Скачать 189.01 Kb.
|
СоставителИ: Л.Ф.Можейко, заведующая кафедрой акушерства и гинекологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор; В.И.Дуда, доцент кафедры акушерства и гинекологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; Н.С.Акулич, доцент кафедры акушерства и гинекологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Рецензенты: Кафедра акушерства и гинекологии Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет»; С.Л.Воскресенский, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования», доктор медицинских наук, профессор Рекомендована к утверждению в качестве типовой: Кафедрой акушерства и гинекологии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 7 от 16.02.2011 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 25.05.2011 г.); Секцией по специальности 1-79 01 07 «Стоматология» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 5 от 26.05.2011 г.) Пояснительная записка Акушерство и гинекология – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания о течении физиологических и патологических процессов, происходящих в организме женщины, обусловленных его анатомо-физиологическими особенностями, а также зачатием, беременностью, родами и послеродовым периодом; о методах диагностики, лечения, профилактики осложнений беременности, родов, послеродового периода, заболеваний плода и новорожденного, а также заболеваний органов репродуктивной системы в различные возрастные периоды. Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: - образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 07 «Стоматология» (ОС РБ 1-79 01 07-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40; - типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 07 «Стоматология» (регистрационный № L 79-009/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16.04.2008 г. Типовая учебная программа дисциплины «Акушерство и гинекология» включает новейшие научные данные в области акушерства и гинекологии и общепрофессиональных и специальных дисциплин, интеграция с которыми предусматривается преподаванием акушерства и гинекологии. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. Программа отличается от предыдущих изменениями, проведенными в соответствии с новым образовательным стандартом Республики Беларусь по специальности «Стоматология», учетом достижений современной науки и практики в области акушерства и гинекологии. С учетом этого переработаны отдельные темы: «Беременность и роды у женщин с экстрагенитальной патологией и заболеваниями репродуктивной системы», «Оперативное родоразрешение». Включены новые темы «Нарушения менструальной функции», «Воспалительные заболевания женских половых органов», «Бесплодный брак. Планирование семьи»; темы переработаны с учетом модернизации системы здравоохранения и «Национальной Программы демографической безопасности Республики Беларусь». Цель преподавания и изучения дисциплины «Акушерство и гинекология» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных знаний о физиологических и патологических процессах, происходящих в организме женщины в различные возрастные периоды, а также во время беременности, в родах, в послеродовом периоде. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:
Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключаются в: – знании основ законодательства по охране здоровья матери и ребенка, принципов организации акушерско-гинекологической помощи в Республике Беларусь, перспектив развития системы здравоохранения, направленных на улучшение состояния здоровья населения;
– приобретении знаний по применению лекарственных средств, используемых в акушерстве и гинекологии. Преподавание и успешное изучение дисциплины «Акушерство и гинекология» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин: Общая химия. Химические элементы и их соединения. Химические реакции. Биоорганическая химия. Неорганические и органические химические соединения. Реологические свойства тканей и биологических жидкостей. Обмен органических веществ тканей. Медицинская и биологическая физика. Медицинские приборы и аппаратура, используемые в акушерстве и гинекологии. Устройство и назначение медицинской аппаратуры, правила техники безопасности работы с электрическими приборами. Рентгеновское излучение и его биофизические механизмы действия. Основы медицинской статистики и информатики. Биологическая химия. Строение, функции и обмен аминокислот, нуклеиновых кислот, белков, углеводов, липидов. Биосинтез нуклеиновых кислот и белков. Энергетический обмен в клетке. Клеточные мембраны. Пассивный и активный транспорт веществ через мембранные структуры клеток. Основы молекулярной генетики. Биохимический состав крови, лимфы, амниотической жидкости. Латинский язык. Практическое владение грамматикой и принципами словообразования. Знание значений латинских словообразовательных элементов и определенного минимума медицинской терминологии на латинском языке. Медицинская биология и общая генетика. Гаметогенез, оплодотворение, периоды внутриутробного развития, биологические детерминанты пола у человека. Анатомия человека. Строение тела человека, составляющих его систем, органов, тканей, половые и возрастные особенности организма. Международная анатомическая терминология. Гистология, цитология, эмбриология. Методы гистологических и цитологических исследований. Гистологическое строение матки, маточной трубы, яичника, молочной железы; фолликулогенез; гистогенез и органогенез. Международная гистологическая терминология. Нормальная физиология. Основные принципы формирования и регуляции физиологических функций. Образование, секреция, метаболизм, экскреция гормонов передней доли гипофиза, желез внутренней секреции. Микробиология, вирусология, иммунология. Микробная флора организма, специфические и неспецифические факторы защиты. Методы диагностики возбудителей инфекций женских половых органов неспецифической и специфической этиологии. Патологическая анатомия. Воспаление, дистрофия, онкогенез – понятие и биологическая сущность. Патологическая физиология. Учение о патогенезе. Роль реактивности организма в патологии. Механизм возникновения боли. Аллергическая реактивность организма. Патологическая физиология инфекционного, опухолевого процесса. Фармакология. Фармакодинамика и фармакокинетика лекарственных средств. Основные принципы действия лекарственных веществ. Побочное и токсическое действие лекарственных веществ. Топографическая анатомия и оперативная хирургия. Топография органов брюшной полости и органов малого таза. Внутренние болезни. Общие клинические и лабораторные методы исследования. Хирургические болезни. Асептика и антисептика, хирургический инструментарий, виды и техника лапаротомии, методики наложения швов. Лучевая диагностика и лучевая терапия. Лучевая диагностика гинекологической патологии. Дифференциальная диагностика на основе лучевых методов исследования. Рентгенологическая семиотика. Основные принципы лучевой терапии. Структура учебной программы дисциплины «Акушерство и гинекология» включает 4 раздела. Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Характеристика рекомендуемых методов обучения. При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение рекомендуется организовывать с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet. Занятия по акушерству и гинекологии рекомендуется проводить в акушерских и гинекологических отделениях больниц, где студенты знакомятся с требованиями санитарно-противоэпидемического режима, правилами внутреннего трудового распорядка, техникой безопасности; под контролем преподавателя участвуют в обследовании беременных, рожениц, родильниц и гинекологических больных; составляют планы обследования и лечения женщин, ведения нормальных и патологических родов, осуществляют разбор и анализ акушерской и гинекологической документации с оценкой качества обследования, правильности и своевременности постановки диагноза, выбора лечебной или акушерской тактики. Текущий контроль подготовки студентов рекомендуется осуществлять путем ежедневного опроса, решения ситуационных и фантомных задач, тестирования. Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета (8 семестр). Объем учебного времени по дисциплине «Акушерство и гинекология» составляет 40 часов, из них 27 аудиторных: 12 часов лекций и 15 часов практических занятий. Самостоятельная работа студентов осуществляется во внеаудиторное время. Организация работы студентов рекомендуется в формах: подготовки рефератов по разделам дисциплины; решения ситуационных задач на самостоятельное составление плана дополнительных исследований (лабораторных, функциональных и др.), с последующей клинической интерпретацией (объяснением) их результатов; проведения учебных научных исследований, написание научно-исследовательских студенческих работ; выступлений с докладами на студенческих научных конференциях. . Примерный тематический план
Содержание учебного материала 1. Организация работы акушерско-гинекологической службы Система охраны материнства и детства. Понятие о демографии. Демографическая политика государства. Структура и организация работы женской консультации, акушерских и гинекологических отделений больницы. Специализированная акушерско-гинекологическая помощь. Диспансеризация беременных, родильниц и гинекологических больных. Материнская смертность и пути её снижения. Перинатальная смертность и пути её снижения. Основные принципы этики и деонтологии в акушерстве и гинекологии. 2. Физиология беременности, родов и послеродового периода 2.1. Течение и ведение физиологической беременности Репродуктивная система женщины. Физиологические изменения в организме женщины во время беременности. Физиология плода: плод в отдельные периоды внутриутробного развития, критические периоды в развитии эмбриона и плода. Методы исследования в акушерстве: опрос и объективное обследование беременной, диагностика беременности, определение срока беременности и даты родов, предоставление листка нетрудоспособности беременным и родильницам, методы оценки состояния плода. Основы рационального питания беременных, режим и личная гигиена беременных. Физиопсихопрофилактическая подготовка беременных к родам. 2.2. Течение и ведение физиологических родов Компоненты родового акта: плод как объект родов, родовые пути, родовые силы. Предвестники родов. Прелиминарный период. Клиническое течение родов по периодам. Ведение родов в периоде раскрытия. Ведение родов в периоде изгнания: биомеханизм родов при переднем и заднем виде затылочного предлежания, первичная обработка новорожденного. Ведение последового периода. Обезболивание родов. 2.3. Течение и ведение физиологического послеродового периода Изменения в организме женщины в послеродовом периоде. Клиническое течение и ведение послеродового периода. Совместное пребывание матери и новорожденного. Принципы грудного вскармливания. 3. Патология беременности, родов и послеродового периода 3.1. Недоношенная и переношенная беременность Этиология, патогенез, диагностика, профилактика. Тактика ведения беременности. Тактика ведения преждевременных и запоздалых родов. Дифференциальная диагностика переношенной и пролонгированной беременности. Анатомо-физиологические особенности доношенного, недоношенного и переношенного новорожденного. 3.2. Беременность и роды при неправильных положениях и предлежаниях плода Беременность и роды при тазовых предлежаниях плода: классификация и диагностика тазовых предлежаний плода; течение и ведение беременности и родов. Беременность и роды при поперечном и косом положениях плода. Разгибательные головные предлежания плода. 3.3. Беременность и роды у женщин с экстрагенитальной патологией и заболеваниями репродуктивной системы Заболевания сердечно-сосудистой системы и беременность: врожденные и приобретенные пороки сердца, хроническая артериальная гипертензия. Анемия беременных. Пиелонефрит беременных. Сахарный диабет у беременных. Острая хирургическая патология у беременных: аппендицит, панкреатит, холецистит, острая кишечная непроходимость. Гинекологические заболевания у беременных: течение и ведение беременности, родов, послеродового периода при миоме матки и опухолях яичников. 3.4. Гестозы ранние и поздние Ранние гестозы: классификация, клиническая картина, диагностика, профилактика, лечение, показания к досрочному родоразрешению. Поздние гестозы: классификация, клиническая картина, диагностика, профилактика, лечение, тактика ведения беременности и родов. 3.5. Кровотечения в акушерстве Причины кровотечений в ранних и поздних сроках беременности. Предлежание плаценты. Преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты. Плотное прикрепление и истинное приращение плаценты. Гипотоническое и атоническое кровотечения. Диссеминированное внутрисосудистое свертывание крови: факторы риска, клиника, оказание неотложной медицинской помощи. Геморрагический шок: факторы риска, клиника, оказание неотложной медицинской помощи. Эмболия околоплодными водами: факторы риска, клиника, оказание неотложной медицинской помощи. 3.6. Аномалии родовой деятельности. Родовой травматизм матери Диагностика и методы коррекции слабости родовой деятельности, чрезмерно сильной и дискоординированной родовой деятельности. Причины, диагностика и профилактика родового травматизма матери: разрыв матки, травмы мягких тканей родовых путей, расхождение и разрыв лонного сочленения. 3.7. Оперативное родоразрешение Кесарево сечение: виды операции, показания, противопоказания и условия для проведения операции, ведение беременных с рубцом на матке. Акушерские щипцы: модели и устройство акушерских щипцов; показания, противопоказания, условия для наложения акушерских щипцов; осложнения для матери и плода. Вакуум-экстракция плода: показания, противопоказания, условия для проведения операции, осложнения для матери и плода. 3.8. Послеродовые гнойно-септические заболевания Особенности течения и принципы терапии послеродовых гнойно-септических заболеваний: хориоамнионит, эндометрит, мастит, перитонит, сепсис, инфекционно-токсический шок. 4. Гинекология 4.1. Методы обследования гинекологических больных Клинические методы: анамнез, общий осмотр, объективное обследование, осмотр и пальпация молочных желез. Тесты функциональной диагностики. Раздельное диагностическое выскабливание. Биопсия. Эндоскопические методы: кольпоскопия, гистероскопия, лапароскопия. Рентгенологические методы: гистеросальпингография, рентгенография черепа (турецкого седла). Трансабдоминальная и трансвагинальная эхография. 4.2. Нарушения менструальной функции Клиника, диагностика, методы лечения и профилактика аменореи, дисменореи, дисфункциональных маточных кровотечений ювенильного, репродуктивного и климактерического периодов. 4.3. Воспалительные заболевания женских половых органов Клиника, диагностика, принципы лечения и профилактика воспалительных заболеваний неспецифической этиологии: вульвит, бартолинит, кольпит, цервицит, эндометрит, сальпингоофорит. Клиника, диагностика, принципы лечения и профилактика воспалительных заболеваний специфической этиологии: бактериальный вагиноз, кандидоз, хламидиоз, микоплазмоз, генитальный герпес. 4.4. Фоновые, предраковые и доброкачественные заболевания женских половых органов Фоновые и предраковые заболевания наружных половых органов. Фоновые и предраковые заболевания шейки матки. Фоновые и предраковые заболевания эндометрия. Миома матки: классификация, диагностика, клинические проявления, методы лечения. Опухоли и опухолевидные образования яичников: классификация, диагностика, клинические проявления, методы лечения. Эндометриоз: классификация, диагностика, клинические проявления, методы лечения. 4.5. Неотложная медицинская помощь в гинекологии Клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, тактика ведения пациентов при неотложных состояниях: внематочная беременность, апоплексия яичника, перекрут ножки опухоли, некроз миоматозного узла. 4.6. Бесплодный брак. Планирование семьи Цель и задачи репродуктивной медицины. Цель и задачи планирования семьи. Организация оказания медицинской и социально-психологической помощи супружеской паре. Причины женского и мужского бесплодия. Методы диагностики и принципы лечения женского бесплодия. Вспомогательные репродуктивные технологии. Искусственная инсеминация (ЭКО, ИКСИ). Медицинский аборт: социальные и медицинские аспекты проблемы, методы прерывания беременности в ранние и поздние сроки – показания, противопоказания, осложнения, влияние на репродуктивную функцию, профилактика, реабилитация. Контрацепция: классификация методов и средств контрацепции, традиционные методы, внутриматочная контрацепция, принцип действия и способ применения гормональных контрацептивов разных групп, стерилизация. Информационно-методическая часть Литература Основная:
Дополнительная:
Перечень рекомендуемых средств диагностики Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий вуза. Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:
Фонд технологий контроля обучения включает:
Оглавление
|
Положение о бально-рейтинговой системе оценки студентов на кафедре... Модель среднего балла по дисциплинам «акушерство», «гинекология», «акушерство и гинекология» | Учебно-методический комплекс По дисциплине: «Акушерство и гинекология» Требования гос к уровню подготовки по дисциплине «Акушерство и гинекология» на стоматологическом факультете | ||
Образовательная программа повышения квалификации врачей по специальности... «Образовательного стандарта послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим медицинским образованием» по специальности... | Рабочая программа дисциплины «Акушерство, гинекология и биотехника размножения» Программа разработана в соответствии с фгос впо по направлению (специальности) 111100 «Зоотехния» и примерной учебной программой... | ||
Тест: "Акушерство и гинекология". Задание №1 | Вопросы для подготовки к вступительному экзамену в ординатуру по... Вопросы для подготовки к вступительному экзамену в ординатуру по специальности 14. 01. 01 – «акушерство и гинекология» | ||
Пояснительная записка 1 Общие положения Основная профессиональная... Основная профессиональная образовательная программа является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические... | Рабочая программа дисциплины акушерство и гинекология Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа по дисциплине дс. Ф. 02 Акушерство и гинекология по специальности Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Рабочая программа по дисциплине: акушерство и гинекология для специальности стоматология, 060105 Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Темы рефератов для клинических интернов по специальности «Акушерство и гинекология» Гормонотерапия климакса. Показания. Противопоказания. Диспансерное наблюдение. Основные препараты. Их классификация | Список Сц акушерство и гинекология 2012, ту кольпоскопия и патология шейки матки 2013, ту лазерные технологии в акушерстве 2013 | ||
«Применение гормональных контрацептивов в подростковом возрасте» (2002-2012 гг.) Антиандрогенные эффекты комбинированного перорального контрацептива при яичниковой гиперандрогении у девочек-подростков / А. В. Телунц... | Программа для подготовки аспирантов к сдаче кандидатского минимума... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «российский национальный исследовательский... | ||
Рабочая программа тематического усовершенствования (ту 144ч.) по... Рабочая программа составлена в соответствии с Требованиями к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ | Осложнения беременности при острых респираторных вирусных инфекциях... О душе. Но все, чтобы ни представлялось необходимым исследовать, мы будем обсуждать, насколько способны, с помощью ума и доказательства,... |