутника Земли и полетом первого человека в космос наша страна проложила путь к освоению космического...
К. Д. Гоосен, юрисконсульт Наша страна вступает в новый этап своего развития и берет курс на всеобъемлющую модернизацию, переход на инновационный путь развития iconРеферат по концепции современного естествознания на тему: «Кибернетика наука ХХ века»
Запуском первого искусствен­ного спутника Земли и полетом первого человека в космос наша страна проложила путь к освоению космического...
К. Д. Гоосен, юрисконсульт Наша страна вступает в новый этап своего развития и берет курс на всеобъемлющую модернизацию, переход на инновационный путь развития iconУрок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос»
Элективный курс для предпрофильной подготовки учащихся основной школы “ Museen in Deutschland.”
К. Д. Гоосен, юрисконсульт Наша страна вступает в новый этап своего развития и берет курс на всеобъемлющую модернизацию, переход на инновационный путь развития iconПрограмма развития «наша новая школа»
Гватемалу, Вам необходимо будет иметь при себе именно ту кредитную карту, которую укажете в подписанном документе. Оплату можно произвести...
К. Д. Гоосен, юрисконсульт Наша страна вступает в новый этап своего развития и берет курс на всеобъемлющую модернизацию, переход на инновационный путь развития iconМуниципальный этап конкурса «Инициатива молодых»
В компьютерный век, в век высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Наша страна всегда считалась самой читаемой страной....
К. Д. Гоосен, юрисконсульт Наша страна вступает в новый этап своего развития и берет курс на всеобъемлющую модернизацию, переход на инновационный путь развития iconКурс 4 2011 Инновационный менеджмент Путь проекта от рождения до...
Сначала надо посмотреть, куда будет направлено воздействие проекта, в какой сфере
К. Д. Гоосен, юрисконсульт Наша страна вступает в новый этап своего развития и берет курс на всеобъемлющую модернизацию, переход на инновационный путь развития iconСведения о методическом пособии
Хохотания», «Страна мудрых уроков», «Страна Поэзии», «Страна Почемучка» и соответствует программе. Кроме того, подобран материал...
К. Д. Гоосен, юрисконсульт Наша страна вступает в новый этап своего развития и берет курс на всеобъемлющую модернизацию, переход на инновационный путь развития iconЗадача реализации программы ставит перед коллективом множество проблем,...
Результаты работы школы в рамках программы развития и проекта перспективного развития «От развития к успеха» на основании направлений...
К. Д. Гоосен, юрисконсульт Наша страна вступает в новый этап своего развития и берет курс на всеобъемлющую модернизацию, переход на инновационный путь развития iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проблема : Человечество прошло сложный путь своего развития, который археологи изучают через комплекс методологических приемов. Один...
К. Д. Гоосен, юрисконсульт Наша страна вступает в новый этап своего развития и берет курс на всеобъемлющую модернизацию, переход на инновационный путь развития iconСреднего профессионального образования
Переход современного общества к информационной эпохе своего развития выдвигает в качестве одной из основных задач, стоящих перед...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск