Программа итоговой государственной аттестации выпускников для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература»





НазваниеПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература»
страница1/5
Дата публикации29.09.2013
Размер0.51 Mb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Право > Программа
  1   2   3   4   5


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)
Факультет филологический
Кафедра литературы
УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.

ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ
ВЫПУСКНИКОВ
для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература»
(очная/заочная форма обучения)
Составители: Петриева Л.И., доктор

педагогических наук, профессор,

Перфилова В.Г., кандидат

филологических наук,

Зуева С.В., кандидат

педагогических наук, доцент,

Кузьмина Н.А., кандидат

филологических наук, доцент,

Матлин М.Г., кандидат

филологических наук, доцент,

Рассмотрено и утверждено на заседании учёного совета филологического факультета (протокол от «10» февраля 2012 г. № 5).

Ульяновск, 2012

Пояснительная записка

Итоговая государственная аттестация проводится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050301 «Русский язык и литература» и Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства образования России от 25.03.2003 № 1155, а также Положением об итоговой государственной аттестации выпускников в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова» (ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»).

Целью итоговой государственной аттестации является определение соответствия уровня и качества подготовки выпускника требованиям государственных образовательных стандартов (включая федеральный и национально-региональный (вузовский) компоненты). Задачей итоговой государственной аттестации является определение теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, соответствующих его квалификации.

Итоговая государственная аттестация выпускников по специальности 050301 «Русский язык и литература» включает итоговый междисциплинарный экзамен и защиту выпускной квалификационной работы.


1. Итоговый междисциплинарный и комплексный государственный экзамен
1.1.Требования к уровню подготовки выпускника

Комплексный государственный экзамен проводится с целью проверки уровня и качества общепрофессиональной и специальной подготовки выпускников по специальности и установления соответствия (или несоответствия) требованиям к уровню подготовки выпускника, предусмотренным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО), в соответствии с которыми специалист должен

знать:

- нормативные документы, программы, учебно-методические комплексы, концепции современного литературного образования, принципы обучения русскому языку и литературе, основные проблемы;

- произведения школьной программы в историко-литературном и историко-культурном контексте;

- требования к современному уроку русского языка и литературы, основные этапы урока, различные классификаций видов уроков, форм планирования;

- возрастные особенности и этапы развития учащихся;

- различные системы классификации методов преподавания;

- основные этапы изучения литературного произведения в школе (вступительные занятия, чтение произведения и ориентировочные занятия, анализ как этап изучения литературного произведения, заключительные занятия);

- особенности изучения произведений в их родо-жанровой специфике (эпос, лирика, драма);

- методики изучения теоретико-литературных понятий в школе;

- методики работы по организации развития речи учащихся на уроках;

- методики работы с литературно-критическим материалом на уроке литературы;

- методики организации внеклассной и внешкольной работы;

уметь:

- формулировать вопросы и задания разных видов (репродуктивные и продуктивные) с учетом возрастных особенностей учеников и изучаемого материала;

- выбирать тип урока;

-моделировать различные варианты урока;

- отбирать наиболее эффективные методы и приемы обучения литературе и русскому языку;

- организовывать различные виды и формы деятельности учащихся на уроке;

- отбирать литературно-критический материал для урока;

- организовывать работу над литературно-критическим материалом на уроке;

- организовывать речевую деятельность учащихся на уроке литературы;

- планировать уроки внеклассного чтения;

  • проектировать урок русского языка (развития речи) или его фрагменты, реализуя общедидактические и частнодидактические принципы обучения русскому языку в школе;

  • использовать разнообразные методы и приёмы обучения, наглядность на уроках русского языка; видеть возможности технических средств обучения, в том числе и персональных компьютеров;

конструировать оптимальные виды упражнений при изучении разделов школьного курса русского языка на примере первоклассного дидактического материала

владеть:

- специальной литературоведческой и лингвистической терминологией

- навыками самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;

- навыками профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности;

- основными методическими приемами чтения лекций, проведения семинарских занятий.
Перечень дисциплин, по которым проводится государственный экзамен по специальности 050301 «Русский язык и литература» устанавливается Советом филологического факультета, и включает следующие дисциплины «Теория и методика обучения русскому языку», «Теория и методика обучения литературе», «Современный русский язык», «История русской литературы».

К сдаче государственного экзамена допускаются студенты, не имеющие академической задолженности.

Студенты обеспечиваются программами экзаменов, им создаются необходимые для подготовки условия, проводятся консультации.

Программа итогового экзамена является элементом фонда контрольных заданий университета для оценки качества подготовки специалистов, позволяющего оценить уровень знаний, навыков и умений, их соответствие положениям ГОС ВПО и квалификационным требованиям. По каждой дисциплине, выносимой на итоговый государственный междисциплинарный экзамен, представлен перечень вопросов, отражающих основные требования ГОС к знаниям, умениям и навыкам выпускника. Каждый билет по специальности «Русский язык и литература» содержит два теоретических вопроса по Современному русскому языку и Истории русской литературы, а также два вопроса по методикам преподавания русского языка и литературы.

1.2. Порядок проведения экзамена

Особенности проведения итогового государственного экзамена, его длительность, время подготовки к ответу определяются характером и количеством комплексных заданий, содержащихся в экзаменационном билете, избранной формой ответа (устная, письменная, презентация проекта и др.).

Проведению экзамена предшествует цикл консультаций по дисциплинам (разделам дисциплин, темам), входящим в его программу. Тип и характер комплексных заданий доводятся до сведения студентов заранее, не позднее чем за полгода до проведения государственного экзамена.

Во время проведения экзамена выпускникам разрешается пользоваться справочной, методической литературой, техническими и аудиовизуальными средствами, необходимыми для качественного выполнения задания.


1.3. Критерии оценивания

Критерии оценки, выставляемой по итогам сдачи государственного экзамена:

  1. Оценка выставляется за ответ по каждому контрольному и дополнительному вопросу.

  2. Итоговая оценка по билету подводится как средняя арифметическая по каждому ответу на вопросы

  3. По каждому вопросу может быть выставлена оценка в соответствии с полнотой ответа.

  4. Полнота ответа содержит четыре уровня знаний:

«5» - студент демонстрирует глубокое и полное овладение содержанием учебного материала, владеет понятийным аппаратом; умеет связывать теорию с практикой, решать практические задачи, высказывать и обосновывать свои суждения; грамотно, логично излагает ответ;

«4» - студент вполне освоил учебный материал, владеет понятийным аппаратом, ориентируется в изученном материале осознанно применяет знания для решения практических задач грамотно излагает ответ, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности;

«3» - студент обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, но излагает его неполно, непоследовательно, допускает неточности в определении понятий, в применении знаний для решения практических задач, не умеет доказательно обосновать свои суждения;

«2» - студент имеет разрозненные, бессистемные знания, не умеет выделять главное и второстепенное, допускает ошибки в определении понятий, искажает их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал, не может применять знания для решения практических задач.

Порядок подготовки и сдачи экзамена:

  1. подготовка к ответу студента - 1 академический час (45 минут);

  2. ответ на вопросы по билету перед комиссией;

  3. ответ на дополнительные вопросы членов комиссии.


1.4. Содержание экзамена по дисциплинам
СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Вопрос 1. Фонетика.

Структура ответа:

Фонетическое членение речи: фразы, такты, фонетические слова, слоги, звуки. Согласные и гласные в речевом потоке. Виды чередований звуков в русском языке. Позиционные чередования фонетические и морфологические. Исторические чередования. Фонетический анализ слова. Понятие о фонеме.

Вопрос 2. Лексика.

Структура ответа:

Словарный состав современного русского языка. Лексическое значение слова. Способы создания производных значений (метафора, метонимия, синекдоха). Лексика современного русского языка с точки зрения её происхождения: исконно русская, заимствованная. Лексика русского языка с точки зрения частотности её употребления: лексика активного употребления, лексика пассивного запаса (устаревшие слова и новые слова). Лексика русского языка с точки зрения сферы её употребления: общеупотребительная, ограниченного употребления (диалектная, специальная, жаргонная). Фразеология русского языка. Признаки фразеологизма. Классификация фразеологических единиц.

Вопрос 3. Словообразование.

Структура ответа:

Основные понятия словообразования: соотнесённость, членимость, значение, тип, модель. Словообразовательный и морфемный анализ слова. Способы словообразования: аффиксальные и безаффиксные.
Вопрос 4. Морфология.

Структура ответа:

Основные понятия морфологии: грамматическое значение, грамматическая форма, грамматические категории. Система частей речи в русском языке.

Вопрос 5. Имя существительное.

Структура ответа:

Лексико-грамматические разряды: собственные и нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые, конкретные и отвлечённые, вещественные, собирательные. Категории рода, числа и падежа.

Вопрос 6. Имя прилагательное.

Структура ответа:

Грамматические категории имени прилагательного. Лексико-грамматические разряды прилагательных: качественные, относительные, притяжательные, относительно-притяжательные. Переход относительных и притяжательных прилагательных в качественные. Склонение прилагательных.

Вопрос 7. Местоимение.

Структура ответа:

Разряды по значению. Морфологические признаки, склонение, синтаксические функции различных разрядов.

Вопрос 8. Глагол.

Структура ответа:

Грамматические категории. Спрягаемые и неспрягаемые формы. Категория вида: видовая пара, значение глаголов совершенного и несовершенного вида. Категория наклонения: изъявительное, повелительное и сослагательное наклонения. Образование форм наклонения. Категория времени: система времён глагола, образование форм времени. Категория лица, числа и рода.

Вопрос 9. Причастие как глагольная форма.

Структура ответа:

Вид, залог и время причастий. Образование действительных и страдательных причастий.

Вопрос 10. Деепричастие как глагольная форма.

Структура ответа:

Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Синтаксические функции деепричастий.

Вопрос 11. Наречие.

Структура ответа:

Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Местоименные наречия.

Вопрос 12. Модальные слова как особый класс слов.

Структура ответа:

Значение, структура и синтаксические функции. Переход слов разных частей речи в разряд модальных слов.

Вопрос 13. Служебные части речи.

Структура ответа:

предлоги, союзы, частицы. Семантика и синтаксическое употребление.

Вопрос 14. Словосочетание.

Структура ответа:

Типы словосочетаний в зависимости от лексико-грамматических свойств опорного слова. Смысловые отношения между компонентами словосочетания. Виды подчинительных связей в словосочетании. Членимые и нечленимые сочетания слов.

Вопрос 15. Предложение как основная синтаксическая единица.

Структура ответа:

Признаки и категории предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Типы односоставных предложений. Грамматическая основа предложения. Способы выражения подлежащего. Типы сказуемого. Способы выражения. Распространённое предложение: второстепенные члены предложения (дополнение, определение, приложение, обстоятельство, детерминант). Полные и неполные предложения. Типы и виды осложнённого предложения: однородные члены предложения, уточняющие члены предложения, вводные и вставные конструкции. Типы сложного предложения: сложносочинённые, бессоюзные и сложноподчинённые предложения. Типы сложноподчинённого предложения.

Вопрос 16. Стилистика.

Структура ответа:

Понятие о функциональном стиле. Системный характер функциональных стилей, их взаимосвязь и взаимодействие. Состав функциональных стилей литературного языка. Дифференциальные признаки функциональных стилей. Язык художественной литературы и его функции. Место языка художественной литературы в системе функциональных стилей русского языка. Научный, официально-деловой, разговорный и публицистический стили русского литературного языка.

Вопрос 17. Филологический анализ текста.

Структура ответа:

Категории и свойства текста. Особенности художественного текста. Анализ и интерпретация художественного текста. Графические средства выразительности поэтического текста. Звуковая, лексическая и грамматическая организация поэтического текста. Стиховедческий анализ. Своеобразие анализа прозаического текста.
Рекомендуемая литература:

Основная литература

1. Болотнова Н.С., Болотнов А.В. Современный русский язык: Лексикология. Фразеология. Лексикография. – М., 2009. (Электронный ресурс. – Режим доступа: www.knigafund.ru/books/114174).

2. Вараксин Л.А. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения. – М., 2010. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/89749).

3. Панов, М. В. Современный русский язык. Фонетика. - М., 2009. (Библиотека УлГПУ)

4. Филиппова Л.С. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. – М., 2009. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/76290).
Дополнительная литература

1. Буланин Л.Л. Трудные вопросы морфологии. – Л., 1976. (Библиотека УлГПУ)

2. Голанов, И. Г. Морфология современного русского языка. - М., 2007. (Библиотека УлГПУ)

3. Земская Е.А. Словообразование //Современный русский язык / под ред. В.А. Белошапковой. - М., 2007. (Библиотека УлГПУ)

4. Ковтунова И.И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. – М., 1976. (Библиотека УлГПУ)

5. Крысин, Л..П. Современный русский язык. Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография. - М., 2007. (Библиотека УлГПУ)

6. Кустова, Г. И. Синтаксис современного русского языка. - М., 2007. (Библиотека УлГПУ)

7. Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения. - М., 1977 (и другие издания). (Библиотека УлГПУ)

8. Лапшин С.В. Виды анализа языковых единиц.- Ульяновск, 1998. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.ulspu.ru).

9. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения (теоретический курс). – М., 2006. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru).

10. Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис сложного предложения (теоретический курс). – М., 2006. (Электронный ресурс. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/89782).

11. Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц / под ред. Е. И. Дибровой. - М., 2002. (Библиотека УлГПУ).

Словари и справочники:

  1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М., 1998. (Библиотека УлГПУ).

  2. Касаткин Л.Л., Клобуков Е.Б., Лекант П.А. Краткий справочник по современному русскому языку. - М., 1991. ( и другие) (Библиотека УлГПУ).

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Словарь русского языка. - М.,1999 . (Библиотека УлГПУ).

  4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова. - М., 2000. (Библиотека УлГПУ).

  5. Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н. Ушакова. - М., 1940. (Библиотека УлГПУ).


Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

*СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ «РУССКИЙ ЯЗЫК» URL: http://www. gramota.ru

*ПОРТАЛ «КУЛЬТУРА ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ» URL: http://www. gramma.ru

*РУССКАЯ ГРАММАТИКА. ПРОЕКТ ИРЯЗ им.В.В.ВИНОГРАДОВА URL: http://www. rusgram.narod.ru

*Казанская лингвистическая школа. URL:http:// www.kls.ksu.ru

*Российская ассоциация электронных библиотек URL: http:// www. elibra. ru

*Русский филологический портал URL:http:// www.philology.ru

*Электронная библиотека ГПРТБ СО РАН URL: http:// www..spsl.nsc.ru

*Электронные учебники URL: http:// homepages.tvers

*Справочно-информационный портал «Revolution» - URL:http://revolution.allbest.ru/

*Современный русский язык и его история URL:http://revolution.allbest.ru/

*Русский лицей Е. Ф. Будде URL:http://budde. ru/

http://www.Google.com – поисковая система научных сайтов мира; при поиске в портале следует набрать «Новая система лингвистики» (писать в кавычках).

http://www.ruthenia.ru/apr/textes/ -

http://www.vip.rm.ru/

http://www.ucheba.com

http://www.posobie.ru/pos_rus/index.htm

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/index.html

http://rusgram.narod.ru/

http://ksana-k.narod.ru/menu/rus/acimova.html

http://philologos.narod.ru/aroutsent/aroutmain.htm


ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вопрос 1. Древнерусская литература.

Структура ответа.

Проблема периодизации древнерусской литературы. Картина мира в древнерусской литературе. Жанровая система. Герои древнерусской литературы. Литературный канон (этикет). «Слова о полку Игореве». Эпичность и историзм. Изображение русских князей и идея «Слова». Сюжет и композиция. Сочетание эпического и лирического начал в «Слове». Образная система. Книжное и фольклорное начала в «Слове».

Вопрос 2. Русская литература XVIII века

Структура ответа.

Основные направления русской литературы XVIII века. Классицизм и сентиментализм, их своеобразие. Система жанров. Жанр оды в русской литературе ХVIII века. Г.Р. Державин – поэт-новатор. Своеобразие его лирического героя. Принципы изображения действительности. Русская комедия XVIII века. Ее жанровые черты. Художественные особенности комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Значение литературы XVIII века для духовной культуры XIX–XX вв.
Вопрос 3. «Горе от ума» А.С. Грибоедов.

Структура ответа.

Своеобразие сюжета «Горе от ума» (нетрадиционность завязки, принципы организации сценического действия, смысл финала). Система комедийных героев. Образ Чацкого. Язык комедии.

Вопрос 4. Поэтический мир А.С. Пушкина

Структура ответа.

Движение от романтического понимания личности к поэзии действительности: многотемность и многожанровость лирики, «протеизм», чувство соразмерности и сообразности, автобиографизм, конкретность, прозаизированность и «безыскусность» стиля лирики 30-х годов. «Евгений Онегин». Своеобразие поэтической формы романа в стихах: принцип “противуречий”, зеркальность, стихи и проза, ирония и самоирония, автор и герой, онегинская строфа, пропущенные строфы, незавершенность текста.

Вопрос 5. Поэтический мир М.Ю. Лермонтова.

Структура ответа.

Единство личности и поиски идеала: напряженная сосредоточенность авторского сознания, драматизм лирических ситуаций, исповедальность, стремление к самоанализу, отказ от жанровых принципов. Движение от подражания к преодолению пушкинского канона и формированию собственной лирической системы и образа лирического героя. «Герой нашего времени». Особенности поэтики романа: повествовательная техника , композиция, система героев, художественный психологизм , проблема метода. Образ Печорина как героя «нового» времени, его сущность и взаимоотношения с окружающим миром.

Вопрос 6. Творчество Н.В. Гоголя.

Структура ответа.

«Мертвые души». Своеобразие сюжета и нравственно-философская проблематика поэмы 1 тома поэмы. Система характеров. Автор, его функции в и идейно-художественной структуре поэмы. Проблема второго тома «Мёртвых душ». «Мёртвые души» и «Выбранные места из переписки с друзьями».

Вопрос 8. Русская лирика середины XIX в.

Структура ответа.

Лирика Ф.И. Тютчева. Космос и хаос, человек и природа в философской лирике Тютчева. Своеобразие раскрытия темы любви. Импрессионистичность и музыкальность лирики Фета. «Борьба со временем» как поэтическая форма воплощения жизненной гармонии в лирике поэта. Очеловечивание природы и «оприродование» человека у Фета. Поэзия Некрасова. Лирика, ее художественное своеобразие, основные темы и образы, своеобразие воплощения идеала человек в его лирике. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» как поэма-эпопея. Своеобразие сюжета и композиции. Развитие образа народа и проблемы счастья в поэме. Место и роль образа Гриши Добросклонова.

Вопрос 9. Творчество И.С. Тургенева.

Структура ответа.

Жанрово-родовое богатство творческого наследия писателя. «Записки охотника», идейно-художественная специфика цикла. Образ природы и народа в книге. Своеобразие жанра романа и художественного воплощения образа героя времени в романах И.С. Тургенева «Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети».

Вопрос 10. Творчество И.А. Гончарова.

Структура ответа.

Романы Гончарова: проблематика, особенности сюжета и композиции, символическая образность как способ воплощения общечеловеческого. «Обыкновенная история» И.А. Гончарова. Роль традиций «натуральной школы» в романе. Центральный конфликт романа, его социально-исторический и философский уровни. «Обломов». Мифопоэтическое и социально-историческое в романе. «Обрыв» как роман-итог.

Вопрос 11. Драматургия А.Н. Островского

Структура ответа.

Комедия в творчестве Островского: становление жанра комедии в творчестве драматурга (“Свои люди – сочтемся!”), народная комедия 50-х годов и ее развитие в 60-70-е годы (“Не в свои сани не садись”, “Правда хорошо, а счастье лучше”, “Горячее сердце”), сатирическая комедия в творчестве Островского 60-70-х годов (“Волки и овцы”, “На всякого мудреца довольно простоты”), “печальные” комедии 70-80х годов (“Последняя жертва”, “Невольницы”, “Таланты и поклонники”). Драма в творчестве Островского: народная драма “Не так живи, как хочется”, “Гроза” как “русская трагедия”,

“Бесприданница” как социально-психологическая драма.

Вопрос 12. Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Структура ответа.

Переосмысление традиций гоголевской литературы в «Губернских очерках, формирование принципа цикличности как структурной основы. Формирование гротескной художественной манеры в «История одного города». Апокалиптические мотивы в книге. Жанровое своеобразие романа «Господа Головлевы» и теория общественного романа. Евангельские мотивы в романе. Особенности сказочного цикла писателя. Поэтика «евангельских» сказок.

Вопрос 13. Творчество Н.С. Лескова

Структура ответа.

Своеобразие «антинигилистических» романов писателя «Некуда», «На ножах». Развитие народной темы в его творчестве и поиски новых жанровых форм. Жанр «русской новеллы» и бытовой повести («Леди Макбет Мценского уезда»). Формирование концепции праведничества (повесть «Очарованный странник» и легенда «Скоморох Памфалон»). Создание новой «сказовой» формы повествования, особой народной языковой стихии. Воплощение концепции русского характера (сказ «Левша», «Тупейный художник»).

Вопрос 14. Традиции и новаторство в творчестве Ф.М. Достоевского.

Структура ответа.

Развитие традиций натуральной школы и «коперниковский» переворот в романе «Бедные люди» и повестях 1840-х гг. Библейские мотивы в романе. Проблема жанра и повествования в «Записках из Мертвого Дома». Черты теодицеи в романе «Преступление и наказание». Идея дуалистичности мира в структуре романа «Идиот» и образ князя-Христа в романе. Апокалипсичность романа «Бесы». Символическая природа романа «Братья Карамазовы». Евангельские идеи и образы в романе. Полифоничность творчества писателя.

Вопрос 15. Творчество Л.Н. Толстого.

Структура ответа.

Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» и формирование психологизма в творчестве писателя. Жанрово-структурное своеобразие трилогии. Структура исторического романа-эпопеи «Война и мир». Развитие основных художественных принципов творче­ства в романе «Анна Каренина» и особенности его по­этической структуры. Изменение художественного метода писателя на основе народного сознания и христианских принципов миро­понимания. Тема воскресения в позднем творчестве писателя. Структура романа «Воскресение» и рассказов 1890—1900—х гг. («После бала»).

Вопрос 16. А.П. Чехов как прозаик и драматург.

Структура ответа.

Жанрово-композиционные особенности ранних произведе­ний Чехова, традиции русской литературы и их переосмысление. Вторая половина 1880-х гг. Образно-композиционная структура повести «Степь», двуплановость повествова­ния, лиризм. Конец 1880-х — 1990-е гг. Своеобразие социально-философских произведений писателя (повесть «Дуэль», «Палата № 6»). «Футлярность» жизни как принцип по­этики этого периода («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», Ионыч»). Характер повествования в поздних новеллах («Дама с собачкой»). Обновление драматургической системы в творчестве писателя. Драмы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры». Своеобразие драматургической структуры пьесы «Вишневый сад».

Вопрос 17. Поэтический путь А. Блока.

Структура ответа.

Лирика поэта: сквозные темы и их движение. Поэма «Двенадцать» и ее художественное своеобразие. Полемика вокруг финала.

Вопрос 18. Русский футуризм: теория и практика.

Структура ответа.

История возникновения и генезис русского футуризма. Эстетические принципы. Лирический герой раннего Маяковского. «Хорошо!» и «плохо»: трагический конфликт Поэта и «каторжанина дня».

Вопрос 19. Творчество И.А. Бунина.

Структура ответа.

Ранний Бунин: общественная позиция, творческая манера (Сб. На край света, Антоновские яблоки, Эпитафия). Бунинский образ Родины; повесть «Деревня» и концепция «пестрой души» русского человека (повести «Деревня», «Суходол»; рассказы Веселый двор», «Захар Воробьев», «Древний человек», «Хорошая жизнь», «Личарда» и др.). В поисках вечных законов жизни (Господин из Сан-Франциско, Сны Чанга, Братья, Чаша жизни, Легкое дыхание и др.). Поздний Бунин: новое качество бунинской прозы (Митина любовь, Жизнь Арсеньева, сб. Темные аллеи).

Вопрос 20. Творчество А.И. Куприна.

Структура ответа.

Начало пути. Формирование художественного мира А. Куприна. Повесть «Молох». Годы творческого расцвета (900-10-е): тема армейской жизни («Поединок»); купринская концепция любви. Октябрь и Куприн. Творческая судьба в эмиграции

Вопрос 21. Творчество М. Горького.

Структура ответа

Особенности художественного мирочувствования. Ранний Горький. Творчество 1900-10-х годов: типологическая характеристика драматургии. Пьеса «На дне». Повесть «Мать» в контексте времени и творческих поисков Горького. Горький и Октябрь: страницы драмы

Вопрос 22. Лирика С. Есенина.

Структура ответа.

Ранний Есенин: истоки поэтической образности, ведущие мотивы. Есенин и революция: крестьянский уклон и его следствия. Зрелый Есенин: углубление внешних и внутренних противоречий, изменение художественного качества лирики поэта.

Вопрос 23.. Поэтический мир А.А. Ахматовой.

Структура ответа.

Поэтический мир ранней Ахматовой: слагаемые лирической системы. Судьба и творчество поэта Родной земли.

Вопрос 24. «Тихий Дон» М. Шолохова как роман-эпопея.

Структура ответа.

Творческая история романа. Споры вокруг авторства «Тихого Дона». Жанр, сюжет, композиция. Мелехов как трагический герой. Сущность и истоки трагедии.

Вопрос 25. Художественный мир М.А. Булгакова.

Структура ответа.

Личность, мировоззрение, эстетические взгляды. Творческая судьба. Булгаков и революция. Тема гражданской войны, своеобразие художественного решения. Сатира Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита», своеобразие жанра, композиции, реализм и фантастика, сатира и лирика.

Вопрос 26. «Лагерная» тема в русской литературе второй половины XX века.

Структура ответа.

Творчество А.И. Солженицына. Тема совестливости и достоинства в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Система образов. Сюжет и композиция. Сферически объемное изображение лагерного быта в «Архипелаге ГУЛАГ». Идея сопротивления злу. Историософская концепция. Жанровые особенности. «Колымские рассказы» В.Т. Шаламова. Парадоксы трагического. Поэтика «новой прозы». Человек и история в дилогии Ю. Домбровского «Хранитель древностей» и «Факультет ненужных вещей». Новозаветные образы. Роль символов. Особенности композиции. Психологический анализ. Стиль.

Вопрос 27. Тема Великой Отечественной войны в литературе 1940–90-х годов.

Структура ответа.

Три этапа прозы о Великой Отечественной войне: 1941– 1955гг., 1956 – конец 1970-х, конец 1970-х и по сегодняшний день. Роман К. Симонова «Живые и мертвые» как попытка эпического обобщения народного опыта войны. Типологические черты прозы второго поколения: исповедальный характер, нравственная природа конфликтов, пространственно-временная ограниченность, тип героя, аналитизм и углубленный психологизм. Стилевое многообразие в пределах типологической близости: проза социально-бытовая, лирико-романтическая, условно-философская, народно-эпическая. Усиление документального начала в военной прозе третьего этапа: Кондратьев, Крон, Алексиевич, «Прокляты и убиты» В. Астафьева.

Вопрос 28. Философский роман 1980-х гг.

Структура ответа.

Специфика жанра философского романа как особой проблемно-формальной целостности. Объективная необходимость философского осмысления жизни на сломе эпох. Идейно-эстетические попытки создания философского романа в обеих тенденциях русской литературы ХХ века6 либеральной и диссидентской. Элементы философского обобщения в прозе Распутина («Пожар», «Век живи - век люби», «Что передать вороне») и В. Астафьева: «Печальный детектив», «Царь-рыба». Философский характер проблематики романов Ч. Айтматова «Буранный полустанок» и «Плаха», ее логическая последовательность и эстетическая уязвимость. Причины неосуществимости жанра в рамках либеральной литературы 70—80-х гг.

Вопрос 29. Русская литература ХХ – начала ХХI веков.

Структура ответа.

Новый реализм и постреализм в художественной практике современных писателей. Эстетика и поэтика постмодернизма.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа итоговой государственной аттестации выпускников для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература» iconГосударственной (итоговой) аттестации учащихся 11 класса
Учащиеся 11 класса проходили государственную (итоговую) аттестацию согласно Положению о государственной (итоговой) аттестации выпускников...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература» iconПрограмма итогового государственного экзамена по специальности «Реклама»...
Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература» iconПрограмма итоговой государственной аттестации бакалавров по направлению...
Сущность, значение и соотношение между собой событий, явлений, процессов, законов и исторических закономерностей
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература» iconПрограмма итогового государственного экзамена по теории и практике...
Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
Вопросы для государственной аттестации по психологии и педагогике с методикой обучения иностранному языку
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников гбоу спо...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по профессии «Слесарь по ремонту автомобилей» разработана на основании...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для студентов-выпускников факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций мггу, обучающихся...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература» iconМифы корпоративной культуры
Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература» iconТема: Берлин столица Германии
Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников по специальности...
России 10. 03. 2000 г. (регистрационный №134 мед/СП) и типовых ситуационных задач для итоговой государственной аттестации выпускников...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература» iconМинистерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература» iconПрограмма итоговой государственной аттестации по специальности 030501 «юриспруденция»
Общая характеристика итоговой государственной аттестации выпускников и видыаттестационных испытаний 3
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература» iconАннотация дисциплины «Социологические проблемы изучения общественного мнения»
Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература» iconТехнологическая карта дисциплины Кафедра теории и методики сервисной...
Мжд/СП, Положением об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденным Министерством образования...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература» iconПрограмма итоговой государственной аттестации выпускников Специальность...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников по специальности 050103 «География» (квалификация – учитель географии)...
Программа итоговой государственной аттестации выпускников для студентов специальности 050301 «Русский язык и литература» iconПояснительная записка в соответствии с Положением о государственной...
При выборе темы экзаменационного реферата по предмету «Литература» в 2010 – 2011 учебном году предлагаем использовать материалы перечня...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск