Скачать 180 Kb.
|
Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Республики Крым о преподавании предметов художественно-эстетического цикла в 2014/2015 учебном году 1. Нормативно-правовые документы Преподавание предметов в 2014/2015 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
2. Учебно-методическое обеспечение Согласно ст. 28 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ (с изменениями и дополнениями) к компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе. Не допускается использование устаревших и не получивших грифа Министерства образования и науки учебников и пособий. 2.1. Начальное общее образование Подробная информация об УМК по музыке и изобразительному искусству (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах ведущих издательств учебной литературы: Музыка 1. http://www.prosv.ru/umk/shkola-rossii/info 2. http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/aleev/ 3. http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=12845 4. http://edwisrb.ru/education/programs/?id=409230 5. http://www.ast.ru Изобразительное искусство
В помощь учителю музыки и изобразительного искусства в преподавании предметов и в связи с переходом на ФГОС НОО второго поколения рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями, которые имеются в Пояснительных записках к УМК для начальной школы. 2.2. Основное общее образование Подробная информация об УМК по музыке и изобразительному искусству (с аннотациями и справочным материалом) представлена на сайтах ведущих издательств учебной литературы: Музыка 1. http://www.prosv.ru/umk/shkola-rossii/info 2. http://www.drofa.ru/for-users/teacher/help/aleev/ 3. http://www.ast.ru Изобразительное искусство 1. http://standart.edu.ru. 2. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlinkhttp: //mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/8267/. В помощь учителю музыки и изобразительного искусства в преподавании предметов и в связи с переходом на ФГОС второго поколения рекомендуется пользоваться методическими рекомендациями, которые имеются в Пояснительных записках к УМК для основной общей школы. Количество часов в неделю, предусмотренное для изучения музыки и изобразительного искусства в 1-4 и 5-9 классах, в соответствии с федеральным БУП и Методическими рекомендации по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2014/2015 учебный год (письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 19.05.2014 №01-14/68), следующее:
Обращаем внимание, что в 8 и 9 классах предметы ИЗО и Музыка включаются в учебный план школы по 0,5 часа в неделю при наличии квалифицированных специалистов по данным дисциплинам. На усмотрение администрации и в силу объективных причин вместо предметов ИЗО и Музыка в 8 и 9 классах можно ввести интегрированный курс «Искусство» (1 час в неделю), который включается в нагрузку учителя имеющего специальное музыкально-педагогическое образование или учителя, окончившего художественно-графический факультет педагогического ВУЗа. С целью предпрофильной подготовки учащихся возможно формировать классы с углубленным изучением (3 часа в неделю) музыки или изобразительного искусства. Дополнительные часы на изучение того или иного предмета могут быть добавлены из компонента общеобразовательного учреждения. Обращаем внимание на кадровое обеспечение преподавания предметов художественно-эстетического цикла. Уроки предметной отрасли «Искусство» в начальной школе ведут специалисты, имеющие соответствующую квалификацию учителя музыки, изобразительного искусства (музыкально-педагогическое образование, художественно-графический факультет педагогического ВУЗа). В силу производственной необходимости уроки музыки может вести учитель начальной школы при условии владения музыкальным инструментом, певческим голосом и методикой преподавания предмета. 3. Особенности преподавания музыки и изобразительного искусства В период перехода на новые стандарты особенно актуальным становится вопрос о том, какие учебно-методические комплекты соответствуют идеологии ФГОС, в том числе принципам системно-деятельностного подхода. Сегодня государственная политика в образовании направлена на обновление содержания образования и использование новых методов и образовательных технологий в преподавании, что предполагает ответственность учителя за выбор учебника. Учебники, прошедшие экспертизу в экспертных организациях и включенные в федеральный перечень учебников, выбирает образовательное учреждение. Учитель выбирает те или иные методики обучения и воспитания, что во многом определяет успешность работы по определенному учебнику. Выбор учебников осуществляется в соответствии с «Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год», утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 года №1067, (сайт http://www.edu.ru/db minobr/mo/Data/d_12/m 1067.html) и в соответствии с «Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего образования» утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 года №253. При разработке рабочих программ и составлении календарно-тематического планирования необходимо руководствоваться примерным тематическим планированием, приводимым в авторских программах. По музыке, с учетом наличия в общеобразовательных организациях Республики Крым учебников для 1-4 классов авторов Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. (издательство «Просвещение») и учебников для 5-7 классов авторов Сергеева Г.П., Критская Е.Д. (издательство «Просвещение»), необходимо руководствоваться Примерной программой по предмету «Музыка» для образовательных учреждений Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой и использовать Рабочую программу учебного курса, составленную на основе указанной Примерной программы в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта. Примерная программа основного общего образования по музыке отражает основные идеи музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского и ориентирована на УМК «Музыка» авторов Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой (Примерную и Рабочую программу по музыке см. на сайте КРИППО в разделе «Предметы художественно-эстетического цикла»). По изобразительному искусству, с учетом наличия в общеобразовательных организациях Республики Крым учебников под редакцией Б.М. Неменского: 1 класс – авт. Неменская Л.А.
3 класс – авт. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. 4 класс – авт. Неменская Л.А., необходимо руководствоваться:
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» авторский коллектив под руководством народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского.− М.: Просвещение, 2012 г. В 2014-2015 учебном году в преподавании изобразительного искусства обращаем внимание на следующие особенности: 1. Изменения в преподавании предмета, связанные с ведением ФГОС второго поколения, коснулись не столько содержания художественного образования, сколько конструирования урока, проработки его сценария. 2. Системно-деятельностный подход определенный авторами стандартов как приоритетный, предполагает четкую программу формирования УУД. 3. В отношении предмета ИЗО самым непростым звеном станут познавательные действия – поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий – синтез как составление частей и целого – анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Приведенные выше аспекты свидетельствуют о безусловном возрастании интеллектуальной составляющей преподавании предмета, а так же о безусловном использовании учебников в процессе обучения. Обращаем внимание на изменения в календарно-тематическом (см. образец в папке Рабочие программы по предметам искусства по адресу эл. почты: oromazan@mail.ru) и поурочном планировании. Структура урока II поколения: Класс, № урока, дата проведения
- познавательные; - коммуникативные; - регулятивные; - личностные. 5. Ресурсы. Типы уроков искусства: а) урок введения в тему; б) урок углубления и развития темы; в) урок обобщения темы; г) урок контроля эффективности освоения темы и художественного развития учащихся. Формы уроков искусства: - проблемные и творческие уроки, уроки-исследования; - уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-экскурсии; - уроки-концерты, уроки-спектакли, уроки-турниры, уроки-праздники; интегрированные, панорамные уроки; - уроки, композиция которых соответствует принципам музыкальной формы: рондо, вариации, двухчастная, трехчастная и др. Одним из условий ФГОС является наличие необходимого оборудования для оснащения кабинетов музыки и изобразительного искусства. Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005 г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», приказе Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений». Полный перечень оборудования для оснащения кабинета музыки и изобразительного искусства представлен в Разделе «Материально-техническое обеспечение образовательного процесса» Примерных программ основного общего образования «Искусство» М., «Просвещение», 2010. С. 47). 4. Особенности преподавания предмета Мировая художественная культура Предмет Мировая художественная культура на базовом уровне входит в состав учебных предметов, обязательных для изучения на ступени среднего (полного) общего образования в социально-гуманитарном и филологическом профилях, а также в классах универсального обучения. На профильном уровне изучение мировой художественной культуры осуществляется в классах художественно-эстетического профиля для учащихся, уже знакомых с основами мировой художественной культуры. Курс по мировой художественной культуре на профильном уровне (http://www.edu.doal.ru/predm/laws10/prog_sp_mhk.dok) ориентирован на осознанный выбор учащимися дальнейшего образования и выбор соответствующей профессиональной деятельности. Учитывая мировоззренческий характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора и активное участие обучающихся в современном культурном процессе. В этой связи программы по данному предмету предусматривают виды деятельности, способствующие воспринимать и анализировать произведения искусства, интерпретировать и давать эстетическую оценку явлениям и процессам художественной культуры, накапливать опыт исследовательской и творческой деятельности. Программа предполагает значительную творческую самостоятельность учащихся при изучении художественных артефактов и расширение образовательной базы путем обращения к межпредметным связям, активное использование знаний, полученных учащимися на уроках литературы, изобразительного искусства, музыки, истории. Рекомендуется рассматривать два основных этапа изучения МХК: 5-9 классы – факультативный курс, представленный спецкурсами или образовательными модулями и 10-11 классы – базовый и профильный курсы. Интегрированный курс «Мировая художественная культура» в старшей школе ведут учителя, имеющие соответствующую квалификацию учителя мировой художественной культуры, либо учителя музыки, изобразительного искусства. При условии прохождения курсов повышения квалификации данную дисциплину в классах универсального обучения можно включить в нагрузку учителя истории, литературы. Рекомендации по изучению предмета на профильном и углубленном уровне Подготовительным курсом к изучению МХК может быть интегрированный курс «Искусство» для 8-9 класса (Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова, Е.Д.Критская), в который входят программа, учебники, CD, творческие задания для учащихся, музыкальный материал для учителя, методическое пособие. Данная предметная линия является приоритетной с точки зрения перспективной разработки УМК и целью сохранения преемственности. Учебник входит в список рекомендованных к использованию. С целью осуществления выбора профилирующего направления деятельности старшеклассников в 9-х классах основной школы предполагается предпрофильная подготовка на основе введения значительного числа курсов по выбору (элективных курсов). Элективные курсы должны представлять специфику видов деятельности той или иной художественно-профессиональной сферы. Эти курсы не должны дублировать базовый курс. Содержание элективных курсов может углублять какой-то раздел учебных предметов: музыки, изобразительного искусства (предметно - ориентированные курсы), либо расширять их возможности через нетрадиционные и интегрированные курсы (межпредметные курсы). Набор элективных курсов должен иметь вариативный характер, а их содержание ориентировано на разнообразные проявления специального художественного или художественно-педагогического направлений. Продолжительность предметно-ориентированных курсов может быть четверть, полугодие; межпредметных – одна четверть, что связано с ознакомительным характером. Результативность обучения может быть отражена в таких формах контроля как: экзамен, реферат, зачет, защита проекта. При формировании билетов можно руководствоваться Письмом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 10 февраля 2006 г. № 01-66/07-01 «О примерных билетах для сдачи экзамена по выбору выпускниками XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации, осуществивших переход на профильное обучение». Для формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному художественному направлению содержание элективных курсов предпрофильной подготовки девятиклассников может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы по предметам искусства, а также специализированных программ школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла и учреждений дополнительного образования. Примерный перечень элективных курсов: 1. Куцман Н.Н. Элективный курс: Культура Древнего Мира: МХК, история: 9 класс. / Н.Н. Куцман.– «Корифей», 2006.; 2. Ромашина Н.Ф. Элективный курс по истории отечественной культуры «Наши духовные ценности». 10-11 классы / Н.Ф. Ромашина.– М.: «Глобус», 2007. -168 с.; 3. Секирова Т.А. Искусство понимания исторической живописи / Т.А. Секирова. - Профильная школа. - 2006.-№ 4. - С. 31-34; 4. Челышева Т.В. Медиакультура. Основы журналистики (специальное художественное образование). Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно-методическое пособие / Т.В. Челышева. - М.: АПК и ПРО, 2003. - С. 56-66; 5. Челышева Т.В. Введение в историю русского искусства. Предпрофильная подготовка девятиклассников. Образовательная область «Искусство»: Учебно-методическое пособие / Т.В. Челышева. - М.: АПК и ПРО, 2003. - С. 67-75; 6. Хорошенкова А.В. Элективные курсы. МХК. История средневековой культуры / А.В. Хорошенкова.- М.«Экстремум», 2005; 7. Кисарова О.В. Элективный курс по МХК в 8 классе "Что есть красота" (http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,17814/Itemid,118/ Характеристика видов контроля качества знаний Следует предусмотреть разнообразные формы контроля в течение учебного года: тестирование, проведение контрольных работ, зачетов; написание сочинения (эссе). Необходимо учитывать и достижения детей в конкурсах, выставках, олимпиадах, викторинах, фестивалях и др. Итоговый контроль осуществляется после прохождения всего учебного курса, обычно накануне перевода в следующий класс. Данные итогового контроля позволяют оценить работу педагога и учащихся. Результаты заключительного контроля должны соответствовать уровню федерального государственного образовательного стандарта Аттестация обучающихся различна по форме: устная, письменная, программированная, в виде тестового контроля, а также контрольных художественно-практических заданий. При желании обучающихся в качестве итоговой формы могут быть избраны: экзамен, защита проекта (реферата). В процессе подготовки устного экзамена по МХК необходимо учитывать следующее: материал, который выносится на экзамен, должен быть обязательно изучен в классе вместе с учителем. Нежелательно выносить на экзамен материал, который ученики осваивали самостоятельно (в том числе в виде докладов). Для более эффективного усвоения материала по учебной дисциплине, итогового контроля по предмету, а также возможного в дальнейшем участия в олимпиаде рекомендуется педагогу обратить внимание учащихся на наличие рабочей тетради, в которой они могут фиксировать необходимые теоретические сведения, давать пояснения ключевым понятиям в рамках изучаемого раздела, темы, метапредметного уровня, а также факты, даты, события, разрабатывать опорные схемы и выполнять определенные домашние задания связанные с проектной и исследовательской деятельностью. При организации изучения мировой художественной культуры, выборе учебников и УМК, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами: • стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре на базовом уровне; • федеральные перечни учебников, учебно-методических и методических изданий, рекомендованных (допущенных) Минобразованием России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях; • стандарт среднего (полного) общего образования по мировой художественной культуре на профильном уровне; • примерные программы по мировой художественной культуре. Домашние задания по предметам искусства носят творческий характер, записываются в журнал, но не являются обязательными на каждом уроке. Оценивание осуществляется по «5» балльной системе в следующих видах: - текущее; - тематическое; - итоговое. Текущие отметки выставляются за знание теоретического материала, умение анализировать художественное произведение, выполнять практические художественно-творческие задания. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках предметной отрасли «Искусство» осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, зачета по исполнению песенного материала (для уроков музыки), проверки выполнения домашнего задания, тестирования, защиты исследовательского проекта и т.д. Выведение итоговых отметок осуществляется по четвертям и за год. Отметка является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки учащегося по предмету в каждом классе. Контрольно-оценочная деятельность должна носить стимулирующий характер, осуществляется на каждом уроке, а отметка выставляется в соответствии с планом контроля, который отражается в календарно-тематическом плане рабочей программы. На августовских предметных секциях (возможные формы проведения: методические объединения, творческие группы, проблемные группы, школа молодого учителя, школа совершенствования профессионального мастерства) рекомендуем обсудить следующие актуальные вопросы: - нормативные правовые акты, регулирующие преподавание предметов искусства в условиях ФГОС; - учебно-методическое обеспечение организации образовательного процесса по изучению предметов искусства в 2014/2015 учебном году; - оценка как необходимый компонент самостоятельной учебной деятельности учащихся на уроках; - проектирование современного урока искусства; - особенности формирования метапредметных умений у учащихся в условиях введения ФГОС второго поколения; - межпредметные связи, интеграция как необходимое условие для формирования целостного восприятия, как способ приобщения обучающихся к системному методу мышления; - использование «накопительных» систем оценивания учебных достижений обучающихся; - нормативное сопровождение Требований к структуре рабочих программ и результатам их освоения; - особенности реализации содержания предметов искусства в условиях перехода на ФГОС. Методист по предметам художественно-эстетического цикла УМЛ качества образования КРИППО О.А.Ромазан |
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Фгос ноо и с учетом рекомендаций методического письма иро «О преподавании отдельных предметов в общеобразовательных учреждениях Ярославской... | Приказ от 6 февраля 2014 г. №36 г. Нарьян-Мар Об итогах окружного... В соответствии с Положением «О порядке Марафона для учителей предметов эстетического цикла» в гбу нао «Ненецкий региональный центр... | ||
План работы на 2012-2013 учебный год. Проблема: низкая творческая... Тема: Творческая и профессиональная активность педагогов как одно из условий качественного преподавания предметов художественно-эстетического... | Проблемы преемственности в преподавании математики между начальной... ... | ||
О преподавании информатики и икт в 2013- 2014 учебном году Нормативно-правовые... Группа № | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Методическое объединение учителей естественно-математического цикла в 2012-2013 гг учебном году работало над темой «Системно-деятельностный... | ||
Г. Томск ул. Бирюкова, 22, т. 67-88-78, факс: 67-88-78 Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла №58 Г. Томска | Анализ работы методического объединения учителей Художественно-эстетического... Научно-методическая тема объединения — «Создание развивающей среды для реализации индивидуальных возможностей и потребностей учащихся... | ||
О преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных... ... | Анализ работы мкоу «Гимназия №16» в 2013-2014 учебном год Мкоу «Гимназия №16» в 2013-2014 учебном году и основные направления деятельности в 2014-2015 учебном году | ||
Итоговый тест по математике за 5 класс ... | Литература предназначена для изучения в 2014-2015 учебном году. Список... Литература предназначена для изучения в 2014-2015 учебном году | ||
Пояснительная записка 2 Учебно-тематическое планирование ... | Рабочая программа по математике 5 класс базовый уровень ... |