САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ МЧС РОССИИ
(Дальневосточная пожарно-спасательная академия)
Рабочая программа учебной дисциплины
ПОЖАРНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА Направление подготовки 280705.65 «Пожарная безопасность»
квалификация (степень) «специалист»
Санкт-Петербург 2013
1. Цели и задачи дисциплины «Пожарно-техническая экспертиза»
Цели освоения дисциплины «Пожарно-техническая экспертиза»:
Курс «Пожарно-техническая экспертиза» включает изучение теоретических основ и практического опыта расследования пожаров. Дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, базовому блоку, к дисциплинам специализации.
Цель обучения - приобретение слушателями знаний теоретических и методологических основ в области пожарно-технической экспертизы.
Арсенал научно-технических методов и средств, используемых при экспертизе пожаров, постоянно модернизируется и расширяется. Для дальнейшей квалифицированной деятельности будущие специалисты обязательно должны представлять себе современные методики и средства научно-технического обеспечения расследования пожаров их возможности и область применения.
Рассматриваемый при изучении дисциплины материал охватывает основные методы исследования вещественных образцов, изымаемых с мест пожаров, которые являются наиболее часто встречающимися объектами пожарно-технической экспертизы. Современные научные знания в области расследования пожаров, отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют о том, что рациональный аналитический комплекс, использующийся в этих целях должен сочетать в себе полевые и лабораторные методы исследования. Дисциплина рассматривает и те и другие.
Изучение данной дисциплины позволяет не только ознакомиться с различными методиками пожарно-технической экспертизы, но и выработать практические навыки в самостоятельной работе с вещественными доказательствами, научиться осмысливать полученные экспериментальные данные и делать на их основе необходимые экспертные выводы.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины:
Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):
способностью действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма (ОК-1);
способностью понимать социальную значимость своей будущей профессии, цель и смысл государственной службы, выполнять гражданский и служебный долг, профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-5);
способностью проявлять непримиримость к коррупционному поведению, высокий уровень правосознания и правовой культуры (ОК-6);
способностью к логическому мышлению, анализу, систематизации, обобщению, критическому осмыслению информации, постановке исследовательских задач и выбору путей их решения (ОК-9);
способностью применять естественнонаучные и математические методы при решении профессиональных задач, использовать средства измерения (ОК-15);
способностью работать с различными источниками информации, информационными ресурсами и технологиями, использовать в профессиональной деятельности компьютерную технику, прикладные программные средства, современные средства телекоммуникации, автоматизированные информационно-справочные, информационно-поисковые системы, базы данных, автоматизированные рабочие места (ОК-16).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в области экспертной деятельности:
способностью использовать знания теоретических, методических, процессуальных и организационных основ судебной экспертизы, криминалистики при производстве судебных экспертиз и исследований (ПК-1);
способностью применять методики судебных экспертных исследований в профессиональной деятельности (ПК-2);
способностью использовать естественнонаучные методы при исследовании вещественных доказательств (ПК-3);
способностью применять технические средства при обнаружении, фиксации и исследовании материальных объектов - вещественных доказательств в процессе производства судебных экспертиз (ПК-4);
способностью применять познания в области материального и процессуального права (ПК-5).
в области информационной деятельности:
способностью вести экспертно-криминалистические учеты, принимать участие в организации справочно-информационных и информационно-поисковых систем, предназначенных для обеспечения различных видов экспертной деятельности (ПК-8);
способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-9);
в области организационно-управленческой деятельности:
способностью организовывать работу группы специалистов и комиссии экспертов (ПК-10);
способностью организовывать профессиональную деятельность в соответствии с требованиями федерального законодательства, ведомственных правовых актов, функциональных обязанностей и основ делопроизводства (ПК-11);
способностью выявлять и устранять причины и условия, способствующие коррупционным проявлениям в служебном коллективе (ПК-12);
способностью составлять планы и отчеты по утвержденным формам (ПК-13);
в области организационно-методической деятельности:
способностью обучать сотрудников правоохранительных органов приемам и методам выявления, фиксации, изъятия следов и вещественных доказательств и использования последних в раскрытии и расследовании правонарушений (ПК-17);
способностью консультировать субъектов правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства судебных экспертиз, а также возможностям применения криминалистических методов и средств в установлении фактических обстоятельств расследуемых правонарушений (ПК-18);
в области научно-исследовательской деятельности:
способностью анализировать судебно-экспертную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-19);
способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-20);
способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты, публикации по результатам выполненных исследований (ПК-21);
в области профилактической деятельности:
Специализация «Инженерно-технические экспертизы»:
способностью применять методики инженерно-технических экспертиз и исследований в профессиональной деятельности (ПСК - 2.1);
способностью при участии в процессуальных и непроцессуальных действиях применять инженерно-технические методы и средства поиска, обнаружения, фиксации, изъятия и предварительного исследования материальных объектов для установления фактических данных (обстоятельств дела) в гражданском, административном, уголовном судопроизводстве (ПСК - 2.2);
способностью оказывать методическую помощь субъектам правоприменительной деятельности по вопросам назначения и производства инженерно-технических экспертиз и современным возможностям использования инженерно-технических знаний в судопроизводстве (ПСК - 2.3). 2. Место дисциплины «Пожарно-техническая экспертиза» в структуре ООП
Дисциплина «Пожарно-техническая экспертиза» относится к базовой части профессионального цикла ООП по направлению по направлению подготовки 031003.65 «Судебная экспертиза»профиль подготовки – инженерно-техническая экспертиза. (С3)
Изучение учебной дисциплины «Пожарно-техническая экспертиза» опирается на учебные курсы дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла (С1) и на учебные курсы базовой части математического и естественнонаучного цикла (С2), а также на профессиональный цикл (С3). Основой изучения дисциплины «Пожарно-техническая экспертиза» являются дисциплины профессионального цикла: «Криминалистика», «Судебная фотография и видеозапись», «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Административное право», «Гражданское право», «Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий», «Электротехника и пожарная безопасность электроустановок», «Строительные конструкции при пожаре (взрыве)» и др.
Вместе с тем важное значение в формировании естественнонаучной картины мира имеют учебные дисциплины базовой и вариативной части математического и естественнонаучного цикла (С2): «Естественнонаучные методы судебно-экспертных исследований», «Компьютерные технологии в экспертной деятельности», «Физика». 3. Требования к результатам освоения дисциплины
«Пожарно-техническая экспертиза» В результате освоения дисциплины «Пожарно-техническая экспертиза» обучающийся должен демонстрировать способность и готовность
в учебно-практической деятельности:
приобретать новые знания в области экспертизы пожаров, в том числе с использованием современных образовательных и информационных технологий;
владеть основными теоретическими и экспериментальными методами исследования причин пожара;
использовать знания о современных методиках пожарно-технической экспертизы;
планировать работу на стаи проверки по факту пожара,а также в составе следственных групп;
использовать знанияо возникновении горения и механизма развития горения из очага;
использовать знания опорядке проведения экспертного исследования пожара;
владеть навыками оформления документов дела о пожаре с учётом нормативно-правовой базы действующего законодательства.
в социально-личностных отношениях:
обладать способностью проводить доказательства утверждений как составляющей когнитивной и коммуникативной функции;
следовать этическим и правовым нормам, принципам толерантности, к социальной адаптации, работать в коллективе, руководить людьми и подчиняться руководящим указаниям;
в научно-исследовательской деятельности:
умение проводить эксперименты по заданным методикам с обработкой и анализом результатов; в научно-инновационной деятельности (в соответствии с профилем подготовки):
проявлять активность, умение и способность к применению новых фундаментальных результатов в области экспертизы пожаров к созданию новых практических, в том числе технических и технологическихметодов решения поставленных задач;
знать физический фундамент современной техники и технологий проведения экспертиз.
знать:
цели, задачи и организацию работ по расследованию и исследованию пожаров в Российской Федерации;
техническое обеспечение работ по расследованию и исследованию пожаров;
работы по исследованию пожаров, регламентируемые ведомственными актами;
порядок выезда на место пожара;
стадии осмотра и методы их проведения;
возникновение горения и механизм развития горения из очага;
методику установления очага пожара;
порядок проведения экспертного исследования пожаров;
основы методологии установления места возникновения (очага) пожара;
методические основы решения вопроса о причине пожара;
возможности ЭВМ и специальной техники в решении задач пожарной криминалистики.
методы исследования различных материалов – вещественных доказательств в пожарно-технической экспертизе,
теоретические основы применения различных аналитических методов в пожарно-технической экспертизе.
уметь:
применять методы исследования пожаров в пожарно-технической экспертизе.
владеть
современными информационными технологиями, используемыми в пожарно-технической экспертизе;
современными методиками пожарно-технической экспертизы.
4. Структура и содержание учебной дисциплины
«Пожарно-техническая экспертиза» Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы108 часов. 4.1 Объем учебной дисциплины
«Пожарно-техническая экспертиза» и виды учебной работы
для очной формы обучения
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестры
| 9
| 10
| Общая трудоемкость дисциплины в часах
| 252
| 108
| 144
| Общая трудоемкость дисциплины в зачетных единицах
| 7
| 3
| 4
| Аудиторные занятия (всего)
| 180
| 92
| 88
| В том числе:
|
|
|
| Лекции
| 60
| 28
| 32
| Лабораторно-практические занятия (ЛПЗ)
| 120
| 60
| 56
| Другие виды аудиторных занятий (контрольная работа)
|
|
|
| Зачет
|
| 4
|
|
|
|
| 36
| Самостоятельная работа (всего)
| 36
| 16
| 20
| В том числе:
|
|
|
| Другие виды самостоятельной работы
| 36
| 16
| 20
| Вид аттестации
|
| дифференцированный зачет
| экзамен
| |