МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)»
Махачкалинский филиал
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЙ»
(наименование дисциплины)
Направление подготовки 23.03.01. (190700.62) - «Технология транспортных процессов» Профиль подготовки «Организация и безопасность движения» Квалификация (степень) выпускника бакалавр Форма обучения очная
Махачкала 2014 г.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Конечной целью учебной дисциплины «Повышение безопасности дорожных условий» является создание понимания у студентов способности выявлять неудовлетворительные для безопасного движения участки дорог с помощью различных методов, уметь дать рекомендации по их возможной реконструкции, а также повысить безопасность движения за счет умелого применения технических средств организации дорожного движения.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Данная учебная дисциплина входит в раздел «Вариативной части» раздела «Дисциплины по выбору» «Математического и естественнонаучного» цикла .
Исходя из требований Государственного образовательного стандарта необходимым условием для освоения дисциплины являются:
знания общих закономерностей функционирования единой системы автомобиль- водитель-дорога;
приемов выявление влияния составляющих комплекса автомобиль -водитель - дорога» на безопасность движения;
нормативных актов, регламентирующих требования к обеспечению безопасности дорожного движения;
умения применять методы оценки влияния дорожных условий на безопасность: относительных коэффициентов происшествий, коэффициентов безопасности и аварийности;
использовать эти методы для оценки степени безопасности дорожных условий; оценивать безопасность движения транспортных средств в зависимости от геометрических элементов плана и продольного профиля дороги;
проводить учет влияния интенсивности движения транспортных и пешеходных потоков на безопасность;
владения расчетными методами определения безопасности дорожных условий в местах концентрации дорожно-транспортных происшествий;
приемами учета влияния дорожных условий на психофизиологические показатели работы водителя и надежность его действий;
способами определять влияние скоростей движения транспортных средств на безопасность в различных дорожных условиях;
методами повышения безопасности движения к эксплуатационному состоянию элементов поперечного профиля дорог, исходя из условий обеспечения безопасности движения.
Эта дисциплина логически, содержательно и методически связана с дисциплинами ООП и является базисной для таких дисциплин как «Организация дорожного движения», «Служба ГИБДД», «Пути сообщения, технологические сооружения», «Экспертиза ДТП», «Основы теории надежности».
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП):
овладение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12);
готов к разработке и внедрению технологических процессов, использованию технической документации, распорядительных актов предприятия (ПК-1);
способен осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль состояния и эксплуатации подвижного состава, объектов транспортной инфраструктуры и т.д. (ПК-5);
готов применять правовые, нормативно-технические и организационные основы организации перевозочного процесса и обеспечения безопасности движения транспортных средств в различных условиях (ПК-12);
способен разрабатывать наиболее эффективные схемы организации движения транспортных средств (ПК-13).
В результате освоения дисциплины студент должен: знать
особенности информационного взаимодействия в системе автомобиль- водитель- дорога и степень влияния каждого параметра на безопасность дорожного движения; методы оценки дорожных условий; влияние различных элементов плана и профиля дороги на безопасность движения; влияние дорожных условий на психофизиологические показатели водителя; особенности движения транспортных средств на различных скоростях в различных дорожных условиях; уметь
применять методы оценки дорожных условий;
~ давать оценку сложившимся дорожным условиям и намечать мероприятия по устранению причин возникновения ДТП;
использовать технические средства организации дорожного движения по повышению безопасности;
применять реконструктивные мероприятия по изменению параметров плана и продольного профиля дорог в целях повышения безопасности;
владеть знаниями влияния дорожных условий на безопасность движения, а также условиями функционирования системы «АВД»;
методами и способами оценки дорожных условий;
знаниями по влиянию параметров элементов плана и профиля дорог на
безопасность;
знаниями по квалифицированному применению технических средств организации дорожного движения с целью повышения безопасности дорожного движения.
4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы, трудоемкость 144 час.
|
| Трудоемкость дисциплины
| Семестры (кол-во недель в семестре)
| Вид учебной работы
| Всего часов
| Из них в интерактивной форме
| 9
(17)
| Аудиторные занятия (всего)
| 68
| 8
| 68
| в том числе:
| Лекции (Л)
| 34
| 4
| 34
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
| 34
| 4
| 34
| Самостоятельная работа студента (СРС) (всего), в том числе:
|
76
|
|
76
| СРС
в семестре:
| Курсовая работа (КР)
|
|
|
|
| Расчетно-графические работы (РГР)
|
|
|
|
| Реферат (РЕФ)
|
|
|
|
| Другие виды СРС
|
|
|
| СРС
в сессию:
|
Зачет
|
|
|
| Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)
| экзамен
|
| экзамен
| Общая трудоемкость, ч.
| 144
| 8
| 144
|
|
|
|
| Зачетные единицы трудоемкости
| 4
| 0,22
| 4
|
4.2. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ, ВИДЫ ЗАНЯТИЙ И ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПО РАЗДЕЛАМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
№ п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Л
| ПЗ
| СРС
| Всего часов
| Формируемые
компетенции
(ОК, ПК)
| 1.
| Раздел1.
Дорожная сеть России и проблемы безопасности движения.
Системы водитель-автомобиль-дорога и водитель- автомобиль.
|
4
| 4
|
8
|
16
|
OК-1, 2;5;11;12
ПК-1;5;12;13
| 1.1.
| Критерии качества управления автомобилем.
| 4
| 4
| 8
| 16
| OК-:1;2;11;12
ПК-1;5;12;13
| 2.
| Раздел2
Влияние режимов движения, отдельных элементов дороги и их сочетаний на безопасность движения.
Водитель как орган управления автомобилем.
| 6
| 6
| 8
| 16
| OК-4;6;7;9;12
ПК-1;4;5;6;10;12
| 2.1
| Свойства автомобиля как объекта управления.
| 4
| 4
| 8
| 16
| OК-1, 2;5;11;12
ПК-1;5;12;13
| 2.2.
| Рабочее место водителя. Управление в штатных ситуациях.
| 4
| 4
| 8
| 16
| OК-1;5;11;12
ПК-1;5;12
| 3.
| Разделы 3.
Экономичный, экологичный и безопасный алгоритм управления автомобилем.
| 4
| 4
| 10
| 18
| OК-1, 2;5;11;12
ПК-1;5;12;13
| 3.1.
| Управление автомобилем в нештатных ситуациях.
| 4
| 4
| 9
| 17
| OК-1;5;11;12
ПК-1;5;12
| 3.2.
| Анализ дорожных условий и выбор оптимального плана управления автомобилем.
| 4
| 4
| 8
| 16
| OК-1, 2;5;11;12
ПК-1;5;12;13
| Всего часов
| 34
| 34
| 67
| 144
|
|
4.3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Раздел1.
Дорожная сеть России и проблемы безопасности движения.
Системы водитель-автомобиль-дорога и водитель- автомобиль.
В разделе показано, что когда водитель садится за руль автомобиля, возникает система водитель-автомобиль. При движении по дороге систем
водитель-автомобиль возникает система водитель-автомобиль-дорога. Показано, что повышение качества управления автомобилем возможно только в рамках системного подхода. Определены цели и задачи управления автомобилем. Показано, что показателями качества управления являются эффективность, экологичность и безопасность управления автомобилем. Дано понятие о функциональных и эргономических свойствах автомобиля и их влиянии на показатели качества управления. Показано, что для безопасного управления в любой ситуации скорость, дистанция и поперечный интервал должны соответствовать безопасным значениям и причиной ДТП является невыполнение водителем этих условий вледствие ошибок, допускаемых при определении границ безопасного управления. Поэтому для повышения безопасности управления необходимо обеспечить водителя обратной связью, информирующей водителя о переходе границ безопасного управления.
Критерии качества управления автомобилем.
Рассмотрены показатели качества управления автомобилем, определяющие эффективность (средняя скорость сообщения и расход топлива), экологичности (расход топлива) и безопасности (максимальная скорость, неравномерность движения). Показано, что для получения водителем информации обратной связи необходимо сравнить измеренные показатели качества управления автомобилем с нормативными значениями, которые зависят от уровня удобства движения в транспортном потоке. Рассмотрены условия получения зависимостей критериев качества управления от показателей уровня удобства движения. Приведены результаты определения указанных зависимостей. Раздел2
|