Скачать 230.74 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет» Кафедра химии Учебно-методический комплекс курса Химизация технологических процессов швейных предприятиЙ Специальность: 260901 – «Технология швейных изделий»
ПГПУ 2012Автор-составитель: канд. биол. наук, старший преподаватель кафедры химии Н.А. ЧетановУчебно-методический комплекс по дисциплине «Химизация технологических процессов швейных предприятий» соответствует требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Технология швейных изделий».Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин, включая дисциплины специализации, и является обязательной для изучения.Согласовано: Декан физического факультета Д.А. Полежаев Оглавление I. Рабочая программа дисциплины 4 1. Цель и задачи изучения дисциплины 4 2. Требования к уровню освоения дисциплины 5 3. Объем дисциплины 6 4. Содержание курса 7 5. Темы практических занятий 8 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 11 II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций 15 I. Рабочая программа дисциплины Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом второго поколения и представлена для студентов физического факультета, обучающихся по специальности 260901 «Технология швейных изделий». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла специальных дисциплин, включая дисциплины специализации и является обязательной для изучения. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования Направление подготовки дипломированного специалиста 260901 «Технология швейных изделий»
1. Цели и задачи изучения дисциплины Цель изучения дисциплины: изучение технологических процессов изготовления и отделки деталей, узлов и швейных изделий в целом на основе применения современных химических материалов и физико-химических методов их соединения и отделки. Задачи дисциплины:
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате освоения дисциплины «Химизация технологических процессов швейных предприятий» студент должен: знать:
иметь представление:
уметь:
владеть:
3. Объем дисциплины 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы Форма обучения очная
4. Содержание курса Тема 1. Направления химизации процессов швейного производства; химические продукты и материалы, используемые в швейной промышленности, особенности их переработки в процессах швейного производства Краткая характеристика современного состояния отрасли. Перспективные направления химизации технологических процессов изготовления одежды. Состояние сырьевой базы современной швейной промышленности, перспективы развития. Полимерные материалы и волокна, применяемые при изготовлении швейных изделий, их основные физико-химические свойства, основные функциональные группы текстильных волокон, их роль в технологических процессах. Виды заключительной отделки тканей. Основные понятия подготовки, беления, крашения и узорчатой расцветки текстильных материалов. Виды заключительной отделки тканей, содержащих синтетические волокна. Влияние свойств синтетических волокон и обработок на технологические процессы в сфере швейного производства (тепловые, сорбционные, адгезионные, деформационные). Технологические (пошивочные) свойства тканей из синтетических волокон и особенности их обработки. Особенности настилания и раскроя. Пути улучшения технологических (пошивочных) свойств тканей из синтетических волокон. Тема 2. Химические методы, применяемые при изготовлении швейных изделий, их классификация Классификация и краткая характеристика основных процессов химической технологии швейного производства. Адгезионные явления в химической технологии швейного производства. Адгезия жидкостей, пленок, твердых частиц. Тепло-массообменные процессы в химической технологии швейного производства. Технология изготовления швейных изделий с применением химических активных сред. Отношение волокон к различным видам физико-химических воздействий. Влияние физико-химических обработок различными веществами на потребительские свойства изделий. Тема 3. Соединения деталей швейных изделий: склеивание, сварка, пропитка швейных ниток, химическая обработка мест соединений Клеи и клеевые материалы. Структура, состав и основные способы нанесения клеевого вещества на ткани. Процессы склеивания деталей одежды, влияние технологических факторов на прочность клеевых соединений. Влияние структуры тканей на прочность клеевых соединений. Химический состав основных клеев-расплавов. Теоретические основы образования клеевых соединений. Склеивание, сваривание, изготовление формованных деталей методом напыления, литья. Перспективные физико-химические и химические методы воздействия на ткани в технологии изготовления одежды. Тема 4. Придание деталям одежды новых свойств и отделка швейных изделий химическими методами; направления совершенствования химических методов Классификация химических методов отделки, используемых в швейном производстве. Понятие об узорчатой расцветке тканей, методы и технология печати. Придание специальных эффектов: потертости, «варенка», плиссирование, формоустойчивость. Аппликации, способы нанесения. Экологические аспекты химизации технологических процессов легкой промышленности. 5. Темы Практических занятийПрактическая работа № 1. Химические волокна для одежды и их свойства (4 часа) Цель занятия: изучить синтетические (гетеро- и карбоцепные) волокна. Содержание работы 1. Рассмотреть свойства синтетических волокон, выписать торговые наименования основных представителей гетеро- и карбоцепных волокон. 2. По периодической литературе рассмотреть новые предложения и результаты поисков ученых и специалистов в области создания волокон для одежды с новыми свойствами. 3. Из рассмотренных материалов сделать вывод о волокнах и материалах из них, вышедших на пик моды. Вопросы для самоподготовки: 1. Синтетические волокна для одежды. 2. Особенность строения цепи макромолекулы гетеро- и карбоцепных волокон. 3. Основные свойства синтетических волокон. 4. Свойства гетероцепных полиуретановых волокон (лайкра, спандекс, эспа). 5. Мировые тенденции производства синтетических и искусственных волокон. Практическая работа № 2. Синтетические швейные нитки (2 часа) Цель занятия: изучить ассортимент и свойства синтетических швейных ниток. Содержание работы 1. Изучить классификацию швейных ниток. 2. Рассмотреть особенности применения синтетических швейных ниток в массовом производстве. 3. Изучить ассортимент швейных ниток (по образцам, альбомам, литературе). Вопросы для самоподготовки: 1. Классификация швейных ниток для бытовой одежды. 2. Свойства и назначение швейных ниток. 3. Специфические свойства и особенности синтетических швейных ниток. 4. Особенности использования синтетических швейных ниток в массовом производстве одежды'; 5. Способы распознания синтетических швейных ниток. Практическая работа № 3. Ассортимент синтетических материалов для одежды (4 часа) Цель занятия: изучить основные, подкладочные, отделочные, прикладные синтетические материалы для одежды. Содержание работы 1. По выклейкам, альбомам, проспектам, каталогам изучить (повторить) ассортимент синтетических материалов для одежды. 2. Самостоятельно собрать и выполнить выклейки современных материалов для одежды (на листах формата А4 или A3). Вопросы для самоподготовки: 1. Какие виды синтетических материалов по способу производства используются для изготовления одежды? 2. Как подразделяют синтетические материалы для одежды по назначению их в пакете швейного изделия? 3. Особенности применения синтетических материалов и ниток в производстве одежды? 4. Синтетические материалы для производства фурнитуры для одежды. Практическая работа № 4. Клеевые материалы для швейных изделий (2 часа) Цель занятия: изучение видов клеевых материалов для одежды. Содержание работы 1. Изучение видов клеевых материалов для одежды по каталогам, проспектам и выклейкам (клеевая нить, клеевая паутинка, клеевые кромки, клеевые прокладочные материалы на текстильных, трикотажных и нетканых основах, синтетические (полиэтиленовые) сетки, многозональные клеевые прокладки и т. п.). Вопросы для самоподготовки: 1. Какие полимеры применяют в качестве клеев для одежды? 2. Какие виды клеевых материалов Вам знакомы? 3. Основные требования к клеям и клеевым материалам для одежды. 4. Способы нанесения клея на основу. Виды клеевого покрытия. Меш-число. 5. Этапы процесса склеивания. Практическая работа № 5. Клеевые соединения деталей и узлов швейных изделий (2 часа) Цель работы: изучение процесса склеивания деталей швейных изделий с различными видами клеевых материалов. Содержание работы 1. Изучение режимов склеивания и клеевых соединений, применяемых в производстве одежды. 2. Выбор режимов образования клеевых соединений. 3. Технологические особенности использования клеевых материалов различных видов. Вопросы для самоподготовки: 1. Физико-химическая сущность процесса склеивания. 2. Назначение клеевых материалов при изготовлении одежды. 3. Технологические особенности применения: - клеевой паутинки; - клеевой нити; - клеевых кромок; - клеевых прокладок. 4. Отечественные материалы для дублирования (фиксирования) деталей одежды. 5. Оборудование для образования клеевых соединений. 6. Виды клеевых швов и их схематическое изображение. Практическая работа №6. Новые виды отделки швейных изделий (2 часа) Цель работы: изучить новые методы и виды отделки швейных изделий. Содержание работы 1. Отделка деталей швейных изделий методом термопечати. 2. Обработка деталей швейных изделий методом термофиксации (плиссировок, гофрировок, складок). 3. Отделка швейных изделий аппликациями: - клеевыми; - сварными; - ниточными. 4. Отделка деталей швейных изделий методом термовыжигания (гильоширования). Вопросы для подготовки 1. Какие материалы используют для аппликаций? 2. Какие методы соединений аппликаций с деталями швейных изделий используют? 3. Способы образования отделок деталей плиссе, гофре и т. д. 4. Отделка деталей фото- и термопечатью. 5. Новые виды отделок деталей и готовых швейных изделий. 6. Учебно-методическое обеспечение 6.1. Список литературы основной
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=4504
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=4363 дополнительный Журналы
6.2. Цифровые методические информационные ресурсы http://www.alhimik.ru АЛХИМИК Электронный журнал для преподавателей, школьников и студентов, изучающих химию. http://www.chemistry.narod.ru Мир химии Содержит химические справочники, историю создания и развития периодической системы элементов (ссылка "Музей"), описание химических опытов с различными элементами, сведения из основных областей химии (ограническая, агрохимия, геохимия, экохимия, аналитическая химия, фотохимия, термохимия, нефтехимия). http://www.college.ru/chemistry/ Открытый колледж: химия Электронный учебник по химии (неорганическая, органическая, ядерная химия, химия окружающей среды, биохимия); содержит большое количество дополнительного материала. Учебник сопровождается справочными таблицами, приводится подробный разбор типовых задач, представлен большой набор задач для самостоятельного решения. 6.3. Методические указания студентам Задания для самостоятельной работы студентов, в основном, связаны с темами, по которым не предусмотрены аудиторные занятия, либо с конспектированием или проработкой материала, который не освещался в лекциях. Помимо этого, каждый студент должен подготовить реферат, освещающий вопросы производства одного из высокомолекулярных соединений, находящих применение в швейной промышленности. Вопросы для самоподготовки студентов
Темы рефератов и план их написания Работа при написании реферата складывается из следующих пунктов:
Отличие реферат от тематического конспекта состоит в том, что в реферате не только делается обобщения изученной литературы, по и проявляется умение автора реферата оценить разные точки зрения по избранной проблеме, а главное, высказать свое отношение к проблеме. 1. Полиэтилен 2. Полипропилен 3. Полистирол 4. Поливинилхлорид 5. Политетрафторэтилен 6. Полиакрилонитрил 7. Поливинилиденхлорид 8. Политетрафторбутадиен 9. Поливиниловый спирт 10. Натуральный каучук 11. Поливиниловый каучук (СКД) 12. Бутадиенстирольный каучук (СКС-30, СКС-30А) 13. Бутадиеннитрильный каучук (СКН-18, СКН-10) 14. Полихлоропреновый каучук (неопрен) 15. Полиизобутилен 16. Изопреновый синтетический каучук (СКИ) 17. Вискозное волокно 18. Ацетатное волокно 19. Капрон 20. Лавсан 21. Хлорин 22. Нитрон 23. Полиаминоацетонитрил 24. Полифенилен 25. Фенолформальдегидные смолы 26. Полиформальдегид 27. Поливинилформальдегид 28. Полиметилметакрилат 29. Полисилоксаны (силиконы) 30. Полиоксиэтилен 31. Эпоксидные смолы 32. Нейлон 33. СКБ (Лебедевский каучук) 34. Уретановые каучуки (СКУ) 35. История изучения науки о полимерах 36. Медноаммиачное волокно 37. Современные волокна 38. Каучуки 39. Пластмассы 40. Целлюлоид II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации Тест по теме 1. Направления химизации процессов швейного производства; химические продукты и материалы, используемые в швейной промышленности, особенности их переработки в процессах швейного производства 1. Процесс образования высокомолекулярного вещества путем соединения друг с другом исходных низкомолекулярных веществ: а) полимеризация; в) алкилирование; б) диспропорционирование; г) галогенирование. 2. Полимеризация олефинов в зависимости от механизма может быть двух видов: а) радикальная и сополимерная; в) радикальная и каталитическая; б) изомерная и каталитическая; г) сополимерная и изомерная. 3. Реакция полимеризации не характерна для: а) альдегидов; в) алкенов; б) кетонов; г) алкадиенов. 4. Выделяют …. стадии полимеризации: а) 2; в) 4; б) 3; г) 5. 5. Реакцию, в которую вступают смеси полимеров называют смешанной полимеризацией или: а) димеризацией; в) сополимеризацией; б) тримеризацией; г) ионизацией. 6. Заключительной стадией полимеризации является: а) ингибирование; в) инициирование; б) обрыв цепи; г) пластификация. 7. Исходные низкомолекулярные вещества в процессе полимеризации называются: а) олигомеры; в) димеры; б) мономеры; г) триммеры. 8. Высокомолекулярные соединения, молекулы которых образуются в результате соединения множества одинаковых звеньев – это: а) мономеры; в) иономеры; б) полимеры; г) электроды. 9. Для улучшения механических свойств полимеров в их состав вводят: а) разрыхлители; в) катализаторы; б) наполнители; г) стабилизаторы. 10. Мономеры, у которых амино- и карбоксильные группы разделены четырьмя и менее метиленовыми группами (CH2), легко при нагревании образуют прочные гетероциклы и поэтому для синтеза полиамидов они: а) не используются; в) используются редко; б) используются широко; г) использовались ранее. 11. К синтетическим полиамидным волокнам относятся: а) вискоза, лавсан, капрон; в) только капрон; б) капрон, найлон, энант; г) найлон, лавсан, капрон. 12. Высокомолекулярные кремний-органические соединения придают материалам гидрофобность, т.е. образуют пленку, которая: а) отталкивает воду; в) защищает от коррозии; б) усиливает термоустойчивость; г) придает негорючесть. 13. Синтетические волокна особо широко применяются нами в: а) медицине; в) строительстве; б) текстильной промышленности; г) металлургии. 14. Высокомолекулярные соединения из которых получают лавсан – это: а) полиен; в) полиэфир; б) полиуретан; г) полиол. 15. Капрон получают полимеризацией: а) этилена; в) виниловых эфиров; б) формальдегида; г) капролактама. 16. На основе феноло-формальдегидных смол получают: а) фторопласты; в) пеноплаты; б) фенопласты; г) пентаплаты. 17. При поликонденсации формальдегида с мочевиной или меламином получают: а) фенолформальдегидные смолы ; в) карбомидные смолы; б) параформ; г) изопрен. 18. Фенолформальдегидные смолы – это продукты поликонденсации: а) фенола и формальдегида; в) фенола и ацетальдегида; б) нафтола и ацетальдегида; г) нафтола и формальдегида. 19. Тефлон относится к: а) хлоропластам; в) полиенам; б) полиэфирам; г) фторопластам. 20. Вещества, которые предотвращают прилипание полимера к оборудованию –это: а) соосаждающие вещества; в) индикаторы; б) отвердители; г) смазывающие вещества. 21. Каким негативным действием обладают этилен и пропилен: а) наркотическим; в) возбуждающим; б) соматическим; г) успокаивающим. 22. Биоразлагаемые полимеры – это: а) смесь синтетических крупнотоннажных полимеров (полиэтилен, полипропилен и т.д.); б) смесь синтетических крупнотоннажных полимеров и природных полимеров (крахмал, целлюлоза и т.д.). 23. Мономером для получения поливинилхлорида является: а) хлорэтен; в) хлористый алкин; б) 1,1- дихлорэтен; г) бромэтен. 24. Сущность, какого процесса заключается в образовании новых поперечных связей между полимерными цепями: а) изомеризация; в) вулканизация; б) олигомеризация; г) полимеризация. 25. Технический продукт превращения каучука: а) гуттаперча; в) резина; б) ликопин; г) латекс. 26. Фамилия ученого, разработавшего промышленный метод производства бутадиенового каучука: а) П. Карнер; в) Д.И. Менделеев; б) С.В. Лебедев; г) Г. Вильямс. 27. Первый промышленный метод производства бутадиенового каучука был разработан в: а) СССР; в) США; б) Англии; г) Германии. 28. В состав силиконовых каучуков входит: а) фосфор; в) кремний; б) алюминий; г) азот. 29. Натуральный каучук получают из молочного сока: а) хлебного дерева; в) одуванчика; б) гевеи; г) секвойи. 30. Потеря первоначальных физико-химических свойств полимером с течением времени – это: а) дегидрирование; в) эксплуатация; б) старение; г) пластификация. Примерный перечень вопросов к зачету
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Проектирование швейных... «Проектирование швейных предприятий» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего... | Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 08 Моделирование и оптимизация... Курс «Моделирование и оптимизация технологических процессов» является прикладной наукой, занимающейся вопросами моделирования рациональных... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине основы менеджмента Учебно-методический комплекс «Основы менеджмента» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Оборудование швейного производства и основы проектирования оборудования» составлен в... | ||
Рабочая программа по дисциплине в «Основы функционирования технологических... В «Основы функционирования технологических процессов в производстве швейных изделий» | Подходы к формированию комплексно – оценочных средств пм 01 Моделирование... | ||
Конфекционирование материалов для одежды Программа составлена на основании требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к... | Рабочая программа по дисциплине опд. Ф. 08 Моделирование и оптимизация Курс «Моделирование и оптимизация технологических процессов» является прикладной наукой, занимающейся вопросами моделирования рациональных... | ||
Основная профессиональная образовательная программа Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 262019 Конструирование,... | Программа курса «Социальная психология» соответствует требованиям... Учебно-методический комплекс обсужден и утвержден на заседании кафедры общей и практической психологии | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «технология монокристаллов,... Целью данной дисциплины является изучение типовых технологических процессов, используемых в производстве изделий электронной техники,... | Тесты по темам Организация и технологии производственных предприятий Тема 1 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммерческая деятельность» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Среднего профессионального образования «Учебно-методического пособия по организации самостоятельной работы студентов» заочной формы обучения. Задания составлены в соответствии... | Учебно-методический комплекс «Организация и технология доу» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Профессиональной образовательной программой по... | ||
Примерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс Системы и методы жизнеобеспечения зданий... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной программой по дисциплине по специальности... |