Скачать 82.34 Kb.
|
Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений о преподавании основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) в 2013-2014 учебном году 1. Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2013 – 2014 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами:
2. Учебно-методическое обеспечение Согласно ст. 28 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ (с изменениями и дополнениями) к компетенции образовательного учреждения относится определение списка учебников в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебников, рекомендованных или допущенных к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также учебных пособий, допущенных к использованию в образовательном процессе. Методическую помощь преподавателю-организатору ОБЖ в преподавании предмета и подготовке к итоговой аттестации в 9 классе могут оказать следующие издания:
При подготовке и проведении уроков по ОБЖ целесообразно использовать сайты «Фестиваль педагогических идей» (раздел ОБЖ) http://festival.1september.ru/articles/subjects/12, «Учительский портал» (раздел учителя ОБЖ) http://uroki.net/docobgd.htm, персональные сайты учителей ОБЖ и многие другие. При подготовке и проведении уроков по ОБЖ целесообразно использовать сайты: «Фестиваль педагогических идей» (раздел ОБЖ) http://festival.1september.ru/articles/subjects/12 «Учительский портал» (раздел учителя ОБЖ) http://uroki.net/docobgd.htm Методические пособия, статьи для обучения в сферах безопасности, здоровья, БЖД, ОБЖ, ПДД, ЗОЖ, педагогики, методики преподавания, школ, вузов (программы, учебники) http://www.edu-all.ru/pages/links/all_links.asp?page=1&razdel=9 Поурочные тематические календарные планы, разработки уроков, сценарии, правила, акты, приказы по ОБЖ: http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docobgd.htm http://www.mchs.gov.ru – Электронная версия газеты «Спасатель МЧС». http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic – Основы безопасности жизнедеятельности. Методика и опыт. Статьи и публикации. Учебники и пособия. Экзамены по ОБЖ, а также персональные сайты учителей ОБЖ и многие другие. 3. Особенности преподавания ОБЖ в 2013-2014 учебном году В период перехода на новые стандарты особенно актуальным становится вопрос о том, какие учебно-методические комплекты соответствуют идеологии ФГОС, в том числе принципам системно – деятельностного подхода. Сегодня государственная политика в образовании направлена на обновление содержания образования и использование новых методов и образовательных технологий в преподавании, что предполагает ответственность учителя за выбор учебника. Учитель выбирает те или иные методики обучения и воспитания, что во многом определяет успешность работы по определенному учебнику. При организации изучения предмета ОБЖ, а также составлении поурочного планирования рекомендуется руководствоваться следующими документами:
В 2013-2014 учебном году в преподавании ОБЖ более детальному изучению подлежат следующие образовательные направления: - основы здорового образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье; факторы, разрушающие здоровье человека); - безопасность в социальной среде (безопасность при террористических актах, безопасность при возникновении региональных и локальных вооруженных конфликтов и массовых беспорядков); - безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций военного характера; - пожарная безопасность и правила поведения при пожаре; - основные направления деятельности государственных организаций по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; - мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; - государственные службы по охране здоровья и обеспечению безопасности граждан; - правовые основы организации обеспечения безопасности и защиты населения; - вопросы государственного и военного строительства Российской Федерации (военные, политические и экономические основы военной доктрины Российской Федерации, Вооруженные Силы России в структуре государственных институтов); - военно-историческая подготовка (военные реформы в истории Российского государства, дни воинской славы в истории России); - военно-правовая подготовка (правовые основы защиты государства и военной службы, воинская обязанность и подготовка граждан к военной службе, правовой статус военнослужащего, прохождение военной службы, воинская дисциплина); - государственная и военная символика Вооруженных Сил Российской Федерации (символика Вооруженных Сил Российской Федерации, ритуалы Вооруженных Сил Российской Федерации). 4. Рекомендации по работе с одарёнными детьми в рамках преподавания ОБЖ в 2012-2013 учебном году В рамках работы с одаренными детьми основная роль принадлежит олимпиадам и конкурсам. В олимпиадах и конкурсах по ОБЖ участвуют дети, показывающие особые, выдающиеся способности и достижения по данному предмету. Это традиционная форма работы с одаренными детьми. Понятия «детская одаренность» и «одаренные дети» определяют неоднозначные подходы к организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребенок «одарен», и задача педагогов состоит в раскрытии его интеллектуально-творческого потенциала. С другой стороны, существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и, соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания. Наличие проблем глобальной безопасности и национальных проблем, которых становится все больше, вызывает необходимость корректировки общего образования по ОБЖ, поиска и применения новых педагогических технологий, форм и методов организации учебно-воспитательного процесса. К таким формам можно отнести и Всероссийскую олимпиаду школьников, в номинации которой с 2008 года вошла и олимпиада по ОБЖ. Олимпиада по ОБЖ имеет ярко выраженную социальную направленность, где реализуется принцип олимпийского движения «Главное не победа, а участие». Методическим работникам и преподавателям - организаторам ОБЖ при подготовке к олимпиаде по ОБЖ рекомендуется использовать методическое пособие Латчука В.Н. «Всероссийская олимпиада школьников по основам безопасности жизнедеятельности» / науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПКиППРО, 2008. 5. Предпрофильное обучение Базисным учебным планом в IX классах в рамках предпрофильной подготовки введены элективные курсы (курсы по выбору). В преподавании элективных курсов рекомендуем использовать программу элективного курса по ОБЖ "Армия государства Российского и защита Отечества" (http://festival.1september.ru/articles/503035/), сборник Винник А.Л., «Основы безопасности жизнедеятельности. Программы элективных курсов. Предпрофильное обучение». 8—9 классы.В сборнике представлены две программы: «Технологии укрепления и сбережения здоровья» и «Разумный образ жизни — основа крепкого здоровья, благополучия и успеха».6. Использование оборудования для оснащения кабинета ОБЖ в 2013-2014 учебном году Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005г. № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений», приказе Министерства образования и науки РФ от 4 октября 2010 г. N 986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащённости учебного процесса и оборудования учебных помещений». Согласно Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах, а также совершенствования военно-патриотического воспитания молодежи 2010 года в образовательных учреждениях создается и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажер). Необходимо руководствоваться приложением 1 к Инструкции (п.14), которое содержит рекомендуемые нормативы материально-технического оснащения ОУ для обучения граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы.
|