Скачать 64.62 Kb.
|
Православное учение о человеке. Открытый урок по основам религиозных культур и светской этики на городском МО учителей начальных классов. Семенова Светлана Викторовна Учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11» г. Рубцовск 2012г. Тема урока: «Православное учение о человеке». Цель: познакомить учащихся с христианским представлением о душе человека. Задачи урока: Обучающие: узнать о христианском понимании взаимоотношения души и тела человека; уяснить, какие качества души составляют внутренний мир человека. Развивающая: развивать умение различать телесные и душевные свойства человека. Воспитывающая: понять, что душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт себя другим людям. Ключевые понятия: тело, душа, внутренний мир человека. Ход урока.
Учитель: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вздоха. Представьте себя крошечным беззащитным цветком. На ваших лепестках крупные капли росы. В них тревога, неуверенность, боязнь сделать что-то неправильно, плохое настроение. Они не дают вам выпрямиться, поднять голову, вздохнуть. Но вот вышло солнце. Оно осветило вас мягким тёплым светом. Вы находитесь словно в волшебном круге золотого света. Вы можете вдыхать в себя этот тёплый золотой свет. Его сила и тепло проникают в каждую клеточку вашего тела. Вы в кругу силы и сами становитесь сильными, уверенными. Запомните это чувство уверенности, оно поможет вам добиться успеха. Стряхните с себя тревожность, неуверенность, боязнь, плохое настроение. Выпрямите плечи, вдохните полной грудью, откройте глаза, улыбнитесь. Я желаю вам удачи.
Учитель: Возьмите лист А. Что вы на нём видите? Дети: цветок. Учитель: Сегодня вы будете с ним работать. Для начала поделитесь с ним своим настроением. Нарисуйте в середине цветка выражение, соответствующее вашему настроению. Покажите мне, что у вас получилось. Я очень рада, что у вас всех хорошее настроение. Любое дело нужно начинать только с хорошим настроением.
Учитель: прежде чем мы сегодня начнём наш разговор на уроке, я предлагаю вам небольшую разминку в виде кроссворда. Возьмите лист Б. Вы можете советоваться с соседом по парте, а можете работать самостоятельно. Желаю удачи! Время 3 минуты. Дети самостоятельно разгадывают кроссворд. Далее идёт проверка. Самооценка по критериям.
Учитель: Какое слово можно прочитать по вертикали? Дети: Человек. Учитель: Как вы думаете, о ком сегодня будет наш разговор? Дети: О человеке. Учитель: На каких предметах мы с вами тоже говорили о человеке? Дети: Литературного чтения, окружающего мира. Учитель: На уроках окружающего мира мы ухнали, что человек – это часть живой природы. Это научная точка зрения. Сегодня мы будем говорить о человеке с точки зрения православной культуры. Тема нашего сегодняшнего урока: «Православное учение о человеке». Как вы думаете, христианское православное учение о человеке будет отличаться от научного? В чём? Дети дают свои варианты ответов. Учитель: Сегодня мы должны уяснить для себя, чем отличается человек от животного мира.
1). Работа с понятиями тело, душа. Учитель: Послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Чудный домик». Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются. В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет. Но куда же уходит хозяйка? Туда – откуда пришла – на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах. Что же это за эконом неугомонный? Дети: Сердце. Учитель: Что такое просторная зала? Дети: Лёгкие. Учитель: светлые окошечки = это … Дети: Глаза. Учитель: Весь домик? Дети: Тело. Учитель: Кто же такая хозяйка? Дети: Душа. Учитель: Человек – это единство души и тела. В чём же их отличие? Я предлагаю вам выяснить это самостоятельно в учебной статье на странице 32 учебника. Прочтите отрывок статьи на страницах 32 – 33 и попробуйте выяснить, чем отличаются душа и тело. Дети самостоятельно изучают статью. Учитель: Что свойственно телу или плоти человеческой? Что способно делать тело? Дети: Тело ходит, бегает, ест. Учитель: Что свойственно душе человеческой. Что способна делать душа? Дети: Душа думает, мечтает, верит, любит. Учитель: Бывает ли, что тело чувствует себя не очень хорошо, а душа радуется? Приведите примеры. Дети дают свои варианты ответов. Учитель: А бывает ли такое, что тело здорово, а душа болит? Приведите примеры. Дети приводят свои примеры. Учитель: У человека есть тело и есть душа. Они должны научиться жить вместе. Что же отличает человека от животного? Дети: У человека есть душа. 2). Работа с понятиями внутренний мир человека, образ Бога в человеке. Учитель: Только у человека есть душа, которая способна думать, мечтать, верить, любить. Как вы думаете, с точки зрения православной культуры, откуда у человека такой дар, как душа? Дети: От Бога. Учитель: Христиане считают, что человек так не похож на животного оттого, что эти отличия ему были подарены Богом. Как солнце освещает землю и даёт жизнь всему живому, так и Бог одаряет душу человека своими дарами. Какие же это дары? Попробуйте разобраться в этом самостоятельно с помощью учебника. Прочтите статью на странице 33 и выполните задание № 2 на листе А. Дети самостоятельно выполняют задание. Далее идёт проверка. Учитель: Каков Бог? Дети: Бог Сам свободен. Учитель: Что есть Бог? Дети: Бог есть любовь. Учитель: Что есть Бог? Дети? Бог есть разум. Учитель: Кто есть Бог? Дети: Бог есть Творец. Учитель: Если Бог есть Творец, то что он дарит человеку? Дети: Разум. Учитель: Если Бог есть любовь, то что он дарит человеку? Дети: Любовь. Учитель: Если Бог свободен, то что он дарит человеку? Дети: Свободу. Учитель: Если Бог есть разум, то душу человеческую он одаривает … Дети: Разумом. Учитель: Благодаря этим дарам Бога каждый из нас имеет свободу выбора, способен любить, творить, учиться, мыслить. Всё это вместе составляет внутренний мир человека. И так как Бог создал человека по образу своему и подобию, то свобода, творчество, любовь, разум – это у христиан образ Бога в человеке. Из всех даров, которые имеет душа человеческая, есть один особенный дар – свобода. Благодаря ей мы все с вами разные. Мы можем по-разному мыслить, чувствовать, поступать. И качества душевные у человека бывают разные: положительные, отрицательные. Человек сам должен научиться отличать хорошие качества от плохих, сам выбирать правильный путь в жизни. 3). Работа с понятиями душевные качества положительные и отрицательные, забота о душе. Игра « Нравится – не нравится». Учитель: Я надеюсь, что вы уже научились различать отрицательные душевные качества и положительные качества, помогите теперь мне сделать это. Я буду показывать вам табличку с надписью, а вы будете мимикой и жестами показывать положительное это качество или отрицательное, нравится оно вам или нет. Из отрицательных качеств мы составим цветок слева, а из положительных – справа. Учитель показывает поочерёдно таблички, дети сигналят с помощью мимики. В итоге составляются два цветка. Учитель: А теперь мне нужны помощники. Пожалуйста, переверните лепесточки другой стороной. Какой цветок вам совсем не нравится? Почему? Также и душа человеческая. Если её подпитывать только отрицательными эмоциями и поступками, то она тоже станет тёмной. Потерять душу страшнее, чем потерять часть тела. А если подкреплять свою душу положительными эмоциями и качествами, то она будет светлой и красивой как этот цветок. Как вы думаете, от кого зависит, какой станет душа? Дети: От человека. Учитель: возьмите лист А и раскрасьте на нём цветок так, какой вы хотите видеть душу свою. Дети закрашивают цветок. 4. Закрепление. Учитель: Посмотрите на слайды. Что вы можете сказать, о душе этих людей? Дети дают свои варианты ответов. Учитель: В детстве душа каждого человека открыта и светла. Задача человека сохранить её чистоту.
Учитель: Как вы думаете, нужно ли заботиться человеку о теле? Каким образом? Дети дают свои варианты ответов. Учитель: А нужно ли заботиться о душе? Как это можно сделать? Дети дают свои варианты ответов. Дома постарайтесь порассуждать на эту тему подробнее, для этого выполнить задание № 3 на листе В.
Учитель: Чем отличается человек от животного? Дети: У человека есть душа. Учитель: Кем подарена душа человеку с точки зрения православных христиан? Дети: Душа человеку подарена Богом. Учитель: Перечислите свойства человеческой души. Дети дают свои варианты ответов. Учитель: Нужно ли человеку заботиться о душе? Дети дают свои варианты ответов. Учитель: А теперь оцените свою работу на уроке. Кто доволен своей оценкой? Спасибо за отличную работу! Я очень надеюсь, что урок сегодня стал для вас полезным и интересным. |
Визитная карточка проекта Открытый урок по основам религиозных культур и светской этики на городском мо учителей начальных классов | Тим Кларк, Александр Остервальдер. Твоя бизнес-модель: Системный подход к построению карьеры Открытый урок по основам религиозных культур и светской этики на городском мо учителей начальных классов | ||
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики» «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программыА.... | Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики... Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе... | ||
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы... Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю вiii -ivчетвертях 4-ого класса (всего... | Инструктивно-нормативное письмо «Об обучении основам религиозных... Сного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики», включающего основы православной... | ||
Пояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской... Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации... | Программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса Пояснительная записка к рабочей программе курса «основы религиозных культур и светской этики», 4 класс составлена на основе следующих... | ||
Рабочая программа учебного курса «Основы светской этики» Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4-5 классов. В рамках апробации... | Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской... В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 1 часа в неделю в III... | ||
О сновы религиозных культур и светской этики С 1 сентября 2014 года в нашей школе, как и во всех общеобразовательных учреждениях России учащиеся 4-х классов начнут изучать курс... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 классов. Комплексный учебный... | ||
Рабочая программа по «основам религиозных культур и светской этики» Модуль «Светская этика» Учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Светская этика». М., Просвещение, 2010 | Когда вводится курс «Основы религиозных культур и светской этики»? К изучению курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее орксэ) приступят с 1 сентября 2012 года обучающиеся 4 классов... | ||
Шевченко Светланы Евгеньевны по учебному предмету «Основы религиозных... «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур» | Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики... Управляющего Совета моу «Гимназия №2 г. Чебоксары» (протокол №1 от 14. 01. 2010) и педагогического совета моу «Гимназия №2 г. Чебоксары»... |