Скачать 0.65 Mb.
|
ДОКЛАД о ходе реализации мероприятий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам первого полугодия 2014 года 1. Основные показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к микро-, малым и средним предприятиям установлены Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон № 209-ФЗ). Таблица 1 Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства
В соответствии с указанными критериями по состоянию на 1 января 2014 года, по данным Росстата и ФНС России, в Российской Федерации зарегистрировано 5,59 млн. субъектов малого и среднего предпринимательства (далее также – МСП), на которых занято 17,8 млн. человек (без учета внешних совместителей). В секторе малого и среднего бизнеса занято около 25% от общей численности занятых в экономике. При этом на предприятиях – юридических лицах в секторе МСП занято 12,4 млн. человек (69,8%), у индивидуальных предпринимателей – 5,4 млн. человек (30,2%). Доля оборота продукции и услуг, производимых субъектами МСП – юридическими лицами, в общем объеме оборота продукции и услуг, производимых предприятиями по стране, составляет около 25%. Рассматривая отраслевую структуру сектора МСП, следует отметить, что по мере роста размера компании ее специализация меняется в сторону более сложных видов деятельности. Так, основная часть индивидуальных предпринимателей и микропредприятий – юридических лиц осуществляет деятельность в сфере торговли (около 54% и 45,8% соответственно). Малые предприятия – юридические лица специализируются на предоставлении услуг (34,4%). Большая часть средних предприятий осуществляет деятельность в промышленном секторе (27,3% средних предприятий). Рисунок 1 Показатели деятельности субъектов МСП по видам экономической деятельности в 2012-2013 гг. (%)
Источники: анализ Минэкономразвития России, Росстат. Рисунок 2 Структура субъектов МСП в 2013 году по видам экономической деятельности (%) Источники: анализ Минэкономразвития России, Росстат. Тенденции развития субъектов МСП за рассматриваемый период, выявленные на основе данных официальной статистической отчетности, можно охарактеризовать как разнонаправленные. В частности, общее количество субъектов МСП в 2013 году по сравнению с 2012 годом сократилось на 7,5%. Рисунок 3 Число малых и средних предприятий в 2012-2013 гг. (ед.) Источники: анализ Минэкономразвития России, Росстат, ФНС России. Рисунок 4 Структура малых и средних предприятий в 2012-2013 гг. (%) Источники: анализ Минэкономразвития России, Росстат. Сокращение общего количества субъектов МСП связано с массовым снятием с учета индивидуальных предпринимателей, основной причиной которого стало двукратное увеличение фиксированного страхового взноса на обязательное пенсионное страхование. Так, по данным ФНС России, число индивидуальных предпринимателей за 2013 год сократилось на 12,7%. При этом с февраля 2014 года наблюдается положительная динамика числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей: к 1 июня 2014 года данный показатель с начала года увеличился на 0,7% и составил 3 537 тыс. человек. Рисунок 5 Динамика регистрации индивидуальных предпринимателей в 2013-2014 гг. (тыс. единиц) Источники: анализ Минэкономразвития России, ФНС России. Кроме того, в 2013 году по сравнению с 2012 годом на 3,5% сократилось число малых предприятий – юридических лиц. В то же время за рассматриваемый период увеличилось число микро- и средних предприятий – юридических лиц – на 3,9% и 15,4% соответственно. В первом квартале 2014 года также наблюдается тенденция к росту количества малых предприятий – юридических лиц (без учета микропредприятий). Данный показатель увеличился на 0,4% (+ 963 единицы). Большая часть занятых в секторе МСП приходится на малые предприятия – юридические лица (без учета микропредприятий) (36,3% от общего числа занятых в секторе МСП) и на индивидуальных предпринимателей (30,2%). На средние предприятия приходится только 9,2% занятых в секторе МСП. Среднее число работников на малом предприятии в 2013 году составило 27,5 человек. Таблица 2 Среднее число работников на 1 субъект МСП в 2012-2013 гг. (человек)
Источники: анализ Минэкономразвития России, Росстат. Совокупная среднесписочная численность занятых у субъектов МСП в 2013 году сократилась на 1,9% с 18,1 до 17,8 млн. человек. Главным образом показатель сократился на средних предприятиях – юридических лицах (на 4,9%) и у индивидуальных предпринимателей (на 5,1%). Одновременно занятость на микропредприятиях – юридических лицах в 2013 году выросла на 1,7%. Рисунок 6 Численность занятых у субъектов МСП в 2012-2013 гг. (тыс. человек) Источники: анализ Минэкономразвития России, Росстат. Рисунок 7 Численность занятых у субъектов МСП в 2012-2013 гг. (%) Источники: анализ Минэкономразвития России, Росстат. В первом квартале 2014 году тенденция к снижению занятости в малом предпринимательстве сохранилась. Так, на малых предприятиях – юридических лицах (без учета микропредприятий) показатель занятости сократился на 3,3% (- 216 тыс. человек). Номинальный оборот субъектов МСП в 2013 году вырос на 5,3% – с 36,9 трлн. рублей до 38,8 трлн. рублей. Вместе с тем с учетом уровня инфляции показатель оборота, напротив, сократился на 1,2%. Рисунок 8 Структура оборота субъектов МСП в 2012-2013 гг. (%) Источники: анализ Минэкономразвития России, Росстат. Рост оборота как в номинальном выражении, так и с учетом уровня инфляции наблюдается у индивидуальных предпринимателей и у малых предприятий – юридических лиц (включая микропредприятия). Тенденция к росту оборота у малых предприятий – юридических лиц (без учета микропредприятий) сохранилась и в первом квартале 2014 года. Так, данный показатель достиг уровня 6,2 трлн. руб., превысив значение за аналогичный период предыдущего года на 9,9% (с учетом инфляции рост показателя составил 3,2%). При этом необходимо отметить значительное снижение по итогам 2013 года оборота средних предприятий – юридических лиц – на 8,5% (14% с учетом уровня инфляции). Рисунок 9 Оборот предприятий МСП в 2012-2013 гг. (трлн. руб.) Источники: анализ Минэкономразвития России, Росстат. Объем инвестиций в основной капитал у субъектов МСП за прошедший год увеличился с 729 млрд. рублей в 2012 году до 778,9 млрд. рублей в 2013 году. В номинальном выражении объем инвестиций увеличился на 6,8%. Рисунок 10 Инвестиции в основной капитал субъектов МСП в 2012-2013 гг. (млрд. руб.) Источники: анализ Минэкономразвития России, Росстат. Рисунок 11 Структура инвестиций в основной капитал субъектов МСП в 2012-2013 гг. (%) Источники: анализ Минэкономразвития России, Росстат. Необходимо отметить, что объем инвестиций в основной капитал малых предприятий уже превышает уровень докризисного года, однако на средних предприятиях данный показатель все еще значительно отстает от показателей 2008 года. Рисунок 12 Объем инвестиций в основной капитал субъектов МСП в 2008-2013 гг. (млрд. руб.) Источники: анализ Минэкономразвития России, Росстат. 2. Ключевые меры поддержки малого и среднего предпринимательства, реализованные во второй половине 2013 года – первом полугодии 2014 года Меры поддержки МСП, реализуемые в период со второй половины 2013 года по первое полугодие 2014 года, предусмотрены Государственной программой Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 316), Планом мероприятий, направленных на повышение темпов роста российской экономики (утвержден Председателем Правительства Российской Федерации 30 июля 2013 года № 4571п-П13), «дорожными картами» Национальной предпринимательской инициативы, поручениями Президента Российской Федерации по результатам ежегодного послания Федеральному Собранию Российской Федерации в 2013 году, а также отдельными поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и связаны с решением следующих задач:
2.1. Стимулирование выхода предпринимателей из неформального сектора экономики 2.1.1. Отмена обязанности по ведению кассовых операций для индивидуальных предпринимателей С 1 января 2012 года вступило в силу Положение Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П «О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации (далее также – Положение), согласно которому на индивидуальных предпринимателей возложена обязанность по соблюдению порядка ведения кассовых операций. В частности, индивидуальные предприниматели должны обеспечивать организацию работы по ведению кассовых операций, оформлять кассовые операции документами установленной формы (приходными и расходными кассовыми ордерами, кассовыми книгами, книгами учета принятых и выданных кассиром денежных средств). Введение указанных требований создало избыточные административные ограничения и привлекло к возникновению дополнительных расходов индивидуальных предпринимателей, связанных с обязанностью открытия и ведения банковских счетов, а также организацией бумажного документооборота. По оценке Минэкономразвития России, дополнительная финансовая нагрузка на индивидуальных предпринимателей в связи с необходимостью соблюдения порядка ведения кассовых операций составляла не менее 30,0 млрд. рублей в год. Стоит отметить, что вопрос упрощения порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями неоднократно рассматривался в рамках заседаний Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства (далее также – Правительственная комиссия). Так, по итогам заседания Правительственной комиссии от 2 марта 2012 года Минфину России совместно с Банком России поручено рассмотреть вопрос о внесении изменений в Положение в части отмены содержащихся в нем требований на деятельность индивидуальных предпринимателей (пункт 4 раздела I Протокола № 1). По итогам заседания Правительственной комиссии от 18 декабря 2012 года Банку России рекомендовано рассмотреть вопрос об отмене порядка ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России индивидуальными предпринимателями с учетом обязательств Российской Федерации в рамках Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег и Организации экономического сотрудничества и развития (пункт 2 раздела II Протокола № 2). Кроме того, в соответствии с Протоколом совещания у первого заместителя Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Акимова М.А. от 2 октября 2013 г. № МА-П13-41пр принято решение об упрощении порядка ведения кассовых операций для индивидуальных предпринимателей в форме отмены для них требований к ведению кассовых операций, установленных Положением (пункт 2 Протокола), а Банку России рекомендовано внести соответствующие изменения в Положение (пункт 4 Протокола). По результатам проведенной работы с целью упрощения порядка ведения кассовых операций для индивидуальных предпринимателей принято Указание Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», в соответствии с которым с 1 июня 2014 года обязанность по ведению кассовых операций для индивидуальных предпринимателей отменена. |
Доклад заместителя руководителя Исполкома Казани по социальным вопросам... Доклад заместителя руководителя Исполкома Казани по социальным вопросам З. Н. Нигматуллиной о ходе выполнения Комплекса мероприятий... | Доклад заместителя руководителя Исполкома Казани по социальным вопросам... Доклад заместителя руководителя Исполкома Казани по социальным вопросам З. Н. Нигматуллиной о ходе выполнения Комплекса мероприятий... | ||
Доклад о ходе реализации государственной программы Краснодарского края «Развитие культуры» Профинансировано в 2014 году на выполнение мероприятий Программы из средств федерального и краевого бюджета 3 млрд. 776 млн. 965,5... | Доклад отдела образования администрации Батыревского района «О ходе... Доклад отдела образования администрации Батыревского района «О ходе реализации программы развития образования и мерах по выполнению... | ||
I. Информация о выполнении мероприятий по посланию Президента Российской... Информация о ходе реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга; о выполнении поручений, содержащихся... | I. Информация о выполнении мероприятий по посланию Президента Российской... Информация о ходе реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и Санкт-Петербурга; о выполнении поручений, содержащихся... | ||
Доклад о реализации утвержденного распоряжением Правительства Российской... Доклад о реализации утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 26. 11. 2012 №2189-р Плана основных мероприятий... | Отчет администрации Красногвардейского района о реализации Плана... Мероприятий по реализации программы гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры... | ||
Доклад о ходе выполнения в 2012 г комплексного плана реализации Климатической... Укрепление и развитие информационной, научной, социально-экономической и кадровой политики в области климата | Доклад о ходе реализации «Программы развития государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Государственный... | ||
Общественная палата российской федерации доклад Доклад об эффективности проводимых в Российской Федерации антикоррупционных мероприятий и участии институтов гражданского общества... | Доклад «Об итогах реализации мероприятий по проведению в 2013 году... Уважаемый Вячеслав Михайлович, уважаемые члены Правительства Республики Коми, приглашенные! | ||
Доклад о ходе реализации государственной программы Волгоградской области Наименование программы: государственная программа волгоградской области "комплексная региональная программа развития профессионального... | Доклад о ходе и результатах реализации в 2013 году Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.... | ||
Доклад о реализации мероприятий государственной программы «Патриотическое... Совершенствование системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации | Доклад о ходе реализации приоритетного национального проекта «Доступное... Заместитель Председателя Правительства Московской области – министр транспорта Правительства Московской области – П. Д. Кацыв |