Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
страница1/7
Дата публикации26.10.2013
Размер1.02 Mb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > Литература > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7


Авторы-составители: С.А. Антошина, канд. филол. наук, доцент кафедры русской филологии МГГУ; В.Б. Литвин, канд. пед. наук, доцент кафедры русской филологии МГГУ.
Рецензенты: Иванищева О.Н., доктор филологических наук, профессор кафедры КиМКТЯиЖ МГГУ; Коренева А.В., доктор педагогических наук, профессор кафедры рекламы, связей с общественностью и лингвистики МГТУ.
В разработке содержания программы приняли участие:

Н.Г. Благова, докт. филол. наук, профессор кафедры РФ МГГУ;

Б.Н. Борисов, доцент кафедры РФ МГГУ;

А.В. Бурцева, канд. пед. наук, доцент кафедры РФ МГГУ;

Р.М. Гафаров, канд. филол. наук, доцент кафедры РФ МГГУ;

Л.В. Горбань, канд. филол. наук, доцент кафедры РФ МГГУ;

Л.Л. Иванова, канд. филол. наук, доцент кафедры РФ МГГУ;

М.В. Наумлюк, канд. филол. наук, доцент кафедры РФ МГГУ;

О.В. Пожидаева, канд. филол. наук, доцент кафедры РФ МГГУ;

О.М. Чупашева, докт. филол. наук, профессор кафедры РФ МГГУ;

Н.А. Шевченко, канд. филол.наук, доцент кафедры РФ МГГУ.

Программа итоговой государственной аттестации состоит из двух разделов. В первом из них излагается подробное содержание программы государственного экзамена по русскому языку, литературе и методикам их преподавания. Во втором разделе раскрываются требования к содержанию, структуре и оформлению выпускной квалификационной работы.

Программа предназначена для студентов-выпускников факультета филологии, журналистики и межкультурных коммуникаций МГГУ, обучающихся по специальности 050301.65 «Русский язык и литература».


Пояснительная записка
Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника-филолога к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050301.65 «Русский язык и литература».

Программа итоговой государственной аттестации формируется как единый документ на основе требований ГОС ВПО и содержания основной образовательной программы, включает перечень проверяемых компетенций и используемые оценочные средства.

Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы, а также требованию к государственному экзамену определяются следующими нормативными документами:

  1. Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 года №3266-1) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 года №125-ФЗ);

  2. Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» (от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)» (от 24 декабря 2007 года № 232-ФЗ).

  3. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 года № 71 (далее – Типовое положение о вузе);

  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО) по специальности 050301.65 «Русский язык и литература» (квалификация – учитель русского языка и литературы), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «31» января 2005 г. № 707 пед/сп;

  5. Устав вуза МГГУ, № 1756 от «25» мая 2011 г.
  6. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников Мурманского государственного гуманитарного университета, утвержденное Ученым советом МГПУ протокол № 3 от 14.11.2003 г. с доп. и измен., утвержденными Ученым советом университета от 16.05.2007 г., 09.02.2011 г. протокол № 6.


Программа итоговой государственной аттестации состоит из двух разделов. В первом из них излагается подробное содержание программы государственного экзамена по русскому языку, литературе и методикам их преподавания. Во втором разделе раскрываются требования к содержанию, структуре и оформлению выпускной квалификационной работы.

Государственным образовательным стандартом по специальности 050301.65 «Русский язык и литература» (квалификация – учитель русского языка и литературы), утверждённым Министерством образования и науки РФ 31 января 2005 года, итоговая государственная аттестация определена в виде защиты выпускной квалификационной работы и государственного экзамена.

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника – филолога к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 050301.65 «Русский язык и литература».

Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения практической и теоретической подготовленности выпускника-филолога к выполнению образовательных задач, установленных государственным образовательным стандартом.

Программа государственных экзаменов и критерии оценки выпускных квалификационных работ и ответов на государственных экзаменах утверждаются высшим учебным заведением с учетом рекомендаций учебно-методических объединений вузов.

К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по специальности высшего профессионального образования, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования.

При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику высшего учебного заведения присваивается соответствующая квалификация (учитель русского языка и литературы) и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.
Квалификационная характеристика выпускника
Выпускник, получивший квалификацию учителя русского языка и литературы, должен быть готов

в области учебно-воспитательной деятельности:

осуществить процесс обучения русскому языку и литературе в соответствии с образовательной программой;

планировать и проводить учебные занятий по русскому языку и литературе с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

использовать современные научно обоснованные приемы, методы и средства обучения русскому языку и литературе, в том числе технические средства обучения, информационные и компьютерные технологии;

применять современные средства оценивания результатов обучения;

формировать у учащихся у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

реализовывать личностно-ориентированный подход к образованию и развитию обучающихся с целью создания мотивации к обучению;

проводить работу по обучению и воспитанию с учетом коррекции отклонений в развитии;

в области социально-педагогической деятельности:

оказывать помощь в социализации учащихся;

проводить профориентационную работу;

устанавливать контакт с родителями учащихся, оказывать им помощь в семейном воспитании;

в области культурно-просветительной деятельности:

формировать общую культуру учащихся;

в области научно-методической деятельности:

выполнять научно-методическую работу, участвовать в работе научно-методических объединений;

проводить самоанализ и самооценку с целью повышения своей педагогической квалификации;

в области организационно-управленческой деятельности:

рационально организовывать учебный процесс с целью укрепления и сохранения здоровья школьников;

обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся во время образовательного процесса;

организовать контроль за результатами обучения и воспитания;

организовать самостоятельной работы и внеурочной деятельности учащихся;

вести школьную и классную документацию;

выполнять функции классного руководителя;

участвовать в самоуправлении и управлении школьным коллективом.
Для решения профессиональных задач учитель русского языка и литературы должен:

- уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2, 1.3 Государственного образовательного стандарта РФ;

- знать государственный язык Российской Федерации – русский язык;

- владеть знаниями о языковом строе в целом и отдельных языковых уровнях: фонетической системе, грамматическом строе, словарном составе, стилистических особенностях; владеть знаниями по теории и истории литературы и методикам их преподавания;

- знать Конституцию РФ, законы РФ, решения Правительства РФ и органов управления образованием, Конвенцию о правах ребёнка;

- знать основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки;

- осуществлять процесс обучения с ориентацией на воспитание и развитие личности учащегося и с учётом специфики преподаваемого предмета;

- способствовать социализации и формированию общей культуры личности учащегося, его осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ;

- стимулировать развитие внеурочной деятельности учащихся с учётом психолого-педагогических требований, предъявляемых к образованию и обучению;

- знать педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену;

- владеть методикой преподавания предмета, разнообразными приёмами, методами и средствами обучения;

- обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям Государственного образовательного стандарта;

- анализировать собственную деятельность с целью ее совершенствования и систематического повышения своей квалификации;

- участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы;

- выполнять работу классного руководителя, поддерживать контакт с родителями учащихся (лицами, их заменяющими) и оказывать им помощь в осуществлении семейного воспитания;

- участвовать в консультативно-диагностической, коррекционно-педагогической и реабилитационной работе в системе образования;

- осуществлять научное планирование, организацию, регулирование и контроль деятельности педагогического коллектива;

- знать и выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;

- обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся и членов педагогического коллектива в образовательном процессе;

- обеспечивать непрерывный процесс повышения квалификации членов педагогического коллектива;

- организовывать профессиональную аттестацию работников образовательных учреждений;

- систематически повышать свою профессиональную культуру.

К итоговой аттестации допускаются студенты, завершившие полный курс обучения и успешно прошедшие все предшествующие аттестационные испытания, предусмотренные учебным планом.

Для проведения итоговой государственной аттестации формируются Государственные аттестационные комиссии. Государственная аттестационная комиссия возглавляется председателем, доктором или кандидатом филологических (или педагогических) наук, не работающим в данном учебном заведении. Составы аттестационных комиссий утверждаются ректором МГГУ.
Структура итоговой государственной аттестации

Итоговая государственная аттестация студента-филолога включает защиту выпускной квалификационной работы и государственный экзамен.
ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
Государственный экзамен по специальности 050301.65 «Русский язык и литература» (квалификация – учитель русского языка и литературы) предусматривает проверку (итоговый контроль) знаний фундаментально-теоретического и прикладного характера, полученных выпускником за весь период обучения, а также сформировавшихся умений, свидетельствующих о его профессиональной подготовленности.

В соответствии с этими целями на государственном экзамене выпускнику предлагается комплексный экзаменационный билет, который включает в себя три вопроса:

  • вопрос по русскому языку с практическим заданием;

  • вопрос по истории литературы;

  • вопрос по методике преподавания литературы или методике преподавания русского языка (в зависимости от научной области выполнения выпускной квалификационной работы).


Программа итоговой государственной аттестации по русскому языку
Язык как знаковая система. Язык как важнейшее средство коммуникации. Система и структура языка. Методы изучения и описания языка. Языковые единицы.

Генеалогическая классификация языков. Языковые семьи. Группы языков. Старославянский язык. Его роль в истории русского литературного языка.

Русский язык. Русский национальный язык. Русский литературный язык. Диалектное членение русского языка. Взаимодействие диалектов и русского литературного языка. Проблема происхождения русского литературного языка.

Современный русский литературный язык. Система функциональных стилей современного русского литературного языка. Стили языка и стили речи. Стилистические средства. Характеристика функциональных стилей.

Языковая норма как основной фактор существования литературного языка и объект изучения культуры речи. Изменчивость норм. Основные качества хорошей речи. Причины ошибок, нарушающих эти качества.

Текст как объект филологического исследования. Основные признаки текста. Методы анализа текстов разных жанров. Средства межфразовой связи в тексте.

Культура речи и риторика как речеведческие дисциплины. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности. Текст как продукт речевой деятельности. Понятие риторического идеала. Риторический канон.

Коммуникативные качества речи. Культура устной речи. Публичное выступление. Культура письменной речи. Речевой этикет.

Основные единицы звуковой стороны языка, их фонологическая природа. Понятие фонемы и системы фонем. Московская и Петербургская фонологические школы. Синтагматика и парадигматика фонем русского литературного языка.

Состав и система гласных фонем современного русского литературного языка. Позиционные чередования гласных. История формирования системы гласных фонем русского языка. Исторические процессы в языке: процесс утраты редуцированных гласных и его последствия в русском языке; третья лабиализация, утрата фонемы «ять».

Состав и система согласных фонем современного русского литературного языка. Позиционные чередования согласных. Система согласных фонем в древнерусском языке и её развитие. Появление звуков [г’], [к’], [х’], отвердение шипящих и [ц] в русском языке. Происхождение чередования согласных в русском языке.

Основные теории слога, правила слогоделения.

Орфоэпические нормы современного русского литературного языка, варианты норм.

Лексическая и фразеологическая системы русского языка. Основные этапы изучения лексики и фразеологии русского языка.

Лексическая парадигматика: гиперонимы, гипонимы, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

Слово как основная номинативная единица русского языка. Лексическое значение слова (аспекты, семный состав, типология). Семантическая структура многозначного слова.

Лексика современного русского языка с точки зрения её происхождения, употребления и экспрессивно-стилистических свойств, её активного и пассивного запаса.

Русская фразеология. Фразеологические единицы русского языка, их основные свойства, проблемы классификации. Фразеологические единицы русского языка с точки зрения их происхождения.

Русская лексикография. Типы словарей. Комплексные и аспектные словари русского языка.

Морфемика и словообразование в русском языке. Связь словообразовательной системы русского языка с лексикой и грамматикой. Основные этапы изучения русского словообразования.

Морфемный состав русского языка. Основные свойства непроизводной основы и служебных морфем в русском языке.

Способы образования слов в современном русском языке.

Морфемный, словообразовательный и этимологический анализ слов современного русского языка (их предмет, задачи, правила и приемы).

Изменения в морфемном составе и структуре слова в русском языке.

Грамматические значения и способы их выражения в русском языке. Грамматическая категория. Грамматическая форма.

Проблема классификации частей речи в современном русском языке.

Основные этапы изучения морфологии русского языка.

Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имен существительных. Категория рода, числа, падежа имен существительных в современном русском языке. Склонение имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Разносклоняемые существительные в современном русском языке как результат исторического развития. Вариант падежных форм как результат исторического развития системы склонения.

Имя прилагательное как часть речи в современном русском языке.

Разряды прилагательных, их семантика и словоизменение. Полные и краткие имена прилагательные. Степени сравнения имен прилагательных. Исторический комментарий грамматических категорий кратких и полных форм имен прилагательных современного русского языка.

Имя числительное как часть речи в современном русском языке. Проблема классификации числительных. Формирование имени числительного как части речи в истории русского языка.

Местоимение как часть речи, классификация местоимений. Исторический комментарий грамматических форм личных местоимений современного русского языка.

Глагол как часть речи в русском языке. Категория вида глагола в современном русском языке. Категории наклонения, времени, лица, залога глагола. Система глагольных времен в современном русском языке. Исторические изменения в категориях и формах глагола. История прошедшего времени глагола.

Причастие. Его семантика и грамматические категории. Происхождение причастий на –УЩ-, -АЩ- в русском языке.

Деепричастие. Разряды деепричастий. Способы образования деепричастий в современном русском языке. История перехода кратких причастий в деепричастия.

Наречие как часть речи. Семантические разряды наречий. Основные способы образования наречий в русском языке. Исторический комментарий орфографии ряда наречий в современном русском языке.

Проблема категории состояния как части речи в современном русском языке.

Служебные слова в современном русском языке.

Модальные слова, их образование, семантика и синтаксические функции.

Междометия в современном русском языке. Звукоподражания в современном русском языке.

Явление переходности в системе частей речи.

Синтаксис. Основные единицы синтаксиса и средства их построения. Связь синтаксиса с лексикой и морфологией. Современные синтаксические теории.

Проблема словосочетания как единицы синтаксиса. Семантика и структура словосочетаний. Классификации словосочетаний. Грамматические связи в словосочетании.

Предложение как основная коммуникативная единица. Строение, грамматическое значение и лексическое наполнение предложения. Структурно-семантические признаки предложения.

Простое предложение. Члены предложения как структурно-семантические компоненты предложения.

Главные члены предложения. Подлежащее: семантика и способы выражения. Сказуемое: семантика, способы выражения, типы сказуемых. Синтаксическая связь подлежащего и сказуемого.

Проблема второстепенных членов предложения. Типы второстепенных членов предложения, способы их выражения. Синкретизм членов предложения.

Типы односоставных предложений. Нечленимые предложения. Их структурно-семантические разновидности.

Полные и неполные предложения в современном русском языке. Структурно-семантические разновидности неполных предложений.

Простое осложненное предложение. Типы осложняющих конструкций. Предложения с однородными членами. Понятие об обособлении. Основные функции обособленных членов. Условия обособления.

Предложения с уточняющими обособленными членами. Структурные средства уточнения. Предложения с вводными и вставными компонентами. Предложение с обращением.

Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей. Классификация сложных предложений.

Сложносочиненное предложение в современном русском языке. Основные структурно-семантические типы сложносочиненных предложений.

Сложноподчиненные предложения в современном русском языке. Проблема классификации сложноподчиненных предложений. Многочленные сложноподчиненные предложения. Основные структурно-семантические типы расчлененных и нерасчлененных предложений в современном русском языке.

Проблема бессоюзных сложных предложений. Классификация бессоюзных сложных предложений.

Способы передачи чужой речи в современном русском языке.

Сложное синтаксическое целое как структурно-семантическая единица синтаксиса. Средства связи в сложном синтаксическом целом.

Абзац как композиционно-стилистическая единица синтаксиса.

Принципы современной русской пунктуации. Система знаков препинания. Основные функции знаков препинания. Пунктуационная норма и пунктуационное правило.
Вопросы к государственному экзамену по русскому языку


  1. Генеалогическая классификация языков. Старославянский язык, его роль в истории русского языка.

  2. Главные члены предложения, способы их выражения. Проблема второстепенных членов предложения.

  3. Диалектное членение русского языка. Взаимодействие диалектов и литературного языка.

  4. Культура речи и риторика. Коммуникативные качества речи. Риторический канон.

  5. Морфемный состав русского слова. Способы образования слов в современном русском языке.

  6. Морфологические категории глагола в синхронии и диахронии.

  7. Морфологические категории имени прилагательного в синхронии и диахронии.

  8. Морфологические категории имени существительного в синхронии и диахронии.

  9. Морфологические категории местоимения и имени числительного в синхронии и диахронии.

  10. Наречие. Слова категории состояния. Служебные слова. Модальные слова. Междометия. Звукоподражания.

  11. Основные единицы звуковой стороны языка, их фонологическая природа. Русский вокализм в синхронии и диахронии.

  12. Принципы современной русской пунктуации. Система знаков препинания. Пунктуационная норма и пунктуационное правило.

  13. Причастие и деепричастие в современном русском языке. Их история.

  14. Проблема бессоюзных сложных предложений. Классификация бессоюзных сложных предложений.

  15. Проблема классификации сложноподчиненных предложений. Многочленные сложноподчиненные предложения. Основные структурно-семантические типы расчлененных и нерасчлененных предложений в современном русском языке.

  16. Простое осложненное предложение. Типы осложняющих конструкций. Предложения с однородными членами. Основные функции обособленных членов. Предложения с вводными и вставными компонентами. Предложения с обращением.

  17. Русская лексикография. Типы словарей.

  18. Русская фразеология. Проблемы классификации фразеологизмов русского языка.

  19. Русский консонантизм в синхронии и диахронии.

  20. Система функциональных стилей современного русского языка. Стили языка и стили речи.

  21. Слово как основная номинативная единица русского языка. Проблемы лексической семантики.

  22. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Классификации словосочетаний. Предложение как основная коммуникативная единица. Структурно-семантические признаки предложения.

  23. Сложное предложение как структурно-семантическое объединение предикативных частей. Основные структурно-семантические типы сложносочиненных предложений.

  24. Сложное синтаксическое целое как структурно-семантическая единица синтаксиса. Абзац как композиционно-стилистическая единица синтаксиса.

  25. Современный русский алфавит и его история. Разделы и принципы современной русской орфографии.

  26. Способы передачи чужой речи в современном русском языке. Их структурно-семантические характеристики.

  27. Текст как объект филологического исследования. Основные признаки текста. Лингвистические методы анализа текстов разных жанров.

  28. Типы односоставных предложений. Нечленимые предложения. Полные и неполные предложения в современном русском языке.

  29. Язык как системное образование.

  30. Языковая норма как основной фактор существования национального языка и объект изучения.


Образец практического задания по русскому языку
5. Морфемный состав русского слова. Способы образования слов в современном русском языке.

Приведите из текста примеры слов, образованных разными способами. Различия в морфемном составе также проиллюстрируйте словами из текста.
Вечер встречи выпускников проходил в нашей школе в шестой раз. И каждый раз школа словно преображалась: возле учительской, где обычно бывают лишь учителя с усталыми лицами, мечтающие часто просто помолчать лишнюю минуту и отдохнуть от «проблемного» Тюлькина или Савкина, стояли те же учителя – но и не те же. На их лицах были написаны удивление и радость, а иногда и полное недоумение: Тюлькины или Савкины прошлых выпусков зачастую приходили из взрослой жизни солидными, благополучными и даже преуспевающими. И тогда завуч, всплеснув руками, говорила о путях господних, которые неисповедимы… (Г. Семенов)
7. Морфологические категории имени прилагательного в синхронии и диахронии.

В тексте найдите прилагательные разных лексико-грамматических разрядов, определите их грамматические признаки. Прокомментируйте употребление устаревших форм прилагательных.
Горек запах черной гари, Звонкий мрамор белых лестниц

Осень рощи подожгла. Протянулся в райский сад;

Собирает странник тварей, Словно космища кудесниц,

Кормит просом с подола. Звезды в яблонях висят.
«Ой, прощайте, белы птахи, На престоле светит зорче

Прячьтесь, звери, в терему. В алых ризах кроткий Спас;

Темный бор, - щекочут свахи, - «Миколае-чудотворце,

Сватай девицу-зиму». Помолись за нас».

«Всем есть место, всем есть логов,

Открывай, земля, им грудь!

Я – слуга давнишний богов –

В божий терем правлю путь». С.Есенин
18. Русская фразеология. Проблемы классификации фразеологизмов русского языка.

Найдите в данных отрывках фразеологизмы, объясните их значение, определите тип.


  • Национальной науки нет, как нет национальной таблицы умножения.

  • Ехать с женой в Париж все равно что ехать в Тулу со своим самоваром.

  • Мужик пишет про старосту ОНИ и каждое слово начинает с большой буквы.

  • Там хорошо, где нас нет: в прошлом нас уже нет, и оно кажется прекрасным.

  • Какие чудесные названия: богородицыны слезки, малиновка, вороньи глазки…

  • Говорят: в конце концов правда восторжествует, но это неправда.

  • По этой части он съел собаку,- ох, не говорите так, наша мама очень брезглива.

  • Хлеб твой черный, дни твои черные.

А.П. Чехов. Записные книжки.
19. Русский консонантизм в синхронии и диахронии.

Найдите в тексте согласные, принадлежащие к разным группам, различающиеся своими признаками. Приведите примеры исторических изменений в области согласных.
Вьюги в скалах отзвучали,

Воздух светом затопив,

Солнце брызнуло лучами

На ликующий залив.

День пройдет – устанут руки,

Но, усталость заслонив,

Из души живые звуки

В стройный просятся мотив.

Свет луны ночами тонок,

Берег светел по ночам,

Море тихо, как котенок,

Все скребется о причал… (Н. Рубцов).
30. Языковая норма как основной фактор существования национального языка и объект изучения.

В приведенном тексте найдите нарушения норм. Укажите виды норм, исправьте ошибки.
В этом тексте автор А. Шорохов описывает то, что наступает время вещизма, далее он приводит примеры. Например, лица которые раньше были напечатаны на денежных банкнотах стали исчезать, а на смену им пришли банкноты украшенные архитектурными памятниками. Далее автор утверждает что начинается глобальный процесс «расчеловечивания». Это он объясняет тем, что люди даже не замечают то что портреты современных людей «пропали» из живописи. Вытеснение человека из живописи начинается вещами, которые приходят на смену людям, такие вещи как: столы, вазы, цветовые пятна и т.д. Автор старается показать, открыть глаза человечеству на то, что даже сами художники стали интересоваться вещами, больше чем людьми. И все это приводит не к тому что люди начинают забывать самих себя, а к тому что, они начинают превращать себя в вещи и не просто вещи, а в товар. Не смотря на это, недавно мы отмечали двухсотлетие со дня рождения нашего национального гения, великого поэта Александра Сергеевича Пушкина значит можно сделать вывод что ещё не всё потерено.

С моей точки зрения я полностью согласен с точкой зрения А. Шорохова так как нельзя забывать людей, превращать их в вещи. Мне кажется что вещь ставить на первое место в своей жизни это очень глупо, надо сначала позаботиться о человечестве, о себе, о родных, а потом можно и вернуться к вещам.

(Из сочинения)
Список рекомендуемой литературы
Основная

  1. Бабенко Л.Г. Филологический анализ текста. – Учебник для вузов – М., 2007.

  2. Валгина Н.С. Современный русский язык : учебник для студ. вузов, обуч. по филолог. направл. и спец. / Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. ; под ред. Н.С. Валгиной. - Изд. 6-е, перераб. и доп. - М. : Логос, 2008. - 528 с. - (Новая студенческая библиотека).

  3. Дубичинский В.В. Лексикография русского языка : учеб. пособие / Дубичинский В.В. - М. : Флинта, 2009 ; Наука. - 432 с.

  4. Колесникова С.М. Современный русский язык : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Рус. язык и лит." / Колесникова С.М., Алтабаева Е.В., Водясова Л.П., Лисина Е.Н., Каштанова П.В., Морозова Е.Н., Грузнова И.Б. ; под ред. С.М. Колесниковой. - М. : Высш. шк., 2008. - 559 с.

  5. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц : [учебник для студ. учреждений ВПО по профилю подгот. "Русский язык и литература"] : в 2 ч. : Ч. 1 : Фонетика и орфоэпия. Графика и орфография. Лексикология. Фразеология. Лексикография. Морфемика. Словообразование / Диброва Е.И., Касаткин Л.Л., Николина Н.А., Щеболева И.И. ; под ред. Е.И. Дибровой. - 4-е изд., перераб. - М. : Академия, 2011. - 479 с.

  6. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц : [учебник для студ. учреждений ВПО по профилю подгот. "Русский язык и литература"] : в 2 ч. : Ч. 2 : Морфология. Синтаксис / Бабайцева В.В., Николина Н.А., Печникова В.С., Смирнова Н.В., Диброва Е.И. ; под ред. Е.И. Дибровой. - 4-е изд., перераб. - М. : Академия, 2011. - 622, [1] с. - (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат).

  7. Тихонов А.Н. Энциклопедический словарь-справочник лингвистических терминов и понятий. Русский язык : [в 2 т.] / Тихонов А.Н., Хашимов Р.И., Журавлева Г.С., Лапыгин М.А., Ломов А.М., Рацибурская Л.В., Тихонова Е.Н. ; под общ. ред. А.Н. Тихонова, Р.И. Хашимова. - М. : Флинта, 2008 ; Наука.


Дополнительная


  1. Валгина Н.С. Трудные вопросы пунктуации – М., 1983.

  2. Васильев Л.М. Современная лексическая семантика. – М., 1990.

  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. Ростов-на-Дону, 2007.

  4. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. 3-е изд. – М., 1986.

  5. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка М., 1989.

  6. Диброва Е.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 частях. Ч. 1. Учебник для специальности «Русский язык и литература» – М., 2006.

  7. Диброва Е.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 частях. Ч. 2. Учебник для специальности «Русский язык и литература» – М., 2006.

  8. Иванов В.В. Историческая грамматика русского языка. –Учебник для педагогических институтов - М., 1990.

  9. Иванова Т.А. Старославянский язык. Учебник для филологических специальностей – М., 1997.

  10. Карбановская Е.И. Древнерусский язык. Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2006.

  11. Кодухов В.Н. Общее языкознание. – Учебник для педагогических институтов - М., 1974.

  12. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. Учебник для вузов – М., 1993.

  13. Культура русской речи. Учебник для вузов / Под ред. Граудиной Л.К. и Ширяева Е.Н. – М., 2001.

  14. Милославский И.Г. Морфологические категории в современном русском языке. - М., 1981.

  15. Никитин М.В. Основы лингвистической теории значения – М., 1988.

  16. Пожарицкая С.К. Русская диалектология. Учебник по направлению «Филология» - М., 2005.

  17. Попавская Л.В. Лингвистический анализ художественного текста – М., 2006.

  18. Реформатский А.А. Введение в языкознание: –Учебник для вузов - М., 1996.

  19. Родченко О.Д. Лабораторные работы по лексикологии современного русского языка. – Мурманск: МГПУ, 1997.

  20. Русская грамматика: В 2 т. – М., 1980.

  21. Толковые и аспектные словари русского языка.

  22. Чупашева О.М. Общее языкознание. Учебное пособие для студентов-филологов 5 курса – Мурманск: МГПУ, 1994.

  23. Чупашева О.М. Русский язык. Трудные вопросы синтаксического анализа. – Мурманск: МГПУ, 2003.

  24. Шмелев Д.Н. Современный русский язык. Лексика – М., 1977.

  25. Штрекер Н.Ю. Современный русский язык. Историческое комментирование – М., 2005.


Программа итоговой государственной аттестации

по методике преподавания русского языка
Исторический комментарий на уроках русского языка.

Исторический комментарий как средство повышения лингвистической компетенции школьников. Виды исторического комментария: лексический, фонетический, грамматический. Роль исторического комментария в обучении фонетике, лексике, словообразования, грамматики русского языка.

Словарная работа на уроках русского языка

Понятие словарной работы на уроках русского языка. Цели словарной работы в школе. Проблема словарного минимума. Этапы и место работы по обогащению словарного запаса учащихся. Содержание словарной работы на уроках русского языка. Принципы словарной работы: тематический, комплексный и др. Направления словарной работы: расширение и очищение словаря. Типология словарных упражнений. Нетрадиционные приемы толкования лексического значения.

Методика обучения стилистике в средней школе

Место стилистики в школьном курсе русского языка. Цели изучения стилистики в школе, формируемые умения и навыки. Понятия и языковые факты по разделу «Стилистика». Методы и приемы изучения стилистики.

Место стилистики в школьном курсе русского языка. Цели изучения стилистики в школе, формируемые умения и навыки. Понятия и языковые факты по разделу «Стилистика». Методы и приемы изучения стилистики.

Лингвистический анализ текста в школе

Понятие и признаки текста в школе. Задачи анализа художественного текста в школе. Методы работы с текстом. Этапы анализа художественного текста в школе.

Изучение раздела культура речи в школьном курсе русского языка

Цели изучения культуры речи в школе, формируемые умения и навыки. Место культуры речи в школьном курсе русского языка. Понятия и языковые факты по разделу «Культура речи»: . Методы и приемы изучения культуры речи. Типы упражнений.

Методика обучения фонетике в средней школе

Цели изучения раздела в школе, формируемые умения и навыки. Основные языковые понятия раздела. Внутрипредметные связи раздела «Фонетика». Методы и приемы проведения уроков по фонетике. Типы фонетических упражнений. Фонетический и разбор.

Сочинение как метод развития письменной речи.

Связная речь как методическое понятие. Система работы по развитию связной речи. Виды сочинений. Методика обучающего сочинения.

Методика изучения орфографии

Цели изучения орфографии в школе, формируемые умения и навыки. Понятия и языковые факты по разделу «Орфография». Внутрипредметные связи раздела. Методы и приемы изучения орфографии. Типы орфографических упражнений. Орфографический разбор. Виды диктантов, методика их проведения.

Методика преподавания лексики

Цели изучения лексики в школе, формируемые умения и навыки. Основные понятия раздела «Лексика». Внутрипредметные связи раздела «Лексика». Методы и приемы изучения лексики. Типы лексических упражнений. Лексический разбор.

Методика преподавания фразеологии

Цели изучения лексики в школе, формируемые умения и навыки. Основные понятия раздела «Фразеология». Внутрипредметные связи раздела «Фразеология». Методы и приемы изучения фразеологии.

Формирование навыков работы со словарем

Словари на уроках лексики, фонетики, орфографии, морфемики, словообразования и др. Методика работы со словарем на уроках русского языка.

Методика преподавания морфемики и словообразования

Цели изучения словообразования в школе, формируемые умения и навыки. Понятия и языковые факты по разделу «Морфемика и словообразование». Словообразовательная модель на уроках русского языка. Внутрипредметные связи раздела «Морфемика и словообразование». Методы и приемы изучения морфемики и словообразования. Типы упражнений. Морфемный и словообразовательный разбор.

Методика преподавания морфологии

Цели изучения морфологии в школе, формируемые умения и навыки. Понятия и языковые факты по разделу «Морфология». Внутрипредметные связи раздела. Преподавание морфологии на синтаксической основе. Методы и приемы изучения морфологии. Типы морфологических упражнений. Морфологический разбор.

Современный урок русского языка

Основные требования к уроку русского языка на современном этапе. Основные типы (урок изучения нового материала, урок повторения и закрепления изученного материала и т.д.) и формы уроков русского языка (традиционный урок, урок-семинар, урок-практикум, педагогическая мастерская и др.). Этапы урока (оргмомент, проверка домашнего задания, актуализация опорных знаний, изучение нового материала, закрепление и т.д.)
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск