Скачать 334.17 Kb.
|
Филиал МКОУ Новочановской СОШ - Сизевская ООШ Согласовано: Утверждаю: Экспертная группа Директор школы _____________________ ______________ ____________________ Заслушана на педагогическом ____________________ совете___________________ Дата_____________ ПРОГРАММА оздоровительно-воспитательной работы лагеря с дневным пребыванием школьников на 2013год «Солнышко» Вид лагеря: оздоровительный лагерь дневного пребывания Место проведения: «Сизевская основная общеобразовательная школа» Сроки проведения: 04 июня 2013г. – 30 июня 2013г. Срок реализации: смена лагеря – 18 дней. Рассчитана на детей: 6,5 – 15 лет. Автор программы: Ёрмина М.И. Содержание программы. 1. Пояснительная записка. 2. Цели и задачи организации работы лагеря. 3. Содержание программы. 4. Механизм реализации программы. 5. Ожидаемые результаты. 6. Условия реализации программы. 7. Штатное расписание. 8. Режим дня. 9. План - сетка оздоровительно-воспитательной работы. 10. Литература. 11. Разработки мероприятий Пояснительная записка. Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в летнем оздоровительный лагере дневного пребывания «Солнышко», который функционирует на базе Сизевской ООШ. В нем отдыхают учащиеся младших и средних классов. 2013 году школа примет 1 смену (июнь) – 16 детей. В 1977 году при Сизёвской 8-летней школе была создана детская площадка. Возраст детей посещающих детский оздоровительный лагерь от 6,5 до 15 лет. Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей–сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей. Над реализацией программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием работает педагогический коллектив из числа лучших учителей школы совместно с работниками учреждений дополнительного образования, учреждениями микросоциума. Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха. Самосоставление плана дает возможность детям вносить предложения, отстаивать их, выбирать, а затем воплощать в жизнь. В детском оздоровительном лагере главное – не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям. Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма. Как свидетельствуют исследования занятости детей в летний период, не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается не охваченным организованной деятельностью. Предоставленные сами себе дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. Все это и натолкнуло на создание программы организации летнего отдыха «Солнышко». Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста. Посещаемость: 2009-2010 г.-15 детей - 100%; 2010-2011 г.-17 детей - 100%; 2011-2012 г.-16 детей - 100% 2012-2013 г.-16 детей - 100% Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники. Организация летнего отдыха по программе «Солнышко» осуществляется по направлениям: -спортивно-оздоровительное, -содержательно-досуговое, -нравственное, -гражданско-патриотическое. Цель: Организация интересного и увлекательного досуга и оздоровления учащихся школы в летний период, формирование гражданской позиции, патриотических чувств и знаний по краеведению. Задачи программы: Создавать условия для организованного отдыха детей. Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления. Создавать условия для формирования гражданской позиции, патриотических чувств, знаний по краеведению. Способствовать формированию культурного поведения. Способствовать формированию санитарно-гигиенической культуры. Создавать благоприятные условия для укрепления здоровья детей. Предоставлять ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале. Формировать у ребят навыки общения и толерантности. Программа составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей. Форма реализации программы : детский оздоровительный лагерь при школе. Сроки реализации программы - июнь Место реализации программы: Филиал МКОУ Новочановской СОШ – Сизевская основная общеобразовательная школа. Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, анкетирования. Концепция программы Детский оздоровительный лагерь – это место, где может быть очень эффективно построена педагогическая работа по самоопределению личности ребенка через включение его в творческую деятельность. Главным направлением в работе воспитателей и вожатых является педагогическая поддержка и помощь в индивидуальном развитии ребенка. В систему педагогической поддержки включается и психологическая, и социальная, и оздоровительная – поскольку все они интегрируются. Создание комфортной психологической среды для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций. Организация творческого пространства представляет себе возможность реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности. Итак, девиз нашего школьного оздоровительного лагеря: « Солнышко лучистое, мы твои лучи – быть людьми хорошими, ты нас научи!» Принципы программы Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко» опирается на следующие принципы: Принцип гуманизации отношений. Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса. Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности. Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью. Принцип дифференциации воспитания. Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает: отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей; создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня; взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; активное участие детей во всех видах деятельности. Принцип творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал. Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка. Данный принцип может быть реализован при следующих условиях: необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы; оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач. Принцип личностного Я. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях: при развитии детского самоуправления; при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа. при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей. Принцип уважения и доверия. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях: добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность; доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия; в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов. Основное содержание программы Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания работает по следующим направлениям: -спортивно-оздоровительное, -организация активного досуга, -профилактическое, -нравственное, - краеведческо-патриотическое. Спортивно – оздоровительное направление Цель: сохранение и укрепление здоровья детей. Задачи: Проведение утренней гимнастики на свежем воздухе Проведение спортивных мероприятий Проведение С-витаминизации питания детей. Осуществление соблюдения охранительного режима и правил техники безопасности Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух, лес, река. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены следующие мероприятия: ежедневная утренняя гимнастика на свежем воздухе различной тематики; ежедневный осмотр детей медицинским работником; принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере) организация здорового питания детей; организация спортивно-массовых мероприятий: спортивный праздник «Сильные и ловкие», соревнование по квадрату, «Ярмарка народных игр» , туристический слёт. участие в летней спартакиаде лагерей: Легкоатлетический кросс, «Весёлые старты». подвижные спортивные игры. Организация активного досуга Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие эстетического вкуса и коммуникативной культуры. Задачи: Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга. Организовать деятельность творческих мастерских. В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности. Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере. Виды досуговой деятельности: развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревновании, представлений, прогулки, путешествия; отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств. самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры. творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря занимаются творческими делами (рисуют, лепят, и др.). Общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса. Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах: Добровольности включения ребенка в досуговую деятельность; Альтернативного провождения времени Свободного времени Совместного планирования досуговой деятельности. Досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях: Уровень целостного детского коллектива смены; Уровень отряда; Уровень организации досуга в группах по интересам; Уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет участвовать в совместной деятельности. Профилактическое направление Виды профилактических работ Профилактическая работа по противопожарной безопасности . Беседы в отрядах по противопожарной безопасности. Создание отрядных уголков безопасности. Викторина «Юные пожарные» Профилактическая работа по правилам дорожного движения Профилактические беседы в отрядах по ПДД перед каждым выходом за территорию лагеря. «Весёлый светофор». Познавательная игра по правилам дорожного движения. Беседа с инспектором отдела профилактической работы ГИБДД «Профилактика дорожной безопасности» Создание отрядных уголков безопасности. Игра – знакомство с правилами поведения в лесу «Судьба походная знакома мне». Занятие со специалистами ГОУ НОЦПМСС «Осторожно, опасность!» Краеведческо -патриотическое направление. Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданина-патриота своей Родины, знающего историю своего края Формы: Конкурс рисунков «Вставай, страна огромная», посвященный 72-й годовщине начала Великой Отечественной Войны Экскурсия в природу «Мой край родной». Экскурсия к памятнику воинам гражданской войны. Экскурсия в краеведческий музей города Барабинска. Ресурсное обеспечение. Политику летней оздоровительной компании определяют педагогические кадры. Поэтому в смену привлекаются учитель начальных классов,учитель физической культуры, библиотекарь, медик. Каждый из специалистов призван решать определенные профессиональные задачи в вопросе организации летнего отдыха. Начальник лагеря - Общее руководство летней оздоровительной компанией Медицинский работник - Оказание медицинской помощи, профилактика здорового образа жизни Воспитатель - Образование и воспитание детей, изучение их личности, содействие их социализации, сплочение коллектива Библиотекарь – проведение мероприятий по различным направлениям деятельности Для полноценного отдыха детей должны использоваться: спортивный инвентарь, канцелярские товары, настольные игры. Для составления программы и проведения досуговых мероприятий используется материалы из журналов «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Последний звонок», а также педагогическая копилка школы. |