Скачать 300.09 Kb.
|
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российский государственный торгово-экономический университет (РГТЭУ) Кафедра Философии Одобрено УМС факультета _____________ Протокол №__от «___»___________20__г. Председатель _________________________ Рабочая программа Наименование дисциплины: Этика делового общения Рекомендуется для направления подготовки специальности 100700.62 - Торговое дело по профилю «Коммерция». Квалификации (степени) выпускника БАКАЛАВР ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: ОЧНАЯ
Москва 2011г. Содержание стр.
а) федеральные законы и нормативные документы (при наличии); б) основная литература; в) дополнительная литература; г) программное обеспечение; д) базы данных, поисково-справочные и информационные системы 9. Материально-техническое обеспечение дисциплины………………...14 10. Образовательные технологии………………………………………….14 11. Оценочные средства. (ОС)…………………………………………….14 1. Цели и задачи дисциплины: Изучение этики делового общения в высших учебных заведениях ставит своей целью повышение качества этического сознания профессионалов бизнеса и менеджмента, усвоение ими основных ценностных ориентаций и этических стандартов в деловой сфере, овладение инструментарием для анализа и принятия этических решений в конкретных ситуациях деловой жизни. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Этика делового общения относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла ( Б.В.1.07). Студент должен обладать следующими входными знаниями: различать основные этические понятия, ориентироваться в различных нравственных ситуациях; уметь выделять добродетельные формы поведения, сопереживать человеческим горестям. Данная дисциплина является предшествующей для социологии, психологии бизнеса, культурологи, бизнес риторики, экологии. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: Способность применять основные законы социальных, гуманитарных наук в профессиональной деятельности ( ПК-1); (ОК-1),(ОК-3), (ПК-1), (ПК-8), (ПК-9), В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: - сущность морали и нравственные основы поведения в деловом общении; - историю становления этики и этикета делового общения; -основные принципы этики делового общения; -основы делового общения и его различные виды; -правила служебной, управленческой, профессиональной этики деловых отношений; - правила делового этикета, принятые в современном деловом сообществе, их ценность и назначение. Уметь: - ориентироваться в различных ситуациях макро - и микроэтики делового общения; - видеть гуманистический смысл этики делового общения как основы нравственной регуляции делового поведения и общения; - четко формулировать основные нравственные качества личности делового человека; - использовать технологии этики и этикета деловых отношений в практике делового общения; - устанавливать деловые контакты на основе осознания социальной ответственности бизнеса. Владеть: - культуры этико-делового мышления и поведения; - целенаправленного использования богатого арсенала методов, требований, технологий, принятых в его будущей профессиональной деятельности; - анализа процессов деловой жизни и конфликтных ситуаций; - решения профессиональных задач с учетом нравственной ценности человеческой личности. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Этика делового общения как наука Этика как философская дисциплина. Основные этапы ее развития. Понятие морали и морального поступка. Теории морального развития личности. Этика общечеловеческая и профессиональная. Этика делового общения: сущность, закономерности и тенденции развития в XXI веке. Место этики делового общения среди других наук. Основные категории деловой морали. Функции этики делового общения. (ОК-1), (ОК-3) Тема 2. Структура этики делового общения Макроэтика и микроэтика делового общения. Корпорация и государство. Корпорация и общество. Корпорация и природная среда. Корпорация и инвестор. Корпорация и клиент. Вертикальный и горизонтальный срез делового общения. Основные этические противоречия деловой сферы. (ОК-1), (ПК-1) Тема 3. Принципы этики делового общения Современные требования к деловым отношениям. Принципы этики делового общения: принципы личности, принципы профессионала, принципы гражданина России, принципы гражданина Мира. Нравственная ориентация личности и деловое общение. Профессиональный и корпоративный этические кодексы. Международные и национальные комитеты как регуляторы нравственности в профессиональных отношениях. Роль менеджеров по этике в организации. (ОК-3), (ПК-8) Тема 4. Деловое общение Понятие, виды и функции делового общения. Формальные и неформальные виды общения. Средства общения: вербальные и невербальные. Основные барьеры делового общения. Умение грамотно взаимодействовать и общаться с деловыми партнерами - основа успешной карьеры, способности располагать к себе партнеров по бизнесу, быть хорошим собеседником. Функция невербальной коммуникации - установление эмоционального контакта с собеседником и его поддержка в течение всего процесса делового взаимодействия. Идентификация, эмпатия и рефлексия – механизмы установления взаимопонимания в деловых отношениях. Учет региональных и национальных традиций, мировоззрения собеседника в процессах деловых контактов и их форм. Необходимость в постоянном совершенствовании коммуникативной культуры делового человека. (ОК-3). Тема5. Формы деловой коммуникации Понятие деловой коммуникации, ее виды и функции. Устные и письменные виды коммуникации. Деловая корреспонденция. Проведение выставок, презентаций и конференций. Празднества и юбилеи. Прием посетителей. Беседы с сотрудниками. Производственные совещания. Этика использования технических средств деловой коммуникации. Этика телефонного разговора. Этические нормы использования Интернета. Этика рекламной деятельности. (ОК-3). Тема6. Деловые переговоры и их национальные особенности. Организация переговоров: подготовка, начало, содержание и анализ результатов. Соблюдение и учет национальных стилей ведения переговоров – условие реализации совместных проектов. Характерные особенности этики деловых отношений и стратегий переговорных процессов в западных странах. Западный стиль ведения переговоров. Особенности американского стиля переговоров. Российский стиль ведения переговоров. Тема 7. Деловой этикет Понятие этикета, его функции и принципы, основные вехи в его истории. Имидж делового человека. Внешний вид и манеры поведения сотрудников. Внешний вид как «визитная карточка» делового человека и необходимый компонент имиджа делового человека. Роль первого впечатления от встречи с коллегой или деловым партнером. Приветствия, представления, поздравления. Подарки в деловой сфере. Визитная карточка и ее назначение. Оформление рабочего места, кабинета. (ОК-3) Тема 8. Служебные взаимоотношения Стили руководства: командный, коллегиальный и либеральный. Методы стимулирования критического и творческого мышления специалистов в деловой сфере. Способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях. Причины и профилактика служебных конфликтов. Этические аспекты критики, поощрений. Эталоны поведения начальника и подчиненного. Справедливость и ответственность как выражение правильности, целесообразности и нормы в деловых отношениях. Справедливость и проблема одобрения или осуждения деловым сообществом решений, программ, поведения деловых партнеров. Справедливость и вопросы вознаграждения за труд. Справедливость как стимулирующий фактор в отношениях руководителя и подчиненных.(ПК-8) Тема 9.Корпоративная культура и сплоченность рабочей группы Понятие и типы корпоративных культур. Сплоченность рабочей группы. Феномены межличностного взаимодействия в группе. Конформизм. Межличностная аттракция. Негативизм. Готовность к кооперации с коллегами, работе в команде и самостоятельно. Мобинг как нарушение принципов толерантности и честности в межличностных отношениях. (ОК-3),(ПК-9) Тема 10. Социальная ответственность Зависимость экономических показателей деятельности сотрудника, фирмы, учреждения от защищенности и стабильности деловых отношений. Социальная ответственность и справедливая оценка результатов деловых отношений. Ответственность организации перед обществом. Основные подходы к корпоративной социальной ответственности. Направления социально ответственного поведения корпораций. Социальная ответственность и деятельность руководителя и подчиненных.(ПК-8) 5.2. Разделы и темы дисциплины и виды занятий
6. Практические занятия и семинары.
7. Примерная тематика курсовых проектов ( работ) Не предусмотрена. 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1.Баркова Э.В., Титов В.А. Этика и этикет: Учебное пособие. – М.: Изд-во РГТЭУ, 2007 2.Кибанов В.Г., Захаров Д.К., Коновалова В.К. Этика деловых отношений. - М.: ИНФРА-М, 2009. 3. Колтунова М.В., Деловое общение. - М.: Логос, 2008. 4. Рогожин М.Ю., Документы делового общения - М.: РДЛ, 2009 5. Амнов И.И., Психология делового общения — М.: Омега-Л, 2008 6. Бороздина Г.В., Психология делового общения — М.:ИНФРА-М, 20010 7. Комарова Л.В., Технологии делового общения в управленческой деятельности — М.: Изд-во РАГС, 2008 8. Логинова А.С. Этикет и культура поведения секретаря-референта: - М: ООО «Журнал управление персоналом» б) дополнительная литература:
. д) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы Интернет- ресурсы:
Для материально-технического обеспечения дисциплины «Этика делового общения» используется компьютерный класс, специализированная аудитория с ПК и компьютерным проектором и библиотечный фонд РГТЭУ. 10. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: 11. Оценочные средства (ОС): |
Протокол № от 20 г. Председатель Рабочая программа Наименование дисциплины... Автор: преподаватель предметов профессионального цикла аоу нпо «Профессиональный лицей №46» Е. В. Белешева | Рабочая программа Наименование дисциплины прямой маркетинг рекомендуется... Ы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами. 10 | ||
Рабочая программа Наименование дисциплины техническая оснащенность... Целями учебной дисциплины «Техническая оснащенность организаций и охрана труда» являются | Программа итогового междисциплинарного экзамена Специальность 080301... Коммерция (торговое дело) №203 мжд/сп от 23 марта 2000 г и в соответствии с рабочим учебным планом по специальности 080301 Коммерция... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) операционный маркетинг... Направление — 100700. 68 «Торговое дело», магистерская программа «Стратегии и инновации в маркетинге» Форма подготовки (очная) | Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» для... Учебно-методическое пособие по дисциплине «Конкурентоведение» разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) рекламный менеджмент 100700. 68 «Торговое дело» Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа дисциплины предназначена для студентов, обучающихся... Программа дисциплины предназначена для студентов, обучающихся по направлению 100700 торговое дело, изучающих английский язык как... | ||
Рабочая программа дисциплины б дв товарная политика (указывается... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебной дисциплины «Государственное регулирование экономики и экономическая... Аннотация рабочей программы учебной дисциплины «Государственное регулирование экономики и экономическая политика» для направления... | ||
Рабочая программа дисциплины б дв организация и проведение закупок... Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа дисциплины "Теория и риторика научного текста" для направления... Рекомендовано Государственным университетом управления для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности – 080301... | ||
Биржевое дело учебно-методический комплекс Специальности: 080301... Учебно-методический комплекс по дисциплине: «Биржевое дело» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс для специальности 080301 Коммерция (торговое дело) Москва 2007 Учебно-методический комплекс по дисциплине «Коммерческая логистика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Мировая экономика и международные... «Мировая экономика и международные экономические отношения» по специальности 080301 (351300) Коммерция (торговое дело) / Сост. Е.... | Рабочая программа учебной дис циплины Методические рекомендации по выполнению курсовой работы разработаны в соответствии со стандартами и учебными планами по направлению... |