Скачать 151.99 Kb.
|
Урок окружающего мира по теме «Страна, открывшая путь в космос». Подготовила: Пиксина С.С. учитель начальных классов МОУ «СОШ с. Милорадовка» 2010 г. Тема. Страна, открывшая путь в космос. Цели.
в нашей стране. 2. Расширять кругозор, развивать память и грамотную устную речь. 3. Прививать чувство гордости за свое государство, народ, его укрепляющий и прославляющий. Оборудование для учеников: учебник «Окружающий мир» Плешакова А. А. 4 класс, карточки для эмоциональной оценки урока, воздушные шары. Оборудование для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Страна, открывшая путь в космос» с видео- и аудиофайлами, карточки для самостоятельной работы, тесты, иллюстративный материал, посвященный освоению космоса, выставка книг и журналов о Космосе, иллюстрации звёзд для физминутки. Ход урока.
Открываем ровно в срок, Наш любимейший урок. Дружно за руки возьмемся, И друг другу улыбнёмся. Поприветствуем гостей, С ними нам вдвойне теплей! Пожелайте нам удачи И успеха всем в придачу!
На прошлом уроке мы с вами прошли тему «Великая война и великая победа». Мы знаем, что победа досталась нашему народу дорогой ценой. Война унесла почти 27 миллионов жизней советских людей. Война коснулась каждого человека нашей страны. И дома я просила вас узнать какой след оставила Великая Отечественная война в жизни вашей семьи? Есть ли в вашей семье ветераны войны: фронтовики, партизаны, труженики тыла? У кого из ваших родных детские годы выпали на время войны? Ответы на вопрос №2 стр. 146 учебника «Мир вокруг нас». Рассказы учащихся. III. Работа над новым материалом. 1.Вводная беседа. Сообщение темы урока. Вся послевоенная история прошла под знаком борьбы за мир. ХХ век – это не только революции и войны. ХХ век дал миру величайшие открытия. И мы сегодня будем говорить о достижениях послевоенного времени. Не смотря на то, что наша страна находилась в тяжелом положении после войны с фашизмом, необходимо было восстанавливать города и села, налаживать экономику, поднимать разрушенное хозяйство, тем не менее, наша страна оказалась первой в освоении космоса. Слайд 2. Издревле люди обращали свои взоры на звездное небо, их интересовали небесные просторы. Сначала люди наблюдали за небом невооруженным глазом, затем, с развитием научно-технического прогресса, появляются инструменты для наблюдения за звездами, но человек всегда мечтал полететь к звездам. В устах ученых много лет Жила мечта заветная – Взлететь при помощи ракет В пространство межпланетное. И это случилось в 50-е годы! Сегодня на уроке нам с вами предстоит совершить путешествие по страницам книги истории освоения космоса. 2. Рассказ учителя Слайд 3. КОСМОНАВТИКА – (греч.) – наука, изучающая теорию и практику полетов в космос. Космонавтика сравнительно новая наука. Основоположники космонавтики – Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королев. Эти два человека положили начало освоению космоса. Константин Эдуардович Циолковский (1857 – 1935)- простой калужский учитель прославил Родину трудами в области космонавтики. Циолковский разрабатывал схемы ракет и аппаратов для полетов на большие расстояния в космическом пространстве. Он не только смог теоретически обосновать возможность космических полетов, но и рассчитать отдельные параметры ракетоносителя. Именно он является родоначальником практического современного ракетостроения в нашей стране. Он верил, что человечество устремится к другим мирам. Многие из современников считали его безумцем. Но ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос. Сергей Павлович Королев принял эстафету у Циолковского. Сергей Павлович Королев (1906 -1966) – российский ученый и конструктор. Под его руководством в нашей стране было построено множество космических аппаратов – искусственных спутников Земли и космических кораблей. Слайд 4. Открываем первую страницу книги истории освоения космоса. Строительство космодрома. Начало истории освоения космоса было положено в 1955 году, когда было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населённых пунктов. Местонахождение космодрома – Байконур. Космодром Байконур – это уникальный, состоящий из сложнейших технических сооружений комплекс, равного которому больше нет. Общая площадь космодрома 6717 квадратных километров. Трассы Байконура простираются на тысячи километров над территорией России и сопредельных государств. С Байконура были запущены первый в мире искусственный спутник Земли и первые в мире искусственные спутники Солнца, Луны и Венеры. Именно с Байконура был осуществлен первый в мире полет человека в космос. Слайд 5. Открываем следующую страницу книги освоения космоса. Запуск искусственного спутника Земли. В 1957 году с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли. После запуска спутника в течение многих ночей можно было наблюдать за перемещением двух звездочек на фоне звездного неба. Первая – ракета, которая вывела спутник на орбиту. Вторая, еле различимая – искусственный спутник нашей планеты. Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы. На весь мир это выдающееся событие произвело огромное впечатление. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества. Слайд 6. Открываем следующую страницу книги освоения космоса. Первый полет в космос живого существа. Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос, можно ли жить в космосе? Чтобы проверить это для полетов в космос стали готовить сначала собак. В ноябре 1957 года на втором спутнике в космос отправилась собака Лайка, ставшая первым «живым космонавтом» Земли. Для нее построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собаки узнавали с помощью установленных на спутнике приборов. В то время люди ещё очень мало знали о космосе, а космические аппараты ещё не умели возвращать с орбиты. Поэтому Лайка навсегда осталась в космическом пространстве. Вслед за Лайкой в космос отправились другие собаки: Белка и Стрелка. В космосе они пробыли всего один день и удачно приземлились на Землю. Летали в космос мыши и крысы. Эти полеты помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить. Слайд 7. Открываем следующую страницу книги освоения космоса. Первый полет человека в космос. После удачного полета в космос животных, стала открытой дорога человеку к звёздам. Через 8 месяцев на таком же космическом корабле, на котором летали собаки Белка и Стрелка, в космос отправился и человек. 12 апреля 1961 года в 6:07 с космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Восток». Впервые в мире космический корабль с человеком на борту ворвался в просторы Вселенной. Весь мир облетело новое ошеломляющее известие – впервые в космосе человек! Им был Юрий Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил первый в истории человечества пилотируемый космический полет на корабле «Восток». Давайте перенесёмся на 49 лет назад. Все радиостанции мира, прервав свои передачи, возвестили (Аудиозапись): «В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту. Командир космического корабля – Юрий Гагарин…» Его полет длился всего 108 минут. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны… Просмотр видеофрагмента «Первый полет человека в космос». Мир затаил дыхание. Мир слушал голос человека, пролетавшего над океанами и странами, и люди в этих странах повторяли: «Гагарин», «Юрий», «Россия». Земля узнала простого, обаятельного человека, проложившего дорогу к звёздам. Сообщение ученика о Ю.А. Гагарине.
Пусть тысячи взлетают к звездам вновь, Но первым был Гагарин, он был свой, Родной, с улыбкой детской, озорной. Когда День космонавтики справляют, Любимца своего все вспоминают. Но в этот день поздравим мы и тех, Кто славу создает стране, успех: Всех, кто с Земли за пультом наблюдает, Как космонавты подвиг совершают, И тех, кто отправляет корабли, Стартующие с матушки-Земли, - Всех, кто с космической наукой в жизни связан. Народ своей любовью им обязан. Гордится космонавтикой страна: Она была и будет нам нужна! ФИЗМИНУТКА
Встаньте, найдите в классе глазами звёзды разного цвета: красные, голубые, желтые, зелёные, оранжевые. Сосчитайте сколько звёзд разного цвета находится на нашем небе.
А теперь возьмите воздушные шарики, которые лежат у вас на столе. Надуйте слегка их, а потом отпустите. Видите, как стремительно шарики носятся по классу из стороны в сторону. Как вы думаете, что толкает шарик? (воздух). Причём, сам шарик при этом движется в противоположную сторону. У вас получился простейший реактивный двигатель. Реактивный двигатель может работать где угодно: в воде, в воздухе, в пустоте. Чем сильнее струя воздуха, тем больше скорость. В космических кораблях струя получается от сгорания ракетного топлива. Слайд 8. Открываем следующую страницу книги освоения космоса. Выход человека в открытый космос. Большим достижением в освоении космоса стал полет Павла Беляева и Алексея Леонова на корабле «Восток – 2». И опять наш летчик – космонавт Алексей Леонов впервые в истории человечества покинул корабль и вышел в открытый космос. Произошло это грандиозное событие 18 марта 1965 года. Слайд 9. Достижения нашей страны в области космоса велики: Первыми направили космическую станцию на Луну; Именно советская автоматическая межпланетная станция «Луна-2» впервые в мире достигла поверхности Луны. Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, - советский «Луноход-1» Первыми создали искусственный спутник Луны; В 1966 году станция «Луна-10» стала первым в мире искусственным спутником Луны. Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу. В 1962 году состоялся первый успешный пуск в сторону Марса. А в 1966 станция «Венера-3» впервые достигла поверхности Венеры. Это был первый в мире перелет космического аппарата с Земли на другую планету. А в 1971 году советский аппарат «Марс – 3» совершил посадку в южном полушарии Марса Сейчас полёты в космос – обычное дело. Космонавты подолгу живут на космических станциях, проводят опыты, наблюдают Землю и звёзды. Люди научились выходить из корабля прямо в космос. Наше ухо стало привычным к словам «космодром», «иллюминатор», «невесомость», «скафандр», «орбита» «космический корабль». (По ходу перечисления на доску прикрепляются карточки с этими словами). Теперь я проверю, как вы знаете космическую азбуку. 3.Самостоятельная работа. Соедините слово с его значением. (Работа по карточкам).
4.Проверка самостоятельной работы. Слайд 10-19 5. Работа с учебником. Откройте учебник на странице 151, прочитайте материал из «Ларца с историями» о космической путешественнице и ответьте на вопросы: 1.Как называлась наша орбитальная станция? (Мир) 2.Когда она появилась на орбите Земли? (20 февраля 1986 года) 3.Что и когда с ней случилось? (22 марта 2001 года орбитальная станция «Мир» была затоплена в океане) После старта Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты. - Ребята, как вы думаете, для чего же человечество так настойчиво стремится в космос, для чего осуществляются полеты и проводятся различные исследования? Только ли ради простого любопытства? 6. Работа с карточками у доски. (На доске прикреплены перевернутые карточки. Ученики выходят по одному к доске, снимают карточку и зачитывают текст):
Именно эти и многие другие исследования проводятся в космосе. После Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Их имена знает весь мир: Герман Титов и Андриян Николаев, Валентина Терешкова (первая женщина- космонавт) и Светлана Савицкая, Алексей Леонов и Леонид Попов и многие другие. (Портреты космонавтов) Слайд 20. Люди помнят о тех, кто первыми побывал в космосе. В Москве стоит памятник создателям первого в мире искусственного спутника Земли. Слайд 21. Также открыт памятник первому живому существу, покорившему космос, собаке Лайке. Слайд 22. На аллее Героев космоса поставлен памятник первому космонавту Юрию Гагарину. Слайд 23. А на территории нашей Саратовской области в окрестности деревни Смеловки Энгельсского района установлена стела, устремленная в небо ракетой, под которой встал Гагарин. Установлена она на месте приземления Гагарина. Ведь, облетев первый раз земной шар, Гагарин приземлился именно в Саратовской области.
Ответьте на вопросы, обведите буквы с правильным ответом.
По выделенным буквам прочитайте слово. Какое слово у вас получилось? (ЗЕМЛЯ)
Юрий Алексеевич Гагарин - был первым человеком, который собственными глазами увидел, что Земля действительно круглая, действительно большей частью покрыта водой и действительно великолепна. После полёта он написал: Слайд 24. « Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее». Слайд 25. Действительно, как прекрасна наша планета-Земля. Наша страна –Россия- является частью этой прекрасной планеты.. Завершая путешествие, мы можем смело сказать, что нашей стране принадлежит особое место на страницах истории освоения космоса. Большинство из этих страниц начинаются словами «Первыми в мире..»: • Первыми запустили искусственный спутник Земли; • Первыми совершили пилотируемый космический полет; • Первыми направили космическую станцию на Луну; • Первыми создали искусственный спутник Луны; • Первыми вышли в открытый космос; • Первыми осуществили полет автоматических станций к Венере и Марсу. Только теперь, отступив на четыре с лишним десятилетия, мы постепенно начинаем осознавать во всей глубине грандиозные последствия той великой победы, всю мощь нашей страны, которая сумела преодолеть, казалось, непреодолимые трудности и стать первым государством, открывшим человечеству дверь во вселенную. На уроке я старалась расширить ваши знания. Но на этом познания не закончились, у вас всё впереди. Наука не стоит на месте, каждый день происходят все новые и новые открытия. Больше читайте, размышляйте, мечтайте. Ведь если спросить наших космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос, мы непременно услышим в ответ: «С мечты». А мечта становится былью, если человек трудолюбив, любознателен и настойчив.
На столах у вас лежат карточки: Поднимите ту, которая отражает ваше настроение после урока. Урок понравился! Урок не понравился… Урок оставил равнодушным. Прикрепите ваши звёздочки на доску. Посмотрите, какое красивое небо у нас получилось, сколько звёзд зажглось на нашем пути. А это значит, сколько новых знаний вы получили.
Ответить на вопрос №2 стр.150 учебника. В дополнительной литературе найди сведения о том, какой отклик в нашей стране и в мире вызвало известие о полёте первого человека в космос. Узнай, каким запомнился этот день твоим родным и близким. Используемая литература: Дмитриева О. И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 4 класс. М.: «ВАКО», 2004. Детская энциклопедия открытий. ООО «Издательство Астрель», 2004 г Журнал «Наша история. 100 великих имён». Выпуск №5, ООО «Де Агостини», 2010 г |
Урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: «Умножение... Интегрированный урок математики и окружающего мира во 2 классе по теме: Умножение и деление на 4 | Урока окружающего мира по теме “Наша дружная семья”. Занятию предшествовала... Урок окружающего мира "Наша дружная семья" с использованием мультимедиа. 2-й класс | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Данный урок окружающего мира включен в раздел учебника «Родная страна» | Урок окружающего мира во 2 классе. Тема «Звёзды и созвездия.» Цели: способствовать формированию исследовательского поведения на уроках окружающего мира | ||
Урок окружающего мира в 1-м классе по теме: "Где живут белые медведи?" Познакомить с холодными районами Земли, с их названиями, географическим положением, представителями животного мира | Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Рост и развитие растений" (А. Плешаков) | ||
Реферат по теории систем и системному анализу на тему: «Кибернетика» Запуском первого искусственного спутника Земли и полетом первого человека в космос наша страна проложила путь к освоению космического... | Реферат по концепции современного естествознания на тему: «Кибернетика наука ХХ века» Запуском первого искусственного спутника Земли и полетом первого человека в космос наша страна проложила путь к освоению космического... | ||
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса по теме «Животные» Сегодня на урок я принесла вам небольшой подарок (учитель берёт со стола папку и показывает детям) | Урок-путешествие по окружающему миру в 3 классе по теме: «Наследие древнего мира» Работая в системе Л. В, Занкова, на уроках окружающего мира я развиваю в детях логическое и творческое мышление, речь, умение работать... | ||
Урок окружающего мира по теме "Поверхность нашего края в технологии... | Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Экологическая безопасность» Сегодня мы проведем необычный урок. На этом уроке мы вместе с вами должны будем решить очень важную проблему. А какую, мы определим... | ||
Урок-конференция «Космос-человечеству» Мбоу оош с. Никольское прошел урок-конференция «Космос-человечеству», посвященный 50-летию полета в космос первой женщины-космонавта... | Урок окружающего мира в 3 классе с использованием средств мультимедиа по теме Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №15 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Интеграционные подходы к изучению темы «Космос» на уроках изобразительного искусства и окружающего мира | Урок окружающего мира по теме "Березовая роща" А теперь отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком лесе мы будем сегодня на уроке говорить |