Оздоровительная гимнастика после дневного сна
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы. К сожалению гимнастику после сна либо незаслуженно предали забвению, либо не признают ее потенциала в оздоровлении дошкольников и используют лишь с целью постепенного перехода детей ото сна к бодрствованию (что, конечно, тоже немаловажно). В условиях дефицита свободного времени в режиме дня современного дошкольника, посещающего детский сад, чрезвычайно важно придать гимнастике после дневного сна именно оздоровительную направленность. Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. В гимнастику после сна надо включать щадящие элементы закаливания, для детей, не имеющих противопоказаний или ограничений и сочетать их с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастикой, профилактикой и коррекцией нарушений осанки, плоскостопия, пальчиковой гимнастикой, самомассажем
Примерная схема проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна выглядит так: гимнастика в постели, упражнения, направленные на профилактику плоскостопия и нарушений осанки, дыхательная гимнастика, индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа
Методика проведения оздоровительной гимнастики после дневного сна.
Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики. Главное правило - исключить резкие движения, которые могут вызвать Растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели около 2-3 минут. Затем дети переходят в групповую комнату. Там они выполняют ходьбу (на носках, пятках, с высоким поднятием колен, в полуприсяде, в полном присяде, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений направленных на профилактику плоскостопия. При этом важно следить не только за правильностью выполнения упражнений, но и за осанкой и дыханием детей. Длительность этой части гимнастики 2-3 минуты.
Обязательно должны быть включены упражнения на развитие дыхания. Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут (для старших дошкольников). Таким образом, такая форма двигательной активности помогает ребенку быстрее войти в активное состояние, вызывает у него положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. Проводится такая гимнастика при открытых фрамугах. В течение года используются разные варианты гимнастики.
Согласно федеральным государственным требованиям, обязательным условием организации работы с детьми в дошкольном учреждении является принцип интеграции образовательных областей. Гимнастика пробуждения – одна из форм оздоровительной работы в детском саду, которая входит в образовательную область «Здоровье».
Конспект проведения гимнастики после сна
Цель корригирующей гимнастики: Способствовать пробуждению после дневного сна. Предотвращать простудные заболевания. Укрепить дыхательный тракт. Воспитывать бережное отношение к своему телу. Дать заряд бодрости на вторую половину дня.
Образовательная область: Здоровье
Связь с другими образовательными областями: По задачам и содержанию психолого-педагогической работы она интегрируется с образовательными областями: «Физическая культура» (развитие физических качеств и накопление двигательного опыта как важнейшие условия сохранения и укрепления здоровья детей). «Социализация» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения в частности здорового образа жизни). «Безопасность» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности, в том числе здоровья). «Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу здоровья и здорового образа жизни человека) «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека).
По средствам организации и оптимизации образовательного процесса интегрируется с образовательными областями: «Труд» (накопление опыта здоровьесберегающего поведения в труде, освоение культуры здорового труда). «Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»). «Художественное творчество» (использование продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Здоровье»).
Комплексы корригирующей гимнастики после сна
Комплекс №1
| Содержание
| Художественное слово
| В кроватях:
|
| И.п. лёжа в постели на спине, руки поднять вверх потянуться, расслабится, улыбнуться
| Все проснулись, потянулись и друг другу улыбнулись
| И.п. лёжа, ноги поднять закинуть за голову, и.п.
| Мы прекрасно загораем, выше ноги поднимаем и за голову бросаем.
| И.п. лёжа, колени обхватить руками, голову подтянуть к коленям, упражнение «качелька»
| Дружно сели на качели, и качели полетели.
| И.п. сидя, ноги скрещены, повороты головы вправо, влево, и.п.
| Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо,
Как? Вот так, вот так, смотрит влево, смотрит вправо
| Игровой массаж
| Растирание рук
| Ручки дружно растираем, потеплели, отпускаем
| Растирание лба
| Лобик дружно растираем, потеплел он, отпускаем
| Растирание бровей
| Бровки дружно растираем, потеплели, отпускаем
| Растирание носика
| Носик дружно растираем, потеплел он, отпускаем
| Растирание щёк
| Как у нашей дочки розовые щёчки, также у сыночка розовые щечки
| Растирание шеи
| Растираем дружно шейку, шейку трите хорошенько, снизу вверх, снизу вверх
| Растирание ушек
| А теперь потрём ушки, наши ушки на макушке.
| На дорожках здоровья
| Профилактика плоскостопия.
Ходьба босиком по «дорожкам здоровья»
Ходьба по мокрым дорожкам
| Друг за другом, ровным кругом, раз, два, три, четыре, пять- никого не обгонять
Носом вдох, а выдох ртом
Дышим глубже,
А потом, марш на месте, не спеша
Как погода хороша.
| Упражнения на ковре: растираем стопы о ковёр- «катаемся» на лыжах»
| Дружно лыжи все одели
И вперёд все полетели,
Мы на горку поднимаемся,
С горки дружно все спускаемся.
| Профилактика нарушений осанки:
И.п. стоя, руки поочередно вверх- потянуть, вниз, и.п..
И.п. стоя, присели, хлопок над головой, встали- хлопок внизу. И.п. стоя трясём руками, ногами, вертим головой, и.п.
| Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки
Нам сегодня не до скуки
Приседание с хлопками:
Вниз- хлопок и вверх- хлопок.
Руки, ноги разминаем,
Точно знаем- будет прок.
Крутим- вертим головой,
Разминаем шею. Стой.
| Игровое упражнение на профилактику дыхательных путей «Пастушок дудит в рожок»:
Подуть громко в «рожок», вдох воздуха через нос и резкий выдох через нос, губы сомкнуты.
| Пастушок, пастушок, подуди –ка нам в рожок,
Ты погромче подуди, И на нас ты не гляди
|
Комплекс №2
| Содержание
| Художественное слово
| В краватях
|
| И.п. лёжа в постели на спине, руки поднять вверх потянуться, расслабится, улыбнуться
| Потянулись, улыбнулись, потихонечку проснулись
| И.п. лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, круговые движения ногами, голову и плечи не поднимать.
| Эй скорей включите свет, где тут мой велосипед,
Мы поехали, поехали и к зверятам в лес приехали
| И.п. лёжа, правая рука на груди, левая на животе, вдох- живот надуть, выдох- втянуть, и.п.
| Мой животик, мой животик, ну совсем как бегемотик, очень глубоко вдохнул и животик свой надул, а животик свой втянул, значит воздух выдохнул
| И.п. сидя, ноги скрещены, наклоны головы вперед, назад, и.п.
| Головой кивает слон,
Он слонихе шлёт поклон. Как?
Вот так, вот так- он слонихе шлёт поклон.
| Игровой массаж
| Растирание рук
| Ручки дружно растираем, потеплели, отпускаем
| Растирание лба
| Лобик дружно растираем, потеплел он, отпускаем
| Растирание бровей
| Бровки дружно растираем, потеплели, отпускаем
| Растирание носика
| Носик дружно растираем, потеплел он, отпускаем
| Растирание щёк
| Как у нашей дочки розовые щёчки, также у сыночка розовые щечки
| Растирание шеи
| Растираем дружно шейку, шейку трите хорошенько, снизу вверх, снизу вверх
| На дорожках здоровья
| Профилактика плоскостопия.
Ходьба босиком по «дорожкам здоровья»
Ходьба по мокрым дорожкам
| Я иду и ты идёшь- раз, два, три.
Я пою и ты поёшь- раз, два, три.
Мы идём и ты идёшь- раз, два, три.
Очень дружно мы живём- раз, два, три.
| Упражнения на ковре: сминаем стопами лист бумаги, не передвигаясь, двигаются только пальцы ног.
| Дружно пальчики сжимаем
И в комочёк превращаем
Очень маленький листочек
Превращаем мы в комочек.
| Дыхательные упражнения:
У ребёнка на носу ватка, выдох так, что бы ватка полетела.
| Будем мы сейчас играть, надо фокус показать.
Ватка на носу у нас, сдуем мы её сейчас.
Будем воздух выдыхать и она начнёт летать.
| Игровое упражнение на профилактику дыхательных путей «Совушка- сова»:
По сигналу-день- дети медленно поворачивают голову медленно вправо, влево. По сигналу- ночь- дети смотрят вперед и взмахивают руками, опуская их вниз, протяжно, без напряжения произносят «Уффф»
| Совушка- сова большая голова
Головой то днём вертела
Ночью тихо полетела- Уффф
|
Комплекс № 3
| Содержание
| Художественное слово
| В кроватях:
|
| И.п. лёжа в постели на спине, руки поднять вверх, потянуться, расслабится, улыбнуться
| Раз, два, три, четыре, пять нам пора уже вставать, потянуться, встрепенуться и друг другу улыбнуться
| И.п. лёжа, правая рука на груди, левая на животе.
Вдох- живот надуть, выдох втянуть
| Мы пока что отдыхаем и животик надуваем, надуваем и сдуваем, будто в шарик превращаем.
| И.п. лёжа на спине, руки в локтях согнуты, упор на руки, ноги согнуты в коленях, круговые движения ногами.
| А теперь «велосипед», мы поедем на обед, ехали, ехали, до речки доехали
| И.п. лёжа на животе, руки под подбородком, приподнять голову, руки вдоль туловища, ноги тянуть вверх, и.п.
| Очень мы стараемся в лодку превращаемся, лодочка качается, на волнах шатается.
| Игровой массаж
| Растирание рук
| Ручки дружно растираем, потеплели, отпускаем
| Растирание лба
| Лобик дружно растираем, потеплел он, отпускаем
| Растирание бровей
| Бровки дружно растираем, потеплели, отпускаем
| Растирание носика
| Носик дружно растираем, потеплел он, отпускаем
| Растирание щёк
| Как у нашей дочки розовые щёчки, также у сыночка розовые щечки
| Растирание шеи
| Растираем дружно шейку, шейку трите хорошенько, снизу вверх, снизу вверх
| На дорожках здоровья
| Профилактика плоскостопия.
Ходьба босиком по «дорожкам здоровья»
Ходьба по мокрым дорожкам
| Друг за другом, ровным кругом, раз, два, три, четыре, пять - никого не обгонять
Носом вдох, а выдох ртом
Дышим глубже,
А потом, марш на месте, не спеша
Как погода хороша.
| Упражнения на ковре: «рисуем ногами на ковре геометрические фигуры»
| Как погода хороша, мы рисуем не спеша,
| Профилактика нарушений осанки:
Упражнение «Сосулька»
И.п. стоя на ковре, руки опустить вниз, встать на носки руки вверх, потянуться, и.п.
| Руки вверх, потянись,
Мило солнцу улыбнись
| Дыхательная гимнастика:
Сидя на ковре, наклон 2-3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками произнести звук –сссс-
| Ос,ос,,ос,ос- нужем нам сейчас насос.
|
Комплекс корригирующей гимнастики после сна для детей 3-4 лет
Программное содержание:
Цель. Формировать привычку к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Обучающие задачи. Учить выполнять упражнения из разных исходных положений, добиваясь естественности, лёгкости.
2. Развивающие задачи. Развивать координацию движений рук и ног, ловкость, умение ориентироваться в пространстве. Закреплять двигательные навыки (в ходьбе, в прыжках, в перешагивании). Активизировать двигательную деятельность, используя игровой сюжет.
3. Воспитывающие задачи. Воспитывать осознанное отношение детей к своему здоровью.
Ход гимнастики.
1. Побудка:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали.
Хорошо нам отдыхать!
Но пора уже вставать!
Крепко кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и встать!
2. Упражнения в кровати:
1) И.п.: лёжа на спине. Потянуться, напрягая мышцы, расслабиться (3-4р.).
2) И.п.: лёжа на спине, руки в стороны, пальцы сжаты в кулачки, скрестить руки перед собой, выдох, развести руки, в и.п., вдох (3-4р.).
3) И.п.: лёжа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками и выпрямиться.(3-4р.).
4) И.п.: сидя на коленях, руки в стороны. Хлопок прямыми руками впереди. (3-4р.).
3. Зрительная гимнастика «Куклы моргают»
(изобразить совместно с детьми моргающих кукол).
4. Дыхательное упражнение «Подуем на пушинку».
5. Упражнения на ковре «Весёлые медвежата»:
Вос-ль: Дети, мы пришли в лес на красивую поляну, а кто здесь живёт, вы попробуйте отгадать.
Я хозяин леса строгий, спать люблю зимой в берлоге,
И всю зиму на пролёт – снится мне душистый мёд.
Страшно я могу реветь. Кто же я скажи… (медведь)
Вос-ль: Правильно! Ребята, а сейчас мы с вами превратимся в медвежат. Раз, два, три, мы закружились, В медвежат мы превратились. Сейчас медвежата сделают зарядку.
ОРУ (без предметов):
Утром мишенька проснулся, мишка к солнцу потянулся.
Вот так, вот так мишка к солнцу потянулся.
Медвежата в чаще жили, головой своей крутили.
Вот так, вот так, головой своей крутили.
Медвежата мёд искали, дружно дерево качали.
Вот так, вот так, дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили и из речки воду пили!
Вот так, вот так и из речки воду пили.
Мишкам весело играть, мишкам хочется сказать.
Раз-два, раз-два, вот и кончилась игра.
Вос-ль: Стоп, закончилась зарядка.
Вдох и выдох для порядка.
До свиданья, добрый лес!
Полный сказок и чудес!
Раз, два, три – мы закружились
И в ребяток превратились.
6. Ходьба по дорожкам закаливания под музыкальное сопровождение. |