Скачать 182.94 Kb.
|
Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании информатики и ИКТ в 2013– 2014 учебном году 1. Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2013 – 2014 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
2. Учебно-методическое обеспечение 2.1. Основное общее образование 2.1.1. Реализация федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования(ФК ГОС ООО) Согласно ст. 28 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ (с изменениями и дополнениями) к компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы основного общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе. Подробная информация о современных УМК по информатике и ИКТ (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:
В соответствии с федеральным БУП и приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2013 № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края» количество часов, предусмотренное для изучения информатики и ИКТ в 5 – 9 классах, следующее:
Обращаем внимание, что дополнительные часы на изучение информатики и ИКТ в 5-7 классах могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения. Полная информация об учебно-методическом обеспечении информатики и ИКТ при реализации федерального БУП 2004 г. содержится в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год» http://www.edu.ru/index.php?page_id=240 (раздел «Учебники, содержание которых соответствует ФК ГОС ООО») и на сайтах издательств. Для подготовки рабочих программ необходимо руководствоваться письмом министерства образования и науки Краснодарского края от 06.04.2010 № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения». 2.1.2. Реализация федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования(ФГОС ООО) В помощь учителю информатики и ИКТ в преподавании предмета и в связи с переходом на ФГОС второго поколения рекомендуем пользоваться методическими рекомендациями, которые имеются в авторских рабочих программах к УМК по информатике и ИКТ для основной общей школы. В соответствии с ФГОС количество часов, предусмотренное для изучения информатики и ИКТ в 5-9 классах, распределяется в соответствии с письмом министерства образования и науки Краснодарского края от 22.07.2013 № 47-10635/13-14 «Об учебных планах образовательных учреждений, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в 2013-2014 учебном году»
Полная информация об учебно-методическом обеспечении информатики и ИКТ при реализации ФГОС ООО содержится в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год» http://www.edu.ru/index.php?page_id=240 (раздел «Учебники, содержание которых соответствует ФГОС ООО») и на сайтах издательств. Для подготовки рабочих программ рекомендуем руководствоваться следующим:
В помощь учителю информатики и ИКТ в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации выпущены следующие издания:
Дополнительную информацию можно найти на сайтах: 2.2. Среднее (полное) общее образование Подробная информация о современных УМК по информатике и ИКТ (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах:
При выборе профиля рекомендуем руководствоваться приказом министерства образования и науки Краснодарского края от 31.10.2012 № 8233 «Об определении перечня профилей, открываемых в общеобразовательных учреждениях Краснодарского края в 2013 - 2014 учебном году, и предметах по выбору для сдачи экзаменов в ходе государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, проводимой территориальными экзаменационными комиссиями». В соответствии с федеральным БУП 2004 г. и приказом министерства образования и науки от 17.07.2013 № 3793 «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края», количество часов, предусмотренное для изучения информатики и ИКТ в 10-11 классах, следующее:
Полная информация об учебно-методическом обеспечении информатики и ИКТ при реализации ФГОС С(П)ОО и при реализации федерального БУП 2004 г. содержится в приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год» http://www.edu.ru/index.php?page_id=240 (раздел «Учебники, содержание которых соответствует ФГОС С(П)ОО» и «Учебники, содержание которых соответствует ФК ГОС С(П)ОО) и на сайтах издательств. Для качественной подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ рекомендуется использовать:
Для подготовки рабочих программ по информатике и ИКТ в 10-11 классах в текущем учебном году необходимо руководствоваться письмом министерства образования и науки Краснодарского края от 06.04.2010 № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения». 3. Особенности преподавания информатики и ИКТ в 2013-2014 учебном году В период перехода на новые стандарты особенно актуальным становится вопрос о том, какие учебно-методические комплекты соответствуют идеологии ФГОС, в том числе принципам системно-деятельностного подхода. Сегодня государственная политика в образовании направлена на обновление содержания образования и использование новых методов и образовательных технологий в преподавании, что предполагает ответственность учителя за выбор учебника. Учебники, прошедшие экспертизу в экспертных организациях и включенные в федеральный перечень учебников, выбирает образовательное учреждение. Учитель выбирает те или иные методики обучения и воспитания, что во многом определяет успешность работы по определенному учебнику. Обращаем внимание на следующие особенности в преподавании информатики и ИКТ в 2013-2014 учебном году: 1. В ОУ, не являющихся пилотными, преподавание информатики в качестве базового курса ведётся с 8-го класса. Ведение информатики и ИКТ осуществляется в соответствии с п.2.1.1 настоящих рекомендаций. 2. В ОУ, являющихся пилотными, преподавание информатики в качестве базового курса ведётся с 7-го класса, но за счет часов из части, формируемой участниками образовательного процесса, информатика и ИКТ может вестись с 5-го класса. В данном случае преподавание информатики и ИКТ осуществляется по двум разным стандартам. Министерством образования и науки Краснодарского края утверждены общеобразовательные учреждения края, являющиеся пилотными площадками по введению ФГОС ООО (приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 27.02.2012 № 802 «Об утверждении перечня образовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» и приказ министерства образования и науки от 11.02.2013г. № 714 «Об утверждении перечня общеобразовательных учреждений края, являющихся пилотными площадками по введению федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с 01.09.2013 года»). В образовательных учреждениях, которые стали пилотными площадками по введению ФГОС ООО с 01.09.2012 г., информатика и ИКТ ведется по ФГОС ООО в текущем учебном году в 5 и 6 классах, а в образовательных учреждениях, которые стали пилотными площадками по введению ФГОС ООО с 01.09.2013 г., информатика и ИКТ ведется по ФГОС ООО в текущем учебном году в 5 классе (при условии выделения часов на ведение предмета из части учебного плана, формируемой участниками образовательного процесса) в соответствии с п.2.1.2 настоящих рекомендаций. В федеральном перечне учебников на 2013/14 учебный год (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. N 1067 г. Москва «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год» http://www.edu.ru/index.php?page_id=240) смотрим раздел «Учебники, содержание которых соответствует ФГОС ООО». В классах ОУ, являющихся пилотными, преподавание информатики и ИКТ в текущем учебном году ведется в соответствии с ФК ГОС ООО 2004 г. в соответствии с п.2.1.1 настоящих рекомендаций. В ОУ, являющихся пилотными, для организации внеурочной деятельности рекомендуем использовать следующие издания:
4.Рекомендации по работе с одарёнными детьми в рамках преподавания информатики и ИКТ в 2013-2014 учебном году Работа с одаренными учащимися, успешными в обучении школьниками, интересующимися информатикой и ИКТ, может быть организованна в рамках кружковой деятельности или факультатива, а также на базе учреждений дополнительного образования. При этом необходимо использовать учебные материалы нового поколения, расширяющие и дополняющие существующие учебники, инновационные учебно-методические комплексы, наборы цифровых образовательных ресурсов, которые позволяют индивидуализировать учебный процесс и проектировать индивидуальную траекторию обучения школьников с использованием информационных образовательных технологий: http://school-collection.edu.ru - единая цифровая образовательная коллекция; http://fcior.edu.ru - портал Федерального центра информационно-образовательных ресурсов на котором представлена коллекция электронных образовательных ресурсов, созданных на базе открытых модульных систем;; http://fipi.ru - материалы Федерального института педагогических измерений; http://pascalabc.net - онлайн система программирования Pascal ABC; http://www.metod-kopilka.ru - образовательно-информационный ресурс для учителей информатики, учащихся: организационные, методические и нормативные документы, лабораторно-практические работы, лекции, конспекты, дидактический материал, занимательная информатика, экзамен, проектная деятельность, презентации; http://www.klyaksa.net - портал "Клякс@.net". Информационно-образовательный портал, созданный с целью помочь учителю информатики. Полезные советы. Методические материалы. Обучение программированию. Тесты по информатике; http://www.problems.ru - задачи по информатике. Интернет-проект «Задачи» предназначен для учителей и преподавателей, как помощь при подготовке уроков, кружков и факультативных занятий в школе; http://potential.org.ru/Info/WebHome - Журнал «Потенциал». Образовательный журнал для старшеклассников и учителей; http://intuit.ru - Интернет-Университет Информационных Технологий. Представлен каталог бесплатных учебных курсов, по каждому из которых есть возможность пройти тестирование и получить сертификат; http://www.alleng.ru/index.htm - Интернет-Университет Информационных технологий. «Мы и образование». Экзаменационные билеты, вопросы, варианты ответов и электронные версии учебников; http://www.rosolymp.ru – сайт Всероссийской олимпиады школьников; http://kpolyakov.narod.ru – сайт Полякова К.Ю. На занятиях предметных кружков и факультативов особое внимание следует уделять вопросам, изучение которых углубляет и расширяет знания, приобретаемые учащимися на уроках, способствует овладению методами решения олимпиадных задач. Для целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам можно использовать также следующую учебно-методическую литературу:
Можно также осуществлять взаимодействие с Краевым центром дополнительного образования для детей (г. Краснодар, ул. Красная, 76, тел. 8 (861) 259-84-01, адрес сайта – www.cdodd.ru ), а также (для города Краснодара) – с Центром дополнительного образования для детей «Малая академия» (г.Краснодар, ул. Чапаева, 85/1, тел. 8 (861) 259-45-03, 8 (861) 255-53-36, адрес сайта – http://m-academ.centerstart.ru ). В данных учреждениях не только проводятся занятия с одарёнными детьми, но и осуществляется помощь в подготовке к конкурсу научно-исследовательских проектов учащихся «Эврика». 5. Предпрофильная подготовка и профильное обучение Базисным учебным планом в IX классах в рамках предпрофильной подготовки введены элективные курсы (курсы по выбору). Обращаем внимание на преподавание и значение элективных курсов в 9 – 11 классах. Они выполняют три основные функции: 1. Развитие содержания одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне и получать дополнительную подготовку для сдачи ЕГЭ и ГИА. 2. «Надстройку» профильного учебного предмета, когда такой дополнительный профильный учебный предмет ставится в полной мере углублённым. 3. Удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Это могут быть курсы, позволяющие более обстоятельно изучить какой-либо раздел курса; или курсы, отражающие пограничные области знаний; или междисциплинарные курсы; или курсы по областям знаний («Логика», «Общая психология»). Примеры таких элективных курсов размещены на сайте www.lbz.ru/books/232 в разделе «Курсы по выбору». 6. Использование оборудования для оснащения кабинета информатики и ИКТ в 2013-2014 учебном году Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», приказе Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений», а также рекомендациях Министерства образования и науки РФ от 24 ноября 2011 г. № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием». Помещение кабинета информатики, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10, СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03). В кабинете информатики должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя и 12–15 рабочих мест учащихся, снабженных стандартным комплектом: системный блок, монитор, устройства ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь), привод для чтения и записи компакт-дисков, аудио/видео входы/выходы. При этом основная конфигурация компьютера должна обеспечивать пользователю возможность работы с мультимедийным контентом: воспроизведение видеоизображений, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Должно быть обеспечено подключение компьютеров к внутришкольной сети и выход в Интернет, при этом возможно использование участков беспроводной сети. Компьютерное оборудование может быть представлено как в стационарном исполнении, так и в виде переносных компьютеров. Кабинет информатики комплектуется следующим периферийным оборудованием:
Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Linux, Mac OS). Все программные средства, устанавливаемые на компьютерах в кабинете информатики должны быть лицензированы для использования на необходимом числе рабочих мест. Для освоения основного содержания учебного предмета «Информатика» необходимо наличие следующего программного обеспечения:
Необходимо постоянное обновление библиотечного фонда (книгопечатной продукции) кабинета информатики, который должен включать:
Комплект демонстрационных настенных наглядных пособий в обязательном порядке должен включать плакат «Организация рабочего места и техника безопасности». Комплекты демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающих основное содержание учебного предмета «Информатика», должны быть представлены как в виде настенных полиграфических изданий, так и в электронном виде (например, в виде набора слайдов мультимедийной презентации). В кабинете информатики должна быть организована библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:
Заведующая кафедрой информационных технологий Крахмалева Т.С. |
О преподавании литературы в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые... Преподавание предмета в 2012 – 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами | О преподавании учебного предмета «Информатика» в 1-4 классах общеобразовательных... В 2013-2014 учебном году преподавание информатики в начальной школе идет по буп 2004 г. (4 классы) и буп 2009 г. (для 1-3 классов... | ||
Инструктивно-методическое письмо «О преподавании предмета «Информатика... «О преподавании предмета «Информатика и икт» в общеобразовательных учреждениях города Брянска в 2013-2014 учебном году» | О преподавании предметов художественно-эстетического цикла в 2014/2015 учебном году ... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | Анализ работы мкоу «Гимназия №16» в 2013-2014 учебном год Мкоу «Гимназия №16» в 2013-2014 учебном году и основные направления деятельности в 2014-2015 учебном году | ||
Об итогах развития школы в 2013-2014 учебном году В 2013-2014 учебном году гбоу сош №1623 сформировалась как современный многофункциональный образовательный комплекс дошкольным отделением,... | Об итогах развития школы в 2013-2014 учебном году В 2013-2014 учебном году гбоу сош №1623 сформировалась как современный многофункциональный образовательный комплекс с дошкольным... | ||
Пояснительная записка. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию... Преподавание по мхк в 2013– 2014 учебном году ведется в соответствии со следующими нормативными документами | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | Приказ 02. 09. 2013 №19 од Электросталь о режиме работы мскоу «Специальная... Администрации городского округа Электросталь, приказами и распоряжениями Управления образования, локальными актами школы-интерната.... | ||
Приказ от 02. 09. 13г. №149-од с. Н. Чернушка о регламентации работы... В целях рациональной организации функционирования образовательного учреждения в 2013-2014 учебном году, повышения личной ответственности... | Анализ работы цнит в 2013 2014 учебном год Работа Центра нит в 2013-2014 учебном году строилась в соответствии с общелицейским планом работы | ||
Пояснительная записка к учебному плану 1-3 классов начального общего... «Об учебном плане общеобразовательных учреждений работающих по фгос ноо в 2013-2014 учебном году» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... |